https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.5.10
Соблирова Зарета Хасанбиевна
УЧАСТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ КОМИТЕТОВ ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В СТАНОВЛЕНИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 20-Е ГГ. ХХ В.
В статье анализируется вклад крестьянских комитетов общественной взаимопомощи в развитие сельских школ Кабардино-Балкарии в начале 1920-х гг. На основе неопубликованных архивных материалов представлены различные направления деятельности комитетов взаимопомощи в оказании материальной помощи школам: проведение агитационно-разъяснительной работы, содержание и ремонтирование школьных помещений, обеспечение учащихся из собственных фондов, в том числе необходимой литературой. Повседневная работа обществ взаимопомощи принесла успехи в повышении культурного уровня кабардинцев и балкарцев. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2019/5/10.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 5. C. 55-58. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
УДК 930.1(470.64) Дата поступления рукописи: 04.03.2019
https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.5.10
В статье анализируется вклад крестьянских комитетов общественной взаимопомощи в развитие сельских школ Кабардино-Балкарии в начале 1920-х гг. На основе неопубликованных архивных материалов представлены различные направления деятельности комитетов взаимопомощи в оказании материальной помощи школам: проведение агитационно-разъяснительной работы, содержание и ремонтирование школьных помещений, обеспечение учащихся из собственных фондов, в том числе необходимой литературой. Повседневная работа обществ взаимопомощи принесла успехи в повышении культурного уровня кабардинцев и балкарцев.
Ключевые слова и фразы: крестьянские комитеты общественной взаимопомощи; просвещение; культурное строительство; школьное образование; ликвидация неграмотности.
Соблирова Зарета Хасанбиевна, к.и.н.
Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова zareta.soblirova@inbox.ru
УЧАСТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ КОМИТЕТОВ ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В СТАНОВЛЕНИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 20-Е ГГ. ХХ В.
Начало ХХ века знаменовалось широкими политическими, социально-экономическими и культурно-идеологическими преобразованиями. Поворотный период российской истории был связан с созданием и становлением молодого Советского государства. Руководство страны столкнулось с множеством социальных проблем, которые требовали разрешения в рекордно короткие сроки. Особенно остро они проявились в регионах. В национальных областях перед местными партийными организациями, неопытными и малочисленными по своему составу, встали сложные задачи, связанные с государственным строительством, формированием национальных кадров, с культурным подъемом неграмотного горского населения и др.
Изучение проблематики включения малых этносов в новые общественно-культурные реалии советской эпохи немыслимо без обращения к историческому опыту создания системы школьного образования среди горских народов. В масштабные преобразования процесса воспитания и обучения оказались включены не только институциональные структуры общества, но и формируемые на добровольной основе крестьянские комитеты общественной взаимопомощи. Актуальность исследования вопроса обусловлена отсутствием комплексных научных работ, посвященных деятельности крестьянских комитетов общественной взаимопомощи (ККОВ) в области культурного строительства народов Кабардино-Балкарии в начале ХХ века.
Цель данного исследования - выявление степени участия крестьянских комитетов общественной взаимопомощи в становлении школьного образования Кабардино-Балкарии в 20-е гг. ХХ века. Для получения целостной картины необходимо изучить основные директивы советского руководства по формированию официальных органов образования на местах; выявить особенности становления школьного образования среди кабардинцев и балкарцев; проанализировать процесс создания крестьянских обществ взаимопомощи и их основные функции, а также рассмотреть вклад общественных организаций взаимной помощи в разрешении повседневных проблем сельских школ.
Научная новизна статьи определяется включением в научный оборот ранее не опубликованных материалов, отражающих деятельность крестьянских комитетов общественной взаимопомощи в формировании полноценной системы школьного образования в 1920-х гг.
