Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЦИФРОВЫХ ЗНАКОВ И ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ В АСПЕКТЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ'

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЦИФРОВЫХ ЗНАКОВ И ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ В АСПЕКТЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ / ЦИФРОВЫЕ ЗНАКИ / РАССЛЕДОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельник Леонид Леонидович

Статья посвящена оценке регулирования оборота цифровых знаков и электронных денег в Республике Беларусь и путям его совершенствования с позиции обеспечения выполнения задач, возложенных на правоохранительные органы, в части осуществления борьбы с преступлениями и возмещения причиненного ими ущерба. В работе раскрыты пробелы в законодательстве Республики Беларусь относительно оборота цифровых знаков и электронных денег, обосновано введение конкретных норм, касающихся вопросов реализации механизмов обеспечения наступления юридической ответственности за совершенные преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF IMPROVING THE LEGAL REGULATION OF THE TRAFFIC OF CRYPTOCURRENCIES AND ELECTRONIC MONEY IN THE ASPECT OF FIGHTING CRIME

The article is devoted to the assessment of the regulation of the circulation of cryptocurrencies and electronic money in the Republic of Belarus and ways to improve it from the standpoint of ensuring the fulfillment of the tasks assigned to law enforcement agencies, in terms of combating crimes and compensating for the damage caused by them. The paper reveals gaps in the legislation of the Republic of Belarus regarding the circulation of cryptocurrencies and electronic money, justifies the introduction of specific rules regarding the implementation of mechanisms to ensure the onset of legal liability for crimes committed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЦИФРОВЫХ ЗНАКОВ И ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ В АСПЕКТЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ»

Научная статья

УДК 343.985.7

https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-3-150-155

К вопросу о совершенствовании правового регулирования оборота цифровых знаков и электронных денег в аспекте борьбы с преступностью

Мельник Леонид Леонидович

Центральный аппарат Следственного комитета Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь, 1_melnik@sk.gov.by

Аннотация. Статья посвящена оценке регулирования оборота цифровых знаков и электронных денег в Республике Беларусь и путям его совершенствования с позиции обеспечения выполнения задач, возложенных на правоохранительные органы, в части осуществления борьбы с преступлениями и возмещения причиненного ими ущерба. В работе раскрыты пробелы в законодательстве Республики Беларусь относительно оборота цифровых знаков и электронных денег, обосновано введение конкретных норм, касающихся вопросов реализации механизмов обеспечения наступления юридической ответственности за совершенные преступления.

Ключевые слова: электронные деньги, цифровые знаки, расследование, правовое регулирование, киберпреступление, интернет, компьютерная информация

Для цитирования: Мельник Л. Л. К вопросу о совершенствовании правового регулирования оборота цифровых знаков и электронных денег в аспекте борьбы с преступностью // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 3 (59). С. 150—155. https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-3-150-155.

Original article

To the question of improving the legal regulation of the traffic of cryptocurrencies and electronic money in the aspect of fighting crime

Leonid L. Melnik

Central Office of the Investigative Committee of the Republic of Belarus, Minsk, Republic of Belarus,

Abstract. The article is devoted to the assessment of the regulation of the circulation of cryptocurrencies and electronic money in the Republic of Belarus and ways to improve it from the standpoint of ensuring the fulfillment of the tasks assigned to law enforcement agencies, in terms of combating crimes and compensating for the damage caused by them. The paper reveals gaps in the legislation of the Republic of Belarus regarding the circulation of cryptocurrencies and electronic money, justifies the introduction of specific rules regarding the implementation of mechanisms to ensure the onset of legal liability for crimes committed.

Keywords: electronic money, cryptocurrency, investigation, legal regulation, cybercrime, Internet, electronic information

For citation: Melnik L. L. To the question of improving the legal regulation of the traffic of cryptocurrencies and electronic money in the aspect of fighting crime. Legal Science and Practice: Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022, no. 3 (59), pp. 150—155. (In Russ.). https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-3-150-155.

