Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 90-ГГ. XX В'

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 90-ГГ. XX В Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
113
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЗАКОН / ГОСУДАРСТВО / STATE POWER / BODIES OF STATE POWER / RUSSIAN FEDERATION / LAW / STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шувалов Александр Анатольевич

Целью статьи является раскрытие особенностей формирования органов государственной власти в Российской Федерации с 1993 по 1999 г. Именно в 1993 г. разрешился силовым способом конституционный кризис. Расстрел «Белого дома» поставил «точку» в противостоянии между законодательной и исполнительной властью. С принятием Конституции России в декабре 1993 г. «демократическое противоборство» перешло в цивилизованное русло. Теперь на дымящихся баррикадах Москвы требовалось выстроить новую систему государственных органов. В качестве объекта исследования выступает система органов государственной власти Российской Федерации: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды. При этом предметом исследования являются нормативная правовая основа деятельности органов государственной власти, их функции, особенности формирования и взаимодействия друг с другом. В рамках методологии исследования с использованием историко-правового и сравнительно-правового методов осуществлен анализ формирования и деятельности органов государственной власти с 1993 по 1999 гг. В соответствие с основным законом государственная власть осуществляется на федеральном и региональном уровнях на основе принципа разделения властей. Требовалось претворить в жизнь и реализовать на практике те нормы, которые были закреплены Конституцией. Опытным путем приходилось выстраивать систему сдержек и противовесов, находить консенсус между государственными органами разных ветвей власти. Сделан вывод, что к концу 1990-х гг. государственной власти не удалось наладить взаимодействие между ее институтами и органами и проводить эффективную политику в интересах всей страны, выполнять взятые на себя обязательства и соответственно выйти из перманентного экономического и политического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF BECOMING SYSTEM OF PUBLIC AUTHORITY IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE 90-IES. XX CENTURY

The purpose of the state is to reveal the peculiarities of the formation of state security bodies in the Russian Federation from 1993 to 1999. Exactly in 1993 that the constitutional crisis was resolved by force. The shooting of the "White house" put a "point" in the confrontation between the legislative and executive authorities. With the adoption of the Russian Constitution in December 1993, the "democratic confrontation" turned into a civilized channel. Now a new system of state bodies had to be built on the Smoking barricades of Moscow. The object of the study is the system of state authorities of the Russian Federation: the President of the Russian Federation, the Federal Assembly of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation, Federal courts. At the same time, the subject of the study is the normative legal basis of the activities of public authorities, their functions, peculiarities of formation and interaction with each other. Within the framework of the research methodology, the analysis of the formation and activity of state authorities from 1993 to 1999 was carried out using historical-legal and comparative-legal methods. In accordance with the basic law, state power is exercised at the Federal and regional levels on the basis of the principle of separation of powers. It was necessary to implement and put into practice those norms that were enshrined in the Constitution. Empirically, we had to build a system of checks and balances, to find a consensus between the state bodies of different branches of government. It is concluded that by the end of the 1990s. the state authorities failed to establish interaction between its institutions and bodies and to carry out effective policies in the interests of the whole country, to fulfill their obligations and, accordingly, to get out of the permanent economic and political crisis.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 90-ГГ. XX В»

1.4. К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 90-ГГ. XX В.

Шувалов Александр Анатольевич, канд. ист. наук. Должность: доцент. Место работы: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. Филиал: Московский областной филиал. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин. Е-mail: shuvalov81@mail.ru