В начале ХХ века на Северном Кавказе проживало около 50 национальностей. Согласно переписи 1897 г., грамотой владели только 0,3% чеченцев, ингушей и балкарцев, 0,7% кабардинцев, 1,2% адыгейцев и черкесов, 1,5% карачаевцев и 5,7% осетин [6, с. 30]. В условиях сплошной безграмотности этнокультурные обычаи и традиции были провозглашены «пережитками», и государство активно повело борьбу против них. Советской власти предстояло решить проблемы повышения культурного уровня и создания соответствующей инфраструктуры. Первостепенное значение имели развитие школьного образования и борьба с неграмотностью.
В Кабардино-Балкарии, как в целом в стране, преобразования в области просвещения начались после установления советской власти и создания принципиально нового аппарата государственного управления. В области национально-государственного строительства Х съезд РКП(б) поставил следующие задачи: «.. .помочь трудовым массам невеликорусских народов догнать. Центральную Россию, помочь им: а) развить и укрепить у себя советскую государственность...; б) развить и укрепить у себя действующие на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей, знающих быт и психологию местного населения.» [8]. Наряду с решением этого вопроса 11 июня 1918 г. Нальчикский окружной Народный Совет принял решение о создании отдела Народного просвещения [7, с. 21-22]. Отделу поручалось управление школами Нальчикского округа. В его компетенцию входили подбор и расстановка учительских кадров, организация учительских курсов, разработка школьных программ, участие в открытии школ и т.д. Нальчикский окружной отдел народного образования подчинялся непосредственно Народному комиссариату просвещения Терской Республики.
Во время Гражданской войны дело школьного строительства было приостановлено по объективным причинам. Был восстановлен существовавший до революции Кавказский учебный округ во главе с попечителем. Вновь вводились старые порядки, а большевистские изменения объявлялись незаконными. Позднее, 17 августа 1922 г., на совместном заседании Кабардинского областного и Балкарского окружного комитетов
РКП(б) было принято «Положение об объединении Кабарды и Балкарии», в котором были установлены принципы построения отдела народного образования. Так, внутри него создавались коллегии в составе трех членов - русского, кабардинца и балкарца [2, с. 236-237]. Общее количество сотрудников областного отдела народного образования достигло 13 человек [5, д. 39, л. 29]. Первым председателем Кабардино-Балкарского облоно стал М. А. Энеев, его заместителем - Б. Л. Хуранов, которые повели активную работу. Для установления связи со школами на местах были назначены окружные инспектора, осуществлявшие адресную работу на местах [15, д. 17, л. 62]. В архивных документах обозначены многочисленные трудности, с которыми сталкивались работники отдела народного образования: отсутствие специализированных учительских кадров, нехватка необходимого школьного и канцелярского оборудования, учебно-методических программ, недостаточное финансирование, малочисленность ученического контингента и др. [Там же].
Несмотря на большие трудности, к концу 1921 г. в Кабардино-Балкарии были открыты 57 школ с контингентом 3200 учащихся [Там же]. В целях подготовки учительских кадров в 1920 г. в Нальчике начали работу учительские курсы для кабардинцев, а во Владикавказе - для балкарцев [Там же]. На III областном съезде Советов Кабардино-Балкарии в сентябре 1923 г. было принято решение «организовать в каждом селении школу». В конце 1923 г. количество школ достигло 83, а число учащихся - 6000 человек. В них работали 225 учителей [20, с. 9]. В 1925-1926 гг. уже функционировали 157 общеобразовательных школ, в которых обучались 9650 детей [Там же]. Для подготовки учительских кадров в 1923 г. в Нальчике был основан педагогический техникум. Позже, в 1924 г., открылся Ленинский учебный городок. Одновременно с этим началась разработка национальной письменности. В 1924-1925 гг. появились первые буквари на кабардинском и балкарском языках, которые ускорили распространение грамоты среди горцев.
