Научная статья на тему 'К вопросу о способах вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий'

К вопросу о способах вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3434
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБ ВОВЛЕЧЕНИЯ / ВЗРОСЛЫЙ ВОВЛЕКАТЕЛЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / АНТИОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ADULT ВОВЛЕКАТЕЛЬ / WAY OF INVOLVEMENT / MINOR / THE ANTISOCIAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сокол Юрий Викторович

В статье рассматривается понятие, значение и основные способы вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о способах вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий»

Сокол Юрий Викторович

аспирант кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России (тел.: 88612227251)

К вопросу о способах вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий

Аннотация

В статье рассматривается понятие, значение и основные способы вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.

Annotation

In article is considered notion, importance and main ways of involvement minor in completion antisocial action.

Ключевые слова: способ вовлечения; взрослый вовлекатель; несовершеннолетний; антиобщественные действия.

Key words: way of involvement, adult вовлекатель, minor, the antisocial actions.

П

оследние два десятилетия российское общество переживало глобальные преобразования политического, экономического, социального, правового и иного характера, которые привели к резкому расслоению общества и негативно отразились на семье - основной ячейке общества. В результате происшедшего ослабления гуманистических основ семейного воспитания дети стали чаще вовлекаться в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В статье 151 Уголовного кодекса Российской Федерации закрепляется ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение таких антиобщественных действий, как систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством. Указанные преступления относительно немногочисленны и по статистическим данным составляют менее 1 % от общей массы уголовных дел, рассматриваемых судами на территории России. По данным ИЦ ГУВД Краснодарского края, на территории края в 2005 г. было зарегистрировано 15 преступлений по ст. 151 УК РФ, в 2006 г. - 27 преступлений, в 2007 г. - 42 преступления, в 2008 г. - 46 преступлений, в 2009 г. - 72 преступления.

Однако статистические данные не в полной мере отражают общественную опасность рассматриваемых преступных деяний, находятся в противоречии с данными, свидетельствующими

о росте алкоголизма, наркомании, употреблении одурманивающих веществ, бродяжничестве и попрошайничестве несовершеннолетних. Так, средний возраст начала употребления наркотических средств и психотропных веществ среди несовершеннолетних снизился за последние годы до 14 лет [1, с. 3]. Заболеваемость алкоголизмом и алкогольными психозами несовершеннолетних в России возросла на 65%, а число подростков с зарегистрированным диагнозом "алкоголизм и алкогольный психоз" оказалось самым высоким за последние десятилетие [2, с. 113]. Каждый третий несовершеннолетний, пострадавший от вовлечения в противоправные деяния, страдает хроническим алкоголизмом первой и второй степени, либо ингаляционной токсикоманией (нюхает клей "Момент", бензин, лекарства) [3, с. 17]. По данным НИИ психиатрии РФ, распространенность психических заболеваний среди школьников возрастает каждые 10 лет на 10-15% [4, с. 3]. Психические отклонения в личности несовершеннолетних используются взрослыми для облегчения вовлечения несовершеннолетних в совершение

антиобщественных действий.

Приобщение к регулярному употреблению алкоголя подвергает организм

несовершеннолетнего опасности алкогольной деградации; употребление одурманивающих веществ создает угрозу физическому и психическому здоровью подростка; занятие бродяжничеством и попрошайничеством наносит ущерб моральному и физическому развитию

120

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

2009 №4

несовершеннолетнего [5, с. 30].

Изложенное свидетельствует о том, что сотрудниками правоохранительных органов своевременно не выявляются преступления, предусмотренные статьей 151 УК РФ. Одной из причин этого является незнание ими методики расследования преступлений рассматриваемой категории, и, прежде всего основных способов вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.

К уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий могут быть привлечены лица, достигшие 18-летнего возраста и совершившие преступление умышленно. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий выражается в активных действиях взрослого лица, которые связанны с психологическим или физическим воздействием на несовершеннолетнего с целью склонения его к совершению перечисленных в статье 151 УК РФ антиобщественных действий.

