УДК 343.98 © А.А. Фомичев, 2021
NIION: 2021-0084-3/21-007 MOSURED: 77/27-026-2021-3-206
К ВОПРОСУ О СПОСОБЕ СОВЕРШЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК ЭЛЕМЕНТЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Андрей Андреевич Фомичев,
преподаватель кафедры криминалистики и предварительного расследования в ОВД Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова,
кандидат юридических наук Контакты: ул. Игнатова, д. 2, Орел, Россия, 302027
Аннотация. Статья посвящена общей проблеме обеспечения безопасности дорожного движения. Частная проблематика обозначена спорами и противоречиями, связанными со способами совершения дорожно-транспортных преступлений. В статье рассматриваются и анализируются различные подходы к криминалистической характеристике дорожно-транспортных преступлений. В частности, акцентируется внимание на способе совершения дорожно-транспортных преступлений. Делается вывод о том, что он является неотъемлемым элементом криминалистической характеристики указанных преступлений.
Ключевые слова: дорожно-транспортное преступление, безопасность дорожного движения, криминалистическая характеристика, способ совершения дорожно-транспортных преступлений
Для цитирования: Фомичев А.А. К вопросу о способе совершения дорожно-транспортных преступлений как элементе криминалистической характеристики // Безопасность дорожного движения. 2021. № 3. С. 33-36.
ON THE CRIMINALISTIC CHARACTERISTICS OF ROAD TRAFFIC CRIMES
Andrey A. Fomichev
lecturer of the Department of Criminology and Preliminary Investigation in the Department of Internal Affairs of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V Lukyanov, Candidate of Law
Contacts: ul. Ignatova, d. 2, Orel, Russia, 302027
Abstract. The article is devoted to the general problem of road safety. Private issues are marked by disputes and contradictions related to the methods of committing traffic crimes. The article discusses and analyzes various approaches to the criminalistic characterization of road traffic crimes. In particular, attention is focused on the method of committing traffic crimes. It is concluded that it is an integral element of the criminalistic characteristics of these crimes.
Keywords: traffic crime, traffic safety, criminalistic characteristics, method of committing traffic crimes
For quotation: Fomichev A.A. On the criminalistic characterisyics of road traffic crimes // Road safety. 2021. № 3. P. 33-36.
Безопасность дорожного движения продолжает оставаться одной из актуальнейших проблем в Российской Федерации. Дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП) причиняют обществу и государству колоссальный экономический, демографический и социальный вред. Ежегодно на дорогах страны погибают около 16 тысяч человек, 175 тысяч -получают повреждения различной степени тяжести [1]. 20% пострадавших становятся инвалидами, третью часть погибших составляют граждане трудоспособного возраста (26-40 лет). В результате ДТП экономические потери государства ежегодно исчисляются в размере 2% валового внутреннего продукта [2].
Одним из наиболее значимых проявлений проблемы безопасности дорожного движения является преступность в данной сфере, требующая своевременного предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования. В 2020 году судами Российской Федерации рассмотрены 77 604 уголовных дела указанной категории, осужден 68 421 человек [3]. Зарегистрированы 13 783 преступления, 1 369 уголовных дел приостановлены в связи с отсутствием подозреваемого [4]. Приведенная статистика демонстрирует, с одной стороны, высокий уровень преступности в области дорожного движения, а с другой стороны
- недостаточную эффективность раскрытия и расследования данных преступлений. Указанное обусловливает потребность в исследовании причин и условий обозначенных проблем, а также в поиске путей их решения.
Являясь одним из основных структурных звеньев методики раскрытия и расследования преступлений [5, 6], криминалистическая характеристика последних позволяет
систематизировать информацию, связать разрозненные сведения о происшествии в единую целостную картину. С другой стороны, она сама служит основой для разработки целенаправленных и наиболее эффективных методик раскрытия и расследования преступлений, способствует активизации творческой и мыслительной деятельности следователя по раскрытию конкретного преступления [7]. Тем самым криминалистическая характеристика имеет важную роль в процессе раскрываемости преступлений и установления истины по уголовным делам, в том числе в сфере безопасности дорожного движения.
