2. Зеленый планетарий в Монреале // ecology.md: [official website]. - URL: https://ecology.md/ru/page/zelenyj-planetarij-v-monreale (дата обращения: 13.03.2021).
3. Кизенкова В. Инженерные системы проекта оранжереи в парке-усадьбе Коломенское / В. Кизенкова. - Текст: электронный // Здания высоких технологий. - 2020. - № 1. - URL: http://zvt. abok.ru/articles/784/Inzhenernie_sistemi_proekta_oranzherei_v_ parke_usadbe_Kolomenskoe
4. Культурно-просветительский центр им. В.В. Терешковой, г. Ярославль // концептор.рф: [official website]. -URL: http://концептор.рф/index.php/component/ sppagebuilder/?view=page&id=10 (дата обращения: 13.03.2021).
5. Молева Н.Ю. Специфика проектирования планетариев / Н.Ю. Мо-лева // Научный аспект. - 2019. - Том 1, выпуск 4. - С. 130-135.
6. Просто космос! Как устроен планетарий Лахта Центра // Хабр: [официальный веб-сайт]. - URL: https://habr.com/ru/company/ lakhtacenter/blog/447764/ (дата обращения: 03.12.2020).
7. Рекомендации по проектированию планетариев и массовых астрономических обсерваторий // НИЛЭП ОИСИ. - Москва: Стройиздат, 1988. - 104 с.
8. Реконструкция Московского планетария // ARDEXPERT.RU: [official website]. - URL: https://ardexpert.ru/project/3288 (дата обращения: 13.03.2021).
9. Хлынина E.H. Некоторые аспекты объемно-планировочных решений зданий планетариев / Е.Н. Хлынина // Образование, наука, производство: Материалы Vll международного молодежного форума, Белгород, 20-22 октября 2015 г. - Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2015. - С. 2379-2382.
10. Цысь КА. Актуальность возведения мультифункциональ-ного научно- и культурно-просветительского комплекса на базе универсального планетария / К.А. Цысь, Д.А. Лава // Новые идеи нового века: Материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. - 2020. - Том 2. -С. 3б4-3б7.
11. California Academy of Sciences / Renzo Piano Building Workshop + Stantec Architecture // ArchDaily: [official website]. - URL: https://www.archdaily.com/6810/california-academy-of-sciences-renzo-piano (дата обращения: 03.12.2020).
И.Г. Смирнова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0060
I.G. Smirnova
К вопросу организации общественных центров при православных храмах: исторические предпосылки и современные тенденции To the theme of the organization of public centers as the part of Orthodox churches: historical background and current trends
Ключевые слова: церковь, общественный центр, христианство, светский общественный центр, церковно-приходской комплекс, площадь, образовательные учреждения, церковь-школа.
Keywords: church, public center, Christianity, secular public center, parish center, square, educational institutions, church-school.
Аннотация: В статье дан краткий очерк исторических этапов формирования общественных центров при православных храмах и современных тенденций этого явления.
Abstract: The article provides a short essay of the historical stages of the formation of public centers as the part of Orthodox churches and the current trends of this phenomenon.
История существования общественных центров долгая, потому что людям всегда нужны пространства для совместного проведения времени. Организация общественных центров в Древнем мире часто была связана с ритуальными обрядами. Примеры тому - культовые сооружения Крито-Микенской культуры, античной Греции, Римской империи, когда ансамбль языческих храмов или сооружения с элементами культового характера во взаимодействии с открытыми пространствами площадей (Кносский дворец) становились доминантой местности и местом собраний.
