Научная статья на тему 'К вопросу о современном восприятии чтения у детей'

К вопросу о современном восприятии чтения у детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / READING / КУЛЬТУРА / CULTURE / КНИГИ / BOOKS / ДЕТИ / CHILDREN / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ГРАМОТНОСТЬ / LITERACY / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майер Паулина Александровна

Статья посвящена проблеме отношения детей к чтению и книжной культуре. Анализируются причины и некоторые пути приобщения детей к литературе и книгам вообще.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о современном восприятии чтения у детей»

To a question on the current perception of children reading

Maier P.

К вопросу о современном восприятии чтения у детей

Майер П. А.

Майер Паулина Александровна /Maier Paulina - студент, филологический факультет, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград

Аннотация: статья посвящена проблеме отношения детей к чтению и книжной культуре. Анализируются причины и некоторые пути приобщения детей к литературе и книгам вообще.

Abstract: the article discusses the relationship of children to reading and book culture. The causes and some ways of familiarizing children to literature and books in general are analyzed.

Ключевые слова: чтение, культура, книги, дети, воспитание, грамотность, школьники.

Keywords: reading, culture, books, children, education, literacy, school children.

В последние десятилетия в России чтение стало терять статус национальной культурной традиции. Это повлекло за собой снижение грамотности, креативности населения. Процесс интеллектуального вырождения нации опаснее, чем демографический кризис. По мере удаления России от советского прошлого количество читающих людей в ней неуклонно сокращается. Сегодня в нашей стране вообще ничего не читают свыше 40% граждан. Существует мнение, что книжная культура, бытующая в нашей стране, относительно молода, ей не более 200-300 лет. До этого преобладала аудиовизуальная культура: иконопись, мозаика, пение. Меж тем, вся великая русская классика была написана в тот момент, когда примерно такой же, если не больший, процент населения России читать и вовсе не умел. Что никак не сказалось ни на значении написанных тогда произведений, ни на их влиянии на российское общество. Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

И. В Осипова под читательской культурой понимает определенный уровень сформированности ряда читательских умений и навыков: потребность в чтении и устойчивый интерес к нему; читательская эрудиция; навыки чтения, умения выразительного чтения; способность к восприятию различных литературных произведений, элементарные библиографические знания; необходимый уровень теоретико-литературных знаний; креативные способности; умения оценки и интерпретации; речевые умения. При этом речевые умения в содержание читательской культуры обозначены в качестве основополагающих [2, с. 4].

С. Н. Плотников, авторитетный отечественный социолог чтения, выделил основные отличия в интеллектуальном развитии человека читающего (Homo legens) от нечитающего. Они проявляются в том, что активно читающие люди:

1) способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения;

2) имеют большой объем памяти и активное творческое воображение;

3) лучше владеют речью: она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов;

4) точнее формулируют и свободнее пишут;

5) легче вступают в контакты и приятны в общении [5, с. 600].

Любовь и интерес к чтению в первую очередь начинается с семьи. В живом родительском поиске должны быть найдены приемы, искренне презентующие

любовь к чтению. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти, это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти, это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другими. В таком случае самым верным и правильным способом обратить внимание ребёнка к книге является занятие чтением самих взрослых. Развитие читательской культуры у детей лучше начать с дошкольного возраста, чаще всего это чтение родителей вслух. Здесь очень важно сохранение более длительного периода чтения взрослого для ребёнка.

Одной из главных проблем потери интереса детей к чтению является изменение образа книги. Многие издательства модифицировали читательское восприятие. Сюда относятся размер шрифта, количественное преимущество цветных иллюстраций перед текстовым содержанием. Формирование читательских навыков не должно сопровождаться книгами такого рода. С самого раннего возраста ребёнок привыкает к крупному шрифту и обилию картинок, поэтому для него становится непосильным и трудоемким взяться за среднестатистическую книгу с обычным оформлением.

Качество книги, которая попадает в руки маленькому читателю, напрямую зависит от родителя. Целесообразно ребёнка знакомить именно с литературой классической -литературой, прошедшей не одно поколение и выпестованной современной культурой. Но здесь обнаруживается другая трудность - восприятие классической литературы. И прежде всего корни такой проблемы лежат в смене модели чтения. На сегодняшний день к чтению относятся как к развлекательному времяпрепровождению, читатель огромное значение уделяет визуальным средствам подачи информации, его интересует произведение с точки зрения динамики, сюжета. Читают то, что нужно или практически важно.

Другой проблемой книжной культуры у детей является отсутствие четкого представления о своем герое. У каждого поколения читателей были свои герои. Ребёнок не может себя идентифицировать с классическими героями, он не находит себя в этой литературе. Прежде всего, родители должны этот пробел восполнить и попробовать подобрать особую литературу для читательского вкуса ребёнка. В образцовой литературе масса вариантов для любого читателя, стоит помнить о преимуществе малых жанров, то, что дети осилят.

Также важен образовательный процесс, так как в средней школе интерес к чтению пропадает. Здесь стоит обратить внимание на методику преподавания предмета. Чаще всего школьникам дают задание просто пересказать произведение, но необходимо дать детям возможность интерактива, включить детей в процесс обсуждения произведения. Это должна быть попытка научить детей мыслить, делать выводы. Роль учителя здесь очень важна, ученику важно чувствовать ощущение текста самим учителем. Современный преподаватель - это скорее наставник, а не урокодатель. На сегодняшний день учителю предлагается множественный выбор произведений, в том числе и зарубежная литература.

Информационные технологии сегодня настолько достигли своего технического воплощения, своего технического совершенства, что если к чтению относиться как к потоку информации, то, несомненно, чтение в этой конкуренции проигрывает. Именно знакомство с образцами литературного искусства поможет ребёнку найти ответы на все вопросы. Дети найдут в литературных героях то, что сами они ещё высказать не умеют.

Литература

1. Вигман С. Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М.: ТК Велби, 2004.

208 с.

2. Збарский И. С. Системное руководство чтением и формирование читательской самостоятельности учащихся средней школы: теоретические основы и практика: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 1993. 56 с.

3. Климанова Л. Ф. Проблема совершенствования навыка чтения младших школьников: Автореф. канд. дис. М., 1977. 19 с.

4. Светловская Н. Н. Введение в науку о читателе. М., 1997. 42 с.

5. Чушкина С. Е. О подходах определения понятия «Читательская культура» // Вестник Башкирского университета, 2015. Т. 20. № 2. С. 600-601.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.