Научная статья на тему 'К вопросу о создании безопасной образовательной среды вуза как условия эффективной профилактики наркомании среди молодежи'

К вопросу о создании безопасной образовательной среды вуза как условия эффективной профилактики наркомании среди молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ADDICTIVE BEHAVIOR / БЕЗОПАСНОСТЬ ВУЗА / UNIVERSITY SECURITY / НАРКОМАНИЯ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ / DRUG ABUSE AMONG YOUNG PEOPLE / СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ ВУЗА / CREATING A SAFE ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL / ПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ / CONSUMPTION OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ / PREVENTION TECHNOLOGY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Регина Валерьевна, Абдуллаева Надия Ильдаровна

В статье раскрывается многообразие подходов к проблеме создания безопасной образовательной среды, подчеркивается необходимость формирования безопасной среды в вузе как эффективного условия профилактической работы, в целях обеспечения защиты субъектов от обычных рисков, типичных для любого образовательного учреждения. Актуальность статьи подчеркивает необходимость создания функционирующей системы, обеспечивающей студенту нормальные условия развития его психофизических свойств, которые реализуют его потребность в безопасности, двигательной и интеллектуальной активности. В данном исследовании авторами, во-первых, раскрыто понятие «безопасная образовательная среда вуза», во-вторых, обозначены цели безопасной образовательной среды вуза как условия эффективной профилактики наркомании, в-третьих, выделены принципы организации данного процесса. Исследование показало, что создание безопасной среды вуза дает возможность предупреждения риска развития наркомании среди молодежи. Социально безопасно функционирующая образовательная среда определяет успешность сформированности у студентов личностных компетенций, касающихся жизни в современном обществе, профилактики проявлений наркомании среди учащейся молодежи, формирование здорового образа жизни, а также оказание молодежи психологической и социальной поддержки. Результаты исследования расширяют знания о профилактике наркомании среди молодежи через создание безопасной образовательной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Регина Валерьевна, Абдуллаева Надия Ильдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The question of creating safe educational environment of high school conditions of effective prevention for young people

The article reveals the diversity of approaches to the problem of creating a safe learning environment, stresses the need to create a safe environment in high school as a condition of effective preventive work, in order to protect the subjects from the usual risks that are typical of any educational institution. The relevance of the article emphasizes the need to establish a functioning system that provides the student the normal conditions of his psycho-physical properties that realize his need for security, motor and intellectual activity. In this study, the authors, first disclosed the concept of "safe educational environment of the university", and secondly, designated purpose of safe educational environment of high school as a condition for effective prevention of drug addiction, in the third, highlighted the principles of organization of this process. Thus, the study showed that the establishment of safe university environment enables the prevention of the risk of drug abuse among young people. Social Security functioning educational environment determines the success of the formation of students' personal competencies related to life in modern society, the manifestations of drug prevention among young students, promoting a healthy lifestyle. The findings extend knowledge about the prevention of drug abuse among young people through the creation of safe educational environment of high school.

Текст научной работы на тему «К вопросу о создании безопасной образовательной среды вуза как условия эффективной профилактики наркомании среди молодежи»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol4-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/04PDMN316.pdf Статья опубликована 02.06.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Смирнова Р.В., Абдуллаева Н.И. К вопросу о создании безопасной образовательной среды вуза как условия эффективной профилактики наркомании среди молодежи // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 3 http://mir-nauki.com/PDF/04PDMN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37.061

Смирнова Регина Валерьевна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Россия, Астрахань Заведующий кафедрой «Социальной педагогики и психологии» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: r-nazarova@mail.ru

Абдуллаева Надия Ильдаровна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Россия, Астрахань

Магистр I года обучения по программе «Психология и социальная педагогика»

E-mail: nadic.a@yandex.ru

К вопросу о создании безопасной образовательной среды вуза как условия эффективной профилактики наркомании

среди молодежи

Аннотация. В статье раскрывается многообразие подходов к проблеме создания безопасной образовательной среды, подчеркивается необходимость формирования безопасной среды в вузе как эффективного условия профилактической работы, в целях обеспечения защиты субъектов от обычных рисков, типичных для любого образовательного учреждения.

