УДК 343.132:98 DOI: 10.24412/2071-6184-2023-2-97-106
К ВОПРОСУ О СПЕЦИАЛЬНО-СЛЕДСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ И
НАДЗОРЕ ЗА ИХ ПРОИЗВОДСТВОМ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ (СРВ)
Нгуен Тхи Бинь, Тью Ван Хунг, Та Динь Тхань, Нонг Минь Тху
Раскрывается состояние незаконного оборота наркотиков в Социалистической Республике Вьетнам (далее - СВР) с 2018 года до настоящего времени, а также уточняются критерии и основания производства специально-следственных мероприятий при расследовании незаконного оборота наркотиков в СРВ. Анализируются особенности специально-следственных мероприятий, закрепленных в Уголовно-процессуальном кодексе Вьетнама 2015 г., и надзора за их производством, а именно особенности таких специально-следственных мероприятий как тайная аудиозапись и видеозапись, прослушивание телефонных переговоров; сбор электронных данных по расследованию незаконного оборота наркотиков в СРВ. Анализируется правовая, криминалистическая и надзорная основы производства данных мероприятий, а также формулируются предложения по оптимизации их производства при расследовании незаконного оборота наркотических средств в целом в СРВ на основе сравнения вьетнамского законодательства с российским законодательством о производстве следственных действий. Проведенное исследование может быть полезно ученым, аспирантам, адъюнктам и студентам, а также всем тем, кто интересуется проблемами уголовно-процессуального, антинаркотического законодательства и практикой предупреждения преступлений в России и СРВ.
Ключевые слова: следственные действия, аудиозапись, видеозапись, прослушивание телефонных переговоров, сбор электронных данных, незаконный оборот наркотиков, Уголовно-процессуальный кодекс Вьетнама 2015 г.
В настоящее время в мире незаконный оборот наркотиков является одной из самых острых государственных и общественных проблем, которая достигла масштабов, представляющих опасную угрозу здоровью населения, политической, экономической и социальной стабильности, безопасности многих народов и государств, в том числе России и Вьетнама. Согласно статистическим данным Министерства общественной безопасности Социалистической Республики Вьетнам (далее - МОБ СРВ), с 2018 г. до настоящего времени раскрыты 120 тыс. преступлений, связанных с оборотом наркотиков, задержаны более 180 тыс. наркопреступников, изъято более 5,5 тонн героина, 14,2 тонн других видов наркотиков и 7,5 млн. синтетических наркотиков. В 2022 г. раскрыты 26 967 преступлений, задержаны 41 308 наркопреступников, изъято более 809 кг. Героина, 6,1 тонны синтетических наркотиков, 867 кг марихуаны и более тонны других наркотиков; ликвидированы 417 криминальных пунктов, связанных с наркотиками [1].
Вызовы наркопреступности потребовали существенных изменений антинаркотической государственной политики СРВ. На основе Указания Политбюро КПВ № 36 от 16.08.2019 «О повышении эффективности профилактики, борьбы и контроля за оборотом наркотиков» сформирована
система компетентных государственных органов, осуществляющих контроль за оборотом наркотиков и противодействие их незаконному обороту. Основные направления, цели и задачи такого контроля и воздействия на наркопреступность: формирование и совершенствование законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, а так же эффективность практики его применения, разработка и реализация комплексных мер, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие наркопреступлений [2]. Предринятые в СРВ реформы стимулировали положительную динамику по их реализации, однако, остаются проблемы, требующие системного подхода как к изучению самой организованной наркопреступности, механизма ее деятельности, так и к проблемам расследования данного вида преступлений, поскольку тактические особенности преступной деятельности и способы совершения этих преступлений становятся все более изощренными, а преступные группы прилагают все усилия для сохранения своего влияния в регионе «Золотой треугольник», совершенствуя способы противодействия расследованию преступлений данного вида.
