Научная статья на тему 'Исчисление процессуальных сроков в стадии возбуждения уголовного дела'

Исчисление процессуальных сроков в стадии возбуждения уголовного дела Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5418
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ОТКАЗ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / INITIATION OF LEGAL PROCEEDINGS / REFUSAL IN INITIATION OF LEGAL PROCEEDINGS / PROCEDURAL TERMS OF INITIATION OF LEGAL PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кольчурин Андрей Геннадьевич

Анализируются процессуальные сроки в стадии возбуждения уголовного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION OF PROCEDURAL TEMS IN A STAGE OF INITIATION OF LEGAL PROCEEDINGS

The article is devoted to the analysis of procedural terms in a stage of initiation of legal proceedings.

Текст научной работы на тему «Исчисление процессуальных сроков в стадии возбуждения уголовного дела»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 20 (349). Экономика. Вып. 40. С. 77-81.

УДК 343.13 ББК 67.311

ИСЧИСЛЕНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СРОКОВ В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

А. Г. Кольчурин

ФГБОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел России», Краснодар, Россия

Анализируются процессуальные сроки в стадии возбуждения уголовного дела.

Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела, процессуальные сроки в стадии возбуждения уголовного дела.

Гарантией охраны прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, является ограничение уголовно-процессуальным законом промежутка времени, в течение которого органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование, обязаны рассмотреть сообщение о преступлении, возбудить уголовное дело или принять иное решение, предусмотренное Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) РФ.

На стадии возбуждения уголовного дела происходит прием информации о совершенном преступлении (правонарушении, происшествии), ее регистрация, проверка и принятие решения. Данная процедура довольно подробно регламентирована уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными нормативными актами. Однако ряд вопросов требует, на наш взгляд, еще большей детализации.

Процедура приема и регистрации заявления (сообщения) о совершенном преступлении не регламентирована по срокам. Подразумевается, что это должно быть сделано немедленно. В случае принятия сообщения о преступлении от заявителя ему в соответствии с ч. 4 ст. 144 УПК РФ выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. В органах внутренних дел в соответствии с приказом МВД России № 140 от 1 марта 2012 г. № 140 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшестви-

ях» [1] таким документом определен талон-уведомление. Его форма и содержание подробно регламентированы данным приказом.

Для предварительной проверки сообщения о преступлении в соответствии со ст. 144 УПК РФ устанавливается трехдневный и десятидневный сроки, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий этот срок может быть продлен до 30 суток.

При этом дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа используют срок до трех суток для принятия решения в порядке ст. 144 УПК РФ по своему усмотрению. В случае если для принятия такого решения трех суток недостаточно, решение о продлении срока предварительной проверки принимает руководитель следственного органа или начальник органа дознания по мотивированному ходатайству соответственно следователя или дознавателя (ч. 3 ст. 144 УПК РФ). Решение о продлении срока предварительной проверки до 30 суток принимает руководитель следственного органа по ходатайству следователя или прокурор по ходатайству дознавателя (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).

Если материалы проверки находятся на рассмотрении самого руководителя следственного органа, логично предположить, что решение о продлении срока предварительной проверки должен принимать руководитель вышестоящего следственного органа.

Обозначив основания продления срока предварительной проверки до 30 суток (производство документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследование документов, предметов, трупов, проведение оперативно-розыскных

мероприятий), законодатель не определяет обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для продления такого срока до 10 суток. На наш взгляд, ими могут быть любые конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для продления срока предварительной проверки, в том числе и основания продления срока предварительной проверки до 30 суток.

В случае принятия решения о возбуждении уголовного дела дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа в соответствии ч. 4 ст. 146 УПК РФ незамедлительно направляет прокурору копию указанного постановления и уведомляет о принятом решении заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Термин «незамедлительно» означает, что такое уведомление должно быть направлено прокурору в этот же день либо на следующие сутки, если решение о возбуждении уголовного дела принято в нерабочее время. Аналогичный порядок уведомления о принятом решении должен распространяться и на процедуру уведомления заявителя, а также лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). Таким образом, срок принятия прокурором решения об отмене постановления о возбуждении уголовного дела зависит от времени получения материалов, послуживших основанием для принятия данного решения. С учетом того, что копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурор получает в тот же день либо на следующие сутки и ему, скорее всего, потребуется изучить материалы, послужившие основанием для возбуждения уголовного дела, а уже потом принимать решение, считаем, что этот срок не должен превышать 48 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с ч. 1 ст. 145

УПК РФ может быть принято также решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче сообщения по подследственности (подсудности).

