Научная статья на тему 'К вопросу о специфике инновационной деятельности'

К вопросу о специфике инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE CYCLE / INNOVATIVE PROCESS / INNOVATIVE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысенков С. Г.

Предлагаемая читателю статья посвящена анализу, обобщению и критическому осмыслению новейших тенденций развития инновационных процессов в нашей стране, а также ключевых мероприятий государственной политики, нацеленных на их регулирование. Исследование проводилось в нескольких направлениях: изучение и проекция на российские реалии лучших зарубежных практик реализации инновационных стратегий и ведения инновационного бизнеса; оценка глобальных трендов и вызовов, формирующих внешние условия и ограничения для перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста; анализ особенностей создания в условиях нашей страны современных институтов развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem about the specificity of innovative activity

The given article is devoted to the analysis, generalization and critical understanding of the newest tendencies of innovative processes development in our country and also the key steps of state policy aimed at their regulation. The research conducted in several directions: study and projection on Russia’s realities the best foreign practices of innovative strategies realization and leading innovative business; evaluation of global trends and challenges, forming external conditions and limitations for the transition from export raw material to innovative model of economic growth; the analysis of peculiarities creation of modern development institutes under conditions of our country.

Текст научной работы на тему «К вопросу о специфике инновационной деятельности»

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.Г. Лысенков

Предлагаемая читателю статья посвящена анализу, обобщению и критическому осмыслению новейших тенденций развития инновационных процессов в нашей стране, а также ключевых мероприятий государственной политики, нацеленных на их регулирование. Исследование проводилось в нескольких направлениях: изучение и проекция на российские реалии лучших зарубежных практик реализации инновационных стратегий и ведения инновационного бизнеса; оценка глобальных трендов и вызовов, формирующих внешние условия и ограничения для перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста; анализ особенностей создания в условиях нашей страны современных институтов развития.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный цикл, инновационный процесс,

инновационная политика.

Повышение экономической роли инноваций, изменение темпов, направлений и механизмов развития инновационных процессов являются одним из ключевых факторов, обусловивших радикальные структурные сдвиги в экономике промышленно развитых и многих развивающихся стран. Они проявляются в росте инвестиций в образование и науку, технологические и организационные нововведения; опережающей динамике высокотехнологичных секторов промышленности при повышении технологического уровня традиционных отраслей хозяйства; возникновении новых видов деятельности и т.д. Все эти соотношения и взаимозависимости, характеризующие инновационную модель экономики, сегодня хорошо известны и не требуют какого-то специального анализа. Интерес для исследователей представляет то, как они трансформируются в конкретноисторических условиях стран и регионов; как формируются эффективные (или не очень эффективные) подходы к регулированию инновационных процессов, выстраиванию и реализации инновационных стратегий - на макроуровне и в отдельных отраслях, секторах экономики, организациях и предприятиях.

Специфика инновационной деятельности - неопределенность и отложенность результата; несовпадение общественного и индивидуального эффектов; асимметричность информации, доступной исследователям, новаторам, потенциальным инвесторам, потребителям; высокие инвестиционные риски; особые требования к квалификации кадров и качеству менеджмента - усиливает значение инновационной «составляющей» в деятельности государства.

Так же признаками инновационной деятельности являются:

• ориентация на систему долгосрочных технологических приоритетов;

• поиск оптимального соотношения между масштабами прямых бюджетных дотаций и инструментами стимулирования исследований, разработок, инноваций;

• содействие инновационному развитию, создание благоприятных условий, стимулирование инновационного поведения всех экономических игроков;

• наращивание усилий в поиске новых эффективных инструментов и форм частногосударственного партнерства;

• рост интереса к сектору наукоемких услуг и нетехнологическим инновациям (организационным, управленческим, маркетинговым, потребительским) [2].

Два принципиально важных явления оказывают ключевое воздействие на долгосрочные перспективы инновационного развития - и, соответственно, на формирование инновационных стратегий. Первое - это глобализация и глобальная конкуренция, спрессовывающие время выхода на рынки, вынуждающие и компании и страны ускорять инновационные действия, все быстрее производить жизнеспособные товары и услуги. А второе это усложнение инноваций, междисциплинарный, межотраслевой характер которых делает соответствующие инвестиции все дороже и рискованней.

