Научная статья на тему 'К вопросу о стратегии дорожной безопасности в России и мире'

К вопросу о стратегии дорожной безопасности в России и мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Область наук
Ключевые слова
транспорт / дорожная безопасность / стратегия / аварийные риски / разъяснительная профилактика / административное воздействие / дисциплинарные меры / transport / road safety / strategy / accident risks / explanatory prevention / administrative impact / disciplinary measures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Султанова Л. М., Гутиева Н. А., Батманов Э. З., Батманова К. М.

Статья посвящена стратегии обеспечения дорожной безопасности. На базе анализа правительственного документа «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы» отмечены основные направления развития этой сферы в России. Затронута тематика, касающаяся строительства и ремонта дорог, внедрения фотои видеонаблюдения за состоянием дорожной безопасности, системы «умных светофоров». Подчёркнута необходимость изучения международного опыта в сфере совершенствования дорожной безопасности. Показаны наиболее интересные и эффективные стороны этого опыта. Отмечена превалирующая во многих странах тенденция усиления административных и правовых факторов в деле регулирования дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Султанова Л. М., Гутиева Н. А., Батманов Э. З., Батманова К. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of road safety strategy in Russia and the world

The article is devoted to the road safety strategy. Based on the analysis of the government document “Strategy for road safety in the Russian Federation for 2018 2024”, the main directions for the development of this area in Russia are noted. The subjects touched upon were the construction and repair of roads, the introduction of photo and video surveillance of the state of road safety, the system of “smart traffic lights”. The necessity of studying international experience in the field of improving road safety was emphasized. The most interesting and effective aspects of this experience are shown. The dominance in many countries of administrative and legal factors in the regulation of traffic is noted.

Текст научной работы на тему «К вопросу о стратегии дорожной безопасности в России и мире»

Султанова Л.М.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Организация и безопасность движения» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет».

Гутиева Н.А.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Проектирование зданий, городское строительство и хозяйство» Северо-Кавказский филиал ФГБОУ ВО «Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова».

Батманов Э.З.

Кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Организация и безопасность движения» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет».

Батманова К.М.

Аспирант 1 года обучения ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет».

К вопросу о стратегии дорожной безопасности в России и мире

В январе 2018 года Правительством России была принята «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы», провозгласившая курс на резкое снижение дорожно-транспортных происшествий во всех регионах страны. Квинтэссенция прописанных в этом документе задач выражена словами «стремление к нулевой смертности» [17].

Безотлагательность принятия новой стратегии, способной обеспечить безопасность движения по российским дорогам, диктовалась множеством проблем в этой сфере. В правительственном документе сказано, что «дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России и обществу колоссальный социальный, материальный и демографический ущерб» [17]. Федеральные целевые программы по повышению безопасности дорожного движения, действовавшие в 2006-2012, а затем в 2013-2018 годах, привели к ряду положительных результатов. Однако во многих субъектах Федерации ситуация на дорогах оставалась тревожной.

С 2003 по 2020 год кардинального снижения потерь на россий-

ских дорогах не произошло, ежегодный ущерб для экономики РФ в результате транспортных аварий составлял примерно 2 % ВВП, что сопоставимо с величиной годового валового продукта в любом из крупных российских регионов [10]. За этот период в результате ДТП погибли 442 тыс. человек, ранения и травмы получили 4 млн. 177 тыс. Треть погибших составили люди активного трудового возраста. 20 % пострадавших стали инвалидами. С 2007 по 2016 год в несчастных случаях на дорогах пострадало 227 тыс. детей в возрасте до 16 лет, из них 9 тыс. получили травмы, несовместимые с жизнью [8].

Новая стратегия безопасности движения представляет собой комплексную программу мер, нацеленных на предельную минимизацию числа ДТП, включая в себя широкий спектр практических действий - технико-технологических, воспитательно-профилактических, информационно-пропагандистских, административно-правовых и прочих.

