Научная статья на тему 'К вопросу о создании инновационной среды для продуктивного обучения'

К вопросу о создании инновационной среды для продуктивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
СРЕДО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ПРОДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / THE TARGETED-ENVIRONMENTAL APPROACH / THE INNOVATIVE ENVIRONMENT / PRODUCTIVE TRAINING / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прилепская Нина Александровна

В статье рассматриваются педагогические условия создания инновационной среды в профессиональном училище для продуктивности обучения. Особое внимание уделяется организационным компонентам среды: созданию проблемных групп по разработке разноуровневых программ, диагностике личностного самоопределения учащихся, проведению семинаров, конференций по представлению инновационного опыта. Отмечается, что создание образовательной среды при обучении в профессиональном училище является одним из педагогических условий инновационной среды в процессе подготовки учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON CREATION OF THE INNOVATIVE ENVIRONMENT FOR PRODUCTIVE TRAINING

The author considers pedagogical conditions of creation of the innovative environment in professional school for efficiency of training. The special attention is paid to organizational components of environment: to creation of problem groups on development programs of several levels, to diagnostics of personal self-determination of pupils, carrying out of seminars, conferences on representation of innovative experience. Creation of the educational environment at training in professional school is one of pedagogical conditions of the innovative environment in the course of training pupils.

Текст научной работы на тему «К вопросу о создании инновационной среды для продуктивного обучения»

УДК 37.0 + 316

Н.А. Прилепская

соискатель кафедры педагогики и психологии ФНК ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный

педагогический университет»

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются педагогические условия создания инновационной среды в профессиональном училище для продуктивности обучения. Особое внимание уделяется организационным компонентам среды: созданию проблемных групп по разработке разноуровневых программ, диагностике личностного самоопределения учащихся, проведению семинаров, конференций по представлению инновационного опыта. Отмечается, что создание образовательной среды при обучении в профессиональном училище является одним из педагогических условий инновационной среды в процессе подготовки учащихся.

Ключевые слова: средо-ориентированный подход, инновационная среда, продуктивное обучение, самоопределение.

Исследование инновационной практики работы учебных заведений показало, что преподаватель постоянно пребывает среди различного рода новшеств, как содержательных, так и организационных и тем самым осваивает новые технологии. Изменяются организационные компоненты среды: создаются проблемные группы по разработке разноуровневых программ, «портфолио», диагностике личностного самоопределения учащихся; регулярно проводятся семинары, конференции по представлению инновационного опыта. Преподаватели объединяются в различные формальные и неформальные группы, поддерживают друг друга, экспериментируют, ведут научные исследования, то есть реализуют усовершенствованные требования к содержанию и организации учебного процесса. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность реализуемых требований к содержанию обучения и организации учебного процесса, обеспечивающих эффективность овладения студентами знаниями, умениями, навыками, содержанием, формами и приемами коммуникации в сфере социальной деятельности. Создание образовательной среды при обучении в

профессиональном училище является одним из педагогических условий инновационной среды в процессе подготовки учащихся.

Значение понятия «образовательная среда» связано с процессом формирования личности, исходя из целей обучения. Конструирование образовательной среды в применении к практике обучения и воспитания рассмотрено в работах М.М. Кларина [2], И. Д. Фрумина [3], В.А. Левина [4] и др. Проанализировав различные подходы к вопросу об образовательной среде, мы поддерживаем В. А. Левина, который под образовательной средой понимает «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [4, с. 14].

Рассмотрим более подробно составляющие данного определения.

Заданный образец - это цели обучения и воспитания, которые в настоящее время соответствуют личностно-ориентированному подходу. Социальное окружение - это педагоги, одногруппники и т.д. Предметно-пространственное окружение определяет форму физической среды, в которой работают учащиеся и преподаватели. Здесь выделяется два компонента: пространство (аудитория) и предметное окружение, в том числе средства обучения. Образовательная среда при обучении в училище - это система условий, создаваемая в целях достижения конкретного уровня профессиональной подготовки, включающей предпосылки для личностного развития обучающихся, обусловленные социальным и пространственно-предметным окружением, используемыми в учебно-воспитательном процессе средствами, а также приемами и технологиями обучения. Таким образом, образовательную среду составляет совокупность психологического, социального и пространственно-предметного факторов, куда входят также материальный фактор и межличностные отношения. Все данные факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды [4, с. 47].

