Научная статья на тему 'К вопросу о современной социокультурной ситуации российского общества'

К вопросу о современной социокультурной ситуации российского общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о современной социокультурной ситуации российского общества»

Романцова Н.П.

Старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин филиала ГУ КузГТУ в г. Прокопьевске

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Пожалуй, о кризисе сегодня не говорит только ленивый. В условиях современной глобализации и модернизации экономики кризис воспринимается большинством людей как некий переломный рубеж -обострённое, неустойчивое положение, сопровождающееся упадком производства, ростом безработицы, депрессивным состоянием общества, снижением уровня благосостояния его граждан.

Россия в последние годы (как никакая другая страна) переживала и переживает по сей день не только стремительные политические и экономические изменения, но и социально-культурные: в результате

радикальных реформ сегодня у нас сложилась довольно сложная культурная ситуация, которая не только не разрешила прежних противоречий, но и дополнила к ним новые, став еще более уязвимой. Налицо тот факт, что отсутствует связь между политическими структурами власти и культурой. Само понятие «духовная культура» всё чаще сводится к организации досуга, развлечениям или нивелируется на различные жанры искусства. Не секрет, что российское общество постепенно теряет своё духовное достояние: утечка «мозгов» - интеллектуального творческого потенциала, изменение ценностных ориентиров россиян; национальная, традиционная культура медленно и верно «вестернизируется», испытывая мощное и жесткое влияние извне со стороны масс-культуры. Реальную духовную угрозу информационно-культурному пространству России несёт ряд факторов, в том числе: разрушение базовых традиционных ценностей православного

христианства, модные веяния нетрадиционных религий, а главное - в условиях высокоразвитых информационных технологий - влияние СМИ на массовое общественное сознание, связанное с планомерным и целенаправленным навязыванием всевозможных асоциальных и неправомерных поведенческих эталонов и стилей жизни.

В результате мы имеем мультилинейную модель социокультурной динамики: некогда ценностное российское культурное пространство (с его идеей соборности в национальном самосознании) распадается на отдельные, всё менее между собой связанные в культурном отношении направления -субкультуры и контркультуры, не объединенные, как прежде, ни общими ценностями, ни нормами, а, как правило, противостоящие в духовном плане друг другу.

Между тем, весь предыдущий накопленный человечеством опыт культурно-исторического развития чётко показывает, что гибель государства и ассимиляция (разложение) нации всегда были связаны с разрушением основ культуры и духовности, внедрением ложных идей и ценностных установок, уничтожением моральных норм и принципов, что в конечном итоге мешает обеспечить не только безопасность культурную, но и военную. Позволим небольшой экскурс в историю. Процесс «размывания» и утраты культурных традиций в России начался не сегодня, а более ста лет назад, в связи с приходом новой государственной власти на рубеже XIX - XX вв. (1917г.), когда возникла практическая необходимость обоснования новой идеологии - пролетарской культуры. В ходе её становления одновременно реставрировалась и культура традиционная, которая «работала» в интересах новой власти и нового государства. Вспомним банальное: «культура, а именно литература - должна стать колёсиком и винтиком общегосударственного дела». «Кто не с нами - тот против нас» и, наконец, «если враг не сдаётся - его нужно уничтожить»...

Вторая фаза культурного кризиса началась в 90-е годы, когда на смену «пролеткульту» пришёл «масскульт» - культ массовой культуры и начался он с тотального отрицания всего накопленного многонациональной культурой российского, а затем советского государства, высмеивания и циничного отношения традиций народной культуры, русской классики.

Культура в эпоху «дикого рынка» стала продуктом «ширпотреба», превратившись в товар, поставленный на поток. Обладая высокими техническими возможностями, массовая культура выносит на рынок внешне привлекательный, но при этом низкопробный товар, где содержание не соответствует форме. Некачественная псевдокультурная продукция взрастила меркантильное поколение «Next» (следующий) - или поколение «пепси» и «клинского» с утраченными ориентирами, бездуховными целями, выросшее в рекламном информационном пространстве. «Поистине: имидж -ничто, жажда - всё!». Подобная антикультурная пропаганда не иначе как беспредел в СМИ вызвала шквал аномалий: рост суицида, особенно среди молодежи, взрыв агрессии и насилия, повышение уровня тревожности, увлечение наркотиками, пивоманию, раннюю половую жизнь и половую дезориентацию, вызвала девальвацию семьи и брачных отношений. Складывается впечатление, что воздействие американизированной масс-культуры на человека стало более разнообразным и изощренным: кодирование, внушение с использованием ПСИ-технологий манипулятивного воздействия на подсознание человека с опорой на инстинктивное. Набор таких средств воздействия достаточно обширен и разнообразен: это и откровенная дезинформация, подтасовка или искажение фактов, наклеивание ложных языков или откровенная ложь. Как правило, при этом ложная информация «вкрапляется» в сюжет произведения или текст песни, содержание рекламного ролика и неявно, но прочно внедряется в подсознание потребителя данной продукции.

Как филолог не могу не заметить, что приметой современной социокультурной ситуации стало оскудение языка средств массовой информации. Зачастую в публикациях отсутствует элементарная журналистская этика, чувствуется низкий уровень профессионализма, проявляющийся в неуместности употребления определенных пластов лексики, в снижении языковых норм. Искажается катастрофически родной язык, где паразитируют заимствования, арготизмы и вульгаризмы. Как следствие, искажается и процесс мышления, обедняются чувства, лишая человека (и общество в целом!) его духовной составляющей. В такой искаженной информационной среде становится затруднительным и довольно проблематичным сам процесс речевого взаимодействия коммуникантов. Диалоговое общение, где человек опирался на собственные коммуникативные средства (глаза, уши, осязание, обоняние) в процессе познания мира и другого человека, вытесняется полилоговым, где человек, в большинстве случаев, получает уже субъективно переработанную, идеологически заданную вторичную информацию, попадая в манипулятивную зависимость от целевых установок масс-культуры. Нескончаемые потоки сериалов, ток-шоу на телевидении и в СМИ, на эстраде где используется прием «захвата аудитории» с преподнесением любой абсурдной информации, вплоть до откровенно аморальной. Публично и безнаказанно разрушаются национальные, исторически сложившиеся культурные и духовные традиции российского общества: ни в одной стране мира нет подобной ситуации, где сфера аморального (сексуальная -физическая и духовная эксплуатация детей и подростков, порнография, проституция) практически бесконтрольна со стороны государственной власти, а организаторы подобных зрелищ остаются вне закона.

Забота о государственной и национальной безопасности является приоритетной для уважающих себя и свое культурное наследие государств. Наша отечественная история дала немало положительных примеров, где

деятели российской культуры (Д.С. Лихачев, Н. Рерих, И. Ильин) были одновременно истинными гражданами и патриотами своей страны, внося свою лепту и отстаивая общенациональный и гражданский пафос культуры Отечества.

Литература

1. Викторов А.Ш. Духовная безопасность российской цивилизации [Текст] -М.: 2005, с. 11, 22.

2. Сергеев В.В. О безопасности духовной культуры в российском обществе [Текст] ж-л Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 4, - с. 43 - 56.

3. Сайт по культуре и искусству - http://www.kultura.by

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.