ВЕСТНИК КАЗГУКИ №2 2023 Раздел II. Искусствоведение
УДК: 1599:793
А.Л. Кучеренко
К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
В данной статье обосновывается важность развития для современного человека эмоционального интеллекта, от которого зависит в итоге его социальная самореализация. Отмечается, что до настоящего времени в науке нет единого подхода к определению понятия «эмоциональный интеллект». Автор утверждает, что поскольку членами общества движут аффективно-эмоциональные мотивы, то полноценное выражение эмоций способно обеспечить внутреннюю удовлетворенность, развитие и социальную успешность личности. Особое внимание отводится результатам социологического исследования, направленного на определение осведомленности студентов об актуальности эмоционального интеллекта и способах его развития. В качестве одного из эффективных средств повышения эмоциональной грамотности автор считает танец, поскольку этот вид искусства гармонично сочетает в себе физическое, умственное и эмоциональное начало личности. В статье рассматриваются два танцевальных направления: испанский танец фламенко и аргентинское танго, поскольку они оба обладают богатой палитрой эмоциональной выразительности и включают в себя импровизацию. Материалы данной работы могут быть рекомендованы для включения в академические курсы культурологии, психологии, кинезиологии, а также для широкой аудитории, интересующейся вопросами арт-терапии и эмоционального интеллекта.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, уровень эмоционального интеллекта, способы развития, эмоции, контроль и выражение эмоций, искусство, танец, испанский танец фламенко, аргентинское танго, социологическое исследование, уровень
Anastasia L. Kucherenko TO THE QUESTION OF THE MEANS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT
This article highlights the relevance of the development of the so-called emotional intelligence for an individual as a member of our modern society. It is noted that until now there is no common approach to the definition of the concept of «emotional intelligence» among scientistsю Meanwhile, the level of its development ultimately defines social self-realization of an individual. The author notes that since members of society have an affective-emotional nature, the full expression of emotions is both an organizing and motivating factor in their behavior being also a factor of personal development and relationship with the world around him. Particular attention in the article is paid to the results of the sociological research conducted by the author among the student audience, aimed at determining the students' awareness of emotional intelligence urgency and the ways of its development. The author considers dancing art as one of the effective means of increasing the level of emotional literacy, since this kind of art harmoniously combines the physical, mental and emotional principles of the personality. The article presents two dancing styles: Spanish flamenco dance and Argentine tango, since both of them have a rich spectrum of emotional expressiveness and include improvisation.
The materials of this work can be recommended for inclusion in academic courses on Cultural Studies, Psychology, Kinesiology, as well as for a wide audience interested in art therapy and emotional intelligence.
Key words: emotional intelligence, emotional intelligence level, means of development, emotions, control and expression of emotions, эмоции, art, dance, Spanish flamenco dance, Argentinian tango, sociological research
Введение
Понятие эмоционального интеллекта как способности осознавать свои эмоции и мотивации и других людей для решения практических задач вошло в научный дискурс относительно недавно. Так, эмоциональный интеллект, относящийся к «гибким навыкам» (англ. soft skills) наряду с навыком делового общения, считается сегодня одним из ключевых условий успешности личности в современном социуме.
Тема исследования эмоционального интеллекта представляется в настоящее время
актуальной, поскольку современный стиль жизни, акцентирующий, прежде всего, рациональное начало личности и логическое мышление, заметно подавляет эмоциональную сферу, которая в таких условиях кажется несущественной и даже мешающей достижению социального успеха. Между тем, для психофизической целостности своей личности человеку необходимо противостоять вызовам времени и уметь адекватно распознавать и направлять свои эмоции - то есть иметь развитый эмоциональный интеллект.
Целью данного исследования является по-
пытка разобраться в вопросе, что представляет собой эмоциональный интеллект, а также предложить искусство танца в качестве одного из способов его развития. Задачи исследования заключаются в том, чтобы рассмотреть некоторые аспекты эмоционального интеллекта в определении различных исследователей, а также по результатам социологического исследования.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые в научном контексте такие танцевальные направления, как испанское фламенко и аргентинское танго анализируются с точки зрения их практического использования для развития эмоционального интеллекта.