В зарубежной дидактике [4] используется понятие «средо-ориентированное обучение» - обучение посредством особой образовательной среды как совокупности системных формирующих влияний со стороны предметной, социальной и информационной сред. Обучающие свойства среды - ее интегральные эффекты, возникающие в системе «среда-субъект». Они выражаются в появлении новых адаптивных качеств в психофизиологической системе человека, позволяющих ему ориентироваться

в новых условиях и задачах и результативнее решать старые. Средоориентированный подход в обучении позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с прямого педагогического воздействия на личность обучающегося в область формирования обучающей среды, в которой происходит самообучение и саморазвитие обучающегося. При такой организации образования включаются механизмы внутренней активности обучаемого в его взаимодействиях со средой.

Согласно результатам исследований П.И. Пидкасистого, А.М. Столяренко, Ю.М. Корниенко и других ученых, педагогические условия выступают в качестве совокупности взаимосвязанных факторов.

Данные определения выглядят логично, однако они не отражают субъектной позиции педагога. Эта позиция находит отражение в определении педагогических условий, данном академиком РАО В.И. Андреевым, согласно которому педагогические условия рассматриваются как обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей [1].

Так, если мы не учитываем фактор современного состояния общества и его требований к специалисту, как можем мы разрабатывать теоретические и практические аспекты его профессионального развития? Или специфика учебного предмета? Это тоже фактор объективный, но без учета этого фактора невозможна разработка учебных курсов, программ и т.п.

Любое явление детерминировано внешними и внутренними факторами или факторами заданными и факторами конструируемыми. Внешние, или заданные, факторы мы не конструируем, но мы их учитываем. И их учет является генеральным педагогическим условием. Учет внешних факторов обеспечивает постановку цели и определение содержания дисциплины, определение требований к уровню освоения программы - то, что Ю.Г. Татур относит к условиям педагогического проектирования [5].

Для анализа педагогических условий представляется основополагающим выделение И.П. Подласым четырех генеральных факторов, определяющих в комплексе формирование продуктов дидактического процесса. К ним он относит: 1) учебный материал; 2) организационно-педагогическое влияние; 3) обучаемость учащихся; 4) время. Очевидно, что обучаемость учащихся и время - это факторы, на которые мы не можем повлиять в силу того, что они

заранее заданы. Время, отводимое на изучение определенной дисциплины, задано стандартом, а обучаемость - та данность, с которой мы имеем дело. Однако учитывать эти факторы мы должны. Следует также учитывать и то, что обучаемость - фактор, изменяющийся и диалектичный, так как, определенным образом детерминируя образовательный процесс, он в то же время меняется в ходе данного процесса.

Однако это предмет другого исследования. Здесь же мы рассматриваем педагогические условия для формирования инновационной среды для продуктивного обучения усилиями самих педагогов в условиях ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 47» г. Бердска.

В учебном заведении есть группа педагогов, владеющих необходимыми знаниями о внедряемом новшестве, а также компетенциями в сфере ведения инновационной, исследовательской деятельности. Эти педагоги активны и последовательны в обучении своих коллег. Обязательно организовано научное руководство и консультирование педагогов по содержанию осваиваемого новшества, а также способам ведения инновационной деятельности.

В образовательном учреждении созданы к работают профессиональные объединения инновационного типа (проблемные и проектные группы, педагогические мастерские, мастер-классы и т.п.), в которых организовано профессиональное общение к обучение педагогов освоению новшеств.

Осваиваемые и разрабатываемые новшества, необходимые учреждению, осуществляются под патронажем и при содействии администрации. Новшества, результаты их введения, сама инновационная деятельность является ценностью для коллектива.

Создана система «стимулирования творческих педагогов» оказывающая заметное влияние на мотивацию учителя к творческому труду.

