Научная статья на тему 'К вопросу о сущности электронной коммерции'

К вопросу о сущности электронной коммерции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тедеев А. Л.

Являясь по сути глобальной, децентрализованной информационной средой, имеющей коммуникационную основу Интернет представляет собой идеальный инструмент ведения предпринимательской деятельности с использованием новых технологий. При этом в качестве основной несущей конструкции экономического потенциала формирующегося в настоящий момент электронного сегмента мирового хозяйства выступает возможность переноса, основных элементов производственно-сбытовой цепочки большинства хозяйственных процессов в электронную среду, функционирующую в режиме реального времени (on-line)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности электронной коммерции»

наши сети...

к вопросу о сущности электронной коммерции

Являясь по сути глобальной, децентрализованной информационной средой, имеющей коммуникационную основу, Интернет представляет собой идеальный инструмент ведения предпринимательской деятельности с использованием новых технологий. При этом в качестве основной несущей конструкции экономического потенциала формирующегося в настоящий момент электронного сегмента мирового хозяйства выступает возможность переноса основных элементов производственно-сбытовой цепочки большинства хозяйственных процессов в электронную среду, функционирующую в режиме реального времени (on-line).

В настоящее время к глобальной сети подключены пользователи более 200 государств мира1. На начало 2008 г. экономическую деятельность в Интернете осуществляли более 2 млн. компаний2, а количество сайтов превышало 8 млн.3 В настоящее время ежегодный мировой оборот электронной коммерции превышает 15 трлн. долларов США [4]. Реклама, производство, закупка сырья, осуществление платежей, поставка товаров, реализация услуг могут осуществляться электронным способом через Интернет. Сейчас такая степень автоматизации процесса извлечения прибыли только становится правилом, но этот пример демонстрирует огромный потенциал глобальной сети для развития электронной коммерции.

1 Pruitt-Drebun A. Development of the Internet - prospects. // Magazine of IT University. - 2008. - №1. - p. 35.

2 Rosey O. Statistics of electronic commerce. // The information bulletin of electronic commerce. - 2008. - №2. - p. 56-57.

3 Davis D. Electronic Commerce. - Washington, 2007. -p. 8.

ТедеевАЛ.

докт. юрид. наук,

канд. экон. наук,

профессор,

проректор

Международной

академии

предпринимательства, г. Москва

электронная к

на начало 2008 г.

экономическую

деятельность

в Интернете

осуществляли

компаний,

а. количество

сайтов превышало

8 млн..

Сдерживающим фактором развития данного процесса является сложность регулирования вопросов правового, таможенного, налогового и иного характера в отношении таких сделок [8], а также вопросов информационной безопасности и защиты прав на интеллектуальную собственность.

Общеизвестно, что основополагающим условием эффективности применения права в качестве регулятора тех или иных общественных отношений является определенность и должная унификация (единообразность применения) понятий, терминов и институтов, составляющих основу сегмента общественных отношений (используемых участниками общественных отношений).

На сегодняшний день макро- и микроэкономическое значение цивилизованного развития электронного сегмента российской экономики не вызывает никаких сомнений. Однако, как справедливо отмечается в литературе, в настоящее время среди ученых и специалистов нет единого мнения о том, какие области ловеческой деятельности следует включать в понятие «электронная коммерция»4. Этот термин получил широкое применение сначала в зарубежных, а затем и в российских работах экономистов.

Однако использование данного понятия в качестве базового при разработке актов российского законодательства в сфере регулирования электронного сегмента российской экономики представляется неоправданным ввиду его существенных недостатков, круг которых очерчен ниже. В качестве сопоставимого по отношению к термину «электронная коммерция» может рассматриваться понятие «экономическая деятельность, осуществляемая с использованием глобальной компьютерной сети Интернет».

При этом следует учитывать, что понимание экономической деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет практикую-

4 Davis D. Е1ес:гошс Соттегсе. - 'ЭД^ЫодЮп, 2007. -р. 55.

_российсю

К54

предпринимательство, 2008, № 8 (1)

щими специалистами (в том числе и юристами) обыкновенно базируется на определении электронной коммерции в качестве совокупности действий, направленных на извлечение прибыли, на процесс осуществления и результаты которых не распространяется действие российских (да и никаких других) законов5. Научное понимание экономической деятельности, осуществляемой с использованием глобальной сети для целей выявления надлежащего порядка государственного регулирования и установления режима налогообложения, безусловно, требует синтетического определения. На сегодняшний день глобальная сеть мало исследована с точки зрения юридической и экономической специфики отношений, возникающих в связи с ее существованием и практическим применением. Поэтому общепризнанных определений понятий, используемых в сети Интернет, пока нет. Безусловно, их выработка необходима для целей формирования понятных, единообразных и простых «правил игры» - эффективного механизма правового регулирования. Следует отметить, что зарубежными и российскими исследователями понятие «электронной коммерции» наиболее часто раскрывается через определения электронного обмена данными (ряд авторов в качестве синонима используют термин «электронный документооборот»), электронного перевода денежных средств и электронной торговли. В методических и практических работах экономистов определение понятия «электронная коммерция», как правило, выглядит следующим образом:

«Электронная коммерция представляет собой экономический процесс обмена товарами и услугами на базе существующих партнерских связей с помощью электронных средств коммуникации» [8, 9].