Материалы и методы
При попытке дать определение эмоционального интеллекта данная работа опирается на метод типологического анализа, выявляя различные стороны данного явления, представленные в работах современных ученых. Кроме того, для этой цели используется метод социологического исследования - анкетирование - раскрывающий специфику восприятия эмоционального интеллекта студенческой аудиторией. При рассмотрении танца в качестве средства развития эмоционального интеллекта используется метод культурологического анализа, выявляющий определенные свойства танца, акцентирующий эмоциональную восприимчивость личности.
Литературный обзор
Данная статья написана на основе отечественных и зарубежных источников, включающих работы по фундаментальному исследованию эмоций У. Джеймса, В.К. Вилюнаса, а также труды авторов, анализирующих зарождающийся научный феномен эмоционального интеллекта: В.И. Петрушин, Е.М. Макарова, П.Дж. О' Коннер, А. Хакан, Р. Гилар-Корби. Кроме того, особую ценность для данной статьи представляют работы авторов, рассматривающих танец в качестве эффективного средства для развития эмоциональной сферы. Так, Г.Р. Муртазина рассматривает использование танца фламенко в арт-терапии, а А.С. Фомин рассматривает танец в педагогических целях; В.И. Слыханова описывает гармонизирующие свойства русского народного танца, а Кох Йонгсун - танго; О. Уолтер, а также Б. Сан Хуан анализируют взаимосвязь танца и эмоционального интеллекта. Примечательно, что научные работы, исследующие танец в контексте эмоционального интеллекта относятся
к достаточно недавнему периоду, что свидетельствует о новизне данной темы в научном дискурсе.
Результаты
В научной литературе, как иностранной, так и российской попытки объяснить природу эмоций предпринимались многими исследователями, в том числе Д. Мацумото, К.Э. Изар-дом, В.К. Вилюнасом, Б.И. Додоновым, Л.С. Рубинштейном и др. Традиционно признается, что эмоции проявляются, когда в жизни человека происходит что-то значимое для него.
Следует заметить, что изучение эмоциональной составляющей личности затрудняют терминологические расхождения. Разногласия начинаются уже при попытке уточнить характер и меру значимости события, способствующего проявлению эмоций.
По мнению Д. Мацумото, эмоции - это внутренние переживания индивида, имеющие для него определенную ценность [5].
Из этого следует, что события, происходящие с человеком, так называемые внешние эмоциональные возбудители, неизбежно вызывают у него ответную реакцию. Если этого не происходит, то скрытые эмоции могут привести к негативным явлениям в его психике. По мнению автора, постоянное угнетение своих эмоциональных порывов, их блокировка искажает чувства индивидуума, которые он пытается выразить.
Освободиться от блокированных эмоций человек способен, только дав им возможность проявиться. Не случайно У. Джеймс считал так называемый эмоциональный взрыв средством разрушения укоренившихся привычек [1: 456-465]. Подобное сильное проявление эмоций дает человеку хорошую возможность осознать свое поведение и, при желании, даже изменить его.
Эмоции могут быть выражены посредством художественного творчества. Искусства способствует их проявлению. Заметим, что знание этого находит практическое применение в современной арт-терапии.
Необходимо отметить, что эмоциональный интеллект является малоизученным социальным явлением, несмотря на то, что проблема достаточно актуальна. Как социологами, так и психологами доказано, что в современном обществе не столько сам интеллект, сколько его эмоциональная составляющая обеспечивает успешность индивидуума в социуме. Долгое время считалось, что современный человек достигает поставленных целей только благодаря своему интеллекту,
управляющему его поведением. Однако нельзя не согласиться с существованием извечного единоборства разума и эмоций. А отсюда недалеко и до признания того факта, что именно эмоциональный интеллект обеспечивает наиболее успешную реализацию личности в обществе.
В свое время Л.С. Рубинштейн и А.А. Леонтьев, изучавшие взаимодействие эмоциональных и когнитивных процессов, подметили крайнюю важность проявляемых человеком эмоций. Причем как в социальной жизни, так и в исследовательской деятельности.
Уже доказано, что эмоции - это всего лишь средство, благодаря которому сотрудничают между собой организм человека и его мозг. Так называемый интеллект позволяет личности мыслить.
