О РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
В. И. Петрушин,
Московский педагогический государственный университет
Аннотация. Эмоциональный интеллект рассматривается как духовная способность, связанная с пониманием человеком как своих переживаний, так и переживаний других людей. Умение управлять своими переживаниями составляет сущность эмоционального интеллекта. В статье раскрываются теория и практика развития эмоционального интеллекта средствами музыки. Алекситимия и аддикция являются антиподами положительного полюса эмоционального интеллекта, лежащими от него на противоположном конце шкалы. Низкая самооценка, неуверенность в себе, чувство вины и стыда переполняют внутренний мир алекситимиков и аддиктов, лишая их возможности нормально функционировать в социуме. Музыка при помощи своих выразительных средств способна моделировать основные эмоциональные состояния-переживания, а следовательно, может быть использована в качестве инструмента для развития эмоционального интеллекта. Музыкальные пластические упражнения, направленные на развитие способности к распознаванию эмоций и управлению ими, развивают эмоциональный интеллект.
68
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, понимание и распознавание эмоций, моделирование эмоций средствами музыки, методы развития эмоционального интеллекта средствами музыки.
Abstract. Emotional intelligence is regarded as the spiritual ability related to a person's understanding of how their experiences and the experiences of other people. The ability to manage their feelings is the essence of emotional intelligence. The article reveals the theory and practice of emotional intelligence development by means of music. Alexithymia and addiction is defined as dependence on something or someone, are opposites of the positive r ole of emotional intelligence, lying him on the opposite end of the scale. Low self-esteem, self-doubt, feelings of guilt and shame overwhelm the inner world of alexithymia and addicts and deprive them of the normal functioning in society. Music with the help of his means of expression capable of modeling basic emotional States-feelings. This gives the opportunity to use music as a tool for the development of emotional intelligence. Musical and plastic exercises for developing the ability to recognize and manage emotions, can develop emotional intelligence.
Keywords: emotional intelligence, understanding and recognition of emotions, modeling emotions by means of music, methods of development of emotional intelligence through music.
Смена общественного тренда
Современный мир, усложняющийся с каждым новым этапом своего развития, пронизан идеями рационального управления, не оставляющего без внимания ни одного явления быстротекущей жизни. Прошли годы, прежде чем точка зрения на рассматриваемую проблему сместилась в другую сторону. Теперь уже не столько сам интеллект, сколько его опосредо-ванность эмоциональными переживаниями становится ведущим трендом научных исследований.
Эмоциональный интеллект - горячая тема в сегодняшних дискуссиях педагогов и психологов. Долгое время бытовало представление, что разумный человек - это тот, который достигает своих целей благодаря своему интеллекту, управляющему его поведением. Борьба голоса разума и голоса сердца, то есть требований, исходящих от условностей социума и желаний наивной души, происходит во внутреннем мире человека, малодоступном для неискушённого внешнего наблюдателя. Чаще всего в этой борьбе побеждает чувство, и в народной пословице, видимо, не зря говорится: «Ум у сердца в дураках».
В Библии, в Книге Притчей Соломоновых, мы находим примеры, относящиеся к сфере эмоционального интеллекта: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает» (Притч. 15:1); «Долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собой лучше завоевателя города» (Притч. 16:32) [1].
Простые житейские наблюдения свидетельствуют, что высокий уровень интеллекта далеко не всегда связан с представлениями, относящими-
ся к понятию «жизненный успех». Часто лица, не владеющие особыми академическими знаниями, добиваются в жизни больше, чем те, кого называют «ботаниками», «умниками» и «умницами». Оказывается, академические успехи - в школе, вузе - это ещё «не всё». Гораздо важнее умение чувствовать и понимать людей, находить с ними общий язык, завязывать контакты и знакомства, короче - располагать людей к себе.
Общественное мнение в наши дни всё чаще приходит к заключению, что в развитии личности как отдельного человека, так и группы единомышленников, в сплочении коллектива, в решении проблем эмоционального выгорания и в разрешении конфликтов любого уровня пальма первенства принадлежит не разуму, а эмоциям. От того, насколько точно и умело человек может распознавать свои эмоции и умно управлять ими, во многом зависит его жизненный успех.
Значение чувств (гнева, печали, радости) в ситуациях разного рода переживаний (обиды, зависти, ревности, несправедливости) привело к возникновению понятия эмоциональный интеллект (ЭИ). Наличие этого образования как у отдельного человека, так и у целого коллектива помогает тому и другому создавать позитивный настрой, поддерживать дружеские контакты, обладать высокой работоспособностью и организовывать индивидуальную и совместную работу так, чтобы добиваться в ней значимых результатов.
Интеллект как особая характеристика личности в современной психологии рассматривается в трёх видах: коэффициент интеллекта (intelligence quotient - IQ), коэффициент эмоцио-
69
нальности (coefficient emotionality -EQ) и эмоциональный интеллект (emotional intelligence - EI) [2].
