Научная статья на тему 'К вопросу о создании программ в системе повышения квалификации тренерских кадров в спорте инвалидов'

К вопросу о создании программ в системе повышения квалификации тренерских кадров в спорте инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
237
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ / СПОРТСМЕНЫ-ПАРАЛИМПИЙЦЫ / СПОРТ ИНВАЛИДОВ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ / ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ / МИОФАСЦИОГРАФИЯ / ГИПЕРТОНУС МЫШЦ / МЫШЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / MODULAR PRINCIPLE OF PREPARATION OF TRAINERS / PARALYMPIC SPORTSMEN / SPORTS OF DISABLES PERSONS / THE MORPHOLOGICAL MODULE / THE PSYCHOLOGICAL MODULE / THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL MODULE / THE HYGIENIC MODULE / MYOFASCIOGRAPHY / A HYPERCONE OF MUSCLES / MUSCULAR INSUFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чепик В. Д., Бобков Геннадий Александрович, Сидоров А. С.

В тренировочных программах спорта инвалидов используются традиционные подходы управления тренировочным процессом с опорой на общие положения современной теории и методики спорта в вопросах режимов тренировочных нагрузок, которые в свою очередь базируются на основах фундаментальных наук. В настоящей работе, в том числе и экспериментально, показано, что тренировка спортсменов-инвалидов должна основываться на принципиально других методиках с использованием других методов диагностики и коррекции хода тренировочного процесса, отличных от тренировки и диагностики обычных спортсменов. Такое понимание проблемы требует принципиально другой подготовки тренеров в паралимпийском спорте. Предложен модульный принцип подготовки тренеров-паралимпийцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чепик В. Д., Бобков Геннадий Александрович, Сидоров А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of programs in the system of raising the level of professional skill of trainer’s personnel of disabled persons sports

Traditional approaches of management of training process are used in training programs of disabled persons sports, they are based on general provisions of the modern theory and sports technique in questions of modes of training loadings which in their turn are founded on the bases of fundamental sciences. In the present work including experimentally, it is shown that training of disabled sportsmen should be based on essentially new techniques using new methods of diagnostics and correction of a course of the training process which differ from training and diagnostics of ordinary sportsmen. Such understanding of the problem demands essentially new preparation of trainers in paralympic sports. The modular principle of preparation of paralympic trainers is offered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о создании программ в системе повышения квалификации тренерских кадров в спорте инвалидов»

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕНЕРСКИХ КАДРОВ В СПОРТЕ ИНВАЛИДОВ

В.Д. ЧЕПИК, ГОУ МСС УОР № 2; Г.А. БОБКОВ, А.С. СИДОРОВ, НОУ ВПО «Подольский социально-спортивный институт»

Аннотация

В тренировочных программах спорта инвалидов используются традиционные подходы управления тренировочным процессом с опорой на общие положения современной теории и методики спорта в вопросах режимов тренировочных нагрузок, которые в свою очередь базируются на основах фундаментальных наук. В настоящей работе, в том числе и экспериментально, показано, что тренировка спортсменов-инвалидов должна основываться на принципиально других методиках с использованием других методов диагностики и коррекции хода тренировочного процесса, отличных от тренировки и диагностики обычных спортсменов. Такое понимание проблемы требует принципиально другой подготовки тренеров в паралимпийском спорте. Предложен модульный принцип подготовки

тренеров-паралимпийцев.

Ключевые слова: модульный принцип подготовки тренеров, спортсмены-паралимпийцы, спорт инвалидов, морфологический модуль, психологический модуль, психофизиологический модуль, гигиенический модуль, миофасциография, гипертонус мышц, мышечная недостаточность.

Abstract

Traditional approaches of management of training process are used in training programs of disabled persons sports, they are based on general provisions of the modern theory and sports technique in questions of modes of training loadings which in their turn are founded on the bases of fundamental sciences. In the present work including experimentally, it is shown that training of disabled sportsmen should be based on essentially new techniques using new methods of diagnostics and correction of a course of the training process which differ from training and diagnostics of ordinary sportsmen.

Such understanding of the problem demands essentially new preparation of trainers in paralympic sports.

