Научная статья на тему 'К вопросу о современных тенденциях развития системы дополнительного профессионального образования'

К вопросу о современных тенденциях развития системы дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИННОВАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / INNOVATION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меркулина И. А., Слободян А. А., Хачатрян А. А.

В статье представлен краткий международный обзор развития системы дополнительного профессионального образования, исследованы основные проблемы системы дополнительного профессионального образования. Рассмотрены характерные особенности применения инновации в системе дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меркулина И. А., Слободян А. А., Хачатрян А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT MODERN TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION1SEIHPE MSIU

The article presents an international review of development of system of additional vocational training, the main problem of the system of additional professional education. Considered characteristic features of application of innovations in the system of additional professional education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о современных тенденциях развития системы дополнительного профессионального образования»

2008г. № 877-р «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» // www.rzd.ru.

7. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2001. - 592 с.

8. Подсорин В.А., Иванов К.Н. Инвестиционная политика транспортной компании: учебное пособие для студентов экономических специальностей, бакалавров и магистров по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». - М.: МИИТ, 2011. - 108 с.

9. Стратегия инновационного развития ОАО "Российские железные дороги" на период до 2015 года (Белая книга ОАО "РЖД") // www.rzd.ru - официальный сайт ОАО «РЖД»

10. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов / В.В. Коссов, В.Н. Лившиц, А.Г. Шахназаров и др. - М.: Экономика, 2000. - 421 с.

11. Терешина Н.П., Подсорин В.А., Брусиловский М.Э. Комплексная оценка стоимости жизненного цикла новых технических систем с использованием алгоритмов верификации надежности// Экономика железных дорог, - № 1, 2011.

12. Подсорин В.А. Шаталов С.А. Основные направления налогового стимулирования инновационной деятельности // Транспортное дело России - № 9 (82), 2010. - 1,0 п.л., в т.ч. авторский вклад 0,5 п.л. С.12-15.

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Меркулина И.А., д.э.н. профессор ГОУ ВПО МГИУ Слободян А.А. к.э.н., директор центра Корпоративного обучения Института ДПО ГАСИС НИУ ВШЭ Хачатрян А.А., старший преподаватель ГОУ ВПО МЭСИ

В статье представлен краткий международный обзор развития системы дополнительного профессионального образования, исследованы основные проблемы системы дополнительного профессионального образования. Рассмотрены характерные особенности применения инновации в системе дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: система дополнительного профессионального образования, образовательные учреждения, инновации, компетенции.

TO THE QUESTION ABOUT MODERN TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

MerkulinaI., Doctor of economic Sciences, professor, SEIHPE MSIU SlobodyanA., candidate of economic Sciences, director of the center Corporate training Institute of additional professional education GASIS

NRU HSE

Hachatryan A., senior lecturer, SEI HPE MUESI

The article presents an international review of development of system of additional vocational training, the main problem of the system of additional professional education. Considered characteristic features of application of innovations in the system of additional professional education.

Keywords: the system of additional professional education, educational institutions, innovation, competence.

Современное образование характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательныхпрограмм со стороны как государственных, так и негосударственных образо-вательныхучреждений. Но при этом сложившаяся система образования не всегда готова отвечать требованиям, предъявляемым современным обществом. В связи с этим возникает необходимость в гибкой трансформационно-коммуникативной образовательной среде, которая ориентирована на обновление инфраструктуры производства товаров и услуг. Образование, и в особенности дополнительное профессиональное образование (ДПО), должно стать более гибким, более ориентированным на потребителя.

Во многих западных странах темпы разви-тия дополнительного профессионального образования превосходят темпы развития традиционной системы учеб-ных заведений, поскольку в сфере дополнительного профессионального образования эффективно действует один из основных принципов: «нужные знания нужным людям в нужное время». Таким примером может служить США. В США действует система «продолженного образования», являющаяся важной составной частью непрерывного образования, ведущую роль в котором играют вузы. В целом в США треть всех вузов активно занимаются дополнительным профессиональным образованием. При этом большое внимание уделяется связям между учебными заведениями и работодателями. В отличие от США, у нас в стране чрезвычайно мало внимания уделяется взаимодействию с работодателями, что ограничивает развитие образования как открытой системы.

