Научная статья на тему 'К вопросу о способах восстановления утраченного купола храма в с. Будимирово Тверской области'

К вопросу о способах восстановления утраченного купола храма в с. Будимирово Тверской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
100
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реконструкция / купол / храмовое зодчество / ротонда / церковь / деревянные конструкции / reconstruction / dome / temple architecture / rotunda / Church / wooden structures

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — И.А. Нечитайлова

В статье доказывается необходимость восстановления утраченного купола церкви в с. Будимирово с соблюдением норм научной реставрации и учетом анализа мирового историко-архитектурного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of how to restore the lost dome of the temple in the village Budimirovo, Tver region

The need to restore the lost dome of the church in the village of Budimirovo requires compliance with the norms of scientific restoration and an appeal to the analysis of world historical and architectural experience.

Текст научной работы на тему «К вопросу о способах восстановления утраченного купола храма в с. Будимирово Тверской области»

ций храмовой архитектуры, при храме останется дом причта с основным или расширенным набором помещений, а светский общественный центр станет функциональной доминантой. При этом особенно важна тематическая программа такого объединения (историческая, культурная, спортивно-оздоровительная), в которой основными направлениями деятельности храма станут молитвенная, миссионерская, духовная и культурно-просветительская.

Библиография:

1. Архитектура русского православного храма / Н.Е. Антонова, Т.Н. Вятчанина, К.В. Рыцарев, А.С. Щенков; под общ. ред. доктора архитектуры А.С. Щенкова. - Москва: Памятники исторической мысли, 2013.

2. Бунин А.В. История градостроительного искусства. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. Т. 1 / А.В. Бунин, Т.Ф. Саваренская. - Москва: Стройиздат, 1979. -495 с.

3. Владислав Цыпин, прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды 1700-2005 гг. / Протоиерей Владислав Цыпин. - Москва: Сретенский монастырь, 2012. - 816 с. - ISBN: 978-5-7533-0364-6.

4. Глазычев B.JI. Социально-экологическая интерпретация городской среды / В.Л. Глазычев. - Москва: Наука, 1984. - 180 с.: ил. - (Соврем. проблемы биосферы).

5. Душин О.Э. Средневековые университеты: у истоков европейского высшего образования / О.Э. Душин // Вестник СПбГУ Серия 17. - 2013. - Вып. 2.

6. Ибелингс, Х. Европейская архитектура после 1890 года = European architecture since 1890 / Ханс Ибелингс; пер. с англ.: А. Георгиев. - Москва: Прогресс-Традиция, 2014. - 223 с.: ил. -ISBN 978-5-89826-419-2.

7. Культурно-досуговая деятельность: Учеб. для вузов культуры и искусств / Кандидаты пед. наук, доценты Т.Г. Васильева, Ю.Г. Волков, В.А. Волобуев [и др.]; под науч. ред. акад. А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. - Москва: МГУК, 1998. - 461 с.; 21 с. - ISBN 5-7196-0650-5.

8. Лежава И.Г. Функция и структура формы в архитектуре: специальность 18.00.01: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры / Лежава Илья Георгиевич; Московский архитектурный институт. - Москва, 1987.

9. Миропольский С.И. Очерк истории церковно-приходской школы: от ее возникновения на Руси до настоящего времени / С.И. Миропольский. - Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. - 405 с. - ISBN 5-7429-0115-1.

10. Папагеоргиу Г.К. Больничное дело и медицина в Византийской империи: [доклад] / Г.К. Папагеоргиу. - Текст: электронный // Духовное и врачебное наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого): Материалы 5-й научно-практической конференции, Купавна, 6 июня 2013 г. // Православие.ги: [сайт]. -URL: https://pravoslavie.ru/62069.html#:~:text=В%20IV%20в.%20 свт.%20Иоанн,учреждения%2С%20которые%20получили%20 н%Б (дата обращения: 07.04.2021).

11. Попов Д.И. Народные дома в России в начале ХХ века / Д.И. Попов // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. - 2019. - №3(23). - С. 97-105.

12. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Ч. 2 / И.К. Смолич. - Москва: Изд. Спасо-Преобр. Валаамск. монастыря, 1997. - С. 86-115.

И.А. Нечитайлова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0061

I.A. Nechitaylova

К вопросу о способах восстановления утраченного купола храма в с. Будимирово Тверской области

On the question of how to restore the lost dome of the temple in the village. Budimirovo, Tver region

Ключевые слова: реконструкция, купол, храмовое зодчество, ротонда, церковь, деревянные конструкции. Keyword: reconstruction, dome, temple architecture, rotunda, Church, wooden structures.

