Научная статья на тему 'Участие ООН в решении проблемы статуса Западной Сахары (1964-1975 гг. )'

Участие ООН в решении проблемы статуса Западной Сахары (1964-1975 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
983
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие ООН в решении проблемы статуса Западной Сахары (1964-1975 гг. )»

УДК 94 (61)

УЧАСТИЕ ООН В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ СТАТУСА ЗАПАДНОЙ САХАРЫ (1964-1975 ГГ.)

Макутчев А.В.

ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула

В декабре 1960 г. ООН обнародовала Резолюцию 1514 (XV), утвердившую Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам [1]. Декларация призвала все страны-члены ООН к быстрому и безусловному уничтожению любых видов колонизации. Статья 2 также закрепила, что все народы имеют право на самоопределение и самостоятельное определение своего политического статуса». Эта декларация позволила получить независимость большинству европейских колоний в Африке, но одной из не получивших независимость колоний остается Западная Сахара.

Западную Сахару составляют исторические области Сегиет-эль-Хамра и Вади-эд-Дахаб (Рио-де-Оро) на атлантическом побережье Западной Африки. Колонизацию этого региона начали в XIV-XV вв. испанцы, привлеченные возможностью контролировать трансса-харскую торговлю золотом, солью и рабами, а также местными рыбными ресурсами. В конце XIX в. Испания официально объявила Западную Сахару своим протекторатом, выдержав борьбу за господство в регионе с Францией и Марокко.

После Второй мировой войны в Западной Сахаре разведали огромные запасы фосфоритов, а в 1960-х гг. - месторождения нефти, что увеличило значимость контроля над данной территорией для Испании и ее конкурентов, на этот раз - Марокко и Мавритании. В таких условиях ООН надлежало решить дальнейшую судьбу Западной Сахары.

В 1961 г. Испания объявила Западную Сахару своей заморской провинцией, пытаясь вывести регион из сферы действия Резолюции 1514: теперь формально Западная Сахара не являлась колонией. Однако эта мера не возымела действия, и созданный в том же году в структуре ООН Комитет по деколонизации стал регулярно ставит вопрос о статусе Западной Сахары на повестку дня с сентября 1963 г., а 16 октября 1964 г. была опубликована первая резолюция Комитета с призывом к Испании обеспечить соблюдение права на самоопределение на ее сахарских территориях [7, с. 9].

Сложность в реализации подобных резолюций была обусловлена не только нежеланием Мадрида отказываться от природных ресурсов Западной Сахары, но и необходимостью учитывать мнение соседних стран, имевших свои интересы в регионе, - Марокко и Мавритании.

Представители Марокко в ООН поддерживали тезис о том, что Западная Сахара и другие испанские колонии в должны получить независимость в кратчайшие время. Однако в Организации африканского единства их позиция была более четкой: Марокко выражал надежду, что из-за исторической взаимосвязи с марокканцами саха-рави - арабизированные берберы, коренное население Западной Сахары - присоединятся к Марокко. Мавритания же, сама недавно получившая независимость, в этот период поддерживала создания независимого государства Западная Сахара как буфера, защищающего мавританцев от возможной экспансии их вековых врагов-марокканцев. На этой почве произошло даже несколько конфликтов между мавританскими и марокканскими дипломатами. В такой напряженной обстановке, на основе Резолюции ООН 2229 (XXI), Комитет по деколонизация 16 декабря 1965 г. постановил: Испания должна положить конец колониальному статусу Западной Сахары [6, с. 44].

Испания отказалась принять эту резолюцию, тем не менее, через год ООН развила тему деколонизации и утвердила план проведения референдума в Западной Сахаре, на котором сами сахарави, при поддержке правительств Испании и соседних государств, должны были решить вопрос о дальнейшем статусе региона. В ответ на это правительство Испании собрало более 800 шейхов сахарских племен, которые 21 марта 1966 г. представили совместную декларацию в ООН, заявив о своем желании остаться в составе Королевства Испании и отвергнув идею объединения с кем-либо из соседних государств.

11 мая 1967 г. испанское правительство провозгласило создание Народного собрания (Джеммы), членов которого полагалось избирать населением из представителей всех сахарских племен. Очевидно, что это была попытка испанцев сохранить свое влияние в регионе, но она никак не повлияла на планы ООН по проведению референдума [4]. Резолюция ООН от 14 декабря 1972 г. подтвердила «особую ответственность ООН за организацию референдума», а также формулировка «неотъемлемое право народов Сахары на независимость» упоминалось в тексте четыре раза.