Аннотация: Целью статьи является раскрытие особенностей формирования органов государственной власти в Российской Федерации с 1993 по 1999 г. Именно в 1993 г. разрешился силовым способом конституционный кризис. Расстрел «Белого дома» поставил «точку» в противостоянии между законодательной и исполнительной властью. С принятием Конституции России в декабре 1993 г. «демократическое противоборство» перешло в цивилизованное русло. Теперь на дымящихся баррикадах Москвы требовалось выстроить новую систему государственных органов. В качестве объекта исследования выступает система органов государственной власти Российской Федерации: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды. При этом предметом исследования являются нормативная правовая основа деятельности органов государственной власти, их функции, особенности формирования и взаимодействия друг с другом. В рамках методологии исследования с использованием историко-правового и сравнительно-правового методов осуществлен анализ формирования и деятельности органов государственной власти с 1993 по 1999 гг. В соответствие с основным законом государственная власть осуществляется на федеральном и региональном уровнях на основе принципа разделения властей. Требовалось претворить в жизнь и реализовать на практике те нормы, которые были закреплены Конституцией. Опытным путем приходилось выстраивать систему сдержек и противовесов, находить консенсус между государственными органами разных ветвей власти. Сделан вывод, что к концу 1990-х гг. государственной власти не удалось наладить взаимодействие между ее институтами и органами и проводить эффективную политику в интересах всей страны, выполнять взятые на себя обязательства и соответственно выйти из перманентного экономического и политического кризиса.

Ключевые слова: государственная власть, органы государственной власти, Российская Федерация, закон, государство.

TO THE QUESTION OF BECOMING SYSTEM OF PUBLIC AUTHORITY IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE 90-IES.

XX CENTURY

Shuvalov Alexander Anatolievich, PhD in History. Position: Аssociate Professor. Place of employment: Moscow University of MIA Russia named after V. YA. Kikot. Branch: Moscow regional branch. Department: state, civil and law disciplines chair. E-mail: shuvalov81@mail.ru

Annotation: The purpose of the state is to reveal the peculiarities of the formation of state security bodies in the Russian Federation from 1993 to 1999. Exactly in 1993

that the constitutional crisis was resolved by force. The shooting of the "White house" put a "point" in the confrontation between the legislative and executive authorities. With the adoption of the Russian Constitution in December 1993, the "democratic confrontation" turned into a civilized channel. Now a new system of state bodies had to be built on the Smoking barricades of Moscow. The object of the study is the system of state authorities of the Russian Federation: the President of the Russian Federation, the Federal Assembly of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation, Federal courts. At the same time, the subject of the study is the normative legal basis of the activities of public authorities, their functions, peculiarities of formation and interaction with each other. Within the framework of the research methodology, the analysis of the formation and activity of state authorities from 1993 to 1999 was carried out using historical-legal and comparative-legal methods. In accordance with the basic law, state power is exercised at the Federal and regional levels on the basis of the principle of separation of powers. It was necessary to implement and put into practice those norms that were enshrined in the Constitution. Empirically, we had to build a system of checks and balances, to find a consensus between the state bodies of different branches of government. It is concluded that by the end of the 1990s. the state authorities failed to establish interaction between its institutions and bodies and to carry out effective policies in the interests of the whole country, to fulfill their obligations and, accordingly, to get out of the permanent economic and political crisis. Keywords: state power, bodies of state power, Russian Federation, law, state.

Принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации закрепила новую систему органов государственной власти. Одновременно с проведением референдума состоялись выборы в Государственную Думу и Совет Федерации первого созыва. Таким образом, легитимность государственной власти, после кризисных событий осени 1993 г., была восстановлена [11, Шувалов, 2016: 162].

В соответствие с Конституцией России органы государственной власти функционируют на основе принципа разделения властей. Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство, судебную - суды. Государственная власть в России осуществляется на федеральном и региональном уровнях. На первом из них ее осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство и федеральные суды. На региональном уровне государственная власть осуществляется образуемыми в субъектах Федерации органами государственной власти. Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России.

Президент РФ, после принятия Конституции России, является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ Президент России осуществляет государственную власть, при этом глава государства не входит непосредственно ни в одну из ветвей государственной власти. Президент РФ до 2008 г. избирался на четыре года гражданами РФ на основе все-

общего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [8, Конституция Российской Федерации, 1996: 278]. В соответствии с п. 3 раздела 2 Конституции России «Президент РФ, избранный в соответствие с Конституцией (Основным Законом) РФ -России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран». 12 июня 1991 г. Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, соответственной Конституция установила, что первый Президент осуществляет свои полномочия до истечения срока, на который он был избран, до лета 1996 г. [2, Баглай, 2013: 454].

