Научная статья на тему 'К вопросу о стимулировании развития малого бизнеса территорий'

К вопросу о стимулировании развития малого бизнеса территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / INDICATORS OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT / СТИМУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА / STIMULATION OF SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриев Ю. А., Фраймович Д. Ю., Мищенко З. В.

В статье предложен комплекс взаимосвязанных показателей, позволяющих оценить уровень и тенденции развития малого бизнеса в конкретном федеральном округе на фоне общероссийских результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дмитриев Ю. А., Фраймович Д. Ю., Мищенко З. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF STIMULATION OF SMALL BUSINESS OF TERRITORIES DEVELOPMENT

The paper is devoted to the analysis of the complex of the interconnected indicators allowing estimating the level and tendencies of development of small business in the concrete federal district against the all-Russian results.

Текст научной работы на тему «К вопросу о стимулировании развития малого бизнеса территорий»

Вестник Института экономики Российской академии наук

5/2014

Ю.А. ДМИТРИЕВ

доктор экономических наук, профессор, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Д.Ю. ФРАЙМОВИЧ кандидат экономических наук, доцент, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

З.В. МИЩЕНКО

кандидат технических наук, доцент, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

К ВОПРОСУ О СТИМУЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ТЕРРИТОРИЙ

В статье предложен комплекс взаимосвязанных показателей, позволяющих оценить уровень и тенденции развития малого бизнеса в конкретном федеральном округе на фоне общероссийских результатов.

Ключевые слова: инновационная экономика, индикаторы развития малого бизнеса, стимулирование малого бизнеса.

1БЬ: С51, Б47.

Экономические результаты высокоразвитых стран во многом зависят от динамики развития и от функционирования малого бизнеса. Реализация курса модернизации в Российской Федерации невозможна без формирования высокотехнологичного сектора коммерциализации новых идей во всех федеральных округах и регионах. Эффективное стимулирование предпринимательства на территориях основано на получении объективной и достоверной информации о его состоянии.

Предпринимательский сектор является неотъемлемым звеном в коммерциализации инновационных знаний, а его состояние и тенденции развития служат одним из основных индикаторов динамики научно-технического развития сильного государства.

Совершенно справедливым выглядит утверждение Л.С. Блях-мана, согласно которому главным методом осуществления новой индустриализации становится массовое инновационное предпри-

нимательство. Это позволяет малому и среднему бизнесу вытеснить гигантские иерархические корпорации [2, с. 45]. Последние располагают лучшими исследовательскими лабораториями, суперкомпьютерами и т.д., но проигрывают цепям средних и малых фирм, которые переходят от традиционных рыночных связей к гибким контрактам и неформальным отношениям, основанным на доверии и оперативном учете запросов потребителей [5 ]. Поэтому в рамках данной работы представляется целесообразным дать оценку текущему состоянию и показать тенденции функционирования малого бизнеса Центрального федерального округа (далее - ЦФО) в сопоставлении с аналогичными результатами по Российской Федерации, а также сформулировать соответствующие выводы о необходимости стимулирования предпринимательского сектора территории. Постановка подобной задачи обусловлена тем, что инновационное развитие ведущих государств в преобладающей мере предопределяется масштабами деятельности именно малых предприятий, ускоренно адаптирующихся к изменениям рыночной конъюнктуры и демонстрирующих опережающую реакцию на коммерциализацию новых знаний и технологий.

Рассматривая динамику развития малого предпринимательства в РФ за 2009-2012 гг., можно отметить, что она стагнирует (см. табл. 1).

Таблица 1

Динамика развития малого предпринимательства в РФ за 2009-2012 гг.

Показатели \ год 2009 2010 2011 2012

Объем продукции на предприятие, млн руб. /ед. 10,529 11,515 12,312 11,714

Прирост по объему производимой продукции на предприятие к предыдущему году, % - 9,36 6,92 -4,86

Источник: составлено авторами по данным Росстата.

www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog.

Все это говорит об очевидном системном кризисе и о необходимости стимулирования развития малого бизнеса в округах и регионах РФ. В настоящее время на территории РФ предусмотрен широкий спектр соответствующих инструментов. Применение налоговых льгот, использование механизмов ГЧП, создание венчурных фондов, технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д., несомненно, являются серьезными мерами по стимулированию активных действий со стороны бизнеса в Российской Федерации. В свою очередь постоянно трансформируемая совокупность действующих факторов, предопределяющих уровень привлекательности предпринимательской инфраструктуры социально-экономической системы, в любом случае должна выражаться

через количественные показатели результативности, демонстрируемые как в текущем периоде, так и в динамике.