Появление христианства начало новую эру в истории человечества. Человеческий путь Иисуса Христа, совершенные Им чудеса, страдания и Воскресение, десять заповедей Божиих, милосердие и сострадание, вера в спасение верующих - указали людям иной путь, в противоположность жестоким языческим традициям. С прекращением гонений на христиан после Миланского эдикта 313 года официальный государственный статус христианской Церкви дал ей возможность
расширить свои социальные функции, вести административно-политическую, культурно-просветительскую, лечебно-благотворительную деятельность, что естественным образом отразилось в архитектуре в появлении новых типов общественно-религиозных сооружений - церквей, соборов, часовен, монастырей, монастырских и церковно-приходских комплексов, соборных школ, больниц и т.д. Иными словами, началось развитие христианского храмового зодчества как нового явления. Для стран с христианским вероисповеданием началась история архитектуры взаимодействия между собой светских и церковных общественных пространств. Христианские церкви становились архитектурными и социальными доминантами местности и новыми общественными центрами, часто в комплексе с другими общественными объектами. Яркий пример этого явления на ранних этапах развития церковной архитектуры - Собор Святой Софии в Константинополе. Главный собор Византийской империи доминировал в окружающей застройке и был объединен одной
площадью с важнейшими светскими зданиями города -Ипподромом и Большим дворцом императоров; собор одновременно являлся и главным общественно-религиозным центром империи, так как в нем проводились богослужения с участием императора, и его размеры и богатый интерьер демонстрировали особый статус и силу Византии.
О церковно-приходских и монастырских комплексах как об общественных центрах, причем филантропического общедоступного характера, говорит тот факт, что первые лечебницы располагались на территории монастырей [10].
На разных этапах исторического развития формировались определенные типы архитектурных пространств и учреждений, которые совмещали функции религиозных и светских общественных центров и в которых церковное влияние играло наиважнейшую роль: площадь как общественный центр, образовательные учреждения как общественные центры, церковь как общественный центр, церковно-приходской комплекс как общественный центр, учреждения светского характера, использовавшие опыт церковно-приходских и светских общественных комплексов.
Безусловно, в любом средневековом городе естественным общественным центром становилась площадь, которая, находясь на перекрестке основных торговых маршрутов, была естественным местом встреч и совместного проведения времени. Изначально торговые площади находились вне городской стены, в местах разгрузки товара, и иногда представляли собой «рыночную улицу» вдоль торговой дороги. С распространением христианства в европейских и русских городах главная площадь города (а в русских городах и главные городские улицы) знаменовались церковью. По причине безопасности и с ростом городов рыночные площади с течением времени оказывались внутри крепостей, появилась традиция объединять рыночную и соборную площади в архитектурные ансамбли в центре города. Различные примеры такого объединения можно проследить в планировках торговых и церковных площадей некоторых городов средневековой Германии. В Любеке соборная и торговая площади разделены городской застройкой, в Мейсене ратуша и собор ориентированы на одну общую площадь, в Дрездене небольшое пространство вокруг собора соединено проходом с большой торгово-административной площадью с расположенной на ней ратушей.
В отечественной истории площадь обычно делилась на административно-церковную и торговую зоны, тогда как в европейской истории, как правило, складывались административно-торговая и церковная площади. Пример административно-церковной площади в средневековой Руси - площадь вокруг Троицкого собора в Пскове, в Великом Новгороде храмы Ярославова Дворища могли выполнять и административные функции, находясь на «Торговой» стороне.
Историческое значение площади как общественного центра легло в основу архитектуры комплексов обще-ственно-досугового характера и религиозного назначения. Площадь, перешедшая в дворы и открытые пространства
при общественных зданиях, а также в крытые пространства залов и аудиторий, остается и по сей день одним из главных формообразующих элементов общественного пространства как место объединения собравшихся.
Церковь сыграла ключевую роль в организации общественных центров. При храмах часто организовывались воскресные школы и церковно-приходские комплексы, культурно-просветительскими центрами становились монастыри. И если в Европе со времен Средневековья общественная архитектура была более публична и больше отделена от церкви, то в отечественной истории, вплоть до XVIII века, именно церкви и церковноприходские комплексы являлись основными и иногда единственными общественными внесословными культурно-просветительскими, административными и благотворительными центрами. Примером административно-делового и культурно-просветительского центра в XII веке можно назвать храм Софии Киевской, церков-но-административное образование Довмонтова города вокруг главного Троицкого собора в Пскове. Объекты православного храмового зодчества доминировали в окружающей местности, украшались в современном стиле, в них проводились общие беседы и совершались трапезы. Храмовые посвящения, интерьеры и иконы отражали важнейшие исторические события. Например, храм Св. Димитрия Угличского в Угличе украшен росписями, изображающими сцены из жизни и трагической гибели святого отрока и сцены наказания убивших его людей, что свидетельствует, в частности, об особом отношении к детям.