Существенный вклад в становление школьного образования в Кабардино-Балкарии внесли формируемые на добровольной основе общественные организации крестьян. С начала 1920-х гг. центр тяжести партийной работы переносится на восстановление крестьянских хозяйств на Северном Кавказе. В сложных экономических и политических условиях вопросы культурного строительства были перекрыты необходимостью преодоления хозяйственной разрухи. С этой целью в центре и на местах создаются общества взаимопомощи. Декретом СНК от 14 мая 1921 г. «Об улучшении постановки дела социального обеспечения рабочих, крестьян и семейств красноармейцев» за подписью В. И. Ленина формируются крестьянские комитеты общественной взаимопомощи [4, д. 7, л. 55]. Приоритетными направлениями деятельности обществ были работы по подъему уровня жизни крестьян на местах, а также поддержка крестьянских хозяйств в условиях стихийных бедствий, неурожаев и т.д. Первостепенное внимание должно было быть уделено семьям красноармейцев, вдов, сирот, инвалидов. Материальной основой этих обществ стал закят (саджит) - ежегодно отчисляемый в пользу духовенства религиозный взнос. Позже саджит был заменен натуральным или денежным ежегодным взносом. Кабардинцы и балкарцы восприняли весть о новых обществах без воодушевления, т.к. взаимопомощь являлась аутентичной чертой горского населения и не нуждалась в дополнительном администрировании. Председатель исполкома селения Кызбрун I докладывал, что «помощь взаимная между гражданами есть без всяких комитетов» [16, д. 20, л. 143 об.]. Чтобы стимулировать приток большего количества членов, главами крестьянских комитетов общественной взаимопомощи были назначены муллы (всего 51 человек) [9, д. 16, л. 50]. К 1925 г. комитеты были образованы во всех селениях Кабардино-Балкарской автономной области.
Успешное решение проблем, связанных с хозяйственным устройством на селе, позволило государственным органам власти во второй половине 1920-х гг. расширить компетенции комитетов взаимопомощи. В сентябре 1924 г. вышло новое «Положение о крестьянских обществах взаимопомощи» [18, д. 3, л. 28]. В начале 1924 г. областное партийное совещание предложило привлечь комитеты взаимопомощи к ликвидации неграмотности населения [3, с. 24]. Согласно «Положению...», крестьянские общества взаимопомощи должны были содействовать партийным органам на местах - исполкомам и сельсоветам в вопросах вовлечения женщины-горянки в общественную жизнь, работе женотделов, организации и курировании различных женских курсов, создании изб-читален, подготовке школьников к учебному году.
Областной комитет взаимопомощи в ноябре 1923 г. отчитывался о 35% грамотных среди членов ККОВ в городе и 6% в деревне [10, д. 75, л. 119]. В конце 1923 г. крестьянские комитеты общественной взаимопомощи имели на попечении 43 школы, из которых в Нальчикском округе находилось 7, в Урванском - 7, в Баксанском округе - 17, Мало-Кабардинском - 6, в Балкарском округе - 6 [Там же]. Члены ККОВ занимались проведением пропаганды среди сельского населения о значении грамотности для подрастающего поколения, трудились над привлечением школьников, в особенности девочек, вели активную работу среди взрослого населения. Из своего фонда комитеты выписывали и распространяли газеты и журналы («Правда», «Беднота», «Взаимопомощь», «Революция и горец», «Советский пахарь», «Крестьянская газета»). Эта деятельность сопровождалась большими трудностями, т.к. патриархальным семьям тяжело давалось понимание необходимости коренного изменения сознания и общественного быта для «светлого будущего». Обязательность преодоления этих проблем была одной из главных задач членов ККОВ.