Первый вид интеллекта - показатель умственного развития, который может быть измерен при помощи соответствующих психологических тестов, таких, например, как ШТУР (Школьный тест умственного развития). Второй вид - показатель общего уровня эмоциональных проявлений, связанных с темпераментом. Третий -показатель способности человека принимать решения, обращаясь при этом к своим переживаниям и руководствуясь собственной интуицией.
Эмоции человека могут быть как помощниками, способствующими жизненному успеху, так и злейшим врагом, проваливающим грандиозные замыслы и планы. Так, неспособность справиться с завистью толкает человека на преступление, неумение преодолеть свой страх перед началом перспективного дела лишает человека возможных лавров победителя, а неумение справляться со своей ревностью может оставить человека без 70 любви и потомства.
Эмоции, выходящие из-под контроля, - главный сюжет многих эпо-сов, драм и трагедий, романов и театральных постановок, показывающих, насколько слаб оказывается разум человека перед океаном страстей, бушующих и поднимающихся из глубин его души.
С другой стороны, эмоциональное выгорание, повсеместно наблюдаемое у многих наших современников, работающих в государственных и частных компаниях, в школах и больницах, в банках и страховых компаниях, - это своего рода плата членов социума за пренебрежение к сфере эмо-
ций и тем знаниям, которые касаются желаний души и велений сердца.
Как верно подметил М. Кетс де Врис в своей работе «Мистика лидерства. Руководство эмоциональным интеллектом», «капля эмоций может быть более эффективна, чем тонна фактов» [3, с. 46].
Из истории вопроса
В 30-е годы прошлого века Л. С. Выготский в своих работах указывал на наличие в сознании динамической смысловой системы, объединяющей в себе аффективные и интеллектуальные процессы. В 60-е годы взаимодействие эмоциональных и когнитивных процессов исследовали С. Л. Рубинштейн и А. А. Леонтьев, которые отмечали важность эмоций в исследовательском процессе и их влияние на результативность научной деятельности. Продолжая эти исследования, В. Д. Шадриков в работе «Психология деятельности и способности человека» использовал понятие «духовные способности», определив его как способности, направленные на познание других людей и возможность эффективно взаимодействовать с ними [4]. Духовные способности можно рассматривать как синоним эмоционального интеллекта, применяемый в рамках другой терминологии.
Тем не менее, несмотря на важные открытия отечественных психологов, исторически сложилось так, что пальма первенства в разработке проблем эмоционального интеллекта принадлежит американским учёным. В 1973 году американский психолог Питер Сифнеос, исследуя особенности эмоциональной сферы больных, имеющих психосоматические заболевания, обратил внимание на то, что таким
больным трудно выявлять и идентифицировать свои чувства и переживания. Подобные симптомы были обозначены им термином «алекситимия» [5]. Его составляющими стали три греческих слова: а - отрицание, lexis -слово, thymos - душа, чувство.
Алекситимикам, как было установлено П. Сифнеосом и его последователями, бывает сложно вербализовать свои чувства, то есть рассказать о том, что они испытывают при взаимодействии как с социумом, так и со своим внутренним миром. Им трудно отличить чувство голода от жажды, печали от скуки, недовольство собой от недовольства окружающими.
Налагаемые культурными нормами запреты на открытое проявление в социуме сильных чувств и страстей приводят человека к тяжелым неврозам, нередко заканчивающимся психосоматическими болезнями. Невыраженная эмоция, возникшая под влиянием разного рода конфликтов и стрессов, соматизируется, как бы «оседает» на каком-либо органе человеческого тела, что в конце концов приводит организм к заболеванию.
В зрелом возрасте под давлением неотработанных эмоций ослабевает иммунитет и, как следствие, возникают психосоматические заболевания. Инсульты и инфаркты, ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет, бронхиальная астма и язвенный колит - вот далеко не полный перечень психосоматических заболеваний лиц, которые ради соблюдения общественных приличий ведут себя сдержанно, не выражая своих эмоций вовне. Это расплата за соблюдение правил одобряемого социального поведения.
На смену бесчувствию приходит оцепеняющее одиночество, когда че-
ловек болезненно ощущает свою оторванность от окружающего его мира. Например, пресловутый образ русских народных сказок - Спящая красавица. Не является ли этот образ проявлением метафорического симптома алекситимии, которая исчезает сама собой под влиянием сильного чувства, дающего человеку возможность возвращения к нормальной жизни?
Алекситимия, а также аддикция (зависимость от чего- или кого-либо) являются антиподами положительного полюса эмоционального интеллекта, лежащими от него на противоположном конце шкалы. Низкая самооценка, неуверенность в себе, чувство вины и стыда переполняют внутренний мир алек-ситимиков и аддиктов, лишая их возможности радоваться жизни.
