Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СРОКЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ'

К ВОПРОСУ О СРОКЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1527
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЛЕДОВАТЕЛЬ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СРОК ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / ПРОДЛЕНИЕ СРОКА / РАССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фисаков Максим Юрьевич

В статье на основе анализа действующего уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практики исследуются проблемы правовой регламентации сроков предварительного следствия в уголовном судопроизводстве. Обосновывается необходимость законодательного закрепления возможности производства следственных действий с использованием видеоконференцсвязи: внесение изменений в уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие сроки предварительного расследования; закрепление порядка проведения совещаний, посвященных продлению сроков предварительного следствия, с использованием видеоконференцсвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фисаков Максим Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ISSUE OF THE TERM OF PRELIMINARY INVESTIGATION IN CRIMINAL PROCEEDINGS

The article researches the problems of legal regulation of the terms of preliminary investigation in criminal proceedings based on the analysis of the current criminal procedure legislation and law enforcement practice. The article justifies the need for legislative consolidation of the possibility of conducting investigative actions using videoconferencing: making changes of the criminal procedure norms regulating the terms of the preliminary investigation; holding meetings dedicated to extending the terms of the preliminary investigation using videoconferencing.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СРОКЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ»

УДК 343.12 ББК 67.411

© 2021 г. Фисаков Максим Юрьевич,

старший преподаватель кафедры уголовного процесса Ростовского юридического института

МВД России.

E-mail: fisakov_m@mail.ru

К ВОПРОСУ О СРОКЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

В статье на основе анализа действующего уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практики исследуются проблемы правовой регламентации сроков предварительного следствия в уголовном судопроизводстве. Обосновывается необходимость законодательного закрепления возможности производства следственных действий с использованием видеоконференцсвязи: внесение изменений в уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие сроки предварительного расследования; закрепление порядка проведения совещаний, посвященных продлению сроков предварительного следствия, с использованием видеоконференцсвязи.

Ключевые слова: следователь, следственные органы, законодательство, срок предварительного следствия, продление срока, расследование.

Fisakov Maxim Yurievich - Senior Lecturer, the Department of Criminal Procedure, the Rostov Law Institute

of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

ABOUT THE ISSUE OF THE TERM OF PRELIMINARY INVESTIGATION IN CRIMINAL PROCEEDINGS

The article researches the problems of legal regulation of the terms of preliminary investigation in criminal proceedings based on the analysis of the current criminal procedure legislation and law enforcement practice. The article justifies the need for legislative consolidation of the possibility of conducting investigative actions using videoconferencing: making changes of the criminal procedure norms regulating the terms of the preliminary investigation; holding meetings dedicated to extending the terms of the preliminary investigation using videoconferencing.

Keywords: investigator, investigative bodies, legislation, the term of preliminary investigation, extension of the term, the investigation.

В настоящее время при складывающихся условиях развития государства, современного экономического и политического состояния общества, усложненного эпидемиологической обстановкой, вызванной новой коро-навирусной инфекцией СОУГО-19, все более остро стоит вопрос о порядке соблюдения и продлении сроков предварительного следствия. Эти вопросы давно являются темой для обсуждения, как в научных кругах, так и в среде практических работников.

Срок предварительного следствия регламентирован ст. 162 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее -УПК РФ) [1], в соответствии с которой предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2-х месяцев со дня его возбуждения, определены основания и порядок дальнейшего продления сроков. Таким образом, законодатель закрепил четкие рамки, в течение которых должно быть окончено предварительное следствие. Однако практика показывает,

что расследование уголовного дела свыше 2-х месяцев является отрицательным показателем служебной деятельности, отражающимся в статистических данных [2], независимо от причин. Н.П. Ефремова указывает на то, что закрепленная законодателем норма о двухмесячном сроке предварительного следствия создала один из показателей деятельности следователя, превышение которого приравнено к нарушению закона [5].