Одно из главных мест отводится повышению качества автомагистралей. Ясно, что число транспортных аварий впрямую зависит от состояния дорожной сети, от наличия или отсутствия на маршрутных линиях рытвин и колдобин. Цена вопроса всем понятна, и специалисты из профильных ведомств отводят ему первоочередное внимание. В России число построенных и отремонтированных дорог непрерывно увеличивается, быстро растёт доля трасс с асфальтовым покрытием. 2022 год стал рекордным по вводу новых и обновлённых дорог. По словам российского вице-премьера М.Ш. Хуснулли-на, «можно уже уверенно сказать, что в этом году у нас будет самый большой объем отремонтированных дорог за всю историю страны» [19]. Он напомнил, что в России действует программа, направленная на приведение к норме не менее половины всех региональных дорог, а также 85% дорог крупнейших агломераций [19].

Безопасность дорожного движения определяется, помимо прочего, наличием светофоров, осветительных ламп, точной и понятной разметки. Действующая «Стратегия БДД» нацеливает региональные и муниципальные органы власти на последовательное внедрение дорожной графики, электросигнального оборудования, других технических ресурсов, позволяющих повысить безопасность на автотрассах. Работа в этом направлении продвигается динамично.

В то же время и сделать предстоит немало. До сих пор многие дороги, находящиеся вдали от крупных областных центров, лишены разметки и электроосвещения, что становится причиной немалого числа аварий.

Немаловажной мерой, призванной сократить транспортную

аварийность в стране, является наращивание количества камер фотовидеофиксации. Благодаря распространению технологий автоматической фиксации количество регистрируемых нарушений правил дорожного движения быстро растёт. Если в 2017 году в России было выписано штрафов на 105,3 млн. рублей, то в 2021 году

- уже на 179,5 млн. [16]. За первую половину 2022 года с помощью камер дорожного наблюдения количество штрафов, выписанных за нарушения ПДД, увеличилось на 19,6 % по сравнению с тем же периодом предыдущего года.

Как показывает практика, камеры фиксации являются эффективным средством укрепления дисциплины водителей, способствуя уменьшению количества крупных дорожно-транспортных происшествий и числа погибших в них. За первое полугодие 2022 года количество ДТП снизилось на 7,2 %, число погибших - на 3,9 %, раненых

- на 7,5 % [15]. К сказанному стоит добавить, что увеличение сети камер дорожного наблюдения позволяет существенно сократить штат сотрудников ГИБДД, работающих непосредственно на дорогах.

Обеспечение надёжности дорожного движения является задачей, актуальной для всех стран мира. Ведётся постоянный поиск новых концепций, методов, тактики решения этой задачи. Повсюду совершенствуются юридические основы дорожной безопасности. «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации» обращает внимание на «организацию изучения и распространения отечественного и зарубежного опыта в сфере управления безопасностью дорожного движения» [17].

Зарубежный опыт в «Стратегии» упомянут неслучайно: все страны, пережившие процесс автомобилизации, пережили и неизбежное обострение проблемы дорожной безопасности. Присмотреться к опыту этих стран было бы логично и разумно, особенно с учётом того, что многие из них добились весьма достойных показателей. В «Стратегии БДД в РФ» сказано: «В Российской Федерации основные показатели аварийности за последние годы имеют тенденцию к сокращению, что в целом соответствует мировому опыту адаптации стран к условиям растущей автомобилизации населения. Вместе с тем отечественные показатели существенно отстают от европейских. В 2016 году в Российской Федерации число погибших на дорогах составило 13,8 на 100 тыс. населения, в то время как среднее значение этого показателя в Европейском союзе равнялось 5 на 100 тыс. населения. В Швеции риск гибели в дорожно-транспортных происшествиях был ниже, чем в России, в 5 раз, в Германии - в 3,5 раза, в Великобритании - в 4,9 раза» [17].

Надо сказать, что управленческие структуры, отвечающие за безопасность дорожного движения в России, проявляют интерес к используемым за рубежом организационным и технологическим инновациям. Некоторые из них привлекаются к реализации на российской почве.

