Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 1920-1935 ГГ.'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 1920-1935 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Кабардино-Балкария / Малая Кабарда / образовательная политика / ликвидация безграмотности / коренизация / женское образование / Kabardino-Balkaria / Malaya Kabarda / educational policy / elimination of illiteracy / rooting / women’s education

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аккиева С.И., Сенова А.Ю.

Статья посвящена анализу образовательной политике в Кабардино-Балкарской автономной области в 1920-1930-ые годы. Исследуются этапы, организация и методы ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения. Авторы отмечают, что создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности сыграло определяющую роль в организационном плане в проведении образовательной политики на местах. Процесс ликвидации неграмотности в Кабардино-Балкарии имел свою специфику и был связан с высокой религиозностью населения, определенным недоверием к властям и консерватизмом. Малая Кабарда была наиболее полиэтничная по составу населения и более открыта к проведению реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POLICY IN THE KABARDINO-BALKAR AUTONOMOUS REGION IN 1920-1935

The Article is devoted to the analysis of educational policy in the Kabardino-Balkar Autonomous region in the 1920s-1930s. The stages, organization and methods of elimination of illiteracy and low literacy among the adult population are studied. The authors note that the creation of the all-Russian emergency Commission for the elimination of illiteracy played a decisive role in the organizational plan in the implementation of educational policy in the field. The process of eliminating illiteracy in Kabardino-Balkaria had its own specifics and was associated with a high religious level of the population, a certain distrust of the authorities and conservatism. Malaya Kabarda was the most multi-ethnic in its population and more open to reform.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 1920-1935 ГГ.»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10938 АККИЕВА С.И.,

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований, филиала КБНЦ РАН, e-mail: mail@law-books.ru

СЕНОВА А.Ю.,

аспирант Института гуманитарных исследований,

филиала КБНЦ РАН, e-mail: mail@law-books.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 1920-1935 ГГ.

Аннотация. Статья посвящена анализу образовательной политике в Кабардино-Балкарской автономной области в 1920-1930-ые годы. Исследуются этапы, организация и методы ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения. Авторы отмечают, что создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности сыграло определяющую роль в организационном плане в проведении образовательной политики на местах. Процесс ликвидации неграмотности в Кабардино-Балкарии имел свою специфику и был связан с высокой религиозностью населения, определенным недоверием к властям и консерватизмом. Малая Кабарда была наиболее полиэтничная по составу населения и более открыта к проведению реформ.

Ключевые слова: Кабардино-Балкария, Малая Кабарда, образовательная политика, ликвидация безграмотности, коренизация, женское образование.

AKKIEVA S.I.,

Doctor of Historical Sciences, Leading Researcher Institute of Humanitarian Studies, branch of the KBNC RAS

SENOVA A.YU,

graduate student of the Institute of Humanitarian Studies, branch of the KBNC RAS

EDUCATIONAL POLICY IN THE KABARDINO-BALKAR AUTONOMOUS REGION IN 1920-1935.

Annotation. The Article is devoted to the analysis of educational policy in the Kabardino-Balkar Autonomous region in the 1920s-1930s. The stages, organization and methods of elimination of illiteracy and low literacy among the adult population are studied. The authors note that the creation of the all-Russian emergency Commission for the elimination of illiteracy played a decisive role in the organizational plan in the implementation of educational policy in the field. The process of eliminating illiteracy in Kabardino-Balkaria had its own specifics and was associated with a high religious level of the population, a certain distrust of the authorities and conservatism. Malaya Kabarda was the most multi-ethnic in its population and more open to reform.

Key words: Kabardino-Balkaria, Malaya Kabarda, educational policy, elimination of illiteracy, rooting, women's education.

В 1920-1930-ые годы образовательная политика занимала особое место в молодой Советской стране и была направлена на увеличение образовательного уровня населения страны, особенно ее национальных регионов. Большевики понимали, что обновление общества невозможно без значительного повышения культурного уровня народа и

повышение грамотности, т.к. число умеющих читать и писать было ничтожно мало и неграмотные и малограмотные люди не могли бы справиться с теми грандиозными задачами по переустройству мира, которое планировалось провести. Социологи, проанализировав приведенные данные переписи 1897 года, еще в 1905 году пришли к выводу, что если сохранятся те же темпы

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

роста общественной культуры, то для ликвидации неграмотности среди кавказцев потребуется 940 лет. Если учесть, что в Кабарде и Балкарии царила сплошная неграмотность, и народ не имел своей письменности, то опровергнуть прогнозы тогдашних социологов было нелегко [Хутуев, 1972: 5]. После установления Советской власти новое государство развернуло в невиданных в истории масштабах борьбу за ликвидацию неграмотности и малограмотности в стране. Важнейшим средством распространения грамотности и развития народного образования, поднятия культурного уровня и формирования всесторонне развитого человека, выработки устойчивых знаний и духовных ценностей являлась школа.