Во Франции система «продолженного образования» играет важную роль. Ее функции состоят в регулировании рынка труда и адаптации специалистов к изменяющимся требованиям производства. Координирует деятельность системы «продолженного образования» Национальная Ассоциация профессионального образования взрослых, которая включает около 130 учебных центров, часть которых занимаются педагогическими исследованиями в области дополнительного образования и составлением учебных программ.

Во многих экономически развитых странах непрерывное образование ориентировано еще и на развитие образовательных программ

для широких групп населения (в том числе и людей пенсионного возраста), причем без особой прагматической ориентации. Это - скорее, как форма культурного досуга, как показатель демократизации образования.

В вузах развитых стран мира большое внимание уделяется оказанию дополнительных образовательных услуг студентам, обучающимся по основным образовательным программам. При этом реализуются самые разнообразные дополнительные профессиональные образовательные программы. Например, «программа по учебным навыкам», позволяющая научиться грамотно и профессионально написать эссе, доклад, овладеть методикой научных исследований и т.п.

Система дополнительного профессионального образования в России, в силу сложившихся обстоятельств, вынуждена сегодня выполнять не столько культурную, сколько социальную и даже экономическую миссию. Большое количество специалистов нуждаются в дополнительном профессиональном образовании или переподготовке. Структура рынка труда такова, что в какой-то момент мы можем получить миллионы безработных с высшим образованием. Все сказанное выше - свидетельство того, что развитие системы дополнительного профессионального образования является необходимым условием поддержания профессионального статуса специалиста.

В настоящее время Российская система ДПО в организационном аспекте представлена образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования с различным юридическим статусом. Некоторые из них являются самостоятельными учреждениями дополнительного профессионального образования, имеющими статус юридического лица, в виде ИПК, ИППК. Значительная их часть являются структурными подразделениями образовательных учреждений базового образования или структурными подразделениями предприятий и организаций. Это институты переподготовки и повышения квалификации, факультеты повышения квалификации, факультеты дополнительного профессионального образования, межотраслевые региональные центры повышения квалификации, учебные центры и т.п. Их в общей сложности свыше 3 тыс. -самостоя-

тельных образовательных учреждений и структурных подразделений дополнительного профессионального образования. В Министерстве образования Российской Федерации вопросами управления и развития дополнительного профессионального образования в России занимается специальный отдел.

Рынок образовательных услуг связан с рынком труда опосредованно через образовательные потребности, выступающие одновременно важнейшим фактором потенциального спроса на рынке образования и потенциального предложения на рынке труда. Решить проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг невозможно без учета интересов непосредственного потребителя образовательных услуг, который имеет свои цели, задачи, мотивацию в выборе профессии и сферы трудовой деятельности. Учебные заведения, оказывая образовательные услуги, должны учитывать также требования работодателей, положения в сфере занятости и на региональных рынках труда.

К основным проблемам дополнительного профессионального образования как правило, относят:

■ отсутствие нормативных регламентов деятельности, четких требований к качеству результатов и программ инедостаточное количество профессиональных стандартов как источников этих требований;

■ отсутствие эффективных моделей взаимодействия с работодателями и как следствие несоответствие программ ДПО требованиям заказчика (работника, работодателя), быстрое устаревание содержания программ и технологий их реализации, малая доля сетевых программ;

■ несформированность системы внешней независимой оценки качества ДПО, непрозрачность критериев качества для потребителей.

Нельзя не учитывать влияния на качество и таких факторов, как отсутствие у учреждений дополнительного профессионального образования равных прав на рынке образовательных услуг, неразвитость механизмов частно-государственного партнерства, недостаточное финансирование материально-технической базы, и др.

Рассматривая инновации в системе ДПО, следует отметить присущие им характерные особенности. Так инновация всегда является результатом сложного процесса, поскольку для того, чтобы теоретические знания и научные исследования обрели законченную форму, выраженную в готовой к использованию образовательной услуге или готовом к внедрению образовательном процессе, ядро нового знания или открытия проходит множество стадий.

