Научная статья на тему 'Учебный модуль "мультимедийные технологии в изучении дополнительного курса "Основы бизнеса" в средней общеобразовательной школе" (для дисциплины опд. Ф. Оз "Теория и методика обучения экономике")'

Учебный модуль "мультимедийные технологии в изучении дополнительного курса "Основы бизнеса" в средней общеобразовательной школе" (для дисциплины опд. Ф. Оз "Теория и методика обучения экономике") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОСНОВЫ БИЗНЕСА / ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ БИЗНЕС-ДИСЦИПЛИН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вальнева Л. В., Маркевич И. В., Селезнёва С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебный модуль "мультимедийные технологии в изучении дополнительного курса "Основы бизнеса" в средней общеобразовательной школе" (для дисциплины опд. Ф. Оз "Теория и методика обучения экономике")»

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ

Л. В. Вальнева И. В. Маркевич С.М. Селезнёва

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ "МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КУРСА "ОСНОВЫ БИЗНЕСА" В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

(для дисциплины ОПД.Ф.ОЗ "Теория и методика обучения экономике")

Общие положения

В условиях информационного общества одним из важнейших качеств, характеризующих специалиста, становится информационная культура - грамотность и компетентность. Ее формирование предполагает выработку навыков и умений поиска, обработки и хранения информации, что, в свою очередь, детерминирует адекватное изменение целей и содержания образования. Возможность такого изменения обусловлена соответствующими подходами в подготовке педагогических кадров. Педагог должен не только сам обладать информационной культурой, но и владеть навыками и умениями по ее формированию у школьников. Важную роль в этом играет развитие у педагогов базовых знаний, умений и навыков использования информационных технологий в процессе обучения. Наряду с ИКТ-грамотностью педагогам необходим начальный опыт инновационной деятельности по творческому использованию ИКТ в организации учебного процесса, в том числе и по курсу "Основы бизнеса".

Учебный модуль "Мультимедийные технологии в изучении дополнительного курса "Основы бизнеса" в средней общеобразовательной школе" направлен на формирование информационно-коммуникационной составляющей профессиональной компетентности будущих бакалавров социально-экономического образования, позволяющей обеспечить качественно новый

уровень преподавания экономических бизнес

- дисциплин в общеобразовательной школе.

1. Цели учебного модуля

- содействие становлению специальной профессиональной компетентности учителя в применении ИКТ, в том числе мультимедийных технологий и Интернет-технологий, необходимой для повышения качества и обеспечения современного уровня преподавания дополнительного курса "Основы бизнеса" в средней общеобразовательной школе (СОШ);

- формирование у будущих бакалавров по направлению "Социально-экономическое образование" (профиль "Экономика") умения использовать ИКТ (в том числе мультимедийные технологии) для повышения качества и обеспечения современного уровня преподавания экономических и бизнес-дисциплин в средней школе (с целью повышения степени усвоения информации учащимися, имеющими различные каналы ее восприятия).

2. Задачи учебного модуля:

- познакомить студентов с основными возможностями мультимедийных технологий (для получения красочной, динамичной аудиовизуальной информации с целью реализации принципов наглядности, индивидуализации обучения, связи обучения с жизнью, с применением, цифрового фотоаппарата, цифровой видеокамеры, БУО-дис-ков с фильмами по соответствующей теме, с

© Вальнева Л.В., Маркевич И.В., Селезнева С.М., 2008

использованием методических разработок студентов в виде компьютерной презентации);

- ознакомить студентов с имеющимися ЦОР, которые могут быть использованы при подготовке и проведении дополнительного курса "Основы бизнеса" в СОШ;

- обучить студентов методике использования ЦОР и Интернет-ресурсов для организации дополнительного курса "Основы бизнеса" в СОШ;

- освоить методику формирования необходимых ИКТ-компетенций учащихся (в том числе мультимедийных технологий) при изучении дополнительного курса "Основы бизнеса" в СОШ.

3. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля (в логике компетент-ностного подхода)

В результате изучения модуля студент должен решать задачи, соответствующие ключевой, базовой и специальной профессиональным компетентностям в аспекте использования мультимедийных технологий, ЦОР, Интернет-ресурсов при преподавании школьного курса "Основы бизнеса".

4. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля (в логике традиционного, действующего для нынешнего поколения ГОС ВПО, подхода)

В результате изучения модуля студент должен:

ЗНАТЬ: основные понятия, формируемые в рамках модуля и в рамках учебных курсов "Теория и методика обучения экономике", "Основы бизнеса", а также возможности мультимедийных технологий.

УМЕТЬ: использовать ИКТ для поиска, обработки и анализа экономической и бизнес-информации, необходимой в процессе преподавания школьного курса "Основы бизнеса".

ВЛАДЕТЬ: методикой проектирования и проведения учебных занятий, а также методикой формирования у школьников необходимых ИКТ-компетенций в рамках курса "Основы бизнеса".

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: о видах и содержании ЦОР, информационно-образовательной среды современного школьника.

Инновационность комплекта учебнометодических материалов:

Инновационность по целям обучения:

- определение целей обучения в логике компетентностного подхода;

- выстраивание иерархии профессиональных задач по уровням, опирающимся на концепцию таксономии учебных целей;

- формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров в разработке учебных занятий по основам бизнеса с использованием мультимедийных технологий.

Инновационность по содержанию обучения:

- формирование у студентов системы знаний, умений и навыков по методике и технологии использования мультимедийных технологий в процессе преподавания дополнительного курса "Основы бизнеса" в средней общеобразовательной школе .

Инновационность по методам обучения:

- применение на лекции новых методов обучения, связанных с использованием возможностей виртуальной информационной среды (мультимедийные технологии);

- использование на практических занятиях групповых методов работы ("мозговой штурм", метод проектов);

- использование дифференцированного подхода при проведении практических занятий (разработка групповых презентаций по темам курса, выбор заданий разного уровня сложности).

Инновационность по формам обучения:

- использование разнообразных форм учебной работы при проведении практических занятий (индивидуальные формы работы, групповые формы работы, коллективные формы работы, самостоятельная работа);

- создание условий для широкого

использования современных ИКТ, прежде всего мультимедийных технологий, поддерживающих самостоятельную работу студентов.

Инновационность по средствам обучения:

- использование мультимедийных технологий (для получения красочной, динамичной аудиовизуальной информации с целью реализации принципов наглядности, индивидуализации обучения, связи обучения с жизнью с применением цифрового фото-

аппарата, цифровой видеокамеры, ОУЭ-дисков с фильмами по соответствующей теме, методических разработок студентов в виде компьютерной презентации).

Рабочая программа модуля

1. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля

Распределение часов учебного модуля по видам учебной деятельности в соответствии с учебным планом (таблица).

Вид учебной Всего Распределение часов по формам обучения

деятельности часов очная очно- заочная заочная

в семестр1 в неделю в год в год

Лекции 2 2

Практические занятия 6 6

Самостоятельная работа 8 8

2. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам учебного модуля

2.1. Лекционные занятия

№ п/п Тема лекции Объем в часах по формам обучения

очная очно-заочная заочная

Использование мультимедийных технологий и ЦОР в преподавании экономических и бизнес - дисциплин в старших классах средней общеобразовательной школы (на примере факультативного курса «Основы бизнеса»). 2

Всего 2

2.2. Практические занятия, семинары

№ п/п Наименование занятия Номер темы лекции Объем в часах по формам обучения

очная очно- заочная заочная

1 Анализ опыта представления результатов профессиональной деятельности (по экономическим дисциплинам) в форме электронных мультимедийных презентаций к учебным занятиям 1 2

2 ЦОР в экономическом и бизнес -образовании 1 2

3 Методика использования мультимедийных технологий и ЦОР при изучении дополнительного курса «Основы бизнеса» в средней общеобразовательной школе 1 2