В науке криминалистики отсутствует единое устоявшееся понятие криминалистической характеристики преступлений [8]. Вместе с тем анализ юридической литературы свидетельствует о том, что ее сущностный аспект сводится к информационной модели преступления [9],
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩ
описывающей его свойства и существенные признаки [7]; информационному средству расследования преступлений [10, 11]; системе типовых данных (сведений) об элементах отдельного вида преступления и его механизме [8]; системе сведений о криминалистически значимых признаках преступления определенного вида, отражающих закономерные связи между ними [12]; научной абстракции, отражающей совокупность взаимосвязанных, криминалистически значимых данных о преступлениях определенного вида [13]; системе данных о криминалистически значимых признаках преступлений конкретного вида или группы, отражающих закономерные связи между этими признаками [14]; системе обобщенных данных о способе и механизме совершения преступления, его типичных следах, личности преступника и других существенных чертах, свойствах, особенностях преступления и сопутствующих ему обстоятельствах [7].
Целевой аспект криминалистической характеристики преступлений сводится
к методически правильной организации расследования преступлений определенного вида [13]; построению типовых версий, выступающих основой планирования расследования
преступлений данного вида [14]; оптимизации методики расследования и практическому применению средств, приемов и методов криминалистики в раскрытии и расследовании преступлений [7]; более точной оценке ситуации, возникающей на этапе предварительной проверки материалов, первоначальном и последующем этапах расследования преступлений, разработке и выдвижению криминалистических версий, использованию наиболее эффективных тактических приемов расследования [8].
Из приведенных значений
криминалистической характеристики преступлений видно, что ее сущность сводится к идеальному отображению или модели преступлений, присущих определенной классификационной общности (роду, виду, группе). Такая модель формируется на основе обобщенных или типичных сведений о преступлении с учетом его видовых (родовых, групповых) особенностей. Она представляет собой систему, элементами которой выступают информационные блоки, характеризующие преступление. Важно, что такая система должна иметь не только статическую сторону, то есть характеризоваться наличием структуры, но и динамическую сторону - способность демонстрировать механизм совершения
преступления или функциональную взаимосвязь элементов системы (модели преступления).
Обращая внимание на целевой аспект криминалистической характеристики, следует подчеркнуть, что он выражается в определении и выборе оптимальных тактических и организационных действий, позволяющих наиболее эффективно расследовать преступление.
Одним из предметов научных споров является содержание или элементный состав
ШЫЕ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БДД -
криминалистическойхарактеристикипреступлений. В классическом варианте он включает в себя: характеристику типичной исходной информации; систему данных о типичных способах совершения и сокрытия определенного вида преступления, а также о типичных последствиях его совершения; личность преступника, вероятные мотивы и цели преступления; личность жертвы преступления и данные о типичном предмете посягательства; данные об обстоятельствах совершения преступления (место, время, обстановка); данные о типичных обстоятельствах, способствовавших совершению преступления [15]. При этом содержание криминалистической характеристики отдельных видов и групп преступлений, имея индивидуальную специфику, может отличаться от классического набора элементов.
Элементный состав криминалистической характеристики дорожно-транспортных
преступлений имеет ряд особенностей, обусловленных объективными и субъективными факторами. К первым относятся особенности, связанные с совершением преступлений рассматриваемой категории, их функциональной стороной, механизмом, признаками,
последствиями, ко вторым - индивидуальные особенности восприятия и толкования элементов криминалистической характеристики в научной среде.
Несмотря на некоторые разногласия, связанные с набором элементов
криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений, в науке по данному вопросу сложились достаточно устойчивые представления. К таким элементам принято относить личностную характеристику субъекта преступления и потерпевшего; время, место, обстановку совершения преступления; особенности следообразования; механизм преступления [16, 17]. Сюда также нередко добавляется способ совершения преступления, последствия преступления, причины преступления [18, 9], способы сокрытия и противодействия расследованию [19].
Обращая внимание на способ совершения дорожно-транспортных преступлений, следует отметить, что данный элемент криминалистической характеристики подвергается неоднозначной оценке и толкованию исследователей. С одной стороны, он описан как весьма спорный [17] и подчиненный [1], а с другой - как центральный [20] и наиболее информативный [21] элемент, способ совершения дорожно-транспортных преступлений вызывает обоснованные споры и противоречия в научной среде. Их предмет составляют вопросы о том, что именно является способом совершения дорожно-транспортного преступления, а также о допустимости (целесообразности) его включения в криминалистическую характеристику дорожно-транспортных преступлений.
Причиной дискуссий, возникающих по поводу способа совершения дорожно-транспортных преступлений,выступаетнеосторожнаяформавины, присущая рассматриваемому виду преступлений
[15]. Последняя предполагает отсутствие полной конструкции способа совершения преступления (подготовка, совершение, сокрытие), что и вызывает сомнения в необходимости включения данного элемента в структуру криминалистической характеристики преступлений.