29 октября 1917 года в своем Обращении народный комиссар просвещения А.В. Луначарский поставил огромной важности задачу: «добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путём организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения». Большую роль в формировании системы образования сыграл декрет ВЦИК от 16 октября 1918 г. «О единой трудовой школе РСФСР и постановление Наркомпроса РСФСР от 31 октября 1918 г. «О школах национальных меньшинств», что дало возможность ввести единую систему бесплатного совместного обучения девочек и мальчиков с двумя ступенями образования: первой ступени - 5 лет и второй ступени - 4 года обучения. Проект единой трудовой школы ликвидировал элитарные и тупиковые учебные заведения, обеспечивал преемственность между основными звеньями системы образования [Аккиева С.И, 2013: 266].

Образовательная политика большевиком наряду с развитием школьного образования предусматривала и ликвидацию неграмотности, ибо строить новое общество могли только грамотные и образованные люди.

26 декабря 1919 г. вышел декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от . «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» [Декреты, 1947:118], который был подписан В.И. Лениным. По декрету все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете также предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ. А в 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая была призвана осуществить руководство, организацию и осу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

ществление задачи по ликвидации неграмотности.

В 1920-е годы повсеместно в северокавказском регионе идет открытие новых светских школ. Вопрос открытия новых школ,в Кабарлдино-Бал-карии был поставлен в декабре 1923 г. на третьем съезде Советов. Необходимо было также осуществить подготовку кадров учителей, подготовить учебники и методические пособия.

Проблема ликвидации неграмотности большое внимание уделяли и органы власти Горской республики, так Совнарком Горской республики принял ряд решений в июле 1921г.: «О ликвидации не грамотности», в ноябре 1921г. - Об организации первичных органов ликвидации неграмотности в селениях и аулах», и в марте 1922г. - «О ликвидации среди горских племен безграмотности на родном языке» и др. Они помогли организации местных отделений Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности» (ВЧК ликбез) и общества «Долой неграмотность» (ОДН), которые через ликпункты обучали горцев азам чтения, письме и счету.

Согласно архивным данным в начале 1914 года в с. Муртазово было открыто училище с 1 классом. Но его работа была прервана гражданской войной, а здание со всем содержимым сожгли [Ашижев Л.М., 2004: 25]. 23 июля 1920 года сход жителей сел. Муртазово обратился в окружной Революционный комитет с просьбой о немедленном возобновлении работы Муртазовского одно-классного училища[Хутуев, 1972: 15]. В 1921 году в сел. Муртазово была открыта школа. В том же году первыми учениками школы стали: Асланге-рий Шауцуков, Зулкарней Ошроев, Хуж Мартоков, Хаутий Хабеков, Быту Гукежев, Коля Афаунов, Аделгерий Марышев, Хажсет Гонибов, Хажмурат Жанов всего их было 17 человек. Первыми учителями были: Шыхбан и Зоя Тажевы, Мурат Балкаров и Мухамед Жамурзаев. Учились в сельском частном доме, и была острая нехватка в стульях, в столах, в книгах. Не хватало даже бумаги и вместо него они писали на плоских деревянных досках, потом стирали сухой тряпкой.

В 1924 году продолжала расширяться в округе сеть школ для детей и взрослых. В 1921 году была открыта школа в Неурожайном. Первыми учителями этой школы стали Батырбек Блаев из селения Терекское, который обучал детей русскому языку и математике, и Темир Кожаев из Дейского, преподававший кабардинский язык. В Неурожайном были открыты: изба-читальня, пункт ликбеза, вечерняя школа и курсы для обучения взрослых. В селе создается общество «Долой неграмотность» [Бесланеев В.С., 2017: 58]. К концу 1925 г. в Кабардино-Балкарии уже функционировало 158 школ первой ступени,

в них обучалось 9560 учеников, или 25,6% всех детей школьного возраста. В 88 школах обучение велось на родном языке (63 кабардинских и 25 балкарских) [ Копачев И.П., 1964:106]

Большинство народов Северного Кавказа в первые годы Советской власти пользовались арабским шрифтом. Письменность на арабской основе была трудна и плохо приспособлена к особенностям языков народов региона. Учитывая это, для них создали письменность на основе латинской графики.