В настоящее время в мегаполисах многих крупных стран созданы сети т.н. «умных светофоров», управляемых из единых компьютерных центров. Получая информацию от датчиков, измеряющих различные параметры трафика - плотность потока, загруженность разных полос движения и т.п. - «умные светофоры» оперативно принимают решения о включении сигналов, наиболее подходящих к конкретным дорожным ситуациям. Синхронная работа светофорной сети позволяет пропускать определенное количество автомобилей и поддерживать отмеренную интенсивность на том или ином участке дороги. На сегодняшний день программа синхронизации движения доказывает свою высокую эффективность и в российских мегаполисах с интенсивной транспортной циркуляцией. К примеру, в Москве эта программа работает на Алтуфьевском и Варшавском шоссе, на Ленинском проспекте, во многих других местах. В российской столице из 40 тысяч светофоров 2,5 тысячи считаются «умными» [18].

В некоторых странах с успехом используются ноу-хау, касающиеся дорожной разметки. На дорожное полотно наносится специальная графика - шумовая, вибрационная либо светящаяся в тёмное время суток и при плохой погоде [9]. Предпосылки к активному внедрению подобных новаций создаются и в России.

Заслуживают внимания технические наработки, реализуемые в последние годы на дорогах Индии. Речь, в частности, идёт о магистральных участках, называемых «коридорами нулевой смертности». В этих «коридорах» установлены указатели, регулирующие поведение водителей, нанесена дополнительная дорожная разметка с расширенными «тактильными» краевыми линиями, издающими громкие звуки, если на них наезжает автомобиль. Установлены ограждения, не позволяющие пешеходам выходить на проезжую часть [9].

Сегодня лидирующие позиции в сфере дорожной безопасности занимают Объединённые Арабские Эмираты. На строительство и обслуживание автомагистралей в этой стране выделяются огромные средства. Дороги покрыты первоклассным асфальтом и на городских проспектах, и в окраинных переулках, и на магистралях, развязках и даже на трассах, проходящих через пустыню. Весь контроль скоростного режима возложен на автоматические радарные комплексы. Радары в ОАЭ расположены через каждые два километра, а иногда и

чаще. В городах обычных перекрестков мало, широко распространены круговое движение и многоуровневые развязки. Разметка, знаки и светофоры находятся в идеальном состоянии. Если впереди ремонт дороги, то предупреждения ставятся уже за километр, ночью светятся и мигают оповещающие таблички. Главная автомагистраль страны Sheikh Zayed Road, проходя по центру Дубая и через всю столицу Абу-Даби, имеет по семь полос движения в каждом направлении.

Если водитель в ОАЭ совершает поворот налево на зелёный сигнал, ему не придется ждать, когда проедут встречные автомобили -здесь такое, в отличие от многих других стран, недопустимо. Время работы сигнала на светофоре составляет не 20-30 секунд, как в большинстве стран, а 2-3 минуты. На съездах с основных автострад сужения попадаются крайне редко, поэтому такие съезды не становятся местом образования многокилометровых пробок, как это бывает в других странах. Водителям в Эмиратах эта проблема практически незнакома. Отлично организована дорожная разметка в местах слияния попутных потоков: разделительные полосы там отмечены конусами или специальными столбиками, надёжно зафиксированными на асфальте. На сложных участках дороги в качестве разделительных полос используются бетонные барьеры, и риск аварий здесь сводится к абсолютному минимуму [4].

Ни в одной стране мира работа по минимизации нарушений правил дорожного движения не ограничивается только техническими мероприятиями. Везде значение имеют и воспитательно-профилактические меры. Другое дело, что разъяснительная профилактика иногда сводится к разрозненным акциям; тогда как она должна носить системный, последовательный характер. Её формами могут быть публичные лекции и семинары, актуальная информация на радио, телевидении, в интернете, в печати.

Профилактическая работа должна распространяться на всех участников дорожного движения, но самой уязвимой категорией из них оказываются дети, и потому профилактике в их среде нужно уделять повышенное внимание. Детей необходимо предохранять от беспечности, побуждать к ответственному поведению при выходе на проезжую часть дороги, информировать о средствах оповещения в вечернее время - звуковых, светодиодных, световозвратных и прочих. В свою очередь, взрослым, и прежде всего - водителям, следует знать о практической проблеме, связанной с тем, что у детей отсутствует развитое периферийное зрение, формируемое лишь по достижении определённого возраста.