Испанская сторона, не сумев добиться отмены референдума, стала всячески затягивать его проведение, и не без успеха. По причине того, что кочевой образ жизни большинства населения региона

усложнял организацию референдума, Мадриду удавалось регулярно переносить дату голосования. Мавританское и марокканское правительства только выиграли от этого, так как могли использовать время для получения поддержки со стороны членов Джеммы.

Политика Испании в Западной Сахаре сдвинулась с места с отходом от власти Франсиско Франко. В рамках политики демократизации Мадрид 21 сентября 1973 г. передал Джемме основные права на осуществление законодательной власти правительства Испании в западной Сахаре. В июле 1974 г. Испания приняла новую конституцию для Западной Сахары, значительно расширившую полномочия Джеммы, а шесть недель спустя испанские власти объявили, что принимают идею референдума, и он будет проведен в первой половине 1975 г. Для реализации этого плана было решено провести перепись населения, на результаты которого впоследствии стали ссылаться и организации ООН, и Марокко, и Полисарио - образованный 10 мая 1973 г. Народный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро.

В перепись 1974 г. в той или иной степени были вовлечены все племена Испанской Сахары. На основании их географического положения и социального статуса, сахарави были разделены на различные группы: арабы (племя регибат - более 50% от общего числа зарегистрированных сахарави принадлежало к нему), северные племена (текна, чофра и др.) и приморские племена. Помимо них, в число 95 058 зарегистрированных участников референдума вошли 20 156 испанцев (не имели права голоса) и 548 «союзников» (малийцев, алжирцев, марокканцев и других уроженцев соседних государств) [6, с. 3738].

После подведения итогов переписи 139 представителей Джеммы встретились с испанским губернатором Западной Сахары М. Сантьяго де Диасом в Эль-Аюне, чтобы обсудить вопросы, связанные с организацией референдума. Джемма единогласно поддержала испанское руководство в его планах проведения голосования о будущем региона [5, с. 167].

Референдум был первым шагом к независимости Западной Сахары, но сделать его помешало марокканское правительство, которое изначально было согласно с референдумом, но надеялось, что в результате голосования Западная Сахара объединится с Марокко. Однако расширение полномочий Джеммы практически не оставляло шансов на такой исход референдума. Изменения политической ситуации в Испании (демократизация после смерти Франсиско Франко) не позволяли Рабату рассчитывать на поддержку Мадрида: испанцы

рассматривали только два варианта дальнейшей судьбы Западной Сахары - ее сохранение под властью Мадрида или независимость.

Тогда король Хасан II обратился в Международный Суд в Гааге (МС ООН), потребовав признать исторические связи сахарави с Марокко. С этой позиции референдум представлялся излишним. Марокко поддержала Мавритания, и, по настоянию двух государств, Генеральная Ассамблея ООН приняла 13 декабря 1974 г. Резолюцию 3292 (XXIX), согласно которой была образована специальная Комиссия по Западной Сахаре для выяснения реальных желаний населения региона, а референдум был отсрочен до обнародования решения Комиссии. Кроме того, было решено запросить консультативное заключение Международного Суда. Как показали дальнейшие события, отсрочка референдума была выгодна Марокко, чтобы подготовить альтернативные варианты реагирования на грядущую независимость Западной Сахары.

Между 8 мая и 9 июня 1975 г. Комиссия ООН из дипломатов Кубы, Ирана и других стран, во главе с ивуарийцем С. Аке, посетила Мадрид, Западную Сахару и столицы соседних государств [7, с. 242].

Испанские власти Западной Сахары стремились создать у членов Комиссии впечатление того, что сахарцы довольны своим пребыванием в составе Испании. Так, губернатор Гомес де Салазар распорядился не допускать акций активистов Полисарио в Эль-Аюне. Вдоль шоссе от аэропорта до города власти поставили демонстрантов, которые должны были размахивать испанскими флагами. Но уже на этом этапе работы Комиссии испанские планы были сорваны: толпа побросала испанские флаги и достала флаги Полисарио. Далее везде, где останавливалась делегация, Полисарио и его сторонники проводили массовые митинги и демонстрации. Самая массовая акция была проведена в Эль-Аюне 13 мая: даже испанские газеты сообщили о более чем 15000 демонстрантов, поддерживающих Полисарио [3, с. 66]. Демонстрации образованной испанцами Партии сахарского национального единства (ПСНЕ) - сторонников сохранения региона под властью Испании - были значительно малочисленнее.