Отсюда, по мнению Е . М . Макаровой , следует, что эмоциональный интеллект - это совокупность ментальных способностей к пониманию эмоций и к управлению эмоциональной сферой [2].
На наш взгляд, к данному определению следует также добавить, собственно, потребность индивида в расширении своей эмоциональной сферы, а также осознанную им необходимость направлять свои эмоции в определенное русло, находя адекватное отношение к различным эмоционально-окрашенным ситуациям.
Как отмечает В.И. Петрушин, человек с развитым эмоциональным интеллектом способен осознавать различные эмоциональные состояния [4].
Такой индивидуум, как правило, верно оценивает и пытается контролировать свои эмоции, избегая негативных последствий, особенно опасных для его психического состояния, но также и для физического.
В то же самое время, человек, неразвитый эмоционально, не понимает окружающих его людей, а порой даже и самого себя. Ему свойственна низкая самооценка, неуверенность, часто присутствует чувство вины за свои поступки. Все это, несомненно, мешает нормальной жизнедеятельности человека в обществе.
По мнению некоторых зарубежных ученых, к которому присоединяется автор, уместно говорить об эмоционально-социальном интеллекте как о многоаспектной совокупности определенных навыков, которые способствуют пониманию человеком своего места в обществе. В нее входят чувство собственного достоинства, психоэмоциональная гибкость,
стрессоустойчивость, ответственность за принятие решений и др.
Приведем в пример исследование, проведенное по заказу одной из международных компаний [8]. В результате его был сделан вывод, что повышение уровня эмоционального интеллекта необходимо для топ-менеджеров. Это позитивно сказывается на принятии ими управленческих решений, способствует формированию новых идей.
Отметим, что когда речь заходит об измерении уровня эмоционального интеллекта, то возникает множество методологических сложностей и противоречий. Действительно, как можно измерить столь подвижную субстанцию, как эмоция, да еще и с определенной точностью?
Австралийские ученые в этой ситуации рекомендуют определенные психометрические тесты [11]. Выполнение предложенных ими заданий позволяет определить как типичное проявление эмоций человека в повседневном общении, так и проявление эмоций в условиях внезапного стресса, который он может испытывать.
Между тем, привычные всем нам социальные нормы, регламентирующие общественную жизнь, препятствуют, а то и напрямую запрещают проявление бурных эмоций. По мнению В.И. Петрушина, скрытые эмоции как бы «оседают» в тех или иных органах человеческого организма [4]. Несомненно, что в итоге это приводит к соматическим заболеваниям и хроническим неврозам, которые рано или поздно проявятся.
По мнению автора данной статьи, этим негативным процессам можно и нужно противопоставить танец. Именно он способен воспроизводить различные эмоциональные переживания у человека и развивать их.
Окружающий нас мир характеризуется компьютеризацией всех сфер жизни. Оборотной стороной данного явления являются эмоциональная неразвитость личности, утрата навыка живого общения, различные психологические зависимости.
Противопоставить этому, образно говоря, технологическому нашествию следует целенаправленное развитие эмоционального интеллекта личности. По мнению автора, именно он бросает вызов искусственному интеллекту, выигрывая в тех областях, где требуются человеческое участие, чуткость, сопереживание и т.д. Одним из возможных способов достижения этого является такой вид искусства, как танец.
В период с 2020 по 2023 год автором методом анкетирования было проведено социологическое исследование в нескольких российских вузах. Всего в нем приняли участие 200 студентов, обучающихся по специальностям «сервис», «реклама и связи с общественностью», «актерское искусство», «продюсер-ство», «лингвистика».
Подавляющему большинству участников опроса (75%) оказалось известно понятие «эмоциональный интеллект». Преобладают те, кто считают его «способностью точно определять эмоциональные состояния, как свои, так и окружающих» (72%). Однако некоторые (18%) принимают его скорее за «глубокую эмоциональность личности».
