Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / БЛОКЧЕЙН / ИННОВАЦИОННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ЦИФРОВЫЕ ЗНАКИ (ТОКЕНЫ) / ICO / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова Людмила Станиславовна

В статье проанализированы этапы формирования институциональной среды и основные положения, составляющие правовой режим операций с цифровыми знаками (токенами) в Республике Беларусь; исследован механизм и правила проведения ICO путем привлечения инвестиций через выпуск и продажу инвесторам цифровых токенов за фиатные денежные средства или иные криптовалюты. Особое внимание уделено рассмотрению методических подходов к бухгалтерскому учету цифровых знаков (токенов) на этапе их поступления в организацию, что позволило автору смоделировать учетный процесс данных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DIGITAL FINANCIAL INSTRUMENTS

The article analyses the stages of formation of the institutional environment and the basic provisions that make up the legal regime for digital signs (tokens) transactions in the Republic of Belarus; the mechanism and rules for conducting the ICO by attracting investment through the issuance and sale of digital tokens to investors for fiat money or other cryptocurrencies were investigated. Particular attention is paid to the methodological approaches to accounting for the digital signs (tokens) at the stage of their entry into the organisation, which allowed the author to model the accounting process for these transactions.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

УДК 336:657:004

Тарасова Л. С.

Инновационные цифровые финансовые инструменты

В статье проанализированы этапы формирования институциональной среды и основные положения, составляющие правовой режим операций с цифровыми знаками (токенами) в Республике Беларусь; исследован механизм и правила проведения ICO путем привлечения инвестиций через выпуск и продажу инвесторам цифровых токенов за фиатные денежные средства или иные криптовалюты. Особое внимание уделено рассмотрению методических подходов к бухгалтерскому учету цифровых знаков (токенов) на этапе их поступления в организацию, что позволило автору смоделировать учетный процесс данных операций.

Ключевые слова: цифровая экономика, блокчейн, инновационные финансовые инструменты, цифровые знаки (токены), ICO, бухгалтерский учет.

ГРНТИ: Экономика и экономические науки / 06.73.35 Рынки капиталов.

ВАК: 08.00.12

Tarasova L. S.

Innovative digital financial instruments

The article analyses the stages of formation of the institutional environment and the basic provisions that make up the legal regime for digital signs (tokens) transactions in the Republic of Belarus; the mechanism and rules for conducting the ICO by attracting investment through the issuance and sale of digital tokens to investors for fiat money or other cryptocurrencies were investigated. Particular attention is paid to the methodological approaches to accounting for the digital signs (tokens) at the stage of their entry into the organisation, which allowed the author to model the accounting process for these transactions.

Key words: digital economy, blockchain, innovative financial instruments, digital signs (tokens), ICO, accounting.

JEL classifications: G20

В Республике Беларусь принят ряд нормативно-правовых актов в области цифровизации экономики [1; 2], а с принятием декрета президента Республики Беларусь № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее - декрет № 8) [3] началось формирование правовой основы регулирования криптоэкономики в Республике Беларусь.

© Тарасова Л. С., 2020 © Tarasova L. S., 2020

Декретом № 8 законодательно регламентированы права юридических и физических лиц по владению криптовалютами и определен основной институт, ответственный за выработку регулирующих принципов в сфере операций с криптовалютами, - Парк высоких технологий, на базе которого будет внедряться блокчейн-технология.

Парк высоких технологий (далее - ПВТ), созданный в Минске в 2005 г., предусматривает специальный правовой режим для компаний ИТ-индустрии на срок до 2049 г. Общую координацию работы парка, управление и контроль осуществляет наблюдательный совет ПВТ, а непосредственным управлением деятельности парка занимается администрация ПВТ, которая является государственным учреждением.

Анализ формирования институциональной среды и нормативно-правового поля для деятельности хозяйствующих субъектов в сфере криптовалют и блокчейн в Республике Беларусь позволяет выделить два этапа:

- первый - принятие декрета № 8, согласно которому в Беларуси введены и определены такие ключевые понятия, как «оператор крипто-платформы», «виртуальный кошелек», «владелец цифрового знака (то-кена)», «криптовалюта», «майнинг», «оператор обмена криптовалют», «размещение цифровых знаков (токенов)», «реестр блоков транзакций (блокчейн)», «смарт-контракт», «цифровой знак (токен)»;

- второй - конкретизация положений декрета № 8, их имплемента-ция в существующее законодательство РБ, распределение полномочий между государственными регуляторами: Национальным банком, Министерством финансов, Министерством связи и информатизации.

