УДК 347.962
Ю. П. Руфкина
К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Аннотация. Проводится сравнительно-правовое исследование российского и немецкого законодательства по вопросам статуса судей.
Ключевые слова: Закон о статусе судей, судья, кандидат на должность судьи, судейская карьера, судья в отставке.
Yu. P. Rufkina
STATUS OF JUDGES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND GERMANY: COMPARATIVE AND LEGAL STUDY
Abstract. The author conducts a comparative legal study of the Russian and the German Law concerning the Status of Judges.
Key words: Law on the Status of Judges, judge, candidate for the position of judge, career of judge, retired judge.
В условиях модернизации судебно-правовой системы, изменяющегося законодательства о статусе судей, ужесточения требований к состоянию судейского сообщества представляется интересным провести сравнительный анализ правового регулирования статуса судьи в России и ФРГ.
В Российской Федерации правовой статус судьи регулируется непосредственно положениями Конституции Российской Федерации, нормами международного права, прежде всего Европейской хартией о статусе судей [1] и некоторыми иными, в частности Рекомендацией № Щ94)12 Комитета министров государств - членов Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей от 13 октября 1994 г., федеральным законодательством, а также законами субъектов РФ, определяющими статус мировых судей и статус судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, актами органов судейского сообщества и судебными актами высших судебных органов страны.
В Германии основополагающие принципы и элементы статуса судей регламентирует Основной закон ФРГ. Более со-
держательно правовое положение федеральных судей раскрывает Закон «О судьях», принятый еще в 1961 г. Действующая редакция закона в результате многолетней деформации в полной мере отвечает требованиям международного права в сфере регулирования статуса судей. В соответствии с п. 3 ст. 97 Основного закона ФРГ правовое положение судей в землях регулируется особыми законами земель [2].
В § 25 Закона «О судьях» воспроизведен один из фундаментальных принципов Основного закона ФРГ (п. 1 ст. 97): «Судья независим и подчиняется только закону», классическая гарантия независимости судьи - защита от несменяемости - определена п. 2 ст. 97 Конституции: «Профессиональные судьи могут быть уволены против их желания, окончательно или временно освобождены от должности, переведены на другое место или уволены в отставку до истечения срока службы лишь в силу судебного решения и лишь по основаниям и в формах, предписанным законом» [2].
Из независимости судьи вытекают особые судейские обязанности. Вне своей службы судья не может давать ни заключений по правовым вопросам, ни платных юридических консультаций. Это не влечет для судьи отмены свободы слова и действий. Однако, согласно традиции, судьи, как и чиновники, не имеют права на забастовку. Закон «О судьях» требует от судьи такого поведения во время исполнения служебных обязанностей и вне службы, включая политическую деятельность, чтобы не подрывалась уверенность в его независимости. В отношении судей действует правило неизбираемости: они не могут быть кандидатами на выборные должности, оставаясь на судейских должностях [3].
В Германии прерогатива в области формирования судейского корпуса земель принадлежит, как правило, Министерствам юстиции земель. Между тем это не единственный орган, участвующий в процедуре набора судей. В некоторых землях назначением в суды по социальным или по трудовым делам занимается местное Министерство по труду и социальным вопросам или действуют Судебные избирательные комитеты. Назначение судей высших федеральных судов осуществляет выборный комитет Федерации и федеральный министр по представлению Специального совета при Президенте.
Основаниями права на доступ к профессии судьи в Германии являются: гражданство Германии, готовность во всякое время поддерживать свободный демократический правопорядок в форме, установленной Конституцией, готовность нести
бремя судейских обязанностей, способность сохранять нравственные качества, необходимые для исполнения обязанностей судьи. Немецкое законодательство не содержит требований к кандидату на должность судьи, касающихся возраста и стажа работы по юридической специальности.
Согласно немецкому Закону «О судьях» правом претендовать на судейскую должность обладает лицо, которое получило юридическое образование в университете - сдало первый государственный экзамен и прошло подготовительную профессиональную стажировку, закончившуюся сдачей второго государственного экзамена. Это уникальная система немецкого юридического образования, так как успешная сдача второго государственного экзамена предоставляет выпускникам право на занятие судебной должности.
Отдельным этапом подготовки кандидатов на судейские должности является профессиональная стажировка, цель которой - привитие навыков правоприменения. Будущие юристы трудоустраиваются государством в различные учреждения -прокуратуру, суд, органы местного самоуправления, адвокатуру, при этом им выплачивается небольшое жалование.
В Законе «О судьях» указаны основные предметы и продолжительность учебы, условия практической стажировки и меры по контролю за успеваемостью (§ 5 - 5d). Законы земель, например Судебный кодекс Саксонии, устанавливают дополнительные требования к содержанию подготовки юристов [4].