Участвующие в опросе студенты согласились, что для их будущих профессий необхо-
Рассмотрим более подробно развитие эмоционального интеллекта посредством танца. Начнем с того, что проявление эмоций требуется исполнителю не только в заключительной стадии, когда он выходит на сцену, но уже при первом знакомстве с хореографией танца, во время репетиций. Истинную артистичность танцу придают те хореографические движения, которые им осознанны и прочувствованы. В противном случае зрители будут видеть только наигранность, механически заученные движения.
Нельзя не согласиться с мнением В.И. Слы-хановой, что по-настоящему выразительный танец является своеобразной коллекцией субъективных внутренних переживаний, продемонстрированных исполнителем [6]. Несомненно, это требует от последнего эмоционального интеллекта, проявления творческого начала. И, разумеется, импровизации.
По мнению О. Уолтер, уникальным гармонизирующим свойством обладает народный танец [13]. Действительно, расстановка по кругу образует пространство, насыщенное доверием, сопричастностью и единением. А это способствует психологическому настрою танцоров на определенные эмоции.
дим хорошо развитый эмоциональный интеллект. Ведь их будущая деятельность тесно связана с общением с людьми.
Заметим, что среди прочих профессиональных сфер, где требуется высокий уровень эмоционального интеллекта, были названы образование (66%), торговля (62%), здравоохранение (33%), политика (28%).
Что касается способов развития эмоционального интеллекта, то из нескольких предложенных вариантов анкеты большинство респондентов поставили на первое место искусство (См. таб.1). Также были отмечены «общение с друзьями», «участие в актерских тренингах», «участие в психологических тренингах». Это свидетельствует о том, что участники опроса считают важным развитие эмоционального интеллекта.
Таблица 1
Другим результативным способом для развития эмоционального интеллекта посредством танца автор считает аргентинское танго.
Этот чувственный и темпераментный парный танец не только красив и выразителен, но имеет целый ряд терапевтических эффектов. Некоторые из них координируют психомоторную функцию организма, что в современной медицине используется, в частности, для профилактики и лечения болезни Паркинсона. В области эмоционального интеллекта танго развивает способность слышать и понимать партнера без слов. Современной женщине танго помогает научиться не только предугадывать намерения партнера, но и подчиняться ему, не чувствуя себя ущемленной. Нередко на занятиях танго партнерше в паре предлагается танцевать с закрытыми глазами, для того чтобы развивать интуитивное восприятие движения и эмоциональную связь с ведущим ее партнером. В свою очередь, мужчинам этот танец позволяет почувствовать себя лидером в паре, чувствовать ответственность за свои действия. Отметим, что характерные
Способы развития эмоционального интеллекта
Занятия различными видами искусства (музыка, живопись, танец, драма) 87%
Посещение театров и музеев 82%
Чтение художественной литературы 44%
Беседы с психологами 25%
Участие в актерских тренингах 12%
Участие в психологических тренингах 18%
Общение с друзьями 64%
круговые движения танца обостряют способность быстро принимать решения. Таким образом, танго учит обоих танцоров доверию в партнерских отношениях, что является важной частью эмоциональной жизни человека.
Хочется отметить, что многие современные зарубежные исследователи сходятся в том, что танец является эффективным средством развития эмоционального интеллекта. Так, по мнению А. Хакан, танец является сплавом телесных проявлений, эмоций и разума [9]. Действительно, хореографические движения способствуют проявлению эмоционального начала танцора, точно так же, как сам танец приводит к единению его душу и тело.
Роль танца в качестве ценного ресурса для развития эмоционального интеллекта также признает Б.С. Хуан [12].
Несомненно, что танцоры с течением времени приобретают контроль над своими эмоциями, а также начинают лучше понимать эмоциональное состояние других людей. Исследования доказали, что даже люди, пренебрегающие танцами, отстают по эмоциональному интеллекту от тех, кто постоянно танцует.
Многие исследователи едины во мнении, что танец необходимо внедрять в школах и вузах [7]. Уроки танцев, помимо физической нагрузки, которой зачастую не хватает учащимся, стимулируют развитие эмоционального интеллекта, что помогает успешной социализации в обществе.
В своих предыдущих публикациях автор уже обосновывал ряд подобных компонентов, присущих танцу фламенко. И, в частности, отмечал, что экспрессивная и психорегулирую-щая функции фламенко способствуют свободному выражению эмоций и чувств, снятию психического и физического напряжения, релаксации танцоров. Причем это имеет особую ценность не столько в коммуникативном аспекте, сколько в аспекте самовыражения, помогая исполнителю «выплеснуть наболевшее».
