Научная статья на тему 'К вопросу о стилях при применении ИКТ в учебном процессе вуза'

К вопросу о стилях при применении ИКТ в учебном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ / СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никулова Г. А., Боброва Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о стилях при применении ИКТ в учебном процессе вуза»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ

Г. А. Никулоеа, Л.Н. Боброва

К ВОПРОСУ О СТИЛЯХ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

"...можно смешивать любые стили, но эта мешанина должна иметь стиль"

Г Лауб

Появившийся в последние десятилетия новый и весьма активный фактор организации и управления учебным процессом -информационные компьютерные технологии (ИКТ) и связанные с ними цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - заставляет обратить пристальное внимание на его влияние на продуктивную деятельность всех участников этого процесса - как обучаемых (о чем в последнее время ведется оживленная дискуссия в печатных и Шете1:-изданиях), так и преподавателей, от которых, собственно, и зависит масштаб и способ использования ИКТ и ЦОР.

Многочисленные исследования доказали важность учета стилей обучения учащихся. Более того, показано, чем органичнее сочетание стилей обучения учащихся и стилей преподавания, тем выше учебные достижения [5]. Под "обучением", как правило, понимают совместную целенаправленную деятельность педагога и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание [8]. В данной статье понятия "обучение" и "стили обучения" будут рассматриваться по отношению к деятельности преподавателя.

Очевидно стиль преподавания отражается не только на эффективности передачи знаний и их усвоении, но и на развитии и реализации познавательных стилей обучаемых. "Неискреннее" или неумелое внедрение новых технологий может нанести непосредственный и очевидный вред самому учебному процессу,

а именно, уменьшить навыки общения и рассуждения, навыки устного счета, привести к деградации других свойств когнитивного характера - воображения, образного или логического мышления (при соответствующем выборе ЦОР).

Заметим, что упоминаний о стилях преподавания в педагогических и психологических источниках значительно меньше, чем о стилях учения (обучения учащихся). В стиле преподавания (СП) можно выделить [2]:

- объективную составляющую - организационный стиль, который связан с организацией и методикой ведения учебного процесса и определяет выбор способов предъявления учебных материалов, соотношения теории и практики, выбор задач, методов оценивания достижений учащихся, средств обучения и т. п.). Эта составляющая определяется доминированием определенной группы методов в общей системе методов и приемов обучения;

- субъективную составляющую - личностно-поведенческий стиль, или стиль "учительствования" [2], включающий форму и тон общения преподавателя с обучаемыми, зависящий от психологических особенностей личности, квалификации, педагогического и жизненного опыта преподавателя, от его личных ориентиров и эталонов преподавания.

Считается, что первая составляющая легче поддается благоприятным изменениям, чем вторая. Однако и "объективный" стиль берет начало и наследует черты личностного стиля,

© Никулова Г. А., Боброва Л. Н., 2009

179

что отражается как на выборе стратегии и тактики учебного процесса, так и на выборе конкретных программных продуктов; поведении при возникновении проблем, связанных с их применением; ориентацией на "сетевой" или локальный вариант ведения занятия; распределении времени на учебные работы с применением ИКТ и без них.

Один из типов систематизации стилей обучения (объективная составляющая) приведен в [1]:

- репродуктивный стиль ориентирован на передачу обучаемым базовых знаний и проверку уровня их усвоения. Главная черта стиля - репродукция и определенность, наличие жесткой системы требований преподавателя к быстрому, точному и прочному усвоению знаний, умений и навыков. Место ИКТ и ЦОР в данном случае также весьма определенно - справочники, словари, тестирующие оболочки, презентации. Этот стиль целесообразно применять на первом этапе мастер-классов при обучении дисциплинам блока ИКТ;

- творческий стиль ориентирован на стимулирование обучаемых к творчеству в познавательной деятельности, поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем. Главные черты стиля - высокая степень самостоятельности обучаемых и развитый диалог "преподаватель-обучаемый", поддержка инициатив последних. Этот стиль наиболее эффективен при применении метода проектов в обучении с использованием ИКТ (как индивидуальный, так и коллективный вариант);

- эмоционально-ценностныт стиль ориентирован на развитие образного мышления и коммуникативных способностей обучаемых. Главные черты - обеспечение эмпатического понимания и ценностно-смыслового восприятия как учебного материала, так и личности самого преподавателя. В рамках этого стиля выделяют дополнительные стили:

а) эмоционально-импровизационный стиль, для которого характерен акцент на логичность в представлении наиболее интересных обучаемым учебных материалах. Этот стиль эффективен при преподавании в

сильной и подготовленной аудитории, в арсенале преподавателя, как правило, много инструментов и методов, среди которых ЦОР занимают самое видное место, ввиду их гибкости и масштабности;

б) эмоционально-методичныш стиль -характеризуется повышенной упорядоченностью построения учебного процесса, оперативностью и методичностью в решении конкретной учебной задачи;

в) рассуждающе-импровизационныш стиль - характеризуется ориентацией на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, сочетание интуитивности и рефлексивности. Носители этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуаций на уроке, у них отсутствует самолюбование. Им присуща традиционность и осторожность в поступках;

г) рассуждающе-методичныш стиль -отличается консервативностью в использовании средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия с обучаемыми. Высокая методичность сочетается со стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями; особое внимание уделяется слабым учащимся. Основная цель такого вида обучения - это передача-усвоение знаний и применение их на практике.

Отдельно можно выделить объяснительно-иллюстративный стиль обучения, который не является самостоятельным, а активизируется внутри доминирующих стилей по мере необходимости.

Понятно, что в большей части случаев реализуется комбинация стилей, в зависимости от конкретных целей, аудитории и условий учебного процесса.

Анализируя довольно разнородные сообщения по поводу второй, личностноповеденческой составляющей стиля преподавания, мы предприняли попытку систематизировать ее проявления с учетом полярных черт по каждому из направлений (критериев) (рис. 1) [2], [4], [6], [7], [9].

Кратко охарактеризуем проявления каждого из типов/черт личностно-поведенческой составляющей СП в условиях применения ИКТ:

- лево/правополушарныш тип - в соответствии с доминированием левого и правого полушария выделяют "думающий" и "ощущающий" стиль. В основном преподаватели университетов предпочитают думающий стиль [4]. Этот стиль, связанный с абстрактно-логическим и образным мышлением соответственно, проявляется прежде всего в выборе видов ЦОР и определении их места и функций в учебном процессе (лекции, лабораторные занятия, контроль знаний и проч.). К сожалению, большинство современных способов и стилей преподавания "однополушарны", т. е. обращены только к одному полушарию мозга - левому, отвечающему за логическое, рациональное начало в мышлении. Возможности правого, доминирующего при образном способе восприятия информации и в целом - познания, используются в недостаточной степени, что

негативно отражается на учебном процессе, формализуя знания, затрудняя их последующее применение [3];

- рефлективный/импульсивный тип, определяет разницу в реакции преподавателя на изменение ситуации на занятии - сложный или "провокационный" вопрос студента, техническая проблема, связанная с использованием компьютера, когда преподаватель должен выбрать одну из линий поведения: отложить проблему для более внимательного анализа; попытаться разобраться "на месте"; предложить студенту разобраться в проблеме самостоятельно; разрешить (и даже спровоцировать) "мозговой штурм", поощряя коллективную работу студентов; наконец, в целях экономии времени обратиться к специалисту[6].

- адапторы/инноваторы - два резко противоположных стилевых полюса [7]. Адаптеры обычно выбирают стабильные и хорошо структурированные условия, берегут традиционную проверенную временем практику, стремятся к унификации, стандартизации и,

Рис. 1. Классификация направлений проявления личностно-поведенческой составляющей

стиля преподавания

как правило, либо сопротивляются внедрению ИКТ, либо выбирают готовые, хорошо зарекомендовавшие себя ЦОР. Инноваторы предпочитают изменения, являются генераторами идей, активно внедряют ИКТ, пытаясь создавать авторские продукты или использовать многочисленные оболочки, предполагающие модификацию встроенных учебных материалов или наполнение модулей собственными материалами. Инноваторы мобильны и изобретательны, как правило, это относительно молодые преподаватели, имеющие естественно-научное или техническое образование и базовые знания по ИКТ;

- активист/мыгслителъ/теоретик/прагма-тик - доминирование этих стилевых типов в некоторой степени связано с видом преподаваемой дисциплины (выстроим для примера соответствующую цепочку: языки программирования/философия/теоретическая физика/экономика), и, видимо, предается по наследству преподавателями своим ученикам (учителям в будущем) [9];