П. 4 раздела 2 Конституции России гласит «Совет Министров - Правительство РФ со дня вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительства РФ, установленные Конституцией РФ, и впредь именуется -Правительство РФ». Часть 2 ст. 110 Конституции России устанавливает, что Правительство России состоит из Председателя Правительства России, заместителей Председателя Правительства России и федеральных министров. Так, Правительство РФ еще с декабря 1992 г. по август 1996 г. возглавлял В.С. Черномырдин. Правительство России занимает руководящее положение и роль в системе органов исполнительной власти. Основная функция исполнительной власти состоит в организационной и управленческой деятельности, направленной на реализацию, тех нормативных правовых актов, которые приняты органом законодательной власти (либо непосредственно народом на референдуме). Однако органы исполнительной власти не ограничиваются этим, они также занимаются распорядительной деятельностью, необходимой для осуществления их основной функции.

Конституция РФ закрепила статус двухпалатного парламента России, состоящего из Государственной Думы и Совета Федерации. Указ Президента РФ от 11 октября 1993 г. № 1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и указ Президента РФ от 16 ноября 1993 г. № 1846 «Об уточнении Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году» определяли формирование Государственной Думы и Совета Федерации. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. Так в Государственную Думу по смешанной избирательной системе было избрано 444 депутата (225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам). По Конституции РФ «Государственная Дума состоит из 450 депутатов», но разница в численном составе объясняется тем, что в пяти округах выборы не состоялись, а в Чеченской республике вообще не проводились.

Государственная Дума первого созыва, действующая с января 1994 г. по январь 1996 г., была представлена восемью партиями, которые преодолели 5% барьер: Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) - 64 места, Выбор России - 64 места, Аграрная партия России - 57 мест, Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) - 42 места, Яблоко - 27 мест, Женщины России - 23 места, Партия российского единства и согласия - 22 места, Демократическая партия России - 14 мест. Таким образом, большинство в думе было у оппозиционных сил.

Председателем думы был избран представитель Аграрной партии России И.П. Рыбкин [6, Государственная Дума Федерального Собрания]. Государственная Дума первого созыва была избрана сроком на два года, и выполнила миссию перехода от советского предпарламента к профессиональному парламенту, структурированному по партийному принципу.

Совет Федерации первого созыва формировался путем выборов по мажоритарной избирательной системе, также сроком на два года, в него вошло по два депутата от каждого субъекта Федерации, которые осуществляли свои полномочия на непостоянной основе. В состав палаты было избрано 175 депутатов, среди них было много руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации (5 президентов, 11 глав правительств, 43 краевых и областных глав субъектов, 3 федеральных министра). На постоянную работу в штат Совета Федерации вошло около 40 человек, сам Председатель Совета Федерации (В.Ф. Шумейко), его заместители, председатели комитетов и их заместители, и секретари комитетов. Федеральное Собрание РФ призвано выполнять три главные функции - представлять многонациональный народ России и принимать законы, а также осуществлять контрольную функцию.

Судебная власть осуществляется судами, составляющими судебную систему РФ. Высшими судами РФ до 2014 г. являлись Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Иные суды входят в систему судов общей юрисдикции или систему арбитражных судов. На территории субъектов Федерации могут учреждаться конституционные (уставные) суды. Согласно ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Таким образом, основной функцией судебной власти является правосудие [7, Лучин, Эбзеев, 2018: 606].