Аннотация: В статье доказывается необходимость восстановления утраченного купола церкви в с. Будимирово с соблюдением норм научной реставрации и учетом анализа мирового историко-архитектурного опыта. Abstract: The need to restore the lost dome of the church in the village of Budimirovo requires compliance with the norms of scientific restoration and an appeal to the analysis of world historical and architectural experience.

Восстановление, консервация, реконструкция памятников архитектуры - невероятно актуальная тема во все времена. Меняются взгляды историков и реставраторов, появляются новые строительные возможности. Все это влечет за собой необходимость находить новые архитектурные решения при разработке проектов реставрации и реконструкции.

Современная повестка требует глубокого изучения истории объекта, анализа данных и критической оценки найденной информации. При исследовании памятника нужно точно определить его первоначальный облик и причины, по которым он этот облик приобрел.

Объектом исследования является церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в с. Будимирово Ка-лязинского района Тверской области. Возведенная в 1819-1827 гг., эта церковь неоднократно перестраивалась (в последней четверти XIX в. и в начале XX в.).

Согласно документам, в 1790 г. здесь стояла деревянная шатровая церковь, которая сгорела в 1813 г. [4, с. 274-276]. Затем по просьбе священнослужителей и прихожан губернский архитектор Н.Н. Легран выполнил проект новой каменной трехпрестольной церкви в стиле зрелого классицизма (рис. 1). Церковь имела продольно-осевую композицию, помещение для моля-

щихся было оформлено купольной ротондой на четверике, алтарь располагался в полукруглой апсиде. Также церковь имела прямоугольную трапезную и трехъярусную колокольню. Но проект посчитали слишком крупным для небольшого на тот момент количества прихожан и построили церковь с одним престолом, которую, возможно, также проектировал Н.Н. Легран. Но в 1875 г. по проекту архитектора Нефедьева было пристроено два престола и новый фронтон на восточном фасаде, включавшем апсиды, также двухъярусную колокольню надстроили третьим ярусом.

Рис. 2. Купол в дворцовом комплексе Омейядов. Цитадель Аммана

Внутреннее пространство этого незаурядного памятника эпохи ампир [2, с. 138] составляет ротонда, вписанная в четверик основного объема. Его чрезвычайно оригинальное решение включает окружность внутренней колоннады с диаметром в 6 саженей (почти 13 м). Кольцо шестнадцати колонн тосканского ордера, выполненных в качественной кладке из кирпича и белого камня, завершенных мощным деревянным куполом, служило основанием утраченной ротонды-барабана.

Среди архитектурных аналогов церкви в с. Будими-рово можно отыскать ряд столичных объектов. Следует отметить, что подобный диаметр внутренней колоннады был исполнен в известной московской церкви Богоматери Всех скорбящих радость (Б. Ордынка, 20), выполненной по проекту О.И. Бове в 1828-1833 гг. В отличие от тверского храма, широкий полусферический купол ротондальной постройки в Замоскворечье опирается на двенадцать колонн ионического ордера.

На данный момент рассматриваемый памятник в с. Будимирово находится в руинированном состоянии. Но в интерьере церкви еще сохранились образцы масляной живописи: в притворе - «Христос и самарян-ка у колодца», «Христос в доме Марфы и Марии» - на стенах у входа, архангелы - на колоннах, над входом -«Вход Господень в Иерусалим». В растительных орнаментах обрамления фресок заметны черты модерна.

Фотосъемка фиксирует состояние церкви до пожара конца ХХ в., уничтожившего подлинные конструкции купола и кровли. Их восстановление с учетом принципов научной реставрации составляет наиболее сложную задачу, от срочного решения которой зависит судьба храма, еще сохраняющего подлинные элементы с тонко проработанными ордерными деталями, резную дверь с солярными и растительными орнаментами, фрески в притворе и др.

В изучении истории создания настоящего памятника особое внимание необходимо сосредоточить на роли зодчего Н.Н. Леграна \ бывшего с 1811 по 1824 гг. губернским архитектором в Твери [1, с. 91]. Учитывая его возможное участие в проектировании храма, к исследованию привлекаются различные проекты и постройки этого мастера.

Несмотря на утрату многих исторических документов и архитектурных памятников, сохранились свидетельства о создании Николя Леграном-младшим серии храмовых построек Твери и Тверской губернии. Примечательна церковь Троицы Живоначальной в деревне

1 Николай Николаевич Легран родился в Москве в семье французского архитектора Николя Леграна (1738-1798), приехавшего в Россию в 1760-х годах и работавшего в Москве на протяжении последней четверти XVIII в. Н. Легран (старший) возглавлял государственные учреждения, являясь «первым» (главным) архитектором в Особом департаменте Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, Каменном приказе и московской Управе благочиния. Опытный мастер является автором серии проектов и построек в Москве и пригородах. В контексте изучения особенностей храмового зодчества следует указать на создание им проектов двуколоколенных храмов, реализованных в городах и загородных усадьбах. Обучая сына архитектурному мастерству, он сумел передать ему знания и склонность к классицистическому мышлению.