Следует отметить, что правовой режим декрета № 8 распространяется только на резидентов ПВТ. Особенность режима ПВТ определяется тем, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в качестве резидентов ПВТ, могут находиться и со-

вершать соответствующие операции с токенами в любом месте на территории Республики Беларусь, пользуясь при этом всеми привилегиями резидента ПВТ (экстерриториальность) (п. 1) [3].

В связи с тем, что ПВТ наделен правом разрабатывать и принимать регулятивные нормы и требования к субъектам криптоэкономики, он фактически выступает своеобразной «регулятивной песочницей». Так, в частности, в ПВТ функционирует рабочая группа, уточняющая в развитие декрета № 8 стандарты и требования к деятельности операторов криптовалют и криптоплатформ. Перечень правовых положений и требований к субъектам криптоэкономики в Республике Беларусь представлен в табл. 1 (разработана на основании [3; 4]).

Таблица 1

Перечень правовых положений и требований к субъектам криптоэкономики в Республике Беларусь

Декрет № 8 [3] Положение о Парке высоких технологий [4]

Вводит определения цифрового знака (токена), владельца токена, размещения токенов, криптовалюты, оператора криптоплатформы, оператора обмена криптовалют Определяет виды деятельности резидентов Парка высоких технологий

Определяет общие требования к обращению токенов и контролю за компаниями в этой области Определяет порядок принятия новых резидентов, права и обязанности резидентов, меры государственной поддержки резидентов

Выводит данные активности за пределы банковского и валютного законодательств Предусматривает право администрации ПВТ потребовать от резидентов заключение внешнего аудита, в том числе юридического, по проектам, связанным с использованием токенов

Освобождает обороты токенов от налогообложения

Цифровые знаки (токены) создаются с использованием информационной сети блокчейн, функционирующей в соответствии с постановлением правления Национального банка Республики Беларусь от 14.07.2017 № 280 «О функционировании информационной сети, построенной с использованием технологии блокчейн» [6].

ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2020 г. Том 5. № 4 (Вып. 19). С. 34

Порядок оказания резидентами ПВТ услуг, связанных с созданием и размещением цифровых знаков (токенов) с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, а также осуществления резидентами ПВТ операций по созданию и размещению собственных токенов регламентируются правилами, утвержденными решением наблюдательного совета ПВТ [7].

В Республике Беларусь рынок цифровых финансовых инструментов обслуживают организации, осуществляющие деятельность оператора криптоплатформы (с использованием токенизированных активов) и являющиеся резидентами ПВТ:

- криптобиржа Currency.com (ООО «Карренси Ком Бел»);

- криптобиржа iExchange (ООО «Криптотрейд»);

- криптоплатформа Finstore.by (ООО «ДФС»).

Данные организации также осуществляют деятельность организатора ICO (первичное размещение цифровых знаков (токенов)). ICO (Initial Coin Offering) является одной из форм привлечения инвестиций через выпуск и продажу инвесторам цифровых токенов за фиатные денежные средства или иные криптовалюты.

Организатор ICO - резидент ПВТ, в бизнес-проекте которого указан вид деятельности, предусматривающий оказание услуг, связанных с созданием и размещением токенов с использованием сети Интернет, включая услуги по продвижению токенов, консультационные и иные сопутствующие услуги (п. 2) [7].

Заказчики - юридические лица (как резиденты Республики Беларусь, в том числе резиденты ПВТ, так и нерезиденты Республики Беларусь) и индивидуальные предприниматели - резиденты ПВТ (п. 3) [7].

Организатор ICO оказывает заказчикам услуги, связанные с созданием и размещением токенов с использованием сети Интернет.

Организатор ICO производит размещение токенов одним или несколькими из следующих способов:

- прямая реализация токенов первым владельцам, в том числе по договорам купли-продажи, мены (включая случаи, при которых первым владельцем токенов выступает оператор криптоплатформы);

- реализация токенов через оператора криптоплатформы (на торгах в информационной системе оператора криптоплатформы, выступая участником торгов токенами, и (или) через совершение оператором криптоплатформы сделок, направленных на размещение токенов, в интересах организатора ICO или заказчика);

- реализация токенов на торгах, организованных на зарубежной торговой площадке, выступая участником торгов токенами. При этом под зарубежной торговой площадкой понимается информационная система, права на которую принадлежат нерезиденту Республики Беларусь, который осуществляет деятельность, аналогичную деятельности оператора криптоплатформы, в соответствии с законодательством иностранного государства (п. 10) [7].

Организатор ICO обязан обеспечить идентификацию первых владельцев токенов и выполнение иных возложенных на него обязанностей по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и распространения оружия массового поражения.