Способность быстро меняться, гибко реагировать на полученные извне знания, применять их становится ключом к успеху инноваций и получению выгоды от тех знаний, которые создаются внутри компании.

Исследования прогнозов мировой экономики заказывает практически каждая уважающая себя международная организация или крупная транснациональная корпорация.

Заметно отличаясь по параметрам и целевым индикаторам, все они, как правило, сходятся на том, что в ближайшие 10 - 15 лет мировая экономика будет расширяться. (Согласно прогнозам Европейской Комиссии, к 2030 г. объем мирового ВВП в 2.5 раза превысит уровень 1990 г. при среднегодовом приросте более 3%, а объем ВВП на душу населения - в 2 раза при 2%-ном среднегодовом приросте [European Commission, 2007]) Одновременно ожидается замедление темпов роста населения. Сочетание этих двух тенденций приведет к увеличению среднедушевого объема ВВП. Вместе с тем, в полной мере проявятся ограничения экономического роста, связанные с нехваткой материальных и финансовых ресурсов. Эти факторы, «сопровождающие» развитие мировой экономики скорее всего станут мощным дополнительным стимулом дальнейшего усиления ее глобализации и интернационализации.

С другой стороны, по прогнозам экспертов Всемирного банка к середине 2020-х годов среднегодовой рост темпа ВВП на душу населения в мире не превысит 2 %.

Инновационный рост как стратегическое направление развития глобальной экономики в предстоящие десятилетия будет обеспечиваться преимущественно за счет конвергенции технологий. В ходе этого процесса появляются широкие возможности возникновения огромного спектра технологических направлений на стыке существующих, что значительно расширяет базу для прорывных инноваций.

Наиболее перспективными зонами конвергенции считаются информационнокоммуникационные (ИКТ), био- и нанотехнологии. Достижения в этих областях будут иметь самые различные приложения и эффекты практически для всех секторов экономики и сфер общественной жизни.

Самую активную роль в инновационном скачке индустриально развитых стран играет внутрифирменная наука, интегрированная в реальный сектор экономики. В таких странах ЕС, как Великобритания, Франция, Чехия, Австрия, Бельгия и Германия, на ее долю приходится 62-70% общих затрат на науку, в США - 70%, Китае - 71%, Швеции, Японии и Израиле - 75-77%.

В настоящее время инновационный цикл разворачивается уже не только внутри какой-либо отдельной компании, а в рамках межкорпоративных инновационных взаимосвязей. Крупные компании выступают инициаторами создания сетей знания, привлекая к участию в них другие институты - университеты, независимые лаборатории, государственные научные учреждения и т.д., - и становятся их центральным звеном. Формируются экосистемы открытых инноваций, нацеленные на создание новых коммерческих возможностей путем совместного использования комплементарных знаний и компетенций разных партнеров, включая не только поставщиков, клиентов, исследовательские организации, но нередко даже конкурентов. Подобная система специализации и сетевой интеграции масштабируется и на глобальный уровень - отдельные индустриально развитые и динамично развивающиеся страны все более явно идут по пути промышленной специализации, становясь при этом важнейшими узлами международных рыночных сетей.

Особого внимания заслуживает стремительный рост сферы инновационных услуг, которая занимает ведущее место в постиндустриальном обществе и продуцирует масштабный спрос на инновации. Возросший интерес к инновациям в этом секторе в определенном смысле отражает выравнивание акцентов инновационной политики, устранение исторически сложившегося перекоса в сторону промышленных инноваций. Так, в Японии среднегодовые темпы прироста затрат на исследования и разработки (ИиР) в секторе услуг в 1990-2003 гг. превысили 30% против 2% в обрабатывающей промышленности. Государства, не располагающие достаточными материальными и научно технологическими ресурсами, необходимыми для индустриально-технологических прорывов, обеспечивают рост своих экономик именно за счет инновационного развития сферы услуг. По этому пути продвигаются, в частности, Италия, Португалия, Эстония.

На глобальном уровне прогресс мировой экономики сопровождается возрастающим количеством (и новым качеством) игроков. Все большее внимание обращают на себя страны с повышенной динамикой развития - Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР. По прогнозам экспертов, к 2050 г. они должны войти в число богатейших экономик мира.