Актуальность статьи подчеркивает необходимость создания функционирующей системы, обеспечивающей студенту нормальные условия развития его психофизических свойств, которые реализуют его потребность в безопасности, двигательной и интеллектуальной активности.

В данном исследовании авторами, во-первых, раскрыто понятие «безопасная образовательная среда вуза», во-вторых, обозначены цели безопасной образовательной среды вуза как условия эффективной профилактики наркомании, в-третьих, выделены принципы организации данного процесса.

Исследование показало, что создание безопасной среды вуза дает возможность предупреждения риска развития наркомании среди молодежи. Социально безопасно функционирующая образовательная среда определяет успешность сформированности у студентов личностных компетенций, касающихся жизни в современном обществе, профилактики проявлений наркомании среди учащейся молодежи, формирование здорового образа жизни, а также оказание молодежи психологической и социальной поддержки. Результаты исследования расширяют знания о профилактике наркомании среди молодежи через создание безопасной образовательной среды вуза.

Ключевые слова: профилактика; аддиктивное поведение; безопасность вуза; наркомания среди молодежи; создание безопасной среды вуза; потребление психоактивных веществ; здоровье; технология профилактики; личность; образование

Происходящие негативные социокультурные перемены в современном обществе и, как следствие, психологические изменения личности и ее образа жизни неоспоримо требуют разработки процесса обеспечения социально-психологической безопасности молодежи в вузе. Изучением данной проблемы занимались И.А. Баева, Ю.В. Варданян, Е.Н. Волкова, Л.В. Лидак, В.В. Рубцов и др. Среда в процессе обучения и воспитания стала объектом научных исследований Ю.С. Мануйлова, В.А. Ясвина, В.Г. Воронцовой, В.А. Козырева, В.И. Слободчикова, Ю.С. Песоцкого и др. Социальные аспекты, исследующиеся в социальных институтах, раскрыты в трудах М.А. Ковальчука, Э.А. Бабояна, Д.И. Фельдштейна, С.А. Беличевой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, А.В. Мудрика, М.И. Рожкова.

Существующие научные работы по профилактике наркомании среди молодежи формируют теоретическую и практическую основу исследования, однако в имеющихся разработках авторы не ставят в качестве самостоятельной цели изучение условий повышения эффективности профилактики наркомании через создание безопасной образовательной среды вуза.

Необходимость изучения механизмов создания безопасной образовательной среды как эффективного условия профилактики наркомании среди молодежи с новых теоретико-методологических позиций обусловлена рядом противоречий: между усиливающей динамикой распространения наркомании в молодежной среде и недостаточностью разработанных целенаправленных комплексных стратегий, моделей, программ профилактики наркомании в российском обществе; между растущим влиянием безопасной образовательной среды вуза в жизни подрастающего поколения и применением этого потенциала в борьбе с распространением наркомании.

С учетом выявленных противоречий была определена тема статьи, проблема которой сформулирована следующим образом: какова роль безопасной образовательной среды в эффективной профилактики наркомании среди молодежи? Может ли ее создание выступать эффективным условием профилактики?

В энциклопедиях по медицине понятие «профилактика» определяется в виде комплекса мероприятий, воздействие которых направлено на то, чтобы обеспечить высокий уровень здоровья человека, его творческого долголетия: устранить причины заболевания, улучшить условия труда, отдыха и быта граждан, соблюдать условия охраны окружающей среды. В связи с этим основными аспектами профилактики являются устранение причины заболевания, обеспечение высокого уровня здоровья.

Исследователь А.В. Гоголева характеризует профилактику несколько иначе: как «мероприятия, направленные на сохранение трудоспособности человека, улучшение физического развития, предупреждение появления и развития болезней, охрану здоровья». Также речь идет о взаимосвязанных мероприятиях, но при этом они направлены на предупреждение болезни, что более важно, чем устранение причин уже действующей болезни. Аналогично трактует профилактику и Е.В. Змановская, понимая под ней предупреждающие, превентивные меры.

Опираясь на социальные, психологические и биологические группы факторов, влияющих на склонность к аддиктивному поведению, мы определили цель профилактики наркомании как предупреждение риска развития наркомании.