Вопрос о трансформации Конституции России возник с самого начала после вступления ее в силу. Этому способствовало то обстоятельство, что в кругу политиков господствовало мнение о временном характере принятой Конституции. Предпринимались попытки внести изменения в Конституцию, с целью перераспределения полномочий в пользу законодательной ветви власти. 21 июня 1995 г. Государственная Дума РФ квалифицированным большинством голосов одобрила три проекта федеральных конституционных законов о поправках Конституции РФ. Первый проект касался увеличения числа членов Правительства РФ (в основном глав министерств силового блока), назначение которых должно осуществляться с одобрения Государственной Думы. Проект второй поправки предусматривал персональную ответственность отдельных членов Правительства РФ. Третьим предусматривалось создание обеими палатами комиссий для проведения парламентских расследований и парламентского контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти и должностных лиц. Как мы видим, в сохранившемся противостоянии исполнительной и законодательной ветви власти, принятие данных поправок к Конституции привело бы к увеличению полномочий законодательных органов. Совет Федерации отклонил эти законопроекты [10, Червонюк, Гасанов, 2018: 245].

Данная система органов государственной власти функционировала до следующих парламентских выборов. Так, в соответствии с Конституцией РФ 17 де-

кабря 1995 г. прошли выборы в Государственную Думу второго созыва, которая заседала с января 1996 г. по декабрь 1999 г. четыре года. Выборы состоялись во всех избирательных округах по смешанной избирательной системе. Их результатом стало заметное «полевение» ее состава, который также являлся оппозиционным. В ходе выборов 5% барьер преодолело четыре партии: большинство получила партия КПРФ (157 мест), затем предвыборный блок премьера В. Черномырдина «Наш дом - Россия» (55 мест), ЛДПР (51 место) и «Яблоко» (45 мест). Характерно, что радикальные демократы («Демократический выбор России» и др.) не сумели преодолеть 5% барьер и не прошли в Думу. Все это отражало новые общественные настроения, неудовлетворенность проводимым курсом. Коммунисты пришли к руководству большинством комитетов Госдумы, произвели соответствующие изменения в ее аппарате. Председателем Государственной Думы был избран представитель Коммунистической партии Г.Н. Селезнев. Расклад партийных сил в Думе был таков, что ни коммунисты, ни «партия власти» не могли обеспечить безоговорочного принятия своих законопроектов. Роль «маятника», от положения которого зависело принятие решений, играла фракция ЛДПР В. Жириновского. Радикальные демократы в новом составе Думы оказались в абсолютном меньшинстве и принятие их предложений во многом зависело от блокировки с «Яблоком» [1, Антонова, Харитонов, Данилов, Косулина, 2000].

5 декабря 1995 г. был принят федеральный закон № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти, по должности [9, Федеральный закон, 1995]. 23 января 1996 г. Совет Федерации второго созыва приступил к работе. Совет Федерации возглавил бывший секретарь ЦК КПСС, а позже глава администрации Орловской области Е. Строев.

Активность политических сил России после парламентских выборов не только не ослабла, но, наоборот, усилилась. Это было связано с выборами Президента России, назначенными на 16 июня 1996 г. Основными кандидатами в президенты, собравшими необходимый миллион голосов и получившими удостоверения Центризбиркома, стали Г. Зюганов, Б. Ельцин, М. Горбачев, Г. Явлинский, С. Федоров, Л. Лебедь, В. Жириновский и другие (всего 11 человек). Однако основными фигурами были Г. Зюганов и Б. Ельцин, олицетворявшие коммунистическую и либеральную альтернативы развития России. В ходе первого тура выборов 16 июня 1996 г. Ельцин получил 35% голосов, за Зюганова отдали свои голоса 32% проголосовавших. 14,7% голосовали за генерала Лебедя, 7,4% - за Явлинского, 5,76% - за Жириновского. Остальные кандидаты не получили и 1%. В период между двумя турами голосования Президент Б.Н. Ельцин заключил предвыборный союз с А.И. Лебедем, ставшим политической фигурой номер три. Он был назначен секретарем Совета Безопасности и помощником Президента по национальной безопасности. За действующего президента, 3 июля 1996 г., проголосовали 54% избирателей, за Зюганова - 40%, против обоих - 5% [1, Антонова, Харитонов, Данилов, Косулина, 2000]. Вне зависимости от мотивов голосования каждого было очевидно, что большинство избирателей поддерживают курс либераль-

ных реформ. Но не менее важным итогом выборов населения было и то, что значительная часть населения высказалась за корректировку проводимого курса, так как страна не вышла из экономического кризиса, и продуктивное взаимодействие между органами законодательной и исполнительной власти налажено не было, остро стояла проблема противоречия регионального законодательства федеральному.