В Российской Федерации также одним из требований, которое предъявляется Конституцией РФ и Законом «О статусе судей в РФ» к кандидатам на должность судьи, является наличие высшего юридического образования, однако данная формулировка представляется недостаточной и на практике вызывает ряд вопросов. Так, требует уточнения статус высшего учебного заведения, продолжительность и объем основных образовательных программ.
Как верно отмечает Л. М. Волосникова, германскую модель подготовки юристов характеризует ярко выраженная ориентация на практику. Это обнаруживается прежде всего в продолжительности практики, которая составляет два года и два месяца. Российскую модель отличает в целом незначительная роль практического обучения юристов [4].
Концепция немецкой судебной системы направлена на то, чтобы судьи имели возможность карьерного роста в суде на протяжении всей своей трудовой деятельности.
В Германии существует определенная система оценки профессиональной деятельности судьи, в качестве критериев выделяют пригодность к судебной работе, способности и исполнительность.
Представляются справедливыми замечания Т. Н. Неша-таевой о том, что в законодательстве РФ отсутствует развернутая регламентация положений об оценке деятельности судей и связанности этой оценки с карьерным продвижением судей. Подобный пробел законодательного регулирования негативно сказывается на деятельности судов: судьи России лишены четких правил о карьерном продвижении. Как следствие, некоторые российские судьи вынуждены строить свои отношения в суде и вне суда в нарушение норм о независимости судьи [5].
За нарушение положений немецкого Закона «О судьях» «служители Фемиды» могут быть привлечены к ответственности, данный закон предусматривает создание специальных дисциплинарных судов, во главе которых стоит Дисциплинарный суд ФРГ, и устанавливает следующие виды дисциплинарной ответственности: предупреждение, выговор, уменьшение должностного оклада, перевод в другой суд, увольнение.
Процедура дисциплинарного производства регулируется положениями законов «О дисциплинарном производстве» и «Об административных судах». Судьи дисциплинарных судов утверждаются президиумом того суда, при котором он действует. Закон предоставляет возможность включить в состав дисциплинарного суда представителей адвокатского сообщества.
Дисциплинарные суды обладают полномочиями рассматривать дисциплинарные дела в отношении судей и судей в отставке, решать вопросы об отставке судей (в том числе вследствие профессиональной непригодности), оспаривании назначения на должность судьи, отмене назначения на должность и иные споры, связанные с деятельностью судей [5].
Право возбуждения дисциплинарного производства принадлежит Министерству юстиции, председателям судов. К компетенции председателей судов относится лишь применение предупреждения и выговора, остальные меры - к компетенции Дисциплинарного суда ФРГ.
Дисциплинарная ответственность судей в Российской Федерации регулируется Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей и предусмотрена двух видов: предупреждение и досрочное пре-
кращение полномочий судьи. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается Квалификационной коллегией судей (ККС).
Немецким законодательством устанавливается более широкий спектр мер дисциплинарной ответственности и видов дисциплинарных взысканий, чем российским, что позволяет применять наказание, более соответствующее проступку. М. И. Клеандров справедливо указывает на то, что важно развивать институт дисциплинарной ответственности судей (что отнюдь не означает ее усиление), углублять ее дифференциацию и уточнять основания ее применения [6]. В юридической литературе есть несколько предложений по расширению перечня взысканий. Так, Т. Н. Нешатаева предлагает добавить временное приостановление деятельности, снижение уровня заработной платы, перевод в нижестоящий суд и т.д. [7]. Было бы целесообразно дополнить список средств воздействия на российских судей, например, такими мерами, как замечание и выговор.
Ярким отличием в вопросе дисциплинарной ответственности исследуемых стран является и тот факт, что в ФРГ наложение строгих дисциплинарных взысканий возможно только в рамках судебной процедуры, в России же эти функции возложены на ККС - орган судейского сообщества, который на основании проверки сведений о дисциплинарном проступке и применяет меры дисциплинарного наказания.
Немецкий Закон «О судьях» имеет много общего с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», но также имеет существенные отличия, например подробное регулирование требований к юридическому образованию и практической подготовке судей, регламентацию карьерного продвижения судей, дифференцированную систему дисциплинарных взысканий за ненадлежащее поведение судей.
Возможно, положительный опыт Германии в части повышения уровня образования и профессиональной подготовки судей с целью формирования достойного судейского корпуса был учтен при внесении изменений Федеральным законом от 01.07.2010 № 135-ФЗ в Закон «О статусе судей в Российской Федерации», предусматривающих введение для впервые назначенных судей обязательной профессиональной подготовки в форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования общей продолжительностью не более шести месяцев.
Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», для судей устанавливается обязанность повышать свою профессиональную квалификацию.