Переход к ней осуществлялся с 1924 по 1927гг. Создание письменности на новом алфавите значительно облегчило обучение грамоте на родном языке [Мамсиров Х.Б., 1990: 30]. Открытие школ и перевод письменности на латинскую графику способствовал повышению уровня грамотности среди народов Северного Кавказа [Акки-ева С.И., Сампиев И., 2016: 10].

Заседание президиума Мало-Кабардинского облисполкома приняло решение о переходе обучения грамоте на кабардинском алфавите, и селение Дейское в том числе. И с каждым годом учеников становилось больше. Если в 1914 году учеников было всего 1%, то в 1923 году - 20%, в 1924 году - 25%, в 1928 году - 60%, а в 1932 году -100% [Ашижев Л.М., 2004: 26].

Особую тревогу вызывала нехватка учителей ликбеза и их низкое образование. В Кабардино-Балкарии эту работу преимущественно вели учителя школ, совмещая ее с занятиями в школе I ступени. Газета «Карахалк» сообщала об открытии в сел. Нижний Акбаш Мало-Кабардинского округа к концу 1926 г. 2 ликпунктов и 1 школы малограмотных на кабардинском языке как об очередной победе национальных масс на культурном фронте [«Карахалк», 1926: 2].

Несколько иная ситуация была в селе Верхний Курп. Здесь ликпунктом заведовал русский учитель Пиясинов, что позволило с преподавателем родного языка обучать 65 взрослых кабардинцев, как на русском, так и родном языках. В

числе обучающихся в возрасте от 16-20 - 40 чел., от 20-35 - 25 чел. 8 учащихся ликпунта были комсомольцами. Продолжительность обучения составляла 4 месяца. Школа содержалась на средства местного ККОВ и областного ОНО [УЦГА АС КБР: 45-46].

Еще дальше продвинулись в с. Терекском. Здесь 1 преподаватель школы, которая содержалась на местном бюджете, обучал 50 чел. как на русском, так и на кабардинском языках. Неоднородным был и возрастной состав учащихся: от 11 до 15 - 5 чел., от 16-20 - 20 чел., от 20-35 - 25 чел. Но более всего показательным был половой состав учащихся: 28 мужчин и 22 женщин [УЦГА АС КБР: 1-2].

Если в 1926 г. уровень грамотности женского населения в стране составлял 30% [Груздева Е.Б., 1983 : 32], то в Кабардино-Балкарии отставание было существенным. - 9,5% [Ростов-на-Дону. 1929: 79]. При этом в КБАО грамотных горянок было вдвое меньше мужчин [Бегеулов А., 1930: 3].

В свете вышесказанного, пример совместного обучения мужчин и женщин - горянок в ликпункте с. Терекское Мало-Кабардинского округа говорило о сдвиге в традиционном сознании мужчин - кабардинцев, об их толерантности, которые еще совсем недавно неодобрительно относились к появлению женщин в общественных местах.

28 октября 1931 года областной комитет народного образования провел заседание, на котором обсуждалось два вопроса: первый - разбор материалов по охвату и процент посещаемости неграмотных и малограмотных в округах и городе, второй - распределение премий лучшим ударникам и активистам на культурном фронте. Постановили, что Мало-Кабардинский округ может послужить примером в деле ликвидации неграмотности и малограмотности, так как и охват и посещаемость здесь были лучше других.

Таблица 1931 г.

Наименование Округа Ликбез Малограмотные Средний процент

Охват Посещ. Охват Посещ. Охват Посещ.

