ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ЭКОНОМИКИ ЗАПАДНОЙ САХАРЫ
А. М. МОХАМЕД-ФАДЕЛЬ1
Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198, Москва, Россия
Статья посвящается вопросами становления независимой Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР), где анализируются исторические и экономические проблемы колониального наследия. Тут же указываются предпосылки становления национальной экономики, связанные с наличием богатых природных ресурсов, подготовленных кадров и руководящей роли Фронта ПОЛИСАРИО. А также делаются выводы о возможности формирования независимой экономики САДР и предлагаются конкретные меры дня достижения этой цели.
Западная Сахара - это тот регион, который привлекает все большое внимание различного рода политиков и экономистов мира, благодаря стратегическому положению и значительным природным ресурсам. Достаточно лишь упомянуть о том, что в недрах Западной Сахары разведаны запасы фосфатов по различным оценкам до 25 %2 их мирового запаса.
До сих пор существует определенный дефицит научной информации по проблемам становления экономики Западной Сахары. В имеющихся работах ведется политика по вопросам возможных перспектив формирования независимой национальной экономики нашей страны и нередко встречаются сомнения в ее успешном развитии.
Решение проблем становления экономики несомненно требует полного понимания сущности и характера современного международного положения. Дело в том, что построение национального хозяйства, это исключительная задача самого народа Западной Сахары, а на пути могут встретиться препятствия со стороны определенных внешних сил.
Именно поэтому мы считаем, что это является непростой задачей, стоящей перед государством. Прежде всего, надо исходить из того, что, в стране имеются богатые природные и человеческие ресурсы, необходимые для становления экономики и быстрого развития. Западная Сахара уже располагает также многочисленными специалистами в различных областях знаний. К этому еще можно добавить и такой немаловажный фактор, который связан с руководящей ролью Фронта ПОЛИСАРИО, контролировавшего ситуацию даже в критические моменты современной истории народа Западной Сахары.
На основе имеющихся предпосылок и ресурсов, и исходя из представления будущей картины становления развития экономики страны, нашей задачей является всесторонне освещение этой проблемы.
Необходимо упомянуть, что Западная Сахара, как явствует из названия, занимает западную часть величайшей пустыни "САХАРА", включая атлантическое побережье Северо-западной части Африки, протяжённостью 1300 км. Территория 266 тыс. кв. км. Она ограничена с севера - Марокко, с востока - Алжиром, с юга и востока - Мавританией, а с запада Атлантическим океаном. Подразделяется она на две части: Сагиет-эль-хамра и Рио-де-оро. Административный центр (столица)- Эль-Аюн.
Как видно, по месту своего нахождения Западная Сахара является традиционным перекрестком важнейших путей в этом регионе, что определяет ее стратегическое положение. Неудивительно, что исторические данные свидетельствуют о многочисленных попытках различных захватчиков, начиная от португальцев и заканчивая марокканцами, овладеть ею.
Западную Сахару пытались подчинить по переменно, то португальские, то испанские завоеватели. В конце XIX в. Испания «узаконила» захват этой территории, назвав ее Испанской Сахарой. Однако сахарцы оказывали упорное сопротивление колонизаторам под руководством различных освободительных организаций. Наиболее влиятельной из них стал ФРОНТ ПОЛИСАРИО, созданный в мае 1973г. и ведущий вооружённую борьбу за полную независимость Западной Сахары. В связи с уходом Испании из Западной Сахары, Фронт
1 'Мохамед Фадель Мохамед Али Салем - аспирант кафедры экономики предприятия и предпринимательства экономического факультета РУДН
2 2 Roses Aurelio Т.: El Sahara sin reservas, “Econ. nac. int. empresas”, 1974, № 4,1844, pp.17-36
ПОЛИСАРИО провозглашает Сахарскую Арабскую Демократическую Республику 27 февраля 1976г. Однако боевые действия пришлось продолжать в связи с незаконным вторжением марокканских и мавританских войск (в качестве новых оккупантов) на территорию страны.