- по способу взаимоотношений со студентами обычно выделяют следующие стили: ”скорее демократический”, "скорее авто-ритарныш", диалектичныт и даже - "скорее попустителъский" [4]. Традиционно считается, что наиболее оптимальным является демократический стиль ведения занятий, но иногда необходима именно авторитарность -например, в случаях: конфликтной ситуации; значительного "разрыва" между квалификацией участников и решаемой задачей (например, при реализации режима занятия с использованием ИКТ в стиле "мастер-класс"); внешних воздействий и т.п;

- по типу предпочтений при восприятии и передаче информации различают следующие стили предъявления информации:

а) визуалъныгй стилъ, характеризующий использование вместо значительной части слов рисунков, диаграмм, блок-схем графов, деревьев и других элементов, а также ориентированный на чтение/запись - многие академические методики исключительно направлены на этот стиль. При этом

максимум восприятия сдвинут в сторону текстового ввода-вывода - чтение и запись информации во всех ее формах, в том числе и ЦОР;

б) слуховой/аудиалъныый ориентирован на передачу вербальной информации -"на слух". Преподаватель комфортнее чувствует себя на лекциях и семинарах, организует групповые дискуссии и использует сократовский метод обучения;

в) кинестетический стилъ связан с передачей информации в различных формах и в разных модальностях, чему вполне соответствуют мультимедийные продукты учебного назначения;

г) по способу взаимодействия с окружающей средой - интравертныт тип и экстра-вертныш.

Разумеется, предложенная классификация не является окончательной и представляет собой один из вариантов систематизации проявлений личностно-поведенческой составляющей СП, который должен быть уточнен после соответствующих исследований.

Подводя итог приведенному обзору, можно констатировать, что стили преподавания разнообразны, многофакторны, имеют различные проявления, зависят от условий осуществления профессиональной деятельности и редко наблюдаются в "чистом" виде. В настоящей работе предпринята попытка исследовать проявления стилей преподавания в условиях использования ИКТ и ЦОР по косвенным признакам (следствиям доминирующего стиля):

- по предпочтениям в выборе типов ИКТ и ЦОР, вариантам их использования в профессиональной деятельности;

- предпочтениям стиля взаимоотношения со студентами на занятиях;

- оценке доминирующего поведения в ситуации проблем, связанных с применением компьютеров на занятиях.

Было опрошено 32 преподавателя-пред-метника педагогического вуза (ЛГПУ), применяющих ИКТ и преподающих дисциплины естественно-научного (ЕНД), гуманитарного (ГД), технического (ТД) и ИКТ (ИКТД) циклов.

Прежде всего были определены предпочтения в использовании ИКТ в учебном процессе: на лекциях, лабораторных и практических занятиях, в ходе контроля знаний и умений, подготовки к занятиям. Полученные результаты представлены в виде гистограмм, в каждой из которых темными прямоугольниками изображается общий результат опроса, а светлыми - результат опроса преподавателей конкретного цикла дисциплин. Заметим, что реалии современного образовательного процесса таковы, что многим преподавателям приходится совмещать деятельность в нескольких областях, что, в свою очередь, отражается на стилевых проявлениях.

На рис 2 а представлены ответы препо-

100 1 —

90------------------------------=\---------------------

80---------------------------------------------------—Г

70----------------------------------------------------- -

60--------------------------------------------------- -

50----------------------------------------------------- -

40---------i——i---------------------------------------—-- - _

30--------------------- ----- --------------- -

20--------------------- -------- -------------------- -

10--------------------- -------- -------------------- -

0 -J--------—Ц--------------—1—^1——Ц-------------------

лекции контроль л/з и п/з подготовка

а)

100 1--------------------------—-----------—---------

90----------------------------------------- ---------

80----------------------------------------- —|—

70----------------------------------------- —

60----------------------------------------- —

50----------------------------------------- —

40--------i=i------------------ ----- _

30-------------------- ----- ----- —

20-------------------- -------- ----------- —

10-------------------- -------- ----------- —

0 -J-------—Ц--------------------—1—^1——I—г-1—-------

лекции контроль л/з и п/з подготовка

б)

Рис. 2 Направления использования ИКТ и ЦОР: а) при преподавании ГД, б) ГД+ИКТД

в учебном процессе вуза

давателей гуманитарных дисциплин, на рис. 2 б - преподавателей, совмещающих преподавание ГД и ИКТ-дисциплин. Очевидно именно более высокая личная квалификация преподавателя в области ИК-технологий побуждает его расширить арсенал доступных информационных источников, что несомненно отражается на качестве преподавания.

