Удк 323.2 (470)
ББк 66.3 (2)
Сергей Юрьевич Чимаров
доктор исторических наук, профессор Северо-Западный институт управления (Санкт-Петербург, Россия), e-mail: [email protected]
к вопросу о стартап-проектной деятельности молодёжных политических организаций
В статье исследуется история становления и теоретико-методологическая основа стартап-проекта. Абсолютное большинство современных стартап - проектов сконцентрировано в онлайн-системе координат, что обусловлено условиями информационного общества. При этом принципиально значимым для существования стартапа является его опора на применение инновационных технологий выхода на рынок предлагаемых продуктов или услуг, а в качестве сущностных признаков стартапа выступают новизна проекта, уникальность предлагаемых стартаперами идей и форсированная стратегия их продвижения. Апеллируя к характеристике основных стадий и их содержанию, автор соотносит стартап-проектную деятельность вообще с конкретной организацией стартапов молодёжными политическими организациями России в частности. При этом речь идёт о стартапах социал-демократического Союза молодёжи, Молодёжных парламентов г. Москвы и Пермского края, а также о проектах молодёжного форума «Ростов-2012».
Ключевые слова: стартап, стадия стартапа, молодёжная политическая организация, Молодёжный парламент, стартап вертикального прогресса, стартап горизонтального прогресса.
Sergey Yur’evich Chimarov
Doctor of History, Professor North-West Institute of Management (Saint Petersburg, Russia), e-mail: [email protected]
on start-up Project Activities of Youth Political organizations
This article examines history of formation, theoretical and methodological basis for a start-up project. Due to the information society rules, the vast majority of modern start-ups are concentrated in the online coordinate system. Critically important for the existence of the startup is its reliance on the use of innovative technologies to market the product or service. The essential features of the start-up are originality of the project, uniqueness of the proposed ideas and forced strategy to promote them. Appealing to the characterization of the main stages and their content, the author relates the start-up project activities in general with a particular start-uporganization by youth political organizations of Russia. In this case we are talking about the start-ups of “The Russian Social Democratic Union of Youth”, the Youth Parliament in Moscow and Perm region, as well as the projects of “Rostov 2012”
Youth Forum.
Keywords: start-up, start-up stage, youth political organization, the Youth Parliament, vertical progress start-up,horizontal progress start-up.
В XXI веке «раскрутка» термина «стартап» сопряжена с феноменом «пузыря доткомов», лопнувшего 10 марта 2000 г. и породившего обвальное падение индекса высокотехнологичных компаний NASDAQ. Кстати говоря, именно с вышеозначенных мартовских событий слово «дотком» (от коммерческого домена верхнего уровня - «.com», букв. от англ. dot com - «точка ком») стало синонимом какой-либо неэффективной и недостаточно продуманной концепции. К марту 2000 г. «большинство бизнес - моделей ком-
паний» новой волны были неэффективны, а средства расходовались в основном на маркетинговые компании и рекламу в прессе и на телевидении» [6].
Строго говоря, под стартапом (от англ. start-up - «запускать») понимается компания с коротким периодом операционной деятельности. Первое употребление термина «стартап» относится к 1939 г., и произошло это в США (Долина Санта-Кларе, штат Калифорния, вблизи г. Сан-Франциско) в период запуска выпускниками Стэнфордского уни-
© Чимаров С. Ю., 2013
163
верситета Дэвидом Паккардом и Уильямом Хьюлеттом успешной компании Хьюлетт-Паккард. В теории и практике стартап-проектной деятельности выделяют следующие стадии стартапа:
Начальная стадия стартапа:
«pre-seed», или предшествующая стадия: на данном этапе найдена креативная идея и есть понимание целесообразного предложения, но отсутствует чёткое представление технологических приёмов реализации планируемого проекта;
«seed stage», или посевная стадия: этап исследования рынка или электорального поля, планирование стартап-проектной деятельности, формирование технического задания, поиск инвесторов и подготовка проекта к запуску;
«prototype», или этап моделирования, формирования работающего прототипа и тестирования предстоящего стартапа: создание работающего прототипа или продукта, услуги с явно выраженными признаками функционирования; формирование альфа (а^а)-версии продукта или услуги при отсутствии процедуры тестирования, но с корректировкой отдельных, малосущественных параметров и организацией первичных переговоров с потенциальными клиентами или представителями электората и групп общественности; создание Private beta или закрытой бета-версии продукта или услуги, максимально приближающихся по своим основным параметрам к изначально задуманному виду и протестированных ограниченным числом потенциальных пользователей;
«public beta», или публичная бета-версия продукта или услуги при «включённой» процедуре «умеренно-активного» привлечения потенциальных пользователей посредством распространения ограниченного числа приглашений - инвайтов (от англ. invite - «приглашение»). При этом важно заметить, что в число современных стартап-интернет-проектов, пользующихся инвайтами, входят «качественные саморегулирующиеся системы: общественные блоги с элементами соцсетей. Для того, чтобы стать автором в таком сообществе и иметь возможность наполнить ресурс, необходимо доказать свою «профпригодность» [11]. С помощью инвайта таким образом регулируется качество контента, сохраняется уникальность. Именно поэтому в Рунете вводится закрытая регистрация, а так называемые инвайты помогают сайтам сохранить своё качество, привлечь посетителей» [3].
