Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании правового статуса российского офицера'

К вопросу о совершенствовании правового статуса российского офицера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1004
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании правового статуса российского офицера»

Вестник Военного университета. 2007. Май. С. 47 - 53.

Специальный выпуск «Офицер Вооруженных Сил в современном российском обществе»

Старцун В.Н.

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА

В 1993 году в российском военном праве произошло важное событие - был принят закон «О статусе военнослужащих». Наверное, многие хорошо помнят, как приятно поражала тогда широта прописанных в законе прав военнослужащих, четкость формулировок об обязанностях и ответственности. Было ощущение гордости, как будто мы вновь обрели что-то важное, давно забытое и потерянное.

С той поры российские Вооруженные Силы пережили трудный период выживания и кризисного реформирования. Сегодня идет их планомерное развитие в рамках приоритетов, обозначенных руководством страны. Одним из таких приоритетов, четко сформулированным Верховным главнокомандующим, Президентом России В.В. Путиным1, является совершенствование социальноправового статуса защитников Отечества. И если в отношении социальной составляющей этого статуса сегодня делается многое - решается жилищная проблема, идет плановое повышение денежного довольствия, индексируются пенсии военных, и многое другое, то в отношении правового положения офицеров - ситуация не такая динамичная.

В современных российских Вооруженных Силах служат разные категории военнослужащих. Это те, кто проходит службу по призыву, и те, кто служит по контракту. Это граждане России и иностранные граждане. Наконец, это различные составы военнослужащих - солдаты, матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы, офицеры. Правовое положение каждой категории и состава военнослужащих значительным образом отличается. Уже поэтому нельзя говорить о статусе военнослужащих вообще. Как минимум, необходимо говорить о правовом статусе конкретной однородной группы военнослужащих.

А в действующем законе «О статусе военнослужащих» все еще господствует уравнительный принцип эпохи социализма. С 1993 года мы имеем один

для всех правовой статус военнослужащих и совершенно нелепую формулировку - «граждане, уволенные с военной службы».

Костяк российской армии - это офицерский корпус. Как справедливо отмечал в своих работах известный исследователь истории русского офицерства Э.Ф. Свидзинский: « Русский Офицер - есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее. Высокое звание Русского Офицера - не приданное к офицерским погонам. Его заслуживают всей своей жизнью и носят с высоко поднятой головой» . Но, к сожалению, об этом ничего не сказано в законе. Профессия офицера - это особый вид человеческой деятельности, связанный с необходимостью вооруженной защиты своей страны. В общественном сознании офицер обычно представляется защитником и олицетворяет собой мужество, порядочность и честь, благородство, аккуратность и выправку.

Конечно, здесь надо отметить, что как такового, кодекса офицерского поведения никогда не существовало. Но уже с ранних лет в кадетских корпусах и военных училищах будущие офицеры воспитывались в духе следования чести, преданности вере и любви к Отечеству.

Российское общество и армия пережили тяжелые времена. Не всегда и не везде удалось сохранить преемственность традициям в деле воспитания современных российских офицеров. Поэтому, сегодня нужна опора на закон.

Отмеченный выше правовой вакуум активно заполняется. Сегодня размывается само понятие офицера. Вот, например, рекламируют журнал «Офицер России» . Авторы и издатели поясняют: «Это журнал о законе и людях, его охраняющих». На обложках уважаемые люди - Патриарх всея Руси, спикер Государственной Думы, Генеральный прокурор... Наверно, это правильно. Офицеры и закон охраняют. Но, по мнению большинства людей, офицер - это прежде всего защитник Отечества.

Здесь же, в журнале, можно узнать о некой Федеральной программе под названием «Офицеры России», пункт 4 которой призывает бизнесменов помогать офицерам. Но дело в том, что такой программы, в смысле государственного акта, нет. И вряд ли российским офицерам нужна сегодня помощь бизнесменов. Куда больше им нужда помощь государства, которому они служат.