Соблюдение сроков предварительного следствия важно, поскольку продолжительность расследования влияет на принцип разумности уголовного судопроизводства, отраженного в ст. 6.1 УПК РФ. Так, чем дольше расследование уголовного дела, тем больше у участников уголовного судопроизводства оснований для реализации права на получение компенсации со стороны государства за причиненный ущерб. В качестве примера можно привести решение Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2020 по делу № АКПИ19-987, в соответствии с которым

А.В. Абрамову присуждена компенсация за нарушение разумного срока уголовного судопроизводства в размере 60 000 рублей. Из судебного решения следует, что срок предварительного следствия по уголовному делу, возбужденному в январе 2015 г. и оконченному 17.08.2015, составил около 7 месяцев. При этом уже 5 и 6 февраля 2015 г. обвиняемый и его защитник были уведомлены об окончании следственных действий, а с 11 февраля по 31 июля 2015 г. проводилось их ознакомление с материалами уголовного дела [3]. Длительное расследование уголовного дела приводит к неоправданным затратам со стороны государства, которые в ряде случаев превышают сумму причиненного преступным посягательством ущерба. Данные факты свидетельствуют о необходимости пересмотра в определенных случаях сроков расследования.

В целях недопущения и предотвращения затягивания расследования возникает необходимость в совершенствовании ряда положений УПК РФ, закрепленных в ст. 162 и 208 УПК РФ.

Анализ следственной практики позволяет говорить о том, что наибольшее количество преступлений совершается в условиях неочевидности, т. е. в тех случаях, когда лица, их совершившие, не установлены. Так, на территории Российской Федерации за 6 месяцев 2020 г. предварительное расследование осуществлено по 533 799 делам, из которых 399 027 остались нераскрытыми [8]. В таких случаях при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела следователем выносится соответствующее постановление, после чего он приступает к его расследованию. Зачастую все необходимые следственные и процессуальные действия выполняются в кратчайшие сроки после возбуждения уголовного дела. В последующем расследование заключается лишь в том, чтобы приобщить заключения по назначенным экспертизам, ознакомить с ними потерпевшего или дать поручение органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. По истечении 2-месячного срока следователем принимается решение о приостановлении предварительного следствия по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ. После этого, в соответствии с ч. 2 ст. 209 УПК РФ, следователь принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, как правило, данная деятельность заключается в направлении поручения в орган дознания для производства розыскных действий. Полагаем, что если по уго-

ловному делу все необходимые следственные действия выполнены в течение месяца после его возбуждения и расследование заключается лишь в направлении поручения в орган дознания, то такое расследование в части длительности срока (2 месяца) не целесообразно. В таких ситуациях решение о приостановлении предварительного следствия должно приниматься по усмотрению следователя, но в срок, не превышающий одного месяца с момента возбуждения уголовного дела. Таким образом, органом, осуществляющим предварительное следствие, не будет напрасно использован срок предварительного следствия, а в дальнейшем, когда лицо, совершившее преступление, будет установлено, это положительно отразится на общем сроке расследования.

Вопрос о сроке предварительного следствия, порядке его исчисления и необходимости продления при расследовании уголовного дела давно обсуждается в научных кругах. Так, в своей работе Н.П. Ефремова предлагает не исчислять сроки предварительного следствия в случае, если лицо, совершившее преступление, не установлено [5], что также невозможно оставить без внимания. Однако предложенный нами вариант является более оптимальным, способствующим соблюдению закона и гарантий прав участников уголовного судопроизводства на стадии досудебного производства.

