Научная статья на тему 'Практика применения абзаца 2 пункта 1 статьи 22 федерального Закона № 2202-1 от 17 января 1992 г. «о прокуратуре Российской Федерации», касающегося выделения специалистов'

Практика применения абзаца 2 пункта 1 статьи 22 федерального Закона № 2202-1 от 17 января 1992 г. «о прокуратуре Российской Федерации», касающегося выделения специалистов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1998
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОКУРОР / ПРОКУРАТУРА / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПРОКУРОР СКАЯ ПРОВЕРКА / СПЕЦИАЛИСТ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЗНАНИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / СУДОПРОИЗВОДСТВО / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДА ТЕЛЬСТВО / OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY / PUBLIC PROSECUTOR / PROSECUTOR'S OFFICE / PROSECUTOR'S SUPERVISION / PROSECUTOR'S CHECK / SPECIALIST / SPECIAL KNOWLEDGE / EXPERTISE / LEGAL PROCEEDINGS / FEDERAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жданов Сергей Павлович

На основе анкетирования, проведенного автором в июле-сентябре 2016 года по вопросу практической значи мости абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ка сающегося выделения специалистов для выяснения возникших вопросов у прокурора. В данной статье приводятся суждения прокурорских работников (Управления Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе, военной прокуратуры Восточного военного округа, военной прокуратуры Балтийского флота, прокуратуры Белго родской области, прокуратуры Рязанской области, прокуратуры Орловской области, прокуратуры Тамбовской об ласти и др.) и делаются выводы о необходимости участия специалистов, привлеченных для выяснения возникших вопросов у прокурора в ходе надзорного мероприятия (проверки) и в целях совершенствовании законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of paragraph 2 clause 1 article 22 of the Federal law # 2202-1 as of the 17th of January, 1992 «On Prosecutor General’s Office in the Russian Federation», as concerns appropriating specialists

Based on the survey conducted by the author in July September 2016 on the practical relevance of para. 2 cl. 1, art. 22 of the Federal Law as of 01/17/1992 # 2202-1 “On Prosecutor General’s Office in the Russian Federation” regarding the selection of experts, to clarify the issues raised at the public prosecutor. This article describes the judgement of prosecutors (Office of the Prosecutor General of the Russian Federation in the Ural Federal District, Military Prosecutor’s Office of the Eastern Military District, Military Prosecutor’s Office of the Baltic Fleet, the Prosecutor’s Office of Belgorod Region, the prosecutor’s office of Ryazan Region, the prosecutor’s office of Oryol Region, the prosecutor’s office of Tambov Region, etc.) And we draw conclusions on the need for non-participation of experts involved in clarifying the issues raised at the public prosecutor in the course of supervisory activities (testing) and in order to improve legislation in this area.

Текст научной работы на тему «Практика применения абзаца 2 пункта 1 статьи 22 федерального Закона № 2202-1 от 17 января 1992 г. «о прокуратуре Российской Федерации», касающегося выделения специалистов»

УДК 347.963

Жданов Сергей Павлович

кандидат юридических наук Российская таможенная академия zhdanov120009@yandex.ru

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АБЗАЦА 2 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 22 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 2202-1 ОТ 17 ЯНВАРЯ 1992 Г. «О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», КАСАЮЩЕГОСЯ ВЫДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

На основе анкетирования, проведенного автором в июле-сентябре 2016 года по вопросу практической значимости абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», касающегося выделения специалистов для выяснения возникших вопросов у прокурора. В данной статье приводятся суждения прокурорских работников (Управления Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе, военной прокуратуры Восточного военного округа, военной прокуратуры Балтийского флота, прокуратуры Белгородской области, прокуратуры Рязанской области, прокуратуры Орловской области, прокуратуры Тамбовской области и др.) и делаются выводы о необходимости участия специалистов, привлеченных для выяснения возникших вопросов у прокурора в ходе надзорного мероприятия (проверки) и в целях совершенствовании законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, прокурор, прокуратура, прокурорский надзор, прокурорская проверка, специалист, специальные познания, специальные знания, судопроизводство, федеральное законодательство.

Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законом - одно из ведущих направлений деятельности современной прокуратуры РФ, которое непосредственно связано с укреплением законности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, ряда иных структур. Его правовую основу составляют Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 19.12.2016) «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре), приказы Генпрокурора РФ и иные организационно-распорядительные акты [1, с. 175].