Также в процессе предвыборной гонки Президента РФ, о своей поддержке Б.Н. Ельцину заявили представители крупного российского бизнеса. В августе 1996 г. был сформирован новый состав Правительства РФ, которое возглавил до марта 1998 г. Председатель Правительства В.С. Черномырдин, которое вошло в историю как «Правительство - молодых реформаторов». Первыми вице-премьерами, ответственными за экономические и социальные блоки, были назначены А.Б. Чубайс и Б.Е. Немцов. Но в состав Правительства вошли и руководители крупнейших корпоративных бизнес структур. Так президент группы ЛогоВАЗ Б. Березовский был заместителем секретаря Совета Безопасности РФ, председатель совета директоров банка «Менатеп» М. Ходорковский был назначен членом коллегии Минитопэнерго, президент МАК «Вымпел» Н. Михайлов стал первым заместителем министра обороны [3, Гаман-Голутвина, 2008: 107].

17 декабря 1997 г. был принят Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», который определял его конституционно-правовой статус, состав, порядок формирования и компетенцию. Несмотря на принятый закон, представители крупных бизнес структур оказывали влияние на выработку политического и экономического курса, и интересы государства предстали в качестве производных от кланово-корпоративных.

Начатые реформы не давали позитивного результата, страна продолжала находиться в экономическом кризисе и деятельность Правительства подвергалась жесткой критике. В 1997 г. остро стояла проблема задолженностей по зарплате работникам бюджетной сферы. В стране нарастал социальный протест. Поиск Президентом виновных привел к фактической смене кабинета министров.

Так, 23 марта 1998 г. Президент России Б.Н. Ельцин издал указ об отставке Правительства РФ (В.С. Черномырдина). Таким образом, в политической жизни все более отчетливо стал проявляться кризис власти. Политика Президента и Правительства РФ критиковалась Парламентом, авторитет данных органов государственной власти падал. Участились кадровые перестановки в Правительстве, министерствах и ведомствах, которые продлились с весны 1998 по 2000 г.

С 27 марта 1998 г. Президент РФ трижды вносил в Государственную Думу кандидатуру С.В. Кириенко на пост Председателя Правительства РФ. Государственная Дума своим постановлением от 10 апреля 1998 г. и постановлением от 17 апреля 1998 г. дважды отклонила представленную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ. Только с третьей попытки, 24 апреля 1998 г., Дума дала согласие на его назначение. В тот же день С.В. Кириенко указом Президента РФ был назначен Председателем Правительства РФ. Решения Правительства РФ от 17 августа 1998 г. об объявлении дефолта подверглось жесткой критике со стороны Парламента. В связи с этим, 23 августа 1998 г. Президент РФ своим указом отправил в отставку Правительство РФ (С.В. Кириен-

ко), а исполняющим обязанности Председателя Правительства назначил В.С. Черномырдина.

Но Государственная Дума постановлением от 31 августа и 7 сентября 1998 г. отклонила кандидатуру В.С. Черномырдина на должность Председателя Правительства РФ. Третий раз Президент РФ внес кандидатуру Е.М. Примакова, которая была утверждена Государственной Думой от 11 сентября 1998 г. Все это говорило о глубоких противоречиях между различными институтами государственной власти.