Сегодня в законе нет правил поведения офицеров. И вот уже созывается Общероссийское собрание офицеров, на котором Офицерский корпус России провозглашается державной политической силой4. Декларируется, что для защиты элементарного права на жизнь и безопасность граждане России должны вы-

страивать в противовес «властной вертикали» свою вертикаль, вертикаль народовластия. А офицерский корпус России должен стать силовым стержнем этой вертикали народовластия. Здесь же принимаются и кодекс офицерской чести, и положение об офицерских собраниях и ряд иных документов, соблюдать которые призываются все офицеры России.

И подобных информационных ресурсов, оказывающих воздействие и на современную молодежь, и на действующих офицеров очень много. А на официальном сайте Минобороны России никаких материалов, посвященных истории и традициям офицерства, нет. Зато есть элементарные правила этикета, вроде бы как напоминание всем военнослужащим о том, как нужно себя вести ....

Почему государство сегодня не контролирует процесс эксплуатации офицерского звания? Представляется, что одной из причин является отсутствие соответствующих норм закона. Действующая в российском праве презумпция -разрешено все, что не запрещено, предполагает ограничение любой из свобод только законом. Поэтому сегодня нужен закон о правовом статусе офицеров России.

Еще недавно такая же ситуация (бесконтрольного использования) была в отношении военной символики и военной формы одежды.

В Русской армии еще до Петровских реформ признаком чести воина считалось его одеяние. В России существовали неукоснительные правила ношения форменной одежды. Культ чести мундира был священен для офицеров, всегда выделявшихся в обществе безупречным, щеголеватым видом. Постоянная забота о чести мундира, показывавшего принадлежность к тому или иному роду войск, была неотделима от обязанностей свято блюсти его славные традиции, хранить честь знамени своего полка, его боевую репутацию. Мундир нужно было носить так, чтобы ничто не бросало тень на родной полк. Надевший мундир офицера переставал располагать собою по собственному усмотрению и подчинял свою жизнь точно регламентированному порядку. «Военный мундир налагает на носящего его обязанность быть во всяком случае вежливее и выдержаннее тех, кто военного мундира не имеет», - писал генерал М.И. Драгомиров5.

Сегодня и форма, и знаки различия, и военная символика защищены законом. Запрещено их использование и даже копирование кем бы то ни было. Поэтому всем охранным структурам сегодня предписано отказаться от использования формы, напоминающей военную.

Так почему же у нас защита чести мундира понимается так буквально? Мы защищаем форму, но не защищаем содержание.

В действующем законодательстве закреплена странная ситуация. Офицерам при увольнении с военной службы может быть предоставлено право ношения военной формы одежды. И при ношении военной формы на них распространяются положения Дисциплинарного устава, который, кроме всего прочего, обязывает военнослужащих с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.

Получается, что форма определяет содержание. Форму одел - обязан соблюдать правила. Форму снял - и уже не обязан. Представляется, что такую ситуацию нужно менять. Не форма должна определять содержание, а содержание, то есть - понятие офицера - его форму, в том числе, - поведение и поступки. Поэтому, сегодня нужно в законе определить статус офицера, а также связанные с этим званием права и обязанности и ответственность за дискредитацию офицерского звания.

В общем виде правовой статус представляет собой совокупность прав, свобод и обязанностей, признаваемых и гарантируемых государством. Правовой статус военнослужащих и их отдельных категорий был предметом исследований многих видных военных правоведов6 и является наиболее разработанным институтом военного права, хотя дискуссии о его содержании и видах до сих пор продолжаются.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» , правовой статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одной из важнейших особенностей правового статуса военнослужащих является то, что эти лица пользуются гражданскими правами и свободами с ограничениями, определяемыми условиями военной службы, а также в соответствии с условиями военной службы им предоставляются дополнительные права, гарантии и компенсации. В связи с этим, заслуживает поддержки точка зрения о том, что важнейшим и системообразующим элементом правового статуса военнослужащих являются социальные гарантии8.

Через систему социальных гарантий проявляется социализация правового статуса военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. В правовом отношении это выражается в том, что в процессе так называемой «монетизации» льгот из терминологии Федерального закона «О статусе военнослужащих»9 и ряда других законов10, нормы которых регулируют вопросы социально-правового положения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, исключено понятие «льготы». Известным «122-м» законом11 взамен этого понятия нормативное закрепление получила категория «социальные гарантии».