В условиях определенной недостаточности имеющихся оценочных характеристик по развитию предпринимательской деятельности в регионе или округе могут эффективно использоваться относительные величины, вычисленные на основе имеющихся официальных статистических данных. Полученные в ходе расчетов несоответствия в рамках ключевых оценочных параметров малого бизнеса территорий могут свидетельствовать о наличии неиспользованных ресурсов в федеральном округе, чрезмерном дисбалансе в пользу конкретного региона, о неустойчивых тенденциях в развитии, сильной дифференциации региональных субъектов предпринимательства и т.д.

Наше исследование осуществлялось в четыре этапа.

Первый этап. Формирование ключевых индикаторов развития малого бизнеса.

Одним из известных подходов к описанию сложных систем является замена комплексной величины на множество частных показателей, определяющих те или иные ключевые стороны рассматриваемого процесса [1]. Поэтому на базе имеющихся в официальных сборниках Росстата показателей представляется необходимым выделить и оценить серию индикаторов, характеризующих состояние, масштабы и темпы развития малого бизнеса федерального округа и национальной экономики. Среди них следует выделить следующие:

1. Индикатор результативности предприятий малого бизнеса - У{, достигнутый в отчетном периоде (2012 г.), может выражаться оборотом малых предприятий на г-й территории (в федеральном округе, либо в РФ), млрд руб.

2. Индикатор удельной результативности предприятий малого бизнеса - Яг, достигнутый в отчетном периоде (2012 г.):

V

Я = -, (1)

п,

где Пг - число малых предприятий на г-й территории.

Коэффициент вариативности кы по обороту (объему продукции) малых предприятий регионов г-й территории в отчетном периоде (2012 г.):

> (2)

где - среднее квадратическое отклонение значений оборота малых предприятий в регионах г-й территории; V, - среднее региональное значение оборота малых предприятий г-й территории.

Коэффициент вариативности кг по удельной результативности малых предприятий регионов г-й территории в отчетном периоде (2012 г.):

кп=Я, (3)

где аг{ - среднее квадратическое отклонение значений удельной результативности малых предприятий в регионах г-й территории; Я - среднее региональное значение удельной результативности малых предприятий г-й территории.

Показатель устойчивости развития г-й территории по обороту продукции малого предпринимательства:

; ' , (4)

где ¡ы - коэффициент влияния фактора времени Ь в линейном уравнении регрессии V = ¡ы • Ь + Ъы;

- постоянное смещение;

р - уровень значимости влияния фактора времени Ь на показатель V, определяемый при проведении дисперсионного анализа;

а - критическое значение уровня значимости р.

Показатель устойчивости развития г-й территории по удельной результативности малого предпринимательства:

яп=\п , (5)

[0, р >а

где ¡гг - коэффициент влияния фактора времени Ь в линейном уравнении регрессии Щ = ¡г • Ь + Ъу{;

Ън - постоянное смещение;

р - уровень значимости влияния фактора времени Ь на показатель Щ, определяемый при проведении дисперсионного анализа.

Второй этап. Оценка результатов функционирования малого бизнеса конкретного федерального округа и страны.

На основе официальных источников Росстата1 для оценки индикаторов (1) - (4) сформирован массив данных по объемам продукции и количеству субъектов малого предпринимательства по регионам Российской Федерации за 2000-2012 гг.

В таблице 2 представлены показатели Vi и Щ для РФ в целом и регионов ЦФО за 2012 г.

1 www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog.

Таблица 2

Показатели функционирования малого бизнеса социально-экономических систем РФ за 2012 г.

Социально-экономическая система Оборот малых предприятий, млрд руб. Число малых предприятий на конец года, тыс. ед. Результативность малого бизнеса, млн руб. /ед.