В вопросах школьного строительства комитеты взаимопомощи занимались, прежде всего, проблемами поиска подходящих помещений, их оборудованием и отоплением. Земельным органам на селе было предписано бесплатно передавать лесные материалы для снабжения школ топливом, посредниками выступали председатели окружных и сельских обществ взаимопомощи. Председатели ККОВ стали отдавать школам конфискованные дома бывших князей и кулаков, опустевшие медресе, т.к. часто школы ютились в непригодных для занятий условиях. Создавались специальные комиссии из 2-3 членов для индивидуальной пропаганды среди родителей для обеспечения беспрерывной посещаемости школ. В условиях нехватки рабочих рук в сельском хозяйстве в семьях кабардинцев и балкарцев дети включались в трудовую деятельность с 5-6-летнего
возраста, поэтому крестьяне не желали отпускать их в школу в самый разгар осенних работ. Еще сложнее обстояли дела с отправкой в школу девочек, т.к. общественный быт горцев полностью исключал публичность женщин вне зависимости от возраста. В этой ситуации активистам было нелегко вести агитационную работу. Детям бедняков из фондов ККОВ приобретали одежду, обувь, учебные принадлежности. В 1925-1926 гг. на помощь школам комитеты взаимопомощи направили 7682 рубля, оказана помощь 1470 учащимся [Там же, л. 120]. Так, в селении Залукокоаже школе были переданы лошадь и имущество (стол, стулья, мешки, ведра, посуда и т.д.), конфискованные у М. Абукова [18, д. 8, л. 20]. В селениях Урванского округа комитетам предписывалось оказывать школам помощь в ремонтировании парт, вставке окон, исправлении полов [11, д. 16, л. 57 об.]. В селении Хамидие Мало-Кабардинского округа ККОВ на 1925-1926 учебный год выделил на нужды школы 10 рублей, ККОВ с. Дейское выдал 10 рублей школе на учебные пособия и оборудование, на ремонт - 12 р., на ликпункты - 65 р. [13, д. 270, л. 61]. Комитеты взаимопомощи Нагорного округа в 1926-1927 учебном году выделили школам 123 р. 25 коп. Здесь 965 (75%) школьников содержались за их счет [18, д. 13, л. 100].
Сельским школам со стороны обществ взаимопомощи поступала и трудовая помощь, когда члены комитетов на своих сельскохозяйственных машинах обрабатывали пришкольные участки. Окружному Урванско-му ККОВ 15 ноября 1925 г. была поставлена задача «школьные огороды вспахать на зябь» [10, д. 495, л. 57 об.]. Все средства, поступавшие от садов и огородов, шли на нужды школ.
Общества взаимопомощи сыграли важную роль в подготовке сельскохозяйственных кадров. Они ежегодно оплачивали обучение крестьян и отправляли их на учебу в сельскохозяйственные вузы и техникумы Москвы, Ленинграда и других городов. В 1925-1926 гг. при Кабардинском конном заводе стали функционировать две школы сельскохозяйственного ученичества, готовившие национальные кадры специалистов сельского хозяйства [1, с. 111]. Они вели разъяснительную работу среди крестьян для улучшения приемов обработки земли, приглашали специалистов-агрономов для чтения лекций, агитировали за правильный севооборот и выдавали необходимые справки. В Баксанском округе на содержание сельскохозяйственной окружной школы (40 учеников) комитет взаимопомощи направил конфискованный калым (представлял собой денежный или натуральный выкуп родителям невесты) [14, д. 44, л. 5].