Запуск стартапа в эксплуатацию или проекта в производство:
«launch or early startup stage» - запуск или ранняя стартап-стадия: «запускается быстро. Дело не в том, что крайне важно вывести продукт на рынок пораньше, а в том, что реальная работа над проектом начнётся именно тогда, когда он уже запущен. Запуск даёт вам понять, что именно вы должны были создать. Так что главная ценность запуска - это повод для вовлечения пользователей» [2];
«startup stage» - стартап-стадия: «это самый переломный момент... Здесь помимо раскрутки руководство проекта начинает искать партнёров, клиентов и т. п. Здесь приходится общаться вживую» [8];
«first clients, or late startup stage» - работа с первыми клиентами, или поздняя startup-стадия: «стоимость, создаваемую стартапом, можно представить в виде прямоугольника, одна сторона которого - число пользователей, а другая - насколько вы улучшаете их жизнь. Над второй стороной у вас больше всего власти. И увеличение первой стороны будет зависеть от того, насколько хорошо вы поработаете над второй» [2]. Пост-стартап-стадия:
«growth stage», или стадия роста: положение стартапа на рынке предоставляемых продуктов или услуг отличается устойчивостью, а сам стартап переходит в номинацию «охватывающего надежды»;
«expansion stage», или стадия расширения: стартап достиг или максимально приблизился к намеченным параметрам;
«exit stage», или стадия выхода: выход из стартап-проекта в случае реализации IPO (от англ. Initial Public Offering - «исходное публичное предложение»; выход или отказ в финансировании стартап-проекта соответствующих бизнес-ангелов или венчурных инвесторов; выход из проекта по причине идеологического банкротства самого стартап-проекта или в случае объединения с каким-либо стратегическим партнёром.
Резюмируя изложенное выше в отношении стадийности стартап-проектов целесообразно заметить, что абсолютное большинство современных стартап-проектов сконцентрировано в онлайн-системе координат, что обусловлено условиями информационного общества. При этом принципиально значимым для существования стартапа является его опора на применение инновационных технологий выхода на рынок предлагаемых продуктов или услуг, а в качестве сущностных признаков стартапа выступают новизна
проекта, уникальность предлагаемых старта-перами идей и форсированная стратегия их продвижения.
Зародившись в недрах инноваций экономического характера, укоренившись в области IT-технологий, стартап-проектная деятельность находит всё более энергичное применение и в сфере политики. К примеру, в марте 2013 г. Министерство юстиции России выдало свидетельство о государственной регистрации Общероссийского общественного движения социал-демократического союза молодёжи «Справедливая Сила». В настоящее время социал-демократический Союз молодёжи (СДСМ) «Справедливая Сила» представлен в 45 регионах России более чем тысячью своих членов. «Считаю, что работа с молодёжью всегда перспективна с точки зрения инвестиций в будущее: она была и остаётся одним из векторов работы партии «Справедливая Россия», - заявил лидер нового молодёжного Союза Илья Свиридов [7]. В число приоритетных тем означенного стартапа входит решение следующих проблем молодёжи: доступное жильё и достойное образование; здоровая экология, возможность трудоустройства, творческое развитие личности и возможность гордиться своей страной. В связи с регистрацией новой молодёжной организации в информационном агентстве «Интерфакс» 18 марта 2013 г. состоялась презентация «Справедливой силы», а тема соответствующей пресс-конференции была заявлена как «Новое поколение социал-демократов России “Справедливая Сила” - политический стартап для молодёжи». Процедура запуска данного стартапа совпала с иллюстрацией председателем партии «Справедливая Россия» Николаем Левичивым этапа выхода из стартапа молодёжного движения эсеров «Молодые социалисты России», возглавляемого исключённым из партии Дмитрием Гудковым. Отмечая, что работа организации «Молодые социалисты России» была организована неудовлетворительно, а сам проект организации являлся лишь «трамплином для забрасывания Дмитрия Гудкова в Думу» и был отброшен «как отработанная ступень ракеты» [5], - председатель партии «Справедливая Россия» констатировал об «exit stage» неэффективного политического стартапа.