Педагоги обладают значительным интеллектуальным потенциалом и личностными качествами, необходимыми для успешного ведения инновационной деятельности, Как правило, они активны в пространстве города, участвуют, а часто и руководят городскими проблемными группами, педагогическими мастерскими, научно-практическими семинарами. Эти педагоги имеют достаточные знания и умения для освоения тех инноваций, которые необходимы для получения нового результата. Среда, созданная в учебных заведениях, позволяет осуществлять рефлексию собственной педагогической деятельности; педагоги владеют основными знаниями и

умениями по преобразованию имеющейся среды (согласно новым взглядам и подходам); постоянный поиск, инициативность, творчество, подвижничество - естественные составляющие профессионального поведения педагогов.

Педагогический процесс выстраивается на взаимодействии преподавателя с учащимися как в учебной, так и в воспитательной работе:

- коммуникативный процесс выстроен как социальное взаимодействие, несущее в себе личный интерес, педагогический смысл и грамотность;

- компетентность преподавателей позволяет реализовывать у учащихся социально-психологические качества молодого поколения.

Так, например, на занятиях по ОБЖ наряду со знаниями по дисциплине прививают учащимся чувство патриотизма и ответственности. Умело связывают темы занятий с повседневной гражданской жизнью, вводят здоровьесберегающий компонент в структуру урока, разрабатывают совместно с медработником программу по ЛФК. Учащиеся охотно работают на уроках.

Преподаватель химии совершенствует знания учащихся по предмету с помощью опытов, присутствие эмоциональной окраски при объяснении делает материал более доступным. Преподаватель проводит анализ учебного процесса и определяет пути конструктивного совершенствования работы. Выстраивает предметно-рефлексивные отношения, тем самым стимулируя совместную деятельность. На уроках такого плана вырабатывается правильная стратегия поведения подрастающего поколения по отношению к алкоголю и табакокурению.

Преподаватель русского языка развивает ключевые компетенции учащихся, совершенствует устную и письменную речь, работает над культурой и чистотой речи, готовит учащихся к ЕГЭ. Преподаватель ведет кружок «Журналист», на занятиях такого направления развивается активная жизненная позиция, формируются навыки по написанию пресс-релизов и других статей событийного характера. Учитывая данные интерактивного анализа рынка труда, принимаются во внимание требования работодателей по составлению и написанию резюме.

Преподаватель истории для мотивации учащихся активно использует Интернет при составлении заданий и тестов. Каждый урок по-своему интересен, материал излагается доступно. Преподаватель активно использует доску на уроке, ставит цели занятия, и в конце урока учащиеся подводят

итоги по достижению этих целей. Проводит предметные декады. Ведет исторический кружок.

Преподавателями спецпредметов были разработаны программы по практике и теории на основании государственного профессионального блока, с учетом нововведений в области радиотехники.

Преподаватели постоянно анализирует свою работу, в результате чего появляются самоанализы деятельности, которые потом оформляются в документы на повышение квалификации. В процессе работы все преподаватели ставят перед собой цель - подготовка конкурентоспособных рабочих, адаптированных к условиям работодателя.

В основном наш контингент - это дети с нестабильной психикой и из неблагополучных семей. Дети с заниженной самооценкой и негативным отношением к учебной деятельности. Исходя из этого, реализовать подход к обучению и к раскрытию творчества у учащихся необходимо не только через наглядность, практические действия, но и через установление субъект-субъектных отношений, что позволяет учащимся поверить в себя и пересмотреть свое отношение к учёбе, творчески относиться к производственному, теоретическому обучению и кружковой работе. В процессе реализации программы преподаватели пользуются рекомендациями В.А. Ситарова и его пособием «Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе», а это показывает на практике, что таким образом наиболее четко раскрывается индивидуальность ученика. На основании этого легко проводится анализ деятельности для достижения более эффективного результата.

Урок производственного обучения мастера строят по традиционному принципу:

- сообщение учащимся цели предстоящей работы;

- воспроизведение учащимися знаний, умений, навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

- выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

- проверка выполнений работ;

- обсуждение допущенных оценок и их коррекция;

- использование метода недописанного тезиса;

- задание на дом.

Преподаватели и мастера производственного обучения придерживаются теории Выготского, но преломляют ее под зону ближайших интересов

обучающегося, т.к. считают, что при подготовке будущего специалиста важна отработка навыков, которых требует современный работодатель. После занятий проводятся кружки технического творчества «Радиотехник», «Пульс», «Милана» и др., в которых задействованы почти все учащиеся по профессиям: радиомеханик, монтажник РЭАиП, электромонтер, коммерсант в промышленности.