В соответствии с пунктом 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, предметом надзора является следующее: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

Полномочия, которыми наделен прокурор для осуществления надзора в рассматриваемой выше сфере, перечислены в ст. 22 Закона о прокуратуре, расширительному толкованию они не подлежат. Как показало проведенное нами в июле-сентябре 2016 года исследование вопроса практической зна-

чимости абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», касающегося выделения специалистов для выяснения возникших вопросов у прокурора, эффективность надзорных мероприятий во многом зависит от участия специалистов, привлеченных для выяснения возникших вопросов у прокурора в ходе надзорного мероприятия (проверки).

На основе проведенного автором анкетирования было установлено, что руководители Управления Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе указали на то, что полномочия требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов активно используются прокурорами при осуществлении надзорной деятельности и имеют важное практическое значение.

Учитывая большой объем направлений и вопросов, по которым прокурорами осуществляются проверки исполнения требований федерального законодательства, привлечение для их проведения лиц, имеющих специальные познания в конкретной сфере деятельности, способствует оперативному и объективному выяснению обстоятельств, даче правильной правовой оценки, выявлению нарушений закона и принятию мер для их устранения.

В целом управление Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе не возражает против проработки вопроса о создании института специалиста, обладающего специальными познаниями в судопроизводстве и ОРД.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что в уголовном судопроизводстве специальными познаниями обладают дознаватели, следователи, руководители и иные сотрудники органов следствия и дознания, прокуроры, надзирающие за соблюдением законности при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности, судьи и адвокаты.

246

Вестник КГУ ^ № 1. 2017

© Жданов С.П., 2017

Специальными познаниями в сфере ОРД обладают руководители и сотрудники органов, осуществляющих ОРД, прокуроры, судьи, а также, с учетом ограничений, предусмотренных законодательством о государственной тайне, - дознаватели, следователи, руководители и иные сотрудники органов следствия и дознания, адвокаты (ответ от 15.07.2016 г. № 33/2-238-2016 на обращение С.П. Жданова).

Руководители военной прокуратуры Восточного военного округа высказали следующие суждения: при реализации военным прокурором полномочий по надзору за исполнением законов зачастую возникает необходимость привлечения к прокурорским проверкам специалистов, обладающих специальными познаниями в той или иной сфере. Названная норма права имеют большую практическую значимость, поскольку именно она предоставляет прокурорам право требовать от руководителей и других должностных лиц органов, перечисленных в Законе о прокуратуре, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

На практике военные прокуроры ВВО пользуются данными полномочиями активно. В истекшем периоде 2016 г. военной прокуратурой ВВО с привлечением различных специалистов проведено 4208 результативных прокурорских проверок (35% от общего количества проведенных проверок).

В рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об ОРД органами военной прокуратуры в оперативных подразделениях ФСБ России проверяется соблюдение прав и свобод граждан при проведении ОРМ путем изучения заведенных дел оперативного учета и (в отдельных случаях, перечень которых ограничен) сигнальных подборок. При этом соответствующие материалы ОРД содержат сведения, составляющие государственную тайну (гриф «совершенно секретно»), а также сведения о персональных данных граждан. Кроме того, прокурорским надзором охватывается исключительно правовой аспект ОРД, техническая сторона проведения ОРМ прокурорами не проверяется.

Таким образом, уполномоченные прокуроры, имеющие высшее юридическое образование и необходимый допуск к секретным сведениям для ознакомления с ведомственными правовыми актами ФСБ России по вопросу осуществления ОРД, могут самостоятельно давать оценку законности проведения тех или иных ОРМ, заведения и прекращения дел оперативного учета и т. д. Привлечение же к надзорным мероприятиям сторонних специалистов может создать предпосылки к разглашению данных ограниченного распространения, что является недопустимым (ответ от 26.07.2016 г. № 39/28158 на обращение С.П. Жданова).

Руководители военной прокуратуры Балтийского флота в ходе анкетирования отметили, что

военной прокуратурой Балтийского флота для обеспечения возложенных на нее функций в служебной деятельности для выяснения возникших вопросов привлекаются специалисты, выделенные указанными органами на основании соответствующих запросов.

Так, в текущем году военной прокуратурой флота из 2721 проведенной проверки почти четверть (675) составили проверки, проведенные с привлечением специалистов, в том числе по вопросам исполнения законодательство о сохранности оружия и боеприпасов, землепользовании, экологии, защите жизни и здоровья граждан, сохранности государственной собственности и ряда других (ответ от 19.07.2016 г. № 4082/1 на обращение С.П. Жданова).

Руководителями прокуратуры Белгородской области в ходе анкетирования был представлен следующий объективный анализ по вопросу о практической значимости абз. 2 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре (исполнитель: прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства А.В. Пересыпкин).

