Научная статья на тему 'Алжиро-марокканские отношения в свете западносахарского конфликта'

Алжиро-марокканские отношения в свете западносахарского конфликта Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
976
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алжиро-марокканские отношения в свете западносахарского конфликта»

сирийский пакт: предложения к переговорам с правительством»). - Дамаск, 2013.

34 Баян аль-хитамий лиль-муатамар аль-ватаний ли инказ сурия (Заключительное заявление национальной конференции по спасению Сирии). - Дамаск, 2012.

35 Заявление министра иностранных дел России С.В. Лаврова по итогам беседы с заместителем председателя Совета министров Сирии К. Джамилем и госминистром по делам национального примирения Сирии А. Хейдаром. - Москва, 21 августа 2012 г. - www.mid.ru

36 Машруа аль-мархаля аль-интикалия ва ат-ташриаия. Ат-тад-жамму ад-димукратый аль-муваххад («Проект реформ в законодательной сфере в переходный период». Национальный демократический альянс Сирии). - Париж, 2013.

37 Projét de Constitution Syrienne. Réunion Démocratique Unifié. - Paris, 2013.

38 Report on the Situation of Syriac Christians in Syria. Syrian National Council of Syria. - Damascus, 2013.

39 Malbrunot G. Les États-Unis Acueillent des Opposants Syriens Proches de Moscou // Le Figaro. 27.02.2013.

40 Mabillard B. La Russie Place Ses Affidés Pour Atomiser l'Opposition Syrienne // Le Temps. 12.11.2013.

41 Petite S. Quand Bachar el-Assad Devient Fréquentable // Le Temps. 28.01.2015.

42 Tisdal S. US Changes its Tune on Syrian Regime Change as ISIS Treat Takes Top Priority // The Guardian. 25.01.2015.

«Азия и Африка сегодня», М., 2015 г., № 6, с. 13-20.

М. Володина,

кандидат исторических наук, младший научный сотрудник (ИМЭМО РАН) АЛЖИРО-МАРОККАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СВЕТЕ ЗАПАДНОСАХАРСКОГО КОНФЛИКТА

Западносахарский конфликт, отличающийся большой сложностью и многофакторностью, продолжал в 2014 г. влиять как на состояние региональной безопасности в Северной Африке в целом, так и на межгосударственные отношения Алжира и Марокко. Особую значимость западносахарская проблема приобрела в связи со свержением режима М. Каддафи в Ливии и возникшим там политическим вакуумом, который характеризуется практически полным отсутствием контроля над протекающими в этой стране хаотическими и неконтролируемыми процессами.

Непрекращающаяся война в Мали, ставшая следствием падения режима Каддафи, захват боевиками оружия, которое теперь беспрепятственно распространяется по соседним странам, стано-

вятся главными угрозами для Африки и всего мирового сообщества. Нерешенность западносахарского конфликта способствует также возрастанию террористической угрозы, поскольку многие террористы привлекают на свою сторону население, неудовлетворенное центральной властью или ввиду ее отсутствия (как в случае с Западной Сахарой).

Проблема Западной Сахары являет собой сложный комплекс многолетних и исторических особенностей взаимоотношений стран в Северной Африке. В многолетнем территориальном споре за территорию Западной Сахары переплетаются как политико-экономические, так и регионально-территориальные противоречия, которые еще больше усугубляются устремлением сюда различных политических игроков, преследующих здесь собственные интересы.

Марокко ставит своей целью воссоединить земли, которые, как считают в королевстве, исторически принадлежат ему, что является вопросом геополитического престижа страны, средством повышения авторитета монарха среди подданных, но также и способом получить значительную экономическую выгоду от эксплуатации сухопутной и прибрежной территории Западной Сахары, богатой минеральными и рыбными ресурсами. В свою очередь, Алжир, для которого остается неприемлемым усиление роли Марокко на региональном уровне, поддерживает право населения Западной Сахары на самоопределение и создание независимого суверенного государства, рассчитывая также укрепить собственные политические и экономические позиции в регионе Магриба. Ведь в случае обретения Западной Сахарой полноценной независимости Алжир станет одним из основных поставщиков углеводородов в эту страну, сможет также, предоставляя Западной Сахаре финансовую и техническую помощь, активно участвовать в разработке нефтяных месторождений и дальнейшем развитии нефтяной промышленности в этой стране.