Естественно ожидать, что избавление от этих опасных для здоровья симптомов должно начинаться с осознания человеком собственных эмоций. Далеко не случайно на психологических тренингах чаще всего звучит вопрос: «Что ты чувствуешь, когда это... (вспоминаешь, делаешь, встречаешь, говоришь, слышишь, видишь)?».
Американские психологи Дж. Мей-ер, П. Сэлловей, Д. Карузо предлагают рассматривать эмоциональный интеллект как особые способности, которые включают в себя глубокое постижение, оценку и выражение эмоций, а также способность понимания эмоций и управления ими. Всё это, вместе взятое, по их мнению, содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности. Исследователи выявили, что у разных людей умения и способности контролировать свои эмоции и понимать эмоции окружающих имеют разную степень выраженности [6, с. 197].
71
Особый интерес к проблеме вызвала вышедшая в 1995 году книга Д. Гоулмена «Эмоциональный интеллект», переведённая впоследствии более чем на 30 языков мира. К свойствам эмоционального интеллекта, выявленного в работах Дж. Мейера и П. Сэлловея, Д. Гоулмен добавил такие характеристики личности, как «способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы; сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения; контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться; энтузиазм, настойчивость и обладание социальными навыками, облегчающими процесс взаимодействия» [7, с. 61].
Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждый из этих компонентов включает в себя несколько субкомпонентов:
• познание себя: осознание своих 72 эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость;
• навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность;
• эффективное и конструктивное управление эмоциями;
• способность справляться со стрессами, вызываемыми переменами в жизни;
• преобладающее настроение: радость, оптимизм [8, с. 21].
Практическая польза развитого эмоционального интеллекта заключается в том, что лица, обладающие им,
характеризуются следующими просо-циальными качествами. Эти люди:
• склонны ценить свои положительные свойства и уважать себя за это;
• принимают себя вне зависимости от своих достоинств или недостатков;
• независимы и склонны руководствоваться в жизни своими собственными целями, убеждениями, принципами и установками;
• обнаруживают тенденцию к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально насыщенных контактов с людьми;
• обладают способностью жить настоящим: переживать настоящий момент жизни во всей его полноте, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего [2, с. 110].
В 2004 году отечественный исследователь Д. В. Люсин предложил модель эмоционального интеллекта (ЭИ) и методику измерения данной способности на основе теста ЭмИн [9]. В предложенной им структуре эмоциональный интеллект разделён на два подвида - внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ) и межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ). Понимание эмоций и управление ими, как показано в табл. 1, лежат в основе обеих разновидностей интеллекта.
Способность к пониманию эмоций (ПЭ) означает, что человек:
• может распознать эмоцию, то есть установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
• может идентифицировать эмоцию, то есть установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
Таблица 1
Структура опросника ЭмИн
МЭИ: межличностный ЭИ ВЭИ: внутриличностный ЭИ
ПЭ: понимание эмоций МП: понимание чужих эмоций ВП:понимание своих эмоций
УЭ:управление эмоциями МУ: управление чужими эмоциями ВУ: управление своими эмоциями ВЭ: контроль экспрессии
• понимает причины появления данной эмоции и следствия, к которым она может привести.
Способность к управлению эмоциями (УЭ) означает, что человек способен:
• контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
• контролировать внешнее выражение эмоций;
• при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
Развитие эмоционального интеллекта при помощи музыки
Каждый вид искусства можно представить как способ обратной связи, при помощи которой человек передаёт вовне окружающим своё эмоциональное состояние. Если такой обратной связи нет, то невыраженное чувство, как уже было отмечено ранее, «застревает» в теле в виде мышечного напряжения, вызывая спазм кровеносных сосудов и деформацию осанки. Человек становится рабом своего чувства, подчиняется ему и совершает действия и поступки, идущие вразрез с нормами социального поведения. А выражая свои чувства и переживания вовне, в окружающий социум при помощи образов искусства, человек владеет своими чувствами, справляется со своими переживаниями, становится их хозяином.
Задачу воспитания чувств в традиционной советской школе решали предметы эстетического цикла. На уроках музыки, изобразительного искусства и литературы детей учили пониманию того, что есть прекрасное в жизни, что такое красота и гармония. Но при этом о существовании эмоционального интеллекта и о важности его в жизни человека, естественно, никто не знал и не говорил. Задача развития эмоционального интеллекта подрастающего поколения -это веяние времени, указывающее на то, что без понимания ребёнком собственных чувств и умения управлять ими в современном усложнённом социуме делать нечего.
К настоящему времени в сфере современного художественного образования приёмов и методов развития эмоционального интеллекта разработано много. Особенно в этом преуспели театральные школы и студии, в которых на основе идей К. С. Станиславского и М. Чехова создано много практических методик, делающих речь и движения актёра эмоционально-выразительными, доступными для понимания. В данной статье, говоря о развитии эмоционального интеллекта, мы ограничимся возможностями музыки, пантомимы и танца.
Коротко остановимся на преимуществах, которые приобретает учащийся
73
74
в процессе приобщения к различным видам музыкальной деятельности.