Так, сторонники позиции, исключающей способ совершения преступления из элементного состава криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений, основывают свою точку зрения на невыполнении субъектом преступления действий по подготовке к его совершению. Иными словами, неосторожная форма вины, по их мнению, исключает рассматриваемый элемент из состава криминалистической характеристики преступлений (Э.Д. Куранова, А.Г. Филиппов, В.В. Агафонов, В.Г. Танасевич). Согласно противоположной позиции способ совершения преступления есть объективная характеристика действия, не зависящая от формы вины (А.А. Бибиков, О.А. Яковлева, Н.Л. Потапова, Н.Р. Чепцов, И.М. Беляева) [9, 22]. Соответственно, приверженцыданноговзглядасчитаютнеобходимым включение способа совершения преступления в криминалистическую характеристику всех видов преступлений, в том числе дорожно-транспортных.
Придерживаясь последней точки зрения, значимыми представляются следующие аргументы. Во-первых, способ совершения преступления присущ любому волевому акту (поведению человека), поэтому имманентен преступлению [23]. Не существует преступления без присущего ему способа совершения [24]. Во-вторых, способ совершения преступления является постоянным и неизменным элементом криминалистической характеристики любого преступления [25, 26], выступает ключевым звеном всего процесса расследования [27]. Следовательно, исключать способ совершения преступления из криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений не только не целесообразно, но и необоснованно, в силу его общей значимости для процесса расследования.
Способ совершения неосторожных преступлений складывается из объективно и субъективно обусловленного комплекса действий и бездействий преступника, не соответствующих установленным нормам и требованиям [28]. При этом в неумышленных преступлениях особенность способа состоит в неосторожном отношении преступника к последствиям своих действий (бездействий) [22].
Точки зрения различных исследователей сходятся в понимании способа совершения дорожно-транспортных преступлений как системы действий (бездействий), вызвавших нарушение правил дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие и причинение тяжкого вреда здоровью либо причинение смерти одному или нескольким лицам [9, 20].
Так, в общем виде способ совершения дорожно-транспортных преступлений выражается в нарушении правил дорожного движения или
эксплуатации транспортных средств [17, 21]. Однако, конкретизируя такого рода нарушения, исследователи расходятся во мнении о том, что именно считать способом.
Согласно одной точке зрения, способы совершения дорожно-транспортных преступлений отождествляются с видами дорожно-транспортных происшествий: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, падение пассажира, иной вид ДТП [9].
Согласно другой точке зрения, способы совершения дорожно-транспортных преступлений проявляются в конкретных нарушениях правил дорожного движения: превышение скоростного режима при маневрах (обгоне, повороте, объезде неровности дороги, препятствия); нарушение требований сигналов светофора, дорожных знаков, разметки, указателей; несоблюдение очередности проезда перекрестка, несоблюдение безопасной дистанции - со стороны водителей; неожиданное появление из-за препятствия (другого транспортного средства); непредсказуемое поведение; выход на проезжую часть в запрещенном месте; выход из неосвещенной зоны дороги в освещенную - со стороны пешеходов [17].
Также существует мнение, что способ совершения дорожно-транспортного
преступления, помимо конкретных нарушений правил дорожного движения, выражается в определенном состоянии водителя или пешехода (опьянение, сильное утомление), которое и вызвало такие нарушения и связанные с ними неблагоприятные последствия [21].
Анализируя указанные точки зрения, следует отметить следующее.
Во-первых, ДТП представляет собой результат не только действий (бездействий) водителя и пешеходов, но и всей совокупности причин и условий, обусловивших его возникновение. Способ совершения преступления есть система конкретных действий (бездействий) субъекта преступления. Указанное означает, что виды ДТП представляют собой обобщенный результат множества разнопорядковых факторов, не сводимых к способу совершения преступления, в связи с чем их отождествление необоснованно. Во-вторых, состояние водителя или пешехода является сопутствующим фактором, условием, способствующим нарушению правил дорожного движения. Оно обусловливает действия (бездействия) субъекта преступления, но не выражается в них, а значит, не может считаться способом. В-третьих, способ совершения преступления должен выражаться в конкретных действиях (бездействиях), к которым логично отнести конкретные нарушения правил дорожного движения (нарушение требований дорожных знаков, выезд на встречную полосу движения и т.д.). Следовательно, верной стоит считать позицию, признающую способом совершения дорожно-транспортных преступлений систему действий
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩ
(бездействий), выразившихся в конкретных нарушениях водителем или пешеходом правил дорожного движения, а также вызвавших дорожно-транспортное происшествие и неблагоприятные последствия.