Эти и другие новые условия и факторы мирового развития требуют переосмысления, тестирования, адаптации и интеграции в процессы принятия решений на всех «этажах» экономики, общественно-политической жизни.

Производство и продвижение на мировые рынки продукции высоких переделов (в том числе наукоемкой) и новых технологий являются одной из важнейших характеристик

конкурентоспособности страны. Россия в настоящее время занимает малозаметное положение на мировых рынках высокотехнологичной продукции. По удельному весу в совокупном объеме мирового экспорта товарных групп, которые в международной статистике относятся к категории высокотехнологичных, ее позиции (0.3%) сопоставимы с такими странами, как Чехия, Норвегия и Португалия, и существенно уступают лидерам.

Для завоевания более существенных позиций в мировом научно-технологическом пространстве, адекватно реагируя на вызовы будущего, Россия должна более активно модернизировать научно-технологический комплекс и инновационную систему, поддерживать отечественных производителей, ориентированных на инновации, создание конкурентоспособной продукции и оказание интеллектуальных услуг. В первую очередь эту поддержку следует направить на реализацию национальных приоритетов научнотехнологического и инновационного развития, обеспечивающих ускорение и повышение качества экономического роста за счет опережающих темпов производства инновационной продукции.

Инновационная политика в узком понимании - это совокупность государственных решений, прямо или косвенно влияющих на инновационный процесс в предпринимательском секторе. В этом случае основные ее механизмы и меры включают:

• государственную финансовую помощь предприятиям через предоставление грантов, ссуд, субсидий на развитие инновационного продукта, технологий, услуги;

• финансирование программ или проектов, разработанных для усиления кооперации и взаимодействия участников инновационного процесса и, следовательно, для улучшения функционирования НИС в целом;

• меры, направленные на улучшение доступа, распространение или углубление знаний о специфических аспектах НИС (разработка отраслевых, секторных, региональных стратегий, форсайтов, распространение, тиражирование опыта лучших инновационных предприятий и т.д.);

• улучшение законодательного обеспечения инновационной деятельности (права на интеллектуальную собственность, законодательное регулирование создания и функционирования инновационных фирм, налоговое стимулирование и т.д.);

• финансирование инновационной инфраструктуры и ее связующих звеньев -инновационных центров, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий и т.д.

В более широком понимании инновационная политика включает в себя научную и технологическую политику. Реализация сбалансированного комплекса мер в рамках этих «трех политик», определение главного вопроса государственного регулирования инновационного развития в зависимости от стоящих перед страной социально-экономических задач являются ключевыми условиями его эффективности. В свете современных вызовов инновационного развития России центр тяжести в комплексе государственного регулирования смещается в сторону технологической (или промышленной) политики.

В настоящее время во всем мире (и в России) как приоритетные, оцениваются такие направления нанотехнологий, как:

• наноматериалы - получение дополнительных свойств, или улучшение качества уже существующих технологических объектов. Области практического применения наноматериалов - конструкционные и иные материалы, используемые в авиастроении, автомобилестроении, судостроении, создании военной техники, а также материалы, работающие в агрессивных средах, которые характерны для энергетики, моторостроения и др.

• фотоника, спмнтроника, наноэлектроника(приборы на нанопринципах) - более глубокое использование свойств материи в наномасштабе и создание принципиально новых свойств основанных на квантовых эффектах. Области применения просматриваются лишь частично, прежде всего там, где устройства, созданные на качественно новых принципах заменяют уже существующие.

• (нано) метрология, манипуляторы и моделирование - создание инфраструктуры, обеспечивающей развитие нанотехнологий - манипулирование нанообъектами и микромеханика, метрология, реализация процессов, обеспечивающих качество и стандарты (включая численное моделирование нанопроцессов) и др.

• наносенсеры и нанодатчики - создание наномеханизмов, работающих на нано- и микроуровнях и базирующихся на нанопринципах. Оно включает такие области как биосенсоры, наносенсоры, наноинструменты, наноактюаторы и нанодатчики. Микроразмеры определяют не только разнообразные, но и принципиально новые области применения

наномеханизмов - вплоть до глобального контроля различных сред.