Преподаватели ЕНД шире используют ИК-технологии в учебном процессе (рис. 3 а), и в этом случае добавление в ряд преподаваемых данным педагогом ИКД закономерно расширяет спектр применений ИКТ (рис.3 б).

Естественно было бы предположить, что преподавание сразу в нескольких дисциплинарных областях одним и тем же преподавателем должно еще более

100 и ----

90-------------------------------------—------------------- -

80------------------------------------------ =—

70------------------------------------------ —

60------------------------------------------ —

50--------------------------------- ----- —

40------------------------------ ----- —

30-------------------- ------ ----- —

20--------------- -------------- ----------- —

10------------------ ------------ ------------ —

0 -I-----------,--------------,-----------,------------,

лекции контроль л/з и п/з подготовка

а)

100 п -----

90 — ----------------------------------------------

80 — -------------------------------- ------------------

70 — --------------------------- ------- —

60 — ------------------------------- ------------ —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 — ---------------------------- ------- —

40 — ----------- --------- ---- —

30 — ----- --- ---- —

20 — --------------- ------------ ------------ —

10— ---------------- ------------ ------------ —

0 -J-----------,--------------,-----------,------------,

лекции контроль л/з и п/з подготовка

б)

Рис.3. Направления использования ИКТ и ЦОР: а) при преподавании ЕНД,

б) ЕНД+ИКТД

расширить использование ИКТ в учебном процессе. Однако опрос показал, что это не совсем так. По каким-то причинам сокращается использование ИКТ на лекционных занятиях (рис. 4).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Рис.4. Направления использования ИКТ и ЦОР при преподавании ЕНД+ГД+ИКТД

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

лекции контроль л/з и п/з подготовка

а)

100 п -- --

90------------------------------------------ ------

80------------------------------------------ -------—

70------------------------------------------- —

60------------------------------ ------------ —

50----------------------------- ----- —

40------------------------------ ----- —

30----1-- ----- ----- ----- —

20-— -------------- ------------ ------------ —

10-— ------------- ------------ ------------ —

0 -J— —,— —,— —,— —

лекции контроль л/з и п/з подготовка

б)

Рис.5 Направления использования ИКТ и ЦОР при преподавании а) ТД, б)ТД+ИКТД

лекцци контроль л/з и п/з подготовка

Преподаватели технических дисциплин оказались более прогрессивными в области использования ИК-технологий, чем "гуманитарии" или "естественники" (рис. 5 а), введение в педагогический опыт преподавание ИКТД усиливает эту тенденцию (рис.5 б).

Таким образом, расширение диапазона преподаваемых дисциплин определенно расширяет и диапазон направлений их применения, что, можно предположить, расширяет и стилевые проявления данного преподавателя, хотя бы за счет расширения способов поддержки учебного процесса.

Исследование зависимости стиля ведения занятий (и взаимоотношений со студентами на занятиях) от преподаваемых дисциплин дало интересные результаты. Респондентам были предложены на выбор три стиля преподавания - авторитарный, демократичный и диалектичный (имелось в виду, что стиль преподавания определяется в зависимости от контингента учащихся и вида учебного занятия). Результаты по преподаваемым дисциплинам изображены в виде светлых прямоугольников рядом с темными, демонстрирующих обобщенные результаты опроса (рис.6):

- преподаватели ГД, применяя на занятиях ИКТ, придерживаются в основном авторитарного или диалектичного стиля (рис. 6 а);

- для преподавателей ТД стилевые проявления в условиях использования ИКТ более разнообразны (рис. 6 б);

- если же наряду с ГД или ТД педагоги преподают дисциплины ИКТ цикла, то стиль ведения занятий становится диалектичнее (мягче) и больше зависит от контингента и формы проведения занятий (рис.6 в);

- преподаватели ЕНД склоняются к диалектичному стилю преподавания, независимо от того, ведут они дисциплины другого цикла или нет. Были опрошены те, кто преподает только ЕНД, те, кто проводит занятия по ЕНД + ИКТ+ГД; и, наконец, те, кто преподает ЕНД+ТД+ИКТ дисциплины (рис.7). Результаты отразили единодушие преподавателей (рис. 7 а). В то же время

80

60

40

20

0

авторитарный демократичный диалектичный а)

авторитарным демократичным диалектичным б)

авторитарный

демократичный

диалектичный

авторитарным демократичным диалектичным

б)

Рис. 7. Выбор стиля преподавания ЕНД и других дисциплин (а), только ИКТД (б)

Рис.6 Предпочтения в выборе стиля ведения занятия при преподавании

а) ТД; б) ГД; в) (ТГ или ТД)+ИКТД

преподаватели, специализирующиеся только на ИК-технологиях не были столь единодушны (рис. 7, б).

