9.2. К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ СПЕЦИАЛИСТА В СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ, ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ И ИНОЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Жданов Сергей Павлович, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Российская таможенная академия. Подразделение: кафедра уголовно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: В целях устранения противоречий в отраслевом российском законодательстве (Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции») автор предлагает внести в него дополнения бланкетного содержания, касающиеся деятельности специалиста, а также принять Федеральный закон «О деятельности специалиста в Российской Федерации».
Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность; правоохранительная деятельность; специалист; специальные знания; специальные познания; судебно-экспертная деятельность.
TO THE QUESTION ABOUT IMPROVEMENT THE LEGAL BASIS FOR THE PARTICIPATION OF A SPECIALIST IN THE FORENSIC, INVESTIGATIVE AND OTHER LAW ENFORCEMENT
Zhdanov Sergei Pavlovich, PhD at Law. Position: Associate Professor. Place of employment: Russian Customs Academy. Department: Criminal Law Disciplines Chair. E-mail: [email protected]
Annotation: For the purpose of elimination of contradictions in the branch Russian legislation (the Federal law of 31.05.2002 No. 63-FZ "About lawyer's activity and advocacy in the Russian Federation", the Federal law of 12.08.1995 No. 144-FZ "About operatively-search activity", the Federal law of 17.01.1992 No. 2202-1 "about Prosecutor's office of the Russian Federation", the Federal law of 28.12.2010 No. 403-FZ "about Investigative Committee of the Russian Federation" and the Federal law of 07.02.2011 No. 3-FZ "on police") the author proposes to add to it a blank content related to the activities of the specialist, and also to adopt the Federal law "On the activity of a specialist in the Russian Federation". Keywords: operational-search activity; law enforcement activity; specialist; special knowledge; special knowledge; forensic-expert activity.
В настоящее время пробелы в современном законодательстве являются, к сожалению, его неотъемлемым атрибутом, выступают результатами правотворчества и правоприменения и обнаруживаются в сферах, поименованных Г. Кельзеном позитивным и негативным правовым регулированием.
В первой названной области они заключаются в наличии в формальных источниках права суждений, непонятных или взаимно исключающих друг друга либо нуждающихся для практической реализации в дополнении другими.
Во второй сфере эти результаты представлены иными феноменами. Речь идет о присутствии здесь разрядов поступков, которые, исходя из целей суверена, следует упорядочить позитивным правовым регулированием, то есть или запретить, или предписать, или дозволить, сформулировав дополнительные законодательные правила [10, с. 8].
В большинстве научных работ, ее авторами предлагается совершенствование уголовно-процессуального законодательства, связанного с использованием (применением) специальных познаний (знаний) специалиста [1; 9].
Однако, как показывает анализ действующего законодательства Российской Федерации, имеются проблемы и в иных нормативных правовых актах, так или иначе связанных с использованием (применением) специальных познаний (знаний) специалиста. Остановимся на этом более подробно.
1. «Адвокат вправе привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи» [11] (подпункт 4 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Однако полномочия этих специалистов в этом Федеральном законе не определены.
В целях устранения выявленного противоречия и укрепления гарантий реализации конституционного принципа равенства [3, с. 28] и состязательности сторон в отечественном судопроизводстве предлагаем внести в указанный выше закон дополнение бланкетного содержания, а именно:
дополнить статью 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» подпунктом 4.1 следующего содержания: «Обязанности, права и ответственность специалистов, привлекаемых на договорной основе для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи адвокатом, устанавливаются законодательством Российской Федерации» [5, с. 38-44].
2. «Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями» [12] (часть пятая статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). Однако полномочия этих специалистов в этом Федеральном законе не определены.
В целях устранения обозначенного недостатка закона, с одной стороны, и правового обеспечения возможности установления объективной истины при проведении оперативно-разыскных мероприятий [4], с другой стороны, предлагаем внести в указанный выше закон дополнение бланкетного содержания, а именно:
дополнить статью 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» частью 10 следующего содержания: «Обязанности, права и ответственность специалистов, которые оказывают помощь в осуществлении оператив-
6'2018
Пробелы в российском законодательстве
но-разыскной деятельности, устанавливаются законодательством Российской Федерации» [6].
2.1. Предлагаем, кроме того, в Федеральном законе от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» закрепить норму, об обязательном использовании должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, помощи специалистов при проведении оперативно-разыскных мероприятий, связанных с применением технико-криминалистических средств.
3. «Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов выделения специалистов для выяснения возникших вопросов» [13] (абзац 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Однако полномочия этих специалистов в этом Федеральном законе не определены.
В целях устранения данного противоречия предлагаем внести в указанный выше закон дополнение бланкетного содержания, а именно:
дополнить статью 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» абзацем 2.1 следующего содержания: «Обязанности, права и ответственность специалистов, выделяемых для выяснения возникших у прокурора вопросов, устанавливаются законодательством Российской Федерации»1 [7, с. 246-250].
4. «Сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов» [14] (пункт 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации»). Однако полномочия этих специалистов в этом Федеральном законе не определены.
В целях устранения обозначенного пробела и закрепления дополнительных гарантий установления объективной истины в ходе доследственной проверки и предварительного следствия [2] следователями Следственного комитета предлагаем внести в указанный выше закон дополнение бланкетного содержания, а именно:
дополнить статью 7 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» подпунктом 3.1 следующего содержания: «Обязанности, права и ответственность специалистов, выделяемых для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования у сотрудника Следственного комитета вопросов, а также для участия в документальных проверках, ревизиях, исследо-
1 См.: ответ прокуратуры Ростовской области от 26.09.2018 № ОГР-34585-2018 на обращение С.П. Жданова.