На основании методологии подходов к инновационному обеспечению системы ДПО законы, принципы и условия оптимизации образовательного процесса могут быть экстраполированы в систему обучения с учетом основных существенных признаков данного вида образования - «дополнительности» и «профессиональности». Принцип дополнительности подразумевает обновление содержания программ обучения в соответствии с требованиями потребителей образовательных услуг, создание новых инновационных методов и форм обучения с целью повышения качества образования в системе ДПО. Такой подход позволяет рассматривать систему ДПО с точки зрения организации индивидуальной траектории обучения слушателей, которая формирует профессиональный рост и самореализацию каждой конкретной личности. Привлекательными аспектами в ДПО являются те, что удовлетворяют рост интереса у обучающихся к современным социально-экономическим процессам и личностному самоопределению. Поэтому их стремление к получению дополнительного профессионального образования выходит за рамки обычного овладения узко профессиональными знаниями, что формирует креативную личность с инновационным мышлением, способную действовать конструктивно, динамично и мобильно. ДПО при этом переходит в разряд жизненно важных потребностей организации профессиональной деятельности в условиях социально-экономических преобразований.

Необходимо отметить, что дополнительное профессиональное образование обладает рядом устойчивых признаков: широкий выбор программ, различных по целям, формам и срокам обучения; высокая зависимость от спроса на рынке образовательных услуг.

По нашему мнению, инновация в системе ДПО представляется как проект, реализация которого позволяет посредством эффективного использования интеллектуального потенциала в конечном итоге увеличить рыночную стоимость и конкурентоспособность учреждения ДПО. В этом ряду находится разработка новых или усовершенствованных видов образовательных программ или способов представления учебного материала по этим программам. Данное опреде-

ление наиболее адекватным образом характеризует инновационную составляющую системы ДПО.

Однако в целях объективности процесс дистанционного обучения необходимо рассматривать и с позиции проблем, возникающих при такой организации учебного процесса. Основной проблемой здесь можно считать необходимость подготовки качественного и современного учебно-методического обеспечения - контента дистанционных курсов.

В целом дистанционные образовательные технологии являются развивающимся, но в то же время перспективным направлением, которое позволяет профессорско-преподавательскому составу более качественно и своевременно представлять учебный материал, а слушателям курсов повышения квалификации или переподготовки - повышать свой образовательный уровень.

Инновационные способы представления учебного материала в данном случае разрабатываются, прежде всего, на основе гипертекстовых и мультимедиа-технологий, которые обеспечивают рациональную организацию и структурирование представляемой информации. Одним из наиболее активно развиваемых способов является подготовка электронных учебных пособий. Такие пособия обладают неоспоримыми достоинствами, среди которых максимальная доступность (по внутривузовской локальной сети), возможность копирования и свободного распространения, высокая степень наглядности и информативности [5].

Кроме того, принципиально важно, что электронные пособия могут (и должны) постоянно уточняться, дорабатываться и совершенствоваться их авторами. Бесспорно, что отрасль знаний является динамичной и развивающейся системой, и в этой связи для отражения в печатных пособиях возможных изменений, а также новых стандартов, изменений действующего законодательства, новых версий программного обеспечения и т.п. потребовалось бы регулярное (вплоть до нескольких раз в год) их переиздание

Для того чтобы остаться востребованным и конкурентоспособным в условиях реформирования образовательной отрасли в России, вуз обязательно должен отслеживать соответствие компетенций выпускников запрашиваемым работодателем потребностям и развивать ДПО для обеспечения профессиональной «подстройки» под них. Безусловно, качество образования должно рассматриваться как рыночная категория. Но важно сохранить баланс, гармонизировать цели формирования интеллектуального капитала страны иобеспечения рынка необходимыми ему компетенциями.

Литература:

1. Матвеева Т.В., Машкова Н.В., Турчанинова Г.В., Матвеева Я.А.Концепция инновационного обеспечения дополнительного профессионального образования. MaterialyVIIImezinarodnivdecko -praktickakonference «Dnyvdy - 2012». - Dil 30. Pedagogika: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o - 112 stran - с.7-12.

2. Меркулина И.А. Направления инновационного развития системы дополнительного профессионального образования. М.: «Российское предпринимательство». - 2008. - № 8.

3. Сафронова А.А., Дроздов В.Ф. Развитие инновационной деятельности российских ВУЗов. М.: Интеграл. 2008. № 3.

4. Егоров А.Ю., Сурат Л.И. К вопросу о коммерциализации вузовских инноваций. Транспортное дело России, №12, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.