В сложном и двойственном положении в связи с сахарской проблемой оказались европейские страны. Признавая государства, которые обрели свое нынешнее географическое очертание после Второй мировой войны, европейские лидеры уклоняются тем не менее от открытой поддержки курса Марокко на возвращение своих исторических территорий. В то же время, учитывая существование тех государств со сложным этнокультурным и этнолингвистическим составом населения, где проявляются центробежные тенденции, в Европе очень настороженно и с большой опаской воспри-

нимают проблемы, порожденные сецессией, ирредентизмом и пр., т. е. такие проблемы, которые становятся камнем преткновения в отношениях одного или двух государств.

Причинами длительного и затяжного конфликта в Западной Сахаре являются несогласованность позиций различных западно-сахарских племен по вопросу предоставления независимости Западной Сахаре, сама специфика социально-политической структуры западносахарского общества, а также географические особенности этого региона. Испокон веков проживавшие здесь племена находились в постоянной борьбе друг с другом из-за сурового климата пустыни и как следствие этого - отсутствия продовольствия, что вынуждало их периодически совершать набеги на караванные пути с целью поиска провизии и средств к существованию. По этой причине в пустыне практически исключена иерархическая политическая структура, которая выступала бы гарантом безопасности племен, являлась бы балансиром в возможных противостояниях различных племен.

В силу удаленности друг от друга различных племен, их кочевого образа жизни, а также трудностей, возникающих при проведении полноценных социологических исследований, трудно подсчитать истинную численность западносахарского населения. Так, в начале 1980-х годов некоторыми исследователями приводились сбалансированные цифры (ввиду значительных расхождений данных у французов и испанцев) - около 150 тыс. человек1. К настоящему времени эти оценки достигли 500 тыс. человек, однако приведенные данные вызывают сомнение, поскольку западносахарские племена постоянно кочуют, и они включены в статистику марокканского государства. Потому-то отчасти вопрос о принадлежности этих племен к образовавшемуся в Западной Сахаре государству является проблемой самоопределения и идентификации каждого члена местных сообществ.

Важным фактором развития Северной Африки является сложносоставной характер взаимоотношений основных политических «игроков» в этом регионе - Марокко, Алжира и Ливии. Если Ливия (благодаря М. Каддафи) находила определенный баланс в выстраивании своей внешнеполитической стратегии, то Алжир и Марокко были исторически связаны кругом противоречий и взаимных претензий.

1 Saxena S.C. Western Sahara: No Alternative to Armed Struggle. - Delhi, 1995. - P. 8.

С самого начала борьбы за независимость Западной Сахары лишь Фронт ПОЛИСАРИО (Народный фронт за освобождение Сагиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро) стал той единственной организацией, которая открыто выступила за полную независимость. Другие политические объединения, выражавшие интересы населения Западной Сахары, были нацелены с момента своего создания исключительно на борьбу с колониальными испанскими властями. 17 июня 1970 г. произошла кровавая драма в одном из кварталов Аль-Аюна, где испанскими властями был дан жесткий отпор со стороны недовольного населения. Многие представители Фронта ПОЛИСАРИО были арестованы, а его руководитель, Мухаммед Сид' Брагид Басири, убит. Именно в этот день западносахарский народ осознал, что обрести свободу и независимость невозможно лишь мирным путем. Это событие ознаменовало собой начало становления народного самосознания западносахарцев.

В наши дни проблема признания западносахарской независимости так все еще остается далекой от разрешения, главным образом, ввиду несовпадения позиций по этому принципиальному вопросу между представителями ПОЛИСАРИО и Марокко.