К концу 1928 г. в национальных областях Северо-Кавказского края (был основан в 1925 г.) насчитывалось 465 крестьянских комитетов общественной взаимопомощи [1, с. 104]. В Кабардино-Балкарской автономной области их было 105, с общим количеством членов в 145 091 человек. Председатель областного ККОВ Закерия Кайтукович Бозиев в конце 1928 г. отчитался по проведенной за год культурно-просветительной работе. По этим данным, охват детей школьного возраста составлял 52%. Посещаемость школ учащимися составила 75%. Значительные успехи были достигнуты в вовлечении девочек в школы -50% в младших группах и 33% - в старших. Помощь оказана 65% семей бедняков, в том числе роздано пальто 2 013, пар обуви - 1 117. В работе самих комитетов взаимопомощи принимали участие старшеклассники, всего 35 человек. Из 229 ликпунктов и школ малограмотных за счет общественных организаций содержалось 126 [11, д. 16, л. 51-52]. В 1928 г. ККОВы Нагорного округа собрали школьников к новому учебному году на 1 388 р. Были приобретены верхняя одежда, обувь, головные уборы для мальчиков и девочек [19, д. 125, л. 27]. Некоторые наиболее развитые общества могли выплачивать жалованье учителям и ликвидаторам неграмотности. Так, к примеру, в селениях Кахун и Ново-Ивановское Прималкинского округа председатели ККОВ в своих отчетах упоминают о выплате жалований русским учителям [12, д. 3, л. 505]. Адресная помощь, оказываемая сельским школам и семьям учеников, служила серьезной поддержкой для малоимущих крестьян, которые не могли обеспечить детей за свой счет.
В 1929-1930 гг. крестьянские комитеты общественной взаимопомощи в ходе сплошной коллективизации были включены в кассы взаимопомощи при колхозах. В новом качестве комитеты обязали организовать летние занятия учащихся школ. Так, в Нагорном и Прималкинском округах члены ККОВ должны были сформировать школьные отряды для работы в поле, саду, огороде, «связав эти работы с воспитательными задачами школы» [17, д. 50, л. 154].
Таким образом, Октябрьская революция произвела коренные перемены в общественно-политическом строе, материальной и духовной культуре народов Северного Кавказа. Ускоренные темпы этнокультурного развития усилили глобальные интеграционные процессы, интернационализировали все стороны местного быта. Однако новации не сразу стали повседневной реальностью. Утверждение нового общественного строя было достаточно сложным процессом, направленным на ломку традиционного сознания и идеологических устоев, которые веками освящали патриархальный горский быт. Создание письменности на родном языке, издание учебников и учебных пособий, подготовка педагогических кадров из числа кабардинцев и балкарцев сыграли положительную роль в развитии народного образования, в расширении сети школ и повышении грамотности. Крестьянские комитеты общественной взаимопомощи сыграли важную роль в подъеме сельскохозяйственного производства, в приобщении крестьянства к новому укладу жизни, в изменении его психологии и повышении общественно-политической активности. Аульские школы Кабардино-Балкарии получили возможность рассчитывать на негосударственную адресную помощь со стороны комитетов взаимопомощи. В сложных условиях становления советской школы эта поддержка оказалась своевременной.
Список источников
1. Абулова Е. А. Партия во главе национально-государственного строительства народов Северного Кавказа, 1917-1937.
Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1984. 163 с.
2. Возникновение и укрепление Кабардино-Балкарской областной партийной организации в 1917-1922 гг.: сборник
документов и материалов / под ред. Х. Г. Берикетова. Нальчик: Кабард.-Балкар. кн. изд-во, 1963. 324 с.
3. Восстановительный период на Дону 1921-1925 гг.: сборник документов / сост. А. Г. Беспалова, И. М. Борохова, Е. В. Захарова, В. Н. Перелыгина. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1962. 496 с.
4. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 2243. Оп. 1.
5. ГАРО. Ф. Р-64. Оп. 1.
6. Кислицына И. Г. Организация руководства общеобразовательной школой в Кабардино-Балкарии (1917-1927 гг.) // Вопросы культурного строительства в Советской Кабардино-Балкарии: сборник статей / ред. Р. Х. Гугов, Г. Х. Мамбетов. Нальчик: КБИИФЭ, 1984. С. 29-43.
7. Культурное строительство в Кабардино-Балкарии (1918-1941 гг.): сборник документов и материалов: в 2-х т. / сост. В. И. Горбатовская и др. Нальчик: Эльбрус, 1980. Т. 1. 383 с.