Рис. 1. Неосуществленный проект церкви в с. Будимирово. арх. Н.Н. Легран

Крутец в Тверской области. Храм построен в ампирных формах вместо обветшавшей деревянной церкви. Конфигурация и состав этого храма абсолютно такие же, как и в Будимирово. Продольно-осевая композиция включает трехъярусную колокольню, трапезную и помещение для молящихся. Основной объем представляет собой световую ротонду на четверике с апсидой. На боковых фасадах расположены портики тосканского ордера. Доподлинно известно, что церковь Николая Чудотворца в Воронцово также строилась по проекту Н. Леграна, хотя колокольня была сооружена после отставки его от должности губернского архитектора. Постройка имеет продольно-осевую композицию, помещение для службы выстроено как «восьмерик на четверике», завершенный восьмидольным сомкнутым сводом, основной объем также включает апсиду. После строительства храм был оштукатурен и окрашен желтой охрой с выделением побелкой ордерных элементов, как когда-то и церковь в с. Будимирово.

За долгие годы службы Николя Легран успел построить многие церкви Тверского края, а его мастерство отмечено многочисленными высокими наградами. Как губернский архитектор он проектировал, согласовывал и контролировал строительство новых храмов в Твери и ее окрестностях. Это еще раз подтверждает участие архитектора в истории создании храма в Будимирово.

Сегодня возникает необходимость срочного спасения памятников этого периода, пришедших в аварийное или даже руинированное состояние. В выборе концепции при решении вопросов консервации и восстановления рассматриваемого объекта с двухсотлетней историей стоит опираться на отечественный и мировой опыт реставрации деревянных куполов и сводов.

Рис. 3. Интерьер церкви в селе Нератов, Чехия

В отечественной практике накоплен большой опыт восстановления деревянных куполов. Одним из таких примеров может служить реконструкция купола Троицкого собора в Санкт-Петербурге. Собор построен по проекту В.П. Стасова в 1828-1835 гг. В 1834 г. центральный купол, диаметром 20 м, выполненный из металлических конструкций по проекту инженера П.П. Безена, сорвало во время бури 22 февраля. После этого было решено заменить конструкцию на деревянную. Она была выполнена из 32 радиальных дугообразных ребер, связывали их между собой пять горизонтальных поясов 1.

К сожалению, оригинальный купол XIX века был уничтожен во время пожара 25 августа 2006 года при проведении реставрационных работ. Новую конструкцию решено было выполнить в виде ребристо-кольцевой структуры с использованием клееной древесины 2.

Ребра - двусоставные из-за трудностей транспортировки - собраны на строительной площадке. Элементы объединены при помощи вклеенных стержней по системе ЦНИИСК.

Купол покрыт деревянным дощатым настилом, что создает дополнительную жесткость всей конструкции.

Более смелым подходом к реставрации может служить дворцовый комплекс Омейядов в цитадели Аммана. Новый деревянный купол над зрительным залом был возведен в 1998 году, хотя до сих пор идут споры о том, был ли он изначально у этой постройки. Дворцовый комплекс построен по приблизительным оценкам между 724 и 743 годами на остатках римских фундаментов, эксплуатировался омейядами для различных целей. Также использовался как резиденция для вельмож. Дворец состоит из открытой общественной части. Во второй находится прекрасно сохранившийся и отреставрированный зал для приемов. Третья часть, зрительный зал, - важнейший архитектурный памятник архитектуры в Иордании и мире. Здесь можно увидеть подлинные лепные орнаменты персидского периода, арки с зубчатыми узорами, растительные украшения и множество других тонко проработанных деталей.

1 Ребра опирались на каменный барабан на расстоянии в деревянный лежень друг от друга, который был предварительно вставлен в ниши в кладке.

2 Высота 21 м, диаметр - 26 м. В новом проекте также принято 32 гнутоклееных ребра, их связывают три кольцевых гнуто-клееных пояса через каждые 6 м. Стрела подъема каждого ребра - 5,5 м, длина - 23, 5 м. Сечение ребер 140хх700 мм. Шаг ребер у опорного кольца составляет 2,6 м. Установлены также дополнительные меридиональные гнутоклееные ребра, которые опираются на кольцевые гнутоклееные элементы. Конструкция имеет стальные закладные детали в местах соединения кольцевых гнутоклееных элементов и меридиональных ребер. Также стальные детали объединяют между собой сегменты кольцевой опоры. У основания по кирпичной кладке барабана установлено ребристое монолитное железобетонное кольцо. Распор от ребер передается на него, а ребра установлены в местах лежней, находившихся в кирпичной кладке до пожара. Верхнее стальное кольцо имеет диаметр 2,5 м, на него передается сжимающее усилие от восьми деревянных ребер. Световой фонарь - диаметром 5 м, его каркас имеет высоту 10 метров, установлен он на отметке 67 м на деревянные ребра купола. Световой фонарь несет на себе главный крест, самая высокая точка креста находится на отметке 83 м.