В 2006 г. Королевский консультативный совет по делам Сахары (Марокко) выдвинул план, предусматривающий предоставление Западной Сахаре статуса автономии под суверенитетом Марокко. Фронт ПОЛИСАРИО категорически отверг подобный сценарий, полагая, что именно население Западной Сахары, располагая правом на самоопределение, должно само определить статус нового государства путем проведения всенародного референдума. Представители ПОЛИСАРИО подкрепляют свою позицию ссылками на соответствующие статьи Устава ООН, где обосновывается право на национальный суверенитет именно народа, а не только конкретного государства. Лидеры Фронта ПОЛИСАРИО отклонили подобное предложение, поскольку, как они убеждены, народ Западной Сахары выступает за полную независимость своей страны, а не за автономию в составе Марокко. Таким образом, провозглашенная Фронтом ПОЛИСАРИО в 1976 г. Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР) остается частично признанным государством. Его суверенитет признан более чем 60 странами, в то время как другие временно заморозили признание САДР, ожидая результатов референдума по самоопределению. Можно надеяться, что это событие не заставит себя долго ждать - не без активного участия всех политических сил Западной Сахары, а также при нахождении консенсуса между двумя сторонами

конфликта (Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО), и более сбалансированной марокканской внешней политики.

Примечательно, что именно события в Западной Сахаре послужили своеобразным детонатором «арабской весны». Речь идет о состоявшейся 8 ноября 2010 г. в Эль-Аюне (западносахар-ском городе на границе с Марокко, контролируемом марокканской администрацией) манифестации, участники которой выступили против продолжающейся дискриминации, бедности и нарушения прав человека в отношении местных жителей. Было выдвинуто также требование о предоставлении независимости Западной Сахаре. Эти события послужили отправной точкой новой политической доктрины Марокко в отношении «своих» южных территорий -включение западносахарской проблемы в конституционную реформу в стране.

События «арабского пробуждения», начавшиеся в 2011 г., затронули основные государства африканского континента, особенно ту его часть, которая и до арабских революций находилась в «турбулентном» внутриполитическом состоянии. Бесконтрольный оборот в регионе оружия (что стало следствием гражданской войны в Ливии) привел к расширению пояса террористического влияния групп, связанных с «Аль-Каидой» и другими джихадист-скими организациями. В свою очередь изменение геополитической карты Северной Африки и смещение ее прежних геостратегических осей стало исходным пунктом в обострившейся борьбе различных (в том числе и террористических) заинтересованных сторон за минеральные ресурсы (война в Мали является ярким подтверждением начавшегося процесса).

В этой связи возникает вопрос о необходимости поддержания внутреннего порядка в сопредельных странах и выстраивания новой внешней политики крупными государствами на африканском континенте. В подобных условиях руководителям стран, являющимся региональными центрами в Африке, предстоит выработать единый комплексный подход к решению таких сложных задач, как борьба с терроризмом и устранение конфликтных очагов на континенте. Однако многолетние трения и «шероховатости» во взаимоотношениях некоторых государств лишь усугубляются под воздействием политической нестабильности в Северной Африке.

Алжир и Марокко вновь демонстративно отказываются от совместных поисков компромиссных решений по ряду принципиальных вопросов, касающихся проблемы Западной Сахары. Поли-

тическая недальновидность глав этих государств, как полагают некоторые эксперты, а также непростая внутриполитическая ситуация в Алжире и Марокко чреваты серьезными последствиями для сохранения безопасности в регионе, поскольку именно эти две страны смогли сохранить внутреннюю стабильность в ходе «арабской весны»; они же остаются в регионе теми основными политическими центрами, от взаимных и слаженных действий которых зависит будущая устойчивость всей Северной Африки. От решения западносахарской проблемы, а главное - от установления взвешенных партнерских отношений между ключевыми политическими силами Северной Африки - Марокко и Алжиром, зависит политическая, экономическая, социальная стабильность в данном регионе. Ведь тупиковая ситуация во взаимоотношениях между Марокко и Алжиром блокирует деятельность Союза Арабского Магриба (эта созданная в 1989 г. организация призвана способствовать региональной интеграции и совместному решению важных экономических и социальных проблем Северной Африки).

