Научная статья на тему 'Роль учителя в обеспечении инновационных процессов в медицинском училище'

Роль учителя в обеспечении инновационных процессов в медицинском училище Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАТОР / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГУМАНИЗМ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ТРЕНИНГИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонова Л. В.

При раскрытии темы показана роль учителя в обеспечении инновационных процессов в учебном заведении, формировании мотивации учителя, путей повышения профессионального мастерства и превращении педагогической деятельности в исследовательскую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль учителя в обеспечении инновационных процессов в медицинском училище»

$

Эксперимент и инновации в школе -------------------------------------------- № 1/2015

Внедрение ФГОС в образовательных организациях

Леонова Л.В.

Роль учителя в обеспечении инновационных процессов в медицинском училище

Аннотация

Ключевые слова:

При раскрытии темы показана роль учителя в обеспечении инновационных процессов в учебном заведении, формировании мотивации учителя, путей повышения профессионального мастерства и превращении педагогической деятельности в исследовательскую.

инноватор, учебная деятельность, гуманизм, сотрудничество, тренинги, технологический подход, педагогический совет.

Происходящие социально-экономические изменения обусловливают перестройку работы всей системы образования России. Существенная роль в этом процессе отводится внедрению передовых, инновационных технологий, позволяющих кардинально изменить уровень подготовленности выпускников. Ключевой фигурой в решении задач перестройки системы образования был и остается учитель, преподаватель, мастер, который непосредственно работает с учащимися [2]. Очевидно то обстоятельство, что школа, а вместе с ней и учитель, получает социальный заказ общества в достаточно общем виде. Даже цели, заложенные в предметных программах, выражаются в не однозначных для понимания формулировках. Рассмотрим постановку целей, которые соответствуют учебному предмету (курсу) и его тематическим разделам. Именно на этом уровне учитель непосредственно работает с содержанием предмета и его разделов, уточняет учебные цели, практикует и организует учебный процесс.

Рассмотрим типичные способы постановки целей.

1. Определение целей через изучаемое содержание (например: изучить теорему Пифагора; изучить содержание параграфа и т. д.).

Такой способ постановки целей дает лишь указание на область содержания, охватываемую уроком или серией уроков, но не позволяет судить об их достижениях, т. е. этот способ постановки целей не является инструментальным. 2. Определение возможностей через деятельность учителя (например: ознакомить учащихся с...; продемонстрировать...).

В данном случае учитель не в состоянии сверять цели с результатами, так как их признаки не заложены в постановке цели.

3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального и т. д. развития учащихся (например: развивать познавательную самостоятельность учащихся, формировать интерес и т. д.).

В этом способе постановки целей не задаются ориентиры, по которым можно судить о достижении целей.

4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся (например: цель урока — решение задач, выполнение упражнения и т. д.).

При таком целеполагании из поля зрения выпадает результат обучения, не видно развития ученика, которое отражается и проявляется в той или иной его деятельности.

Технологический подход определяет построение учебного процесса как организацию достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения, модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся [4].

Особое значение приобретает формирование необходимой мотивации учителя, направленной на включение в инновационную деятельность. Для того чтобы учителя благоприятно воспринимали изменения и включились в инновационную деятельность, необходимо наличие следующих условий:

1) неудовлетворенность учителя достигнутыми ранее результатами труда и видение возможностей их улучшения;

2) уверенность учителя в посильном освоении новшества;

3) убежденность инноватора в справедливости вознаграждения за инновационную работу;

4) наличие у учителя потребности в развитии и саморазвитии [10].

Цель инновации — способствовать повышению качества обучения и воспитания. Приведем примеры методов активации познавательной деятельности учащихся и методов оценки получаемых результатов.

На уроке фармакологии проводилось открытое мероприятие в форме сказки «Как Иван за снадобьем ходил», где раскрываются технологии творческого развития учителя.

Учитель-инноватор должен обладать способностями к установлению оптимальных взаимоотношений со всеми участниками инновационного процесса, умениями творчески решать конфликты, искусством ведения коллективной дискуссии — спора, умением анализировать альтернатив-

Expirimenti_i innovacii.indd 8

24.03.2015 15:07:26

$

Роль учителя в обеспечении инновационных процессов в медицинском училище

ные концепции обучения и воспитания с учетом экспертной оценки развития всей системы образования [18].

Сегодняшние учащиеся по-прежнему ценят учителя, хорошо знающего свой предмет, умеющего преподавать. Однако социальные перемены внесли существенные коррективы в проблему «учитель — ученик». В современных условиях в новых учебных заведениях идет становление педагога, который хорошо знает своих воспитанников, а не воспринимает их лишь сквозь призму успехов и неудач в своем предмете, не видит в них покорных и дисциплинированных исполнителей. На первый план выходят личностные особенности учителя, его человеческий потенциал, взгляды, ориентации.

С учетом этого необходимо создавать центры педагогических инноваций, определяющие стратегию и тактику инновационного движения, максимальное использование науки в творческом поиске учительства, подготовку педагогических кадров к исследовательскому подходу в обучении и воспитании [3].

Выделяют следующие «личностные установки» взаимодействия учителя с учащимися.

1. Педагогический гуманизм, выражающийся в доверии, уважении, достоинстве, уверенности в своих способностях учащихся.

2. Стремление и умение понимать внутренний мир своих учеников, мотивы их поведения.

3. Сотрудничество — установка на доверительное открытое общение с детьми, превращение учеников в «соавторов» учебного процесса.

4. Умение слушать ребенка, интересоваться его мнением, знать потребности, интересы, излагать учебный материал как ответ на возникающие вопросы.

5. Личностная позиция учителя и его способность к творческому самовыражению, как личности, имеющей свое мнение.