Малокабардинский 223 89 119 83 172 86

Нагорный 170 89 110 83,8 140 86

Урванский 121 93 114,3 79 117,9 86

Прималкинский 87 81,6 94 87 90,5 84

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Балкарский 114,3 88 100,6 87 107 87,5

г. Нальчик 117,3 81,3 73 82 95 81,6

Баксанский 135 79 69,3 74,3 102 76

Нальчикский 132 75,3 72,3 67 102 61

За лучшую работу действительно проявивших себя как передовых борцов на фронте культурной революции были премированы:

Мартынова П.Н., русская, преподавательница школы I ступени. Благодаря своей активности в Нижнем Акбаше добилась 100% охвата по всеобучу и ликбезу с лучшей постановкой качества работы. Премируется - отрезом сукна на костюм.

Фиапшева Кошнашхо, кабардинка, занимает должность заведующей клубом горянок в с. Верхний Акбаш, кроме занимаемой основной должности, имеет нагрузки заместителя председателя сельского совета и бригадир ликбеза. Премируется дамскими ботинками с чулками.

Фомина Александра Константиновна, заведующая районной школой с. Дейского. Активно участвует в проведении культпохода, в результате чего в работе ликбеза имеются большие достижения. Премируется библиотечкой.

Шогенов Хазеша Юсуфович, кабардинец, преподаватель школы I ступени. Много уделял внимания над составлением учебного плана по родному языку. Премировать экскурсией.

Тхагозитов Аслан, учитель, член сельского совета, член Президиума сел. Терекское, организатор женского движения, председатель ревко-миссии колхозов, член культурного штаба ликбез-похода. Премируется библиотечкой.

Как видно из таблицы, темпы ее несколько снизились, что объясняется постепенным смещением центра тяжести на введение всеобуча и ликвидацию малограмотности. Но, показатели ликви-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Урумов Титу Хапович, организатор колхозного строительства, особенно проявил себя в ремонтную кампанию школ во время ударных полевых работ, доставляя на себе глину, мякину, дабы не оторвать подводы от полевых работ, благодаря чему в данном районе были своевременно закончены ремонтные работы по школам. Премируется отрезом сукна на костюм.

Перовская, учительница, активно себя проявила на культурном фронте по поднятию работы по ликвидации неграмотности. Премируется отрезом сукна на костюм.

Бориев Сосламбек, учитель родного языка сел. Дейского. Благодаря ему и школа и ликбезпо-ход имеет большие достижения. Премируется ботинками.

Жамурзаев Суфьян Ахмедович, кабардинец, учитель. В бригадах колхоза организовал в поле две школы и в селении 7 школ. Своей активностью приблизил школы к неграмотным и тем самым обеспечил 100% охват и посещаемость ликпунктов. Без посторонней помощи оборудовал пункт ликбеза столами, скамейками другим оборудованием. Премируется библиотечкой [Горбатов-ская В.И., 1985: 205-208].

В следующем 1932г. работа по ликвидации настойчиво продолжалась [УЦГА АС КБР : 6].

Таблица, 1932 г.

дации неграмотности в Мало-Кабардинском округе в первом полугодии 1932 г. были выше областных показателей, а во втором полугодии -даже заметно больше.

Округ За 1-е полугодие За 2-е полугодие

план. фактич. в т.ч. женщ. % вып. план. фактич. в т.ч. женщ. % вып.

МКО 9942 7027 3163 70,7 9083 7150 3467 78,7

КБАО 66355 45915 20039 69,2 50355 36791 16827 73,1

Социалистическая модернизация сельского хозяйства, успешное проведение масштабных работ по гидромелиорации, орошению и электрификации Мало-Кабардинского округа была не возможна при условии создании соответствующей индустриальной базы, машинной техники. Создание МТС и внедрение в сельскохозяйственное производство другой техники требовало решение проблемы о кадрах, способных управлять ею.

В 1923 г. в с. Муртазово была открыта Мало-Кабардинская окружная сельскохозяйственная школа, первая подобного рода в Кабарде и Балкарии. Ее возглавил талантливый педагог Блаев Увжуко Алимурзович, дворянского происхождения. Он, блестяще закончив Нальчикскую горскую окружную школу, и с 1908 г. заведовал Муртазовским сельскохозяйственным училищем, преподавал в Урожайном, Булатово (Терекское), Хамидие. В 1920-1923 гг. Увжуко бесплатно обучал в вечерней школе для подростков и взрослых. Мало-кабардинская окружная сельскохозяйственная школа с 2-х годичным сроком обучения находилась на бюджете окрисполкома. В 1-й год изучались общеобразовательные дисциплины, делопроизводство, на 2- м году - полеводство, огородничество, садоводство, лесоводство [blaevy.kbsu. ги.].