Российская Федерация 23463,7 2003 11,714

Центральный федеральный округ 8731,8 564,6 15,465

Белгородская область 214,8 21,9 9,808

Брянская область 141,8 11,4 12,439

Владимирская область 165,5 17,8 9,298

Воронежская область 286,4 22,1 12,959

Ивановская область 171,7 18,2 9,434

Калужская область 167,9 12,5 13,432

Костромская область 79,5 8,4 9,464

Курская область 102,8 10 10,280

Липецкая область 152,9 12,3 12,431

Московская область 1255,9 75 16,745

Орловская область 70,2 7,8 9,000

Рязанская область 162,9 14,8 11,007

Смоленская область 130,3 13,6 9,581

Тамбовская область 108,4 8,6 12,605

Тверская область 128,2 18,8 6,819

Тульская область 171,3 23,2 7,384

Ярославская область 264,8 26,9 9,844

г. Москва 4956,5 241,3 20,541

Показатели вариативности кы по обороту (объему продукции) малых предприятий и по удельной результативности кг регионов для ЦФО рассчитываются также по данным табл. 2. Оценка этих индикаторов для РФ предполагает анализ расширенного массива данных по всем регионам страны. Результаты расчета стандартного отклонения, среднего арифметического и коэффициента вариации по абсолютной и удельной результативностям малого бизнеса ЦФО и РФ за 2012 г. представлены в таблице 3.

Таблица 3

Анализ вариативности функционирования малого бизнеса социально-экономических систем за 2012 г.

Социально-экономическая система Анализ данных по результативности Анализ данных по удельной результативности

млрд руб. млрд руб. К! млн. руб. / ед. к,, млн руб. / ед. К!

ЦФО 1146,81 485,1 2,36 3,31 11,28 0,29

РФ 593,1 293,3 2,02 3,42 10,13 0,34

Для расчета пятого индикатора устойчивости развития по обороту по условию (4) необходимо провести парный регрессионный анализ для зависимой Vt и независимой t переменных.

На рис. 1 представлены диаграммы рассеяния наблюдаемых значений для ЦФО, график парного уравнения регрессии (сплошная линия) и границы доверительного интервала уравнения регрессии (пунктирные линии) для Vцф0 и t. Значение коэффициента корреляции (г = 0,9509) для указанных переменных свидетельствует о сильной линейной взаимосвязи между оборотом малого бизнеса ЦФО и временем. Уравнение регрессии имеет вид: Vцф0 = 1717809,21 + 858,57^ Уровень значимости (р^0) меньше критического значения, равного 0,05, что позволяет, в соответствии с условием (4), принять значение устойчивости для ЦФО sv = 858,57.

Аналогично рассчитывается показатель устойчивости абсолютной результативности малого бизнеса от времени для РФ. Найденная регрессионная зависимость Vpф = -4413165,09 + 2205,52t является статистически значимой, т.к. р ~ 0. Высокое значение коэффициента корреляции (г = 0,9696) свидетельствует о сильной линейной взаимосвязи между оборотом малых предприятий в РФ и временем. Это позволяет, в соответствии с условием (4) принять значение устойчивости для РФ sv = 2205,52.

В рамках оценки шестого индикатора используются уже удельные показатели результативности малого бизнеса от времени для ЦФО и РФ.

Диаграмма рассеяния для ЦФО (см. рис. 2) демонстрирует устойчивость рассматриваемой ситуации. Стремящееся к единице значение коэффициента корреляции (г = 0,9045) свидетельствует о сильной линейной взаимосвязи между удельной результативностью малого бизнеса ЦФО и временем. Уровень значимости р~0 меньше 0,05, что позволяет по уравнению RЦФ0 = -2171,19 + 1,086^ в соответствии с условием (5), принять значение устойчивости для ЦФО sr = 1,086.

12000

10000

еооо

6000

4000

2000

-2000

х' г * . /

У ........X......, / с X -*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 /

<

X

■ -*'*' У > X < **

у

1990 2000 2002 2004 2006 200В 2010 2012 2011

Рис. 1. Двухмерная диаграмма рассеяния и график уравнения регрессии по обороту малого бизнеса ЦФО от времени

14

12 10 е в 4

< >1

х; >х" *

• '"* У X X

О у у/

______________________ XXX Л

.X Г /' X .X г

""" х; X

* * * * -

-2 1938

2000

2002

2004

2006

200В

2010

2012

2014

Рис. 2. Двухмерная диаграмма рассеяния и график уравнения регрессии удельной результативности малого бизнеса ЦФО от времени

Показатель устойчивости развития РФ по критерию удельной результативности малого предпринимательства за тринадцатилетний период 2000-2012 гг. определяется по аналогии с предыдущими расчетами настоящего исследования на основе общероссийских данных. Выполненный регрессионный анализ позволил по зависимости Rpф = -2375,35 + 1,188t найти коэффициент корреляции (г = 0,8562) и уровень значимости (р = 0, меньше 0,05). Это позволяет, в соответствии с условием (5) принять нормативное значение устойчивости по результативности малого бизнеса в РФ в размере sr = 1,188.