Учащиеся (под контролем мастера) осуществляют демонтаж, проверку и монтаж комплектующих изделий, разрабатывают и изготовляют действующие тренажеры-демонстраторы на базе импортной, отечественной радиоаппаратур и цифровой техники. Выполнение практических квалификационных работ осуществляется в виде готовых моделей тренажеров, стендов для оснащения учебно-материальной базы училища.

Производственное обучение проводится бригадным методом, с элементами самоконтроля. В процессе обучения реализуются межпредметные связи. Работа ведется по тест-процессам с использованием тренажеров-демонстраторов.

После окончания урока производственного обучения в каждой бригаде отдельно осуществляется просмотр работы, записанной на видеокассеты, с синхронным анализом участия каждого в выданном задании. В процессе анализа основное внимание уделяется следующим вопросам:

• умение понять и осмыслить проблему в целом;

• умение сформулировать цели решаемой проблемы;

• владение лидерскими навыками;

• владение навыками делового общения и техникой групповой работы;

• умение вести дискуссию с партнерами, грамотное употребление терминологии;

• умение наработки вариантов решения проблемы;

• наличие личного положительного опыта при решении поставленных задач.

Для эффективного достижения поставленной цели преподаватели и мастера организуют свою педагогическую деятельность последовательно, в соответствии с профессиональным циклом; кроме этого, первостепенным фактором в такой работе становится оснащение УМБ. Преподаватели оснащают и проходят периодическую аттестацию мастерских

производственного обучения и классов теоретического обучения специальным дисциплинам.

Реализация стандарта - это не только поэтапное внедрение сущности компонентов усвоения материала учащимися, но и формирование путей управления процессом усвоения.

Система строится в соответствии со следующими принципами педагогики: индивидуализации, творчества, синтеза познаний, взаимодействия и коммуникации.

В производственном обучении мастера используют комплекс методов: лекция, дискуссия, практикум, создание проблемных воспитывающих ситуаций, поиск новых решений, мозговой штурм, выработка собственной стратегии и творческого мышления, которые позволяют учащимся полностью раскрыться и реализовать свой творческий потенциал.

Защита выпускных квалификационных работ проводится на уровне защиты рацпредложений. Так, с 2006 по настоящее время преподавателями спецпредметов выпущено более 300 молодых специалистов, многие из которых стали руководителями фирм и предприятий, отличными специалистами, коллегами по работе - мастерами производственного обучения в родном училище. За последние три года из 100% выпускников 40% получили повышенные разряды, 15% поступили в вузы и техникумы.

Производственную практику на предприятиях выстраиваем на контрактной основе по трехсторонним договорам и заявкам предприятий разных форм собственности.

Считаем такое сотрудничество взаимовыгодным, т.к. коммуникативные функции реализуют три стороны: предприятие, училище и родители. Мастер ежедневно информирован о состоянии дел и работы учащихся на предприятии. Кроме этого, в этой цепочке активно участвуют администрация г. Бердска, центр занятости, социальная защита.

Принимая во внимание единую методическую тему «Повышение качества начального профессионального образования на основе внедрения инновационных технологий» и работая в рамках инновационной площадки, разрешенной письмом департамента НСО осенью 2008 года, все преподаватели направляют свою работу на информатизацию производственного обучения через использование цифровых образовательных ресурсов. Внеурочную деятельность и воспитательную работу преподаватели строят следующим образом:

- кружковая работа;

- рационализаторская деятельность;

- конкурсы профтехмастерства;

- участие и работа на выставках и ярмарках.

Педагогическая оценка достигнутых результатов осуществляется по следующим критериям:

- степень заинтересованности и эмоциональной удовлетворенности учеников;

- интенсивное формирование коммуникативных навыков и умений;

- стремление творчески проявить себя в различных видах деятельности;

- формирование навыков самовыражения.

Здесь результатами работы можно считать то, что повысился интерес обучающихся к теории и практике, в связи с этим возросло посещение занятий. Успевающих на «5» - 50% на «4» - 20% , на «3» - 30%, неаттестованных нет. Также результатами является применение теоретических навыков (знаний) на практике. Ученики осознанно пишут курсовые работы по спецпредметам, самостоятельно выделяя объект исследования, предмет исследования, и подчеркивают актуальность темы.