Законодатель в части 1 статьи 151 УК РФ называет формы антиобщественной деятельности, вовлечение в совершение которых влечет уголовную ответственность: систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством. В части 2 статьи 151 УК РФ называется специальный субъект - родители, педагоги, иные лица, на которые законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. В части 3 статьи 151 УК РФ содержит указание на такой признак, как совершение вовлечения с применением насилия или угрозы его применения.

Способ совершения преступления является одним из важнейших элементов криминалистической характеристики преступлений, поскольку в нём содержится наибольший объем криминалистически значимой информации, позволяющей быстрее и правильнее сориентироваться в сути происшедшего в целом и его отдельных обстоятельствах, круге лиц, среди которых следует искать преступника, и т.д., а также наметить оптимальные методы раскрытия преступления [6, с. 118]. РС. Белкин обоснованно отмечал, что "способ совершения и сокрытия преступлений, точнее - знания о нем, определяют путь познания истины по делу, то есть метод раскрытия и расследования. А это и есть реализация формулы "от способа совершения - к методу раскрытия", т.е. применение правила, имеющего силу для расследования всех преступлений и поэтому могущего быть расцененным как общий метод расследования [7, с. 432].

121

Диспозиция статьи 151 УК РФ в отличие от статьи 150 УК РФ не содержит перечень конкретных способов вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий в качестве обязательного признака объективной стороны рассматриваемого состава преступления.

Хотя законодатель не включил в конструкцию рассматриваемой нормы указание на конкретные способы вовлечения в антиобщественную деятельность, они имеют важное криминалистическое значения. Вовлечение в совершение антиобщественных действий может осуществляться любыми способами, не влияющими на квалификацию деяния, за исключением способов, связанных с применением насилия или его угрозы (ч. 3 ст. 151 УК РФ). Конкретные способы вовлечения несовершеннолетнего в антиобщественные действия необходимо устанавливать и доказывать в процессе расследования преступления, поскольку они применяются виновными лицами в целях возбуждения (укрепления) желания (решимости, стремления) несовершеннолетнего совершать антиобщественные действия.

Преступник выбирает тот способ, который, по его мнению, будет наиболее действенен для реализации его преступного умысла по вовлечению конкретного несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий. Выбор способа вовлечения несовершеннолетнего обусловлен "свойствами личности самого преступника", его возможностями [8, с. 118]. Кроме этого, избрание конкретного способа вовлечения зависит от формы антиобщественного действия, в совершение которого вовлекается несовершеннолетний. Зачастую вовлекателем последовательно или в комбинации применяются различные способы вовлечения.

Важно отметить, что вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий представляет собой активное целенаправленное воздействие на несовершеннолетнего со стороны виновного лица, направленное не только на возбуждение желания совершить действия (употребить спиртной напиток, заняться попрошайничеством, бродяжничеством), но и на укрепление такого желания у несовершеннолетнего.

Наиболее полное описание возможных способов вовлечения дается в постановлениях Пленумов Верховных судов СССР и РФ. Так, постановление Пленума Верховного Суда СССР № 8 от 12 сентября 1969 года указывает на такие способы вовлечения как: убеждение,

запугивание, подкуп, обман, возбуждение низменных побуждений, предложение, обещание,

КРИМИНАЛИСТИКА, ОРД

дача совета о месте и способах совершения или сокрытия следов и другие [9, с. 237]. Также в постановлении Пленума Верховного Суда СССР № 16 от 3 декабря 1976 г. назван и такой способ, как "возбуждение чувства мести, зависти и других низменных побуждений" [10, с. 111].

Применяемые способы вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий можно, классифицировать на связанные и не связанные с применением насилия или угрозы его применения [11, с. 37]. К ненасильственным способам следует отнести обещание, обман, разъяснение, предложение, убеждение, личный пример вовлекателя и др. Насильственные способы вовлечения включает способы, связанные с применением насилия или угрозой его применения. Речь идет как о физическом, так и психическом насилии.