Занятия музыкой развивают не только физический, но и эмоциональный слух. Музыка, как её определял Б. В. Асафьев, - это «искусство интонируемого смысла» [10, с. 344]. Одна и та же речевая фраза, произнесённая с разной интонацией, может иметь разный смысл. Поэтому освоение навыка узнавания и передачи той или иной эмоции звуками музыки, инструментом или голосом певца - эффективный приём развития не только голоса, но и эмоционального интеллекта.
В повседневном общении владение интонацией произнесения и узнавание настроения собеседника по интонациям его голоса способствуют лучшему взаимопониманию. Понимание состояний и намерений человека без слов, только на основе интонации его высказывания, - чисто интуитивная способность и одновременно важнейшая характеристика эмоционального интеллекта личности. В музыкальном воспитании интонированию хорошие педагоги уделяют самое пристальное внимание.
Пение в хоре, игра в оркестре или в ансамбле развивают такое ценное свойство характера, как чувство товарищества и коллективизма. Слаженные совместные действия в исполнении музыкального произведения являются важнейшим условием создания художественного образа. Для достижения этой цели каждый участник музыкального коллектива должен уметь постоянно соразмерять свои собственные действия с действиями коллег. Без чувства коллективизма и ответственности за дело и за всё, что делается в оркестре или хоре, без развитого чувства исполнительской дис-
циплины трудно достичь сыгранности и силы художественного воздействия на слушателей.
Музыкантам приходится сталкиваться и с таким важным качеством личности, как самодисциплина, основанная на самоконтроле. Навык самодисциплины касается умения генерировать в себе те эмоции, которые необходимо выразить через музыкальное произведение, достойно его исполнить, а также быть готовым проявить своё мастерство к точно определённому сроку выступления.
О моделировании эмоции средствами музыки
Авторская позиция относительно принципов моделирования эмоций средствами музыки на основе декартовой системы координат была охарактеризована в более ранних публикациях [11]. В настоящей статье ограничим рассмотрение этого аспекта данными, представленными в табл. 2, где показана связь конкретной эмоции с темпераментом и соответствующим им характером музыки. Обращаем внимание читателя на то, что для всех трёх явлений - темперамента, эмоции и музыки - общими являются одни и те же показатели темпа и лада.
Из табл. 2 следует, что эмоция печали, характерная для меланхолика, моделируется минорным ладом и медленным темпом; эмоции гнева, характерные для холерика, - быстрым темпом и минорным ладом; эмоции радости, характерные для сангвиника, - быстрым темпом и мажорным ладом. Состояние покоя (эмоция спокойствия) передаётся медленным темпом и мажорным ладом. Видно также и то, что проявления эмоционального интеллекта различны у людей с разным типом темперамента.
Таблица 2
Связь эмоций с темпераментом человека и характером музыки
Минор
ПЕЧАЛЬ МЕЛАНХОЛИК Музыка медленная, грустная Чайковский, Осенняя песня Медленно ГНЕВ ХОЛЕРИК Музыка минорная, быстрая Шопен, Этюд No. 12 Быстро
СПОКОЙСТВИЕ ФЛЕГМАТИК Музыка медленная, мажорная Бородин, Ноктюрн из струнного квартета РАДОСТЬ САНГВИНИК Музыка быстрая, мажорная Бетховен, рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»
Мажор
Быстрая и лёгкая сообразительность сангвиника будет разительно отличаться от основательной тяжеловесности флегматика, а взрывная энергетика мысли холерика - от тонкой нюансировки переживаний меланхолика.
Простые наблюдения свидетельствуют о том, что лучше всего слушателем воспринимаются и переживаются эмоции, близкие его темпераменту. Для гармоничного развития человека важным условием оказывается владение эмоциями не только своего темперамента, но и всех других типов.
Распознавание эмоции и богатство словаря
Очень важным моментом в развитии эмоционального интеллекта является богатство вербального словаря, при помощи которого слушатель может распознать и зафиксировать эмоцию, выраженную в музыке. Слово в этом случае играет роль маркера, который указывает на ту или иную эмоцию и даёт возможность отличить одну эмоцию от другой.
Хорошо известна гипотеза Сепи-ра-Уорфа (гипотеза лингвистической
относительности), которая была разработана в 30-х годах прошлого века и согласно которой содержание и структура языка определяют характер мышления и способ познания реальности [12]. То, насколько человек может ясно увидеть и хорошо прочувствовать, зависит от богатства его словарного запаса. Если в его лексиконе нет конкретного слова, обозначающего то или иное переживание или его оттенок, то само переживание для субъекта оказывается смутным, неясным и непонятным. Именно поэтому обогащение словаря эмоций - важнейшее условие для развития эмоционального интеллекта.