Данная функция танца фламенко реализуется в танцевально-двигательной терапии, способствуя психологической коррекции личности. В результате «выплеска» энергии и эмоций происходит обогащение эмоционального опыта, наступает эмоциональная разрядка, и закрепляется позитивный настрой. В результате повышается уверенность человека в себе.
Отметим, что, снимая физическое и эмоциональное напряжение в танце, индивидуум зачастую решает свои психологические проблемы, быть может, существующие уже длительное время. Именно поэтому танец фламенко представляется автору одним из наиболее подходящих для развития эмоционального интеллекта средств. Его эмоциональная палитра необычайно богата, а импровизационный потенциал чрезвычайно велик.
В то же самое время Г.Р. Муртазина отмечает в танце фламенко наличие холистического принципа [3]. В данном контексте танец фламенко, несомненно, способствует гармонизации мыслей, чувств и ощущений.
Для активизации эмоционального интеллекта посредством танца фламенко можно порекомендовать танцевальную импровизацию на самые различные темы. Импровизируя, танцоры воплощают на сцене яркие образы и переживают соответствующие эмоции.
Танцевальная импровизация расширяет понятийный аппарат эмоций. А это, по мнению В.И. Петрушина, является важнейшим условием для развития эмоционального интеллекта [4].
Согласимся, что пополнение так называемой «копилки эмоций», в конечном счете расширяет область чувств, которые переживает индивидуум .
Танец фламенко помогает взглянуть исполнителю на собственные эмоции как бы со стороны. Отслеживая свое эмоциональное состояние, танцор неизбежно учится контролировать эмоции в повседневном существовании. Зададимся вопросом: не это ли является одним из секретов счастливой жизни?
Таким образом, приходим к выводу, что посредством системы ритмопластических символов танца человек имеет возможность выразить свой внутренний мир, свое сознательное и подсознательное Я.
Обсуждение
Положения данного исследования были представлены и обсуждены на международной научной конференции «Теории и практики современного искусства» в Российском государственном гуманитарном университете (г. Москва) в октябре 2021 г., а также на научном лингвистическом семинаре кафедры межкультурных коммуникаций и переводо-ведения Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Владивосток) в мае 2020 г.
Заключение социальным ресурсом нашего времени. Как
Таким образом, можно резюмировать, что один из видов искусства, он способствует развитый эмоциональный интеллект помога- укреплению психологического здоровья, раз-ет человеку поддерживать позитивный пси- витию творческого потенциала и, что не ме-хологический настрой, налаживать дружеские нее важно, эмоционального интеллекта. личные и деловые контакты, продуктивно В качестве рекомендаций для дальнейших работать, осознавая стоящие перед ним цели исследований в этой сфере можно предло-и добиваясь успешных результатов в работе. жить рассмотрение двух других видов искус-Иными словами, от развитого эмоционально- ства, как например, вокал и живопись, широко го интеллекта во многом зависит жизненный применяющихся в настоящее время в арт-успех современного человека. В этой связи терапии, с целью выявления взаимосвязи танец, столь богато насыщенный эмоциями, между данными направлениями и развитием следует признать пока еще недооцененным эмоционального интеллекта.
Литература:
1. Джеймс У. Общая психология. Тексты. В 3 т. Т. 2. Субъект деятельности. Кн. 1/отв. ред. В.В. Петухов.
- М.: УМК «Психология», 2002. - 527 с.
2. Макарова Е.М. Особенности эмоционального интеллекта подростков, занимающихся танцами // Сборник материалов XVIII региональной научно-практической конференции «Молодёжь XXI века: шаг в будущее». - Благовещенск, 2017. - С. 289-290.
3. Муртазина Г.Р. Танцетерапия как вид кинезитерапии (на примере танца фламенко) // Сборник материалов электронной научной конференции с международным участием «Арт-терапия как фактор формирования социального здоровья». - Казань, 2016. - С. 261-267.
