- Расширение использования ГГ и мобильных устройств (планшетов, смартфонов и т.п.), как в бизнес-процессах компании ее сотрудниками для связи между собой и с офисом, так и для поддержания коммуникаций с клиентами.
- Полное использование внутренней и внешней статистической информации, увеличение объема доступной информации о клиентах, поиск новых источников информации о потребителях (например, в социальных сетях).
- Инновации в сфере клиентского обслуживания, «многоканальное» взаимодействие с клиентом, вознаграждение клиента за лояльность страховщику.
- Сокращение времени «отклика» компании на клиентские запросы, предоставление быстрого и качественного обслуживания, что, в свою очередь, требует существенных вложений в ГТ и модернизацию бизнес-процессов в страховой компании.
- Изменение отношения к талантливым работникам - носителям инноваций, внедрение стратегии «управления талантами».
- Поддержание репутации бренда, гуманизация образа компании с приданием ему необходимых свойств личности.
Список литературы:
1. Банкострахование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ra-expert.ru.
2. Гребенщиков Э.С. Страхование жизни в России: большая готовность страхователей, чем законодателей // Финансы. - 2013. - № 12.
3. Зубец А.Н., Лебедева А.Д. Инновации на российском страховом рынке // Финансы. - 2013. - № 6.
4. Проблемы и ожидания малого и среднего бизнеса // Финансы. - 2013. -№ 11.
5. Сбербанк. Страхование для держателей банковских карт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sberbank.ru.
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ БАНКОВСКОГО КРЕДИТНОГО РИСКА
© Патталова Е.Р.*
Уральский институт фондового рынка, г. Екатеринбург
В статье рассматриваются существующие подходы к трактовке понятия и сущности кредитного риска коммерческого банка. Выделяются и характеризуются факторы возникновения кредитного риска.
* Магистрант.
Ключевые слова: кредитный риск, управление кредитным риском
коммерческого банка, факторы кредитного риска.
Развитие кредита, повышение его роли в жизни общества происходило постоянно на протяжении всей экономической истории человечества: начиная с древних времен и заканчивая совершенным периодом истинного роста кредитных операций и использования производных кредитных инструментов в рамках сформировавшихся мировых финансовых рынков [3, с. 2].
Рассмотрим более подробно кредитный риск, который выступает основным объектом контроля со стороны коммерческих банков и органов банковского надзора, так как большинство финансовых потерь банка связана с проведением кредитных операций. Риск по кредитным сделкам во много может быть обусловлен их техническим исполнением предназначенными и неумышленными действиями сотрудников кредитных служб, возникновением не стандартных экстремальных ситуаций, то есть влиянием операционных рисков.
В банковском деле существует множество определений кредитного риска. Поэтому необходимо привести примеры, не отличающие по сути, но с разной трактовкой. Так:
1. Кредитный риск - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо не полного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организации в соответствии с условиями договора [1, с. 1].
2. Кредитный риск - риск невыполнения кредитных обязательств перед кредитной организации третьей стороной.
На основе выше приведенного можно сделать вывод о том, что опасность возникновения этого вида риска существует при проведении ссудного и других приравненных к нему операций, которые отражаются на балансе, а также могут носить забалансовый характер.
К числу таких операций относятся:
1. Предоставление и получение кредитов (займов);
2. Размещение и привлечение депозитов;
3. Прочие размещенные средства, включая требования на получение (возврат) долговых ценных бумаг, акций и векселей, предоставляемых по договору займа;
4. Ученые векселя;
5. Уплата кредитной организации бенефициару по банковским гарантиям, не взыскивая с принципала;
6. Денежные требования кредитной организации по сделкам финансирования под уступку денежного требования (факторинг);
7. Требования кредитной организации по приобретенным по сделке правам (уступка требования);
8. Требования кредитной организации по приобретенным на вторичном рынке закладным;
9. Требования кредитной организации по приобретенным по сделкам продажи (покупки) финансовых активов с отсрочкой платежа (поставки финансовых активов);
10. Требования кредитной организации к плательщикам по оплаченным аккредитивам (в части непокрытых экспортных и импортных аккредитивов);
11. Требования к контрагенту по возврату денежных средств по второй части сделки по приобретению ценных бумаг или иных финансовых активов с обязательством их обратного отчуждения в случае, если ценные бумаги являются некотируемыми;
12. Требования кредитной организации (лизингодателя) к лизингополучателю по операциям финансовой аренды (лизинг) [4, с. 30].
При этом типология основана на выше перечисленных признаках, которые имеют и ряд других подобных признаков, которые влияют на возникновения кредитного риска. Необходимо учесть и то, что существует ряд подходов, рассматривающих кредитный риск с различных позиций. Так, существует подход, согласно которому все остальные банковские риски группируются с точки зрения сферы возникновения потенциальной опасности, сосредотачиваясь, как правило, в трех основных сферах: деятельность клиентов банка; деятельность самого банка; во внешней среде функционирования банка и его клиентов.
Как видим, кредитный риск занимает центральное место в совокупности рисков банковских учреждений, а составляющие его элементы имеют свойство наложения на структурные элементы других банковских рисков, обеспечивая их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.
