К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА РОССИЙСКОЙ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Т.Б. Михеева
Кафедра филологии и искусства Ростовский областной институт повышения квалификации пер. Гвардейский, 1, Ростов-на-Дону, Россия
Рассмотрены особенности деятельности учителя-русиста полиэтнической школы, раскрыты специфические условия этой деятельности, которые обусловливают подходы, задачи и этапы совершенствования профессиональной компетентности учителя. Детерминированность (ориентированность) учителя на совершенствование конкретных компетенций рассматривается через специфику образования взрослых.
Профессиональная деятельность учителя-русиста полиэтнической школы осуществляется в специфических социально-педагогических условиях. Изменение условий его деятельности влечет за собой изменение содержания уже сформированных (при обучении в вузе, в процессе деятельности) компетенций (методической, культуроведческой, коммуникативной). Таким образом, приходится констатировать, что учитель полиэтнической школы должен быть готов к профессиональной деятельности именно в конкретных условиях (работать и с русскими детьми, и с детьми-мигрантами, слабо или вовсе не владеющими русским языком, одновременно).
Стремление учителя-русиста полиэтнической школы к совершенствованию профессиональной компетентности, по данным нашего исследования, определяется такими показателями, как:
— заинтересованное отношение к опыту своих коллег;
— расширенный круг чтения психолого-педагогической методической и филологической литературы;
— необходимость овладения методикой обучения русскому языку как неродному;
— овладение способами самосовершенствования.
Отмечается желание учителя-русиста полиэтнической школы использовать все возможные способы внутришкольного (взаимопосещение уроков, участие в работе методических объединений и др.) и внешкольного повышения квалификации (участие в конференциях и в работе семинаров, получение консультаций специалистов, курсовое повышение квалификации и др.).
В условиях ИПК мы выделяем несколько этапов совершенствования профессиональной компетентности учителя-русиста полиэтнической школы, включающего курсовое повышение квалификации.
1-й этап — выявление состояния сформированности конкретных компетенций учителя-русиста полиэтнической школы и определение потребностей учителя в совершенствовании этих компетенций путем опросов и анкетирования (диагностический этап);
2-й этап — занятия в рамках курсового повышения квалификации (4 недели) по программе «Повышение квалификации учителя-русиста полиэтнической школы» (144 часа) [1]. На факультете гуманитарного образования Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, помимо программы посессионной работы, разработано модульное содержание курсов, которое предлагается для формы дистанционного повышения квалификации учителя-русиста по разработанной на факультете программе для дистанционного обучения;
3-й этап — взаимопосещение уроков учителей-русистов с участием преподавателей ИПК различных профилей (психологов, педагогов, методистов по предмету), анализа этих уроков и рефлексии;
4-й этап — этап самообразования, выделенный нами условно, так как процесс самообразования пронизывает все этапы и необходим учителю-русисту как основа процесса совершенствования его профессиональной компетентности.
Все этапы рассчитаны на один учебный год. Однако специфика работы Ростовского областного института повышения квалификации предполагает консультационную деятельность, которая не ограничена временными рамками. Таким образом, учитель-русист полиэтнической школы постоянно находится во взаимосвязи со специалистами института.
Система повышения квалификации учителя русского языка (через деятельность факультета гуманитарного образования) решает следующие задачи:
— осуществляет дифференцированное (многоуровневое, разнопрофильное, вариативное) повышение квалификации;
— обеспечивает интегративный подход к образованию через взаимовозни-кающую проблемную, методологическую, терминологическую связь в содержании курсов;
— развивает творческое профессионально-педагогическое мышление слушателей;
— формирует и совершенствует умения слушателей, связанные с самореализацией в профессиональной деятельности.
Решая указанные задачи, система повышения квалификации демонстрирует системный, личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению слушателей, индивидуальный подход, проявляющийся в персонификации учебного материала, использует проблемность, диалогичность при организации деятельности слушателей в процессе их обучения на основе гуманистической психологии и антропоцентрического подхода в образовании.
Однако следует отметить, что курсы повышения квалификации в ИПК работников образования или на ФПК вузов в основном только пополняют предметно ориентированное содержание и обновляют знание современного нормативнометодическое обеспечения деятельности учителя. Назначение этих курсов, как правило, не связано с обновлением смыслов профессиональной деятельности педагогов. По мнению Б.Е. Фишман, «в результате многие педагоги фактически становятся и остаются «слугами» учебного предмета, из их профессиональной деятельности вытесняется человеческое и гуманитарное содержание» [2. С. 4].
Таким образом, сохраняется противоречие между педагогической специальностью учителя и его предметной специализацией. На наш взгляд, это противоречие особенно зримо проявляется в деятельности учителя-русиста, работающего в полиэтнической школе.