Совершенствование методологических основ и практических рекомендаций в области расследования незаконного оборота наркотиков является необходимым условием, следующим из национальных и международных интересов как СРВ, России, так и других стран. В этой связи требуется актуализация основных научных и практических подходов, направленных на эффективность расследования незаконного оборота наркотиков, в частности в области организации и тактики расследования преступлений данного вида в СРВ и России, внутриведомственного и межведомственного взаимодействия правоохранительных органов и сотрудничества правоохранительных органов СРВ и России по обмену опытом и совместной разработке геоинформационных систем и технологий для получения криминалистически значимой информации в условиях стремительно развивающихся информационных и коммуникационных технологий, в том числе производство специально-следственных мероприятий, закрепленных в УПК Вьетнама 2015 г., таких как тайная аудиозапись и видеозапись; прослушивание телефонных переговоров; сбор электронных данных по расследованию незаконного оборота наркотиков в СРВ.
Для уточнения вышеуказанных вопросов, рассмотрим особенности специально-следственных мероприятий, закрепленных в УПК Вьетнама 2015 г., и особенности деятельности надзорных органов за их производством.
Правовая основа производства специально-следственных мероприятий в СРВ. Ввиду международной интеграции вьетнамское законодательство подвергается изменениям, чтобы соответствовать общей тенденции мирового сообщества, но при этом оно обеспечивает требования о гарантиях национальной безопасности и защите судебного суверенитета. СРВ участвует во многих международных конвенциях по предупреждению преступности и борьбе с ней (например, Конвенция о борьбе с коррупцией,
наркотиками и организованной преступностью и др.[3, 4]), поэтому включение в УПК Вьетнама 2015 г. положений о специально-следственных мероприятиях является объективным и неизбежным требованием.
Специально-следственные мероприятия закрепляются шестью отдельными статями в главе XVI «Специально-следственные мероприятия» в части второй «Возбуждение и расследование уголовного дела» УПК Вьетнама 2015 г.. Закрепление данных мероприятий в УПК Вьетнама является необходимостью в целях конкретизации требований Конституции 2013 г. о том, что «...права человека и права гражданина могут быть ограничены только в соответствии с положениями закона»[5], в целях создания условий органу следствия для оперативного сбора доказательств, выявления виновных при расследовании сложных, организованных и особо тяжких преступлений, формирования правовой основы для выполнения международных договоров, участником которых является Вьетнам, устранения препятствий в практике по борьбе с преступностью и расширения источника ценных доказательств, непосредственно доказывающих преступления.
Производство специально-следственных мероприятий определяется в УПК Вьетнама 2015 г., следующим образом:
- ст. 223 - специально-следственные мероприятия. Срок начала производства специально-следственных мероприятий - после возбуждения уголовного дела. К специально-следственным мероприятиям относятся: тайная аудиозапись и видеозапись; прослушивание телефонных переговоров; сбор электронных данных;
- ст. 224 - преступления, при расследовании которых необходимо производство специально-следственных мероприятий: преступления против государственной безопасности; преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств; коррупционные преступления; терроризм; отмывание денег;
- ст. 225 - полномочия и ответственность по принятию и исполнению постановлений о производстве специально-следственных мероприятий: руководитель органа следствия самостоятельно или по требованию прокурора вправе вынести постановление о производстве таких мероприятий. Данное постановление должно быть санкционировано прокурором до его исполнения. Руководитель органа следствия, вынесшей постановление, несет ответственность за тщательную проверку производства этих мероприятий и незамедлительное обращение в народную прокуратуру с просьбой отменить производство данных мероприятий, если сочтет его более не нужным. Специализированные органы Министерства общественной безопасности и Министерства обороны в соответствии с законом исполняют вышеуказанное постановление;
- ст. 226 - срок производства специально-следственных мероприятий не может превышать двух месяцев со дня санкционирования прокурором. Данный срок может быть продлен, но не может превышать установленного срока расследования. Не позднее, чем за 10 дней до истечения срока производства
специально-следственных мероприятий орган следствия должен подать письменное ходатайство о его продлении;
- ст. 227 - использование информации и документов, собранных при проведении специально-следственных мероприятий: только для возбуждения уголовного дела, расследования, уголовного преследования и разрешения уголовных дел и в качестве доказательств для разрешения дела. Не относящиеся к делу информация и документы должны быть незамедлительно уничтожены. Категорически запрещается использовать собранную информацию, документы и доказательства в других целях;
- ст. 228 - отмена производства специально-следственных мероприятий, в том числе в следующих случаях: имеется письменное обращение руководителя органа следствия; имеются нарушения при производстве специально-следственных мероприятий; дальнейшее производство специально -следственных мероприятий не требуется.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что введение производства специально-следственных мероприятий при расследовании преступлений в целом и незаконного оборота наркотиков в частности, является следствием совершенствования процедур доказывания вуголовном процессев СРВ.
