А. Ю. СИВЦОВА инспектор отделения специального учета
A. Y. SIVTSOVA
УФСИН России по Самарской области, капитан внутренней службы
К вопросу о совершенствовании правового регулирования процедуры обязательной геномной регистрации
On improving the legal regulation of compulsory genomic registration
#
Аннотация. В статье анализируется проблема определения порядка проведения геномной регистрации в отношении осужденных к лишению свободы, понятие права осужденных на защиту персональных данных, ответственность осужденных и должностных лиц в процессе реализации процедуры геномной регистрации.
Ключевые слова: геномная регистрация, правовая регламентация, персональные данные, защита, ответственность осужденных.
Annotation. In the article the author analyses the problem of determining the procedure for conducting genomic registration in relation to convicted persons to deprivation of liberty, the concept of the right of convicted persons to the protection of personal data, the responsibility of convicted persons and officials in the implementation of the genomic registration procedure.
Key words: genomic registration, legal regulation, personal data, protection, responsibility of convicted persons.
#
В 1984 году британский генетик А. Джеффрис разработал технику ДНК-дактилоскопии. Открытие получило широкое распространение. Уже в 90-х годах XX века стали создаваться первые генетические базы данных.
Актуальность обозначенной темы обусловлена тем, что генетическая информация позволяет с высокой точностью осуществлять идентификацию личности человека и, соответственно, имеет боль-
шое практические значение в вопросах предупреждения, расследования и раскрытия преступлений.
Принимая во внимание то, что генетическая информация носит конфиденциальный характер, ее объем постоянно возрастает, закономерно требует решения задача соблюдения прав человек на защиту персональных данных, так как при неправомерном использовании ДНК-образцов субъекту может быть нанесен как моральный,
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2019
41
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
так и материальным вред, нарушены его конституционные и гражданские права и свободы [1].
Целями назначения наказания, согласно статье 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. В этой связи получение и хранение геномной информации как персональных данных, с одной стороны, в некоторой степени ограничивает (но не нарушает) права человека и гражданина, с другой - сдерживает криминальную активность отдельных категорий граждан, способствует повышению эффективности борьбы с преступностью, является фактором, направленным на повышение уровня безопасности населения.
Статьей 7 Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека, принятой 11.11.1997 Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры, закреплено, что «конфиденциальность генетических данных, которые касаются человека, чья личность может быть установлена, и которые хранятся или подвергаются обработке в научных или любых других целях, должна охраняться в соответствии с законом» [2].
16.10.2003 резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО принята Международная декларация о генетических данных человека, в статье 4 которой указывается на необходимость особой защиты информации подобного вида: «Надлежащее внимание следует уделять конфиденциальному характеру генетических данных человека; следует также установить соответствующий уровень защиты этих данных и биологических образцов» [3].
Положения международных правовых актов нашли отражение в Федеральном законе от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» (далее -ФЗ № 242-ФЗ).
В настоящее время в России геномная регистрация разделяется на обязательную и добровольную (статья 6 ФЗ № 242-ФЗ).
Добровольная государственная геномная регистрация проводится в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, на основании их письменного заявления и на платной основе [4].
Обязательной государственной геномной регистрации на основании статьи 7 ФЗ № 242-ФЗ подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий, а также неопознанные трупы.
Законом предусмотрен узкий перечень лиц, чей генетический материал подлежит учету и последующему хранению в базах данных. В этом контексте ряд исследователей высказываются о необходимости расширения перечня указанных лиц. В частности, А. С. Луком-ская считает, что столь ограниченный перечень не решает проблемы в раскрытии таких преступлений, как, например, убийство матерью новорожденного ребенка, и находит необходимым внести изменения в законодательство, предусматривающие обязательный забор кро-
42
[email protected] www.or.fsin.su
ви у всех новорожденных детей и женщин в возрасте до 45 лет, рождающихся и обслуживающихся в медицинских учреждениях Российской Федерации [5].
Обращаясь к международному опыту, отметим, что начиная с 1997 года Федеральное бюро расследований США, а впоследствии и Интерпол стали рекомендовать использовать тест-систему СОБК, которая позволяет осуществлять сравнение результатов идентификации личности, полученных в любой точке мира. С учетом того, что на начало декабря 2018 года национальная база ДНК США содержала более 13 миллионов профилей правонарушителей, 3 миллионов профилей арестованных и более 907 судебно-медицинских профилей [6], принимаемые меры позволили эффективней решать поставленные задачи. Успешный зарубежный опыт использования генетической информации позволяет говорить о возможности его изучения, например в части проработки вопроса, связанного с расширением перечня лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации в Российской Федерации, усиления взаимодействия в данном направлении деятельности между правоохранительными структурами различных государств.
В России общий порядок проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, определен Положением о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 № 828. Согласно пункту 5 данного Положения, учреждения, ис-
полняющие уголовные наказания, осуществляют получение биологического материала лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, и последующее направление его на исследование в целях сохранения и дальнейшего использования геномной информации.