Наиболее распространенным способом вовлечения является такой ненасильственный способ, как "предложение" совершить антиобщественное действие. Однако на практике часто возникают трудности при характеристике и доказывании этого способа вовлечения. Позиция о безусловном признании в качестве способа вовлечения любого предложения взрослого, адресованного несовершеннолетнему, совершить антиобщественное действие не является верной. Правильнее говорить о том, что предложение совершить антиобщественное действие может выступать в качестве способа вовлечения, если именно оно возбудило (укрепило) желание (решимость, стремление) несовершеннолетнего совершить одну их форм антиобщественных действий, предусмотренных статьей 151 УК РФ.

Необходимо тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком, осознавал ли взрослый, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в антиобщественное поведение. Эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественного действия. Если взрослый не знал о несовершеннолетии лица, вовлеченного им в совершение антиобщественных действий, он не может привлекаться к ответственности по статье 151 УК РФ.

Кроме этого, должна быть рассмотрена не только словесная форма предложения, но и ряд других факторов, таких как: обстановка, в которой совершается предложение, характер действий, предшествующих предложению, особенности личности взрослого и несовершеннолетнего, их разница в возрасте, наличие родственных, дружеских или иных отношений или их отсутствие,

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 №4

122

возможное наличие у несовершеннолетнего готовности совершить конкретное антиобщественное действие до предложения взрослого и т.д. Чаще всего предложение совершить те или иные антиобщественные действия делается несовершеннолетнему вместе с обещаниями, уговорами, угрозами и т.п. Наличие одного лишь предложения взрослого лица совершить антиобщественное действие не достаточно для признания его способом вовлечения.

Обман, как способ вовлечения, может иметь место только в том случае, когда вовлекаемое лицо вводит в заблуждение несовершеннолетнего относительно фактических или юридических обстоятельств того деяния, в которое вовлекается несовершеннолетний.

Если взрослое лицо в присутствии лица не достигшего совершеннолетнего возраста совершает антиобщественные действия зная, что несовершеннолетний, исходя из обстановки и некоторых других факторов, в том числе и психологического характера, последует его примеру, то такие действия также следует расценивать как вовлечение. Однако в практической деятельности стоит проблема разграничения ситуации, когда взрослый совершает антиобщественное действие в присутствии несовершеннолетнего, не имея умысла вовлечь его таким способом в совершение аналогичных антиобщественных действий.

Несовершеннолетний также может быть вовлечен в совершение антиобщественного действия путем уговоров вовлекателя. Уговор -это просьба или совет совершить преступление в обоюдных интересах. Причем, на первый план выдвигаются интересы несовершеннолетнего, но не скрывается и интерес вовлекателя.

Вовлечение может быть осуществлено и путем подкупа. Подкуп - это предоставление или обещание выгоды имущественного характера, например, денежного вознаграждения для пропитания. Подкуп может сопровождаться передачей части вознаграждения (половина сейчас, остальная часть после совершения антиобщественного действия) [5, с. 115].

Вовлекатель также может принять на себя какие-либо обязательства (обещания): предоставить несовершеннолетнему какие-либо блага в будущем, например, оказать помощь в устройстве на работу, накормить его, предоставить ночлег [12, с. 13]. Или убедить его в том, что он совершит в интересах несовершеннолетнего лица какие-либо выгодные для него действия (либо воздержится от действия), например, защитить несовершеннолетнего от

обидчиков (перестать наносить ему побои). Но эти обещания несовершеннолетнему в выполнении в его интересах какого-либо действия или бездействия ставятся под условие, что несовершеннолетний примет участие в совершении антиобщественного действия [13, с. 36].