Решение западносахарской проблемы остается для короля Марокко Мухаммеда VI главным политическим приоритетом. В новой Конституции, опубликованной дахиром (декретом) короля Марокко 29 июля 2011 г. и ставшей своеобразным ответом на массовые протестные выступления в марокканских городах, особое внимание уделяется именно вопросу Западной Сахары. В главе 5 Основного закона впервые в марокканской истории язык хассания (разговорный арабский язык Западной Сахары) рассматривается как «неотъемлемая часть идентичности Марокко»1. Таким образом, западносахарский компонент отныне официально включен в традиционное наследие марокканской культуры. Можно при этом, однако, предположить, что власти королевства подобным шагом пытаются разрешить не только имеющиеся культурно-исторические противоречия между марокканским населением и жителями Западной Сахары, находящимися под юрисдикцией Марокко, но также и политическую задачу. Ведь данная статья Конституции во взаимосвязи с той ее частью, где речь идет о запрете создания региональных партий в Марокко, в дальнейшем воспрепятствует Фронту ПОЛИСАРИО стать легальной силой в марокканской политической системе.

1 Эл. ресурс: http://www.amb-maroc.fr/constitution/Nouvelle_Constitution_% 20Магое 2011.pdf

Марокко активно использует богатую ресурсами территорию Западной Сахары: воды, которые омывают ее берега, являются самыми «рыбообильными» в мире. Само рыболовство предоставляет 74 тыс. рабочих мест жителям Марокко; 78% от всего рыбного промысла Марокко - это рыба, выловленная у берегов Западной Сахары, и качество этой рыбы отвечает всем строгим требованиям международного контроля, что позволяет Марокко заниматься рыбным экспортом. Сельское хозяйство Западной Сахары также активно развивается и приносит значительные дивиденды марокканскому правительству. Богата территория Западной Сахары и фосфатами. Марокко стремится к монополизации производства фосфатных удобрений, которые в этой стране в настоящее время составляют около 80% от мирового производства. Государство, обладающее большими запасами фосфатов, может диктовать свои нормы на международном рынке, и Марокко как страна, использующая 45,1% мировых запасов фосфатов (не включая сюда фосфатные ресурсы Западной Сахары), может повлиять на судьбу многих государств, особенно тех, чье благосостояние напрямую зависит от развития сельского хозяйства. На территории Западной Сахары залегают богатейшие месторождения фосфатов, одним из которых является Бу Краа. Его запасы превышают 10 млрд т (около 10% мировых запасов). Сочетание таких факторов, как огромные запасы фосфатов, высокое содержание минерала в руде, возможность ее добычи открытым способом, близость рудников к побережью Атлантического океана, существенно сокращает производственные и транспортные расходы и делает добычу этих минералов в Западной Сахаре чрезвычайно выгодной.

О значимости западносахарских земель для экономического развития Марокко говорит тот факт, что около половины национального бюджета страны идет на покрытие социальных нужд южных территорий Марокко, т. е. южных провинций и самой Западной Сахары. И подобные меры уже приносят свои плоды: благодаря активному строительству школ, многие районы Западной Сахары по уровню грамотности превосходят некоторые регионы Марокко1. Королевство выделяет колоссальные финансовые средства для реализации своих амбициозных планов, направленных на развитие инфраструктуры, строительство дорог. В ноябре 2013 г. был запущен второй этап инвестирования в Западную Сахару,

1 Cherkaoui M. Morocco and the Sahara. Social Bonds and Geopolitical Issues. -Oxford, 2007. - P. 84.

предусматривающий вложения на 12,5 млрд долл. и рассчитанный на десять лет. Марокканские власти надеются превратить Западную Сахару в важный морской транспортный узел для всего региона Западной Африки, сделав эту страну одной из самых удобных транспортных артерией на Атлантическом побережье Африки.