Отдельно следует сказать об образовательных учреждениях как общественных центрах. До XIX века в Европе и России образование в основном было сословным, практиковалась система ученичества. Специальные программы, нацеленные на детей и более адаптивные к жизни в светском обществе, стали появляться в эпоху Просвещения в XVII-XVIII веках. Образовательная система Византии оказала огромное влияние на все последующие системы образования. Все образовательные учреждения выросли из церковно-приходских школ при храмах и монастырях, однако разделение на светские и церковные образовательные учреждения в Европе началось значительно раньше, в XIII-XIV веках, в связи с экономическими запросами городов.
Прототипами общедоступных и демократичных общественных молодежных центров в Европе стали университеты. Их особенность состояла в том, что эти образования соединяли людей разных стран, разных возрастов и мировоззрений. Университеты могли кочевать из города в город, становясь центром притяжения молодежи в близлежащих местностях, и положительно влияли на экономическую обстановку города 1. Напри-
1 «Эмиграция преподавателей не приветствовалась горожанами, однако это была широко распространенная практика университетской жизни в Средние века. Достаточно часто, отстаивая свои права, если не находилось иных аргументов, универсанты переезжали в другие города. Так появлялись новые университеты: ...в 1204 г. доктора Болоньи переехали в Винченцу, затем в 1215 г. в Ареццо, в 1222 г. в Падую, а из Падуи в 1228 г. в Верчелли» [5, с. 26-31].
мер, известно, что власти Флоренции после войны решили в 1348 году открыть университет для устройства экономических дел города. Большинство университетов выросло на основе церковно-приходских школ (например, парижский университет Сорбонна - из школы при соборе Нотр-Дам), а теологические науки со временем адаптировались под реалии времени. Когда университеты обретали собственные здания, их структура часто напоминала монастырскую - помещения формировались вокруг двора, в здании имелась домовая церковь или часовня. В России в связи с монголо-татарским нашествием и последующими войнами образовательная система почти не развивалась с XIII по XVII век, однако далее образовательная система быстро наверстала упущенное. В XVIII веке впервые появился проект организации системы образовательных учреждений с проведением уроков на местном языке, то есть был сделан шаг к их демократизации. Особенный всплеск в системе образовательных учреждений произошел после отмены крепостного права в 1861 году. Много было сделано церковью, появился новый тип учреждений - церкви-школы. Это оригинальное совмещение в одном здании церкви, школы, библиотеки и жилья для обучающихся и священников. Александровское железнодорожное училище с храмом Св. кн. Александра Невского в Ельце, церковь-школа Сергия Радонежского в Боровичах в Новгородской области, церковь-школа в селе Урюпи-но Донской области могут послужить примерами разнообразной архитектуры церквей-школ. Вплоть до революции 1917 года строились такие здания, которые в отдаленных местностях становились общественными внесословными и общедоступными центрами, объединяя детей и взрослых и как молитвенный центр, и как духовно-просветительский и культурно-досуговый.
Церковно-приходские комплексы стали прототипом многофункциональных светских общественных центров, в особенности филантропического характера, основное время расцвета которых приходится на вторую половину XIX века.