Цифровизация жизнедеятельности общества расширением возможности оборота электронных

повлекла за собой появление новых средств денег хозяйствующими субъектами, а также обще-

хранения и накопления капиталов. В их каче- го тренда в виде многократного роста киберпресту-

стве выступают цифровые знаки и электронные плений [1] перед правоохранительными органами

деньги, которые все чаще являются предметом все острее и актуальнее стоит задача раскрытия и

и (или) средством совершения преступлений. расследования преступлений, совершенных с их

В связи с легализацией оборота цифровых знаков, использованием, для чего в том числе требуется

© Мельник Л. Л., 2022

соответствующее правовое обеспечение. Учитывая вышеуказанные аспекты, в настоящее время актуальной задачей является выявление пробелов в законодательстве Республики Беларусь, поиск путей его совершенствования.

Для определения указанных пробелов и направлений первоначально следует проанализировать научные разработки, посвященные данной тематике, а также уже имеющиеся нормативные правовые акты, регулирующие рассматриваемые отношения.

Ввиду широкого распространения и популяризации использования цифровых знаков и электронных денег в научной литературе уделено значительное внимание правоотношениям, складывающимся при их обороте. Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты оборота цифровых знаков и электронных денег рассмотрены в трудах исследователей М. А. Филатовой (2014), В. А. Ализаде (2017), Д. И. Шнейдеровой (2019), Н. С. Бушкевича и иных ученых. Криминалистическим аспектам расследования преступлений, совершенным посредством цифровых знаков и электронных денег, посвящены работы Н. В. Дико-вой (2011), А. Н. Яковлева и Н. В. Олиндер (2012), М. А. Простосердова (2016). Рассмотрению цифровых знаков и электронных денег как объектов гражданского права уделено место в работах А. И. Пещерова (2016), Е. Н. Гладкой (2019), В. В. Хилюты (2019) и иных ученых.

Порядок совершения операций с электронными деньгами регулируется статьями 14 и 274 Банковского кодекса [2], Правилами осуществления операций с электронными деньгами, утвержденными постановлением Правления Национального Банка от 23 ноября 2003 года № 201 «Об утверждении правил осуществления операций с электронными деньгами» (далее — Правила) [3], Декретом Президента от 22 сентября 2005 года № 12 «О парке Высоких технологий» [4] (далее — Декрет № 12), Декретом Президента от 28 декабря 2014 года № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» [5], Декретом Президента от 21 декабря 2017 года № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее — Декрет № 8) [6], Законом от 19 апреля 2022 года «О платежных системах и платежных услугах» [7].

Декрет № 8 в 2017 году дал основу для получения цифровыми знаками правового статуса и защиты. В развитие положений Декрета № 8 принят ряд иных нормативных правовых актов, а также изменений и дополнений в уже существующие. Так, порядок обращения цифровых знаков в Республике Беларусь регулируется также Декретом № 12, Законом от 12 июля

2013 года «О бухгалтерском учете и отчетности» [8], постановлением Министерства финансов от 6 марта 2018 года № 16 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)» и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь» [9].

Борьба с легализацией доходов, получаемых преступным путем, в том числе с использованием цифровых знаков и электронных денег, регламентирована: Законом от 30 июня 2014 года «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» [10], постановлением Совета Министров от 23 ноября 2016 года № 954 «Об утверждении положения о порядке приостановления и возобновления финансовых операций органом финансового мониторинга, взаимодействия органа финансового мониторинга с лицами, осуществляющими финансовые операции» [11], Указом Президента от 14 февраля 2022 года № 48 «О реестре адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков и особенностях оборота криптовалюты» (далее — Указ № 48) [12].

Обеспечение исполнительного производства в отношении цифровых знаков регламентировано постановлением Министерства юстиции от 14 апреля 2022 года № 67 «Об изменении Постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 года № 67» [13].

Анализ представленных и иных научных исследований, нормативных правовых актов, а также практики расследования преступлений рассматриваемой категории позволяет выделить ряд проблемных вопросов и пробелов в законодательстве, касающихся механизмов использования цифровых знаков и электронных денег, их кошельков правоохранительными и иными государственными органами при выполнении возложенных на них задач.

Во-первых, отсутствуют правовые нормы, регламентирующие деятельность следователя по открытию в служебных целях кошельков электронных платежных систем нерезидентов.

В пункте 15 статьи 132 Уголовно-процессуального кодекса (далее — УПК) закреплен порядок изъятия на хранение арестованных электронных денег, которое осуществляется на счета либо в кошельки органа, ведущего уголовный процесс [14]. Реализация указанной нормы не вызывает затруднений при наличии белорусского банка-эмитента электронных денег или

банка-агента. При этом в случае обнаружения электронных денег электронных платежных систем нерезидентов у органа уголовного преследования возникают проблемы в части их изъятия на подконтрольный электронный кошелек, последующего обмена и погашения.