Третий этап. Анализ тенденций в развитии малого сектора экономики территорий.

Логика выполненных расчетов требует проведения сводного анализа, позволяющего соотнести развитие малого сектора экономики ЦФО с соответствующими общероссийскими результатами. Кроме того, в силу неодинаковой размерности полученных индикаторов необходимо их нормирование. При этом базовое значение по РФ по всем показателям принимается за 1 (100%). По индикаторам (1)-(2), (5)-(6) нормирование осуществляется отношением значений для ЦФО к РФ. Для показателей (3)-(4) нормирование выполняется в обратном порядке. Это обусловлено тем, что значение индикаторов вариативности имеет противоположную зависимость с улучшением ситуации. Естественно, чем выше межрегиональный разброс в показателях функционирования малого предпринимательства, тем более рискованной и непредсказуемой является ситуация в этом секторе экономики.

В таблице 4 приведены сводные результаты расчета показателей (1)-(6) для ЦФО и принятые предельные (эталонные) значения для РФ.

Таблица 4

Результаты нормировки индикаторов (1)-(6) для ЦФО и РФ

Индикатор Значения для ЦФО Значения для РФ

фактически полученные нормированные фактически полученные нормированные

V! 8731,8 0,37 23463,7 1

15,465 1,32 11,714 1

кы 2,36 0,86 2,02 1

К! 0,29 1,17 0,34 1

858,57 0,39 2205,52 1

1,086 0,91 1,188 1

Учитывая, что оценка возможностей функционирования малого сектора экономики округа производится по множеству отдельных показателей (1)-(6), то общий результат целесообразно представить в виде лепестковой диаграммы, которая представлена на рисунке 3 по сводным данным из таблицы 4.

Таким образом, результаты сопоставления показателей (1)-(6) по ЦФО и РФ позволяют сделать вывод о том, что в целом величины удельной результативности функционирования малого бизнеса округа (индикаторы Я;, кг) выглядят более предпочтительными на фоне среднероссийских значений. ЦФО можно отнести к округам, имеющим относительно высокие возможности осуществления модернизацион-ных процессов и коммерциализации нововведений за счет малого сектора экономики, о чем может свидетельствовать величина удельной результативности Я за 2012 г., на 32% превышающая средний оборот в расчете на одно малое предприятие по стране.

С другой стороны, малый бизнес ЦФО демонстрирует за 20002012 гг. не самую высокую устойчивость по результативности, что заставляет констатировать факт наличия недоиспользованных резервов в предпринимательском секторе территории и необходимости наращивания его инновационно-воспроизводственного потенциала.

Рис. 3. Лепестковая диаграмма для оценки функционирования малого сектор экономики ЦФО на фоне РФ по показателям (1)-(6)

ЦФО

— РФ

В результате проведенного анализа сформирован набор показателей для определения уровня функционирования малого предпринимательского сектора территории на примере ЦФО и РФ. При этом система показателей (1)—(6), основанная на использовании методов математической статистики, позволяет учесть текущую производительность малого бизнеса на территории (/¡Я.), межрегиональную бизнес-дифференциацию (кы, кп), а также тенденцию развития малого бизнеса по абсолютной и удельной результативностям за 13-летний период времени (вы, вп). Исходя из этого предложенная серия критериев и использованные методы математической статистики дают возможность сопоставить предпринимательский климат территорий и сформулировать гипотезы об уровнях коммерциализации нововведений по минимально возможному объему статистический информации.

Возникает закономерный вопрос в отношении тех регионов, в которых малое предпринимательство осуществляется по «отстающему сценарию», что в итоге влияет на ухудшение общих показателей по округу. Поэтому для идентификации таких регионов в ЦФО в сложившейся ситуации (за 2012 г.) на основе данных официальной статистики был выполнен кластерный анализ по трем критериям: 1) удельная результативность малого бизнеса, млн руб. / ед. (см. табл. 2); 2) оборот малого бизнеса в расчете на душу населения, млн руб. / чел.; 3) эффективность инвестиций в основной капитал субъектов малого предпринимательства, руб. /руб.