Школа быстро получила известность в области. Председатель облисполкома Б. Калмыков, посетив ее, поставил в пример, выступая на областной конференции трудящихся 20 марта 1924 г. и поставил вопрос об открытии подобных школ в Урванском, Нальчикском и Баксанском округах [Калмыков Б.Э., 1983: 108].

Вскоре, аналогичные школы открылись в других округах области. В 1924 г. они вошли в состав Ленинского учебного городка. При Мурта-зовской сельхозшколе в 1924 г. был открыт детский дом для детей сирот. В 1929 г. Увжуко Блаева параллельно возглавил Мало-Кабардинский окрздравотдел. У.А. Блаев подобрал лучших преподавателей - воспитателей, вникал в жизни учащихся, поддерживал связь с родителями. Много внимания У.А. Блаев уделял трудовому воспитанию, здоровью учащихся, изучению детьми русского языка, считая, что «без знания русского языка и литературы кабардинцы не смогут быстро развиваться, овладеть наукой, поднять свою экономику». Чтобы быстрее овладеть языком, он рекомендовал им разговаривать между собой на русском языке. Под руководством У.А. Блаева в училище был создан штаб по ликвидации неграмотности. Учащиеся обучили грамоте на кабардинском языке в Дейском 320 чел. У.А. Блаев прививал учащимся санитарно-гигиенические знания, уделялось внимание занятиям по физкультуре. Он добился выделения земельного участка для

училища, урожай которого шел на питание учащихся. Им был заложен первый в Малой Кабарде плодовый сад.

За короткий срок школа стала лучшей на Северном Кавказе. Секретарь Северо-Кавказского крайкома партии А. И. Микоян посетил школу в 1927 г. был поражен. Он премировал Блаева У.А. золотыми именными часами, отрезом на пальто, костюмом и хромовыми сапогами. У.А. Блаев был человеком высокой культуры, которого коллеги называли Макаренко Кабардино-Балкарии. Он оказывал огромное воздействие на воспитанников. Всегда аккуратный, подтянутый, своим поведением, манерой речи он воспитывал слушателей и сотрудников школы, пользовался заслуженным уважением и авторитетом учащихся, населения республики, и далеко за ее пределами. К нему приезжали из разных уголков Северного Кавказа, чтобы изучить методы его работы. В 1937 г. ему напомнили о дворянском происхождении и обвинили в сговоре с троцкистами. 23 августа 1937 г. У.А. Блаев был осужден «тройкой» НКВД и приговорен к расстрелу.

Роль Мало-Кабардинской окружной сельскохозяйственной школы в подготовке национальных кадров трудно переоценить. В ее стенах учился Керефов Камбулат Наурузович, впоследствии первый доктор наук Кабардино-Балкарии, второй ректор Кабардино-Балкарского государственного университета.

С началом массовой коллективизации и организацией в Малой Кабарде первой в области МТС, 18 декабря 1929 г. решением Кабардино-Балкарского облисполкома на базе окружной сельскохозяйственной школы организуются курсы трактористов в Мало-Кабардинском округе на 300 чел.» [УЦГА АС КБР: 79].

Вскоре они вышли за окружные рамки, и обрели областной характер. Необходимость эффективной эксплуатации Мало-Кабардинской оросительной системы, успешная деятельность окружной сельхозшколы и курсов трактористов стали основанием для принятия Кабардино-Балкарским облисполкомом 7 апреля 1931 г. решения об организации в Малой Кабарде мелиоративного культурно - технического техникума. Таким образом, статус сельскохозяйственной школы повысился, а функции расширились с учетом изменений в экономике округа и его потребностей в проведении гидротехнических работ, подготовки мелиорируемых земель для сельскохозяйственной эксплуатации (планировка, первичная обработка, раскорчевка) [УЦГА АС КБР: 42].

Техникум стал первым в Кабардино-Балкарии профессиональным учебным заведением, готовившим кадры специалистов среднего звена для сельского хозяйства области. Он работал до

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

1939 г. и дал путевку в жизнь многим уроженцам Малой Кабарды: Т.К. Мальбахову, 30 лет руководившему Кабардино-Балкарией; З.Х. Шауцукову, министру сельского хозяйства республики, доктору сельскохозяйственных наук, профессору КБГУ, многим руководителям колхозов, совхозов, МТС, крупных агропромышленных объединений Кабардино-Балкарии [Бесланеев В.С., 2001: 20].