Правовой статус военнослужащих по своей структуре является довольно сложным образованием. По этой причине, а также в силу необходимости дальнейшего совершенствования правых основ военной организации государства, распространенной стала теория дифференциации правового статуса военнослужащих. Суть ее заключается в том, что необходимо нормами права урегулировать статус различных категорий военнослужащих, исходя из объективных юридических фактов. По мнению сторонников теории дифференциации статуса, нельзя говорить о статусе военнослужащих вообще. Необходимо говорить о конкретном статусе конкретной однородной группы военнослужащих, а «полный»

статус конкретного военнослужащего необходимо определять с учетом его об-

12

щей и функциональной подготовки . При этом должен соблюдаться принцип, согласно которому правовое регулирование социального обеспечения военнослужащих должно быть направлено не на увеличение выделяемых средств, а на совершенствование их распределения среди разных по статусу категорий военнослужащих.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», социальные гарантии и компенсации, предусмотренные этим законом, распространяются и на граждан, уволенных с военной службы. Кроме этого, в соответствии с положениями ст. 23 названного закона, бывшим военнослужащим определяются дополнительные права и социальные гарантии. Наиболее четко специфика социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, проявляется в пенсионном законодательстве13. Наличие значительной по численности социально-правовой группы граждан, уволенных с военной службы (их численность по различным оценкам составляет до 7 миллионов человек)14, основу правового статуса которых образуют нормативно закрепленные социальные гарантии, позволяет также ставить вопрос о формировании соответствующей системы социальной защиты.

Поэтому идея дифференциации правового статуса не менее актуальна и для граждан, уволенных с военной службы. Как зачатки воплощения этой идеи можно отметить нормы Федерального закона «О ветеранах»15, которыми закреплены такие статусы, как «ветеран боевых действий» (ст. 3) и «ветеран военной службы» (ст. 5), и нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»16, квалифицирующих уволенных с военной службы «в отставку» и «в запас». Однако до окончательной реализации теории дифференциации правового статуса граждан, уволенных с военной службы еще далеко. Необходимо сформулировать саму концепцию дифференциации, определиться в отношении критериев дифференциации и формы их правового закрепления.

Но в любом случае, по нашему мнению, в основе дифференциации правового статуса граждан, уволенных с военной службы, должна лежать идея высокой оценки, признание высокой значимости воинского труда со стороны государства. Это означает, что при любом, определенном законом случае увольнения с военной службы, государством должны быть гарантированны определенные права, и определенный объем социальной защиты. В первую очередь, чтобы создать наиболее благоприятные условия комплектования вооруженных сил по контракту. Будущий контрактник, принимая решение о службе, должен быть уверен, что если вдруг служба прервется по незапланированным обстоятельствам, он не окажется «за бортом» жизни. В этом смысле все бывшие военнослужащие, вне зависимости от обстоятельств увольнения, должны являться субъектами специфической системы социальной защиты (хотя бы до того момента, когда количество желающих заключить контракт о прохождении военной службе превысит потребности военной организации). А вот содержание социальной защиты должно быть разноуровневым и отличаться для различных категорий уволенных с военной службы.

Изначально, еще на уровне понятий, должна быть проведена грань между теми, кто увольняется из Вооруженных Сил и теми, кого увольняют. То есть, необходимо избавиться от ситуации, когда одним понятием объединяются и те, кто верой и правдой служил отечеству всю сознательную жизнь, и те, кто своими поступками дискредитировал звание военнослужащего, был уволен сразу после испытательного срока. Сегодня всех этих лиц можно назвать гражданами, уволенными с военной службы. А ведь определение «уволенные» уже само по себе уничижительно по отношению к добросовестным защитникам отечества, как в силу семантики (избавить от чего-нибудь лишнего, тяжелого), так и в силу его

традиционного понимания (отстранить от служебных обязанностей, уволить с

17

работы) . В качестве подтверждения такого понимания и логики развития законодательства о военной службе можно отметить, что в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос-

18

сийской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» , с 2007 года досрочное увольнение за невыполнение условий контракта стало определятся в законе как дисциплинарное взыскание.