12 мая 1999 г. Президент РФ своим указом отправил в отставку Правительство РФ возглавляемое Е.М. Примаковым, обязанности Председателя Правительства были возложены на С.В. Степашина. 19 мая 1999 г. Государственная Дума с первой попытки дала согласие на назначение С.В. Степашина Председателем Правительства. Но политический кризис продолжался. Новый состав правительства критиковали за его «кла-новость» и подконтрольность «олигархам». В связи с обострением ситуации в республике Дагестан и началом контртеррористической операции, 9 августа 1999 г. Правительство РФ, возглавляемое С.В. Степашиным было отправлено в отставку, временно исполняющим обязанности Председателя Правительства РФ был назначен В.В. Путин. 16 августа 1999 г. Государственная Дума дала согласие на назначение В.В. Путина Председателем Правительства и Президент РФ издал указ о его назначении на эту должность [4, Гомола, 2009: 163].

Но, тем не менее, смена лидеров правительства не меняла положения в стране. В полной мере не велась стратегия развития реформ в экономике и политике и кризис в данных сферах преодолен не был.

В этих условиях, 19 декабря 1999 г. прошли выборы в Государственную думу РФ третьего созыва, которая заседала с января 2000 г. по декабрь 2003 г. Пяти процентный барьер преодолели шесть избирательных объединений. Очередной раз КПРФ получила большинство мест (113), затем «Межрегиональное движение «Единство» (Медведь)» (С. Шойгу) (73 места), «Отечество - Вся Россия» (блок Е.М. Примакова и Ю. Лужкова) (68 мест), Союз Правых сил (Б. Немцов) (29 мест), «Яблоко» (20 мест), «Блок Жириновского» (17 мест). Председателем Государственной Думы был избран представитель Коммунистической партии Г.Н. Селезнев [5, Государственная Дума РФ].

С начала 1990-х гг. Россия находилась в тяжелом экономическом кризисе, постоянно рос внешний и внутренний долг, органы государственной власти были не способны обеспечить регулярные выплаты (итак мизерной) заработной платы, пенсий и пособий, что привело к обнищанию основной массы населения. Региональный сепаратизм, несоответствие регионального законодательства Конституции РФ и федеральным законам, привели к децентрализации власти и неспособности центра контролировать регионы. Клановость и вхождение во власть представителей олигархов не позволяло государственной власти проводить эффективную политику в интересах всей страны и выполнять взятые на себя обязательства.

В этих условиях важным событием в политической жизни России явилась досрочная отставка Президента РФ. Так Б.Н. Ельцин обратился по телевидению с обращением к жителям России 31 декабря 1999 г. «Сегодня я последний раз обращаюсь к вам, как Президент. Я принял решение Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку. Я ухожу. Ухожу раньше поло-

женного срока. Я понял, что мне необходимо это сделать. Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми, умными, сильными, энергичными людьми». В этот же день Председатель Правительства В.В. Путин приступил к временному исполнению обязанностей Президента. На выборах 26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.

Таким образом, итогом политического развития страны в 1990-е гг. стало конституционное оформление либеральной политической системы и организации государственной власти на демократических началах. Но данная система не являлась совершенной, в ней присутствовали элементы популизма, коррупции, децентрализации, отсутствия четкого механизма разделения властей, нарушения принципа верховенства Конституции России и федеральных законов. Становление системы органов государственной власти также проходило в тяжелых условиях экономического и политического кризиса и как следствие озвученных причин ей не удалось найти выход из сложившейся ситуации. В этих условиях гарантией последующего стабильного развития страны видится в модернизации и совершенствовании эффективности государственной власти через укрепление ее вертикали. Для этого необходимы новые механизмы взаимодействия федеральных органов и органов государственной власти субъектов, координирование деятельности региональных органов на основе общероссийского законодательства, неукоснительное исполнение норм Конституции России всеми органами государственной власти и их должностными лицами. Также необходимо сделать законодательную деятельность более эффективной и результативной, для чего была проведена реформа Совета Федерации Федерального Собрания РФ с целью организации работы парламентариев на профессиональной и постоянной основе. Наладить взаимодействие между государственными органами разных ветвей власти, усилив контрольные полномочия Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации. Осуществить «удаление олигархов» от власти, сделав деятельность исполнительных органов государственной власти социально ориентированной, с возможностью проводить эффективную политику в интересах всей страны и всего населения России.