Выводы. Таким образом, важнейшим направлением образовательной политики в национальных областях Северного Кавказа в 1926-35 гг. являлась борьба за всеобщую грамотность, в том числе и взрослого населения. Учитывая местные условия, она проводилась сначала со всеми организованными слоями населения. В первые годы было обучено горцев больше, чем за все предшествующие годы Советской власти. Однако ведомственный подход не позволил решить проблему в короткий срок. Это наглядно подтвердил первый культпоход, который не нашел поддержки общественности в национальных областях.

Главным аспектом этнотерриториальной и образовательной политики в первые десятилетия советской власти была политика этнотерритори-альной коренизации советских органов власти и развитие местных языков и системы образования на родных языках как наиболее доступного на тот момент инструмента советизации национальных регионов.

При советской власти Кабардино-Балкария вступили в новый период социально-культурного развития. Большевики стремятся вытеснить религию для облегчения влияния светской школы и взаимопонимания с населением, быстрого приобщения их к западной цивилизации. Встал комплекс проблем: создание новой системы образования, ликвидация массовой неграмотности, подготовка новых кадров национальных учителей и учебников.

Советская власть планомерно вытесняет духовные школы и открывает светские школы в крупных селах. Кроме того, само население Малой Кабарды проявляло инициативу в открытии новых школ и ликпунктов. В связи с дефицитом ликбез-работников, учителя школ совмещали их работу. Обучение неграмотных велось на родном, родном и русском при наличии русского учителя, и, когда национальный учитель со знанием русского языка вел обучение на родном и русском языках.

Список литературы:

[1] Аккиева С.И.Формирование новой системы образования на Северном Кавказе в 1920-1930-ые гг.// Советские нации и национальная политика в 1920-1950-е годы. Материалы VI международной научной конференции. Сер. «История сталинизма. Дебаты» 2014. С. 265-272.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

[2] Аккиева С.И., Сампиев И.М. Этнотерри-ториальная образовательная политика в конструировании советской идентичности на Северном Кавказе// «Белые пятна» российской и мировой истории. 2016. № 1-2. С.9-26

[3] Ашижев Л.М. Мэртэзей. - Нальчик: Эль-Фа. 2004. - 57с.

[4] Бегеулов А. Состояние грамотности в задачах ликвидации неграмотности в нацобла-стях // Революция и горец. 1930. № 9-10. С. 28-47.

[5] Бесланеев В.С. Город Терек: 120 лет основания. - Нальчик: Эль-Фа. 1921.- 260с.

[6] Бесланеев В.С. Малая Кабарда в годы становления и развития социализма. - Нальчик: 2017,ООО Полиграфсервис и Т. - 464с.

[7] Блаев Увжуко Алимурзович // blaevy.kbsu.

ги.

[8] Груздева Е.Б. Труд и быт советских женщин. - М.: Политиздат. 1983. - 222 с.

[9] Декреты ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании (1917-1947 гг.). Сост. канд. пед. наук Н. И. Болдырев. - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. - 320 с. 20.

[10] Калмыков Б.Э. Статьи и речи. - 2-е изд.

- Нальчик: 1983, Эльбрус. - 239с.

[11] «Карахалк» (газета). 1926. 16 декабря В Н-Акбаше открылась школа малограмотных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Копачев И.П. Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии (XVII-30-ые годы ХХ в. Нальчик: Кабард.-Балкар. кн. изд-во,. 1964.

- 180 с.

[13] Культурное строительство в Кабардино-Балкарии (1918-1941 гг.) // Под ред. Горбатов-ская В.И. - Нальчик: Эльбрус. 1983. - 392 с.

[14] Мамсиров Х.Б. Культурно-просветительная работа в национальных областях Северного Кавказа в реконструктивный период 1926-1932 гг. Диссертация. Ростов на-Дону. 1990. - 25с.

[15] Просвещение на Северном Кавказе в цифрах. - Ростов-на-Дону: нигоизд-во «Северный Кавказ», гостип. им. Коминтерна Севкавполи-графтреста,1929. - 90с.

[16] УЦГА АС КБР. Ф 4. Оп. 1. Д. 301. Л. 6.

