В.М. Редкоус
К ВОПРОСУ О СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОМ ИССЛЕДОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ ОБ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Сравнительно-правовой анализ законодательств России и Беларуси в области обеспечения национальной безопасности имеет важное теоретическое и практическое значение. В плане теории важным обстоятельством является сравнение господствующих в России и в Беларуси политико-правовых доктрин в области обеспечения национальной безопасности, а в практическом плане - степень схожести законодательств, содержания основных правовых институтов, регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения безопасности в рамках создания Союзного государства, договор о котором подписан 8 декабря 1999 года [5] и вступил в силу 26 января 2000 года (Российская Федерация ратифицировала настоящий Договор Федеральным законом от 2 января 2000 года N 25-ФЗ). В рамках данной статьи будет проведен сравнительный анализ основных положений Закона Республики Беларусь от 3 декабря 1997 года №9 102-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» [1] и Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О федеральной службе безопасности» [4].
В соответствии со статьей 1 Закона РБ органы государственной безопасности являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и обеспечивают в пределах предоставленных им полномочий безопасность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Статья 3 Закона РБ посвящена Комитету государственной безопасности Республики Беларусь. Комитет государственной безопасности Республики Беларусь - республиканский орган государственного управления, проводящий в пределах своей компетенции государственную политику в сфере обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, осуществляющий регулирование и управление в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства в пределах своих полномочий и координирующий деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления, а
также непосредственно реализующий основные направления деятельности и задачи органов государственной безопасности. Организация деятельности КГБ РБ определяется соответствующим Положением [2].
В Федеральном законе «О федеральной службе безопасности» [4] употребляется более нейтральный термин «федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности», под которым подразумевается ФСБ России. Это сделано для того, чтобы не изменять Федеральный закон в том случае, когда будет изменяться система федеральных органов исполнительной власти.
Следует отметить, что предназначение КГБ РБ определено несколько шире, чем ФСБ России [3]: КГБ РБ имеет право координировать деятельность других республиканских органов государственного управления в сфере обеспечения национальной безопасности, а ФСБ России - только в области контрразведывательной деятельности.
Принципы деятельности органов государственной изложены в статье 5 Закона РБ. Деятельность органов государственной безопасности осуществляется на принципах: законности; уважения и соблюдения прав и свобод личности; гуманизма; единства системы органов государственной безопасности и централизации управления ими; сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности; независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.
Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» в качестве самостоятельного принципа организации и деятельности принцип внепартийности не выделяет, однако он все равно прописан в Федеральном законе в статьей 2, устанавливающей, что «в органах федеральной службы безопасности запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний».
128
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006
© В.М. Редкоус, 2006
К вопросу о сравнительно-правовом исследовании законодательств об органах государственной безопасности...
Достоинством белорусского закона является установление основных задач органов государственной безопасности РБ (статья 8). Ими являются: защита независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической, информационной, гуманитарной и экологической сферах; информирование Президента Республики Беларусь и по его поручению соответствующих государственных органов и иных организаций по вопросам состояния национальной безопасности Республики Беларусь; разработка и осуществление мероприятий по оказанию содействия государственным органам и иным организациям в реализации мер по политическому, социально-экономическому развитию и научно-техническому прогрессу Республики Беларусь; организация и осуществление в пределах своей компетенции внешней разведки; предупреждение, выявление и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь; борьба в пределах своей компетенции с терроризмом, организованной преступностью и коррупцией, контрабандой, незаконной миграцией, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия, ядерных материалов и их компонентов, а также иных объектов экспортного контроля; предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, дознание и предварительное следствие по которым законодательными актами Республики Беларусь отнесены к ведению органов государственной безопасности; реализация предусмотренных законодательством Республики Беларусь полномочий в сфере защиты государственных секретов; обеспечение государственных органов и иных организаций правительственной и оперативной связью, а также организация и обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной, засекреченной и кодированной связи в Республике Беларусь и организациях Республики Беларусь, находящихся за ее пределами, осуществление государственного контроля за этой деятельностью. Запрещается привлекать органы государственной безопасности для решения задач, не предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» не выделяет в самостоятельной статье задачи органов федеральной службы безопасности, что является определенным упущением российского законодателя. Только в Положении о ФСБ России названы основные задачи ФСБ России.