4. Петрушин В.И. О развитии эмоционального интеллекта в процессе музыкальных занятий // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование - № 2 (14), 2016. - С. 68-82.
5. Психология эмоций: сб. / под ред. В.К. Вилюнаса Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
- 288 с.
6. Слыханова В.И. Русский народно-сценический танец в контексте региональной культуры России: традиции и новаторство: автореф. дис. ... кандидата культурологии [Гос. академия славянской культуры]
- Москва, 2012. - 29 с.
7. Фомин А.С., Фомин Д.А. Полифункциональное исследование танца в профессиональном педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. - № 4, 2012. - С. 129-133.
8. Gilar-Corbi R., Pozo-Rico T., Sánchez B., Castejón J-L. Can Emotional Intelligence be Improved? A Randomized Experimental Study of a Business-Oriented EI Training Program for Senior Managers // PLoS ONE. -2019. -14(10): e0224254. URL:https://doi.org/10.1371/journal.pone.0224254 URL:https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0224254
9. Hakan А., Bilgen D. Effects of Dance Education on Emotional Intelligence Related Outcomes // Journal of Gender and Interdisciplinarity. - 2021. -Vol. 2 No. 01 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URl:https://yandex.ru/search/?text=effects+of+dance+education+on+emotional+intelligence+related+outcome s&lr=2&clid=2388102-287&win=432 (дата обращения: 12.10.2021).
10. Koh Youngsoon, Kim Soo, Noh Geunwoong (2018) Tango Therapy: Current Status and the Next Perspective // Journal of Clinical Review and Case. -2018. - D0I:10.33140/JCRC/03/08/00005 [Электронный ресурс].
- Режим доступа: URL:https://www.researchgate.net/publication/334694643_Tango_Therapy_Current_ Sta-tus_and_the_Next_Perspective_Review_Article_Corresponding_author (дата обращения: 10.10.2021).
11. O'Connor P.J., Hill A., Kaya M. and Martin B. The Measurement of Emotional Intelligence: A Critical Review of the Literature and Recommendations for Researchers and Practitioners // Front. Psychol. - 2019. - 10:1116. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01116 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2019.01116/full (дата обращения: 17.10.2021).
12. San Juan B., P. Hipola Emotional Intelligence and Dance: a Systematic Review // Research in Dance Education. - 2019. - 201921(1):1-25, DOI:10.1080/14647893.2019.1708890 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.researchgate.net/publication/338153907_Emotional_intelligence_and_dance_a_ systematic_review (дата обращения: 25.10.2021).
13. Walter O., Sat E. Dance and its Influence on Emotional Self-control and Regulation and Emotional Intelligence Abilities among Early Childhood-aged Children // International Journal of Arts & Sciences. - 2013. - ISSN: 1944-6934 : 6(4):77-97 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://www.universitypublications.net/ ijas/0604/pdf/P3G53.pdf (дата обращения: 29.10.2021).
References:
1. Dzhejms U. Obshhaya psixologiya. Teksty\ V 3 t. T. 2. Sub"ekt deyatePnosti. Kn. 1/otv. red. V.V. Petuxov. -M.: UMK «Psixologiya», 2002. - 527 s.
2. Makarova E.M. Osobennosti e'mocionaFnogo intellekta podrostkov, zanimayushhixsya tanczami // Sbornik materialov XVIII regionaPnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Molodyozh XXI veka: shag v budush-hee». - Blagoveshhensk, 2017. - S. 289-290.
3. Murtazina G.R. Tanceterapiya kak vid kineziterapii (na primere tancza flamenko) // Sbornik materialov e'lektronnoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodny'm uchastiem «Art-terapiya kak faktor formirovaniya so-ciaFnogo zdorovya». - Kazan', 2016. - S. 261-267.
4. Petrushin V.I. O razvitii e'mocionaFnogo intellekta v processe muzy'kaPny'x zanyatij // Vestnik kafedry' YuNESKO Muzy'kal'noe iskusstvo i obrazovanie - № 2 (14), 2016. - S. 68-82.
5. Psixologiya e'mocij: sb. / pod red. V.K. Vilyunasa Yu.B. Gippenrejter. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1984. - 288
s.