The modular principle of preparation of paralympic trainers is offered.

Key words: modular principle of preparation of trainers, paralympic sportsmen, sports of disables persons, the morphological module, the psychological module, the psychophysiological module, the hygienic module, myofasciography, a hypercone of muscles, muscular insufficiency.

Анализ состояния ресурсного и кадрового обеспечения сферы адаптивного спорта в регионах Российской Федерации свидетельствует о значительном числе проблем, сдерживающих развитие спорта инвалидов. За последние пять лет число субъектов Российской Федерации, развивающих адаптивную физическую культуру и спорт, увеличилось с 15 до 42. Число занимающихся спортом инвалидов за последнее десятилетие возросло в три раза. Согласно статистическим данным, в Московской области действуют 46 физкультурно-спортивных клубов инвалидов; в 16 детско-юношеских спортивных школах открыты специальные отделения для занятий с детьми с ограниченными физическими возможностями. Постановлением Правительства Московской области (27.11.2008 г. № 1054-46) создано государственное бюджетное учреждение «Центр спорта инвалидов Московской области», на который возложены обязанности организации учебно-тренировочного процесса и специализированной спортивной подготовки спортсменов-инвалидов. По состоянию на 2011 г. 57 спортсменов-инвалидов Московской области входят в состав сборной команды России по инвалидному спорту.

В тренировочных программах спорта инвалидов формируются традиционные подходы управления трениро-

вочным процессом с опорой на общие положения теории и методики спорта. Между тем в опоре на классические представления о тренировочном процессе недостаточно учитывается специфика морфофункционального состояния спортсменов-инвалидов, заключающегося в том, что, например, у спортсменов с нарушениями опорнодвигательного аппарата совершенно другие соотношения в координации мышц по сравнению со здоровыми. Недостаток мощности или полное отсутствие отдельных мышц или целых мышечных групп компенсаторно усиливают другие мышечные группы. Это, в свою очередь, приводит к тому, что традиционные методы подготовки спортсменов совершенно не годятся для подготовки паралимпийцев, поскольку у них совершенно другие синергии между мышцами. Соответственно методика специальной подготовки по овладению специальными двигательными навыками должна быть совершенно иной. В работе Васильева О.Е. [3] предложен структурно-конструктивный подход в методологии построения реабилитационных программ, которая может и должна быть применена не только для реабилитации (в чем, конечно же, нуждаются паралимпийцы), но и для развития специальных физических качеств.

Иллюстрацией этого положения может служить простой эксперимент. В зависимости от наличия или

а

отсутствия металлического протеза ноги (в положении сидя) меняется распределения энергетики и тонуса мышц инвалида. В одном из наших экспериментов мы зарегистрировали миофасциограмму, отражающую посегментарное распределение мышечных напряжений (о методике см. 5). В одном случае протез был прикреплен к ноге (миофасциограмма, рис. 1), в другом случае протез (как «волновод») отсутствовал (миофасциограмма, рис. 2). Из представленных миофасциограмм совершенно очевидно, что отсутствие протеза меняет всю картину мышечного тонуса организма. Соответственно тренировка общей и специальной, например, мышечной силы должна быть отлична от здорового спортсмена.

На рис. 1 и 2 представлены две миофасциограммы одного и того же инвалида-ампутанта. Прерывистые линии означают границы нормы для данного возраста и пола. Квадратиками показан функциональный «тонус» дериватов миотомов, иннервирующихся сегментами от-

делов позвоночника. Превышение границ нормы вверх означает гипертонус мышц, понижение - мышечную недостаточность. Первый рисунок - ампутант с пристегнутым протезом, второй рисунок - протез отсутствует.

Из приведенных миофасциограмм с совершенной очевидностью вытекает, что только «отстегивание» протеза приводит к принципиальному нарушению «паттерна» тонусов всех скелетных мышц, что влияет на спортивную технику. Тренерский состав спортсменов, представителей спорта высших достижений с такими явлениями не сталкиваются, но тренеры-паралимпийцев должны знать значительно больше о том, как должен быть построен процесс тренировочных нагрузок. В этой связи остро стоит вопрос о подготовке профессиональных кадров. Основные недостатки системы подготовки связаны с отсутствием типовых требований к содержанию программ повышения квалификации тренеров, работающих в системе адаптивного спорта.

