Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПИТАНИЯ В ВУЗЕ КАК УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ'

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПИТАНИЯ В ВУЗЕ КАК УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПИТАНИЯ В ВУЗЕ КАК УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ»

вклад в развитие отрасли гражданского строительства можно ожидать от подготовки крупных мероприятий в Оренбургской области за счет привлечения инвестиций из различных источников.

Использованные источники:

1. Деятельность строительных организаций // Сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru/

2. Косарева Н.Б., Полиди Т. Д., Пузанов А. С., Туманов А. А. Сравнительный анализ потребления и расходов в жилищной сфере. - М.Ж Издательский дом Высшей школы экономики, 2011.

3. Косарева Н. Б., Полиди Т. Д., Пузанов А. С., Туманов А. А. Рынок жилищного строительства в России: современное состояние и перспективы развития // Вопросы экономики, 2013. №3.

4. Сиваев С. Б., Трутнев Э. К. Государственная поддержка жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры. 2009 - М.: Дело.

5. Никишина А. Ю., Новицкий В. В., Несмеян В. Г., Бабикова А. В. Анализ состояния и развития гражданского строительства в России // Научный периодический электронный рецензируемый журнал "Sci-article", 2015. №21.

Кочнева О. П. старший преподаватель кафедра менеджмента имени И. П. Поварича ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

Россия, г. Кемерово К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПИТАНИЯ В ВУЗЕ КАК УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ Труд студента очень интенсивен, его «рабочий день» не нормирован (помимо посещения занятий расход ресурсов идет на выполнение домашних заданий, участие в научной, общественной, творческой деятельности, стройотрядовских движениях, подработки и пр., т. е. выражено стремление к самореализации по многим направлениям). Возможность эффективной деятельности человека во многом, если не в определяющей степени, зависит от состояния здоровья. По результатам социологического исследования, проведенного лабораторией социологических исследований (с участием автора) осенью 2016 года среди 998 студентов 1 - 4 курсов Кемеровского государственного университета с использованием метода анкетного опроса, отличным здоровьем (состояние здоровья выяснялось путем самооценки) обладает только примерно каждый девятый студент (11%), хорошим - около половины опрошенных (48%), средним - 33%, плохим - 8%.

Из 59% студентов, перенесших какие-либо заболевания во время обучения в вузе, 20% отметили болезни органов пищеварения, которые по степени распространения стоят на втором месте после инфекционных болезней (32%). И главной причиной перенесенных заболеваний является нерациональное питание (40%) наряду с нерациональным режимом (39%).

Рациональным и сбалансированным, т.е. правильным, посчитали свое

питание 42% респондентов. Почти каждый второй студент указал на то, что питается неправильно, причем 22% отметили полное несоблюдение норм приема пищи. Примерно у каждого одиннадцатого респондента вопрос вызвал затруднение. Подход к питанию сказывается на состоянии органов пищеварения: среди тех респондентов, у кого прием пищи рационален, наличие соответствующих проблем имеют 14%, а среди тех, у кого он неправильный, - 24%.

Можно отметить, что в группе респондентов, осуществляющих заботу о своем здоровье на постоянной основе, большинство опрошенных (61%) назвали свое питание правильным, 33% дали противоположную оценку. В группе же тех, кто вообще не обращает внимания на свое здоровье, таких ответов 21% и 64% соответственно.

Интересен также тот факт, что среди респондентов, оценивших свое здоровье как очень хорошее, 65% отнесли свое питание к рациональному и сбалансированному (нерациональное у 18 %), тогда как среди тех участников опроса, кто оценил свое здоровье как плохое, на правильность питания указали только 22% (на неправильность - 72%). Также замечено, что в группе респондентов, полностью удовлетворенных состоянием своего здоровья, 65% имеют рациональный режим питания, и только 23% не рациональный. У студентов, в той или иной степени не довольных здоровьем, обратная ситуация - правильно питаются только 28% ответивших, не правильно - 66%.

Здоровье зависит и от регулярности приема пищи. Здесь тоже пока не всё гладко: только 41% опрошенных указали, что обычно питаются регулярно, совершенно противоположный ответ дали 19% респондентов. В разные дни происходит по-разному у 40% участников опроса.

Необходимо отметить, что 71% из числа тех, кто отметил регулярность питания, часто задумываются о важности здоровья, а среди нерегулярно питающихся таких студентов заметно меньше - 54%. Также в состав тех респондентов, которые следят за своим питанием, входят 56% полностью удовлетворенных состоянием своего здоровья, а среди тех, кто отметил нерегулярность питания, таких только 28%. В группе регулярно питающихся 69% имеют хорошее здоровье, 26% - среднее и 5% - плохое, а в противоположной группе 46% студентов с хорошим здоровьем, 39% - со средним и 15% - с плохим. Таким образом, ответы студентов подтверждают, что при регулярном питании физическое состояние заметно лучше.