В соответствии с пунктом 19 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом № 12, юридическим лицам — резидентам Парка высоких технологий предоставляется возможность открытия кошельков в электронных платежных системах нерезидентов без заключения соответствующего договора с белорусским банком. Таким образом, правоохранительные органы в настоящее время не могут регистрировать и использовать в служебных целях кошельки в электронных платежных системах нерезидентов, так как они не являются резидентами Парка высоких технологий. При этом следует учитывать, что даже в случае принятия отдельной нормы, которая будет позволять правоохранительным органам осуществлять регистрацию кошельков в электронных платежных системах нерезидентов, она не будет являться гарантией их открытия ввиду регулирования указанного процесса законодательством иностранных государств. С учетом расширяющейся санкционной политики ряда государств в отношении Республики Беларусь и в частности ее государственных органов, электронные платежные системы нерезидентов могут установить запрет на регистрацию, осуществить блокировку уже открытого кошелька. Кроме того, правила самих платежных систем могут предусматривать открытие кошельков исключительно физическим лицам. В соответствии с действующим законодательством физические лица имеют право открывать кошельки в электронных платежных системах нерезидентов и самостоятельно нести риски размещения электронных денег в них. При этом каких-либо норм, устанавливающих право представителям правоохранительных органов открывать кошельки в электронных платежных системах нерезидентов на себя как физическое лицо, не имеется. На основании изложенного можно констатировать, что в настоящее время в законодательстве имеется существенный пробел в части наличия полномочий следователя по регистрации и использованию кошельков в платежных системах нерезидентов в целях изъятия электронных денег соответствующих систем.

В целях разрешения пробела в части возможности открытия следователем как физическим лицом кошельков в электронных платежных системах нерезидентов, использования их

в служебных целях, в том числе для изъятия электронных денег, их обмена и погашения, необходимо дополнить статью 132 УПК пунктом, который бы регламентировал право следователя открывать на свое имя как физического лица кошельки в электронных платежных системах нерезидентов для обеспечения изъятия электронных денег, их обмена и (или) погашения.

Во-вторых, отсутствует правовой механизм погашения электронных денег электронных платежных систем нерезидентов, обнаруженных в ходе расследования.

Действующим законодательством предусмотрено, что белорусский банк-эмитент электронных денег принимает на себя безусловное и безотзывное обязательство по погашению эмитированных им электронных денег, тем самым гарантируя обмен электронных денег, числящихся в кошельке, на белорусские рубли по требованию его владельца. Поскольку в электронной платежной системе нерезидента белорусский банк эмитентом не является, без наличия соответствующего договора между ними физические лица или резиденты Парка высоких технологий при наличии электронных кошельков в данных системах самостоятельно несут риски утраты средств. При изъятии в ходе расследования электронных денег, выпущенных нерезидентом, возникает ситуация, при которой следователь не имеет нормативного механизма их погашения с учетом имеющихся рисков их утраты. Следует также учитывать, что не все электронные деньги могут быть погашены в фи-атные деньги, в некоторых случаях необходимы дополнительные операции по их обмену для последующего получения наличных или безналичных денежных средств.

На основании изложенного в целях разрешения пробела в законодательстве в части обеспечения регулирования погашения электронных денег электронной платежной системы нерезидента следует закрепить в соответствующем документе право следователя с участием или без участия подозреваемого, обвиняемого, лица, несущего по закону материальную ответственность за их действия, осуществлять обмен и погашение данной категории электронных денег как посредством их официальных эмитентов, так и иных субъектов, осуществляющих указанного рода деятельность.

В-третьих, отсутствует норма, регламентирующая изъятие цифровых знаков.