Вместе с тем величина кредитного риска зависит от силы воздействия специфических факторов, присущих только данному виду банковских рисков.
Кредитный риск непосредственно зависит от факторов. К изучению, которых следует подходить комплексно, выделяя причины, находящего в сфере кредитной политики банка, хозяйственной деятельности заемщика и общего экономического состояния отрасли, региона, государства в целом. Существуют внутренние и внешние факторы, которые влияют на кредитный риск (табл. 1).
Следовательно, выше указанные внешние факторы кредитного риска также связаны с деятельностью банка - они определяют условия его функционирования. Однако эти связи различны по своему характеру: внешние факторы не зависят от деятельности банка, а внутренние - зависят [5, с. 32].
Таблица 1
Факторы, влияющие на возникновения кредитного риска [2, с. 12]
Фактор Причины
К внешним факторам относится: Факторы, воздействующие на состояние и перспективы развития экономики страны в целом, Денежно-кредитная, внешняя и внутренняя политика государства и возможные ее изменения в результате государственного регулирования. взаимосвязь Кредитной политики с ДКП банков.
К внутренним факторам относится: 1. Факторы, воздействующие осуществление сделки с физическими лицами Нестабильность экономической ситуации (финансовый кризис, отсутствие конвертируемости национальной валюты, сужение платежеспособного спроса населения, инфляции и др.); Изменение материального положение заемщика (уменьшение или увеличение зарплаты, выход на пенсию, получение наследства и др.); Кредитная история заемщика (отсутствует, положительная, отрицательная); Изменение качества обеспечения ссуды (стоимости, ликвидности); Изменение социального положение заемщика (вступления в брак, изменения состава семьи и др.); Изменение условий кредитного договора (введение или отмена моратория на уплату процентов и основного долга, штрафных санкций, изменение процентных ставок, сроков погашения основного долга и др.); Личностный характер (недисциплинированность заемщика, предоставление заведомо ложной информации, препятствование банковскому контролю, мошенничество и др.).
2. Факторы, воздействующие при осуществлении сделки с юридическими лицами Нестабильность экономической ситуации (финансовый кризис, отсутствие конвертируемости национальной валюты, сужение платежеспособного спроса населения, инфляции и др.); Изменение финансового состояния заемщика (показатели финансовой устойчивости, оборачиваемости, рентабельности, ликвидности и др.); Кредитная история заемщика (отсутствует, положительная, отрицательная; Изменение качества обеспечения ссуды (стоимости, ликвидности); Качество управления предприятием - заемщиком (образовательный уровень, квалификация и опыт работы в данной сфере руководящего звена и др.); Изменение условий кредитного договора (введение или отмена моратория на уплату процентов и основного долга, штрафных санкций, изменение процентных ставок, сроков погашения основного долга и др.); Личностный характер (недисциплинированность заемщика, предоставление заведомо ложной информации, препятствование банковскому контролю, мошенничество и др.).
3. Факторы, воздействующие на изменение кредитного портфеля Нестабильность экономической ситуации (финансовый кризис, отсутствие конвертируемости национальной валюты, сужение платежеспособного спроса населения, инфляции и др.); Изменение Денежно-Кредитной Политики Центрального банка (изменение норм обязательных резервов, ставки рефинансирования, норматив риска, государственная поддержка приоритетных отраслей и др.); Изменения кредитной политики банка (переориентация ресурсов на другие отрасли, введение новых кредитных инструментов, изменение структуры управления и др.); Личностный фактор (недостаток квалификации и опыта, микроклимат в коллективе, превышение должностных полномочий, злоупотребления и др.).
Таким образом, появление кредитного риска произошло не случайно, то есть это, прежде всего, связано с развитием кредитных отношений, что в следствии возникли некоторые проблемы в реализации данных действий. Поэтому необходимо было установить факторы, которые влияют в той или иной ситуации.
Разделение кредитного риска на риск конкретного заемщика и риск портфеля предлагает учет особенностей каждого вида риска в процессе управления. Управление каждым видом кредитного риска, помимо, общих черт имеет и ряд специфических особенностей. Важнейшим обстоятельством являются различие между целями управления. С одной стороны целью управления кредитным риском индивидуального заемщика является снижение вероятности неисполнением заемщиком своих обязательств по кредитному соглашению и минимизации потерь банка в случае не возврата кредита. С другой стороны целью управления риском совокупности кредитных вложений банка - поддержание на определенных уровнях показателей характеризующих эффективность организации кредитных операций банка.
Список литературы:
1. Письмо ЦБ РФ О типовых банковских рисках [письмо: принято ЦБ РФ: с изменениями 23.06.2004 г. №70-Т]. - М., 2004. - 2 с.
2. Банковские риски: учеб. пособие / Под ред. О.И. Лаврушина, Н.И. Ве-ленцевой. - М.: КНОРУС, 2007. - 302 с.
3. Лаврушин О.И. Кредит как стоимостная категория социального воспроизводства. - М.: Финансы и кредит, 2006. - 320 с.
4. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческих банков / Г.С. Панова. -М.: ИКЦ ДИС, 2006. - 456 с.
5. Уткин Э.А. Риск-менеджмент: учеб. для вузов / Э.А. Уткин. - М.: Тандем Экмос, 2007. - 625 с.