Всего 6

1 При базовой продолжительности семестра 17 недель

2.3. Самостоятельная работа

№ п/п Наименование расчетно-графической работы (РГР), расчетно-графического задания (РГЗ), курсового проекта (работы) Номера тем лекций (только для РГР и РГЗ) Неделя семестра, на которой выдается задание

1 2. 3. Сконструировать мультимедийную презентацию к учебным занятиям при изложении нового материала в рамках факультативного курса «Основы бизнеса» для 10-11 кл. СОШ по одной из тем (тема учебного занятия по выбору студента): • «Развитие предпринимательства в России» • «Инфраструктура бизнеса» • «Малые предприятия» Сконструировать мультимедийную презентацию для организации самостоятельной работы учащихся 10-11 классов СОШ с использованием ЦОР для проведения факультативных занятий по курсу «Основы бизнеса» • Использование заданий на развитие учебных умений в курсе «Основы бизнеса» для 10-11 кл. (тема урока по выбору студента). • Использование творческих учебных заданий для учащихся СОШ в курсе «Основы бизнеса» для 10-11 кл. (тема урока по выбору студента). Сконструировать мультимедийную презентацию с целью организации самостоятельной работы учащихся 10-11 классов СОШ с использованием ЦОР для проведения факультативных занятий по курсу «Основы бизнеса» • Использование практических учебных заданий для учащихся СОШ в курсе «Основы бизнеса» для 10-11 кл. (тема урока по выбору студента). • Использование учебных заданий с нравственным содержанием для учащихся СОШ в курсе «Основы бизнеса» для 10-11 кл. (тема урока по выбору студента). 5 7 9

Примечание: для самостоятельной

работы студент после лекции получает три задания, конкретные темы которых он выбирает сам. В перспективе по результатам самостоятельной работы могут быть подготовлены курсовая и выпускная квалификационные работы.

Методические рекомендации по организации групповой работы над заданием

1. Самостоятельная работа выдаётся на группу. Количество студентов в группе 3-4.

2. Студенты разбиваются на группы и выбирают из списка тему для разработки:

- "Развитие предпринимательства в России"

- "Инфраструктура бизнеса"

- "Малые предприятия"

3. Группа составляет план работы, определяя долю самостоятельной работы каждого в группе, и согласовывает план с преподавателем.

4. Требования к оформлению творческого проекта:

Структура работы:

1) титульный лист (оформляется в соответствии с требованиями к курсовой работе);

2) план (содержание):

- введение (актуальность темы, методика конструирования данной презентации);

- основная часть (текстовый вариант презентации с обязательным приложением электронного варианта);

- заключение (варианты модификации данной презентации);

- библиографический список;

3) работа оформляется на белой нелинованной бумаге формата А4 (210 х 297мм), объемом 20-25 страниц печатного текста. Текст набран на компьютере и отпечатан на принтере на одной стороне листа. Параметры страницы: поле верхнее - 20 мм, поле нижнее - 20 мм, поле левое - 30мм, поле правое - 10 мм. Выравнивание по тексту производится по ширине, шрифт: Times New Roman. Нумерация сквозная арабскими цифрами. Титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию, но номера на них не ставят.

5. Презентация демонстрируется в установленные кафедрой сроки (до экзамена).

Оценочные средства самостоятельной работы

Самостоятельные работы оцениваются преподавателем исходя из следующих критериев успешности итоговых работ:

1) соответствие содержания работы заявленной теме и оформление в соответствии с существующими требованиями;

2) логика изложения, взаимосвязь структурных элементов работы;

3) объем, характер и качество использованных источников;

4) обоснованность выводов, их глубина, оригинальность;

5) теоретическая и методическая достаточность, стиль и качество оформления компьютерной презентации.

Оценивая итоговое задание, преподаватель ставит оценку:

"5" - работа соответствует всем критериям, студенты демонстрируют творческий подход, самостоятельно находят дополнительный материал;

"4" - работа не соответствует одному из критериев (I, 2,4);

"3" - работа не соответствует критериям

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I, 2,4,5;

"2" - работа не соответствует ни одному из критериев.

