Научная статья на тему 'К вопросу о структурных особенностях автомобильной рекламы'

К вопросу о структурных особенностях автомобильной рекламы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1052
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИЯ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ / ADVERTISING TEXTS COMPOSITION / СТРУКТУРА РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА / STRUCTURAL FEATURES OF AUTOMOBILE ADVERTISING / КОДА / СЛОГАН / SLOGAN / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ / FUNCTIONAL TYPES OF SENTENCES / CODA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ефимова Екатерина Александровна

Статья посвящена изучению композиционных и структурных особенностей автомобильной рекламы. Анализируются функциональные особенности коды и слогана, структура рекламного текста. Проведен лингвистический анализ современных журнальных изданий за 2009-2012 гг. (“Я покупаю”, “Искусство потребления”, “Собака”, “Cosmopolitan”, “Караван историй, и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT STRUCTURAL FEATURES OF AUTOMOBILE ADVERTISING

The article is devoted to the study of the compositional and structural specifics of automobile advertising. Analyzing Functional features of the coda and slogan, advertising texts structure. A linguistic analysis of modern magazines for 2009-2012 was conducted (“I buy”, “Art of consumption ”, “Dog”, “Cosmopolitan ”, “String of stories”, etc.).

Текст научной работы на тему «К вопросу о структурных особенностях автомобильной рекламы»

УДК 33:659

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ АВТОМОБИЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

Е.А. Ефимова

Реклама сегодня имеет решающее значение в продвижении товаров и услуг, активно выполняя воздействующую функцию.

Анализ работ, исследующих структуру рекламного текста, выявил ряд специфических компонентов, которые оказывают наибольшее влияние на адресата, активизируют интеллектуальные и эмоциональные реакции, вызывают необходимые ответные действия.

В первую очередь это относится к композиции текста, которую М.Н. Кожина трактует как "форма выражения и развития темы" [1]. Средством языкового выражения композиции является делимость текста на части и сами эти части. Т.В. Матвеева использует термин "композиционный блок", имея в виду, что "композиционный блок создается соединением содержательной обособленности текстового фрагмента и его относительной структурной завершенности" [2]. Текстовая классификация композиционного блока достигается лексическими, грамматическими, контекстными, а также графическими способами (абзацное выделение, нумерация, пробел, смена шрифта и т.д.).

Структурно-содержательные части -композиционные блоки рекламных текстов -неоднократно становились предметом исследований различных ученых, большинство из которых придерживались классической схемы, характерной для всех типов текстов, т.е. выделяли такие композиционные блоки, как заголовок, вступление (зачин, экспозиция), основная часть и концовка (заключение). Исследователи предлагают, как правило, такую структуру текста: а) введение (пробуждающее интерес); б) переход (подводящий к объекту рекламы и усиливающий интерес к нему); в) информация об объекте рекламы (исходящая из идеи рекламы); г) пояснение особых пре-

Ефимова Екатерина Александровна - соискатель кафедры речевых коммуникаций и издательского дела, Южного федерального университета, 344010, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, e-mail: [email protected], т. 8(863) 2632380.

имуществ рекламируемого товара с четкой аргументацией; д) доказательство тех или иных положений (с привлечением свидетелей, включением соответствующих статистических данных и справок и т.д.); е) призыв к определенным действиям (с акцентом на эффективность использования, информация и консультации по данному вопросу и т.д.) [3].

При такой структуре текста находит отражение принцип логического развития темы, т.е. делается упор на план содержания. Для решения задач, связанных и с планом содержания, и с планом выражения рекламы, целесообразной представляется несколько иная классификация, а именно: группировка возможных структурных элементов рекламного текста в блоки, когда каждый из структурных элементов не существует сам по себе, он включен в общую систему, которая действует для выполнения единой цели. В зависимости от замысла автора, элементы рекламного текста могут варьироваться, изыматься или заменяться. Как правило, композиция рекламного текста включает в свой состав несколько типичных информационных блоков, что позволяет оперировать структурными элементами без искажения смысла. Возможность варьирования элементов рекламного текста говорит об его открытом, динамическом и развивающемся характере.

Открытость подобного текста не нарушает его цельности, поскольку даже в сокращенном варианте в любом рекламном тексте присутствуют наиболее значимые структурные элементы: формальные показатели начала и конца, знаки идентификации, и другие, необходимые смысловые элементы.

Попытаемся выявить композиционные и структурные особенности автомобильной рекламы. С этой целью проведем лингвистический анализ современных журнальных из-

Efimova Ekaterina Alexandrovna - a competitor for the academic degree of the Department of Speech Communication and Publishing Industry at the Southern Federal University, 150, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2632380.