В следственной практике имеют место случаи, когда сведения о лице, совершившем преступление, становятся известны в период, близкий к окончанию 2-месячного срока расследования. Следователь при этом вынужден обратиться с ходатайством к руководителю следственного органа о необходимости продления срока до 3 месяцев. А в случае задержания подозреваемого и избрания ему меры пресечения в виде заключения под стражу, следователю необходимо заявить ходатайство о продлении срока предварительного следствия на необходимое количество суток или месяцев, достаточных для окончания и направления уголовного дела прокурору за 24 суток до окончания срока содержания обвиняемого под стражей. Указанный срок, установленный законодателем, предназначен для того, чтобы не допустить нарушения сроков, отведенных прокурору и суду на изучение уголовного дела. Таким образом, следователь дважды заявляет ходатайство о продлении срока предварительного следствия к руководителям различного уровня, что, безусловно, влияет на время реальной работы следователя по уголовному делу. Необходимость составления указанных

документов лишь увеличивают объем самого уголовного дела, но при этом они не оказывают значительного влияния на процесс и результаты доказывания, установление обстоятельств совершенного преступления*.

Рассматривая вопрос о реально затраченном времени следователем по уголовному делу в данном контексте, хотелось бы обратить внимание на процедуру продления сроков предварительного следствия. Так, согласно ст. 162 УПК РФ, срок предварительного следствия может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа. До 12 месяцев - руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации, а свыше 12 месяцев - Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями. По мнению Г.Б. Петровой и М.А. Лавнова, «продление срока следствия - это решение компетентного субъекта об установлении определенного казуального срока (в максимально допустимых законом пределах), принимаемое при наличии достаточных оснований в случаях, когда обязанность следователя завершить расследование в силу препятствующих этому объективных причин не может быть выполнена» [6].

В настоящее время следователю Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), чтобы продлить срок расследования в соответствии с указаниями руководителей Главных следственных управлений МВД России, следственных управлений МВД России, помимо соответствующего ходатайства, необходимо подготовить документы, подтверждающие обоснованность продления срока расследования и отсутствие фактов ненадлежащего расследования. При этом составляемые следователями документы, как и сама процедура продления, в различных регионах может отличаться в зависимости от требований, предъявляемых руководителем следственного органа субъекта Российской Федерации. Следователю с указанными документами необходимо прибыть к соответствующему руководителю для согласования. На данные действия следователем затрачивается большой объем рабочего времени, особенно при значительном удалении следственного отдела от регионального центра, а также при

наличии неблагоприятных метеорологических условий. Как правило, данная процедура обязательна при продлении срока следствия до 12 месяцев. В случае продления срока следствия свыше 12 месяцев следователи действуют в соответствии с приказом № 27 от 29.07.2020 Следственного департамента МВД России [4] (далее - СД МВД России), которым определен четкий порядок подготовки и направления ходатайства о продлении процессуальных сроков расследования и соответствующих материалов. Так, следователю необходимо составить документы, которые направляются в СД МВД России, где происходит их изучение, подписание и возвращение в соответствующий следственный орган. Полагаем, что в настоящее время возникла необходимость законодательно унифицировать процедуру продления сроков предварительного следствия руководителями следственных органов различного уровня, предусмотреть возможность их продления дистанционно, с использованием средств видеоконференцсвязи. Так, в этой связи необходимо установить порядок подготовки и предоставления соответствующих документов руководителю следственного органа. После их изучения руководителем следственного органа должны быть определены дата, время и состав участников совещания, в который могут быть включены как сотрудники следственных подразделений, так и других служб МВД России, с целью обсуждения и решения проблемных вопросов, возникших в ходе расследования уголовного дела и послуживших причиной продления срока предварительного следствия. Таким образом, по результатам такого совещания будет решен вопрос о продлении или непродлении срока предварительного следствия, а также в случае необходимости могут быть даны указания участникам совещания и определены конкретные сроки выполнения процессуальных и следственных действий. Учитывая отсутствие законодательно закрепленной процедуры дистанционного продления срока предварительного следствия с использованием видеоконференцсвязи, необходимо привести ее к единообразной форме -по примеру СД МВД России. Также необходимо шире использовать возможности технических средств, таких как ИСОД МВД России [7] (единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России), позволяющих осуществлять передачу докумен-

* Автором изучено 10 уголовных дел, находящихся в архиве Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону, и 10 уголовных дел, находящихся в производстве следователей следственной части следственного управления УМВД России по г. Ростову-на-Дону.