Организатор ICO обязан хранить документы и сведения о реализации токенов первым владельцам (в том числе переписку, договоры), вести учет этих владельцев и количество переданных им токенов (в том числе обеспечивать надежное резервное копирование этих данных) в течение не менее пяти лет с даты осуществления реализации токенов.

К основным вопросам, регулируемым правилами проведения ICO, относятся:

- порядок проведения аудита смарт-контракта, используемого для создания токенов на предмет его безопасности;

- условия договора между заказчиком ICO и оператором ICO;

- требование об осуществлении организатором ICO учёта реализованных токенов, а также раздельного учета и хранения инвестиций, полученных в связи с реализацией токенов;

- требования к информации, которая должна быть предоставлена организатором ICO первым владельцам токенов. В том числе организатор ICO должен раскрыть содержание декларации White paper;

- оказание услуг по созданию и размещению токенов заказчикам, которые обеспечили информационную безопасность (кибербезопас-ность) своей деятельности.

По мнению управляющего директора ООО «ДФС» - оператора криптоплатформы Finstore.by Дмитрия Шедко, «в отличие от открытого ICO, которое проходит на глобальных рынках, белорусское ICO закрытого типа ближе всего по функциональности к облигациям. Можно сказать проще: токен — это новый вид долгового обязательства, только электронный. По сути, получается оборот долговой бумаги в цифровом виде» [9].

Единицей расчета на платформе Finstore.by являются собственные цифровые знаки (токены) платформы - stable coin, которые могут быть номинированы в четырех валютах (белорусские рубли - SC_BYN, доллары США - SC_USD, евро - SC_EUR, российские рубли - SC_RUB), имеют фиксированную во времени стоимость (номинал) в соответствующей валюте (1:1) и гарантируют владельцу право на возврат денежных средств, в которых номинированы stable coin, по требованию в любой момент времени [8].

Приобретение stable coin с целью осуществления расчетов по операциям с токенами осуществляется путем перечисления инвестором на счет ООО «ДФС» денежных средств в счет пополнения виртуального кошелька. После данной операции эквивалентная сумма в stable coin

отображается в нем. Приобретенные токены хранятся непосредственно на платформе в виртуальном кошельке.

Схема работы инвестиционной онлайн-платформы Finstore.by представлена на рисунке.

ООО «ДФС» РЕЗИДЕНТ ПВТ

ИНВЕСТОР

ОРГАНИЗАТОР ICO

Запрос организации ICO

Обмен токенов ICO на stable coins

Регистрация

идентификаци

Выпуск токенов ICO

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА

Оценка соответствия

требованиям, согласование с ПВТ

•Il

ЗАКАЗЧИК ICO

Приобретение токенов за фиатные денежные средства

Поступление денежных средств от реализации токенов ICO

По истечению срока размещения токенов ICO инвестору возвращаются stable coins (+ процентный доход в stable coins), по которым инвестор может потребовать возврат фиатных денежных средств, либо вновь приобрести токены ICO.

Рисунок. Схема работы инвестиционной онлайн-платформы Finstore.by [12]

Порядок формирования в бухгалтерском учете информации о цифровых знаках (токенах) и обязательствах, возникающих при размещении собственных цифровых знаков (токенов) перед владельцами этих токенов, в организациях (за исключением Национального банка, банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций) определяет Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности № 16 «Цифровые знаки (токены)» (далее -НСБУ № 16), принятый Министерством финансов РБ в развитие декрета № 8 [5].

На основе анализа норм НСБУ № 16 нами определено, что токены, полученные на возмездной основе, принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая принимается равной стоимости их приобретения, увеличенной на сумму операционных затрат.

Согласно национальному стандарту, токены признаются в качестве финансовых вложений или запасов в зависимости от способа их получения и предполагаемого назначения. Так, приобретенные токены включаются в состав финансовых вложений, если имеется намерение осуществить удостоверяемые ими права, или в состав товаров, если планируется их реализовать.

Методологические подходы к признанию токенов и обязательств, определяемые НСБУ № 16, представлены в табл. 2 (разработана на основании [5]).

Таблица 2

Методологические подходы к признанию токенов и обязательств,

определяемые НСБУ № 16

Способ получения Предполагаемое назначение Дебет Кредит Примечание Источник

Токены приобретены Для осуществления удостоверяемых то-кенами прав 06 «Долгосрочные финансовые вложения» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 91«Про-чие доходы и расходы» (субсчет 91-1 «Прочие доходы») и других счетов Если срок обращения токе-нов превышает 12 месяцев с даты их размещения Абз. 2 п. 4 [9]

58 «Краткосрочные финансовые вложения» Если срок обращения токе-нов не превышает 12 месяцев с даты их размещения

Для последующей реализации 41 «Товары» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 907 «Прочие доходы по текущей деятельности») и других счетов Абз. 3 п. 4 [9]

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете поступления токенов на условных примерах (табл. 3).