Несмотря на уход Мавритании с захваченных территорий и ее признание ею Сахарской Республики, а также на все резолюции ОАЕ и ООН по поводу самоопределения народа Западной Сахары, Марокко не смогло найти в себя смелость и посмотреть на обстановку глазами международной общественности и перейти к урегулированию конфликта цивилизационным путем, т. е. путем проведения референдума.
Тут нельзя обойтись без упоминания обо всех усилиях ОАЕ и ООН, направленных на поиски путей решения конфликта в Западной Сахаре. После долгих переговоров они смогли найти общий компромисс между Марокко и Ф. ПОЛИСАРИО, на основе которого был разработан мирный план по урегулированию конфликта. И для этого, в мае 1991 г., была сформирована миссия ООН по подготовке и организации референдума в Западной Сахаре (МИНУРСО) в составе специального представителя генсека ООН, его заместителей и ряда подразделений военного, гражданского и правоохранительного персонала.
Несмотря на все препятствия, 6 сентября 1991 года вступило в силу соглашение о прекращении огня. Оно явилось ключевым звеном во всем мирном процессе ООН. Этот шаг к мирному урегулированию проблемы был сделан после 16 лет боевых действий между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО, и он внушает большие надежды в регионе на решение одного из самых длительных конфликтов на Африканском континенте. Под эгидой миротворческих сил ООН западносахарский народ готовится решить свою судьбу через референдум.
Народ Западной Сахары не сидит сложа руки, он ведет также немаловажную борьбу за укрепление братских отношений с другими народами земного шара, в результате чего смог завоевать себе уважение на международной арене. Существуют уже некоторые посольства САДР в Африке, Азии и Латинской Америке и представительства нашей страны в Западной Европе, США, Канаде и Австралии. И самое главное в этом направлении, получение Фронтом ПОЛИСАРИО признания международной общественностью (в т. ч. и ООН), вступление САДР в ОАЕ в качестве его полноправного члена, установление дипломатических отношений со своими соседями Алжиром и Мавританией.
Климат. Климат Западной Сахары жаркий и сухой, однако он мягче климата глубинных районов Сахары. Океанические бризы несут прохладу и влагу в глубь территории. Интересен феномен: у самой кромки побережья тянется примерно
километровой ширины полоса, где климат более сухой, чем в некоторых внутренних районах. Объясняется это тем, что побережье омывается холодным Канарским течением, которое охлаждает нижние слои горячего воздуха, образуя весьма высокую атмосферную влажность, и по этой же причине на узкой кромке побережья часто бывают туманы.
Круглый год держатся высокие температуры. Они повышаются по мере продвижения в глубь территории с севера на юг и с запада на восток. Характерны резкие колебания ночных и дневных температур. После полудня в летном сезоне жара может достигать 65° С, а зимой по ночам иногда достигает 0° С
Население. Для того чтобы, определить численность населения, обязательно надо принимать во внимание то, что коренное население Западной Сахары проживает в различных местах, т. е. на территории самой Западной Сахары и какая - то часть проживает на территории Марокко и в ряде других стран (Алжир, Мавритания, Мали, Испания, и др.). Таким образом, общая численность составляет около 1 млн. чел. В современной истории значение какой -либо страны не определяется численностью ее жителей, а определяется в первую очередь международным правом и в какой-то мере природными ресурсами данной территории. Именно на этих принципах сегодня построен весь мир, а на существование мелких государств даже никто не обращает внимания (к примеру: Гвиана, Гренада, Джибути, Кирибати, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские Острова, и т. д.).
Природные ресурсы.
Фосфаты. В настоящее время можно сказать, что западносахарские запасы фосфатов распространяются на 5 зон, площадью 250 кв км. Главный центр добычи - Бу Краа, где залегают 1,6 млрд. тонн фосфатов из 10 млрд. тонн запасов Западной Сахары.