Необходимо срочное обновление терминологии закона в этой части. Например, граждан, уволенных по так называемым «нереабилитирующим» основаниям, можно определять как «дисквалифицированные» (дисквалификация - объявление кого-либо недостойным или неспособным занимать определенную должность)19, с последующей разработкой и закреплением в нормах военного права института дисквалификации военнослужащих. Тех же военнослужащих, кто уволен с военной службы по иным, не связанным с нарушением закона основаниям, после определенной законом выслуги лет можно определять минимум как «проходившие военную службу», что звучит более уважительно (именно эта категория рассматривается в контексте настоящего исследования как граждане, уволенные с военной службы).

Закон «О статусе военнослужащих», определяя социальные гарантии граждан, уволенных с военной службы, не только не уточняет, о ком идет речь, но и уравнивает их с военнослужащими. Словосочетание «военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы и члены их семей» сегодня стало штампом, который более уместен в декларациях, призывах и лозунгах, нежели в законе. Непонятно даже о каких членах семей идет речь - военнослужащих, или граждан, уволенных с военной службы. Две совершенно самостоятельные социальные группы, обладающие особым правовым статусом - уволенных, и членов семей -стали просто придатком, приложением к военнослужащим. А ведь терминологическая развитость законодательства свидетельствует об уровне культуры законотворчества. Чем богаче терминологический фонд, подробнее обработана и шире используется специальная законодательная терминология, тем в большей мере достигаются устойчивость, определенность и лаконичность закона20.

В этом смысле терминология закона «О статусе военнослужащих», в части определения граждан, уволенных с военной службы, сегодня вряд ли оправдана. К тому же она не соответствует таким принципам правотворчества, как научная обоснованность и связь с правоприменительной практикой. В результате этого -

соответствующие положения закона о социальной защите и социальных гарантиях граждан, уволенных с военной службы, характеризуются крайней неэффек-тивностью21.

Поэтому, определение и закрепление в законе правового статуса различных категорий граждан, уволенных с военной службы, является, по нашему мнению, одной из ближайших задач совершенствования военно-социального законодательства. И решаться эта задача должна на основе системного подхода, предполагающего единую логику дифференциации правового положения названной социальной группы. К большому сожалению, пока в действующем законодательстве реализуются прямо противоположные тенденции. Так, в процессе «монетизации льгот», известным «122-м законом» отменена ст. 23 закона «О ветеранах», которая определяла содержание правового статуса ветеранов военной службы. Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны - правовой статус ветерана военной службы есть (с точки зрения указания на него в законе), а с другой -его нет, а есть фикция (с точки зрения определения составляющих его прав и социальных гарантий). Такая логика «совершенствования» законодательства не совсем понятна и вряд ли оправдана. Поэтому, восстановление правового статуса ветерана военной службы - одна из первоочередных задач в направлении совершенствования правового статуса военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. И значительных материальных затрат для этого не требуется. Ведь для российских офицеров всегда был значимым именно духовный компонент. Офицер не имел права гнаться за богатством, не имел права располагать собою,

потому что его, для пользы службы, переводили из одного конца России в дру-

22

гой .

Вступив в XXI век, человечество по-новому осознает роль духовного фактора в различных отраслях человеческой жизнедеятельности, в том числе и в военном деле. Новые задачи российских Вооружённых Сил требуют обновления армии и флота. В центре этого процесса стоит личность человека-воина и его осознанное отношение к военно-профессиональной деятельности. Решение государственной задачи по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития общества и укрепления обороноспособности страны указывает на важность «... формирования у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституцион-

23

ных обязанностей» . Очевидно, что решение этой задачи невозможно без формирования устойчивого позитивного отношения к офицерскому корпусу.

Исторически офицерской личности было свойственно особое отношение к нравственности, добру и злу, чести и бесчестию, справедливости и несправедливости. Замечательный историк Н.М. Карамзин писал: «Нравственное совершенство есть дело личных усилий и личной совести отдельного человека, независимо от тех непонятных и трагических путей, которыми Провидение ведет народы, и, следовательно, совершаемое вне хода государственного развития»24.