Таблица 3

Порядок отражения в бухгалтерском учете поступления токенов

Дебет Кредит Сумма Содержание хозяйственной операции

Пример 1. Организация приобрела через оператора криптоплатформы токены в количестве 1000 шт. по 5,00 р. за штуку и планирует их держать у себя 2 года

06 76 5000,00 р. (1000 шт. х 5,00 р.) Приобретены токены

06 76 50,00 р. Отражена комиссия оператора криптоплатформы (операционные затраты)

76 51 5000,00 р. Перечислена стоимость токенов

76 51 50,00 р. Перечислена комиссия оператору криптоплатформы

Пример 2. Организация приобрела через оператора криптоплатформы биткоины в количестве 5 шт. по 16 000,00 р. за штуку с целью их реализации через несколько недель

41 60 80 000,00 р. (5 шт. х 16 000,00 р.) Приобретены биткоины

41 60 50,00 р. Отражена комиссия оператора криптоплатформы (операционные затраты)

60 51 80 000,00 р. Перечислена стоимость биткоинов

60 51 50,00 р. Перечислена комиссия оператору криптоплатформы

Стандартом предусмотрено, что каждый участник хозяйственной операции, совершенной с использованием токенов, может оформить соответствующий первичный учетный документ единолично, т. е. подпись ответственных лиц других участников хозяйственной операции в этом документе не требуется. Вместе с тем к единолично составленному первичному учетному документу прилагаются подтверждающие документы, например распечатка транзакций из блокчейна или иной распределенной информационной системы [11].

В заключение следует отметить, что, по мнению ряда исследователей, токены, обращающиеся на рынке цифровых финансовых инструментов, во-первых, являются инновационными финансовыми инстру-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ментами и могут эффективно использоваться как для целей финансирования деятельности организаций, так и для бизнес-целей инвестирования свободных денежных средств.

Во-вторых, положительным моментом при использовании таких инновационных финансовых инструментов, как токены, является наличие юридической силы в осуществляемых сделках, так как организации, разместившие токены, отвечают по своим обязательствам перед инвесторами, а у владельцев токенов есть юридические права на выплату процентов и на возврат стоимости токенов.

И в-третьих (следует согласиться с [10]), первичное размещение цифровых знаков (токенов) является альтернативным источником привлечения капитала взамен банковских кредитов и облигаций, и эта процедура вполне обеспечивает достижение бизнес-цели организации по привлечению финансирования в текущую деятельность посредством выпуска собственных токенов, являющихся по своему экономическому содержанию цифровыми облигациями.

Список литературы

1. Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг.: постановление Совета министров Республики Беларусь, 23 марта 2016 г., № 235 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - URL: http://www.pravo.by/ document/?guid=3961&p0=C21600235

2. О создании Совета по развитию цифровой экономики: постановление Совета министров Республики Беларусь, 28 февр. 2018 г., № 167 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - URL: http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21800167&p1=1

3. О развитии цифровой экономики: декрет Президента Республики Беларусь,

21 дек. 2017 г. № 8 [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - URL: http://pravo.by/document/?guid=12551&p0= Pd1700008&p1 =1&p5=0

4. О Парке высоких технологий: декрет Президента Республики Беларусь,

22 сент. 2005 г., № 12 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - URL: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0= Pd0500012

5. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)»: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 6 марта 2018 г., № 16 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - URL: http://www.pravo.by/document/?guid= 3961 &p0=C21600235

6. О функционировании информационной сети, построенной с использованием технологии блокчейн (в ред. от 28.02.2018 № 87): постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 14.07.2017 № 280. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.bcse.by/ru/home/index/1510

7. Правила оказания услуг, связанных с созданием и размещением цифровых знаков (токенов) и осуществления операций по созданию и размещению собственных цифровых знаков (токенов): решение наблюдательного совета Парка высоких технологий. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.park.by/content/docs/ Regulations-on-Crypto/ICO-rus.pdf

8. Правила оказания услуг, связанных с созданием, размещением и обменом токенов: приказ директора ООО «ДФС» 11.07.2019 № 4 [Электронный ресурс]. -URL: https://finstore.by/documents/tokenRulesRu.pdf

9. Берг И. Изучаем опыт первых в Беларуси ICO: как привлечь финансирование и что такое декларация White paper [Электронный ресурс] // Финансовый директор. -№ 12. - 2019. - URL: https://findirector.by/articles/element/izuchaem-opyt-pervykh-v-bel-arusi-ico-kak-privlech-finansirovanie-i-chto-takoe-deklaratsiya-whit/

10. Моради Сани Н. Традиционные и инновационные финансовые инструменты: их влияние на капитал организации [Электронный ресурс] // Банкаусю веснк, май 2020. - С. 47-56.