По мнению Е. Я. Акимовой, требование о повышении профессиональной квалификации действующих судей поможет, в том числе, сгладить ситуацию после изъятия из Закона «О статусе судей в Российской Федерации» нормы об «испытательном» трехлетнем сроке полномочий для впервые назначенных судей, поскольку судейский корпус будет пополняться специалистами, уже прошедшими практическую профессиональную и психологическую подготовку, способными объективно оценивать ситуацию и использовать полученный практический опыт [8].
Анализ немецкого законодательства может способствовать раскрытию сущности института статуса судьи и тех правовых, социальных и психологических критериев, учет которых может обеспечить его надлежащее функционирование.
Библиографический список
1. Европейская хартия о статусе судей : [принята участниками из европейских стран и двумя международными ассоциациями судей на заседании в г. Страсбурге 8-10 июля 1998 г., была поддержана на встрече председателей Верховных судов стран Центральной и Восточной Европы в г. Киеве 12-14 октября 1998 г., а также судьями и представителями министерств юстиции от 25 европейских стран на заседании в Лиссабоне 8-10 апреля 1999 г.] // Официальный сайт Совета Европы. - URL: http://www.coe.int/legalprof
2. Основной закон Федеративной Республики Германия. - Бонн, 1998. - С. 51 // Информационная система Федерального министерства юстиции ФРГ JURIS. - URL: http: //www.gesetze-im-internet.de.
3. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учеб. для вузов. 14-е изд., перераб. и доп. - М. : Юс-тицинформ, 2008.
4. Волосникова, Л. М. Об участии судов в практической подготовке юристов: опыт ФРГ // Арбитражный и гражданский процесс. -2005. - № 5.
5. Модернизация статуса судьи: современные международные подходы / Е. А. Куделич, Т. Н. Нешатаева, Н. В. Павлова и др. ; отв. ред. Т. Н. Нешатаева. - М. : Норма, Инфра-М, 2011. - 336 с.
6. Клеандров М. И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты / под ред. М. М. Славина. - М. : НОРМА, 2008. - 448 с.
7. Нешатаева Т. Н. Уроки судебной практики о правах человека: европейский и российский опыт. - М., 2007.
8. Акимова Е. Я. Особенности правового регулирования формирования судейского корпуса в Германии // Российский судья. -2011. - № 11. - С. 36-43.
References
1. Evropejskaya khartiya o statuse sudej : [prinyata uchastnikami iz evropejskikh stran i dvumya mezhdunarodnymi assotsiatsiyami sudej na zasedanii v g. Strasburge 8-10 iyulya 1998 g., byla podderzhana na vstreche predsedatelej Verkhovnykh sudov stran TSentral'noj i Vos-tochnoj Evropy v g. Kieve 12-14 oktyabrya 1998 g., a takzhe sud'yami i predstavitelyami ministerstv yustitsii ot 25 evropejskikh stran na zasedanii v Lissabone 8-10 aprelya 1999 g.] // Ofitsial'nyj sajt Soveta Evropy. - URL: http://www.coe.int/legalprof
2. Osnovnoj zakon Federativnoj Respubliki Germaniya. - Bonn, 1998. - S. 51 // Informatsionnaya sistema Federal'nogo ministerstva yustitsii FRG JURIS. - URL: http://www.gesetze-im-internet.de.
3. Mishin А. А. Konstitutsionnoe (gosudarstvennoe) pravo za-rubezhnykh stran : ucheb. dlya vuzov. 14-e izd., pererab. i dop. - M. : YUstitsinform, 2008.
4. Volosnikova, L. M. Ob uchastii sudov v prakticheskoj podgotov-ke yuristov: opyt FRG // Arbitrazhnyj i grazhdanskij protsess. - 2005. -№ 5.
5. Modernizatsiya statusa sud'i: sovremennye mezhdunarodnye podkhody / E. A. Kudelich, T. N. Neshataeva, N. V. Pavlova i dr. ; otv. red. T. N. Neshataeva. - M. : Norma, Infra-M, 2011. - 336 s.
6. Kleandrov M. I. Status sud'i: pravovoj i smezhnye komponenty / pod red. M. M. Slavina. - M. : NORMA, 2008. - 448 s.
7. Neshataeva T. N. Uroki sudebnoj praktiki o pravakh cheloveka: evropejskij i rossijskij opyt. - M., 2007.
8. Akimova E. YA. Osobennosti pravovogo regulirovaniya formiro-vaniya sudejskogo korpusa v Germanii // Rossijskij sud'ya. - 2011. - № 11. - S. 36-43.
Информация об авторе
Руфкина Юлия Павловна - магистрант, кафедра государственно-правовые дисциплины, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: [email protected].
Author
Rufkina Yuliya Pavlovna.. - master student, Department of State and legal disciplines, Penza State University, 440026, Penza Krasnaya street 40, Russia, e-mail: [email protected].