Порядок формирования, ведения и использования генетической информации определен приказом МВД России от 10.02.2006 № 70 «Об организации использования экспертно-криминалис-тических учетов органов внутренних дел Российской Федерации». Данная процедура осуществляется посредством федеральной автоматизированной информационной системы по обработке геномной информации «Ксенон-2», оператором которой является федеральное государственное казенное учреждение «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Т. Н. Алешкина указывает, что «Ксе-нон-2» создан с целью повышения эффективности генетического учета следов биологического происхождения в подразделениях экспертно-криминали-стической службы МВД России и в дальнейшем предполагает идентификацию биологических следов в автоматическом режиме [7]. О. А. Белов акцентирует внимание на роли автоматизированных систем генетической регистрации в идентификации человека по его ДНК-профилю, формируемых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел России [8]. И. С. Дубровин подчеркивает важность использования соответствующих баз данных для осуществления поиска лиц, являющихся носителями изъятого биологического объекта, в отношении кото-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2019
43
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
рых анализ может осуществляться и при отсутствии сравнительных образцов путем сопоставления генетических признаков исследуемого объекта и хранящихся в базе данных ДНК-профилей [9].
Необходимо отметить, что в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, отсутствует прямое указание на необходимость соблюдения конфиденциальности определенной информации, защиты персональных данных осужденных, получаемых в ходе обязательной геномной регистрации. Однако данные вопросы регламентируются в ряде нормативных правовых актов, которые распространяют свое регулирующее воздействие на не-персонифицированный круг лиц. Кроме того, ведомственными актами утверждена методика проведения обязательной геномной регистрации, определены правила получения, учета, хранения, пользования, передачи биологического материала при проведении обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, в учреждениях утверждены комиссии по проведению обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы. Данный вопрос находится на постоянном контроле у руководства ФСИН России.
Сведениями о возможных и (или) имеющихся фактах нарушений прав и свобод человека и гражданина (осужденного) при проведении обязательной геномной регистрации автор не располагает. Практика исполнения ФЗ № 242-ФЗ позволяет утверждать другое: со стороны осужденных, попадающих под проведение данной процедуры,
имеют место попытки уклонения и (или) отказа от прохождения обязательной геномной регистрации. В данных случаях этим лицам разъясняется противоправность их поведения, они могут быть привлечены к ответственности на основании статьи 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ). Попытки обжалования действий сотрудников по осуществлению обязательной геномной регистрации, обращения осужденных в суд решаются в пользу ФСИН России [10]. Однако это отвлекает время и силы, оказывает негативное влияние на стабильность оперативной обстановки в учреждениях.
В связи с этим, на наш взгляд, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о дополнении уголовно-исполнительного законодательства нормами, регламентирующими, во-первых, проведение обязательной геномной регистрации осужденных, установление ответственности за уклонение от прохождения данной процедуры, а во-вторых - закрепление права осужденных на защиту персональных данных.
Предлагается дополнить часть первую статьи 116 УИК РФ «Злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания» следующим положением: «отказ от прохождения обязательной государственной геномной регистрации».
В рамках уголовно-исполнительного законодательства представляется необходимым введение в Общую часть Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации положения, закрепляющего ответственность должностных лиц за обеспечение сохранности, защиты и соблюдения принципа конфиденциальности при осуществлении обработки, хранения и использования персональных данных осужденных [11].
44
[email protected] www.or.fsin.su
Представляется, что предлагаемые изменения и дополнения окажут положительное влияние на исполнение ФЗ № 242-ФЗ в части реализации прав осужденных на защиту персональных данных, повышения уровня безопасности в исправительных учреждениях, а также внедрения норм международного права в систему национального пенитенциарного права. Ф
1. Перепечина И. О., Пименов М. Г., Кондрашов С. А. Особенности формирования базы данных о генетических признаках на основе автоматизированных информационных систем // Экспертная практика. 1996. № 40. С. 3-5.
2. Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека : принята 11.11.1997 Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры // Организация Объединенных Наций : [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv /declarations/human_genome.shtml (дата обращения: 20.02.2019).
3. Международная декларация о генетических данных человека : принята 16.10.2003 резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО // Организация Объединенных Наций : [сайт]. URL: http://www.un.org/ru /documents/decl_conv/declarations/genome_ dec.shtml (дата обращения: 20.02.2019).
4. Надоненко О. Н. Особенности реализации федеральной программы геномной регистрации // Юридический мир. 2015. № 1. С. 34.
5. Лукомская А. С. К вопросу о государственной геномной регистрации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 3. С. 93.
6. CODIS - NDIS Statistics // Федеральное бюро расследований США : [сайт]. URL: https://www.fbi.gov/services/laboratory /biometric-analysis/codis/ndis-statistics // (дата обращения: 20.02.2019).
7. Алешкина Т. Н. Геномная регистрация в раскрытии и расследовании преступлений // Современные проблемы права, экономики и управления. 2015. № 1. С. 6.
8. Белов О. А. Правовая регламентация учета данных ДНК биологических объектов в России // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 12. В 4 ч. Ч. IV. C. 34.
9. Дубровин И. С. Информационно-поисковые системы отечественных, зарубежных и международных служб правоохранительных органов в борьбе с преступностью : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 16.
10. Решение Уярского районного суда Красноярского края № 2-492/2014 2-492/2014~М-438/2014 М-438/2014 от 10.09.2014 по делу № 2-492/2014 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации : [сайт]. URL: http://sudact.ru/regular/doc/Mk94j04CwRVp/ (дата обращения: 20.02.2019).
11. Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования / под ред. д-ра юрид. наук, профессора В. И. Селиверстова. М. : ИД «Юриспруденция», 2017.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2019
45