Тамазова Анна Дмитриевна
кандидат юридических наук, Краснодарский университет МВД России (e-mail: abd.8282@mail.ru)
Нехай Асиет Юрьевна
кандидат юридических наук, Краснодарский университет МВД России (e-mail: asiet.12061984@mail.ru)
К вопросу о стабильности Конституции России
В статье рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением стабильности Конституции. Анализируются понятие и формы правовой охраны Основного закона, способы восполнения пробелов в нем.
Ключевые слова: конституция, правовая охрана, формы правовой охраны, стабильность, толкование Основного закона.
A.D. Tamazova, Candidate of Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: abd.8282@mail.ru;
A.U. Nehai, Candidate of Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: asiet.12061984@mail.ru
The question of the stability of the Russian Constitution
Scientific article is devoted to the issues related to ensuring the stability of the Constitution. The paper analyzes the concept and forms of legal protection of the Basic law, ways of filing the gaps in it.
Key words: constitution, legal protection, form of legal protection, stability, interpretation of the Basic law.
Конституция является особым правовым актом, занимающим приоритетное место в правовой системе страны. Это обусловлено характером отношений, которые она призвана урегулировать: права и свободы человека, форма правления, государственное устройство и др. Соответственно, ее защита и охрана - это одна из главных задач любого демократического правового государства. Без реально действующего механизма реализации конституционных положений сложится следующая ситуация: нормы Основного закона будут находиться на одной лестнице с антиконституционной практикой.
«Обычно в Конституции закрепляются коренные положения политической, экономической, социальной жизни общества, утверждаются базовые регуляторы. Наша Конституция особенная: она стала не просто итогом социального консенсуса, своего рода Общественным договором, как ее европейские "сестры", но и реальным инструментом реформ, которых так хотело большинство граждан тогдашней РСФСР», - сказал Д.А. Медведев [1].
Эффективная правовая охрана конституции -важнейший атрибут любого демократическо-
го государства. Без нее невозможно создание правового государства, реальное обеспечение на практике принципа разделения властей [2, с. 17].
К сожалению, имеют место случаи, когда принимаются не соответствующие Конституции акты, зарождаются споры по вопросам применения конституционных норм. Особо ярко это проявляется на фоне федеративного характера государства, когда речь идет о правотворчестве субъектов Федерации. Механизм эффективной правовой охраны Конституции в данном случае выступает определенным «гарантом», обеспечивающим единство законодательства, соблюдение иерархии правовых актов, правильную реализацию норм Основного закона, исключает извращение смысла конституционных норм.
Как сказал Д.А. Медведев, «не только практика применения положений Конституции, но даже подзаконное регулирование могут неузнаваемо изменить толкование Основного закона, модифицировать смысл его норм под воздействием стремительно меняющихся политических, экономических и социальных условий. Это придает любой современной конституции
163
гибкость и адаптивность, но может привести к глубоким проблемам развития государства как механизма управления, основанного на принципе верховенства права, к угрозе возникновения технологического, управленческого разрыва в системе публичной власти» [1].
Нормативные акты, уточняющие и развивающие положения Конституции, должны приниматься в строгом соответствии с ней - в противном случае они будут направлены на подрыв национальной безопасности и не будут обладать юридической силой.
Процесс «реализации» положений Конституции в законах, подзаконных актах не должен искажать ее смысл. Так, сегодня проекты нормативных правовых актов, прежде чем станут регулятором общественных отношений и приобретут юридическую силу, проходят через целый ряд процедур: подготовку проекта, его согласование, обсуждение на различных уровнях, в том числе и общественное, правовые экспертизы, оценку эффективности, утверждение, опубликование, вступление в силу. Необходимо, как нам видится, повышать роль профессиональных экспертиз, противостоящих «несовершенному» законотворчеству.
Правовая охрана Конституции - это сложный механизм, который состоит из совокупности юридических средств, таких как субъекты, объект охраны, формы правовой охраны. При их помощи обеспечивается исполнение норм Конституции и соблюдение режима конституционной законности.
Правовая охрана Конституции представляет собой систему или совокупность мер, правовых средств, направленных на обеспечение высшей юридической силы, верховенства, стабильности Основного закона, а также неукоснительного выполнения конституционных норм [3, с. 84].
К таким мерам и средствам правовой охраны Основного закона относятся конституционный контроль и надзор, институт конституционной ответственности, также полагаем возможным отнести сюда и особый жесткий порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию, закрепленный в ее же тексте (гл. 9 Конституции РФ). Такая сложность изменения конституционных положений направлена на обеспечение высокого уровня защиты базовых конституционных установлений, стабильности Конституции. Нормы гл. 9 Конституции РФ, прежде всего, направлены на обеспечение «самоохраны».
Конституция является базовым нормативным правовым актом, имеющим отправной характер. Естественно, ею не урегулированы
многие принципиальные вопросы, имеются пробелы, создающие определенные трудности в нормотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов. Результатом этого может стать нарушение права и определенное несоответствие между законодательным регулированием и реальным уровнем развития общественных отношений.