даний за 2009-2012 гг. ("Я покупаю", "Искусство потребления", "Собака", "Cosmopolitan", "Караван историй и др.). Актуальность предлагаемого исследования обусловлена резко возросшей действенностью рекламы автомобилей в жизни современного человека и практической неисследованностью данной проблемы в научной литературе.

Предлагаемая классификация структурных компонентов автомобильной рекламы, объединенная в блоки по принципу функциональной близости, представляет собой перечень формальных и содержательных составляющих рекламного текста:

1. Заголовочный комплекс, который включает в себя название товара, логотип, призванный идентифицировать товар, собственно заголовок, задача которого - привлечь к рекламе читателя:

BMW Efficient Dynamics.Меньше топлива. Больше динамики.

2. Слоган - специфический рекламный компонент, кратко и привлекательно отражающий уникальное торговое предложение. Например:

NISSANTEANA. РОСКОШЬ В ДЕТАЛЯХ

ToyotaRAV4. Стиль - свободный.

SUBARU. Уверенность в движении.

Управляй мечтой. TOYOTA.

3. Подзаголовок - мост между заголовком и основным текстом, подводящий читателя к восприятию рекламной идеи:

ФИНАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА АВТОМОБИЛИ 2010 ГОДА (LexusGX 460).

4. Зачин тоже имеет цель заинтересовать читателя, заставить его прочитать текст, воспринять информацию; он обычно трактуется как вступление, экспозиция к основной части:

LexusGX 460 ОТ 13 700 РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ.

5. Информационный блок - основная часть текста. Здесь описывается диапазон товаров, в данном случае автомобилей, говорится о достоинствах рекламируемого объекта, его уникальных преимуществах, а также содержатся дополнительные сведения, призванные склонить потребителя к покупке данного товара. Сюда относятся указания на скидки и льготы, справки и статистические сведения:

Сегодня AudiQ7= AudiQ7 с бонусным пакетом опций Basis Plus Comfort

- обивка сидений кожей Cricket (дизайн-пакет);

- электрическая регулировка передних сидений, включая опору поясничного отдела;

- многофункциональный кожаный руль с Airbag System для управления MMI, радио и телефоном;

- парковочный ассистент, который облегчает парковку автомобиля благодаря звуковому сигналу, указывающему на расстояние до препятствия впереди и сзади, с одновременным оптическим отображением на дисплее MMI;

- информационная система водителя с цветным дисплеем;

- салонное зеркало заднего вида с автоматическим затемнением;

- адаптивная пневматическая подвеска;

- keyless entry (кнопка старт/стоп);

- рулевая кнопка с электрической регулировкой;

- пакет дополнительного освещения салона.

6. Кода - призыв воспользоваться товаром, побуждение клиента к определенным действиям, выгодным рекламодателю:

Новый Volkswagen Passat CC

НОВЫЙ GX 460. ВАШЕ УБЕДИТЕЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО.

7. Заключение призвано закрепить основную мысль всего текста, окончательно убедить читателя в справедливости всего изложенного. Здесь, как правило, даются этикетные формулы вежливости, такие, как "Мы Вас ждем по адресу...", "Мы всегда с Вами" и т.д. Например:

Приглашаем на премьеру 21-22 апреля (Volkswagen Passat CC)

8. Справочные сведения содержат почтовые и банковские реквизиты, контактные средства связи (телефон/факс):

Официальный дилер Volkswagen Л-Авто. г. Ростов-на-Дону, ул.Вавилова, 67 Д, тел. (863) 295-30-30, www.vw-rostov.ru

9. Подписи и комментарии - широко используемые дополнительные средства, которые не только поясняют, что изображено на фотографии, но и дают дополнительную информацию:

*Премия за достижения в области дизайн ИФ Дизайн; Премия за достижения в области дизайна Рэд Дот; Премия за достижения в области дизайна Гуд Дизайн;

** 5 лет. Гарантия 5 лет/150 000 км действительна на автомобили, реализуемые официальными дилерами ООО "КиаМо-

торс РУС" с 1 марта 2009 года на условиях, указанных на сайте www.kia.ru и в сервисной книжке производителя.

10. Графическая часть представлена обычно разнообразными средствами. Сюда относятся не только выделительные средства (орнаменты, рамки, шрифты, цветовые пятна, упорядочивающие знаки), но и средства, представляющие визуализацию содержания (рисунки, фотографии).