Рис. 1. Функциональная активность ПДС ампутанта с пристегнутым протезом

Рис. 2. Функциональная активность ПДС ампутанта без протеза

Результаты нашего анализа деятельности физкультурно-оздоровительных спортивных клубов инвалидов Московской области свидетельствуют о том, что тренировочные занятия не обеспечены в должной мере программно-методической документацией. Практические занятия со спортсменами-инвалидами сводятся к организации и проведению спортивных соревнований среди небольших групп спортсменов, показывающих высокие спортивные результаты. Содержание профессиональной подготовки тренерского состава и инструкторов, привлекаемых к работе в системе адаптивного спорта, не отвечает требованиям специфики работы с контингентом лиц с ограниченными физическими возможностями. Более того, необходима разработка типовой структуры программы в форме модулей специальных разделов образования о нормах тренировочных нагрузок, которые могут быть рекомендованы для различных групп инвалидов, подразделяемых на основании нормативов спортивно-функциональной классификации.

На основании анализа и отмеченных противоречий нами была определена цель работы, заключающаяся в разработке комплексного состава дисциплин по избранному виду спорта для программ повышения квалификации тренерских кадров, работающих в инвалидном спорте. Были сформулированы задачи исследования:

- определить состав типовой структуры программы повышения квалификации для тренеров-преподавателей и инструкторских кадров с объемами по курсовой подготовки (курс - 72 ч и курс - 144 ч.);

- систематизировать разделы образования по тематике избранного вида спорта в модули, включающие в себя сведения об особенностях воздействия избранной спортивной специализации на организм занимающихся.

Для исследования эффективности проекта модульной технологии построения содержания образования в период 2009 г. была изучена и систематизирована информация о новых технологиях обучения и современных подходах к построению учебных программ на факультетах повышения квалификации для специалистов, работающих в сфере спорта инвалидов. Материалы разделов образования были сформированы по данным литературных источников, обобщений тематики курсов факультетов повышения квалификации, разделов профессионального образования, прошедших экспертизу и систематизиро-

ванных по профилю адаптивной физической культуры и спорта.

Анкетный опрос тренерского состава физкультурнооздоровительных клубов инвалидов Московской области, опрос участников международной конференции по классификации спортсменов в декабре 2009 г. подтвердили необходимость построения комплекса специальных дисциплин по виду спорта.

В этих целях был разработан комплекс специальных дисциплин по следующим модулям:

1. Модуль морфологических характеристик, по которым, в первую очередь, производится предварительный отбор в данный вид спорта. Он включает в себя особенности двигательной активности занимающихся избранным видом спорта; критерии оценки уровня физической и специальной подготовки с учетом морфофункционального состояния занимающегося; технологии оценки возможностей спортсмена на разных этапах подготовки к соревнованиям.

2. Модуль психофизиологических характеристик включает в себя описание физиологических и психофизиологических характеристик напряженной мышечной деятельности в избранном виде спорта.

3. Модуль психологических характеристик занимающихся - сведения о средствах и методах формирования мотиваций, жизненно важных интересов занимающихся в избранной спортивной специализации; технологии психолого-педагогического анализа деятельности спортсмена в избранном виде спорта; средства, методы и формы коррекции психических состояний; технологии устранения психоэмоционального утомления спортсмена.

4. Модуль о гигиенических основах обеспечения жизнедеятельности занимающихся включает в себя сведения о роли экологических факторов и микроклимата тренировочно-соревновательной среды на состояние здоровья занимающихся.

5. Модуль о системах контроля за состоянием спортсмена включает в себя сведения об особенностях педагогических, физиологических, медицинских наблюдений за спортсменами на тренировках и соревнованиях.

Применение модульной структуры построения дисциплин специализаций позволяет более эффективно использовать новейшие достижения науки в практике инвалидного спорта, что подтверждено актами внедрения паралимпийского спорта.

Литература

1. Баевский P.M. Проблема здоровья и нормы: точка зрения физиолога // Клиническая медицина. - 2000. -№ 4. - С. 59-64.

