Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ'

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бечелов З.Ш.

Рассматривается процесс зарождения советской системы школьного образования в Кабардино-Балкарии; деятельность органов власти по привлечению в новую школу кабардинцев и балкарцев; ликвидация неграмотности взрослого населения. Задача ликвидации культурной отсталости нерусских народов была обозначена одной из важнейших целей национальной политики нового советского государства. С 1920 г. началось создание новой советской школы для кабардинцев и балкарцев. вместо одноклассных начальных и двухклассных сельских создавалась единая трудовая школа с двумя ступенями. Становление новой школьной системы в Кабарде и Балкарии осуществлялось в трудных условиях: отсутствие материальной базы, национальных педагогических кадров, письменности родного языка, религиозные пережитки. Большое значение для развития народного образования и культуры имело создание в 1920 г. национальной письменности: сначала на арабской графике, затем, в 1923 г. - на латинской, а в 1936 г. - на русской графической основе. Это ускорило издание учебников родного языка, подготовку национальных педагогических кадров. Переход на русский алфавит улучшил качество работы, усвоение русского языка, содержание учебников. Значительную помощь кабардинцам и балкарцам оказали русские учителя. Важную роль в развитии народного образования сыграла ликвидация неграмотности среди взрослого населения. С этой целью были организованы специализированные трѐхлетние общеобразовательные школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF SCHOOL SYSTEM FORMATION IN KABARDINO-BALKARIA

The process of formation of the Soviet school system in Kabardino-Balkaria, the activity of authorities on attraction to a new school Kabardins and the Balkars, the elimination of illiteracy of the adult population are examined. The task of eliminating the cultural backwardness of the nonRussian peoples was designated one of the most important goals of the national policy of the new Soviet State. Since 1920, it began creating a new Soviet school for Kabardins and Balkars. Instead of the oneclass primary schools and two-year rural unified labor school with two stages. The formation of a new school system in Kabarda and Balkaria was carried out in difficult conditions: the lack of material resources, national teaching staff, writing in their native language, religious remnants. The fundamental importance for progress of national education and culture had creation in 1920 of national writing: first on Arabian the chart, then, in 1923 - on Latin, and in 1936 - on Russian graphic basis. It has accelerated the edition of textbooks of the native language, preparation of the national pedagogical staff. Transition to the Russian alphabet has improved quality of work, mastering of Russian, a content of textbooks. Russian teachers helped consideratly to Kabardians and Balkars. Important role in development of national education liquidation of illiteracy among adult population has played. A with this objective special-purpose, three-year comprehensive schools had been organized.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ»

УДК373:37.09(470.64)

Бечелов З. Ш. Bechelov Z. Sh.

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

PROBLEM OF SCHOOL SYSTEM FORMATION IN KABARDINO-BALKARIA

Рассматривается процесс зарождения советской системы школьного образования в Кабардино-Балкарии; деятельность органов власти по привлечению в новую школу кабардинцев и балкарцев; ликвидация неграмотности взрослого населения.

Задача ликвидации культурной отсталости нерусских народов была обозначена одной из важнейших целей национальной политики нового советского государства.

С1920 г. началось создание новой советской школы для кабардинцев и балкарцев. вместо одноклассных начальных и двухклассных сельских создавалась единая трудовая школа с двумя ступенями.

Становление новой школьной системы в Кабарде и Балкарии осуществлялось в трудных условиях: отсутствие материальной базы, национальных педагогических кадров, письменности родного языка, религиозные пережитки.

Большое значение для развития народного образования и культуры имело создание в 1920 г. национальной письменности: сначала на арабской графике, затем, в 1923 г. - на латинской, а в 1936 г. - на русской графической основе. Это ускорило издание учебников родного языка, подготовку национальных педагогических кадров. Переход на русский алфавит улучшил качество работы, усвоение русского языка, содержание учебников.

Значительную помощь кабардинцам и балкарцам оказали русские учителя.

Важную роль в развитии народного образования сыграла ликвидация неграмотности среди взрослого населения. С этой целью были организованы специализированные трёхлетние общеобразовательные школы.

Ключевые слова: школа, ликвидация неграмотности, национальная письменность.

The process of formation of the Soviet school system in Kabardino-Balkaria, the activity of authorities on attraction to a new school Kabardins and the Balkars, the elimination of illiteracy of the adult population are examined.

The task of eliminating the cultural backwardness of the non-Russian peoples was designated one of the most important goals of the national policy of the new Soviet State.

Since 1920, it began creating a new Soviet school for Kabardins and Balkars. Instead of the one-class primary schools and two-year rural unified labor school with two stages.

The formation of a new school system in Ka-barda and Balkaria was carried out in difficult conditions: the lack of material resources, national teaching staff, writing in their native language, religious remnants.