Несомненного внимания заслуживает стартап-проектная деятельность в области молодёжного парламентаризма как структуры, «осуществляющей подготовку молодёжи к активному участию в общественной, соци-
альной и политической жизни страны и, прежде всего, конкретного политического образования, где молодёжь проживает, учится, работает. Именно здесь, т. е. непосредственно на земле, формируется Молодёжный кадровый резерв страны!» [4]. К примеру, в Москве Молодёжный парламент представлен молодёжной палатой при Московской Городской Думе (МП при МГД) и Общественной Молодёжной палатой г. Москвы (ОМП). Следует заметить, что МП при МГД сформирована по принципу партийной принадлежности и в пределы компетенции партии входит решение задач по оказанию помощи Московской городской Думе в области законодательного регулирования различного рода вопросов, отражающих коренные интересы молодых москвичей. Что касается ОМП, то данная структура сформирована из представителей районных Молодёжных палат. Основной задачей ОМП является «обеспечение учёта мнения молодёжи внутригородского муниципального образования при осуществлении деятельности Муниципального собрания» [4].
Стартап-проектная деятельность МП г. Москвы представлена следующими проектами:
- образовательные проекты: бесплатное обучение молодёжного актива журналистике, социальному проектированию, нормотворчеству и т. п.;
- спецпроект «Лига ЦМП», или игра-дебаты в интересах совершенствования у молодёжи навыков ораторского мастерства;
- спецпроект «Гражданские служащие» как цикл мероприятий культурно-образовательного характера, интегрирующей темой которых выступает тема гражданского служения и сохранения традиций общества и культуры России;
- спецпроект «Молодой избиратель» или интерактивная игра московских школьников в формате школьного самоуправления. Результатирующим вектором политического (карьерного) стартап-проекта, имя которому «Молодёжный парламент», является фактор избрания многих его членов в органы государственной власти и местного самоуправления.
Наряду с молодыми сторонниками, членами крупных политических партий России или столичными молодёжными политическими организациями активное участие в процессе генерации стартап-идей занимает и молодёжь российских регионов. Примером тому явился прошедший в сентябре 2012 г. Третий молодёжный форум «Ростов-2012», в работе которого приняли участие молодые граждане
России с активной жизненной позицией по многим ключевым вопросам современности. В частности, на форуме было представлено 6 тематических тем: «Start Up Дона» - молодые предприниматели; «Антидурь - сообщество трезвых!» - молодёжные группы гражданского реагирования; «Молодёжная команда Губернатора» - молодёжные общественные объединения; «Академия молодого гражданина» - молодёжное самоуправление; «Подзарядка» - фитнес-тренеры и диетологи, волонтёры, а также специальный проект форума и медиапарка «Южный регион ДГТУ» -«Информационная служба форума» [10]. В роли экспертов и руководителей мастер-классов в работе форума приняли участие региональные представители политических партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, а также депутаты Городской Думы, члены общественной палаты, ряд организаторов гражданских акций, спортсмены и учёные.
Анализируя эффективность стартап-проектной деятельности Молодёжного Парламента Пермского края в различные временные периоды реализации стартапа, председатель парламента Вячеслав Бурков констатировал следующее: «Первому созыву можно сделать скидку, потому что мы были первопроходцами. Первый год ушёл на выстраивание работы парламента. Второй год я бы назвал «апогеем», когда был взрыв деятельности. Но на третий год началось угасание, после чего мы начали искать новые пути для развития молодёжного парламентаризма» [1].
Критически оценивая сложившуюся практику формирования молодёжного парламента Пермского края, лидер парламента Вячеслав Бурков признал, что при этом были допущены и существенные ошибки: «По сути, молодёжь избирала молодёжь, не всегда понимая, как и зачем это надо делать. Кого-то выбирали только потому, что он хорошо играет на бас-гитаре, а кто-то хорошо танцевал» [1]. Что касается продолжительности работы парламента, то пермские молодые парламентарии солидаризировались со своими коллегами из других российских регионов в отношении того, что работа Молодёжного парламента должна быть ограничена двумя годами. Данное обстоятельство обусловлено тем, что «молодёжь активна только 1,5-2 года: люди
либо понимают, что это не для них, либо начинают желать чего-то большего» [1].
В процессе реализации стартапа для молодых политиков Пермского края предложена идея наделения всех членов Молодёжного парламента официальным статусом помощников депутатов и законодательного закрепления механизма их отзыва.
Теория и практика стартап-проектной деятельности предполагает горизонтальное и вертикальное направление движения стартапа. Стартап горизонтального прогресса как движение «от 1 к N» непосредственно связан с обширным тиражированием эффективных технологий в номинации «глобализация». «На пути «от 1 к N» мы наблюдаем, имитируем, повторяем. Младенцы не выдумывают новый язык, они изучают существующий. С самого начала мы учимся копировать то, что уже работает», - замечает Питер Тиль, один из основателей крупнейшей дебетовой электронной платёжной системы «PayPal» и первый инвестор социальной сети «Facebook» [9].