В современный период истории нашего государства сделаны «крупные шаги» по совершенствованию государственно-правовой системы России. Об этом говорит большое количество принятых в 2000-е гг. федеральных конституционных и федеральных законов направленных на разрешение озвученных проблем и главное - реализация их норм на практике. В целом в стране сформировались предпосылки устойчивого развития системы органов государственной власти на демократической основе.

Список литературы:

1. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Ко-сулина Л.Г. История России XX век. М.: Клио Софт, 2000. [Электронный ресурс].

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М.: Норма: НИЦ Ин-фра-М, 2013.

3. Гаман-Голутвина О. «Революция элит» как реальность постсоветской России. Приватизация государства в условиях «демократии беспорядка»1990-х гг. Политические отношения и политический процесс в со-

временной России. Хрестоматия. Т.2 /Ред. и сост. Е.Г. Пономарева. М.: ИНИОН РАН, 2008.

4. Гомола А.И. История государства и права России. М., 2009.

5. Государственная Дума РФ: цифры и факты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20080523/108162559 (дата обращения 19.11.2019).

6. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://duma.gov.ru/duma/about/history/information (дата обращения 19.11.2019).

7. Конституционное право России: учебник для студентов вузов под общ. ред. В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.

8. Конституция Российской Федерации 1993 года. История конституционного права России в документах (1905 - 1993): Хрестоматия. Рязань, 1996.

9. Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant. ru. (дата обращения 19.11.2019).

10. Червонюк В.И., Гасанов К.К. Форма государственного правления: конституционно-правовой анализ. Монография. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018.

11. Шувалов А.А. Становление российской государственности в 1990-е годы // Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Выпуск 1: научно-практическое издание. Старотеряево: Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Саратов: Амирит, 2016.

Reference list:

1. Antonova T. S., Kharitonov A. L., Danilov A. A., Kosulina L. G. History of Russia XX century. Moscow: Clio Soft, 2000. [Electronic resource].

2. Baglay M. V. Constitutional law of the Russian Federation. Textbook for universities. Moscow: Norma: SIC In-fra-M, 2013.

Статья прошла проверку оригинальность

3. Gaman-Golutvina O. "Revolution of elites" as a reality of post-Soviet Russia. Privatization of the state in the"democracy of disorder" of the 1990s. Political relations and political process in modern Russia. Reader. Vol. 2 / Ed. and comp. E. G. Ponomareva. Moscow: INION RAS, 2008.

4. Gomola A. I. History of the state and law of Russia. Moscow, 2009.

5. State Duma of the Russian Federation: facts and figures. [Electronic resource.] Mode of access: https://ria.ru/20080523/108162559 (accessed 19.11.2019).

6. State Duma Of The Federal Assembly Of The Russian Federation. [Electronic resource.] Mode of access: http://duma.gov.ru/duma/about/history/information (accessed 19.11.2019).

7. Constitutional law of Russia: textbook for University students under the General ed. Moscow: UNITY-DANA, 2018.

8. The Constitution of the Russian Federation of 1993. History of the constitutional law of Russia in documents (1905-1993): anthology. Ryazan, 1996.

9. Federal law No. 192-FZ of 5 December 1995 "on the procedure for forming the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation". System GUARANTOR. Mode of access: http://base.garant. EN. (accessed 19.11.2019).

10. Chervonyuk V. I., Hasanov K. K. Form of state government: constitutional and legal analysis. Monograph. M.: Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot, 2018.

11. Shuvalov, A. A. Formation of the Russian statehood in the 1990s, years // Vestnik of the Moscow regional branch Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot. Issue 1: scientific and practical edition. Staroeradio: Moscow regional branch Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot. Saratov: Will Americ, 2016.

Статья прошла внешнее рецензирование; рецензент - кандидат юридических наук, И.Г. Чистобородов

системой «Антиплагиат»; текста - 76,85%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.