В таблице представлены те проблемы, с которыми учитель обращается в ИПК и ПРО. Вопросы учителя русского языка полиэтнической школы обобщены и соотнесены с видами его компетенций. Ответы на свои вопросы учителя получают не только на курсах повышения квалификации, но и в режиме ана-литико-консультационной деятельности факультета гуманитарного образования Ростовского областного ИПК и ПРО.
Таблица
Вопрос учителя-русиста полиэтнической школы Компетенция учителя, с которой соотносится проблема Тема в программах курсов повышения квалификации или спецкурсах Средства формирования, совершенство вания компетенций учителя
Чем методика обучения русскому языку как неродному отличается от методики русского языка как родного Психолого- педагогическая Методическая Грамматико-правописная и коммуникативно-деятельностная методики обучения языку. Цели, содержание, средства Подходы и принципы в методике преподавания русского языка как неродного Лекция Моделирование коммуни-кативно-дея-тельностных уроков, их анализ
Какие нормативнометодические документы и источники необходимо знать учителю-русисту для эффективной деятельности в полиэтнической школе Методическая Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса по русскому языку Содержание новых УМК по русскому языку в национальной школе Лекция Практикум по анализу содержания учебных материалов
Почему дети, неплохо владеющие русским языком, опасаются отвечать в классе Культуровед- ческая Методическая Культурный шок Принципы дифференциации и индивидуализации на уроке русского языка Лекция Моделирование и анализ урока
Как помочь детям адаптироваться к новым для них условиям обучения Культуровед- ческая Психолого- педагогическая Учет национально-психологических особенностей в воспитании детей Советы специ- алиста-этно- психолога
Как включить всех детей в процесс общения на уроке Культуровед- ческая Коммуникатив- ная Формы коммуникативного воздействия и взаимодействия Практикум Деловая игра
Возможно ли на уроке в полиэтническом (старшем) классе увидеть (показать) национальное своеобразие учащихся Культуровед- ческая Коммуникатив- ная Методическая Методы и приемы воздействия на национальные чувства, сознание и поведение. Установочная цель и ситуатив-ность Образы и идеи фольклора (русского и др.) Лекция Практикум по отбору текстов для чтения с анализом их содержания
Продолжение таблицы
Вопрос учителя-русиста полиэтнической школы Компетенция учителя, с которой соотносится проблема Тема в программах курсов повышения квалификации или спецкурсах Средства формирования, совершенство вания компетенций учителя
Почему дети (особенно представители тюркской семьи языков) с большим трудом усваивают некоторые грамматические формы русского языка Методическая Лингвистичес кая (как часть предметной) Интерференция как методическая проблема Некоторые вопросы сопоставительного языкознания Лекция Практикум (анализ ошибок учащихся)
Как видно из содержания таблицы, в совершенствовании нуждаются все виды компетенций учителя-русиста, работающего в полиэтнической школе. Однако содержание методической компетенции учителя становится вариативным по отношению к уже сформированной профессиональной подготовке, опыту учителя.
Детерминированность (ориентированность) учителя-русиста на совершенствование конкретных компетенций обусловлена в первую очередь спецификой образования взрослых. Это принятие идеи обучения в реальных условиях для решения возникающих профессиональных проблем, понимание процесса развития и совершенствования профессиональных компетенций как в большей степени самостоятельной деятельности самого учителя. Так, совершенствование коммуникативной компетенции требует непрерывного образования, так как коммуникативная компетенция учителя-словесника является основой не только профессионального педагогического общения, но и педагогического мастерства конкретного специалиста.
Повышение квалификации учителя-русиста полиэтнической школы понимается нами не только как обновление и актуализация предметного, педагогического и психологического содержания его профессиональной компетентности, но и как изменение ценностных ориентаций и профессиональных установок, обеспечивающих потребности к профессионально-личностному росту.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Михеева Т.Б. Совершенствование языковой личности учителя-русиста. — М.: Русское слово, 2005.
[2] Фишман Б.Е. Педагогическая поддержка личностно-профессионального саморазвития педагогов в профессиональной деятельности. Автореф. ... дис. докт. пед. наук. — М., 2004.
AS REGARDS IMPROVING OF PROFESSIONALIZM OF RUSSIAN LANGUAGE INSTRUCTORS IN RUSSIA POLIETHNIC SCHOOL
T.B. Mikheeva
Rostov County Institute of Qualification Improvement Philology and Art Department
1 Gvardeyskiy Pereulok, Rostov-on-Don, Russia
There is a continuation of conversation (prev. PFUR Gerald, 2007, 1) about professional specifics of Russian Language instructors in polyethnic schools, their approaches, missions, and stages of professional improvements in the article. Instructor’s determinism on improvement of concrete professional capacity is explained through specifics of education for Russian Language instructors.