Одним из путей решения проблемы подготовки учите-лей-новаторов является организация системы повышения квалификации педагогов.

Преподаватели нашего училища постоянно повышают свою квалификацию, в том числе прошли обучение в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по программам:

► Здоровьесберегающие технологии в условиях инновационной деятельности образовательных организаций в рамках ФГОС;

► Современные технологии обучения и методы оценки качества образования в системе среднего профессионального образования;

► Реализация профессионально-компетентностно-го подхода в рамках дисциплины «Иностранный язык».

Отметим важность создания центров повышения педагогического мастерства, где проходит подготовка педагогических кадров к исследовательскому подходу в обучении и воспитании, определяются творческие резервы каждого учителя, а также мотивация и стимуляция творческих поисков, инноваций для совершенствования педагогических технологий [5, 6, 7, 11, 12].

Наиболее эффективными формами учебных занятий при повышении квалификации являются различные виды активного обучения, обеспечивающие развитие обучаемых [1, 8-10, 17, 20]. В нашем училище используются все формы активного обучения:

► организационно-деятельностные (ОДИ);

► организационно-мыслительные (ОМИ);

► организационно-обучающие игры (ООИ);

► проблемные семинары;

► тренинги;

► консультации.

Так, на уроках гигиены и экологии проводятся проблемные семинары; на уроках биологии — тренинги; на уроках анатомии, фармакологии, клинических дисциплин (терапия, хирургия, педиатрия и др.) применяются организационно-обучающие игры и т. д.

Ежегодно преподаватели училища участвуют в международных и городских конференциях, применяя различные методы обучения (метод проектов, учебно-исследовательскую экспериментальную работу и т. д.).

Каждый конкретный эксперимент охватывает определенную часть учебно-воспитательного процесса, внося в него ряд педагогических воздействий, исследовательских процедур и организационных особенностей.

Своеобразие сочетания этих признаков компонентов и определяет вид эксперимента.

В книге «Эксперимент в образовании» [14] А.С. Сиденко и Т.Г. Новикова отмечают, что прежде, чем приступить к разработке программы любого эксперимента, следует определить уровень эксперимента внутри учебного заведения:

► опытная работа;

► опытно-экспериментальная деятельность;

► экспериментально-поисковая деятельность;

► экспериментально-исследовательская деятельность [15, 16].

Экспериментальная работа в образовательных учреждениях начального профессионального образования в последнее время стала достаточно массовым видом научно-педагогической деятельности. При этом сами учебные заведения проходят определенные уровни развития, в зависимости от разработки научно-методической темы.

Экспериментальная работа медицинского училища проводится в биохимической лаборатории и на базе Института вирусологии и иммунологии г. Серпухова. Учебноисследовательская работа проводится на учебных базах в лечебных учреждениях.

Преподаватели училища являются абонентами компьютерных сетей, осуществляют информационный обмен, участвуют в дискуссиях и обучаются дистанционно. О своих достижениях преподаватели докладывают на методических и научно-педагогических объединениях. Конкретными продуктами деятельности педагога на выходе являются создание программ, учебных пособий, книг, статей, где описывается передовой педагогический опыт [3, 13, 18, 19].

Информационный обмен внутри учебного заведения происходит на педагогических советах, методических совещаниях, через компьютерные сети.

Подводя итог, отметим, что одной из главных задач организации учебно-воспитательной работы в современных учебных заведениях является повышение творческого потенциала учителя и всего педагогического коллектива, от которого напрямую зависит инновационный образовательный процесс.

Литература

1. Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива // Образование и наука. 2013. № 8. С. 3-14.

2. Бабанский Ю.К. Передовой опыт учителей и педагогическая наука. М.: Педагогика, 2007. 435 с.

3. Батищев Т.М. Педагогическое экспериментирование. М.: Педагогика, 2000. 321 с.

4. Вайцевюанг П. Десять заповедей творческой личности. Н. Новгород, 2000. 255 с.

Expirimenti_i innovacii.indd 9

24.03.2015 15:07:26

ф

Эксперимент и инновации в школе. № 1,2015

5. Давыдова Н.Н. Развитие инновационного потенциала ОУ уральского региона в условиях сетевого взаимодействия // И нновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С. 15-18.

6. Давыдова Н.Н. Управление процессами самоорганизации ОУ // Образование и наука. 2010. № 11. С. 23-32.

7. Дорожкин Е.М., Давыдова Н.Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 11-17.

8. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. 2011. № 8. С. 3-12.

9. Манько Н.Н. Проективная визуализация дидактических объектов — детерминант развития обучающегося // Образование и наука. 2013. № 6. С. 90-105.

10. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. М.: Академия, 2005. 282 с.

11. Массанова А.А. Развитие физических качеств ребенка-до-школьника // И нновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С. 64-68.

12. Огоновская И.С. Пространство педагогической креативности и факторы ее ограничения // Образование и наука. 2013. № 1. С. 3-19.

13. Павлов Т.Д. Информация, отражение, творчество. М.: Высш. шк., 2007. 366 с.

14. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании: Учеб. пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментаторов. М.: АПКиПРО, 2002. 94 с.

15. Сиденко А.С. Компоненты исследовательского проекта как средство выстраивания обоснования темы диссертационного исследования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С. 68-78.

16. Сиденко А.С. Планирование экспериментальной работы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С. 58-65.

17. Фельдштейн Д.Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. 2010. № 5. С. 3-14.

18. Шубаева Е.И. Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С. 18-23.

19. Яковлева Г.В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С. 3-6.

20. Ярошевский М.Г. Социальные и психологические координаты научного творчества. М.: Наука, 2007. 132 с.

Ф

Ф

Ф

Expirimenti_i innovacii.indd 10

24.03.2015 15:07:26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.