Необходимость привлечения к прокурорской проверке специалистов, как правило, объясняется многообразием сфер, с которыми сталкивается прокурор-«общенадзорник», и отсутствием у последнего специальных познаний в узкопрофильных отраслях.

Вместе с тем, недостаточное нормативное регулирование правового института специалиста при проведении прокурорских проверок приводит к низкой эффективности его использования.

Анализ прокурорской практики позволяет сделать вывод о наличии двух основных форм реализации данного института:

1) привлечение специалиста, который является сотрудником проверяемой организации, обладает знаниями применительно к конкретной организации, в которой работает.

Зачастую прикрепление такого сотрудника к прокурору производится самостоятельно руководителем проверяемой организации в начале проводимой проверки. Он используется прокурором в основном в целях выяснения вопросов, которые не влекут для проверяемой организации негативных последствий: для получения пояснений по вопросам организации работы в учреждении, распределению обязанностей, помощи в поиске на проверяемой территории интересующих объектов, сотрудников и т. п.;

2) использование специалиста, который обладает специальными знаниями (имеет спецподготовку) применительно к конкретной сфере деятельности, отрасли знаний и зачастую не является сотрудником проверяемой организации.

К помощи указанных специалистов прокуроры прибегают наиболее часто, при этом в большин-

стве случаев ими выступают сотрудники контролирующих органов.

Изучение практики взаимодействия прокурора и таких специалистов позволяет констатировать наличие трех основных схем взаимоотношений:

а) проверку проводит прокурор, специалист консультирует его о наиболее возможных нарушениях, «зонах повышенного риска» (в том числе дистанционно, по телефону, либо при составлении плана проверки);

б) фактически проверку проводит привлекаемый специалист, прокурор только организует его работу и принимает меры реагирования по выявленным нарушениям;

в) специалист занимает пассивную позицию, фактически прокурор самостоятельно проводит проверку.

Представленные схемы обусловлены, прежде всего, субъективными факторами, такими как опыт, уровень квалификации, добросовестность, загруженность, авторитет конкретного прокурора и специалиста.

При этом полагаем, что ни одна из трех представленных моделей взаимоотношений прокурора-специалиста не соответствует потребностям общества и государства.

Так, общенадзорная прокурорская практика показывает, что прокуроры в основном привлекают специалистов к проведению «первичных» проверок. Например, к проверке соблюдения трудового, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства в организациях.

Вместе с тем, одновременное присутствие на проверке и прокурора и сотрудника контролирующего органа зачастую нецелесообразно и влечет неэффективное использование трудовых ресурсов и бюджетных средств на их содержание.

Кроме того, это не в полной мере соответствует требованиям п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, согласно которой при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Избежать случаев дублирования функций и перезагрузки контролирующих органов и прокуратуры возможно только при условии полного отказа от проведения прокурорами «первичных проверок», расширения полномочий прокурора по направлению в контролирующие органы требований о проведении внеплановых проверок.

Однако это не означает отказ от практики привлечения прокурорами специалистов, обладающих специальными познаниями.

Полагаем, что необходимость в существовании данного института останется, но это потребует значительного реформирования и придания специалисту статуса эксперта.

При этом нужно учитывать, что специалисту в таком случае, возможно, придется высказывать

суждения, которые в последующем повлияют на признание действий (бездействия) его же коллег не- законными.

В связи с этим требуется:

- законодательно установить правовой статус специалиста (эксперта), правовые и экономические гарантии его безопасности и независимости, урегулировать порядок взаимодействия работника с работодателем в период его привлечения в качестве специалиста;

- определить порядок совместной деятельности прокурора и специалиста (эксперта), процедуру оформления ее результатов;

- ввести ответственность за достоверность и полноту данного им заключения.

Также предлагается закрепить право прокурора при наличии сомнений в объективности специалиста мотивированным решением передавать на рассмотрения материалы проверки (либо их часть) иным специалистам, в том числе находящимся в иных административно-территориальных образованиях, инициировать их комиссионное изучение.

Нормативное закрепление представленных предложений возможно посредством дополнения соответствующей главой Закона о прокуратуре, а также закрепления в п. 2 ст. 21 названного закона требования, согласно которому не допускается проведение органами прокуратуры проверки фактов, отнесенных к компетенции контролирующего, надзорного, правоохранительного органа, в случае если они не являлись предметом проверки таких органов.

Предложенная модель взаимодействия позволит повысить эффективность деятельности как «общенадзорного крыла» органов прокуратуры, так и работу контролирующих органов; избежать необоснованного дублирования их полномочий, минимизировать случаи привлечения специалистов при одновременном увеличении их результативности (ответ от 27.07.2016 г. № 7-29-2016 на обращение С.П. Жданова).