Криминалистическое обеспечение производства специально -следственных мероприятий при расследовании незаконного оборота наркотиков в СРВ. В настоящее время производство специально-следственных мероприятий по-прежнему сталкивается с некоторыми трудностями, поэтому для эффективного производства данных мероприятий органам следствия необходимо криминалистически обеспечить следующие условия.
Во-первых, необходимо обеспечить секретность в производстве специально-следственных мероприятий. В большинстве случаев незаконный оборот наркотиков, совершенный в составе группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации), его быстрая адаптация к противостоянию со стороны правоохранительных органов, легкий уход от социального контроля, способы его подготовки, совершения и сокрытия, очень опасны и изощренны [6, с. 138142]. В связи с этим обычные следственные мероприятия неэффективны или малоэффективны при расследовании рассматриваемых преступлений. Специально-следственные мероприятия позволяют органу следствия фиксировать изображения с хорошим разрешением, качественным звуком и другой информацией и документами и в то же время обеспечивать конфиденциальность субъектов и лиц, не имеющих отношения к делу.
Во-вторых, необходимо обеспечить средства, оборудования, материально-техническую основу для производства специально-следственных мероприятий. По существу, органы следствия при производстве данных мероприятий должны использовать такие технические средства как: звуко - и видеозаписывающая аппаратура; оборудование, программное обеспечение для прослушивания телефонов; электронное оборудование для извлечения данных.
Поэтому требуется оснащение помещений и оборудования для обслуживания производства специально-следственных мероприятий. Тщательная подготовка средств, оборудования, материально-технической базы для производства данных мероприятий помогает провести следственную деятельность объективно и научно, а также служит полному и точному сбору информации и документов для доказывания преступления.
В-третьих, необходимо обеспечить кадровые возможности для производства специально-следственных мероприятий. Лица, уполномоченные в производстве этих мероприятий: руководитель органа следствия; прокурор; начальник военного округа; военный прокурор; должностные лица, исполняющие постановление о производстве данных мероприятий; технические сотрудники для производства специально-следственных мероприятий. Участники производства специально-следственных мероприятий должны убедиться в своей компетентности, наличии профессиональной квалификации для производства таких мероприятий. В процессе необходимо избегать разглашения информации. Следует отметить, что мероприятие «сбор электронных данных» требует, чтобы органы следствия назначали сотрудников с профессиональной квалификацией в области науки, техники, электроники и телекоммуникаций, чтобы иметь возможность реализовать это мероприятие. В тоже время производство данных мероприятий требует тесной координации процессуальных органов, таких как: орган следствия, народная прокуратура, орган, осуществляющий исполнение постановления на производство этих мероприятий. Обеспечение человеческих условий способствует эффективному осуществлению производства специально-следственных и других процессуальных мероприятий.