Практический опыт общения с учащимися средней и высшей школы говорит о том, что значительное количество молодых людей часто с трудом находят слова, которыми они могли бы выразить свои чувства по поводу того или иного впечатления или события. Бедность используемого при этом словарного запаса при определении, например, характера прослушиваемой музыки, часто ограничивается пятью-шестью словами.
75
76
Связано это, вероятно, с тем, что в нашем образовании, как среднем, так и высшем, гуманитарное образование, нацеленное на развитие эмоциональной сферы человека и его личностных качеств, значительно отстаёт от естественнонаучного.
Для развития словарного запаса хорошо подходит список признаков эмоционального содержания музыки, разработанный известным российским психологом В. Г Ражниковым [13]. Исследователю удалось сконцентрировать весь спектр человеческих переживаний, выражающих отношение человека к объекту, вокруг 27 модальностей, каждая из которых насчитывает, в свою очередь, от 10 до 30 признаков. Эти эмоции и их разнообразные оттенки особенно отчётливо воспринимаются и дифференцируются на примере музыки эпохи барокко и венских классиков, обладающей чётким ритмом и ладовой определённостью.
В качестве примера приведём выявленные В. Г. Ражниковым несколько модальностей эмоций и их сущностные признаки (даются выборочно):
• радостно: празднично, звонко, звучно, блестяще, бодро, игриво, бойко, ловко, ослепительно, лучисто, лучезарно, невесомо;
• торжественно: величественно, триумфально, победно, призывно, величаво, пышно, помпезно, грандиозно, значительно, роскошно, эффектно, открыто, озарённо, жизнерадостно;
• энергично: мужественно, реши-тельно,смело, сильно,крепко,гордо, уверенно, с достоинством, настойчиво, неодолимо, неукротимо, неумолимо, отважно, маршеобразно, напористо, независимо, непокорно, самозабвенно [Там же, с. 136-140].
Важность подобного словаря для развития эмоциональной сферы как профессионального артиста, так и обычного человека заключается в том, что он помогает расширять сферу доступных эмоциональных переживаний через обогащение вербального словаря, обозначающего оттенки эмоций различных модальностей. В свою очередь, обогащение вербального словаря одновременно проясняет и расширяет границы переживаемых чувств. При этом сначала должны анализироваться ощущения, которые происходят в организме, и только затем осознаваться связанные с ним эмоции.
Приведём приёмы развития эмоционального интеллекта на музыкальных занятиях на основе танцевальных и пластических движений.
Примеры музыкальных
и ритмических упражнений
1. Прохлопать в ладоши метро-ритм собственной текущей жизни.
2. Представить образ своего собственного «Я» и прохлопать его метроритм.
3. На ударных и шумовых музыкальных инструментах - бубнах, барабанах, трещотках, маракасах и др. -импровизировать ритмический рисунок, а затем и мелодию основных эмоциональных состояний: печали, радости, спокойствия и гнева.
4. То же задание выполнить в отношении выражения архетипов коллективного бессознательного - героя, матери, мудреца, ребёнка.
5. Импровизировать ритмический рисунок, а затем и мелодию основных природных стихий - земли, огня, воды, воздуха.
6. Импровизировать произнесение своего имени с различными инто-
нациями - радости, уныния, восторга, гнева и т. д.
7. Сочинять и воспроизводить в различных эмоциональных состояниях абстрактные стихотворения типа:
Фенора мега трани фога, Беданис куртис парвин док, Ачера морга фера турна, Мешадра вона мергис спок.
Следует почувствовать тембровую краску гласных и согласных и то настроение, которое может за этим стоять. Например, гласная а - открытая, светлая, лёгкая, радостная. Гласная у -мрачная, приземлённая, тяжёлая.
Далее читать это стихотворение или стихи собственного сочинения в различных эмоциональных модальностях, используя словарь признаков характера звучаний В. Г. Ражникова: радостно, спокойно, элегично, властно, грозно, странно, дерзко и т. д.
8. Интонировать голосом эти же эмоциональные состояния без текста, превращая чтение стихотворения вслух в мелодическое интонирование.
9. Выполнить абстрактную импровизацию на фортепиано, передавая кластерами аккордов художественный образ, выражающий то или иное настроение.
10. Проговорить диалог Шустрика и Мямлика, которые собираются кататься на лыжах или на велосипедах.
11. Сделать этот же диалог бессловесным и мелодичным, интонируя голосом соответствующие смыслы. У Шустрика смысл интонирования будет передавать мотивационное стремление к получению радостных и приятных переживаний, у Мямлика -переживания опасения и сомнения.
12. Мелодизация и импровизация различных движений человека: «Про-
гулка», «Торжественное шествие», «Погоня» и т. д.
13. Мелодизация и импровизация голосом образов и движений животных: «Танец медведя», «Шустрый зайчик», «Хоровод белок», «Шествие черепах» и т. д.
14. Импровизации мелодий на темы образов природы: «Весенний ветер», «Утро в лесу», «Разговор морских волн», «Восход солнца», «Далёкая звезда».