8. Резолюция X-го съезда РКП(б) о единстве партии [Электронный ресурс]. URL: http://doc.histrf.ru/20/rezolyutsiya-x-go-sezda-rkp-b-o-edinstve-partii/ (дата обращения: 23.02.2019).
9. Управление Центра документации новейшей истории Кабардино-Балкарской Республики (УЦДНИ КБР). Ф. 1. Оп. 1.
10. Управление Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской Республики (УЦГА КБР). Ф. Р-2. Оп. 1.
11. УЦГА КБР. Ф. Р-2. Оп. 2.
12. УЦГА КБР. Ф. Р-4. Оп. 1.
13. УЦГА КБР. Ф. Р-5. Оп. 1.
14. УЦГА КБР. Ф. Р-8. Оп. 1.
15. УЦГА КБР. Ф. Р-16. Оп. 1.
16. УЦГА КБР. Ф. Р-25. Оп. 1.
17. УЦГА КБР. Ф. Р-71. Оп. 1.
18. УЦГА КБР. Ф. Р-232. Оп. 1.
19. УЦГА КБР. Ф. Р-237. Оп. 1.
20. Хакуашев Е. Т. Борьба Кабардино-Балкарской партийной организации за подъем культурного и материального уровня жизни трудящихся в 1921-1925 гг. // Ученые записки Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института. 1967. Т. XXV. С. 5-24.
21. Чеченов Ш. Ш. Осуществление ленинской программы народного образования в Кабардино-Балкарской АССР (1920-1970 гг.). Нальчик: Эльбрус, 1971. 336 с.
PARTICIPATION OF PEASANT MUTUAL ASSISTANCE COMMITTEES OF KABARDINO-BALKARIA IN SCHOOL EDUCATION FORMATION IN THE 1920S
Soblirova Zareta Khasanbievna, Ph. D. in History Kabardino-Balkarian State University named after H. M. Berbekov zareta.soblirova@inbox.ru
The article analyses the contribution of peasant mutual assistance committees into rural schools development in Kabardino-Balkaria at the beginning of the 1920s. Relying on previously unknown archival materials the author describes different types of mutual assistance committees' activity aimed to provide material support to schools: agitation and explanatory work, maintenance and repair of schoolrooms, purchasing school supplies for pupils from their own funds, provision with the necessary literature. The everyday work of mutual assistance committees resulted in the Kabardinians' and the Balkarians' cultural levels growth.
Key words and phrases: peasant mutual assistance committees; education; cultural construction; school education; liquidation of illiteracy.
УДК 9(с)24 Дата поступления рукописи: 25.02.2019
https://doi.Org/10.30853/manuscript.2019.5.11
В статье проанализирована организация труда заключенных на Урале во второй половине 1920-х - 1930-е годы. Было выявлено, что в период постоянных репрессий численность заключенных резко возросла. Их направляли на важнейшие стройки пятилеток и другие объекты, где требовалась неквалифицированная рабочая сила. Организация труда заключенных находилась на низком уровне, хотя некоторые из них трудились высокопроизводительно. Работавшие заключенные не обеспечивались нормальным жильем, продуктами питания и медицинским обслуживанием. Подневольный труд заключенных стал важным средством модернизации экономики страны.
Ключевые слова и фразы: заключенные; Уральский регион; организация труда; ГУЛАГ; репрессии. Филатов Владимир Викторович, д.и.н., доцент
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова v.philatov@mail. т
ТРУД ЗАКЛЮЧЕННЫХ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-Х - 1930-Е ГОДЫ
Актуальность проведенного исследования продиктована необходимостью восстановления исторической правды о тех людях, которые по разным обстоятельствам оказались в изоляции от общества. Цель работы заключается в выявлении особенностей использования труда заключенных накануне и в годы сталинской модернизации. В соответствии с поставленной целью следует выполнить следующие задачи: определить динамику движения спецконтингента; проанализировать изменения в системе управления исправительными