Как указывает в своих работах Е.В. Змановская, первичная профилактика осуществляется в целях повышения устойчивости организма человека к воздействию неблагоприятных факторов. Цель первичной профилактики заключается в раннем выявлении и реабилитации нервно-психических нарушений, а также проведение работы с лицами группы риска. Например, к группе риска относится лицо, которое имеет выраженную склонность к отклоняющемуся поведению без проявления данного поведения в текущий момент.

Следовательно, первичная профилактика употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) содержит комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, которые предупреждают приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Она направлена на общую популяцию молодежи формирование активного, адаптивного жизненного стиля, уменьшения числа лиц группы риска, развитие невосприимчивости к употреблению наркотиков.

Задачами первичной профилактики являются совершенствование молодежью своих поведенческих стратегий и повышение потенциала личностных качеств (улучшение эффективности функционирования социально поддерживающих сетей, развитие внутреннего контроля собственного поведения, формирование позитивной, устойчивой Я-концепции). Основными способами осуществления задач первичной профилактики являются создание безопасной образовательной среды через обучение здоровому поведению; развитие и тренировку умений справляться с требованиями социальной среды, а также оказание молодежи психологической и социальной поддержки.

Целями же безопасной образовательной среды вуза в рамках профилактики наркомании становятся информирование и мотивация на здоровый образ жизни, осуществление социальной поддержки студентов, формирование социальной и творческой активности у молодежи, создание социально-поддерживающей системы, к которой относится социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д. При проведении профилактических программ для молодых людей нужно создавать условия открытого доверительного общения и творческой атмосферы деятельности.

Создание безопасной образовательной среды вуза позволит направить студентов на формирование здорового жизненного стиля, применение высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих употреблению наркотиков. Очень важным является то, что молодой человек должен получить представление о себе самом, об отношении к себе, своим возможностям и недостаткам; о собственной системе ценностей; способности или неспособности совершать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение, разрешать жизненные проблемы; своих умениях общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать моральную поддержку.

Принципами создания безопасной образовательной среды как условия профилактики наркомании среди молодежи являются:

1) аксиологичность (ценностная ориентация) - формирование у молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения;

2) мультикультурность. Данный принцип позволяет осуществлять профилактику наркомании в безопасной образовательной среде через педагогический, психологический и социальный аспекты. Применение принципа мультикультурности позволяет формировать стремление быть успешным и

стрессоустойчивым, а также правовые, социальные, психологические и медицинские знания о последствиях наркотизации и о самих наркотиках;

3) принцип преемственности. Обеспечивает непрерывность, поэтапность, последовательность процесса профилактики наркомании в безопасной образовательной среде через создание эффективной системы по педагогическому, психологическому и валеологическому обеспечению данного процесса;

4) соблюдение принципа командности позволяет объединить всех студентов в единый коллектив, общество, команду обрести чувство сопричастности.

Создание безопасной среды вуза дает возможность предупреждения риска развития наркомании среди молодежи. Функционирующая социально безопасная образовательная система определяет успешность развития у студентов личностных компетенций, касающихся жизни в современном обществе, профилактики проявлений наркомании среди учащейся молодежи, формирование здорового образа жизни.

Таким образом, создание безопасной среды образовательной организации позволяет развивать психически, физически и нравственно здоровую личность студента. Одновременно студент в данном процессе своими поступками и действиями стимулирует элементы профилактики наркомании и тем самым участвует в создании безопасной образовательной среды вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борохов А.Д., Исаев Д.Д. Роль социально-психологических факторов в формировании пристрастия к алкоголю и наркотическим веществам у подростков мужского пола // Психолог. исследования и психотерапия в наркологии. Л. : Изд-во Ленингр. психоневролог. ин-та», 2014. С. 88 - 93.

2. Вострокнутов Н.В. Первичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. [Электронный ресурс]. URL: http://www.re-centr.ru/2010-05-21-09-59-12/116-2010-05-21-11-34-45.html.

3. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. - СПб.: «Юрид. центр Пресс, 2004. - 520 с.

4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - 2-е изд., стереотип. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. -240 с.

5. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения - М.: «Академия», 2013. - 288 с.