Понятие контрразведывательной деятельности дает статья 10 Закона РБ. Контрразведывательная деятельность - это деятельность органов государственной безопасности в пределах своих полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь. Основаниями для осуществления органами государственной безопасности контрразведывательной деятельности являются: наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь; необходимость обеспечения безопасности финансово-кредитной системы, объектов оборонного комплекса, транспорта и связи, других стратегических объектов, а также приоритетных научных разработок; необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственные секреты; необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих (оказывавших) содействие органам государственной безопасности на конфиденциальной основе; обеспечение надлежащих условий для деятельности органов государственной безопасности и их сотрудников.
По мнению автора, использование в Законе РБ в качестве основания для осуществления контрразведывательной деятельности «обеспечения надлежащих условий для деятельности органов государственной безопасности и их сотрудников» делает компетенцию органов государственной безопасности несколько неопределенной, что в условиях построения правового государства неоправданно.
В принципе, права органов государственной безопасности РБ практически тождественны правам, предоставленным органам федеральной службы безопасности. Следует отметить более конкретные положения Закона РБ по сравнению с положениями Федерального закона «О федеральной службе безопасности» в плане осуще-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006
129
ствления административной деятельности. Речь идет о следующих правах, предоставленных КГБ Республики Беларусь:
- проверять у должностных лиц и иных физических лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются основания подозревать их в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым законодательными актами Республики Беларусь отнесены к ведению органов государственной безопасности, осуществлять задержание таких лиц;
- вызывать должностных лиц и иных физических лиц, получать от них объяснения по делам и материалам, находящимся в производстве органов государственной безопасности.
Эти нормы говорят о том, что административные полномочия органов государственной безопасности Беларуси несколько шире, чем у органов федеральной службы безопасности.
Какие общие выводы можно сделать в результате анализа названных законов? Во-первых, наблюдается большое сходство между положениями Закона Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» и Федерального закона «О федеральной службе безопасности». Это объясняется наличием в прошлом единой правовой основы формирования и функционирования органов государственной безопасности, сходством научных доктрин обеспечения национальной безопасности, тесными политико-правовыми связями между нашими государствами и органами государственной безопасности.
Во-вторых, для Закона РБ характерна частичная терминологическая путаница: как равнозначные употребляются термины «государственная безопасность», «национальная безопасность», «безопасность личности, общества и государства».
В-третьих, ряд положений Закона РБ могут быть рассмотрены в плане возможной адаптации в российских условиях. Это касается, например, оснований для осуществлений контрразведывательной деятельности, отдельных правовых институтов (например, института оправданного профессионального риска, право на который имеют сотрудники органов государственной безопасности).
В-четвертых, следует отметить более четкую социальную и правовую защиту сотрудников органов государственной безопасности Беларуси. Например, нормы Закона РБ устанавливают, что устанавливают, что при исполнении сотрудником органов государственной безопасности служебных обязанностей в отношении его не допускаются принятие мер обеспечения административного процесса, а также применение мер процессуального принуждения, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, без официального представителя органов государственной безопасности, кроме случаев задержания его при совершении преступления или непосредственно после его совершения. Нормы Федерального закона «О федеральной службе безопасности» более избирательны применительно к сотрудникам органов федеральной службы безопасности.
Таким образом, несмотря на большое сходство, рассмотренные нами законы имеют и определенные различия, что необходимо учитывать в интересах правового обеспечения органов федеральной службы безопасности.
Библиографический список
1. Ведамасщ Нацыянальнага сходу РэспублЫ Беларусь. - 1998. - № 4. - Ст. 18; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - №» 59. - 2/175; 2002. -№ 87. - 2/883; 2005. - №№ 74. - 2/1113.
2. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - №№ 7. - Ст. 786.
3. Указ Президента Республики Беларусь от 18 ноября 2004 года № 566 «Об утверждении Положения о Комитете государственной безопасности Республики Беларусь».
4. Указ Президента РФ от 11 августа 2003 года № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - №> 33. - Ст. 3254.
5. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №> 15. - Ст. 1269.
130
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006