15. Сравнение собственного творчества с творчеством профессиональных композиторов, которые создавали музыку на те же образы. Такие произведения, как «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Времена года» П. Чайковского, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, программные произведения Ф. Шуберта, Р. Шумана, дают для этого богатый материал.
16. Импровизации голосом и на инструменте мелодии на темы настроений картин изобразительного искусства, например: «Алёнушка» Васнецова, «Масленица» Кустодиева, «Золотая осень» Левитана. -.-.
17. Передавать содержание музы- 77 кального образа:
- в дирижировании и при прослушивании музыкального произведения;
- в цветных рисунках абстрактной живописи;
- в скульптурных композициях;
- в движениях танца;
- в тактильных ощущениях (поглаживании, пощипывании, покалывании, похлопывании, надавливании, растирании).
Хореографические и пластические упражнения
Танец - один из самых доступных и демократичных видов искусства, на
78
основе которого можно заниматься развитием практики выражения чувств. Приведём примеры тематических танцевальных упражнений, нацеленных на развитие эмоционального интеллекта.
Выполнять их следует в свободной форме. Главное в их исполнении не техническое совершенство движения, а свобода и спонтанность самовыражения самых разных чувств, возникающих в связи с переживанием как радостного, так и травматического опыта. Таким образом, через то или иное танцевальное движение жизнь проживается как бы дважды -в реальности и на уровне её символического выражения в танце. Это придаёт жизненному опыту необходимую законченность, полноту и осмысленность. Музыку для предлагаемых ниже танцев можно взять из репертуара эстрадно-симфонических оркестров под управлением Поля Мориа и Джеймса Ласта. Их музыка насыщена современными ритмами, богатством мелодий и отвечает требованиям самого высокого художественного вкуса. Очень экспрессивна и хорошо подходит для выражения в танце разнообразных чувств музыка аргентинского композитора Астора Пьяццолы.
Темы для танцев
1. Визуальный танец. В расслабленном состоянии, сидя или лёжа, представить себя танцующим. Следует держать в сознании одновременно два образа - танцующий и наблюдающий. Воспитывает в процессе самонаблюдения ощущение внутреннего локуса контроля.
2. Танец частями тела. Представить своё тело в полном покое, и только кисть одной руки может танцевать.
Далее - танцевать по отдельности всеми частями тела, вплоть до каждого пальца руки и ноги. Можно воспроизвести и парный танец - руки и ноги, шеи и таза и т. д.
3. Танец с самим собой. Танцевальные движения выполняются под музыку перед зеркалом. Задание - представить, что вы видите себя впервые. Каково ваше впечатление? Как бы вы отнеслись к человеку, которого видите в зеркале? Что в вашем танце характеризует вашу индивидуальность и отличает от других? Поищите новые выражения лица, позы и движения для обогащения своих чувств.
4. Танец на просторе. Представить себя в окружении бесконечного свободного пространства - в космосе, океане, степи. Танцевать, растекаясь в пространстве, в котором тело теряет свои границы. Представлять, как личные проблемы уходят в бесконечность.
5. Танец животных сил. Представить себе животное, которое вам симпатично и на которое вы хотели бы походить. Войти в его образ и почувствовать с ним внутреннюю связь. Какие чувства в наибольшей мере подходят данному животному? Изобразите в танце его обычный день.
6. Моё имя. Для начала - на каждую букву своего имени подобрать определение, отражающее суть вашего характера. Далее - выразить в танце своё мироощущение, связанное со своим именем.
7. Последний день. Представьте, что наступил последний день вашей жизни и вы танцуете, передавая всё то, что человек мог бы в такой момент переживать. Постарайтесь в танце рассказать о вашей жизни, о том, чего вы достигли и не достигли, перед кем
вам надо покаяться и у кого попросить прощения.
8. Танец новорождённого. Представить себе, что вы только что родились и начинаете свою жизнь заново, с чистого листа. Посмотрите на мир ясными глазами ребёнка, будто видите его в первый раз.
9. Танец «Визитная карточка». «Это Я, Господи».
10. Танец любви. Выразите в своём танце любовь к жизни, в которой вы -сама любовь, которая изливается из вашего сердца на весь окружающий мир.
11. Танцы времён года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
12. Метаморфозы. Танец превращений - танцы личинки, гусеницы, куколки и бабочки. На символическом уровне эти танцы отражают различные этапы становления и развития личности человека.
13. Имитация в танце движений животных: «Неповоротливый бегемот», «Проворная змейка», «Парящий орёл», «Шустрый заяц», «Медлительная черепаха» и т. д.
14. Имитация в танце природных явлений и стихий: «Растущий цветок», «Бег ручейка», «Танец морских волн», «Восход солнца», «Мерцающая звезда».
15. Выразить в танце под музыку соответствующий характер основных архе-типических образов - героя, матери, мудреца, ребёнка.
Танцы в паре
1. Вальс на ниточке. Представить, что к носу партнёра прикреплена ниточка и за эту ниточку другой партнёр его «водит за нос».