В части 3 статьи 151 УК РФ указывается вовлечение, совершенное с применением насилия или угрозой его применения, при котором насилие может выразиться в побоях, а также иных насильственных действиях, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо ограничением его свободы - связывании, запирании в помещении, побоях, причинении легкого, средней тяжести вреда здоровью.

Угроза применения насилия (конкретная и реальная) включает угрозу причинения вреда здоровью любой степени тяжести. Угрозы могут быть выражены в устной или письменной форме, переданы по различным средствам связи: телефону, электронной почте; жестами и т.п.

Насильственные способы вовлечения часто оставляют следы, как в сознании людей, так и вплоть до возможных повреждений на теле и одежде вовлекаемых несовершеннолетних.

Практические работники должны умело выявлять действия совершеннолетнего вовлекателя, направленные на побуждение несовершеннолетнего к антиобщественному поведению; определять интенсивность оказываемого психического или физического воздействия на несовершеннолетнего с подробным отражением в материалах дела обстоятельств их совершения.

Установление конкретных способов воздействия взрослых вовлекателей на несовершеннолетних напрямую влияет на эффективность расследования дел, связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, выступает важным источником сведений о поведении взрослого преступника и несовершеннолетнего, раскрывает характер отношений между ними, уровень их интеллекта и преступной квалификации, позволяет судить об оставленных следах преступления. Кроме этого, знание способов вовлечения имеет важное значение при выборе тактических приемов проведения следственных действий и нейтрализации попыток противодействия раскрытию и расследованию рассматриваемой категории преступлений.

Литература

1. Казаков Е. Н., Коровкин А. П. Организация и деятельность оперативных аппаратов органов внутренних дел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков среди несовершенно-

летних (по материалам органов внутренних дел Нижнего Поволжья): Учебное пособие. -Волгоград: ВА МВД России, 2004.

2. Цымбал Е., Емельянова Л. Состояние преступности несовершеннолетних в Российской Федерации (1997-2004 гг.) // Уголовное право, 2005, № 5.

3. Кушпель Е. В. Расследование

преступлений против семьи и несовершеннолетних: Учеб. пособие. -

Волгоград: ВА МВД России, 2001.

4. Гатауллина Г. И. Криминалистические особенности расследования общеуголовных корыстных преступлений, совершенных несовершеннолетними с психическими аномалиями: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004.

5. Иногамовой-Хегай Л.В., Рарога А. И., Чучаева А. И. Уголовное право Российской Федерации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.

6. Васильев А. Н., Яблоков Н. П. Предмет, система и теоретические основы криминалистики. М.: МГУ, 1984.

7. Белкин Р С. Курс криминалистики в 3 т. Т. 3: Криминалистические средства, приёмы и рекомендации. М.: Юристъ, 1997.

8. Кустов А.М. Криминалистика и механизм преступления. Цикл лекций. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО "МОДЕК", 2002.

9. Постановление Пленума Верховного Суда

СССР № 8 от 12 сентября 1969 г. "О судебной практике по делам о вовлечении несовершеннолетних в преступную и иную а нт и о б щ е с тв е нну ю деятел ь н ос т ь " //

Уголовный кодекс РСФСР. М.: Юрид. лит., 1971.

10. Постановление Пленума Верховного Суда

СССР № 16 от 3 декабря 1976 г. "О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную а нт и о б щ е с тв е нну ю деятел ь н ос т ь //

Уголовный кодекс РСФСР: С постатейными материалами. М.: Юрид. лит., 1985.

11. Флоря Д.Ф. Расследование вовлечения

несовершеннолетних в совершение

преступлений: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.

12. Осипьян А. В. Вовлечение

несовершеннолетних в совершение

преступлений или иных антиобщественных действий (уголовно-правовые и

криминологические аспекты): Дис. . канд. юрид. наук. - Ростов - на - Дону, 2004.

13. Сокол Е. В. Организационно-тактические

особенности расследования вовлечения несовершеннолетних в совершение

преступления: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006.

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.