Высокое содержание минерала в породе (от 70 до 80 %), удобное залегание пластов (которые находятся практически на поверхности земли), близость рудника к побережью океана,, существенно сокращают производственные и транспортные издержки. Два крупных сооружения построены компанией КРУПП (ФРГ): линия транспортировки Бу Краа на побережье и порт Лабълая г. Эль-Аюна (Современные причалы Лабълая общей длиной три километра). Транспортировочная линия самая длинная в мире 98 км. Она может транспортировать 15 млн. т. руды в год (2 тыс. т. за час со скоростью 16 км в час). В конечном Эль-Аюне построены два больших склада объемом 300 тыс. т. каждый. После обработки в соленой, а затем в пресной воде руда идет в- гигантские танкеры грузоподъемностью 100 тыс. т. Всё это позволяет получать от его эксплуатации большие прибыли. По проектам, составленным ещё испанцами, добычу на месторождении Бу-Краа можно довести без крупных дополнительных затрат до 10 млн. т. в год.
Железо и уран. Испанские исследователи открыли месторождение около Земелат Аграша (в Уед Дахбе - недалеко от Ауссерд), запасы которого оцениваются в 70 млн. т.3 (65%-й чистоты), при содержании 13,6% оксида титана, что облегчает его немедленное использование.
В 60-х испанцы объявили о наличии урана в районе города Семара, но не дали никакой оценки его запасов.
Нефть и природный газ. В 1958 году Испания отдала лицензию на разведочные работы многим иностранным компаниям. Среди них была французская компания (CGG), которая нашла нефть в районе Фуйм эль-уад (на побережье океана и в 20-х километрах от столицы) и природноый газ в Удайят уммуркба4
Другие источники, такие как: “Journal of the American association of geologists”, в августе 1969 г. и. “Oil & gas Journal”, в августе 1999 г, объявили о положительных результатах поисков нефти в Тарфая (юг Марокко). Но каким бы значительным оно не было, часть этой территории под марокканской властью лишь небольшая часть этого бассейна. Основная же часть находится на территории САДР.
Открытие фосфоритов в Западной Сахаре и наличие запасов нефти, природного газа, железной руды, меди, цинка, магнетита, бокситов, ртути, титана, ванадия, полуметаллов, золота калийных солей и т. д. делают из этой страны одну из самых богатых стран мира.
Помимо полезных ископаемых, западносахарские воды исключительно богаты рыбой. Территориальные воды страны были объявлены Испанией “зоной свободной ловли”, в результате чего они были подвергнутыми систематическому грабежу со стороны рыболовных компаний всего мира, особенно американских, японских, южно-африканских, южно-корейских, и, разумеется, испанских. Они давали около 1,5 млн. т. рыбы в год, из которых лишь 270 тыс. т. ловили испанские судна5
Обрабатывающая промышленность представлена мелкими рыбоконсервными предприятиями. Ежегодно вырабатывается около 70 т. морских водорослей. В городе Гуэра имеется небольшое производство по засолке и консервированию рыбы. Солеварня в городе Дахла дала около 200 т соли в год.
В это время определенное развитие в Западной Сахаре получило строительство, которое обеспечило сооружение военных объектов: аэродромов, укреплённых фортов, прокладку стратегических дорог, возведение административных зданий и жилых домов для европейского населения. Большой толчок ускоренному строительству дали работы по эксплуатации месторождения фосфатов.
Получило развитие, в какой-то степени, ремесленное производство: шорное
производство, изготовление кожевенных изделий, некоторых украшений.
Проблема воды может быть решена с учётом открытия огромных запасов воды в Сейгет-эль-хамра, площадью 65000 кв. км. и больших запасов воды в Дахле (Вилья-Сиснерос) и Аргубе.
До сего момента были перечислены факторы, которые в своей совокупности являлись итогами прошлых этапов развития. В этой связи, анализируя ситуацию, можно утверждать,
’ Алфимов Е.В.: Западная Сахара: экономико-географическая характеристика. - М.: Изд-во РУДН, 1979, с. 35.
4 Туниси Бен Амер: Самоопределение и проблема Западной Сахары. - Алжир, 1987, с. 212.
5 ’Там же, с. 220.