Две разновидности композиционного строения рекламных текстов представлены далее, а именно кода и слоган.

Одним из основных структурных компонентов автомобильной рекламы является кода. Кодой в теории рекламы принято называть ту часть рекламного текста, которая приводит потребителя к заключительному выводу о необходимости купить товар или воспользоваться услугой [4].

Кода может быть прямой и косвенной. Языковым выражением прямой коды в автомобильной рекламе являются, как правило, побудительные предложения, лексическое наполнение которых содержит прямой призыв купить товар, совершить действие, выгодное рекламодателю. Т.В. Лившиц справедливо отмечает, что "побуждение - один из постоянных семантических компонентов рекламы, обусловленный самой ее природой" [5].

Сказуемое в побудительных предложениях выражается чаще всего глаголами в повелительном наклонении 2-го лица, единственного или множественного числа. Например: Покоряй мир вместе с ним. Где другие боятся ступить... (Toyota Land Cruiser 100)

Купите Volkswagen Passat в ААА моторс-Запад и ощутите седьмое чувство!

Успей купить выгодно!" (автосалон Гамма).

В качестве сказуемого в косвенной коде может использоваться глагол в форме изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа будущего сложного времени. Например: Привыкайте смотреть на мир свысока (Ford Fusion).

Косвенная кода в автомобильной рекламе, как правило, выражается при помощи различных типов утвердительных предложений, смысл которых наводит покупателя на мысль совершить определенные действия в отношении рекламируемого объекта, например: Ты и Micra. Идеальная пара (Nissan Micra).

Роль сказуемого в косвенной коде может выполнять иинфинитив, содержащий ярко

экспрессивное побуждение к действию. Например: Мыслить. Чувствовать. Управлять (Subaru).

Активно используются в автомобильной рекламе в качестве косвенной коды непрямое побуждение:

Чувствуешь, что управляешь (Subaru Legacy).

Для тех, кто свободен в своих стремлениях (Ford Mondeo St 220).

Автомобиль и водитель - друг против друга. Пришло время для искушенных (новый Subaru Forester).

Достойна быть Вашей. Toyota Camry. Первоклассный бизнес-класс.

Toyota Hiace. Безупречная репутация. Достойный выбор.

Toyota Rav4. Стиль - свободный. Максимум возможностей. Максимум свободы.

Sonata. Исполнена для Вас (Hyundai Sonata).

Audi A3 Sportback. Выигрыш за явным преимуществом (Audi A3 Sportback).

Косвенная кода может содержать сообщения о качестве, цене, новизне, уникальности предмета рекламы, т.е. о тех характеристиках товара, которые влияют на решение совершить покупку. Например: Позвольте сделать Вам предложение. А-класс "Особая серия" от 795 000 рублей (Mercedes-Benz).

Имплицитное значение коды сопровождает такие приемы рекламного воздействия, как сообщения о положительных результатах применения товара. Например: Большой плюс итальянского дизайна: Chevrolet Lacetti. Развивает чувство прекрасного (Chevrolet Lacetti).

Гарантия высокого качества производства рекламируемого дорогостоящего товара такого, как автомобиль, относится к компонентам, скрыто выражающим коду: Безупречная японская собранность. Mitsubishi Lancer. Настоящий японский драйв (Mitsubishi Lancer).

Таким образом, кода - это специфический элемент структуры рекламного текста, служащий для выражения прямого и косвенного воздействия на адресата рекламы.

Другим элементом структуры рекламного текста является слоган. Слоган представляет собой уникальную аккумуляцию, отражающую сущность рекламы как языкового и культурного феномена. Наиболее исчерпывающее лингвистическое определение слогана предложил

О.А. Дмитриев: слоган - "автономная разновидность рекламного текста, обладающая всеми его прагматическими и стилистическими особенностями, состоящая из одного предложения, находящегося в отношениях взаимозависимости товарным знаком, что способствует максимальному сжатию и концентрированию рекламной информации" [6].

Автомобильный рекламный слоган -это часто повторяющаяся, короткая, запоминающаяся фраза, которая формирует у потребителя определенное эмоциональное отношение к дорогому рекламируемому товару. Основными задачами автомобильного рекламного слогана являются: привлечение внимания потребителя, информирование его, создание ассоциативного ряда с рекламируемым товаром. Автомобильный слоган призван выразить основную концепцию рекламной компании в виде оригинального, легко запоминающегося девиза [7]. Рекламный девиз повторяется во всех объявлениях, независимо от способа распространения, поэтому слоган является константой всей рекламной кампании, его своеобразной постоянной характерной чертой. В рекламе автомобилей слоган зачастую заменяет собственно рекламный текст, постепенно вытесняя его. Язык рекламы, как известно, не допускает сложных, построений, отсюда стремление к упрощенному изложению. Предложения в рекламных текстах имеют прозрачную структуру. И зачастую слоган бывает представлен одним предложением. Например: Захватывает дух (Peugeout 207CC). Хозяин дороги (Peugeot 308).