Так, например, Конституция устанавливает широкую и весьма важную компетенцию Федерального Собрания, но не регулирует вопрос о том, каким образом избираются или назначаются члены Совета Федерации. Возможно, это послужило поводом для неоднократных изменений порядка такого назначения, что подтверждается современной практикой.
Или, например, Конституцией не урегулирован вопрос избрания или назначения глав субъектов Федерации. И этот процесс также не раз подвергался корректировкам. В то же время полагаем, что «разработчики» Конституции умышленно закрепили такие отправные установки в целях обеспечения стабильности Основного закона, так как время диктует нам новые «правила». И эти «правила» в целях сохранения целостности Конституции могут быть закреплены отраслевым законодательством.
Также считаем упущением разработчиков Конституции отсутствие норм, закрепляющих конституционно-правовой статус Конституционного Собрания в тексте самого Основного закона.
Статья 55 Конституции закрепляет, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [4, с.15]. Однако ничего не сказано о том, кто и как определяет меру, необходимую для такой «защиты» и «обеспечения».
М.В. Баглай отмечает, что «Конституция не может быть беспробельной уже потому, что неизбежно состоит из пробелов, потому, что это акт, содержащий только исходные положения, и потому, что никто в мире... не может четко определить, что является правовыми позициями конституционного уровня, а что - нет» [5, с. 25].
Полагаем, что для восполнения «огрехов» Конституции необходимо использовать другие способы конституционного развития, нежели ее текстуальное изменение.
Альтернативой текстуальных изменений, внесения поправок в Основной закон, отра-
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2017 • № 1 (59)
164
жающих, как правило, сиюминутный интерес различных политических сил, видится развитие действующей Конституции без вторжения в ее текст, что объясняется необходимостью обеспечения политической и экономической стабильности в обществе. Оптимальным путем совершенствования конституционного законодательства является ее официальное, общеобязательное толкование [3, с. 86]. Акты такого толкования обладают высшей юридической силой для всех субъектов правоприменительной практики и устраняют неясности в тексте Основного закона.
Особую роль в деле преодоления конституционных пробелов играет деятельность Конституционного Суда РФ, которая направлена как раз на устранение имеющихся недостатков и противоречий, на недопущение любых «вольностей» при обращении с Основным законом. Конституционный Суд, давая толкование, приспосабливает Конституцию к конкретным правоотношениям, способствуя обеспечению ее стабильности.
В настоящее время в условиях современного мира «преобразование» Конституции без ее текстуального изменения определяется необходимостью обеспечения политической и экономической стабильности в государстве, упрочения конституционного строя и правового характера. Текстуальное изменение Основного закона приводит к дестабилизации общества. На обеспечение стабильности и направлена «жесткость» и усложненность процедуры пе-
1. Медведев Д.А. 20 лет: путь к осознанию права. URL: https://rg.ru/2013/12/10/medvedev. html
2. Шульженко Ю.Л. Самоохрана Конституции Российской Федерации. М., 1997.
3. Болехивская А.Д. Правовая охрана Конституции Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006.
4. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. М., 2016.
5. Баглай М.В. Уважать и соблюдать конституционно-правовые условия правопорядка // Российский конституционализм: проблемы и решения: материалы междунар. конф. М., 1999.
6. Путин В. В. Мы должны бережно относиться к Конституции нашей страны. URL: https://ria.ru/politics/20131209/980567465.html
ресмотра и внесения поправок в Конституцию. Полагаем, что закрепление такого порядка является серьезным достижением нашего государства на пути к правовому.
Как сказал В.В. Путин, «мы должны бережно относиться к Конституции нашей страны. Не позволять ее менять по вкусу тех людей, которые в данный момент оказались у власти». «Пересмотр фундаментальных положений Конституции равносилен пересмотру основ государственного строя страны, а ревизия ее норм, продиктованная политической конъюнктурой, - прямой путь к кризису власти и к расшатыванию органов власти, к опасным государственным конфликтам» [6].
В то же время, являясь сторонниками стабильности Основного закона, отметим, что определенные его положения, дабы соответствовать современной действительности, когда они становятся более значимыми для общества в конкретный исторический период, могут претерпевать соответствующие коррективы, однако это ни в коем случае не должно касаться каких-то фундаментальных положений, в частности основ конституционного строя, правового статуса личности и др. Так, например, были увеличены сроки полномочий Президента и Государственной Думы, объединены суды.
Стабильность Конституции - это стабильность нашего общества и государства в целом. Основной закон нашей страны как легитимный документ внес стабильность в общество и сам является образцом стабильности.
1. Medvedev D.A. 20 years: the way to comprehension the law. URL: https://rg.ru/ 2013/12/10/medvedev html
2. Shulzhenko Yu.L. Self-protection of the Constitution of the Russian Federation. Moscow, 1997.
3. Bolehivskaya A.D. Legal protection of the Constitution of the Russian Federation: auth. abstr. ... Candidate of Law. Krasnodar, 2006.
4. Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on Dec. 12, 1993. Moscow, 2016.
5. Baglay M.V. To respect and comply the constitutional and legal conditions for the rule of law // The Russian constitutionalism: problems and solutions: proc. of the intern. conf. Moscow, 1999.
6. Putin V.V. We have to take care of the Constitution of our country. URL: https://ria.ru/ politics/20131209/980567465.html
165