К стилевым проявлениям преподавания относится и особенности реакции на проблемные ситуации при использовании ИКТ в учебном процессе. Исследование предполагало выбор из пяти возможных вариантов реагирования на возникшую проблему:

- откладывание проблемы для более внимательного ее анализа,

- разбор возникающих проблем "на месте" по мере их поступления,

- предложение студенту самостоятельно разобраться в проблеме,

- решение проблемы совместным "мозговым штурмом" группы студентов,

- обращение к специалисту.

Опрос показал определенную зависимость в стилях принятия решений от профессиональной деятельности респондентов. Так, ГД предпочитают все проблемы, возникающие в области применения ИКТ, решать при помощи специалистов (рис. 8 а), а ЕНД и ТД обращаются к специалисту только в 50% случаев, предпочитая решать проблему "на месте" (рис. 8 б).

Преподаватели, специализирующиеся на дисциплинах ИКТ, значительно реже откладывают решение проблем и практически не обращаются к специалистам (рис. 9 а).

Рис. 8. Соотношения реакции преподавателей ГД (а) и ТД и ЕНД (б) на проблемные ситуации использования ИКТ в учебном процессе

Во всех остальных случаях, т .е. когда респонденты преподают несколько дисциплин разных циклов, варианты решения проблем распределяются примерно одинаково (рис. 9

б).

Проведенные исследования показало, что стиль преподавания (субъективная составляющая) с использованием ИКТ в учебном процессе зависит:

- от степени использования ИКТ в учебном процессе: чем выше степень использования ИКТ, тем разнообразнее стили преподавания;

- от принадлежности преподаваемой дисциплины к конкретному циклу: гуманитарии укрепляют свои позиции, применяя наряду с диалектическим стилем авторитарный, естественники более диалектичны, преподаватели ИКТД и ТД - дисциплин активно расширяют диапазон вариантов ведения занятий за счет демократичного стиля.

Кроме того, можно предположить, что большинство преподавателей ГД и ЕНД тяготеют к полюсу "адаптор", профессиональное знакомство с ИКТ добавляет инновационные стилевые черты. С другой стороны, реактивная составляющая стиля педагогов в областях ТД и ИКТД характеризуется преобладанием импульсивности и наличием черт "активиста" и "прагматика" при определении стратегии и тактики ведения занятий.

Вместе с тем, уже сейчас понятно, что само введение в учебный процесс нового ИКТ-инструментария приводит к модификации как объективной, так и субъективной составляющей стиля преподавания.

В заключение можно отметить, что предпринятое исследование породило много вопросов и предположений, нуждающихся в дополнительных проверках, хотя некоторые тенденции очевидны и могут быть учтены при внедрении ИКТ и ЦОР в процесс преподавания дисциплин различных циклов.

Рис. 9. Соотношения реакции преподавателей ГД (а) и ЕНД (б) на проблемные ситуации использования ИКТ в учебном процессе

Библиографический список

1. Бардовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2000.

2. Земляков А.Н. О стиле преподавания и образовательной парадигме / А.Н. Земляков - http:// som.fio.ru/Resources/Karpuhina/2004/8/style.pdf.

3. Каргин И. Двуполушарный стиль преподавания! О! Это интересно / И. Каргин // www.proza.ru.

4. Основы андрагогики /под ред. И.А. Колесниковой - М.: Академия, 2003. С. 172-173.

5. Dunn, R. A meta-analytical validation of the Dunn

and Dunn learning styles model. Journal of Educational Research / R. Dunn, S.A. Griggs,J. Olson, B. Gorman, M. Beasley. 1995.88 (6). P. 353-361.

6. Dunn, R. Teaching secondary students through their individual learning styles: Practical approaches for grades 7-12 / R. Dunn, K. Dunn. Boston: Allyn and Bacon, 1992.

7. Kirton M. Adaptors and Innovators: Description / M. Kirton // Applied Psychology, 1976, 61. P. 92-99.

8. http://www.ped.vslovar. ru/1242.html.

9. www.elitarium.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.