Полученная кластерная дендрограмма (см. рис. 4) позволяет классифицировать регионы ЦФО на группы по критериям объемов произведенной малым бизнесом продукции в расчете на одно предприятие, одного жителя и рубль инвестиций, вложенных в основные фонды. Кодировка регионов (С1...С18) соответствует принятому порядку представления субъектов в периодических изданиях Росстата.

Безоговорочным лидером ЦФО по рассматриваемым критериям является Белгородская область (С1). Например, отдача с рубля инвестиций, вложенного в основной капитал малого сектора экономики региона (176,23 руб. /руб.), более чем в два раза превышает вторую по величине эффективность по Орловской области (73,61 руб./руб.). При этом достаточно «провальными» выглядят аналогичные показатели в Московской области (С10) (1,28 руб./руб.) и г. Москва (С18) (1,52 руб. / руб.), в то время как индикаторы удельной результативности малого бизнеса в двух последних субъектах являются самыми высокими по ЦФО (см. табл. 2). Выполненные расчеты позволяют идентифицировать группу низкоактивных в предпринимательском плане регионов, выделенную овалом на графике: Владимирскую (С3), Курскую (С8), Рязанскую (С12), Смоленскую (С13), Калужскую (С6), Воронежскую (С4), Липецкую (С9), Тамбовскую (С14), Тверскую (С15) и Тульскую

Рис. 4. Кластерный анализ регионов ЦФО по показателям эффективности функционирования малого бизнеса за 2012 г.

(С16) области. Естественно, указанные субъекты в целях сокращения бизнес-дифференциации по ЦФО в первую очередь нуждаются в федеральной поддержке, а также более выверенном контроле за использованием инвестиционных ресурсов со стороны региональных властей.

Необходимо заметить, что предложенный подход к оценке развития малого бизнеса территорий является универсальным и может быть применим (при наличии соответствующей статистики) абсолютно ко всем социально-экономическим системам, начиная с муниципальных округов и заканчивая федеральным уровнем. К тому же сопоставление по представленной методике состояний малого бизнеса в других региональных образованиях позволит идентифицировать определенные изъяны и ориентиры для развития. Но основную роль при корректировке условий функционирования инновационного предпринимательства должно играть государство. По справедливому замечанию исследователей, для перехода к новой экономике необходимо коренное изменение функций государства и его отношений с бизнесом, справедливая конкуренция [7], новая структура фирм [4].

Четвертый этап. Определение вариантов стимулирования малого бизнеса в регионах.

Говоря о конкретных мерах стимулирования развития малого бизнеса, можно подчеркнуть, что теорией и практикой, в том числе зарубежной, сформировано множество соответствующих механизмов.

Инфраструктурную основу инновационной предпринимательской деятельности составляют технопарки, технополисы, инноваци-

онно-технологические комплексы, технико-внедренческие зоны и т. п. Например, в технопарках, предназначенных для поддержки малого инновационного предпринимательства, осуществляются взаимосвязи между научными организациями, университетами и потребителями инноваций, создаются благоприятные условия для перехода от идеи к конечному перспективному продукту [9, с. 34].

В свою очередь, как показывает опыт передовых инновационных систем, тандему науки и бизнеса в целях создания качественных инновационных продуктов просто необходима поддержка органов власти, научных и общественных организаций, финансовых структур, особенно в начальной стадии формирования инновационной экономики.

Как справедливо отмечает Д. Е. Сорокин, осуществление масштабных инвестиционных проектов модернизации может принести общеэкономический эффект лишь при их реализации через механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). Главная задача предпринимательства в этом случае - обеспечить трансферт создаваемых технологий в экономику [11, с. 19-20].

Необходимо отметить, что подлинно рыночные отношения в нашей стране между хозяйствующими субъектами не складываются, зачастую подменяясь неумелым администрированием, а конкурентная борьба, которая во всем мире является важнейшим стимулом экономического развития, все больше превращается в бесконечную череду мошенничеств и «недружественных поглощений» [6, с. 128].

При отсутствии стимулов к активизации деятельности у российских предпринимателей государство должно осуществить решительные меры по созданию институциональной среды, мотивирующей отечественных бизнесменов в направлении технологического развития. Только такие действия создадут необходимые и достаточные условия для перевода российской экономики на более эффективный вектор [ 11, с. 20]. По мнению О.Г. Голиченко, при создании условий для повышения инновационной активности предпринимательской среды на первый план выходят проблемы возникновения в стране эффективного собственника, конкуренции, механизма правовой защиты инвестиций, формирования благоприятного инвестиционного климата в высокотехнологичных секторах обрабатывающей промышленности, стимулирование мотивации к производству технологически сложного продукта [3, с. 21].