В свою очередь, специалисты российской Ассоциации документальной электро-

5 Маликов С.С. Проблемы диверсификации предпринимательской деятельности: инновационные аспекты // Вестник экономической политики, 2007. № 11. С. 45.

интернет представляет собой идеальный инструмент ведения предпринимательской деятельности с использованием новых

информационных технологий

электронная коммерция^

В155

связи предлагают следующее определение. Электронная коммерция или электронное ведение бизнеса представляет собой сферу деловой деятельности, включающую электронный документооборот, электронную систему платежей и электронную торговлю6. Следует отметить, что отельные авторы рассматривают термин «электронное ведение бизнеса» в качестве эквивалента (синонима) по отношению к понятию «электронная коммерция». При этом под электронным обменом данными (electronic data interchange, EDI), как правило, понимается электронный обмен деловыми документами (такими как заказы на покупку, биржевые котировки, накладные на различные товары и счета-фактуры) между компьютерными программами различных компаний в стандартизированной форме. Обычно электронный обмен документами используется при ведении дел с поставщиками7. В.М. Попов, РА. Маршавин и С.И. Ляпунов определяют электронный обмен документами как «передачу стандартизирован->ix сообщений, заменяющих документы» [8]. аким образом, под электронным документо-боротом большинство исследователей понимают перемещение в компьютерной сети Интернет структурированной информации, создаваемой и интерпретируемой по определенным правилам8.

В свою очередь, под электронным переводом денежных средств, как правило, понимается: - система, оптимизирующая электронные платежи и перевод денег по защищенным частным сетям или сети Интернет между банками9;

на сегодняшний

день глобальная

сеть мало

исследована

с точки зрения

юридической

и экономической

специфики

отношений

6 См.: Электронное ведение бизнеса в России - пути к открытому глобальному рынку. Материалы конференции. - М.: Ассоциация документальной электросвязи, 1999. - с. 23.

7 David Kosiur. Understanding Electronic Commerce. -Wash. Microsoft Press, P. 248.

8 См.: Electronic Commerce in APEC Economies. - Japan External Trade Organization, 2000. P. 45.

9 David Kosiur. Understanding Electronic Commerce. -Wash. Microsoft Press, P. 267.

_россг

сийское предпринимательство, 2008, № 8 (1)

- перевод денежных средств, инициируемый с терминала, телефона или магнитного носителя (пленки или дискеты), осуществляемый посредством передачи инструкций или полномочий финансовому учреждению, касающихся дебетования или кредитования счета пользователя [1];

- перевод денег с одного банковского счета на другой с использованием средств электронного документооборота [8].

Под электронной торговлей, как правило, понимаются сделки «купли-продажи», совершенные с использованием средств электронного документооборота или совокупность действий, направленных на их заключение [9]. Однако при этом отдельные авторы [8] считают понятия «электронная коммерция» и «электронная торговля» эквивалентными. Так, авторы проекта федерального закона «Об электронной торговле в Российской Федерации», который должен ввести в правовой оборот ряд новых понятий, понимают под электронной торговлей заключение с использованием электронных средств следующих договоров, предусмотренных ГК РФ:

- купли-продажи;

- поставки;

- возмездного оказания услуг;

- перевозки;

- займа и кредита;

- финансирования под уступку денежного требования;

- банковского вклада;

- банковского счета;

- расчетов;

- хранения;

- страхования;

- поручения;

- комиссии;

- агентирования;

- доверительного управления имуществом;

- коммерческой концессии;

- простого товарищества;

- приобретения и осуществления с использованием электронных средств иных прав

электронная коммерция представляет собой процесс обмена товарами и услугами на базе существующих партнерских связей с помощью электронных средств коммуникации

электронная коммерциявЛ.

_под электронной

_торговлей,

_как правило,

понимаются сделки

_«купли-продажи»,

_совершенные

_с использованием

_средств

_электронного

документооборота

_или совокупность

_действий,

_направленных

на их

_заключение

и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности10.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о важности скорейшего разрешения проблемы научной разработки и унификации терминологии в сфере глобальной сети. Кроме того, необходимо установление единообразного толкования основных понятий и институтов в рассматриваемой сфере для целей выявления надлежащего порядка государственного регулирования и развития данного сегмента экономики.

Литература

1. Benesko G. Das e-bussiness Prinzip, Herausgegeben von IBM Consulting Group. F.A.Z.-Institut. - Frankfurt-am-Main, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Davis D. Electronic Commerce. - Washington, 2007.

3. Lovett W. Plastic Cards, Banking and Financial Law. - St.Paul, 2007.

4. Operkent A. Global Economy: problems of a choice of a way. // The World Economy. - 2008. -№1.

5. Васильева Н.М. Электронная коммерция как правовая категория // Юрист. - 2006. - №5.

6. Зажигалкин А.В. Правовые проблемы заключения контрактов, совершаемых посредством электронных средств связи (электронных контрактов) // Альманах молодых ученых. Правоведение. - 2005. - №5.

7. Тедеев А.А., Усанов В.Е. Электронное государство: монография. - М. : Элит, 2008.

8. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / В.М. Попов, РА. Маршавин, С.И. Ляпунов; под ред. В.М.Попова. - М. : Финансы и статистика, 2001.

9. Operkent A. Global Economy & Electronic Commerce. - London Business School Press, 1999.

10 Попов Н. Необходимость принятия Федерального закона РФ «Об электронной торговле» назрела. // Ин-формика. - 2007. - № 11.

_российское предпринимательство, 2008, № 8 (1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.