Если дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа в соответствии с ч. 1 ст. 145 УПК РФ принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела, в течение 24 часов он обязан сообщить об этом заявителю и прокурору путем направления копии соответствующего постановления (ч. 4. ст. 148 УПК РФ). Кроме копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурору должны быть представлены и материалы проверки [1].

В случае если прокурор признает решение об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное руководителем следственного органа или следователем, незаконным или необоснованным, в срок не позднее пяти суток с момента получения материалов проверки он отменяет данное постановление и направляет материалы руководителю следственного органа для дополнительной проверки (ч. 6 ст. 148 УПК РФ). Если решение об отказе в возбуждении уголовного дела было принято органом дознания или дознавателем, прокурор не связан какими-либо сроками проверки поступившего материала. Полагаем, что в данной ситуации целесообразно было бы установить аналогичный срок проверки, то есть пять суток с момента получения материалов.

Наделение прокурора «полномочиями по истребованию всех материалов проверки сообщения о преступлении, в том числе тех, по которым проверка еще не окончена» [5. С. 10], на наш взгляд, нецелесообразно, так как может привести к увеличению сроков принятия решения.

В постановлении об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурор излагает конкретные обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, после чего незамедлительно направляет материалы руководителю соответствующего органа дознания или следственного органа. При этом, в соответствии с ч. 6 ст. 148 УПК РФ, прокурор устанавливает срок дополнительной проверки в случае отмены решения органа дознания и дознавателя, а срок дополнительной проверки при поступлении материала к следователю устанавливает руководитель соответствующего следственного органа. Полагаем, что в данной ситуации более логичной была бы процедура установления срока дополни-

тельной проверки прокурором и в случае возвращения материала в следственное подразделение. «Следует ли придавать значение различиям правового регулирования одинаковых, по сути, общественных отношений и полагать, что... следователю прокурор не вправе устанавливать срок исполнения своих указаний?» [3. С. 4].

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела, принятое руководителем следственного органа или следователем, может отменить и соответствующий руководитель следственного органа. При этом он может возбудить уголовное дело либо направить материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения (ч. 6 ст. 148 УПК РФ). Какие либо сроки рассмотрения материалов об отказе в возбуждении уголовного дела руководителем следственного органа не установлены. Считаем, что в этом случае целесообразно было бы установить тот же срок проверки, который установлен для прокурора, то есть пять суток с момента получения материалов с последующим незамедлительным направлением их руководителю соответствующего следственного органа или следователю.

Аналогичной позиции, относительно сроков рассмотрения руководителем следственного органа материалов уголовного дела, поступивших от следователя, придерживаются и другие авторы: «С целью соблюдения положений ст. 6.1 УПК РФ о разумности сроков уголовного судопроизводства важно установить в уголовно-процессуальном законе срок в пять суток, необходимый руководителю следственного органа для изучения поступившего от следователя в порядке ст. 220 УПК РФ уголовного дела и дачи согласия (отказа) на направление дела прокурору» [4. С. 22].

Такое же исчисление сроков проверки материалов об отказе в возбуждении уголовного дела (пять суток), на наш взгляд, следует установить и в случае, если данное решение принимает суд.

Срок проведения дополнительной проверки в случае отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела законодателем не определен, в том числе и в случаях принятия такого решения неоднократно. Во избежание многократных отмен постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела необходимо «особое внимание обращать на соблюдение про-

цессуальных сроков проведения доследственных проверок, законность и обоснованность их продления. разработать порядок контроля за разрешением материалов до принятия законного и обоснованного процессуального решения» [2].

На наш взгляд, срок дополнительной проверки, в том числе неоднократной, не должен каждый раз превышать срок рассмотрения сообщения о преступлении, предусмотренный ст. 144 УПК РФ.

В случае если заявление (сообщение) и собранные материалы не относятся к подследственности следователя (дознавателя), они должны быть переданы для принятия решения по существу в соответствующий правоохранительный орган, а по уголовным делам частного обвинения — в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ). В связи с этим возникает вопрос об исчислении срока принятия решения по этому заявлению или сообщению, которые могут поступить к непосредственному исполнителю и по истечении максимально предусмотренного УПК РФ срока (30 суток). В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ срок принятия решения дознавателем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа исчисляется «со дня поступлений указанного сообщения», то есть после поступления материалов проверки в соответствующий правоохранительный орган и их регистрации (по сути, повторной). Однако данное правило неприменимо в случае передачи материалов проверки внутри одного правоохранительного органа [1].