В настоящее время в УПК урегулировано только изъятие на хранение арестованных электронных денег. Указ № 48 также не регламентирует

процесс изъятия цифровых знаков, а только легализует процесс их реализации. Фактически отсутствие нормы, посвященной изъятию цифровых знаков предполагает свободу выбора представителям органа, ведущего уголовных процесс, что ведет в ряде случаев к неуверенности в выборе порядка действий, выработке разнообразной, в том числе негативной практики. В настоящее время сформированы следующие способы изъятия цифровых знаков в ходе следствия:

1) перевод цифровых знаков подозреваемого (обвиняемого) с его виртуальных кошельков на кошельки Следственного комитета;

2) перевод цифровых знаков подозреваемого (обвиняемого) с его виртуальных кошельков на виртуальные кошельки оператора крипто-платформы и (или) оператора обмена крипто-валют (далее — операторы);

3) изъятие аппаратных виртуальных кошельков с находящимися на них цифровыми знаками;

4) изъятие иных электронных носителей информации, содержащих «холодные» виртуальные кошельки с находящимися на них цифровыми знаками.

С целью урегулирования вышеуказанных способов изъятия следует внести изменения в пункт 15 статьи 132 УПК и дополнить ее следующим образом: «изъятие на хранение арестованных цифровых знаков осуществляется на виртуальные кошельки органа, ведущего уголовный процесс или иного уполномоченного им лица».

В-четвертых, отсутствует действенный механизм реализации цифровых знаков и электронных денег, полученных в ходе осуществления преступной деятельности.

Цифровые знаки и электронные деньги, полученные преступным путем — это виртуальные активы, которые являются объектом преступления и получены в ходе его совершения и (или) являются средством его совершения. Практически любые цифровые знаки и электронные деньги могут иметь криминальное происхождение и оказаться не только у преступника, но и у любого добропорядочного гражданина. Именно поэтому большинство операторов используют специальное программное обеспечение или пользуются услугами компаний, оказывающих услуги по отслеживанию происхождения цифровых знаков и электронных денег, полученных преступным путем [15]. При этом в случае установления криминального происхождения цифровых знаков или электронных денег операторы и электронные платежные системы могут отказать в проведении в операции по их переводу, обмену или вообще их заблокировать, ссылаясь

на нормы в части соблюдения законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем. На основании изложенного при наличии изъятых в ходе расследования цифровых знаков и электронных денег, полученных преступным путем, у компетентных государственных органов будет отсутствовать возможность их реализовать. Какой-либо нормы права, которая бы обязывала операторов или электронные платежные системы осуществлять прием, обмен цифровых знаков или электронных денег, добытых преступным путем, не имеется, что фактически при изъятии таких средств будет означать их «вечную» блокировку.

Следует отметить, что передовая мировая практика идет по пути частно-государственного партнерства в части хранения и последующей реализации цифровых знаков и электронных валют, имеющих криминальное происхождение. Так, в США имеет место быть реализация на аукционах цифровых знаков, полученных преступным путем, при этом устанавливаемая цена на такие активы является значительно меньше номинальной, что позволяет в кратчайшие сроки осуществить их реализацию заинтересованным лицам [16]. Представляется, что для реализации таких активов следует использовать специальные виртуальные «полицейские» кошельки, которые бы открывались операторами на имя правоохранительных органов с целью хранения на них цифровых знаков или электронных денег, полученных преступным путем с целью избегания их блокировки и проблем с последующей реализацией. Кроме того, следует обязать данных операторов участвовать в реализации цифровых знаков криминального происхождения.

Таким образом, необходимо внесение дополнительных изменений в Указ № 48, а именно: «по требованию органов, ведущих уголовный процесс или исполнительное производство, операторами и электронными платежными системами осуществлять открытие виртуальных кошельков, предназначенных для хранения изъятых ими цифровых знаков или электронных денег, полученных преступным путем, с целью их последующей реализации».

В-пятых, наблюдается несовершенство ведения реестра виртуальных кошельков, используемых при совершении преступлений.

Указом № 48 осуществлено введение нормы, в соответствии с которой ГУ «Администрация Парка высоких технологий» обязано создать и вести реестр адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков, использовавшихся (используемых) для осуществления противоправной

деятельности. Какой-либо нормы о привязке указанных адресов к конкретным личностям — их пользователям, в данном Указе не имеется. Представленный вариант накопления информации является пассивным, фактически не предполагает какой-либо наступательной стратегии в борьбе с преступлениями, совершаемыми посредством цифровых знаков и электронных денег. Так, согласно отчету Европола, опубликованному в 2015 году, 40 % транзакций с использованием ВИсот осуществлялось в преступным целях [17], что указывает на большую долю преступлений, совершаемых с использованием цифровых знаков, остающихся латентными, в том числе из-за неэффективной работы по деанонимизации пользователей виртуальных кошельков. В связи с этим представляется актуальным осуществлять сбор и анализ сведений обо всех пользователях адресов виртуальных кошельков, а не только о тех, которые выявлены как использовавшиеся (используемые) при совершении преступлений.