[17] УЦГА АС КБР. Ф. 151. Оп. 1. Д. 320. Л.

1-2.

[18] УЦГА АС КБР. Ф-151.Оп. 1. Д. 320. Л. 45-46.

[19] УЦГА АС КБР.Ф.Р-2. Оп.1.Д 613. Л.79.

[20] УЦГА АС КБР. Ф. Р-15. Оп. 1. Д. 90. Л. 42.

[21] Хутуев Х.И. Из истории культурного строительства в Кабардино-Балкарии. - Нальчик: Эльбрус.1972. - 132с.

Spisok literatury:

[1] Akkieva S.I.Formirovanie пощ sistemy obrazovaniya па Sevemom Kavkaze V 1920-1930-уе

gg.// Sovetskie nacii i nacional'naya politika v 19201950-e gody. Materialy VI mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ser. «Istoriya stalinizma. Debaty» 2014. S. 265-272.

[2] Akkieva S.I., Sampiev I.M. Etnoterritori-al'naya obrazovatel'naya politika v konstruirovanii sovetskoj identichnosti na Severnom Kavkaze// «Belye pyatna» rossijskoj i mirovoj istorii. 2016. № 1-2. S.9-26

[3] Ashizhev L.M. Mertezej. - Nal'chik: El'-Fa. 2004. - 57s.

[4] Begeulov A. Sostoyanie gramotnosti v zad-achah likvidacii negramotnosti v nacoblastyah // Revolyuciya i gorec. 1930. № 9-10. S. 28-47.

[5] Beslaneev V.S. Gorod Terek: 120 let osno-vaniya. - Nal'chik: El'-Fa. 1921.- 260s.

[6] Beslaneev V.S. Malaya Kabarda v gody stanovleniya i razvitiya socializma. - Nal'chik: 2017,000 Poligrafservis i T. - 464s.

[7] Blaev Uvzhuko Alimurzovich // blaevy.kbsu.ru.

[8] Gruzdeva E.B. Trud i byt sovetskih zhensh-chin. - M.: Politizdat. 1983. - 222 s.

[9] Dekrety VKP (b) i postanovleniya Sovet-skogo pravitel'stva o narodnom obrazovanii (19171947 gg.). Sost. kand. ped. nauk N. I. Boldyrev. -Moskva ; Leningrad : Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 1947. - 320 s. 20.

[10] Kalmykov B.E. Stat'i i rechi. - 2-e izd. -Nal'chik: 1983, El'brus. - 239s.

[11] «Karahalk» (gazeta). 1926. 16 dekabrya V N-Akbashe otkrylas' shkola malogramotnyh.

[12] Kopachev I.P. Razvitie shkol'nogo obra-zovaniya v Kabardino-Balkarii (XVII-30-ye gody HKH v. Nal'chik: Kabard.-Balkar. kn. izd-vo,. 1964. - 180 s.

[13] Kul'turnoe stroitel'stvo v Kabardino-Balkarii (1918-1941 gg.) // Pod red. Gorbatovskaya V.I. -Nal'chik: El'brus. 1983. - 392 s.

[14] Mamsirov H.B. Kul'turno-prosvetitel'naya rabota v nacional'nyh oblastyah Severnogo Kavkaza v rekonstruktivnyj period 1926-1932 gg. Dissertaciya. Rostov na-Donu. 1990. - 25s.

[15] Prosveshchenie na Severnom Kavkaze v cifrah. - Rostov-na-Donu: nigoizd-vo "Severnyj Kav-kaz", gostip. im. Kominterna Sevkavpoligraf-tresta,1929. - 90s.

[16] UCGA AS KBR. F 4. Op. 1. D. 301. L. 6.

[17] UCGA AS KBR. F. 151. Op. 1. D. 320. L.

1-2.

[18] UCGA AS KBR. F-151.Op. 1. D. 320. L. 45-46.

[19] UCGA AS KBR.F.R-2. Op.1.D 613. L.79.

[20] UCGA AS KBR. F. R-15. Op. 1. D. 90. L.

42.

[21] Hutuev H.I. Iz istorii kul'turnogo stroitel'stva v Kabardino-Balkarii. - Nal'chik: El'brus.1972. - 132s.

ЮРКОМ ПАНИ

www. law- books, ru

л_

-

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.