Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании системы дополнительного профессионального образования'

К вопросу о совершенствовании системы дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FURTHER EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL RETRAINING / LIFELONG EDUCATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комков Владимир Алексеевич, Котлярова Ольга Владимировна

В представленной статье авторским коллективом представлены результаты исследования, направленного на изучение образовательных потребностей граждан Российской Федерации, проживающих на территории Владимирской области. Основной гипотезой становится гипотеза о необходимости деформации системы дополнительного профессионального образования. В качестве рационального решения представлен комплекс мер, направленных на прорывное развитие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комков Владимир Алексеевич, Котлярова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF FURTHER EDUCATION

The paper presents the results of the research aimed at studying the educational needs of citizens of the Russian Federation living in the Vladimir region. The main hypothesis is focused on the need for the deformation of the system of further education. A set of measures aimed at the breakthrough development of the system of professional retraining and advanced training is presented as the rational solution of the problem.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании системы дополнительного профессионального образования»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

УДК 35.08 ББК 74.40

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Владимир Алексеевич Комков Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых Владимир, Россия va-komkov33@yandex.ru Ольга Владимировна Котлярова кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Владимир, Россия Olya-apriori@yandex.ru

Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать Луначарский А. В.

В представленной статье авторским коллективом представлены результаты исследования, направленного на изучение образовательных потребно-

стей граждан Российской Федерации, проживающих на территории Владимирской области. Основной гипотезой становится гипотеза о необходимости деформации системы дополнительного профессионального образования. В качестве рационального решения представлен комплекс мер, направленных на прорывное развитие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, непрерывное образование.

ON THE IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF FURTHER

EDUCATION

V.A. Komkov Vladimir, Russia O.V. Kotlyarova Vladimir, Russia

The paper presents the results of the research aimed at studying the educational needs of citizens of the Russian Federation living in the Vladimir region. The main hypothesis is focused on the need for the deformation of the system of further education. A set of measures aimed at the breakthrough development of the system of professional retraining and advanced training is presented as the rational solution of the problem.

Key words: further education, professional development, professional retraining, lifelong education.

Актуальность выбранной темы подтверждается результатами мониторинга 2017-2018 гг., проводимого сотрудниками общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональный образовательный центр повышения квалификации» и направленного на выявление образовательных потребностей граждан Российской Федерации, проживающих на территории Влади-

мирской области, в получении дополнительного профессионального образования.

Основной гипотезой проведенного исследования является мысль о возрастающей востребованности качественных и актуальных дополнительных профессиональных программ в парадигме непрерывного профессионального образования, а также о необходимости реформирования всей системы дополнительного профессионального образования с целью совершенствования качества предоставляемых образовательных контентов.

Целью представленной работы является разработка научно-практических рекомендаций для прорывного развития системы дополнительного профессионального образования.

Вопросами дополнительного профессионального образования занимается широкий спектр научных сотрудников, в том числе, во Владимирской области. Основные исследовательские направления правомерно классифицировать следующим образом.

1) Специфика регионального, российского и зарубежного дополнительного профессионального образования раскрывается в работах Е. В. Игнатовича [Игнатович, 2014]; Н. В. Доценко [Доценко, 2017]; О. В. Котляровой [Котлярова, 2016] и др.

2) Дополнительное профессиональное образование в качестве неотъемлемого фактора реализации непрерывного образования рассматривается в исследованиях Рыбаковой А. И. [Рыбакова, 2015]; С. Н. Уразовой, Г. Т. Аталыковой, Д. Э. Асамбаевой, Е. М. Цай [Уразова, Аталыкова, Асам-баева, Цай, 2016] и др.

3) Оценка качества образовательных контентов в системе дополнительного профессионального образования исследуется в работах И. Д. Борченко [Борченко, 2017], И. В. Василевской [Василевская, 2017] и др.

Авторами статьи разрабатываются и реализуются востребованные дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Однако мониторинг качества образова-

тельных программ, проводимый на протяжении 2017 и 2018 гг. позволяет предположить необходимость реформирования системы дополнительного профессионального образования и разработку комплекса мер, направленного на совершенствование системы дополнительного профессионально образования.