Расширение технических и воспитательно-разъяснительных мер

поддержания дорожной безопасности не означает отказа от применения административного воздействия на неё. В некоторых странах оно носит подчёркнуто строгий характер. К примеру, в Израиле введён запрет на пользование мобильным телефоном за рулём. Попытки обойти этот запрет оборачиваются для водителей крупным штрафом в 1,5 тыс. шекелей (27 тыс. рублей) и лишением водительских прав на три месяца [13]. Управляя транспортным средством, израильский водитель обязан держать руль двумя руками. Действуя одной рукой, он «нарывается» на штраф. Местная полиция жёстко наказывает не только за разговоры по мобильнику, но и за превышение допустимого количества пассажиров, несоблюдение скоростного режима, неправильную парковку, за выбрасывание мусора из окна автомобиля, за движение задним ходом вне парковки. Покидая машину при остановке на обочине трассы, водитель обязан надеть светоотражающий жилет. За нарушение правил предусмотрены штрафные баллы. Их учёт возложен на министерство транспорта, уполномоченное решать вопрос о конфискации авто у злостных нарушителей [2].

Жёсткая борьба с нарушениями ПДД ведётся и в Китае. Особое внимание там уделяется соблюдению скоростного режима: за превышение скорости более чем на 20 км/ч можно получить штраф в 2000 юаней (22 000 рублей). Кроме того, водителей строго штрафуют за игнорирование красного сигнала светофора, выезд на встречную полосу, за отстёгнутые ремни, езду в шлёпанцах, курение и приём пищи во время движения. Как и в Израиле, в Китае помимо разовых штрафов автомобилистам начисляют штрафные баллы, по достижении критической суммы баллов лишая водительских прав либо на три месяца, либо на полгода. Бегство с места ДТП и подделка автомобильных номеров караются тюремным сроком [3].

Балльная система практикуется и в Объединённых Арабских Эмиратах. Там все нарушения ПДД заносятся в единую базу данных, и когда у водителя набирается 24 нарушения, он лишается права садиться за руль на три месяца, если ситуация повторяется - то на полгода, если повторяется дважды - то на год. Арест автомобиля на тот или иной срок ждёт тех, кто едет без государственных регистрационных знаков, сильно превышает допустимую скорость, устраивает гонки на трассе [4].

Тенденция к наращиванию требований, касающихся ПДД, просматривается в ряде европейских стран. Так, во Франции введены строгие санкции против водителей, пытающихся использовать радар-детекторы или ОР8-программы, которые дают сведения об установленных на дорогах камерах контроля скорости. За такое «любо-

пытство» предусмотрен штраф в размере 1500 евро и конфискация запрещённых устройств [5].

В Швеции разработана и внедрена электронно-информационная платформа «Vision Zero», базовым принципом которой стала «нулевая терпимость» к нарушителям ПДД. На платформу стекаются данные обо всех дорожно-транспортных происшествиях на шведской территории, находя соответствующую реакцию со стороны профильных служб. Концепция «Vision Zero» нацелена на полное исключение гибели людей на дорогах. По этой концепции, вина за совершённое ДТП может возлагаться не только на водителей, но и на автопроизводителей, дорожно-строительные фирмы, дорожно-обслуживающие кампании. Постулат о всеобщей ответственности оказался эффективным: на сегодняшний день число погибших на шведских дорогах составляет лишь 3 человека на 100 тыс. Это самый низкий показатель в мире [10].

Отдельную, весьма болезненную проблему создают те, кто выезжает на дорогу, находясь под воздействием винных паров. Дорож-но-полицейские службы большинства стран решительно борются против таких граждан, что вполне оправданно. К примеру, в России в 2021 году доля «пьяных ДТП» во всех авариях со смертельным исходом составила 26 % [12]. В других странах, сопоставимых с Россией по количеству транспортных средств, этот показатель гораздо ниже: в Мексике - 7,8 %, в Германии - 7,5 %, в Японии - 4,9 % [14].