Примерные темы курсовых работ

1. Методика конструирования мультимедийной презентации к учебным занятиям при изложении нового материала в рамках факультативного курса "Основы бизнеса" для 10-11 классов СОШ.

2. Методика конструирования и использования заданий на развитие учебных умений в курсе "Основы бизнеса" для 10-11 классов СОШ с использованием мультимедийных технологий.

3. Методика конструирования и использования учебных творческих заданий в курсе "Основы бизнеса" для 10-11 классов СОШ с использованием мультимедийных технологий.

4. Методика конструирования и использования учебных практических заданий в курсе "Основы бизнеса" для 10-11 классов СОШ с использованием мультимедийных технологий.

5. Методика конструирования и использования учебных заданий с нравственным содержанием в курсе "Основы бизнеса" для 10-11 классов СОШ с использованием мультимедийных техно-логий.

Примерные темы выпускных квалификационных работ

1. Методика обучения учащихся 10-11 классов СОШ использованию мультимедийных технологий для представления своих

самостоятельных работ при изучении факультативного курса "Основы бизнеса".

2. Использование мультимедийных технологий в преподавании курса "Основы бизнеса" в старших классах СОШ.

3. Использование мультимедийных технологий при разработке учебных заданий различного типа для преподавания курса "Основы бизнеса" в СОШ.

3. Требования к обязательному минимуму содержания программы

Современные технологии обучения экономике. Инструментальная компьютерная среда (ИКС) для студентов педагогических вузов. Мультимедийные технологии в экономическом и бизнес-образовании. Виды мультимедийных технологий в педагогическом процессе. Методика использования Интернет-ресурсов, ЦОР при изучении факультативного курса "Основы бизнеса" в средней общеобразовательной школе.

Познавательные возможности учащихся. Приемы активизации познавательной деятельности старшеклассников с использованием мультимедийных технологий, ЦОР, Интернет-ресурсов. Специфика самостоятельной работы, ее влияние на формирование и развитие умений учащихся. Использование мультимедийных технологий, ЦОР, Интернет-ресурсов при самостоятельном изучении курса "Основы бизнеса".

6. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

1. Тесты для промежуточного контроля

2. Тест для итогового контроля

3. Экзамен.

Перечень вопросов к экзамену

1. Обзор мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов и ЦОР по экономике и обществознанию в аспекте их использования в преподавании дополнительного курса "Основы бизнеса" в СОШ.

2. Направления использования мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов и

ЦОР по экономике и обществознанию при организации учебных занятий в рамках дополнительного курса "Основы бизнеса" в СОШ.

3. Направления использования мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов и ЦОР по экономике и обществознанию для организации самостоятельной работы учащихся в рамках дополнительного курса "Основы бизнеса" в СОШ.

4. Формы организации учебной деятельности с использованием ЦОР, мультимедийных технологий, Интернет - ресурсов в преподавании дополнительного курса "Основы бизнеса" в СОШ.

5. Преимущества и недостатки существующих ЦОР по экономике и обществознанию в аспекте их использования в преподавании дополнительного курса "Основы бизнеса" в СОШ.

6. Характеристика ЦОР "Обществознание" (ООО "Марис") (№55).

7. Характеристика ЦОР "Экономика и право. 10-11 классы" (ЗАО "1С) (№62).

8. Характеристика ЦОР "Введение в экономику. 10-11 классы", "Экономика 9-11 классы" (ЗАО "1С").

9. Характеристика ЦОР "Экономика 9-11 классы. Практикум" (ЗАО "1С").

Практические задания к экзамену

1. Сконструировать мультимедийную презентацию для организации самостоятельной работы учащихся 10-11 классов СОШ с использованием ЦОР при проведении факультативных занятий по курсу "Основы бизнеса" на тему "Использование заданий на развитие учебных умений в курсе "Основы бизнеса" для 10-11 кл. (тема урока по выбору студента).