2. Бубновский С.М., Бобков Г.А., Пермяков И.А. Мио-фасциография / Мат. 10-й Межд. конф. по кинезитера-пии. - М., 2010. - С. 26-45.

3. Васильев О.С., Сучилин Н.Г. Движение в пространстве, пространство движения и геометрический образ движения: опыт топологического подхода // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 3. -С. 13-21.

4. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений: популярное пособие. - М.: Терра-спорт, 2002. -512 с.

5. Дмитриев С.В. Биомеханика: в поисках новой парадигмы: монография. — Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1999. - 179 с.

6. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2005. - 296 с.

7. РашевскийП.К. Курс дифференциальной геометрии. -Изд. 4-е, испр. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 432 с.

8. Саркисов Д.С. Некоторые особенности развития медико-биологических наук в последние столетия// Клиническая медицина. - 2007. - № 7. - С. 4-8.

9. Саркисов Д.С. О так называемых функциональных болезнях //Клиническая медицина. - 1997. - № 6. - С. 77.

10. Саркисов Д.С. Философия в системе медицинского образования//Клиническая медицина. - 1999.

11. Серов В.В. Общая патология - теория клинической медицины // Клиническая медицина. - 1998. -№ 10. - С. 4-6.

12. Струков А.И., Хмельницкий O.K., Петленко В.Л. Морфологический эквивалент функции: методологические основы /АМН СССР. - М.: Медицина, 1983. - 208 с.

13. Судаков К.В. Функциональные системы организма в динамике патологических состояний // Клиническая медицина. - 1997. - № 10. - С. 4-11.

14. Акт внедрения Паралимпийского комитета России программы дополнительного образования «Международный классификационный кодекс и технологии распределения спортсменов с ограниченными физическими возможностями по функциональным группам». Сладко-ва Н.А., Сидоров А.С., 2010.

References

1. Baevsky R.M. Health and norm problem: the physiologist's point of view//Clinical medicine. - 2000. -№ 4. - P. 59-64.

2. Bubnovskij S.M., Bobkov G.A., Permjakov I.A. Myo-fasciography / mat. of the 10-th Intern. kinesitherapy conf. - M., 2010. - P. 26-45.

3. Vasil'ev O.S., Suchilin N.G. Three-dimensional motion, space of movement and a geometrical image of movement: experience of the topological approach // Theory and physical training practice. - 2004. - № 3. - P. 13-21.

4. Gaverdovsky Ju.K. Technics of gymnastic exercises: the popular grant. - M.: Terra-sports, 2002. - 512 p.

5. Dmitriev S.V. Biomechanics: in search of a new paradigm: the monography. - N. Novgorod: Publishing house NGPU, 1999. - 179 p.

6. Yevseyev S.P. The Theory and the organization of adaptive physical training: the textbook: in 2 v. V 1: Introduction in the speciality. History, the organization and a general characteristic of adaptive physical training. - 2 ed. - M.: Soviet sport, 2005. - 296 p.

7. Rashevsky P.K. Course of differential geometry. -Ed. 4, corrected. - M.: Editorial URSS, 2003. - 432 p.

8. Sarkisov .D.S. Some features of development of medical and biologic sciences in the last centuries//Clinical medicine. - 2000 - № 7. - P. 4-8.

9. Sarkisov D.S. About so-called functional deseases// Clinical medicine. - 1997. - № 6. - P. 77.

10. Sarkisov D.S. Philosophy in the system of medical education//Clinical medicine. - 1999.

11. Serov V.V. General pathology - the theory of clinical medicine//Clinical medicine. - 1998. - № 10. - P. 4-6.

12. Strukov A.I., Khmelnitskiy O.K., Petlenko V.L. A morphological equivalent of function: methodological bases / AMN the USSR. - M.: Medicine, 1983. - 208 p.

13. Sudakov K.V. Functional systems of the organism in dynamics of pathological conditions//Clinical medicine. -1997. - № 10. - P. 4-11.

14. Sladkova N.A., Sidorov A.S. Introduction of additional education programs «The International classification code and technologies of distribution of disabled sportsmen on functional groups» in Paralympic committee of Russia, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.