Массовость акций Полисарио впечатлила не только Комиссию ООН, но и испанскую общественность и лоялистов Западной Сахары. ПСНЕ удержала свои позиции лишь в городе Вилья-Сиснерос (Дахла). Только в этом городе Комиссия провела переговоры с местными лидерами ПСНЕ, которые предстали перед ними разобщенными: некоторые из них по-прежнему видели будущее региона под властью Испании, в то время как другие поддержали идею независимости [7, с. 243]. Лидер ПСНЕ Халихенна ульд Рашид, осознав утрату

его партией ведущих позиций в Западной Сахаре и бессилие его испанских союзников, тайно бежал в Марокко, где принял присягу королю Хасану II [3, с. 68]. Причина такого поворота во взглядах, очевидно, кроется в том, что многие лидеры сахарави считают, что объединение с Марокко - лучше, чем ничего.

Скрыть от членов Комиссии ООН реальное положение дел в регионе помешали и диверсии, проведенные Полисарио. По ходу визита Комиссии два взвода местных солдат, служащих в испанской армии, взбунтовались против своих офицеров и ушли к повстанцам Полиса-рио с оружием. На следующий день повстанцы атаковали полицейский участок в Гальтат-Земмуре. В ответ на это 200 солдат-сахарави были арестованы испанскими властями и обвинены в сотрудничестве с повстанцами [3, с. 68].

В целом, члены Комиссии, побывав в Западной Сахаре, убедились, что значительная часть сахарави была против сохранения испанского господства. Комиссия представила ООН доклад, в котором отметила, что после встреч с представителями всех общин Сахары сделала вывод о единстве населения региона по вопросу о независимости.

Комиссия проработаоа несколько планов по переходу власти в Западной Сахаре к местному населению. Окончательный, как казалось на тот момент, вариант был согласован С. Аке и лидером Поли-сарио Эль-Уали Мустафой Сайедом 29 мая 1975 г. [5, с. 200]. Согласно этому плану, власть следовало передать сначала Джемме, а затем, параллельно с постепенным выводом из региона испанских войск, - лидерам Полисарио. ООН должна была контролировать процесс передачи власти. Однако этому плану не суждено было сбыться из-за активного вмешательства марокканской стороны.

Поскольку Выездная миссия ООН не вынесла благоприятный для них вердикт, марокканцы официально обратилась в Международный Суд (МС ООН), чтобы попросить «повторной аннексии» Западной Сахары. Одновременно Марокко пытался усилить напряжение в регионе и профинансировал несколько террористических актов против испанских солдат и сахарских гражданских лиц боевиками про-марокканского «Фронта за освобождение и единство» (ФОЕ). В ответ на террористическую угрозу испанские власти внедрили в организацию двойного агента, который дал боевикам ложную информацию, что испанский форт в Махбасе охраняли всего 4-5 солдат, а остальные ушли выслеживать бойцов Полисарио в горы. 44 боевика ФОЕ, среди них было несколько офицеров и сержантов марокканской армии, попали в ловушку и были арестованы, у них были изъяты документы, свидетельствовавшие о том, что ФОЕ финансировался и направлялся

марокканским правительством. Испанцы заявили официальный протест, но теракты продолжались до тех пор, пока несколько лидеров ФОЕ не погибли в одном из рейдов. Потеря руководства, а также переброска испанских войск с Канарских островов и закрытие границы с Марокко заставили боевиков прекратить атаки [5, с. 201].

В то же время испанцы, смирившись с необходимостью передачи власти в Западной Сахаре местным представителям, инициировали секретные переговоры с лидерами Полисарио, чтобы не потерять влияния в регионе. Они предложили руководству Полисарио объединить свою организацию с происпанской Партией сахарского национального единства и также созданной испанскими властями ассамблеей лидеров племен Джемма. В подтверждение дружественных намерений испанцы обещали Полисарио освободить 30 заключенных активистов движения. Полисарио, в свою очередь, пообещал Мадриду в случае предоставления независимости право бесплатной аренды сахарских фосфатных шахт на 20 лет и значительную часть прав на рыбную ловлю [3, с. 70]. Вступление испанских властей в переговоры с до того незаконной организацией сделало бесполезным существование ПСНЕ, и 10 октября 1974 г. представители бывшей ведущей партии сахарави официально присоединились к Полисарио.