The fundamental importance for progress of national education and culture had creation in 1920 of national writing: first on Arabian the chart, then, in 1923 - on Latin, and in 1936 - on Russian graphic basis. It has accelerated the edition of textbooks of the native language, preparation of the national pedagogical staff. Transition to the Russian alphabet has improved quality of work, mastering of Russian, a content of textbooks.

Russian teachers helped consideratly to Kabar-dians and Balkars.

Important role in development of national education liquidation of illiteracy among adult population has played. A with this objective specialpurpose, three-year comprehensive schools had been organized.

Key words: school, elimination of literacy, national writing.

Бечелов Заур Шабасович -

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и права, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик E-mail: beck2006@mail.ru

Bechelov Zaur Shabasovich -

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the department History, Philosophy and Law, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik

E-mail: beck2006@mail.ru

В первые же месяцы после Октябрьской революции были изданы декреты о создании новой советской школы. Руководство страны поставило задачу ликвидации культурной отсталости нерусских народов, как одну из важнейших задач своей национальной политики. Государственная комиссия по просвещению разработала «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое было утверждено ВЦИКом в октябре 1918 г.

31 октября 1918г. Народный комиссариат просвещения РСФСР принял постановление «О школах национальных меньшинств». В нем говорилось, что «все национальности, населяющие РСФСР, пользуются правом организации обучения на своем родном языке обеих ступеней Единой Трудовой Школы высшей школе [3].

Становление советской школы в Кабарде и Балкарии началось в марте 1920г. В апреле 1920г. Нальчикский окружной ревком создал отдел народного образования, который сразу же приступил к созданию материальной базы школ.

С этой целью по предписанию ОКРревко-ма были освобождены занятые не по назначению в период гражданской войны школьные здания [2, ф. 16, оп. 1, д. 3, л. 83].

Под школы приспосабливались реквизированные дома князей и узденей. Жаждавшие просвещения горцы принимали на своих собраниях постановления о скорейшем открытии школ. В результате уже в июле 1920

г. начались занятия в 37 школах Кабарды, из которых только в Нальчике было 10 [2, ф. 16,

д. 4, л. 75.] В то же время при отделе народного образования Терского облревкома открылись курсы подготовки учителей для трудовых школ Кабарды и Балкарии [2, ф. 16, д. 6, л. 9]. Активными организаторами первых советских школ в Кабарде были учителя Н.Цагов, Х.Эльбердов, Л.Воробьева, А.Омельченко и другие.

В январе 1921г. состоялась конференция Нальчикского окружного союза работников просвещения и культуры. В своей резолюции она приветствовала «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и высказалась за скорейшее проведение его в жизнь.

В январе 1922 г. Исполком Кабардинской автономной области опубликовал обращение ко всему кабардинскому народу «На помощь школе», в котором говорилось: «Трудовые кабардинцы! Кабарда должна быть просвещённой. Наше богатство и благополучие зависят от знаний. Мы обязаны всех детей обучать в школе. Не допускайте, чтобы голодал учитель. Он - честный труженик - несёт вам свет знаний, он делает великое дело обучения и просвещения детей». На окружные, сельские и аульские исполкомы была возложена ответственность за обеспечение школ пригодными помещениями, топливом, освещением, учебными пособиями, для удовлетворения материальных нужд учителей.

Одновременно развертывалась работа по созданию советской школы в Балкарии. Состоявшийся в апреле 1921 г. первый народный съезд трудящихся Балкарии специально обсуждал вопрос о народном образовании в округе. Съезд подчеркнул, что без достаточного уровня народного образования немыслимы ни культура, ни фабрично-заводское производство, ни правильная организация сельского хозяйства. Поэтому съезд приветствовал намеченные отделом народного образования «Мероприятия по насаждению в округе культурно-просветительских учреждений» и обещал ему содействие [2, ф. 276, оп. 1, д. 340, л. 87].

В 1921/22 учебном году в Кабарде и Бал-карии уже работало 65 школ, в которых обучалось 3500 детей [2, ф. 16, оп. 1, д. 99, л. 522]. Это означало, что только за два года школ в Кабарде и Балкарии стало вдвое больше, чем их было в 1914 г.

III съезд Советов Кабардино-Балкарии (1923 г.), признавая развитие народного образования делом первостепенной важности, принял постановление открыть школу в каждом селении уже в 1924 г., а в Нальчике -создать учебный городок, перед которым ставилась задача как можно скорее подготовить для каждого селения «грамотную шестёрку»: работника для Сельисполкома, партийной ячейки, секретаря Исполкома, учителя, кооператора и комсомольца.