2. Сконструировать мультимедийную презентацию для организации самостоятельной работы учащихся 10-11 классов СОШ с использованием ЦОР при проведении факультативных занятий по курсу "Основы бизнеса" на тему "Использование творческих

учебных заданий для учащихся 10-11 кл. СОШ в курсе "Основы бизнеса" (тема урока по выбору студента).

3. Сконструировать мультимедийную презентацию с целью организации самостоятельной работы учащихся 10-11 классов СОШ с использованием ЦОР для проведения факультативных занятий по курсу "Основы бизнеса" на тему "Использование практических учебных заданий для учащихся 10-11 кл. СОШ в курсе "Основы бизнеса" (тема урока по выбору студента).

4. Сконструировать мультимедийную презентацию для организации самостоятельной работы учащихся 10-11 классов СОШ с использованием ЦОР при проведении факультативных занятий по курсу "Основы бизнеса" на тему "Использование учебных заданий с нравственным содержанием для учащихся 10-11 кл. СОШ в курсе "Основы бизнеса" (тема урока по выбору студента).

7. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

Лекция

Изложение основных вопросов лекции "Использование мультимедийных технологий и ЦОР в преподавании экономических и бизнес - дисциплин в старших классах средней общеобразовательной школы (на примере факультативного курса "Основы бизнеса" сопровождается использованием ЦОР иллюстрирующих дидактические возможности средств ИКТ в обучении учащихся экономическим и бизнес дисциплинам. В содержание лекции помимо основного учебного материала должны быть включены: 1) информация о содержании заданий для самостоятельной работы студентов, 2) требования к их выполнению и указания о форме представления результатов работы, 3) образцы выполнения данных заданий (в том числе примеры аналогичной работы студентов предыдущих лет обучения), так как после лекции выдаются 3 задания для самостоятельной работы на выбор студентам

(задания и требования по их выполнению выложены на сайте кафедры экономики- http/ /www.pgpu.ru/fak_econom.ru).

Практические занятия

В рамках модуля проводится три практических занятия по темам:

1. Анализ опыта представления результатов профессиональной деятельности (по экономическим дисциплинам) в форме электронных мультимедийных презентаций к учебным занятиям.

2. ЦОР в экономическом и бизнес-образовании.

3. Методика использования мультимедийных технологий и ЦОР при изучении дополнительного курса "Основы бизнеса" в средней общеобразовательной школе.

На занятиях обсуждаются роль и место средств ИКТ в экономическом и бизнес-образовании; занятия выстраиваются в соответствии с иерархией профессиональных задач (в аспекте таксономии учебных целей); проводятся в компьютерном классе с использованием индивидуальных, групповых, коллективных форм работы; включают разработку студентами методических материалов для преподавания курса "Основы бизнеса" с использованием мультимедийных технологий, ЦОР, Интернет-ресурсов; предполагают исполь-зование дифференцированного подхода (разработка групповых презентаций по темам курса, выбор заданий разного уровня сложности).

При подготовке к практическим занятиям студенты повторяют соответствующую тему курса "Теория и методики обучения экономики". Далее повторяется лекционный материал модуля. Студенты работают с Интернет-ресурсами и ЦОР.

Каждый студент должен подготовиться к ответу в соответствии с планом практических занятий и принять участие в анализе опыта представления результатов профессиональной деятельности (по экономическим дисциплинам) в форме электронных мультимедийных презентаций к учебным занятиям. Обсуждение части вопросов строится на материале предварительного

выполнения заданий для самостоятельной работы (№ 1-3). Задания предполагают групповую форму подготовки. Каждая группа студентов (3-4 человека) выполняет одно задание. Для представления результатов работы студенты в обязательном порядке создают сопровождающую устный ответ

цифровую презентацию. На практических занятиях необходимо обсудить содержание всех трёх заданий. Для этого следует заранее определить, какие студенты будут представлять каждый из трех проектов. Работу над заданиями № 1-3 студенты должны завершить самостоятельно.

Статья подготовлена в рамках проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект финансируется из средств Международного банка реконструкции и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.