Моральные устои офицеров были выработаны и сформированы многолетним опытом служебной деятельности и практикой нравственного общения. Доминирующими нравственными чертами являлись забота о поддержании военной компетенции и воинского мастерства, высокое понятие об офицерском долге и служебной чести, гуманность, порядочность, справедливость в организации службы и взаимоуважение в коллективе.

Особое место в этике служебного и бытового общения занимали вопросы чести и достоинства. В конце XIX века автор известных «Заметок о развитии военных познаний и общих военных принципов в среде офицеров нашей армии» Э.Ф. Свидзинский писал, что «.чувство чести требует, чтобы офицер во всех случаях умел поддержать достоинство своего звания. Он должен воздерживаться от всяких увлечений и вообще от всех действий, могущих набросить хоть малейшую тень даже на него лично, а тем более на корпус офицеров... Слово офицера всегда должно быть залогом правды, и потому ложь, хвастовство, неисполнение обязательства - пороки, подрывающие веру в правдивость офицера, во-

25

обще бесчестят его звание и не могут быть терпимы» .

По тому, как офицер относился к службе, насколько он этичен, требователен к себе, честен в отношениях с вышестоящими и нижними чинами, подчиненные и окружавшие его гражданские лица судили не только о достоинствах его личности, но и об авторитетности моральных ценностей всего офицерского корпуса. «Честь - святыня офицера, она - высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте. Честь - его награда в счастье и утешение в горе. Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость. Честь не терпит и не выносит никакого пятна».

На этапе современной России специфика духовной традиции служения Отечеству российского воина заключается в том, что в сознание российского общества и армии вносятся идеи либерализма, плюрализма мнений, общечеловеческих ценностей и свободы выбора. Это накладывает ответственность на личность каждого россиянина (потенциального воина), чтобы он на уровне саморе-

гуляции и самовоспитания смог для себя решить: как он будет служить своему Отечеству? И будет ли он ему служить? И его решение в немалой степени зависит от оценки обществом и государством воинского труда, которая проявляется в отношении к уволенным с военной службы. Пресловутое «Мы вас туда не посылали.» должно быть навсегда изжито. В основе отношений общества и государства с бывшими военнослужащими должна лежать их востребованность. Служебный опыт граждан, уволенных с военной службы необходимо использовать в повседневной деятельности войск. Практиковать в органах военного управления, частях, военно-учебных заведениях и учреждениях Минобороны России проведение встреч с бывшими военнослужащими, организацию шефства над молодыми офицерами и их семьями. Шире привлекать ветеранов к совершенствованию учебно-воспитательного процесса в войсках и военных вузах, в том числе в качестве членов и руководителей государственных выпускных комиссий. Органам военного управления необходимо привлекать ветеранов к участию в информационно-пропагандистских мероприятиях, а также к работе по информационнорекламному сопровождению военного строительства в целом. Необходимо, чтобы центром работы ветеранов по патриотическому воспитанию военнослужащих стала воинская часть (корабль), а центром заботы командования воинской части (корабля) - место жительства ветерана.

Необходимо отметить, что многое в этом направлении уже делается на уровне Минобороны России26. Однако крайне важно, чтобы эта работа получила и законодательное закрепление. В этой связи, перспективным направлением совершенствования духовного компонента правового статуса офицеров запаса должна стать разработка программы использования интеллектуального и профессионального потенциала офицеров запаса в интересах войск, а также совершенствования системы взаимоотношений между государством, Вооруженными Силами и гражданами, уволенными с военной службы.

На уровне федерального закона необходимо не только определить правовой статус офицерского состава военнослужащих, но и дифференцировать статус офицеров в зависимости от их специальности и условий прохождения службы. Очевидно, что правовое положение офицеров, проходящих службу в частях постоянной боевой готовности, на командных должностях должно отличаться от правового положения офицеров тыловых частей и обеспечительных специальностей. Одновременно необходимо дифференцировать и требования, предъявляе-

мые к офицерам различных категорий. Очевидно, что они должны быть различными для офицеров ремонтных заводов и десантных подразделений.