Светские учреждения до XIX века имели сословный характер. Они варьировали от заведений для богатых людей высших сословий и высшего общества (ратуши, парадные залы и т.д.) до общедоступных заведений для остальных (постоялые дворы, кабаки и пр.). Собирались в частных домах; в структуре домов знати с XVIII века для таких целей стала практиковаться гостевая парадная часть с залами, поэтому такие дома впоследствии легко приспосабливались под общественные центры. Следующими образованиями стали клубы, впервые появившиеся в Англии. В России клубы интерпретировались в дома Дворянских собраний, которые, постепенно демократизируясь, к концу XIX века представляли собой общественные центры, занимавшиеся административно-деловой, культурно-досуговой и благотворительной деятельностью. Следующим этапом демократизации общественных центров стали: в Европе - Лиф-Холлы и народные дома, а также здания клубов по интересам, в России - народные дома. Народные дома - первые светские общедоступные демократичные
общественные центры. Основной направленностью деятельности народных домов были благотворительность и просвещение - здесь предоставлялось недорогое или бесплатное питание, давались общедоступные концерты и представления, работали недорогие кофейни, пункты медпомощи и юридической консультации. Это было светским продолжением филантропической деятельности Церкви, в обязанности и социальные функции которой входили забота и попечение о малоимущих (известно, что монастыри раздавали пропитание в России во время голода, в монастырях же и при церквях действовали приюты и лечебницы на благотворительной основе), а также просветительская деятельность. Здания народного дома, не включая в себя храм, обычно имели библиотеку, многофункциональный театрально-концертный зал, мастерские, благотворительную столовую, иногда пункты медпомощи. Созданные на средства общественности и богатых спонсоров, народные дома, как учреждения, отражали христианские традиции, ставя перед собой филантропические цели. К 1914 году в России было более двухсот народных домов, для них разрабатывались функциональные программы, создавались проекты по организации их сетей в различных областях страны. Одним из масштабных осуществленных проектов стал Народный дом императора Николая Второго в Петербурге, вмещавший в себя внесословный концертный зал на 1500 сидячих и стоячих мест и двухуровневую общедоступную столовую на 1500 человек. В деятельность Народного дома в Оренбурге в 1902 году входили бесплатные просветительские чтения по отечественной истории.
Девятнадцатый век, в особенности его вторая половина, - время появления всевозможных филантропических проектов и их воплощений. Светская и церковная архитектура разделились окончательно, с одной стороны, но именно церкви-школы оставались тем самым детско-молодежным общественным центром. XX век, несмотря на то, что по миру прокатились две мировые войны, а по России еще и гражданская война, привнес много нового в развитие светских общественных центров. В России произошло насильственное отторжение гражданского общества от Церкви. В советское время были разработаны программы и функциональное наполнение светских общественных центров, а советская архитектура конструктивизма стала прототипом самых современных архитектурных решений. Впервые в различных вариантах объединялись спортивные, куль-турно-досуговые, административно-деловые, хозяйственные зоны. Особое внимание уделялось парадным залам, концертным залам и спортивным помещениям, в приоритете была многофункциональность таких пространств. На строительство, оформление и деятельность клубов и детских дворцов культуры государством выделялся огромный бюджет, что даже удивляло иностранцев. Однако Церковь никак не могла влиять на духовное развитие детей и молодежи, что привело к утрате многих православных национальных традиций и ценностей. В европейской архитектуре прослеживался, наоборот, уход от масштабных проектов. Отличитель-
ной особенностью европейских общественных центров с конца XX века и по сегодняшний день являются адаптивность и многофункциональность их пространств. Если говорить о зарубежных церковно-приходских комплексах, то часто они не сильно отличаются от светских общественных центров, а их молитвенное пространство легко превращается в концертный зал или библиотеку (например, библиотека, музей и общественный центр «Де Петрус» в Вугте (Нидерланды) организованы в пространстве старинной церкви XIX века). В то же время православные церкви и церковно-приходские комплексы продолжают устоявшиеся архитектурно-организационные традиции.
Светский общественный центр в современном его понимании - это некоторое место, где собираются люди, объединенные общими целями и интересами на определенный момент. На сегодняшний день существует огромный спектр общественных центров: торговые, административно-деловые, культурно-досуговые, спортивные, учебные, а иногда все соответствующие функции объединяются вместе в различном процентном соотношении, в зависимости от ситуации. Значение Церкви в российском гражданском обществе изменилось после ее возрождения в конце 80-х-90-е годы XX столетия: ее влияние усилилось и расширилось. Церковь относится к объектам общественного назначения, при сохранении своей основной роли как культового объекта, где люди собираются для молитвы. Православная церковь - это дом Бога на земле, особая организация церковного пространства формировалась веками, и ее традиционность имеет глубокий религиозно-философский подтекст. При этом церковь, сама выполняющая функцию общественного центра, часто является центром церковно-приходского комплекса, функции которого реализуют ее миссионерскую, культурно-просветительскую, административную и благотворительную деятельность (например, Патриарший центр духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ) при Свято-Дани-ловом монастыре с храмом Сретения Господня).