6. Sly'xanova V.I. Russkij narodno-scenicheskij tanecz v kontekste regionaFnoj kuPtury' Rossii: tradicii i no-vatorstvo: avtoref. dis. ... kandidata kuFturologii [Gos. akademiya slavyanskoj kul'tury'] - Moskva, 2012. - 29 s.
7. Fomin A.S., Fomin D.A. PolifunkcionaFnoe issledovanie tancza v professionalem pedagogicheskom obra-zovanii // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - № 4, 2012. - S. 129-133.
8. Gilar-Corbi R., Pozo-Rico T., Sánchez B., Castejón J-L. Can Emotional Intelligence be Improved? A Randomized Experimental Study of a Business-Oriented EI Training Program for Senior Managers // PLoS ONE. -2019. -14(10): e0224254. URL:https://doi.org/10.1371/journal.pone.0224254 URL:https://journals.plos.org/plosone/ article?id=10.1371/journal.pone.0224254
9. Hakan A., Bilgen D. Effects of Dance Education on Emotional Intelligence Related Outcomes // Journal of Gender and Interdisciplinary. - 2021. -Vol. 2 No. 01 [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: URl:https://yandex.ru/search/?text=effects+of+dance+education+on+emotional+intelligence+related+outcome s&lr=2&clid=2388102-287&win=432 (data obrashheniya: 12.10.2021).
10. Koh Youngsoon, Kim Soo, Noh Geunwoong (2018) Tango Therapy: Current Status and the Next Perspective // Journal of Clinical Review and Case. -2018. - DOI:10.33140/JCRC/03/08/00005 [E'lektronny'j resurs]. -Rezhim dostupa: URL:https://www.researchgate.net/publication/334694643_Tango_Therapy_ Cur-rent_Status_and_the_Next_Perspective_Review_Article_Corresponding_author (data obrashheniya: 10.10.2021).
11. O'Connor P.J., Hill A., Kaya M. and Martin B. The Measurement of Emotional Intelligence: A Critical Review of the Literature and Recommendations for Researchers and Practitioners // Front. Psychol. - 2019. - 10:1116. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01116 [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: URL:https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2019.01116/full (data obrashheniya: 17.10.2021).
12. San Juan B., P. Hipola Emotional Intelligence and Dance: a Systematic Review // Research in Dance Education. - 2019. - 201921(1):1-25, DOI:10.1080/14647893.2019.1708890 [E'lektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL:https://www.researchgate.net/publication/338153907_Emotional_intelligence_and_dance_a_systematic_re view (data obrashheniya: 25.10.2021).
13. Walter O., Sat E. Dance and its Influence on Emotional Self-control and Regulation and Emotional Intelligence Abilities among Early Childhood-aged Children // International Journal of Arts & Sciences. - 2013. - ISSN: 1944-6934 : 6(4):77-97 [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: URL:http://www.universitypublications.net/ijas/0604/pdf/P3G53.pdf (data obrashheniya: 29.10.2021).
УДК 7.038
Н.С. Попова
ПРАКТИКА АБСТРАГИРОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НОН-ФИГУРАТИВИЗМА В ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА
В статье проводится сопоставление практики абстрагирования с методами исследования, которые использовали художники и исследователи нон-фигуративизма в искусстве ХХ века. Автор дает характеристику периодов истории абстракционизма и выявляет специфику использования указанных практик абстрагирования и методов исследования беспредметного искусства. В результате проведенной аналитики были выявлены особенности использования методов формализма, психоанализа, феноменологии и структурализма для анализа периодов развития абстрактной живописи. В рамках формализма и психоанализа творчество художника воспринимается как личный эксперимент.
Автор отмечает, что в разные периоды истории абстрактного искусства сложились конкретные стратегии абстрагирования, которые доступны для использования современными авторами. Формальный метод предполагает постановку автором художественной задачи, объектность беспредметной формы, временную дистанцию, отведенную зрителем на «узнавание» и понимание произведения. Психоаналитический метод позволяет автору сосредоточиться на собственном состоянии и таким образом снижает роль художественного образа в произведении искусств. Феноменология усиливает роль авторского восприятия пространства и времени в создании произведения. Структурализм позволяет воспринимать