Суть зарубежных методик борьбы против «пьяного вождения» сводится к ужесточению административного воздействия. В Китае в случае, если «пьяное ДТП» привело к человеческим жертвам, виновника ждёт уголовное наказание - вплоть до смертной казни [3]. Жёсткие антиалкогольные меры введены в Японии и в Южной Корее. В Японии штраф за нахождение за рулём в хмельном виде достигает 1 000 000 йен (628 000 рублей), в Южной Корее - 20 000 000 вон (1 200 000 рублей). К этим штрафам в обеих странах добавляется тюремное заключение сроком до 5 лет плюс пожизненное лишение водительских прав. Штраф за отказ от прохождения теста на алкоголь в Японии составляет до 500 000 йен (314 000 рублей) с лишением свободы сроком до 3 лет, в Южной Корее - 20 000 000 вон и 5 лет лишения свободы. Если по вине нетрезвого водителя произошло ДТП с человеческими жертвами, срок заключения в Японии может доходить до 15 лет [11], а в Корее достигает пожизненного [6]. Во Франции вождение в нетрезвом состоянии влечёт за собой штраф в размере до 4,5 тысячи евро плюс лишение прав сроком до 3 лет. В случае аварии нетрезвому водителю грозит тюремное заключение [5].

Система штрафных баллов для нарушителей ПДД, которая упоминалась выше, действует не только в Израиле, Китае, ОАЭ. Она введена в 17 странах Европейского Союза. Эксперты уверенно заявляют о её позитивном воздействии на дорожную безопасность. Показательным примером стала Испания, где эта система была введена в 2006 году. С тех пор смертность на испанских дорогах уменьшилась на 75 % [7]. Зримый эффект начисления штрафных баллов выражен тем, что любители лихой езды периодически выбывают из числа участников дорожного движения. В той же Испании за 15 лет действия системы штрафных баллов временному лишению прав подверглись 289 825 водителей, причём 19 328 из них - дважды, 1 681 - трижды, 117 - четырежды и более [1].

Очевидно, что стратегические модели не могут ограничиваться проблемами сегодняшнего дня. Всякая стратегия должна быть дальновидной и прогностической. В перспективе острота проблем на дорогах будет определяться разрывом между темпом автомобилизации граждан и темпом развития дорожной сети. Требуется заблаговременное планирование мер по недопущению резкого углубления этого разрыва. Обеспечению безопасности дорожного движения призваны содействовать проводимые уже на стадии проектирования дорог комплексные технико-аудиторские мероприятия, предусматривающие оборудование автомобильных трасс разнообразными защитными средствами. Для снижения будущих рисков необходимо увеличивать число многополосных трасс, позволяющих разделять транспортные потоки. Нужна чёткая классификация дорог в соответствии с разными вариантами скоростных режимов. Следует придать системный характер работе по выявлению и реконструкции опасных участков дороги.

В перспективе будет увеличиваться роль «интеллектуального» транспорта, оснащенного системами стабилизации торможения, регулировки скорости оповещения о необходимости надеть ремни безопасности. Особое внимание будет уделяться антиалкогольной блокировке машин. В повестку дня впишется тщательная проверка медицинских показаний, фильтрация алко- и наркозависимых. Корневой смысл всех этих мер будет связан с курсом на обеспечение гарантий сохранения жизни и здоровья граждан.

Библиографический список:

1. Балльная карта: 15 лет реализации проекта. // URL: https://www.lavanguardia.com/ motor/actualidad/20210701/7568880/aniversario-15-anos-entrada-vigor-carnet-puntos-dgt-cifras-espana.html (Дата обращения: 8.12.2022).

2. Всё о дорогах и дорожном движении в Израиле. // URL: : https://passatworld.ru/

showthread.php/225689-Vse-o-dorogah-i-dorozhnom-dvizhenii-v-Izraile (Дата обращения: 5.12.2022).

3. Всё о дорогах и дорожном движении в Китае. // URL: https://passatworld.ru/showth-read.php/224977-Vse-o-dorogah-i-dorozhnom-dvizhenii-v-Kitae?s=e3b677aceec7458799 61544da1f5c209 (Дата обращения: 5.12.2022).