тов, а также проводить посредством видеокон-ференцсвязи совещания, на которых рассматриваются результаты расследования продлеваемых уголовных дел. Это позволит не отвлекать следователя на длительный период времени, затрачиваемый на прибытие к соответствующему руководителю, что в конечном итоге позитивно повлияет на сроки и качество расследования*.

Что касается возможности расследования уголовного дела в течение одного месяца, то в случае, если сведения о лице, совершившем преступление, будут установлены в сроки, близкие к окончанию месячного срока, необходимо предоставить возможность следователю продолжить расследование до истечения 2-месячного срока и в соответствующем порядке провести процедуру продления. В случае, если по истечении месячного срока расследования следователем будет принято решение о приостановлении предварительного следствия по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, а после этого лицо, совершившее преступление, будет установлено, то, в соответствии с действующим УПК РФ, руководителем следственного органа решение следователя должно быть отменено, предварительное следствие возобновлено и установлен его срок. Также при рассматриваемой выше ситуации, при возникновении необходимости избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, у следователя будет возможность обратиться к соответствующему руководителю с ходатайством о продлении срока следствия до 3 месяцев, тем самым, как минимум на один месяц, сокращаются общие сроки расследования.

Законодатель четко указал основания, по которым возможно приостановление срока предварительного следствия. Однако сложившаяся в 2020 г. эпидемиологическая обстановка, вызванная новой коронавирусной инфекцией СОУТО-19, показала, что ч. 1 ст. 208 УПК РФ необходимо дополнить п. 5, в котором отразить такие важные моменты, как невозможность проведения расследования в различных чрезвычайных условиях, таких, например, как возникающая эпидемиологическая обстановка в стране или в каком-либо определенном месте (регион, город, поселок и т. д.). Анализ судебно-следственной практики 2020 г.

показывает, что следователями по объективным причинам по ряду уголовных дел следственные действия проводились несвоевременно. Это было обусловлено тем, что:

- в ряде случаев участникам уголовного судопроизводства либо вовсе запрещалось покидать свое место жительства, либо они отказывались сотрудничать с правоохранительными органами, опасаясь за свою жизнь и здоровье, потому что в процессе явки в отдел полиции имелась вероятность контакта с лицами, болеющими коронавирусной инфекцией СОУГО-19;

- невозможно проводить следственные действия с лицами, находящимися под стражей, по таким причинам: ряд следственных изоляторов временного содержания мог полностью закрыться на карантин; сокращение количества кабинетов, в которых возможно проведение следственных действий; направление на две и более недели на карантин лиц, поступающих в следственный изолятор в качестве задержанных следователем или этапированных по поручению следователя;

- отсутствует возможность направить или получить сведения по ранее направленным запросам в различные организации, такие, например, как компании сотовой связи и другие, чьи сотрудники были вынуждены находиться дома, а не на рабочих местах.

Тем самым в настоящее время по ряду уголовных дел сроки предварительного следствия превышают 2 месяца. Например, в производстве следователей следственных подразделений МВД России по Ростовской области за 6 месяцев 2020 г. находилось 5 526 уголовных дел со сроками следствия свыше 2 месяцев, при этом в аналогичном периоде 2019 г. их было 4 378 [8], и это может в последующем лечь в основу обоснования потерпевшими нарушения их прав и подачи исков о компенсации причиненного им вреда.

Еще одна проблема, негативно сказывающаяся на сроках предварительного следствия, связана с невозможностью своевременной явки участников уголовного судопроизводства (потерпевшего, свидетеля) для производства следственных действий. Считаем, что данная проблема может быть решена путем законодательного закрепления проведения с

* Автором изучено 20 уголовных дел и документы по данным делам, предоставленные для продления сроков предварительного следствия в Главное следственное управление Главного управления МВД России по Ростовской области, и 2 комплекта документов, подготовленных следователями следственных подразделений МВД России по Ростовской области для продления сроков следствия свыше 12 месяцев в Следственном департаменте МВД России.