Руководители прокуратуры Рязанской области в ходе анкетирования отметили, что к помощи специалистов прокурорские работники прибегают на разных этапах работы: при подготовке к проверке, при оценке материалов, поступивших из контролирующих органов, отчетных данных, носящих предметный характер, и в других случаях.

Взаимодействие прокурора со специалистом может быть в виде консультаций, фиксации фактов, имеющих значение для установления события правонарушения и последующего принятия мер реагирования.

Нередко получение официального документированного подтверждения данных о нарушениях со стороны специалистов, например, в сфере оказания медицинской помощи, есть необходимое условие для принятия законного и обоснованного решения прокурором.

248

Вестник КГУ ^ № 1. 2017

Таким образом, использование знаний специалиста, особенно в сферах медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения, охраны труда и предоставления жилищно-коммунальных услуг является эффективным средством для подготовки обоснованных ответов на вопросы, выходящих за пределы правовых знаний прокурора.

По вопросу необходимости развития деятельности специалиста, обладающего специальными познаниями в судопроизводстве и ОРД, считаем целесообразным следующее: согласно п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ проводит надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие; в соответствии с процессуальным законодательством РФ, прокуроры, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских дел судами, противодействуют противоречащим закону решениям, приговорам, определениям и постановлениям судов. Реализуя указанные функции, прокурор является специалистом в области судопроизводства и ОРД (ответ от 09.08.2016 г. № 22-11-2016 на обращение С.П. Жданова).

Руководители прокуратуры Орловской области высказали следующие суждения: в силу полномочий, представленных абз. 2 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных организаций.

Указанное полномочие, на наш взгляд, наиболее востребовано. При проведении проверок, требующих специальных (технических, экономических, культурологических, инженерных и др.) познаний в различных сферах жизнедеятельности общества. Проведение подобных проверок обусловлено широким спектром полномочий прокурора, определяемых основными направлениями надзорной деятельности.

Практика привлечения специалистов к проверкам исполнения законодательства об оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуального законодательства не получила достаточного применения в органах прокуратуры Орловской области, что связано, главным образом, со спецификой рассматриваемого вида надзора (обязательное наличие у надзирающего прокурора определенной формы допуска к сведениям, представляющим государственную тайну, определенный перечень вопросов, подлежащих изучению в период прокурорской проверки), а также высокой квалификацией самих надзирающих прокуроров, имеющих, исходя из обязательных требований законодательства о прокуратуре, высшее юридическое образование, а в ряде случаев, прошедших специальное обучение на базе вышестоящей прокуратуры.

Наибольшее распространение получила практика привлечения специалистов при проведении прокурорами так называемых «общенадзорных» проверок, то есть проверок соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, учреждениями и организациями, определенными п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, среди которых федеральные органы государственной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы контроля, их должностные лица, а также коммерческие и некоммерческие организации.

Участие специалистов, обладающих специальными познаниями, в проверках соблюдения федерального законодательства свидетельствует о важности и необходимости рассматриваемого полномочия прокурора как инструмента для эффективного выявления нарушений закона, а также для оценки полноты принятия мер к устранению допущенных нарушений по результатам рассмотрении актов прокурорского реагирования.

Полагаем, что одним из дискуссионных вопросов в контексте рассматриваемой темы может стать предложение о совершенствовании законодательства в части определения порядка оплаты труда специалиста, задействованного в прокурорских проверках, при выполнении им большего объема работ в сравнении с предусмотренным по основному месту деятельности (ответ от 05.08.2016 г. № 22-101-16 на обращение С.П. Жданова).

Руководители прокуратуры Тамбовской области высказали следующие суждения: прокурор при осуществлении возложенных на него функций наделен рядом полномочий, в т. ч. требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

Указанное положение федерального законодательства имеет одно из ключевых значений для прокурорской деятельности, поскольку круг вопросов, с которыми прокурорам ежедневно приходится сталкиваться при осуществлении надзора, широк и разнообразен. Это и проблемы жилищно-коммунального хозяйства, долевого строительства, качества автомобильного топлива и вопросы соблюдения требований законодательства при проведении закупок, осуществлении образовательного процесса, оказании медицинской помощи и многие другие.

Привлечение к проведению проверок квалифицированных специалистов для выяснения возникших вопросов позволяет в короткие временные рамки получить необходимые сведения в определенной узкой отрасли и сфере деятельности, на основании которых сделать верные выводы и заключения с учетом имеющихся знаний в юриспруденции.

Говоря об институте специалиста в уголовном судопроизводстве, следует отметить, что он нужда-

ется в совершенствовании с учетом потребностей уголовно-процессуального законодательства.