Надзор за производством специально-следственных мероприятий. В целях осуществления надзора за производством специально-следственных мероприятий, в соответствии с положениями гл. XVI УПК Вьетнама 2015 г., прокурор выносит постановление о производстветаких мероприятий (как уже отмечалось выше). Кроме того, прокурор обязан внимательно следить за принципами, основаниями, условиями, порядком, процедурой, сроками производства, использованием информации и документов, собранных путем производства таких мероприятий как (гл. XVI УПК Вьетнама 2015 г.):
- тайная аудио- и видеозапись (со звуком) в ходе следствия и уголовного преследования - обычно применяется по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, возбужденным в результате оперативно-розыскной деятельности посредством сообщений о преступлениях, осуществляемых в соответствии с положениями Совместного циркуляра Министерства общественной безопасности, Верховной народной прокуратуры, Верховного народного суда и Министерства национальной обороны № 03/2018/ТТЬТ-БСЛ^К8КБТС-ТЛКБТС^Р от 01.02.2018 [7], «Инструкция о проведении аудиозаписи или видеозаписи, использовании, сохранении и хранении результатов аудиозаписи или видеозаписи»;
- прослушивание телефонных переговоров - применяется при проверке связи между подозреваемыми и иными лицами, имеющими отношение к преступлению, установлении количества совершения преступлений, количества наркотиков и др.;
- сбор электронных данных - применяется в делах о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, когда наркоторговцы продают наркотики через Интернет, а преступники хранят информацию о преступной деятельности на телекоммуникационных устройствах;
К видам информации и документов, которые могут быть собраны при применении специальных следственных и процессуальных мер, относятся файлы изображений, аудиофайлы и другие электронные данные. Как правило, документы и информация, собранные в результате этих мероприятий, будут обрабатываться в двух направлениях: а) информация и документы, имеющие отношение к делу, могут быть использованы в качестве доказательств при возбуждении, следствии, преследовании и судебном разбирательстве по уголовному делу; б) информация и документы, не имеющие отношения к делу, должны быть незамедлительно уничтожены.
При получении ходатайства органа следствия о санкционировании производства специально-следственных мероприятий, прокурор требует у органа следствия полные материалы и документы, приложенные к письменному ходатайству о санкционировании данных мероприятий. После исследования ходатайства прокурор должен рассмотреть и принять решение о санкционировании или несанкционировании постановления о производства мероприятий данной категории. В ходе разрешения дела, при наличии оснований и признании необходимым, но невынесении органом следствия постановления о производстве специально-следственных мероприятий, прокурор должен рассмотреть и направить в орган следствия письменное представление о вынесении постановления о производстве этих мероприятий; в случае невыполнения органом следствия, народная прокуратура вправе осуществлять право давать рекомендации в установленном законом порядке. Продление срока производства специально-следственных мероприятий не может превышать двух месяцев со дня санкционирования прокурором. По сложным делам срок производства этих мероприятий может быть продлен, но не должен превышать срок расследования, установленный ч. 2 ст. 226 УПК Вьетнама 2015 г. При наличии оснований для отмены производства специально-следственных мероприятий, предусмотренных ст. 228 УПК Вьетнама 2015 г., прокурор должен незамедлительно вынести постановление.
Сравнение положений вьетнамского законодательства о производстве специально-следственных мероприятий с нормами российского законодатества о следственных действиях. Ниже представлена Таблица, в которой отражено предлагаемое нами сравнение вьетнамского законодательства с российским законодательством [8, 9] о производстве специально-следственных мероприятий. Отметим, что значительную помощь
при исследования данной проблемы оказали научные труды российских ученых: М.О. Баева, О.Я. Баева, Р.С. Белкина, В.П. Божьева, И.Е. Быховского, Т.Н. Добровольской, В.Н. Долинина, Л.Я. Драпкина, Е.С. Дубоносова, С.П. Ефимичева, Н.В. Жогина, К.Б. Калиновского, В.В. Кальницкого, Л.М. Карнеевой, П.А. Лупинской, В.А. Образцова, И.Л. Петрухина, А.Б. Соловьева, Д.А. Солодова, В.В. Степанова, Ф.Н. Фаткуллина, Т.В. Толстухиной, Г.П. Химичевой, А.А. Чувилева, С.А. Шейфера и др.