Стартап вертикального прогресса как движение «от 0 к 1» предполагает поиск и демонстрацию эффективных технологий в номинации «инновация». Само же движение по пути «от 0 к 1» стартует с ответа на следующие три вопроса:
Какова ценность предлагаемых инноваций?
Что конкретно нового мы предлагаем?
Не делает ли это «новое» кроме нас уже кто-то другой?
«Переход "от 0 к 1" как у Л. Н. Толстого в "Анне Карениной": все успешные компании разные: каждая из них по своему решает проблему перехода "от 0 к 1". И в то же время все компании - неудачники похожи: они не смогли перейти "от 0 к 1"», - продолжает Питер Тиль [9].
Концептуальные положения горизонтального («от 1 к N») и вертикального («от 0 к 1») направления движения стартапа в полной мере востребованы и в процессе реализации стартап-проектной деятельности отечественных молодёжных политических организаций: аккумулируя политический и жизненный опыт старшего поколения на пути «от 1 к N», молодёжь демонстрирует активную жизненную позицию и креативное начало и на пути «от 0 к 1».
Список литературы
1. Бурков В. Стартап для молодых политиков. URL: http://www.newparlament.ru/tribune/view/3583 (дата обращения: 27.05.2013).
2. Грэм Пол. 13 главных принципов в жизни стартапа. URL: http://ideanomics.ru/?p=502 (дата обращения: 25.05.2013).
3. Инвайт (приглашение). Энциклопедия рекламы. URL: http://www.hmx.ru/invit.html (дата обращения:
25.05.2013).
4. Молодежный парламент - лучший политический «стартап». URL: http://yablor.ru/blogs/molodejniy-parlament-luchshiy-politicheskiy-starta/2485948 (дата обращения: 26.05.2013).
5. Пузырь доткомов // Коммерсант, 28.02.2008.
6. Презентация «Справедливой Силы в Интерфаксе». URL: http://spravsila.ru/news/item/132-130318interfax.html (дата обращения: 26.05.2013).
7. «Справедливая Сила» - политический стартап для молодёжи и инвестиция в будущее «Справедливой России». URL: http://spravsila.ru/news/item/127-130314registr.html (дата обращения: 26.05.2013).
8. Стадии становления и развития стартапа. URL: http://www.nabarter.ru/blogs/post/713 (дата обращения: 25.05.2013).
9. Тиль Питер. Курс лекций «Стартап». Стенфорд 2012. URL: http://habrahabr.ru/post/151193/ (дата обращения: 28.05.2013).
10. Форум «Ростов - 2012». URL: http://matveevkurgan.ru/society/molod/event.html (дата обращения:
27.05.2013).
11. Что такое стартап? URL: http://coustructorus.ru/finansy/chto-takoe-startup.html (дата обращения:
23.05.2013).
References
1. Burkov V. Startap dlya molodykh politikov. URL: http://www.newparlament.ru/tribune/view/3583 (data obrashcheniya: 27.05.2013).
2. Grem Pol. 13 glavnykh printsipov v zhizni startapa. URL: http://ideanomics.ru/?p=502 (data obrashcheniya: 25.05.2013).
3. Invayt (priglasheniye). Entsiklopediya reklamy. URL: http://www.hmx.ru/invit.html (data obrashcheniya:
25.05.2013).
4. Molodezhny parlament - luchshy politichesky «startap». URL: http://yablor.ru/blogs/molodejniy-parlament-luchshiy-politicheskiy-starta/2485948 (data obrashcheniya: 26.05.2013).
5. Puzyr dotkomov // Kommersant, 28.02.2008.
6. Prezentatsiya «Spravedlivoy Sily v Interfakse». URL: http://spravsila.ru/news/item/132-130318interfax. html (data obrashcheniya: 26.05.2013).
7. «Spravedlivaya Sila» - politichesky startap dlya molodyozhi i investitsiya v budushcheye «Spravedlivoy Rossii». URL: http://spravsila.ru/news/item/127-130314registr.html (data obrashcheniya: 26.05.2013).
8. Stadii stanovleniya i razvitiya startapa. URL: http://www.nabarter.ru/blogs/post/713 (data obrashcheniya:
25.05.2013).
9. Til Piter. Kurs lektsy «Startap». Stenford 2012. URL: http://habrahabr.ru/post/151193/ (data obrashcheniya: 28.05.2013).
10. Forum «Rostov - 2012». URL: http://matveevkurgan.ru/society/molod/event.html (data obrashcheniya:
27.05.2013).
11. Chto takoye startap? URL: http://coustructorus.ru/finansy/chto-takoe-startup.html (data obrashcheniya:
23.05.2013).
Статья поступила в редакцию 04 июня 2013 г.