При всем обилии финансовых потоков из Марокко она продолжает страдать от социальных диспаритетов - неравномерности развития и географической обособленности многих районов от основных городских агломераций. Безработица среди молодежи по-прежнему остается крайне высокой - 28%, а среди дипломированных специалистов - 41%. Для сокращения неравномерности развития Западной Сахары необходимо комплексное реформирование всего социального пространства: должны внедряться механизмы обновления элит, борьба с клановой, племенной и клиенте-листской системой, которая блокирует продвижение молодежи по социальной лестнице на местном уровне.

Многие представители традиционных племенных структур активно вступают в ПОЛИСАРИО, поскольку они недовольны за-силием промарокканской элиты (глав и представителей традиционных племен) во всех ветвях власти. Именно этот важный фактор, который постепенно набирает силу и стимулирует процессы размежевания с Марокко, может стать своеобразным «стеклянным потолком». С его обрушением марокканская власть будет вынуждена признать независимость Западной Сахары. В целях «контролируемости» ситуации и усмирения политически активных жителей марокканскими властями поддерживается стремление западносахарцев к развитию политической системы представительства в регионе: первые региональные выборы в Западной Сахаре (на территории Марокко) были намечены на весну 2015 г. Их проведение может стать своеобразной отправной точкой для постепенного включения западносахарского населения в жизнь региона. Легитимация представительства Западной Сахары в государственных органах (пока хотя бы в рамках марокканского государства) окажется неоценимой для будущего политического развития этого, пока еще частично признанного, государства.

Особый интерес многих геополитических акторов вызвали исследования, подтвердившие наличие у берегов Западной Сахары крупных нефтяных месторождений. В 2001 г. было подписано соглашение о проведении разведки и добычи нефти между Марокко, американской компанией Kerr Mc-Gee и французской Total.

Однако Комиссия по правам человека ООН осудила подобное соглашение, ущемляющее права коренного населения Западной Сахары и не учитывающее его интересы, поскольку государство до сих пор не признано мировым сообществом, а договор был подписан марокканской стороной, что было расценено как препятствие к обретению независимости Западной Сахары. Западные компании были вынуждены признать незаконность своих действий, и «нефтяная программа» была отложена.

Однако в настоящий момент основным фактором обострения напряженности в регионе стало заявление американской корпорации Космос Энерджи с долевым капиталом марокканских нефтяных компаний о запланированном в ближайшее время начале бурения скважин у берегов Западной Сахары - недалеко от города Буждур. Многие исследователи и журналисты назвали подобные планы «битвой за нефть в последней колонии Африки»1. Подобные действия в случае обнаружения крупных нефтяных залежей в этом районе могут привести к тому, что западные нефтяные компании, тщательно соблюдающие международные конвенции и договоренности, могут начать активно содействовать решению проблемы Западной Сахары (прежде всего оказывая давление на марокканские власти), что повлечет за собой проведение всеобщего голосования в Западной Сахаре по вопросу предоставления ей независимости, которую эта страна в конечном итоге и обретет.

Не стоит ждать скорейшего обретения Западной Сахарой независимости. Более вероятным видится поэтапное решение западно-сахарской проблемы с особой ролью экономических факторов, связанных с нефтедобычей, а соответственно, и с заведомо выгодными финансовыми контрактами. Эти факторы могут побудить западные компании активнее выступать за скорейший выход «замороженного» западносахарского конфликта из той тупиковой ситуации, в которой он в настоящее время находится. Важную роль могут также сыграть международные организации, если они увеличат свое участие в решении западносахарской проблемы.

«Запад - Восток - Россия 2014.

Ежегодник. ИМЭМО РАН», М., 2015 г., с. 121-127.

1 Эл. ресурс: http://www.algerie1.com/flash-dactu/sahara-occidental-le-finan-cial-times-evoque-la-bataille-pour-le-petrole-dans-la-derniere-colonie-dafrique

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.