По нашему мнению, прорывное развитие системы дополнительного профессионального образования предполагает планомерное, многоаспектное и масштабное расширение компетентностного потенциала обучающихся и должно учитывать динамичное соблюдение следующих условий.

1) Создание качественных кастомизированных образовательных контентов, удовлетворяющих полный спектр пожеланий заказчика. Сотрудничество с обучающимися по вопросам совершенствования образовательных контентов, отслеживание качественных результатов освоения образовательных программ, верифицированная оценка усвоения образовательного контента дают возможность разрабатывать дополнительные профессиональные программы, полностью соответствующие запросам заказчика.

2) Учет экспертного мнения, системное экспертное консультирование при разработке дополнительных профессиональных программ и участие экспертов в реализации дополнительного образования. Участие в дополнительных профессиональных программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки приглашенных экспертов, являющихся практиками в конкретных профессиональных сферах, повышает качество образовательного продукта, гарантирует практическую значимость обучения и дает возможность реализации обмена опытом с экспертами и коллегами. Экспертное мнение о дополнительной профессиональной программе после ее завершения обеспечивает возможность доработки и совершенствования программы, устранения недостатков, корректировку содержательной и формальной части.

3) Внедрение инновационных методов и технологий обучения, ориентированных на интерактивный образовательный процесс. Большинство

исследователей эффективных моделей и поисково-исследовательских технологий обучения свидетельствуют о стремительной потере эффективности образовательного процесса при применении традиционных форм обучения, к которым, прежде всего, относятся лекции и семинары. На всех уровнях получения образования применимы технологии активного обучения, подразумевающие конструирование образовательного процесса самими обучающимися. В контексте дополнительного профессионального образования уместно говорить о необходимости в проблемном обучении. Формирование у обучающихся нового вида деятельности непосредственно связано с необходимостью его применения во время исполнения профессиональных обязанностей. Динамика определенных компетенций зависит от желания самих служащих обладать соответствующими способностями. Инновационные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании мотивируют обучающихся и упрощают процесс получения практикоориентирован-ных компетенций.

Безусловно, новая методология должна быть ориентирована на динамизм, а точнее: изменение в плане темпа и информационной наполненности, внешней среды, а также на индивидуальный подход к обучающимся.

Одной из первых и наиболее популярных инновационных образовательных методик стало применение технологий коучинга и тренинга, кейс-стади. Общим для перечисленных методологий является обязательное условие самостоятельного нахождения обучающимся или сформированной в процессе обучения командой практического решения реальной проблемы.

К инновационным методам необходимо причислить технологию фаси-литации, разнообразные игротехники, активное применение проектного подхода и другие формы командной и индивидуальной активности, дающие возможность разнообразить процесс освоения модулей дополнительной профессиональной программы (подробнее об интерактивных методах в системе дополнительного профессионального образования см. исследования

А. В. Баранова, А. В. Тагаева, О. В. Котляровой [Баранов, Тагаев, Котлярова, 2016].

4) Повышение мотивации научно-преподавательского состава образовательных организаций. Мониторинг качества реализации дополнительных профессиональных программ и жесткий отбор лучших, по мнению обучающихся, преподавателей, с одной стороны, и моральное и материальное поощрение наиболее востребованных представителей научно-преподавательского состава, с другой стороны, в совокупности обеспечат мощную мотивацию для совершенствования образовательного процесса.

5) Осведомленность образовательных организаций, реализующих дополнительное профессиональное образование, о конкурентах, способных реализовывать программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации с учетом всех пожеланий заказчика, на высоком профессиональном уровне, гарантирующим эффективное обучение. По нашему мнению, профессорско-преподавательскому составу, участвующему в программах дополнительного профессионального образования, необходимо отслеживать работу конкурентов для повышения качества предлагаемых образовательных контентов.

6) Внедрение системы интеллектуальной рефлексии, то есть действенный учет прошлого опыта и совершенных ошибок. Традиционно процесс получения дополнительного профессионального образования воспринимается как комплекс формальных мероприятий. Обучающиеся формально посещают занятия (или просто ставят отметку о присутствии), преподаватель начитывает лекционный материал, неинтересный и невостребованный в профессиональной деятельности обучающихся, итоговая аттестация в форме тестирования также проводится формально. Единственной целью посещения таких занятий является получение удостоверения о повышении квалификации. На наш взгляд, системное и планомерное изменение создавшейся ситуации, подразумевающее создание и внедрение востребованных и интересных

дополнительных профессиональных программ, позволит морально и материальное стимулировать преподавателей и обучающихся.