Однако не всегда слоган - это всего одно предложение, многие из них представлены двумя и более предложениями. Например: Смотри в будущее. Живи с опережением (Lexus RX 350).

По содержанию можно выделить три группы автомобильных рекламных слоганов: реклама конкретного товара, реклама марки и реклама образа фирмы.

1) Реклама конкретного товара. Задача слогана этого типа - кратко, емко, наглядно и привлекательно отразить суть уникального торгового предложения. Название товара может входить в состав слогана, а может и отсутствовать, например: Новый BMW X6. Купе без правил.

2) Реклама марки товара. Задача слогана - долговременное выделение марочного то-

вара. Например: Свобода в твоем характере. Landrover. Рожденный свободным (Land Rover Freelander). Слоган, сопровождающий рекламу каждого вида автомобилей фирмы, способствует закреплению образа фирмы в сознании потребителей, например: Mitsubishi берет дух атлетизма и помещает его в свои внедорожники. Мы не станем останавливать вас.

3) Реклама образа фирмы. Задача данной рекламы - отразить принципиальную концепцию деятельности фирмы, одну из отличительных черт воплощения ее деятельности: Chevrolet плюс достижимый идеал. Истинное удовольствие, когда автомобиль удовлетворяет вашим потребностям и подчеркивает ваши возможности.

Для усиления воздействующей силы слогана используются различные тропы -обороты речи, в которых слово или выражение употреблены в переносном значении. В рекламе автомобилей можно выделить следующие тропы:

- эпитет: Благородный облик. Завидный темперамент (Renault Megane);

- метафора: Ваш молчаливый партнер, Дорогу королю! (Cadillac);

- гипербола: Представьте, что вы читаете новый рассказ Хемингуэя. Представьте, что вы за рулем нового BMW X5. Новый BMW X5. Икона своей эпохи (BMW X5);

- литота: Невероятно MINI. Новый MINI (Mini Cooper S);

- олицетворение: Passat. Если бы все было таким разумным. Добро пожаловать в мир разумных вещей;

- оксюморон: Жемчужина эVOLVOлюции (Volvo S40).

Таким образом, лингвистический анализ современных журналов рекламного характера показал, что кода и слоган - это специфические составляющие рекламного текста, выполняющие особые задачи в структуре автомобильной рекламы. Если кода побуждает потребителя совершать действия, выгодные рекламодателю, то слоган нацелен на разрешение совершенно иных задач. Он призван способствовать узнаваемости марки автомобиля и тем самым увеличивать уровень продаж. Языковым выражением прямой коды является побудительное предложение. Косвенная кода чаще всего выражается при помощи утвердительных предложений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1983. 224 с.

2. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: Синхронно - сопоставительный очерк. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. 172 с. С. 76.

3. См.: Ксензенко О.А. Как создается текст: функционально-экспрессивные аспекты рекламного текста. М: Диалог-МГУ, 1998. 168 с.; Курганова Е.Б. Игровой аспект в современном рекламном тексте. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2004. 122 с.; Кара-Мурза Е.С. Язык современной русской рекламы // Язык массовой и межличностной коммуникации. М.: Медиа-Мир, 2007. 576 с.; Кара-Мурза Е.С. Дивный новый мир русской рекламы: социокультурные, стилистические, культурно - речевые аспекты // Словарь и культура. В честь столетия

С.И. Ожегова. М.: Индрик, 2002. 186 с.; Имишнец-кая И.А. Речевой стиль коммерческой рекламы в его жанровых разновидностях: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 2007. 22 с.

4. Фещенко Л.Г. Структура рекламного текста. СПб.: Петербургский институт печати, 2003. 256 с. С. 136.

5. Лившиц Т.Н. Реклама в прагмалингвистическом аспекте. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. инта, 1999. 354 с. С. 156.

6. Дмитриев О.А. Номинативные рекламные слоганы. Исследования по семантике и структуре синтаксических единиц. Межвуз. сб. статей. Орел, 1998. 162 с. С. 86-89.

7. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 16. М.: Прогресс, 1985. 238 с.

25 октября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.