2. Танцы полярностей. Здесь могут быть организованы такие взаимодействия, как «Мать и дитя», «Герой и его
противник», «Шустрик и Мямлик», «Мудрец и глупец».
3. Изобразите, какими могут быть походка и пластические движения у людей с разным темпераментом: меланхолик, флегматик, холерик, сангвиник.
4. То же самое для людей, различных по характеру социальной роли: «Важный господин», «Деловой бизнесмен», «Романтический влюблённый», «Топ-модель на подиуме».
5. Выразить при помощи мимики и пластики содержание басни или стихотворения, которое читается вслух чтецом.
6. Статические композиции: «Скульптуры Летнего сада в Санкт-Петербурге». Один человек в этом упражнении играет роль скульптура, другой -пластического материала. Задание -в создаваемой скульптуре выражать различные состояния и эмоции: «Противоборство», «Страх», «Возмущение», «Радость победы», «Восхищение», «Презрение».
7. Динамическая скульптура «Вечный двигатель». Один участник группы начинает произвольное движение, другой пристраивает своё движение к нему, продолжая и развивая его. В целом должна получиться целостная композиция, напоминающая работу сложного и хорошо отлаженного механизма. Движения могут быть представлены как чисто механистические, так и с выражением какой-либо эмоции (печаль, радость, гнев, спокойствие).
Мимические и пластические этюды
1. Осознать ощущения в своём теле сначала невербально, а затем выразить их вербально, как если бы вы шли:
- по скошенному лугу;
- по горячему песку;
- по раскалённым углям;
- по топкому болоту;
79
80
- против холодного ветра зимой;
- очень торопясь, пробираясь через толпу;
- после провала на экзамене;
- решая научную проблему;
- оцепенев от горя;
- после размолвки с любимым человеком;
- бурля от радости в предвкушении предстоящего свидания;
- молодой и здоровый, на спортивное состязание;
- старый и больной, к врачу.
2. Выразить и показать ощущения человека:
- от замерзания в стужу;
- от омовения холодной водой;
- от неги в тёплой ванне;
- от массажа веником в парной бане.
Эти упражнения желательно выполнять под музыкальное сопровождение, которое учащиеся могут выбрать по своему усмотрению. В процессе обсуждения можно выявить, какое музыкальное произведение наиболее подходит для выражения того или иного эмоционального состояния.
3. Передать в движении, в мимике лица, в позах и жестах эмоции радости, гнева, печали, страха, презрения, отвращения, обиды, удивления.
Это упражнение выполняется индивидуально, в парах и в скульптурных композициях.
Выводы
Эмоциональный интеллект - компонент человеческого сознания, который в современных условиях развития общества начинает занимать подобающее ему место. По разным причинам значение эмоционального интеллекта для развития личности в течение долгого времени игнорирова-
лось. Общественный запрос на его развитие пришёл не из сфер педагогической общественности, а из сферы бизнеса, когда его практики обнаружили, что академические знания в чистом виде не работают так, как надо для достижения оптимальных результатов деятельности.
С точки зрения современной педагогики и психологии эстетическое воспитание вообще и музыкальное в частности не тот вид деятельности, который предлагается подрастающему поколению в качестве некоторого развлечения и отдохновения от напряжённых занятий на уроках естественнонаучного цикла. Так, к сожалению, рассуждает немалая часть наших педагогических кадров. Напомним таким учителям и особенно директорам школ, что без развитой сферы чувств, включающей в себя понимание и управление как собственными переживаниями, так и переживаниями других людей, личность не может быть признана гармонично развитой. Более того, такой человек рискует стать психологическим инвалидом, которого не спасут какие бы то ни было академические или профессиональные успехи. Без развитой сферы эмоционального интеллекта выпускники школ, технических училищ и вузов будут становиться алекситимика-ми и аддиктами, являя собой тяжелейшие случаи педагогического брака и социальной инвалидности.
В процессе индивидуальных и коллективных занятий музыкой, в которых развиваются эмоциональный слух и эмпатия, чувства такта и ритма, умение соотносить свои действия с действиями партнёров, задача формирования эмоционального интеллекта может быть успешно решена.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Притчи Соломона [Текст] // Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. - М. : Изд-во Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, 1968. -925 с.
2. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта [Текст] / И. Н. Андреева. -СПб. : БХВ-Петербург, 2012. - 288 с.
3. Кетс де Врис, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта [Текст] / М. Кетс де Врис ; пер. с англ. -М. : Альпина Паблишер, 2011. - 280 с.
4. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] : учеб. пособие / В. Д. Шадриков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 1996. -320 с.
5. Sifneos, P. E. The prevalence of "alexithy-mic" characteristics in psychosomatic patients [Text] / P. E. Sifneos // Psychotherapy and Psychosomatics. - 1973. - Vol. 22. -No. 2. - P. 255-262.
6. Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. Emotional intelligence: Theory, findings, and implications [Text] / J. D. Mayer, P. Salovey, D. Caruso // Psychol. Inq. -2004. - Vol. 15. - No. 3. - P. 197-215.
7. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман. - М. : АСТ : АСТ Москва ; Владимир : ВКТ, 2009. - 478 с.
8. Bar-On, R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory [Text] / R. Bar-On; J. D. A. Parker (eds.) // Handbook of emotional intelligence. - San Francisco: Jossey-Bass, 2000. -P. 363-388.
9. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте [Текст] / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М. : Изд-во Института психологии РАН, 2004. - С. 29-36.
10. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б. В. Асафьев. - Л. : Музыка, 1971. - 376 с.
11. Петрушин, В. И. Принципы отражения действительности в искусстве на основе декартовой системы координат и их музы-
кально-педагогическая интерпретация [Текст] / В. И. Петрушин // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2014. - № 2 (6). - С. 59-69.
12. Бурас, М., Кронгауз, М. Жизнь и судьба гипотезы лингвистической относительности [Текст] / М. Бурас, М. Кронгауз // Наука и жизнь. - 2011. - № 8. - С. 66-72.
13. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике [Текст] / В. Г. Ражников. - М. : Музыка, 1989. - 141 с.
14. Гаранян, Н. Г., Холмогорова, А. Б. Концепция алекситимии [Текст] / Н. Г. Гара-нян, А. Б. Холмогорова // Социальная и клиническая психиатрия. - 2003. - Т. 13. -№ 1. - С. 128-145.
15. Робертс, Р. Д., Мэттьюс, Дж., Зайд-нер, М., Люсин, Д. В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике [Текст] / Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - Т. 1. - 2004. -№ 4. - С. 3-26.
REFERENCES
1. Pritchi Solomona. In: Bibliya. Knigi Svyash-chennogo pisaniya Vethogo i Novogo Zave-ta. Moscow: Izd-vo Vsesoyuznogo soveta evangel'skih hristian-baptistov, 1968. 925 p. (in Russian)
2. Andreeva I. N. Azbuka ehmocional'nogo in- 81 tellekta. St. Petersburg: BHV-Peterburg, 2012. 288 p. (in Russian)
3. Kets de Vris M. Mistika liderstva. Razvitie ehmocional'nogo intellekta. Moscow: Al'pina Pablisher, 2011. 280 p. (in Russian)
4. Shadrikov V D. Psihologiya deyatel 'nosti i spo-sobnosti cheloveka. 2-e izd., pererab. i dop. Moscow: Logos, 1996. 320 p. (in Russian)
5. Sifneos P. E. The prevalence of "alexithy-mic" characteristics in psychosomatic patients. In: Psychotherapy and Psychosomatics. 1973. Vol. 22. No. 2, pp. 255-262.
6. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence: Theory, findings, and implications. In: Psychol. Inq. 2004. Vol. 15. No. 3, pp. 197-215.
7. Goulman D. Ehmocional'nyj intellect. Moscow: AST: AST Moskva; Vladimir: VKT, 2009. 478 p. (in Russian)
8. Bar-On R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory. D. A. Parker (eds.). In: Handbook of emotional intelligence. San Francisco: Jossey-Bass, 2000, pp. 363-388.
9. Lyusin D. V. Sovremennye predstavleniya ob ehmocional'nom intellekte. In: Social'nyj intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya. Pod red. D. V. Lyusina, D. V. Ushakova. Moscow: Izd-vo Instituía psihologii RAN, 2004, pp. 29-36. (in Russian)
10. Asaf'ev B. V. Muzykal'naya forma kakprocess. Leningrad: Muzyka, 1971. 376 p. (in Russian)
11. Petrushin V. I. Principy otrazheniya dejstvitel'nosti v iskusstve na osnove dekar-tovoj sistemy koordinat i ih muzykal'no-pedagogicheskaya interpretaciya. In: Vestnik kafedry UNESKO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie". 2014. No. 2 (6), pp. 59-69. (in Russian)
12. Buras M., Krongauz M. Zhizn' i sud'ba gi-potezy lingvisticheskoj otnositel'nosti. In: Nauka i zhizn'. 2011. No. 8, pp. 66-72. (in Russian)
13. Razhnikov V. G. Dialogi o muzykal'nojped-agogike. Moscow: Muzyka, 1989. 141 p. (in Russian)
14. Garanyan N. G., Holmogorova A. B. Kon-cepciya aleksitimii. In: Social 'naya i klin-icheskaya psihiatriya. 2003. T. 13. No. 1, pp. 128-145. (in Russian)
15. Roberts R. D., Mehtt'yus Dzh., Zajdner M., Lyusin D. V. Ehmocional'nyj intellekt: prob-lemy teorii, izmereniya i primeneniya na praktike. In: Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ehkonomiki. T. 1. 2004. No. 4, pp. 3-26. (in Russian)
82