При этом, согласно аргументированным выводам, потребуются институциональные и структурные трансформации, которые в рамках реализации в нашей стране эффективного ГЧП позволят:

- установить для бизнеса (отечественного и зарубежного) правила игры, сформировать подлинно рыночные отношения между хозяйствующими субъектами, развязать их деловую инициативу;

- обеспечить возможность реализовывать долгосрочные планы деятельности в России, создать некомфортную обстановку для предпринимателей с психологией временщиков;

- ослабить позиции коррупционеров и организованной преступности;

- значительно сократить масштабы теневой деятельности и утечки капитала из России [6 , с. 130-131].

Как показали опросы представителей малого и среднего бизнеса в российских регионах, проведенных Центром ОПОРА, низкая доступность финансовых средств - одна из важнейших проблем для их развития. Одна треть респондентов отметила практическую невозможность привлечения средств более чем на один год. Что касается венчурного инвестирования, то тут оценки еще более пессимистичные: более 46% респондентов заявили об отсутствии доступа к нему [8 , с. 77-78].

По оценке Министерства финансов Российской Федерации, число действующих льгот приближается к 200, что, в свою очередь, затрудняет процесс администрирования. Однако, несмотря на эти меры правительства, исследователи констатируют факт неэффективности льготных налоговых инструментов (инвестиционный налоговый кредит, амортизационная премия, специальные налоговые льготы для малого инновационного бизнеса и пр.). В то же время ни государственные ведомства, ни органы статистики не располагают полными сведениями о результативности налоговых льгот, поскольку отсутствует система их мониторинга и оценки эффективности внедрения. Это не дает возможности для принятия объективного решения о продлении или отмене тех или иных преференций [10, с. 10].

В условиях модернизации предпринимательский ресурс общества должен быть задействован максимально эффективно. От степени генерации инновационных идей и методов стимулирования субъектов их коммерциализации в конечном итоге зависит экономическое состояние государства, его безопасность и качество жизни населения. Выполненные в данном исследовании расчеты и полученные результаты могут являться базой для определения проблем и перспектив в развитии малого бизнеса регионов, округов и страны в целом.

Литература

1. Адлер Ю.П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1976.

2. Бляхман Л.С. Новая индустриализация: сущность, политико-экономические основы, социально-экономические предпосылки и сопровождение // Проблемы современной экономики. 2013. № 4.

3. Голиченко О.Г. Возможности и альтернативы инновационного развития России // Инновации. 2013. № 5 (175).

4. Дмитриева О. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов // Вопросы экономики. 2013. № 3.

5. Заславская Т. Социоэкономика как актуальное обоснование междисциплинарной интеграции // Вопросы экономики. № 5.

6. Корнилов М. Государственно-частное партнерство как стратегический рыночный механизм // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 12.

7. Кудрин А. Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России // Вопросы экономики. 2013. № 3.

8. Ленчук Е.Б. Формирование инновационной инфраструктуры в российских регионах // Вестник Института экономики РАН. 2013. № 5.

9. Неустроев С.С. Методологические аспекты формирования региональной системы «наука - образование - инновации» // Экономика и управление. 2012. № 4.

10. Петраков, Н.Я., Цветков В.А. К вопросу о реорганизации науки и наукоемкого сектора // Экономист. 2013. № 10.

11. Сорокин, Д.Е. Четвертый вектор российской экономики // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 11.

YU. DMITRIEV

Doctor habilitatus in economics, professor of the Vladimir state university named

after A.G. and N.G. Stoletov, Vladimir, Russia

[email protected]

D. FRAYMOVICH

PhD in economics, associate professor of the Vladimir state university named

after A.G. and N.G. Stoletov, Vladimir, Russia

[email protected]

Z. MISHCHENKO

PhD in economics , associate professor of the Vladimir state university named

after A.G. and N.G. Stoletov, Vladimir, Russia

Zvm2002@rambler

TO THE QUESTION OF STIMULATION OF SMALL BUSINESS OF TERRITORIES DEVELOPMENT

The paper is devoted to the analysis of the complex of the interconnected indicators allowing estimating the level and tendencies of development of small business in the concrete federal district against the all-Russian results.

Keywords: innovative economy, indicators of small business development, stimulation of small business. JEL: M21, R10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.