Таблица
Критерий Вьетнамское законодательство Российское законодательство
Группа следственных действий или оперативно- розыскных мероприятий Группа следственных Группа Группа
действий следственных оперативно-
1. действии розыскных мероприятий
2. Название специально-следственных мероприятий Тайная аудиозапись и видеозапись; Прослушивание телефонных переговоров; Сбор электронных данных. Контроль и запись переговоров; Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Наблюдение; Прослушивание телефонных переговоров; Снятие информации с технических 103анналов связи; Получение компьютерной информации.
3. Источник закрепления УПК Вьетнама 2015 г. УПК РФ 2001 г. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об
оперативно- розыскной деятельности».
4. Уполномоченный орган по санкционированию производства специально- следственных мероприятий Народная Прокуратура Суд (судебное решение) Суд (судебное решение)
Научные труды указанных выше авторов внесли значительный вклад в исследование проблем, связанных с расследованием преступлений. Мы полагаем, что именно научные достижения в области криминалстики и уголовного процесса России внесли наиболее значительный вклад в понимание сущности специально-следственных мероприятий, а также в разработку правовой и криминалистической основы производства таких мероприятий при
расследовании преступлений. Данные достижения позволили нам сформулировать следующие рекомендации совершенствования правовой основы специально-следственных мероприятий при расследовании незаконного оборота наркотиков в СРВ.
Во-первых, до настоящего времени вьетнамским законодательством не уточнено содержание специально-следственных мероприятий, следовательно, необходимо указать, что:
- тайная аудиозапись - это использование органом следствия технических средств для записи разговоров между подозреваемыми и лицами, участвующими в подготовке, совершении и сокрытии преступлений в порядке, установленном законом;
- тайная видеозапись - это использование органом следствия технических средств для записи деяний подозреваемых и лиц, участвующих в подготовке, совершении и сокрытии преступлений либо иных событий с целью сбора и анализа сведений, необходимых для решения следственных задач в порядке установленном законом;
- прослушивание телефонных переговоров - это получение и фиксация органом следствия с помощью технических средств акустической информации, передаваемой по линиями телефонной связи или односторонних сообщений, в целях обнаружения сведений о преступной деятельности изучаемого лица, выявления его связей и получения иной информации, способствующей решению следственных задач в порядке, установленном законом;
- сбор электронных данных - это использование органом следствия технических средств для сбора информации о значениях физических параметров, полученных от датчиков, установленных на объекте исследования, предварительная обработка, накопление и передача информации, способствующей решению следственных задач в порядке, установленном законом.
Во-вторых, необходимо по-новому рассмотреть о процессе санкционирования ходатайства органа следствия о производстве специально-следственных мероприятий в аспекте передачи полномочий по санкционированию производства специально-следственных мероприятий судебным органам.
В-третьих, необходимо закрепление в УПК Вьетнама 2015 г. перечня конкретных составов преступлений, при совершении которых могут быть произведены специально-следственные мероприятия.
Таким образом, специально-следственные мероприятия носят специфический и секретный характер, при их осуществлении серьезно затрагиваются основные права, свободы и законные интересы граждан, поэтому необходим тщательный надзор за производством этих мероприятий.
Список литературы
1. Kim Anh, Phuang Anh. Phong ngùa, ngän chan tú sóm, tù xa, tù nai xuât phát toi pham vê ma túy [Электронный ресурс] // URL: https://bocongan.gov.vn/tin-tuc-su-kien/hoat-dong-cua-luc-luong-cong-an/tin-hoat-dong-cua-bo/phong-ngua-ngan-chan-tu-som-tu-xa-tu-noi-xuat-phat-toi-pham-ve-ma-tuy-d2-t3459V.html (дата обращения: 10.04.2023)
2. Тью В.Х. Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в Социалистической Республике Вьетнам (СРВ): автореф. ... дис. канд. юрид. наук. Калининград, 2020. 23 с.
3. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Выпуск XLVII. М.,
1994. 333 с.
4. Конвенция против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15 ноября 2000 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 40. Ст. 3882.