6. Коробкова О.М., Джангазиева А.С. Особенности социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения на этапе возрастного кризиса: сб. статей междунар. научн.-прак. конф., Уфа, 2014. С. 68-72.

7. Коробкова О.М., Джангазиева А.С. Особенности воспитания детей и подростков девиантного поведения // Акт. проблемы соврем. образования: опыт и инновации. Ульяновск, 2014. С. 157-163.

8. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье / Н.В. Вострокнутов [и др.]. М., 2005 г. 256 с.

9. Парфанович И.И. Социальная профилактика курс лекций. Тернополь: ТДПУ, 2009 - 159 с.

10. Смирнова Р.В., Тарасова И.В., Азизова Л.В. Формирование социально-культурной безопасности вуза посредством досуговой деятельности студентов в мультикультурном регионе // Известия Волгоград. гос. пед. 2015 №8 (103). С. 71-75.

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Smirnova Regina Valer'evna

Astrakhan state university, Russia, Astrakhan E-mail: r-nazarova@mail.ru

Abdullaeva Nadija Il'darovna

Astrakhan state university, Russia, Astrakhan E-mail: nadic.a@yandex.ru

The question of creating safe educational environment of high school conditions of effective prevention for young people

Abstract. The article reveals the diversity of approaches to the problem of creating a safe learning environment, stresses the need to create a safe environment in high school as a condition of effective preventive work, in order to protect the subjects from the usual risks that are typical of any educational institution.

The relevance of the article emphasizes the need to establish a functioning system that provides the student the normal conditions of his psycho-physical properties that realize his need for security, motor and intellectual activity.

In this study, the authors, first disclosed the concept of "safe educational environment of the university", and secondly, designated purpose of safe educational environment of high school as a condition for effective prevention of drug addiction, in the third, highlighted the principles of organization of this process.

Thus, the study showed that the establishment of safe university environment enables the prevention of the risk of drug abuse among young people. Social Security functioning educational environment determines the success of the formation of students' personal competencies related to life in modern society, the manifestations of drug prevention among young students, promoting a healthy lifestyle. The findings extend knowledge about the prevention of drug abuse among young people through the creation of safe educational environment of high school.

Keywords: prevention; addictive behavior; university security; drug abuse among young people; creating a safe environment of high school; the consumption of psychoactive substances; health; prevention technology; personality; education

Мир Науки

REFERENCES

1. Borochov, A.D., Isaev D.D. Role of social and psychological factors in the formation of addiction to alcohol and drugs in male adolescents // psychologist. Research and Psychotherapy in Addiction. AL: Izd. neuropsychiatrist. Inst, 2014. P. 88 - 93.

2. Vostroknutov N.V. Primary prevention of substance abuse in the educational environment. [Electronic resource]. URL: http://www.re-centr.ru/2010-05-21-09-59-12/116-2010-05-21-11-34-45.html.

3. Gilinskiy Y.I. Deviantology: sociology of crime, drug addiction, prostitution, suicide and other abnormalities. - SPb.: "jurid. Center Press, 2004. - 520 p.

4. A.V. Gogolev addictive behavior and its prevention, 2nd ed., A stereotype - M.: Mosk. psychological and social. Inst; Voronezh: NPO "MODEK", 2003. - 240 p.

5. Zmanovskaya E.V. Deviancy. Psychology of deviant behavior - M.: "Academy", 2013. - 288 p.

6. Korobkova O.M., Dzhangazieva A. Features of social and educational activities with adolescents deviant behavior on stage, age crisis: Sat. Articles Intern. nauchn.-prac. Conf., Ufa, 2014. S. 68-72.

7. Korobkova O.M., Dzhangazieva A.S. Features of education of children and adolescents deviant behavior // Act. the problem lies. Education: experience and innovation. Ulyanovsk, 2014. S. 157-163.

8. Methodical maintenance of social partnership in conducting preventive and rehabilitation work in the family / N.V. Vostroknutov [et al.]. M. 2005. 256.

9. Parfanovich I.I Social prevention lectures. Ternopol: TDPU, 2009 - 159 c.

10. Smirnov R.V., Tarasova I.V., Azizov L.V. Formation of social and cultural security of the university students by recreational activities in the multicultural region // News of Volgograd. gos. ped. 2015 number 8 (103).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.