Следовательно, необходимо рассмотреть вопрос о создании централизованной базы адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков и их пользователей.

В настоящей работе рассмотрен ряд имеющихся пробелов в законодательстве в части, касающейся обеспечения выполнения задач, возложенных на правоохранительные и иные государственные органы при работе с цифровыми знаками и электронными деньгами. В ходе проведенного анализа представлены направления по совершенствованию данного законодательства, а именно необходимость:

— регламентации деятельности следователя по регистрации и использованию кошельков электронных платежных систем нерезидентов;

— закрепления правового механизма погашения изъятых электронных денег электронных платежных систем нерезидентов;

— введения нормы, регулирующей изъятие цифровых знаков;

— создания механизма реализации изъятых в ходе следствия цифровых знаков и электронных денег, полученных преступным путем;

— ведения реестра пользователей виртуальных кошельков цифровых знаков и электронных денег.

Легализация представленных механизмов работы с цифровыми знаками и электронными деньгами позволит следователям и иным лицам, осуществляющим правоохранительную деятельность, более эффективно выполнять возложенные на них функции по борьбе с преступностью и возмещением причиненного преступлениями ущерба.

Список источников

1. Статистика киберпреступлений. URL: https:// www.belta.by/society/view/v-belarusi-za-poslednie-tn-goda-koMchestvo-kiberprestuplemj-uveMchMos-v-10-raz-457812-2021 (дата обращения: 26.03.2022).

2. Банковский Кодекс Республики Беларусь от 20 октября 2000 года № 441-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь. Минск, 2022.

3. Об утверждении правил осуществления операций с электронными деньгами: постановление Правления Нац. Банка Респ. Беларусь от 26 ноября 2003 года № 201 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь. Минск, 2022.

4. О Парке высоких технологий: декрет Президента Респ. Беларусь от 22 сентября 2005 года № 12 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь. Минск, 2022.

5. О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков: декрет Президента Респ. Беларусь от 28 декабря 2014 года № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь. Минск, 2022.

6. О развитии цифровой экономики: декрет Президента Респ. Беларусь от 21 дек. 2017 года № 8 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь. Минск, 2022.

7. О платежных системах и платежных услугах: Закон Респ. Беларусь от 19 апреля 2022 года № 164-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь. Минск, 2022.

8. О бухгалтерском учете и отчетности: закон Респ. Беларусь от 12 июля 2013 года № 57-З // Эталон. URL: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11300057 (дата обращения: 26.04.2022).

9. Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)» и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 6 марта 2018 года № 16 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://pravo.by/document/?guid=396 1&p0=W21832944 (дата обращения: 25.09.2022).

10. О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения: закон Респ. Беларусь от 30 июня 2014 года № 165-З. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H114 00165&p1=1 (дата обращения: 26.04.2022).

11. Об утверждении положения о порядке приостановления и возобновления финансовых операций органом финансового мониторинга, взаимодействия органа финансового мониторинга с лицами, осуществляющими финансовые операции:постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 23 ноября 2016 года № 954. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p 0=C21600954&p1=1 (дата обращения: 26.04.2022).

12. О реестре адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков и особенностях оборота криптова-люты: указ Президента Респ. Беларусь от 14 февраля 2022 года № 48. URL: https://pravo.by/document/? guid=12551&p0=P32200048&p1=1 (дата обращения: 25.04.2022).

13. Об изменении Постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 года № 67: постановление Министерства юстиции Респ. Беларусь от 14 апреля 2022 года № 67 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь. Минск, 2022.

14. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 года № 295-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь. Минск, 2022.

15. Кристалл Блокчейн. URL: https://crystalblock-chain.com (дата обращения: 26.03.2022).

16. Реализация биткоинов. URL: https://www.coindesk. com/markets/2018/01/11/us-marshals-service-to-auction-off-54-million-in-bitcoin (дата обращения: 26.03.2022).