Предлагаемые изменения правового положения офицерского состава позволят без существенных финансовых затрат поднять престиж этого звания, укрепить социальное единство в офицерской среде, и как следствие - повысить воинскую дисциплину и правопорядок. Поэтому, дифференциация правового статуса военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы - это не только теория военного права, но и настоятельная необходимость правоприменительной практики.

1 См.: Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации. URL: www.mil.ru.

2 Цит. по: Шадская М.В. Нравственный облик русского офицера второй половины XIX века. // Воен.-ист. журн. 2006. № 8.

3 URL: http://www.offlcers-magazin.ru/publish

4 URL: http://www.rossija.info.

5 ДрагомировМ.И. Вопросы воспитания и обучения войск. М.: Воениздат, 1956. С. 613.

6 Артамонов Н.В. Правовой статус военнослужащих и его обеспечение. М., 1984. С. 6; Бу-робин В.Н. Правовой статус судьи военного суда: Дис... канд. юрид. наук. М.: Воен. ун-т, 1996. С. 24; Добровольский А.М. Особенности положения военнослужащих в области публичного права. СПб., 1913. С.3-4; Греков А.Н. Правовое положение армии в государстве. СПб., 1908. С. 9, 86; Кудашкин А.В. Конституционно-правовой статус военнослужащих в Российской Федерации: Дис... канд. юрид. наук. М.: РАГС, 1998; Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Правовое положение военнослужащих Российской Федерации и ФРГ // Государство и право. 1997. № 8. С. 41-43.

7 О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 22. Ст. 2331.

8 См. об этом: Хаманева Н.Ю. Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина // Административно-правовой статус гражданина. М., 2004. С. 9.

9 О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7,

21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа, 10 ноября 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 22. Ст. 2331.

10 Понятие льготы исключено из ст.51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; ст. 38 Федерального закона от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»; в Федеральном законе от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» понятие «права и льготы» заменено понятием «меры социальной поддержки»; замена понятия «льготы» произведена еще в около 30 законах, регулирующих общественные отношения в сфере социальной политики Российской Федерации.

11 См.: ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 35. Ст. 3607.

12 См., например: Загидулин Р.А. Теоретико-правовые основы дифференциации статуса военнослужащих. // Военно-правовой сборник № 9: Военное право в XXI веке. М.: За права военнослужащих, 2007. С.261-264.

13 Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 9. Ст. 328.

14 Гольц А. Пенсионеры продолжают расти / Новая газета. 2005 15 мая; Баранец В. Как обгрызали пайковые / Комсомольская правда. 2005. 19 августа.

15 Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 168.

16 Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 13. Ст. 1475.

17 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 714.

18

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006 года № 203-ФЗ // Красная звезда. 2006. 16 декабря.

19 Словарь иностранных слов / под ред. И.В. Лехина, Ф.Н. Петрова. М., 1954. С. 234.

20 Керимов Д.А. Законодательная техника: научно-методическое пособие. М., Норма, 2000. 122 с.

21 Под эффективностью норм права обычно понимается соотношение между фактическим результатом их действия и теми социальными целями, для достижения которых эти нормы были прияты (См.: Сырых В.М. Логические основания общей теории права. М.: Юстицин-форм, 2004. Т. 2. С. 269.. )

22 Шадская М.В. Нравственный облик русского офицера второй половины XIX века. // Во-ен.-ист. журн. 2006. № 8.

23

Цит. по: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422 / Армия и общество / Красная звезда, 31 августа 2005. С. 2.

24 Лотман Ю.М. Колумб русской истории / Сопроводительные статьи к репринтному воспроизведению издания пятого «История государства Российского» Н.М. Карамзина. М.: Книга, 1998. С. 14.

25

О долге и чести воинской в российской армии. М., 1991. С. 110.

26 См., например: Протокол заседания Центрального совета Министерства обороны Российской Федерации по делам ветеранов от 02.11.2005 года. URL: http: // www.mil.ru /848/18852 /veteran/ 18878/index. shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.