В 1924/25 учебном году в Кабардино-Балкарии уже действовало 124 начальные школы с количеством учащихся 7055 человек и две школы II ступени, в которых обучалось 564 человека. Из общего количества начальных школ было: кабардинских - 63, балкарских - 25, русских - 36, в них работало 262 учителя [2, ф. 2, оп. 1, д. 161, л. 157].

Эти первые серьезные успехи свидетельствовали об огромной тяге населения к знаниям, что подтверждается многими примерами. Так, в селении Карагач посещало школу 200 человек, из которых было 80 девочек. «Такой наплыв детей, да еще девочек, - писала газета «Карахалк», - являлся небывалым в истории селения с самого его зарождения». «В балкарском селении Хулам, - сообщала газета, - замечается сильное желание молодежи учиться. И хотя были каникулы, дети приходили на квартиру к учительнице, и занятия продолжались» [2, ф. 2, оп. 1, д. 226, л. 23].

Сход крестьян селения Яникой в 1924г. постановил: «Отныне не посылать детей в медресе, а всех детей школьного возраста отдать в советскую школу для обучения как родному, так и русскому языкам» [2, ф. 2, оп. 1, д. 226, л. 23].

В 1923 г. была создана национальная письменность на латинской графической основе. Утверждение национальной письменности имело громадное значение. Оно позволило приступить к подготовке условий для коренизации (политическая и культурная кампания советской власти в национальном вопросе в 20-е и начале 30-х годов XX века, выдвижения на руководящие партийные и административные посты местных национальных кадров) обучения в кабардинской и балкарской начальной школе.

В 1924/25 учебном году были изданы кабардинский и балкарский буквари [2, ф. 2,

оп. 1, д. 152, л. 35]. В развитии народного образования в республике, в создании учебников, в подготовке учебно-наглядных пособий на местных языках большую роль сыграли первые энтузиасты-просветители кабардинцы и балкарцы: Тута Борукаев, Саид Шахмурзаев, Талустан Шеретлоков и другие. Их имена навсегда останутся в памяти кабардинского и балкарского народов.

Значительную помощь кабардинцам и балкарцам оказывали русские учителя. Они знакомили своих кабардинских и балкарских коллег с учебными планами, втягивали их в работу педколлективов с целью приблизить к школе и её работе, которая большинству была незнакома. Добрую память о себе оставили И. Воронков, Л. Воробьева, М. Пчели-на, А. Омельченко.

Большую роль в подъеме народного образования сыграла ликвидация неграмотности среди взрослого населения.

В октябре 1924 г. в Кабарде и Балкарии было организовано общество «Долой неграмотность» с сетью ячеек в округах и селениях. Его деятельность в области с почти поголовно неграмотным населением представлялась очень важной. Уже к началу 1925г. в области работали 74 ячейки Общества с числом членов 2578 [2, ф. 2, оп. 1, д. 161, л. 6]. Общество проводило собрания, созывало сходы, в газете «Карахалк» систематически печатались материалы о ходе ликвидации неграмотности. Выпускались бюллетени, лозунги, проводились двухнедельники ликвидации неграмотности.

В марте 1925 г. в Нальчике была организована областная инструкторско-методическая школа ликбеза, готовившая ликвидаторов неграмотности. Методическую работу вели три методиста на кабардинском, балкарском и русском языках [2, ф. 8, оп. 1, д. 108, л. 72].

Ликвидации неграмотности и распространению культурных навыков населения способствовали и так называемые культпоходы. Округа и селения соревновались за лучшее проведение мероприятий культпохода. Так, в мае 1929 г. между селениями Баксанского округа развернулось социалистическое соревнование за своевременный ремонт школьных зданий и лучшую посещаемость школ учащимися. Весь округ, в свою очередь, по этим показателям соревновался с Мало-Кабардинским и Нальчикским округа-

ми. Культпоход привил молодежи новые привычки и запросы. В проведении культпохода кабардино-балкарской молодежи большую помощь оказывали шефы из Ростова-на-Дону и Ярославля. В июне 1929 г. яро-славцы побывали в Нальчике, Чегемском, Урванском и других округах.