Прежде всего, целесообразно УПК РФ дополнить нормой о требованиях, предъявляемых к заключению специалиста, как о форме, так и о содержании этого документа, имеющего доказательное значение.

Специалист, участвующий в ОМП (помимо отражения его деятельности в протоколе следственного действия), мог бы составлять документ, имеющий самостоятельное доказательственное значение о следах преступления, выявленных и изъятых с его участием в ходе осмотра. Этот документ (справка в ряде зарубежных стран) повышает ответственность специалиста за свою деятельность, дает более полное представление об изъятых при его участии предметах со следами преступления.

В ходе ОРД для раскрытия преступлений, совершенных этническими преступными группами, существенное значение имеет привлечение в качестве специалиста переводчика, ответственность которого за достоверность перевода следует повысить.

Так, например, постановление Советского районного суда г. Тамбова от 07.12.2015 г. по уголовному делу в отношении гражданина Республики Таджикистан Раджабова Файзуллоджона Низоми-диновича (согласно обвинительного заключения Рачабова Файзуллочона Нихомидиновича), обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 3 ст. 228.1, ч. 1 ст. 30 п. «г» ч. 4 ст. 228.1 (2 состава преступления), п.п. «а», «б» ч. 3 ст. 228.1, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, возвращено прокурору Советского района г. Тамбова для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Основание для возвращения уголовного дела прокурору послужил тот факт, что переводчик, привлеченный следователем к участию в деле, в разных процессуальных документах по-разному осуществлял перевод фамилии обвиняемого (ответ от 15.08.2016 г. № 7-953-2016 на обращение С.П. Жданова).

Как было указано ранее в Законе о прокуратуре, «прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов выделения специалистов для выяснения возникших вопросов» (абз. 2 п. 1 ст. 22). Однако полномочия этих специалистов (сведущих лиц) в этом Федеральном законе не определены.

Предлагается дополнить ст. 22 Закона о прокуратуре абз. 2.1 следующего содержания: «Обязанности и права специалистов (сведущих лиц), выделяемых для выяснения возникших у прокурора вопросов, регламентируются иными федеральными законами» [2, с. 43].

По нашему предложению руководители Генпрокуратуры России высказали следующие суж-

дения: представляется заслуживающим внимание и будет рассмотрен при подготовке новой редакции Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», работа над которой ведется Генпрокуратурой России в настоящее время (ответ заместителя начальника правового управления - начальника отдела Е.Д. Михайловой от 15.04.2015 г. № Отв-22-3219 на обращение С.П. Жданова).

В свою очередь, эксперт экспертно-консульта-ционного совета по уголовному праву, уголовному процессу, уголовно-исполнительному праву Аппарата Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству М.С. Фокин высказал следующее суждение: по внесению дополнения в ст. 22 Закона о прокуратуре, необходимо изменить процессуальное законодательство, что является в настоящее время необоснованным и нецелесообразным (ответы от 03.11.2015 г. № 3.1-44/3623, от 25.11.2015 г. № 3.1-41/3992 на обращения С.П. Жданова).

Таким образом, практика прокурорской деятельности показывает, что привлечение специалистов к проведению проверок значительно повышает как эффективность конкретной проверки, так и в целом прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства РФ.

Библиографический список

1. Бессарабов В.Г., Викторов И.С., Казари-на А.Х., Маматов М.В. Предмет, пределы надзора за исполнением законов и полномочия прокурора по его осуществлению // Настольная книга прокурора / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. - М.: Юрайт, 2012. -С. 175-191.

2. Жданов С.П. Специология - научное направление и учебная дисциплина. К вопросу о совершенствовании участия специалиста в правоохранительной деятельности // Закон и право. -2016. - № 1. - С. 39-43.

3. Жданов С.П. Участие специалиста в судопроизводстве и оперативно-разыскной деятельности: постановка проблем: препринт моногр. / предуве-домл. А.Ю. Шумилова. - М.: ИД Шумиловой И.И., 2014. - 250 с.

4. Жданов С.П. К вопросу о специалисте и использовании его специальных познаний (знаний) в оперативно-разыскной деятельности // Оперативник (сыщик). - 2014. - № 4 (41). - С. 24-27.

5. Зинин А.М. Участие специалиста в процессуальных действиях: учебник. - М.: Проспект, 2016. - 256 с.

6. Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов: науч.-практ. пособие / под ред. Т.В. Аверьяновой, В.Ф. Статкуса. - М.: Юрайт, 2011. - 720 с.

250

Вестник КГУ .J № 1. 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.