Мы предполагаем, что результатом применения перечисленных мер станет повышение заинтересованности со стороны обучающихся, увеличение результативности реализации дополнительных образовательных программ, изменение отношения к получению дополнительного профессионального образования, как к процессу внедрения в профессиональную деятельность необходимых, востребованных, актуальных и своевременных компетенций. Эти изменения являются частью новой образовательной парадигмы дополнительного профессионального образования как аспекта кадровой политики России XXI века.

Библиографический список

1. Баранов А. В. Система открытого образования в Республике Корея: перспективы внедрения / А. В. Баранов, А. В. Тагаев, О. В. Колярова, // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. № 6. С. 40-55.

2. Борченко И. Д. Особенности разработки внутренней системы оценки качества образования в дополнительном профессиональном образовании // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 2. С. 60-66.

3. Василевская И. В. Актуальные проблемы мониторинга качества образования в дополнительном профессиональной педагогическом образовании // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2017. Т. 3. № 4 (13). С. 11-19.

4. Доценко Н. В. Сравнительный анализ подходов к дополнительному профессиональному образованию педагогов в зарубежной теории // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2011. № 12. С. 73-78.

5. Игнатович Е. В. Региональный кластер дополнительного профессионального образования республики Карелия // Сборник научных трудов SWorld. 2012. Т. 15. № 1. С. 3-7.

6. Котлярова О. В. О необходимости включения модуля «Русский язык и культура речи для государственных и муниципальных служащих» в программы дополнительного профессионального образования // Ученые записки. 2016. № 3 (19). С. 56-58.

7. Рыбакова А. И. Дополнительное профессиональное образование как один из показателей качества российского профессионального образования // В сборнике: Разви-

тие образования, педагогики и психологии в современном мире. Сборник научных трудов по итогам международной практической конференции. 2015. С. 113-115.

8. Уразова С. Н. Новые подходы к непрерывному образованию врачей общей практики / С. Н. Уразова, Г. Т. Аталыкова, Д. Э. Асамбаева, Е. М. Цай // Российский семейный врач. 2016. Т. 20. № 5. С. 32-34.

References

1. Baranov A. V. (2016) System of open education in the Republic of Korea: prospects of implementation / A.V. Baranov, A.V. Tagaev, O. V. Kolyarova, // Central Russian Messenger of Social Sciences. 2016. No. 6. Pp. 40-55. (in Russian)

2. Borchenko I. D. (2017) Features of the development of the internal system of educational quality assessment in further education // Scientific Support of the Personnel Training System. 2017. No. 2. Pp. 60-66. (in Russian)

3. Dotsenko N. V. (2011) Comparative analysis of approaches to further education of teachers in foreign theory // Social and Humanitarian Bulletin of South Russia. 2011. No. 12. Pp. 73-78. (in Russian)

4. Ignatovich E. V. (2012) Regional cluster of further education of the Republic of Karelia // Proceedings SWorld. 2012. Vol. 15. No. 1. Pp. 3-7. (in Russian)

5. Kotlyarova O. V. (2016) On the need to include the module "Russian language and culture of speech for state and municipal employees" in the program of further education // Scientific Notes. 2016. No. 3 (19). Pp. 56-58. (in Russian)

6. Rybakova A. I. (2015) Further education as one of the indicators of the quality of the Russian professional education // In the proceedings: Development of education, pedagogics and psychology in the modern world. Proceedings of the results of the international practical conference. 2015. Pp. 113-115. (in Russian)

7. Urazova S. N. (2016) New approaches to lifelong education of General practitioners / S. N. Urazova, G. T. Atalykova, D. E. Asambayeva, E. M. Tsai // Russian family doctor. 2016. Vol. 20. No. 5. Pp. 32-34. (in Russian)

8. Vasilevskaya I. V. (2017) Actual problems of monitoring of the quality of education in further pedagogical education // Modern further pedagogical education. 2017. Vol.3. No. 4 (13). Pp. 11-19. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.