На вопрос о частоте приема пищи в обычные учебные дни почти половина опрошенных (48%) ответили, что принимают пищу не реже трех раз в день, 41% питаются в среднем два раза в день. Питание примерно каждого девятого студента вызывает тревогу - им удается поесть только один раз в день. В последней группе респондентов 50% респондентов с хорошим здоровьем, 35% - со средним и 15% - с плохим. Среди тех, кто принимает пищу два раза в день, 54% опрошенных с хорошим, 37% - со средним и 9% - с плохим здоровьем. В состав тех участников опроса, кто

садится за стол три раза и более, входят 65% студентов, указавших на хорошее здоровье, 29% - на среднее и 6% - на плохое. Можно также отметить взаимосвязь вопросов о частоте приема пищи и удовлетворенности состоянием здоровья: среди тех, кто питается один раз, 60% удовлетворенных здоровьем и 40% неудовлетворенных им, в составе принимающих пищу два раза в день 69% и 31% соответственно, а в числе тех, кто питается три раза в день и более, 76% и 24% соответственно.

Таким образом, студенты, судя по ответам, с большей вероятностью осознают зависимость здоровья от правильности питания, но не всегда имеют возможность использовать эти знания. Учитывая еще и заметную долю респондентов, затруднившихся с оценкой рациональности и сбалансированности питания, можно рассмотреть возможность проведения нескольких просветительских занятий.

Продуктивность студентов падает, если они не успевают поесть в течение учебного дня: 42% чувствуют себя плохо, испытывают голод, недостаток сил (более распространено среди респондентов со средним и плохим здоровьем, не удовлетворенных им, заботящихся о здоровье не только в случае заболеваний), каждый второй отметил, что чувствует себя не очень хорошо, но терпимо (здесь чаще встречаются те, кто имеет хорошее здоровье, удовлетворен им, заботится о здоровье только при заболеваниях или реже). И только 8% респондентов способны сохранить нормальное, бодрое состояние.

Здоровье человека во многом зависит от того, что именно он ест. Для питания в течение учебного дня студенты чаще всего покупают (вопрос предполагал возможность выбора нескольких ответов): хлебобулочное изделие (42%), салат (37 %), мясное блюдо (32%), гарнир (31%), шоколад или другие кондитерские изделия (26%), суп (17%), кашу (8%), рыбное блюдо (5%). 17% не питаются в стенах вуза (здесь есть как респонденты, которые вовсе не питаются, так и действующие «по ситуации»). 14% приносят еду из дома (сюда вошли студенты как употребляющие только продукты, приносимые из дома, так и наряду с этим иногда что-либо приобретающие в вузе). Конечно, ответы студентов были представлены в различных комбинациях, но в целом свидетельствуют не в пользу здорового питания.

Учитывая наличие отработанной практики централизованного производства продуктов питания для школьных столовых, например МАУ «Школьное питание» г. Кемерово [1], было бы вполне рационально рассмотреть возможность аналогичного варианта организации питания в вузах. Ранее мы уже отмечали о необходимости внимания к подобной практике [2], в ходе текущего исследования решили узнать отношение главного объекта управления вуза к перспективе реализации данного проекта, для чего студентам был задан вопрос: «Как бы Вы отнеслись к проекту по внедрению централизованной системы вузовского питания (по аналогии с организацией питания школьников через МАУ «Комбинат

школьного питания»: предполагает централизованную систему производства полуфабрикатов высокой степени готовности, готовой продукции, доставляемые в охлажденном виде в вузовские столовые, формирование сбалансированного меню, контроль качества и цен)?». Мнение студентов относительно данного проекта скорее положительное, за его реализацию выступают больше половины (55%), причем каждый четвертый выразил однозначную поддержку, но почти каждый третий не решился дать конкретный ответ, отметив, что ему нужна более подробная информация. Остальные 15% выразили неодобрение.

Предполагаемое производственное предприятие должно обеспечивать поставку качественного готового питания, продуктов и полуфабрикатов для приготовления блюд непосредственно в вузах, проводить обучение персонала столовых образовательных организаций и контроль качества питания в них. Предлагаемая продукция должна гарантировать высокое качество продукции и услуг в сочетании с доступностью цен, производиться на современном оборудовании. Разработкой рецептур должны заниматься профессиональные диетологи.

Использованные источники:

1. Официальный сайт МАУ «Школьное питание». - URL: httpV/мау-шп.рф

2. Кочнева О.П. Реорганизация системы питания в вузе как направление повышения социальной защищенности студентов / О.П. Кочнева, Е.А. Морозова // Сборник материалов IV Международной научной конференции «Пищевые инновации и биотехнологии» (27.04.2016). - Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет). - С. 392-394. - URL: http://nu.kemtipp.ru/stories/docs/archiv/028.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.