Одновременно с переговорами с Мадридом Полисарио предпринял попытки убедить Мавританию поддержать сахарскую автономию. Зная о вековой неприязни между Марокко и Мавританией, представители движения предложили мавританскому президенту Мохтару ульд Дадда создать федерацию из Западной Сахары и Мавритании, причем, при лидерстве последней. Однако ульд Дадда был убежден, что не сможет сдержать экспансии Марокко и что Международный Суд поддержит территориальные претензии Рабата. Поэтому он решил сотрудничать с Марокко и заверил короля Хасана II в своей поддержке [2, с. 267]. За неделю до объявления решения Суда марокканским и мавританским дипломатам сообща удалось добиться признания соседними странами (за исключением Алжира) присоединения Западной Сахары к Королевству Марокко до конца года.

В декабре 1974 г. представители государств-членов ООН провели голосование по вопросам, которые будут поставлены перед Судом, но Марокко и Мавритания уже фактически не интересовались решением ООН. К этому времени они достигли договоренности на встрече в Рабате (26-29 октября) о том, как разделить территорию Западной Сахары между собой [6, с. 56].

Между тем ООН попросила консультативное заключение Суда по следующим вопросам: 1. Была ли Западная Сахара «терра нул-лиус» («ничьей землей») - территорией, никому не принадлежавшей

до колонизации Испанией? 2. Каковы были правовые отношения между этой территорией и Марокко и Мавританией?

Четыре месяца спустя, 16 октября 1975 г., Суд объявил свое решение, весьма неожиданное по причине своей недосказанности. По мнению Суда, марокканских доказательств общей истории Марокко и Западной Сахары было не достаточно, чтобы доказать обоснованность марокканского господства над этой территорией. Суд признал, что марокканцы имели власть над некоторыми кочевыми племенами в Западной Сахаре и Южном Марокко через каидов (представителей), которые жили в пограничных районах. Однако Суд указал, что доказательств того, что племена сахарави на каком-либо историческом этапе признавали сюзеренитет марокканского султана, не установлено.

Мавританский иск также был отклонен Судом. В целом Международный Суд заключил, что, даже если обе страны имеют исторические права на сахарские территории, они не имеют права предъявлять территориальные требования, поскольку право на самоопределение сахарави имеет приоритет над этими требованиями.

Решение Суда не дало четкого ответа, каким должно быть будущее Западной Сахары. Отклонив претензии Марокко и Мавритании, Суд обязал вернуться к организации референдума, на котором должен был быть поставлен вопрос только о независимости Западной Сахары, но не о присоединении к кому-либо из соседей.

Заинтересованные стороны отреагировали на решение МС ООН почти мгновенно. Испания заявила, что довольна решением, позиция Мавритании не изменилась, несмотря на позицию Суда - Нуакшот по-прежнему был убежден в том, что сахарави являются частью единого мавританского народа.

Марокко отреагировало на удивление сдержанно, официально признав только первую часть решения, в котором говорилось о связях марокканских каидов с некоторыми кочевыми племенами региона. Эта сдержанность была обусловлена тем, что король Хасан II уже имел «план Б» и приступил к его реализации. В день объявления решения Международного Суда король Хасан II объявил, что начинает мирный марш в сторону Западной Сахары с участием 350 тысяч марокканцев - «Зеленый марш», уникальную модель невооруженной экспансии, к реагированию на которую ООН оказалась не готова.

Библиографический указатель:

1. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/instruments/docs_ru.asp?year=1969

2. Ansprenger, F. The Dissolution of the Colonial Empires [Текст] / F. Ansprenger. - London: Taylor&Francis. - 1989. - 197 р.

3. Besenyo, J. Western Sahara [Текст] / J. Besenyo. - Pecs: Pub-likon Publishers. - 2009. - 198 р.

4. Clough, N. Western Saharan Conflict: Prolonged Conflict and Prospects for the Future / N. Clough [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //www.afresearch.org/skins/rims/

5. Hodges, T. The Roots of a Desert War [Текст] / T. Hodges. Westport: Lawrence Hill & Company. - 1983. - 202 р.

6. Lawles, R., Monahan L. War and Refugees, The Western Sahara Conflict [Текст] / R. Lawles, L. Monahan. London and New York: Pinter Publishers. - 1987. - 214 р.

7. Mercer, J. The Sahrawis of Western Sahara [Текст] / J. Mercer // Minority Rights Group, Report. - №40. - 1979. - Р. 2-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.