17. Оценка угрозы организованной преступности в Интернете. URL: http://www.europol.europa.eu/activities-services/main-reports/internet-organised-crime-threat-assessment-iocta-2015 (дата обращения: 25.04.2022).

References

1. Cybercrime statistics. URL: https://www.belta.by/ society/view/v-belarusi-za-poslednie-tri-goda-kolichest-vo-kiberprestuplenij-uvelichilos-v-10-raz-457812-2021 (accessed 26.03.2022). (In Russ.)

2. Banking Code of the Republic of Belarus no. 441-З of October 20, 2000. ETALON. Legislation of the Republic of Belarus. Minsk, 2022. (In Russ.)

3. On approval of the rules for conducting operations with electronic money: resolution of the Board of the National. Bank Rep. Belarus no. 201 of November 26, 2003. ETALON. Legislation of the Republic of Belarus. Minsk, 2022. (In Russ.)

4. About the Hi-Tech Park: decree of the President of the Rep. Belarus no. 12 of September 22, 2005. ETALON. Legislation of the Republic of Belarus. Minsk, 2022. (In Russ.)

5. On urgent measures to combat drug trafficking: decree of the President of the Rep. Belarus no. 6 of December 28, 2014. ETALON. Legislation of the Republic of Belarus. Minsk, 2022. (In Russ.)

6. On the development of the digital economy: decree of the President of the Rep. Belarus no. 8 of December 21, 2017. ETALON. Legislation of the Republic of Belarus. Minsk, 2022. (In Russ.)

7. On payment systems and payment services: law of the Rep. Belarus no. 164-Z of April 19, 2022. ETALON. Legislation of the Republic of Belarus. Minsk, 2022. (In Russ.)

8. About accounting and reporting: law Rep. Belarus no. 57-3 of July 12, 2013. URL: http://pravo.by/docume nt/?guid=3871&p0=H11300057 (accessed 26.04.2022). (In Russ.)

9. On the approval of the National Accounting and Reporting Standard "Digital Signs (Tokens)" and the introduction of additions and amendments to some Decrees of the Ministry of Finance of the Republic of Belarus: decree of the Council of Ministers of the Rep. Belarus no. 16 of March 6, 2018. URL: http://pravo.by/document/?guid= 3961&p0=W21832944 (accessed 25.09.2022). (In Russ.)

10. On measures to prevent the legalization of proceeds from crime, the financing of terrorist activities and the financing of the proliferation of weapons of mass destruction: law Rep. Belarus no. 165-Z of June 30, 2014. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H114 00165&p1=1 (accessed 26.04.2022). (In Russ.)

11. On approval of the regulation on the procedure for suspending and resuming financial transactions by the financial monitoring body, the interaction of the financial monitoring body with persons engaged in financial transactions: resolution of the Council of Ministers of the Rep. Belarus no. 954 of November 23, 2016. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C2160095 4&p1=1 (accessed 26.04.2022). (In Russ.)

12. On the register of addresses (identifiers) of virtual wallets and features of the circulation of cryptocurrency: decree of the President of the Rep. Belarus no. 48 of February 14, 2022. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551 &p0=P32200048&p1=1 (accessed 25.04.2022). (In Russ.)

13. On changing the Decree of the Ministry of Justice of the Republic of Belarus no. 67 of April 7, 2017: decree of the Ministry of Justice Resp. Belarus no. 67 of April 14, 2022. ETALON. Legislation of the Republic of Belarus. Minsk, 2022. (In Russ.)

14. Code of Criminal Procedure of the Republic of Belarus no. 295-3 of July 16, 1999. ETALON. Legislation of the Republic of Belarus. Minsk, 2022. (In Russ.)

15. Crystal Blockchain. URL: https://crystalblock-chain.com (accessed 26.03.2022). (In Russ.)

16. Realization of bitcoins. URL: https://www.coindesk. com/markets/2018/01/11/us-marshals-service-to-auction-off-54-million-in-bitcoin (accessed 26.03.2022). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Assessing the threat of organized crime on the Internet. URL: http://www.europol.europa.eu/activities-ser-vices/main-reports/internet-organised-crime-threat-as-sessment-iocta-2015 (accessed 25.04.2022). (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 16.05.2022; одобрена после рецензирования 15.07.2022; принята к публикации 30.08.2022.

The article was submitted 16.05.2022; approved after reviewing 15.07.2022; accepted for publication 30.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.