указанными лицами следственных действий посредством видеоконференцсвязи, как это делается в ряде зарубежных странах. Так, например, в Республике Казахстан расследование уголовного дела осуществляется как с использованием бумажного, так и электронного носителя информации. УПК Республики Казахстан позволяет следственным органам дистанционно, посредством видеоконферен-цсвязи, проводить следственные действия -допрос потерпевшего и свидетеля, что положительно сказалось на качестве и сроках проводимого расследования. Действующий УПК РФ не предусматривает проведение следственных действий в таком формате, попытки внесения соответствующих изменений в законодательство осуществлялись дважды, но каждый раз они не поддерживались по различным причинам.

В складывающейся ситуации в стране вопрос о сроках предварительного следствия в настоящее время является актуальным, требующим внимания и обсуждения. Бесспорно то, что разумные сроки предварительного

Литература

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Приказ Генпрокуратуры России от 22.12.2017 № 858 (ред. от 24.06.2019) «Об утверждении и о введении в действие форм федерального статистического наблюдения № 1-Е «Сведения о следственной работе и дознании» и № 1 -ЕМ «Сведения об основных показателях следственной работы и дознания», а также Инструкции по составлению отчетности по формам федерального статистического наблюдения № 1-Е, 1-ЕМ» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Решение Верховного Суда РФ от 10.02.2020 по делу № АКПИ19-987 «О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок» // СПС «КонсультантПлюс».

4. URL: https://ppt.ru/docs/prikaz/mvd/page-27.

5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-srokov-predvaritelnogo-sledstviya-ne-effektiven.

6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pra-vovoe-regulirovanie-vremeni-proizvodstva-pred-varitelnogo-sledstviya.

7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informat-sionno-analiticheskaya-deyatelnost-sledstvennyh-organov.

8. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // URL: http:// www.genproc.gov.ru.

следствия благоприятно влияют как на имидж правоохранительных органов, так и на решение поставленных руководством страны целей и задач. В настоящее время необходимо принять меры к возможности сокращения сроков предварительного следствия. Этому будут способствовать:

- во-первых, законодательное установление возможности производства следственных действий дистанционно, с применением ви-деоконференцсвязи;

- во-вторых, проведение совещаний по факту продления сроков предварительного следствия дистанционно, т. е. посредством видеоконференцсвязи;

- в-третьих, внесение изменений в уголовно-процессуальное законодательство, а именно в ст. 162 УПК РФ (возможность сокращения срока предварительного следствия до одного месяца) и в ст. 208 УПК РФ (возможность приостановления предварительного следствия в связи с невозможностью проведения расследования в различных чрезвычайных ситуациях).

Bibliography

1. Criminal procedure code of the Russian Federation of 18.12.2001 № 174-FL (ed. of 31.07.2020) // LRS «ConsultantPlus».

2. Order of the Prosecutor General's office of Russia dated 22.12.2017 № 858 (ed. from 24.06.2019) «On approval and introduction of the forms of Federal statistical observation № 1-E «Information on investigative work and inquiry» and № 1-EM «Information on the main indicators of investigative work and inquiry», as well as Instructions for reporting on the forms of Federal statistical observation № 1-E, 1-EM» // LRS «Consultant-Plus».

3. Decision of the Supreme Court of the Russian Federation of 10.02.2020 in case № AKPI 19-987 «Of compensation for violation of the right to legal proceedings within a reasonable time» // LRS «ConsultantPlus».

4. URL: https://ppt.ru/docs/prikaz/mvd/page-27.

5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-srokov-predvaritelnogo-sledstviya-ne-effektiven.

6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pra-vovoe-regulirovanie-vremeni-proizvodstva-pred-varitelnogo-sledstviya.

7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informat-sionno-analiticheskaya-deyatelnost-sledstvennyh-organov.

8. Official website of the Prosecutor General's office of the Russian Federation // URL: http://www. genproc.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.