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе производить ряд следственных действий, в том числе назначить судебную экспертизу, которая должна быть произведена «в разумный срок» (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Оценивая действия эксперта по соблюдению разумного срока производства судебной экспертизы, на наш взгляд, необходимо учитывать обстоятельства, указанные в Приказе Генерального прокурора РФ № 276 [2]: объем и сложность проводимых исследований; ритмичность, достаточность и эффективность действий эксперта; его загруженность и иные обстоятельства. В любом случае срок производства экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела не может превышать максимально допустимого УПК РФ, то есть 30 суток.

Список литературы

1. Приказ МВД России от 1 марта 2012 г. № 140 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» [Электронный ресурс]. URL: http://egov.law.kodeks.ru/npd/show_document/902334154

2. Приказ Генерального прокурора РФ от 12 июля 2010 г. № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» // Законность. 2010. № 10.

3. Лазарева, В. А. Долгожданные изменения в статусе прокурора (Закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ) / В. А. Лазарева // Уголов. судопроизводство. 2011. № 3. С. 4.

4. Макаров, Л. В. Окончание предварительного следствия и разумный срок уголовного производства / Л. В. Макаров, Ю. А. Портнов // Рос. следователь. 2012. № 17. С. 22-23.

5. Ряполова, Я. П. Процессуальные действия прокурора по надзору за законностью и обоснованностью действий и решений на стадии возбуждения уголовного дела / Я. П. Ряполова // Рос. следователь. 2012. № 14. С. 10-13.

Сведения об авторе

Кольчурин Андрей Геннадьевич — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предварительного расследования Краснодарского университета Министерства внутренних дел России, Краснодар, Россия. kag63@list.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 20 (349). Law. Issue. 40. P. 77-81.

CALCULATION OF PROCEDURAL TEMS IN A STAGE OF INITIATION OF LEGAL PROCEEDINGS

A. G. Kolchurin

Candidate of legal Sciences, associate Professor ofpreliminary investigation of the Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russia. kag63@list.ru

The article is devoted to the analysis of procedural terms in a stage of initiation of legal proceedings.

Keywords: initiation of legal proceedings, refusal in initiation of legal proceedings, procedural terms

of initiation of legal proceedings.

References

1. Prikaz MVD Rossii ot 1 marta 2012 g. № 140 «Ob utverzhdenii administrativnogo reglamenta Minister-stva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii predostavleniya gosudarstvennoy uslugi po priemu, registracii i raz-resheniyu v territorial'nyh organah vnutrennih del Rossiyskoy Federacii zayavleniy, soobscheniy i inoy infor-macii o prestupleniyah, ob administrativnyh pravonarusheniyah, o proisshestviyah» [Order of the Ministry of internal Affairs of Russia ot 1 March 2012 No. 140 "On approval of administrative regulations of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation the provision of public services for the receipt, registration and resolution in the territorial bodies of internal Affairs of the Russian Federation, statements, messages, and other information on crimes, administrative offences, incidents"] [Elektronniy resurs]. URL: http://egov.law.kodeks. ru/npd/show_document/902334154

2. Prikaz General'nogo prokurora RF ot 12 iyulya 2010 g. № 276 «Ob organizacii prokurorskogo nadzora za ispolneniem trebovaniy zakona o sobludenii razumnogo sroka na dosudebnyh stadiyah ugolovnogo sudoproiz-

vodstva» [The order of the Prosecutor General of the Russian Federation dated July 12, 2010 No. 276 "About the organization of Prosecutor's supervision over observance of the requirements of the law on maintaining a reasonable period of pre-trial stages of criminal proceedings"] // Zakonnost'. 2010. № 10.

3. Lazareva, V. A. Dolgozhdannye izmeneniya v statuse prokurora (Zakon ot 28 dekabrya 2010 g. № 404-FZ) [Welcome change in the status of Attorney (Law of 28 December 2010 № 404-FZ)] / V. A. Lazareva // Ugolov. sudoproizvodstvo. 2011. № 3. S. 4.

4. Makarov, L. V. Okonchanie predvaritel'nogo sledstviya i razumniy srok ugolovnogo proizvodstva [The preliminary investigation and the reasonable period of criminal proceedings] / L. V. Makarov, Yu. A. Portnov // Ros. sledovatel'. 2012. № 17. S. 22-23.

5. Ryapolova, Ya. P. Processual'nye deistviya prokurora po nadzoru za zakonnostiu i obosnovannostiu de-istviy i resheniy na stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela [Proceedings prosecutor to oversee the legality and validity of the actions and decisions on the stage of a criminal case] / Ya. P. Ryapolova // Ros. sledovatel'. 2012. № 14. S. 10-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.