Таким образом, способ совершения дорожно-транспортного преступления есть неотъемлемый элемент криминалистической характеристики, требующий определения в ходе расследования преступления для создания его наиболее информативной модели и получения целостных представлений о нем с целью установления истины по уголовному делу.
Список источников:
1. Показатели состояния безопасности дорожного движения // URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 14.09.2021).
2. Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы: Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р // Российская газета. 2018. 25 января.
3. Уголовное судопроизводство. Общие показатели по категориям дел // URL: http://stat.апи-пресс.рф/ (дата обращения: 16.09.2021).
4. Состояние преступности в России за январь-сентябрь 2020 г. М.: Главное управление правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2021. С. 36.
5. Григорович В.Л. Криминалистическая характеристика общественно опасного деяния как элемент противодействия преступности // Проблемы правоохранительной деятельности: международный научно-теоретический журналю. Белгород: БелЮИ МВД РФ им. И.Д. Путилина. 2016. № 2. С. 42.
6. Криминалистическая методика расследования отдельных видов и групп преступлений: учеб. пособие / В.Д. Зеленский [и др.]. Краснодар: КубГАУ. 2013. С. 8.
7. Шурухнов Н.Г. Криминалистика: учебное пособие. М.: Юрист. 2005. С. 450.
8. Головин А.Ю. Криминалистическая характеристика преступлений как категория современной криминалистики // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2012. № 1-2. С. 47-48.
9. Дудниченко А.Н. О некоторых особенностях способа преступления как важного элемента криминалистической характеристики преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 2. С. 135.
10. Яблоков Н.П. Криминалистическая характеристика преступлений как составная часть общей теории криминалистической теории // Вестник МГУ Серия «Право». 2000. № 2. С. 8.
11. Лубин А.Ф. Механизм преступной деятельности. Н. Новгород, 1997. С. 94.
12. Колесниченко А.Н. Криминалистическая характеристика // Криминалистическая характеристика преступлений. М. 1984. С. 16.
ШЫЕ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БДД -
13. Казанцев С.Я., Варданян А.В. Самитов Э.О. / Криминалистика: учебник. М., 2018. С. 198.
14. Криминалистика: учебник для вузов / Под ред. А.А. Хмырова, В.Д. Зеленского. Краснодар, 1998. С. 30.
15. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика. М.: Издательство НОРМА, 2003. С. 693.
16. Василенко Л.А., Овчинникова О.В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учебно-методическое пособие. М.: ДГСК МВД России. 2011. С. 13.
17. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учебное пособие. М.: ДГСК МВД России, 2014. С. 40.
18. Шапкин А.А. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 5. С. 238-240.
19. Бибиков А.А. Противодействие расследованию преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и криминалистические методы его преодоления: дис. ... канд. юрид. наук. Тула, 2005. С. 17.
20. Шишмарёв Е.В. К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с безопасностью движения // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2010. № 3. С. 23.
21. Моховая Т.А. Особенности способа совершения преступлений против безопасности дорожного движения как элемента криминалистической характеристики // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 1-2. С. 105.
22. Бессонов А.А. Способ совершения преступления как элемент его криминалистической характеристики // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 4. С. 172.
23. Панов Н.И. Основные проблемы способа совершения преступления в советском уголовном праве: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Харьков, 1987. С. 6-7.
24. Брайнин Я.М. Уголовное ответственность и ее основание в советском уголовном праве. М., 1963. С. 182.
25. Игнатов А.Н., Пахомов С.В. Влияние качественно-пространственных особенностей местности на выбор и реализацию способа совершения преступления // Общество и право. 2016. № 3. С. 144.
26. Новик В.В., Харатишвили А.Г. Способ совершения преступления - как важнейший элемент криминалистической характеристики контрабанды наркотиков // Бизнес в законе. 2007. № 2. С. 111.
27. Малыхина Е.А. Способ совершения преступлений как основной структурный элемент криминалистической характеристики комплектующих деталей железнодорожного транспорта // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 4. С. 127.
28. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 380-381.
29. Савцов В.В. Способ преступления в структуре криминалистической характеристики преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями // Российский следователь. 2011. № 23. С. 3.