что все предпосылки для становления экономики имеются, но это не означает, что перед Западной Сахарой не стоит ряд сложных проблем, таких как ликвидация последствий многолетней войны, решения различных социальных проблем, создание новых отраслей национального хозяйства, а также развитие инфраструктуры.
Преодоление этих и многих других проблем в стране невозможно без разработки национальной и социально-экономической политики, охватывающей все отрасли народного хозяйства (образование, здравоохранение, транспорт, связь, энергетику, сельское хозяйство, промышленность, строительство, туризм и т. д.).
Для будущего развития отраслей народного хозяйства страны необходимо развивать отношения между всеми его секторами государственного, кооперативного, смешанного и частного. Их успешное развитие служит важнейшим условием быстрого и устойчивого развития промышленности и народного хозяйства в целом.
Комплекс социально-экономических мер, среди которых немаловажную роль играет разработка единой экономической политики, направлен на подготовку условий для повышения эффективности производства, роста производительности труда во всех отраслях, и на развитие бизнеса и предпринимательства.
Эта политика должна иметь конкретную программу минимум, включающую в себя специальный план, предусматривающий задания и прогнозы в рамках переходного периода.
В ходе разработки этой программы должны решаться вопросы основных направлений, а именно: подготовка специалистов, повышение квалификации рабочих и обеспечение трудоспособных людей работой.
Важное значение имеет решение проблем занятости среди сельского населения, создание сельскохозяйственных кооперативов агропромышленных комплексов с учетом интересов молодого государства и различных собственников.
В этом контексте надо напомнить об эксперименте Ф. ПОЛИСАРИО, который заключается в создании “Экономики самообеспечения”, направленной на удовлетворение тех нужд, которые не могут быть удовлетворены по линии гуманитарных организаций, помогающих беженцам Западной Сахары.
Суть этого эксперимента заключается в создании Фронтом ПОЛИСАРИО социально-экономической системы где: во-первых, лагеря беженцев административно разделены на четыре округа (Вилаят), они носят названия захваченных Марокко городов Западной Сахары : Эль-Аюн, Смара, Дахла, Аусерд. Каждая Вилая состоит из нескольких “Давайр” (городков-лагерей), а каждая Дайра из “баладият”. Баладия - это самое маленькое подразделение администрации; во- вторых, в этой структуре сам гражданин чувствует себя полезным в системе управления делами беженцев, участвуя в какой-то полезной работе; в-третьих люди сумели организовать условия быта: пробурили колодцы, построили больницы, школы, детские сады; и в- четвертых, согласно этой системе полученные продукты питания распределяются равными долями между беженцами.
Главные выводы этого опыта заключаются в том, что каждый гражданин начинает верить в себя самого и оценивать труд, как главный способ существования, и в то же время овладевать какой-нибудь профессией, которая ему пригодится после завоевания политической независимости.
К этому достижению Фронта необходимо добавить меры по разработке программы становления экономики страны. В числе этих мер следуют выделить: создание базиса независимой экономики;
постепенная ликвидация отсталости и колониальной социальной структуры; развитие государственного, кооперативного и частного секторов экономики; учет не только позитивного, но и негативного опыта развития некоторых государств;
переход к социально-ориентированной рыночной экономике с сохранением регулирующей роли государства;
интеграция со странами Арабского Магриба как первый шаг к созданию региональной экономической зоны.
Moxcmed-Oadejib CaneM A.M. K Bonpocy o CTaHOBJieniiH
123
ON THE QUESTION OF BUILDING UP WESTERN SAHARA’S ECONOMY
A. M. MOHAMED-FADEL, POST-GRADUATE STUDENT Russian University of Peoples’ Friendship Miklukho- Maklaya str., 6, 117198, Moscow, Russia
This article is developed to the problems of attainment of independence of the Saharawi Arabic Democratic Republic (SADR), herein the historical and economic legacies of colonial rule are analyzed. The preconditions for a strong and virile national economy based on the availability of rich natural resources, qualified staff and the vanguard role of the Polisario Front are highlighted. Conclusions are made about the opportunities of formation of independent economy of the RASD and concrete measures for the realization of this objective.