Во время археологической экспедиции в 1998 году было решено возвести над залом деревянный купол, который не несет функцию передачи исторического образа, напротив, выстроен как полностью современный элемент из клееной древесины. Была выбрана рамочно-каркасная конструкция, с применением оцинкованной стали (рис. 2).

Интересный и чрезвычайно необычный подход был использован при восстановлении крыши церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Нератов в Чехии (рис. 3). Постройка в стиле барокко возведена по проекту Г.Б. Аллипранди (1723-1733). В 1945 году в церковь попал снаряд, и крыша сгорела. После войны памятник архитектуры хотели снести, но не хватило средств у местных властей, и только в 1992 году постройка была внесена в список ЮНЕСКО. Жители деревни уже привыкли к ее руинированному виду, поэтому долгое время проект реставрации не могли утвердить, так как прихожане не хотели терять ощущение открытого неба над головой во время мессы (храм не закрывался для богослужений даже в руинированном состоянии). Чешские архитекторы Иржи Старый и Петр Досталь решили не восстанавливать крышу, а создать уникальную конструкцию из дерева и стекла. По проекту, старые каменные стены опираются на массивные еловые балки, на них, в свою очередь, стропильная система, частично покрытая еловыми досками, чтобы создать тень в помещении. Вершина двускатной крыши и алтарная часть целиком остеклена. В результате получилось удивительное пространство, в котором соединились земля и небо, старое и новое.

Рассмотрены несколько разных подходов к реконструкции крыш храмов разных конфигураций, периодов и климатических зон. Наиболее эффектными и новаторскими, на наш взгляд, являются решения, не воссоздающие в современных материалах точную копию оригинала, а дополняющие историю, подчеркивающие старину и контрастирующие с ней.

В храме в с. Будимирово, думается, нужно создать современную купольную конструкцию из клееной древесины и стекла, чтобы сохранить ощущение открытого неба.

Библиография:

1. Клименко Ю.Г. Н.Н. Легран-младший и реконструкция Твери в начале XIX века / Ю.Г. Клименко //Архитектура в истории русской культуры. Вып. 5: Стиль Ампир. - Москва: Рохос, 2003. - С. 88-102.

2. Клименко Ю.Г. Эволюция облика храма в отечественных архитектурных увражах первой половины XIX в. / Ю.Г. Клименко // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Т.2. - Москва: МАРХИ, 2017. - С. 137-138.

3. Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей города Калязина и сел Калязинского уезда / Л. Крылов. - Ка-лязин, 1915.

4. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область: Ч. 4. / Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ; отв. ред. Г.К. Смирнов. - Москва: Academia, 2015.

5. Цвингман, Г.А. Основные типы куполов, их конструкция и архитектура / Г.А. Цвингман // Проблемы архитектуры: Сборник статей. Том 1, книга 2. - Москва: Издательство всесоюзной академии архитектуры, 1936. - С. 385-454.

Т.В. Королева DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0062

T.V.Koroleva

Нормализация микроклимата и создание условий сохранности и безопасной эксплуатации верхнего храма церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково Normalization of the microclimate and creation of conditions for the preservation and safe operation of the upper church of the Church of the Intercession of the Most Holy Theotokos in Medvedkovo

Ключевые слова: шатер, микроклимат, сохранность, эксплуатация, обследование, мониторинг. Keywords: tent, microclimate, safety, operation, inspection, monitoring.

Аннотация: Создание комфортного микроклимата в пространстве храма во время богослужения и вне его для сохранения конструкционных и отделочных материалов, безопасности и здоровья людей становится все более актуальной проблемой сегодняшнего времени.

Abstract: The creation of a comfortable microclimate in the space of the temple during worship and outside it to preserve construction and finishing materials, safety and health of people is becoming an increasingly urgent problem of today.

Шатровая храмовая архитектура является интересной и непростой для эксплуатации храма в современных условиях. В данной работе речь идет об отапливаемом (начиная с 60-х годов XX века) храме, где конструкционной особенностью храма является восьмерик на чет-

верике, завершающийся шатром с барабаном и главкой. Кирпичная кладка граней шатра имеет небольшую толщину (до 300 мм в верхней ее части под барабаном), что приводит к промерзанию и выпадению конденсата во-топительный сезон года и, как следствие, разрушению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.