Особое значение имело проведение культпохода в Балкарии. Здесь культпоходом руководил штаб во главе с председателем Облисполкома Келлетом Ульбашевым [1, ф. 1, оп. 1, д. 10, л. 1]. Одновременно с культпоходом по Балкарии был объявлен санитарный поход с целью «пропаганды санитарно-гигиенических знаний среди населения; борьба за чистый и светлый общественный дом, сельсовет, школу, избу-читальню; борьба за окно в домах и кошах» [1, ф. 1, оп. 1, д. 41, л. 10]. Было проведено медицинское освидетельствование всех детей и оспопрививание. Для этой цели в Балкарию было направлено 16 медицинских работников [1, ф. 1, оп. 1, д. 41, л. 10]. Культпоходом была охвачена почти вся взрослая часть населения Кабардино-Балкарии. В 1929/30 учебном году было обучено через ликпункты 24700 человек [1, ф. 1, оп. 1, д. 46, л. 22]. Так, учитель Нижне-Баксанской школы М.Этезов руководил 13 ликпунктами, а Х.Энеев в селении Гунделен обучал 69 человек [1, ф. 1, оп. 1, д. 46, л. 23].

1 октября 1930 г. бюро Кабардино-Балкарского обкома партии констатировало, что область по выполнению заданий СевероКавказского крайкома партии в деле ликвидации безграмотности за 1929/30 учебный год заняла первое место [1, ф. 1, оп. 1, д. 37, л. 357].

В 1930/31 учебном году было обучено грамоте 54867 человек, в том числе женщин 23576 (45%). [1, ф. 1, оп. 1, д. 39, л. 124] За 1929-1931гг. в Балкарии ликвидировали неграмотность свыше 10 тыс. человек. [2, ф. 132, оп. 1, д. 276, л. 155].

В 1931 г. Кабардино-Балкария получила Красное знамя Народного комиссариата просвещения РСФСР за успехи в ликвидации неграмотности взрослого населения.

Комиссия при облоно КБАО 28 октября 1931г. подвела итоги работы по ликвидации неграмотности и малограмотности в области. 60 человек, энтузиастов ликвидации неграмотности, были премированы ценными подарками [2, ф. 132, оп. 1, д. 276, л. 155].

Вот только некоторые из них: Зарамук Вороков, кабардинец, заведующий школой селения Каменномостское Нагорного округа. В его районе 98% детей посещали школу; балкарец Юсуп Борчаев, преподаватель школы Верхняя Балкария Балкарского округа так интересно вел занятия по ликбезу и всеобучу, «что добился очень высоких показателей охвата и посещаемости учащихся; хорошим методистом была кабардинка Дыха Журтова - учительница школы № 1 селения Аушигер Нальчикского округа.

В годы второй пятилетки (1933-1937) в стране широко развернулось строительство. В Кабардино-Балкарии росло число неполных средних и средних школ. Так, если в конце первой пятилетки неполных средних школ было 35, то к концу второй пятилетки в области было 22 средние школы, количество учащихся всех ступеней увеличилось за пятилетку с 38300 до 61700 [1, ф. 1, оп. 1, д. 157, л. 23].

Улучшению учебно-воспитательной работы в школах способствовал перевод письменности с латинского алфавита на русский, который был осуществлен в 1936/37 учебном году.

Переход на русский алфавит улучшил качество работы, усвоение русского языка, содержание учебников.

Самоотверженно трудились на ниве народного просвещения многие преподаватели. Образцы педагогического мастерства показывали Берт Гуртуев, Амирхан Шомахов -преподаватели педучилища; преподаватели педрабфака Мухаб Абитов и Алим Кешоков. Наряду с учителями - кабардинцами и балкарцами - имелась целая плеяда русских учителей, которые сумели овладеть методикой преподавания русского языка в национальной школе. Это Фомина, Первушина, Онищенко и другие.

В подготовке учителей - кабардинцев и балкарцев большую роль сыграл преподаватель, а позже директор педучилища И.Н. Воронков. Он возглавлял педучилище около 20 лет, передавая свои знания, опыт, педагогическое мастерство молодежи.

В 1939г. Указом Президиума Верховного Совета СССР 22 учителя из Кабардино-Балкарской АССР были награждены орденами и медалями: орденом Ленина был отмечен Саид Шахмурзаев; орденом Трудового

Красного Знамени Р. Крашенинникова и другие.

В период второй пятилетки осуществлялась ликвидация неграмотности среди взрослого населения. Ликпункты с трехгодичным сроком обучения реорганизуются в трехго-

Литература

1. Центр документации новейшей истории Кабардино-Балкарской республики.

2. Центральный Государственный Архив Кабардино-Балкарской республики.

3. Исторические материалы. (Электронный ресурс). http://www.libussr.ru/doc_ ussr/ ussr 386.htm

дичные общеобразовательные школы взрослых, которые давали знания начальной школы.

Область применения результатов. Народное образование.

References

1. Centr dokumentatsii novejshej istorii Ka-bardino-Balkarskoj Respubliki.

2. Centralnyj Gosudarstvennyj Arkhiv Ka-bardino-Balkarskoj Respubliki.

3. Istoricheskie materialy. (Elektronnyj resurs). http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_386. htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.