Организационная структура национальной наносети (далее - ННС) создается в соответствии с «Концепцией формирования национальной нанотехнологической сети Российской Федерации» и Программой развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года. Она должна обеспечить достижение паритета с другими странами в данной области за счет расширенного воспроизводства знаний и технологий; межотраслевой и межрегиональной кооперации и координации; концентрации ресурсов на приоритетных направлениях; активизации инновационных и инвестиционных процессов с использованием механизмов государственно-частного партнерства; формирования инфраструктуры научнотехнической и предпринимательской деятельности, повышения эффективности проводимых работ и создания благоприятных условий для ускоренного введения в гражданско-правовой оборот результатов интеллектуальной деятельности.

Материальной основой ННС является совокупность организаций различной организационно-правовой формы, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования, осуществляющих производство нанотехнологической продукции, развитие инфраструктуры наноиндустрии, коммерциализацию технологий, а также подготовку необходимых кадров.

Данное обозрение инновационного развития экономики России дает понять, что нашей стране в обозримый период будет сложно преодолевать «расстояние», отделяющее ее от многих успешно развивающихся инновационных экономик. Однако потенциал для перехода к инновационной модели безусловно имеется. К сожалению, в настоящее время отечественные предприятия инвестируют явно недостаточные средства в создание новых и модернизацию имеющихся технологий (а многие вообще не занимаются инновациями). Подавляющая часть инновационных предприятий в России функционирует на локальных рынках, и лишь небольшое их число являются глобальными акторами. При этом отечественные локальные рынки, как правило, сильно монополизированы и характеризуются низким уровнем конкуренции. Вместе с тем в стране сложился «пул» предприятий - стратегических новаторов, разрабатывающих и реализующих новые инновационные стратегии, добивающихся действительно инновационных прорывов в сферах своей деятельности. Именно они производят значительную часть промышленной продукции. Однако структура инновационных затрат этих предприятий, как правило, заметно искажена. Они фактически не интересуются отечественными разработками, отдавая предпочтение закупке овеществленных технологий (в форме новых машин, оборудования, приборов и др., причем преимущественно зарубежных), а также технологических, инжиниринговых и иных услуг. При этом непосредственная задача государственной политики — содействовать повышению уровня разработок российских научных организаций как источника инноваций. Существует необходимость продолжения комплексного изучения научно-инновационной сферы, включая анализ ресурсов и непосредственных результатов ее функционирования, а также внешних факторов, определяющих динамику инновационных процессов, косвенных эффектов, проявляющихся в экономике и социальной сфере. Реальные успехи зарубежных стран наглядно демонстрируют, что рост внимания и интереса к «инновационным» вопросам является адекватной и эффективной реакцией на системные вызовы и ограничения глобализации и открытой экономики, позволяющей поддерживать и/или ощутимо улучшать параметры и качество экономической динамики, уровень социально-экономического развития и конкурентоспособность страны.

В конечном счете, преодоление многолетней стагнации сферы науки, образования, ускорение реализации инновационного сценария позволит России стать равноправным участником глобальных инновационных процессов.

The given article is devoted to the analysis, generalization and critical understanding of the newest tendencies of innovative processes development in our country and also the key steps of state policy aimed at their regulation. The research conducted in several directions: study and projection on Russia’s realities the best foreign practices of innovative strategies realization and leading innovative business; evaluation of global trends and challenges, forming external conditions and limitations for the transition from export raw material to innovative model of economic growth; the analysis of peculiarities creation of modern development institutes under conditions of our country.

The key words: innovative activity, innovative cycle, innovative process, innovative policy.

Список литературы

1. Делия, В.П. Инновационная экономика и устойчивое развития [Электронный ресурс] / В.П. Делия: «Де-По», 2011. 256 с.

2. Промышленная политика, инновационное развитие и качество: О специфики инновационной деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./18/73915/685961/685984/

686444 - Дата обращения: 18.04.2012.

Об авторе

Лысенков С. Г.— аспирант Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского, начальник департамента капитального строительства наземных сооружений Дирекции по строительству, ООО «Стройгазмонтаж», l9688763889@gmail.com

241013, г. Брянск 125/29, ул. Ульянова, l9688763889@gmail.com, 89688763889

To the problem about the specificity of innovative activity S.G. lysenkov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.