В декабре прошлого года нами была разработана программа по проведению декады радиомеханика, учащиеся активизировали свои знания, полученные по теории и практике, в результате чего были отмечены дипломом «УЧСИБ 2009».

Работая в таком направлении, можно сравнить результаты выпуска 2006 и 2009 годов. Увеличилась мотивация учащихся, что влечет за собой повышенное количество дипломов с отличием (с 5,2 до 10,2%) и соответственно повышенных разрядов (с 25,5 до35,5%). Развитие творчества учащихся происходит через кружковую деятельность, которая ставит перед собой цель - развитие познавательного интереса учащихся в рамках учебных спецдисциплин. На протяжении всей кружковой работы ребята активно защищают свои идеи, участвуют в конкурсах.

К творческим достижениям относим:

• Участие во Всероссийском конкурсе профтехмастерства (г.Чебоксары): занято 4-е место учащимся гр. радиомехаников Либрихтом Виталием.

• Медаль им. М.В.Ломоносова в номинации «Одаренные дети России» присвоена учащемуся гр. радиомехаников Чернову Сергею.

• 1-е место «Сибполитех» заняли экспонаты учащихся гр. радиомехаников - Чернова Сергея, Болдыря Ивана.

• Диплом «УЧСИБ-2009» получили благодаря рацпредложениям от кружка «Радиомеханик».

• Грамоты за участие в областных и городских конкурсах.

• Учащиеся удостаиваются наград губернатора.

• Участие в областных олимпиадах по общеобразовательной подготовке (информатика) - 4-е место; профессионального мастерства по профессии «Токарь-универсал» - 2-е командное место; «Монтажник РЭА и П» - 4-е командное место; «Слесарь» - 4-е командное место.

• Участие в областном фестивале художественного творчества «Я вхожу в мир искусств» по следующим видам и жанрам: художественное слово, авторская песня, литературное творчество, вокальное искусство - 2-е место; фото- и видеоискусство; смотр-конкурс артистического профессионализма; творческий отчет.

• Участие обучающихся в городских мероприятиях месячника гражданственности и патриотизма.

• Проведение ряда мероприятий в рамках единой антинаркотической акции «Родительский урок».

• ПУ приняло участие в областном конкурсе на лучшее ПУ по развитию технического творчества.

• В училище работают 14 различных кружков, творческих объединений, спортивных секций, в которых заняты 61% обучающихся. Результатом деятельности предметных и технических кружков является хороший результат на ЕГЭ, обновление и пополнение учебных кабинетов, мастерских.

Преподаватели постоянно находятся в творческом поиске, принцип жизни: образование длиною в жизнь.

Формируя компетенции учащихся, работая непрерывно с инновационными разработками, проводя интерактивный анализ рынка труда, мы работаем с такими социальными партнерами, как: ОАО «Бердский

32

электромеханический завод», НАПО им. В.П.Чкалова, Институт ядерной физики СО РАН.

Изложенное позволяет заключить, что к числу основных образовательно-воспитательных результатов, полученных преподавателями за последние три года (время работы инновационной площадки), можно отнести следующие:

1. Устойчивый уровень роста познавательно-творческой мотивации детей к обучению через обучение рационализаторству.

2. Установление субъект-субъектных отношений между мастером и учащимися.

3. Рост интереса и количества задействованных в кружковой работе и училищных мероприятиях, высокая степень удовлетворенности результатами собственной деятельности.

4. Формирование доброжелательной атмосферы внутренней среды, повышение статуса самоуправления в коллективе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Активная работа с социальными партнерами.

Особенность методологической деятельности состоит в том, что предметом ее применения является другая деятельность, по отношению к которой субъект этой деятельности формулирует свои цели и выполняет действия.

Список литературы

1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. - 318 с.

2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: анализ зарубежного опыта. - Рига: НИЦ «Эксперимент», 1995. - 176с.

3. Фрумин И. Д. Теория и практика демократического образования: автореф. дис. докт. - СПб, 2001. - 46 с.

4. Левин В. А. Образовательная среда - от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 413 с.

5. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 23. - С. 20-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.