11. Рыбак Т. Токены - новый объект бухгалтерского учета [Электронный ресурс]: материалы онлайн-конф. Министерства финансов Беларуси, 19 апр. 2018 г. / БЕлТа. - URL: https://www.belta.by/onlineconference/view/tokeny-novyj-objekt-buhgalterskogo-ucheta-1032/#go_to_up

12. Шедко Г. Токенизация инвестиций. Новое предложение для рынка [Электронный ресурс] / Банк БелВЭБ. - URL: http://www.expertiza.by/files/file/4_ B9.pdf

References

1. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitiya cifrovoj ekonomiki i informacionnogo obshchestva na 2016-2020 gg.: postanovlenie Soveta ministrov Respu-bliki Belarus', 23 marta 2016 g., № 235. Nacional'nyj pravovoj Internet-portal Respubliki Belarus'. URL: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=C21600235

2. O sozdanii Soveta po razvitiyu cifrovoj ekonomiki: postanovlenie Soveta ministrov Respubliki Belarus', 28 fevr. 2018 g., № 167. Nacional'nyj pravovoj Internet-portal Respubliki Belarus'. URL: http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21800167&p1=1

3. O razvitii cifrovoj ekonomiki: dekret Preziden-ta Respubliki Belarus', 21 dek. 2017 g., № 8. Nacional'nyj pravovoj Internet-portal Respubliki Belarus'. URL: http://pravo.by/docu-ment/?guid=12551 &p0=Pd1700008&p1 =1&p5=0

4. O Parke vysokih tekhnologij: dekret Prezidenta Respubliki Belarus', 22 sent. 2005 g., № 12. Nacional'nyj pravovoj Internet-portal Respubliki Belarus'. URL: http://pravo.by/doc-ument/?guid=3871&p0=Pd0500012

5. Nacional'nyj standart buhgalterskogo ucheta i otchetnosti «Cifrovye znaki (to-keny)»: postanovlenie Ministerstva finansov Resp. Belarus', 6 marta 2018 g., № 16. Nacional'nyj pravovoj Internet-portal Respubliki Belarus'. URL: http://www.pravo.by/docu-ment/?guid=3961 &p0=C21600235

6. O funkcionirovanii informacionnoj seti, postroennoj s ispol'zovaniem tekhnologii blokchejn (v red. ot 28.02.2018 № 87): postanovlenie pravleniya Nacional'nogo banka Respubliki Belarus' ot 14.07.2017 № 280. URL: https://www.bcse.by/ru/home/index/1510

7. Pravila okazaniya uslug, svyazannyh s sozdaniem i razmeshcheniem cifrovyh znakov (tokenov) i osushchestvleniya operacij po sozdaniyu i razmeshcheniyu sobstven-nyh cifrovyh znakov (tokenov): reshenie nablyudatel'nogo soveta Parka vysokih tekhnologij. URL: http://www.park.by/content/docs/Regulations-on-Crypto/ICO-rus.pdf

8. Pravila okazaniya uslug, svyazannyh s sozdaniem, razmeshcheniem i obmenom tokenov: prikaz direktora OOO «DFS» 11.07.2019 № 4. URL: https://finstore.by/docu-ments/tokenRulesRu.pdf

9. Berg I. Izuchaem opyt pervyh v Belarusi ICO: kak privlech' finansirovanie i chto takoe deklaraciya White paper. Finansovyj direktor. № 12. 2019. URL: https://findirec-tor.by/articles/element/izuchaem-opyt-pervykh-v-belarusi-ico-kak-privlech-finansirovanie-i-chto-takoe-deklaratsiya-whit/

10. Moradi Sani N. Tradicionnye i innovacionnye finansovye in-strumenty: ih vliyanie na kapital organizacii. Bankayski vesnik, maj 2020. Р. 47-56.

11. Rybak T. Tokeny - novyj ob"ekt buhgalterskogo ucheta: materialy onlajn-konf. Ministerstva finansov Belarusi, 19 apr. 2018 g. BELTA. URL: https://www.belta.by/online-conference/view/tokeny-novyj-objekt-buhgalterskogo-ucheta-1032/#go_to_up

12. Shedko G. Tokenizaciya investicij. Novoe predlozhenie dlya rynka. Bank Bel-VEB. URL: http://www.expertiza.by/files/file/4_B9.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.