ваниях, устанавливаются законодательством Российской Федерации»2.
5. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются широкие права, в частности - «привлекать для консультаций в установленном порядке специалистов государственных и муниципальных органов, организаций с сохранением за ними заработной платы (денежного содержания) по основному месту работы (службы)» [15] (пункт 34 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»). Однако полномочия этих специалистов в данном Федеральном законе не определены.
В целях устранения указанной неопределенности в праве предлагаем внести в названный выше закон дополнение бланкетного содержания, а именно:
дополнить статью 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» подпунктом 34.1 следующего содержания: «Обязанности, права и ответственность специалистов, привлекаемых для консультаций, устанавливаются законодательством Российской Федерации»3.
Более того, для решения проблемы правовой основы участия специалиста в конституционном, уголовном, гражданском, административном производстве и оперативно-разыскной деятельности необходимо принять Федеральный закон «О деятельности специалиста в Российской Федерации» [8, с. 167].
Выводы:
1) в целях устранения противоречий в отраслевом российском законодательстве предлагаем внести в него дополнения бланкетного содержания, а также принять Федеральный закон «О деятельности специалиста в Российской Федерации»;
2) в связи с отсутствием законодательно закрепленного понятия, предлагаем, под специалистом понимать физическое лицо, обладающее специальными познаниями (знаниями), привлекаемое к участию для решения конкретных задач без назначения и производства исследований (экспертиз) в конституционном, уголовном, гражданском, административном производстве и оперативно-разыскной деятельности;
3) специалист должен соответствовать следующим требованиям: а) наличие у специалиста знаний в области конкретной науки, в том числе техники и (или) б) наличие у специалиста профессионального опыта работы не мене пяти лет;
4) в связи с отсутствием законодательно закрепленного понятия, предлагаем, под специальными познаниями (знаниями) специалиста понимать систему знаний в области конкретной науки, в том числе техники и (или) профессионального опыта работы не менее пяти лет, и необходимых для применения и (или) использования в конституционном, уголовном, гражданском, административном производстве и оперативно-разыскной деятельности без назначения и производства исследований (экспертиз).
2 См.: ответ СУ СК России по Хабаровскому краю от 18.09.2018 № 221-106ж-15 и ответ СУ СК России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 29.08.2018 № 213-35-2018 на обращения С.П. Жданова.
3 См.: ответ ГУ МВД России по Саратовской области от 10.09.2018 № 3/185206414858, ответ СУ УМВД России по Ивановской области от 14.09.2018 № 7/187712288497, ответ СУ УМВД России по Липецкой области от 13.09.2018 № 3/187712296546, ответ СУ УМВД России по Омской области от 20.09.2018 № 24/3/185404206835, ответ СУ МВД по Карачаево-Черкесской Республике от 20.09.2018 № 13/182604876356, ответ УМВД России по Новгородской области от 13.09.2018 № 3/187804824305 на обращения С.П. Жданова.
5) указанные выше определения (понятия) целесообразно нормативно представить в виде норм-дефиниций в соответствующем законодательном акте, например, в Федеральном законе «О деятельности специалиста в Российской Федерации».
Список литературы:
1. Белкин, А.Р. УПК РФ: нужны ли перемены?: монография / А.Р. Белкин. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. 416 с.
2. Беспалько, В.Г. Ветхозаветная концепция истины как гарантии объективного расследования преступлений и современная уголовная политика / В.Г. Беспаль-ко // Конституция Российской Федерации как гарант прав и свобод человека и гражданина при расследовании преступлений: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 14 ноября 2013 года): в 3-х частях. Часть 1 (теоретические предпосылки). М.: Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации, 2013. С. 45-49.
3. Беспалько, В.Г. Ветхозаветные прототипы конституционного принципа равенства перед законом и судом в Моисеевом уголовном праве / В. Г. Беспалько // V Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии социально-экономического комплекса». Секция «Российское законодательство: проблемы и перспективы» (посвящается 20-летию Конституции Российской Федерации): сб. научн. трудов / отв. ред. Н.В. Свечникова. Подольск: Институт экономики; Изд-во «Идея-АГС», 2014. С. 28-31.
4. Беспалько, В.Г. Межотраслевое значение истины как принципа уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства в контексте христианской правовой культуры / В.Г. Беспалько // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 4. С. 76-85.
5. Жданов, С.П. Деятельность специалиста в качестве защитника / С.П. Жданов // Теория и практика судебной экспертизы. 2015. № 4 (40). С. 38-44.
6. Жданов, С.П. Участие специалиста в проведении оперативно-разыскных мероприятий: проблемы теории и современной практики: монография / С.П. Жданов. М.: Проспект, 2018. 160 с.
7. Жданов, С.П. Практика применения абзаца 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», касающегося выделения специалистов / С.П. Жданов // Вестник Костромского государственного университета. 2017. Т. 23. № 1. С. 246-250.
8. Жданов, С.П. Некоторые тенденции развития деятельности специалиста в современной России / С.П. Жданов // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2012. № 5. С. 166-168.
9. Зинин, А.М. Участие специалиста в процессуальных действиях: учебник / А. М. Зинин. М.: Проспект, 2014. 256 с.
10. Тихонравов, Е.Ю. Способы восполнения пробелов в законодательстве: вопросы теории и истории: автореф. дис. ... канд. юрид. наук (12.00.01) / Е.Ю. Тихонравов. М., 2013. 29 с.
11. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 10.06.2002, № 23, ст. 2102.
12. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, № 33, ст. 3349.
13. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 30.10.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
14. Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О Следственном комитете Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, № 1, ст. 15.
15. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О полиции» // «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, № 7, ст. 900.