4. Всё о дорогах и дорожном движении в ОАЭ. // URL: : https://passatworld.ru/ showthread.php/225124-Vse-o-dorogah-i-dorozhnom-dvizhenii-v-OAE?s=e3b677aceec7 45879961544da1f5c209 (Дата обращения: 7.12.2022).

5. Всё о дорогах и дорожном движении во Франции. // URL: https://passatworld.ru/ showthread.php/224714-»Dorogi-mira»-Vse-o-dorogah-i-dorozhnom-dvizhenii-vo-Frantsii (Дата обращения: 7.12.2022).

6. Вступит в силу более жесткий закон о вождении в нетрезвом виде. // URL: https:// www. koreatimes.co.kr/www/nation/2019/04/119_267632.html (Дата обращения: 8.12.2022).

7. Испания: профиль безопасности дорожного движения в стране. // URL: https:// www.itf-oecd.org/sites/default/files/spain-road-safety.pdf (Дата обращения: 8.12.2022).

8. Куракина Е.В. Методология обеспечения безопасности дорожного движения по критерию «нулевой смертности» в дорожно-транспортных происшествиях: Автореферат на соискание учёной степени доктора технических наук. СПб.: СПбГАСУ, 2022. 42 с.

9. Необычные решения в сфере дорожной безопасности в России и мире. // URL: http://static. government.ru/media/files/g6BXGgDI4fCEiD4xDdJUwlxudPATBC12.pdf (Дата обращения: 29.11.2022).

10. Обеспечение безопасности дорожного движения: стратегии, направления, мировая практика. // URL: https://trasscom.ru/blog/obespechenie-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya (Дата обращения: 02.12.2022).

11. Остановись и сдай тест. // URL: https://www.police.pref.kanagawa.jp/eng/e_mes/ engf0006.htm (Дата обращения: 8.12.2022).

12. показатели состояния дорожного движения в 2021 году. // URL: https://stat.gibdd. ru/ (Дата обращения: 8.12.2022).

13. полиция Израиля предлагает ужесточить наказание за пользование мобильного за рулём. // URL: https://densegodnya.ru/glavnye-sobytiya/article_post/politsiya-izrailya-predlagayet-uzhestochit-nakazaniye-za-ispolzovaniye-mobilnogo-za-rulem (Дата обращения: 30.11.2022).

14. Проблема нетрезвых водителей. // URL: https://20idei.ru/ideas/19.9?utm_source= relap&utm_medium=giport.ru&utm_campaign=19.9 (Дата обращения: 8.12.2022).

15. Сведения о состоянии безопасности дорожного движения в регионах РФ. // URL: http:// stat.gibdd.ru/ (Дата обращения: 8.12.2022).

16. Сто миллиардов на дороге валялись. // URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5293024 (Дата обращения: 8.12.2022).

17. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8.01.2018 № 1-р // // URL: http://static.government.ru/media/files/g6BXGgDI4fCEiD4xDdJUwlxudPAT BC12.pdf (Дата обращения: 25.11.2022).

18. «Умный светофор». Чем он может помочь автомобилисту? // URL: https:// dzen.ru/media/ moymotorru/umnyi-svetofor-chem-on-mojet-pomoch-avtomobilistu-5db1a16a6d29c100add4855a (Дата обращения: 6.12.2022).

19. Хуснуллин заявил о рекордном количестве введённых в РФ дорог по итогам 2022 года. // URL: https://iz.ru/1425909/2022-11-15/khusnullin-zaiavil-o-rekordnom-kolichestve-vvedennykh-v-rf-dorog-po-itogam-2022-goda (Дата обращения: 27.11.2022).

20. Ляпидевская О.Б. Экономическая и экологическая эффективность строительных материалов с низким содержанием углерода // Альманах «Крым», 2022. № 34. С. 13-20.

21. Портнов Ф.А. Мероприятия по увеличению огнестойкости междуэтажного противопожарного перекрытия и их экономическая значимость // Альманах «Крым», 2022. № 34. С. 21-26.

References

1. Score card: 15 years of project implementation. // URL: https://www.lavanguardia.com/ motor/actualidad/20210701/7568880/aniversario-15-anos-entrada-vigor-carnet-puntos-dgt-cifras-espana.html (8.12.2022).