В настоящее время одной из главных проблем является современность организации общественного пространства и его адаптивность к запросам общества. Общественные центры развиваются в сторону демократичности, общедоступности и многофункциональности. Особенно это касается молодежи и детей, которым необходимы общественные центры, ориентированные на их запросы. В этих реалиях специфические по своей организации религиозные центры не всегда могут быть востребованы (возможно, поиски современного образа православной храмовой архитектуры связаны все с теми же проблемами поиска возможностей привлечь людей к церкви, утвердить ее доминантный соборный статус). С другой стороны, светские общественные центры, лишенные задач духовного воспитания, не могут решить все социально-общественные проблемы. Однако если светский общественный центр и церковноприходской комплекс взаимодействуют друг с другом, то такое взаимодействие положительно сказывается на их функционировании. Например, одной из современ-
ных новейших тенденций является организация тематических комплексов, которая в храмовой архитектуре выражается в объединении светского общественного центра и церковно-приходского комплекса в единый комплекс. В качестве примеров можно назвать тематический комплекс военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот» с храмом Воскресения Христова в Кубинке (Московская область) и строящийся храмовый комплекс Св. блгв. вел. кн. Димитрия Донского в районе Северное Бутово (Москва). В первом случае храм Воскресения Христова построен в едином ансамбле с музеем, посвященным Великой Отечественной войне. Два здания объединяются общей площадью, а весь комплекс объединяет общая военная тематика, причем храм является высотной архитектурной доминантой комплекса, тогда как функциональной доминантой становятся парк и музей. Храм в объединении с парком и с музеем военной тематики может привлечь гораздо больше людей в дни, не связанные с большими церковными праздниками, и выполняет одновременно миссионерскую функцию. В комплексе в районе Северное Бутово храм и общественный центр объединяются архитектурно теплыми переходами в одно здание и единый ансамбль, кроме того, их объединяет спортивная и историческая тематика. Общественный центр будет составлять 90% функциональных зон, доминирующими станут спортивные зоны. Храм останется архитектурной визуальной высотной доминантой комплекса. А спортивная направленность общественного центра сможет привлечь и в комплекс, и в храм большее количество молодых людей.
Таким образом, к настоящему моменту накоплен огромный опыт по проектированию как духовных общественных центров и церковно-приходских комплексов, так и светских общественных центров. Есть множество примеров взаимодействия церковных и светских пространств, сложившихся исторически (наиболее часто так взаимодействуют музеи и церкви). Объединение на одной территории светского и церковно-при-ходского комплекса в единый архитектурный ансамбль в современной интерпретации является положительной тенденцией последних нескольких лет. Оно может быть выгодно как с духовной стороны, так и с социально-экономической точки зрения. Может стать частью градостроительной политики местности, когда исторические и современные светские и церковные объекты, находясь на одной территории или на близлежащих территориях, могут объединяться в духовно-общественный центр и становиться доминантой местности. При проектировании новых объектов тематические комплексы, предусматривающие сочетание в себе объектов государственной юрисдикции и объектов, находящихся в ведении Церкви, смогут предложить широкий и наиболее привлекательный функционал, адаптированный под современные реалии и запросы общества, который не всегда может предложить церковная организация в силу определенных ограничений. При новом подходе к строительству храм останется духовной доминантой места как воплощение православных тради-
ций храмовой архитектуры, при храме останется дом причта с основным или расширенным набором помещений, а светский общественный центр станет функциональной доминантой. При этом особенно важна тематическая программа такого объединения (историческая, культурная, спортивно-оздоровительная), в которой основными направлениями деятельности храма станут молитвенная, миссионерская, духовная и культурно-просветительская.
Библиография:
1. Архитектура русского православного храма / Н.Е. Антонова, Т.Н. Вятчанина, К.В. Рыцарев, А.С. Щенков; под общ. ред. доктора архитектуры А.С. Щенкова. - Москва: Памятники исторической мысли, 2013.
2. Бунин А.В. История градостроительного искусства. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. Т. 1 / А.В. Бунин, Т.Ф. Саваренская. - Москва: Стройиздат, 1979. -495 с.
3. Владислав Цыпин, прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды 1700-2005 гг. / Протоиерей Владислав Цыпин. - Москва: Сретенский монастырь, 2012. - 816 с. - ISBN: 978-5-7533-0364-6.