5. Конституция Социалистической Республики Вьетнам (принята Национальным Собранием Вьетнама 28 ноября 2013 года) // Официальный бюллетень. 2013. № 1003-1004.
6. Шалагин А.Е. Транснациональная преступность: понятие, признаки, меры противодействия // Вестник экономики, права и социологии. 2016. №3. С. 138-142 (дата обращения: 03.06.2023).
V. Thông tu liên tich so 03/2018/TTLT-BCA-VKSNDTC-TANDTC-BQP ngày 01/02/2018 cùa Bo Công an, Viên kiêm sát nhân dân toi cao, Toa án nhân dân toi cao và Bo Quoc phong huóng dân vê trinh tu, thù tuc thuc hiên ghi âm hoac ghi hinh có âm thanh; sù dung, bào quàn, luu trù kêt quà ghi âm [Электронный ресурс] // URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Thu-tuc-To-tung/Thong-tu-lien-tich-03-2018-TTLT-BCA-VKSNDTC-TANDTC-BQP-ghi-am-ghi-hinh-trong-qua-trinh-dieu-tra-366493.aspx (дата обращения: 10.04.2023)
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
9. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ.
1995. № 33. Ст. 3349.
Нгуен Txu Бинь, канд. юрид. наук, зав. кафедрой, binhnhi. law245@gmail. com, Вьетнам, Хюэ, Юридический университет Хюэ,
^ю Ван Хунг, канд. юрид. наук, сотрудник института безопасности, chuvanhung051092@gmail.com, Вьетнам, Ханой, Академия народной безопасности,
Tа Динь Txань, заместитель прокуратора народной прокуратуры г. Хюэ, binhnhi. law245@gmail. com, Вьетнам, Txыатxьен-Хюэ,
Нонг Минь Txу, аспирант, сотрудник института безопасности, chuvanhung051092@gmail. com, Вьетнам, Ханой, Академия народной безопасности.
ON THE QUESTION OF SPECIAL INVESTIGATION MEASURES AND SUPERVISION OF THEIR PRODUCTION ON THE INVESTIGATION OF ILLEGAL DRUG TRAFFIC
IN THE SOCIALIST REPUBLIC OF VIET NAM (SRV) Nguyen Thi Binh, Chu Van Hung, Ta Dinh Thanh, Nong Minh Thu
The article reveals the state of drug trafficking in the Socialist Republic of Vietnam (hereinafter referred to as the SVR) from 2018 to the present, and also clarifies the needfor special investigative measures in the investigation of drug trafficking in the SRV. The features of special investigative measures enshrined in the Criminal Procedure Code of Vietnam 2015 and the supervision of their production, such special investigative measures as secret audio and video recording, wiretapping of telephone conversations are analyzed; collection of electronic data on the investigation of drug trafficking in the SRV. The legal, criminalistic and supervisory bases of the production of these measures are analyzed, as well as proposals are formulated to optimize their production during the investigation of illicit drug trafficking in general in the SRV based on a comparison of Vietnamese legislation with Russian legislation on the production of investigative actions. The conducted research can be useful to scientists, graduate students, adjuncts and students, as well as to all those who are interested in the problems of criminal procedure, anti-drug legislation and practice for the prevention of crimes in Russia and the SRV.
Key words: special investigative measures, audio recording, video recording, listening to telephone conversations, electronic data collection, drug trafficking, Vietnamese Criminal Procedure Code 2015.
Nguyen Thi Binh, Cand. of Legal Sci., Head of the Department, binhnhi. law245@gmail. com, Vietnam, Hue, Hue University of Law,
Chu Van Hung, Cand. of Legal Sci., Security Institute employee, chuvanhung051092@gmail.com, Vietnam, Hanoi, People's Security Academy,
Ta Dinh Thanh, Deputy Procurator, Hue City People's Procuratorate, binhnhi. law245@gmail. com, Vietnam, Thua Thien-Hue,
Nong Minh Thu, graduate student, Security Institute employee, chuvanhung051092@gmail.com, Vietnam, Hanoi, People's Security Academy.