2. All about roads and traffic in Israel. // URL: https://passatworld.ru/showthread. php/225689-Vse-o-dorogah-i-dorozhnom-dvizhenii-v-Izraile (5.12.2022).

3. Everything about roads and traffic in China. // URL: https://passatworld.ru/showth-read. php/224977-Vse-o-dorogah-i-dorozhnom-dvizhenii-v-Kitae?s=e3b677aceec745879961544 da1f5c209 (5.12.2022).

4. Everything about roads and traffic in the UAE. // URL: https://passatworld.ru/showthread. php/225124-Vse-o-dorogah-i-dorozhnom-dvizhenii-v-OAE?s=e3b677aceec745879961544d a1f5c209 (7.12.2022).

5. Everything about roads and traffic in France. // URL: https://passatworld.ru/showthread. php/224714-»Dorogi-mira»-Vse-o-dorogah-i-dorozhnom-dvizhenii-vo-Frantsii (12.7.2022).

6. A tougher drunk driving law will come into effect. // URL: https://www. koreatimes.co.kr/ www/nation/2019/04/119_267632.html (8.12.2022).

7. Spain: road safety profile in the country. // URL: https://www.itf-oecd.org/sites/default/ files/spain-road-safety.pdf (8.12.2022).

8. Kurakina E.V. Methodology for ensuring road safety according to the criterion of «zero mortality» in road accidents: Abstract for the degree of Doctor of Technical Sciences. St. Petersburg: SPbGASU, 2022. 42 p.

9. Unusual solutions in the field of road safety in Russia and the world. // URL: http://static. government.ru/media/files/g6BXGgDI4fCEiD4xDdJUwlxudPATBC12.pdf (11.29.2022).

10. Ensuring road safety: strategies, directions, world practice. // URL: https:// trasscom.ru/ blog/obespechenie-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya (02.12.2022).

11. Stop and take the test. // URL: https://www.police.pref.kanagawa.jp/eng/e_mes/engf0006. htm (accessed 12.8.2022).

12. Traffic indicators in 2021. // URL: https://stat.gibdd.ru/ (12.8.2022).

13. The Israeli police proposes to toughen the punishment for using a mobile while driving. // URL: https://densegodnya.ru/glavnye-sobytiya/article_post/politsiya-izrailya-predlagayet-uzhestochit-nakazaniye-za-ispolzovaniye-mobilnogo-za-rulem (11.30.2022).

14. The problem of drunk drivers. // URL: https://20idei.ru/ideas/19.9?utm_source=relap &utm_medium=giport.ru&utm_campaign=19.9 (8.12.2022).

15. Information about the state of road safety in the regions of the Russian Federation. // URL: http://stat.gibdd.ru/ (12.8.2022).

16. One hundred billion were lying on the road. // URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5293024 (accessed 12.8.2022).

17. Road safety strategy in the Russian Federation for 2018 - 2024: Decree of the Government of the Russian Federation dated January 8, 2018 No. 1-r // URL: http://static.government.ru/ media/files/g6BXGgDI4fCEiD4xDdJUwlxudPATBC12.pdf (11.25.2022).

18. «Smart traffic light». How can he help the driver? // URL: https://dzen.ru/media/ moymo-torru/umnyi-svetofor-chem-on-mojet-pomoch-avtomobilistu-5db1a16a6d29c100add4855a (8.12.2022).

19. Khusnullin announced a record number of roads commissioned in the Russian Federation in 2022. // URL: https://iz.ru/1425909/2022-11-15/khusnullin-zaiavil-o-rekordnom-kolichestve-vvedennykh-v-rf-dorog-po-itogam-2022-goda (11.27.2022 ).

20. Lyapidevskaya O.B. Economic and environmental efficiency of low-carbon building materials // Almanac Crimea, 2022. № 34. Р. 13-20.

21. Portnov F.A. Measures to increase the fire resistance of the floor-to-floor fire-prevention overlap and their economic significance // Almanac Crimea, 2022. № 34. Р. 21-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.