4. Глазычев B.JI. Социально-экологическая интерпретация городской среды / В.Л. Глазычев. - Москва: Наука, 1984. - 180 с.: ил. - (Соврем. проблемы биосферы).
5. Душин О.Э. Средневековые университеты: у истоков европейского высшего образования / О.Э. Душин // Вестник СПбГУ Серия 17. - 2013. - Вып. 2.
6. Ибелингс, Х. Европейская архитектура после 1890 года = European architecture since 1890 / Ханс Ибелингс; пер. с англ.: А. Георгиев. - Москва: Прогресс-Традиция, 2014. - 223 с.: ил. -ISBN 978-5-89826-419-2.
7. Культурно-досуговая деятельность: Учеб. для вузов культуры и искусств / Кандидаты пед. наук, доценты Т.Г. Васильева, Ю.Г. Волков, В.А. Волобуев [и др.]; под науч. ред. акад. А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. - Москва: МГУК, 1998. - 461 с.; 21 с. - ISBN 5-7196-0650-5.
8. Лежава И.Г. Функция и структура формы в архитектуре: специальность 18.00.01: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры / Лежава Илья Георгиевич; Московский архитектурный институт. - Москва, 1987.
9. Миропольский С.И. Очерк истории церковно-приходской школы: от ее возникновения на Руси до настоящего времени / С.И. Миропольский. - Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. - 405 с. - ISBN 5-7429-0115-1.
10. Папагеоргиу Г.К. Больничное дело и медицина в Византийской империи: [доклад] / Г.К. Папагеоргиу. - Текст: электронный // Духовное и врачебное наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого): Материалы 5-й научно-практической конференции, Купавна, 6 июня 2013 г. // Православие.ги: [сайт]. -URL: https://pravoslavie.ru/62069.html#:~:text=В%20IV%20в.%20 свт.%20Иоанн,учреждения%2С%20которые%20получили%20 н%Б (дата обращения: 07.04.2021).
11. Попов Д.И. Народные дома в России в начале ХХ века / Д.И. Попов // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. - 2019. - №3(23). - С. 97-105.
12. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Ч. 2 / И.К. Смолич. - Москва: Изд. Спасо-Преобр. Валаамск. монастыря, 1997. - С. 86-115.
И.А. Нечитайлова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0061
I.A. Nechitaylova
К вопросу о способах восстановления утраченного купола храма в с. Будимирово Тверской области
On the question of how to restore the lost dome of the temple in the village. Budimirovo, Tver region
Ключевые слова: реконструкция, купол, храмовое зодчество, ротонда, церковь, деревянные конструкции. Keyword: reconstruction, dome, temple architecture, rotunda, Church, wooden structures.
Аннотация: В статье доказывается необходимость восстановления утраченного купола церкви в с. Будимирово с соблюдением норм научной реставрации и учетом анализа мирового историко-архитектурного опыта. Abstract: The need to restore the lost dome of the church in the village of Budimirovo requires compliance with the norms of scientific restoration and an appeal to the analysis of world historical and architectural experience.
Восстановление, консервация, реконструкция памятников архитектуры - невероятно актуальная тема во все времена. Меняются взгляды историков и реставраторов, появляются новые строительные возможности. Все это влечет за собой необходимость находить новые архитектурные решения при разработке проектов реставрации и реконструкции.
Современная повестка требует глубокого изучения истории объекта, анализа данных и критической оценки найденной информации. При исследовании памятника нужно точно определить его первоначальный облик и причины, по которым он этот облик приобрел.
Объектом исследования является церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в с. Будимирово Ка-лязинского района Тверской области. Возведенная в 1819-1827 гг., эта церковь неоднократно перестраивалась (в последней четверти XIX в. и в начале XX в.).
Согласно документам, в 1790 г. здесь стояла деревянная шатровая церковь, которая сгорела в 1813 г. [4, с. 274-276]. Затем по просьбе священнослужителей и прихожан губернский архитектор Н.Н. Легран выполнил проект новой каменной трехпрестольной церкви в стиле зрелого классицизма (рис. 1). Церковь имела продольно-осевую композицию, помещение для моля-