Научная статья на тему 'Питание молодежи как интегральный показатель качества жизни в условиях реализации доктрины продовольственной безопасности'

Питание молодежи как интегральный показатель качества жизни в условиях реализации доктрины продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
253
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПИТАНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ИНТЕРВЬЮ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / РИСКИ И УГРОЗЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / YOUTH / NUTRITION / QUALITY OF LIFE / INTERVIEWS / TRANSFORMATION / INTEGRAL INDICATOR / RISKS AND THREATS TO FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

В статье автор рассматривает питание, которое несет как физиологические, так и общественные функции. Данный феномен становится одним из ярчайших проявлений трансформаций общественной системы в целом. В статье автор анализирует структуру и организации питания молодежи в контексте повышения качества жизни как стратегического национального приоритета. В статье проанализирован феномен «качество», который рассматривается как целый комплекс многоаспектных категорий, являющийся объектом исследования не только экономики, но и таких наук как квалиметрия, философия, социология и др. На взгляд автора, потребление продуктов питания с момента появления общества представляет собой важнейший элемент социальной жизни, играющий также огромную роль в процессе социализации. Особый интерес вызывают у индивидов и различных социальных групп конструирование социальных различий, создание социальной идентичности через личные потребительские практики. Стилизация потребления в наше время является не таким уж уникальным явлением и соответственно не единичным случаем. Сегодня данный феномен становится одним из ярчайших проявлений трансформаций общественной системы в целом. В статье автор отмечает, что прогресс в области социальных движений имеет основную роль в усилении значимости питания в процессах формирования различных стилей жизни. Социальные движения не только обеспечивают благоприятные условия для формирования нестандартных субкультур, идей, но и создают атмосферу для образования ранее не существующих направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH FOOD AS AN INTEGRAL INDICATOR OF QUALITY OF LIFE UNDER THE IMPLEMENTATION OF THE FOOD SECURITY DOCTRINE

In the article, the authors consider nutrition, which carries both physiological and social functions. This phenomenon is becoming one of the brightest manifestations of transformations of the social system as a whole. In the article, the authors analyze the structure and organization of nutrition for young people in the context of improving the quality of life as a strategic national priority. The article analyzes the “quality” phenomenon, which is considered as a whole complex of multidimensional categories, which is the object of study not only of economics, but also of such sciences as qualimetry, philosophy, sociology, etc. element of social life, which also plays a huge role in the process of socialization. Of particular interest among individuals and various social groups is the construction of social differences, the creation of social identity through personal consumer practices. In our time, the stylization of consumption is not such a unique phenomenon and, accordingly, not an isolated case. Today, this phenomenon is becoming one of the brightest manifestations of transformations of the social system as a whole. In the article, the authors note that progress in the field of social movements has a major role in enhancing the importance of nutrition in the formation of various lifestyles. Social movements not only provide favorable conditions for the formation of non-standard subcultures, ideas, but also create an atmosphere for the formation of previously non-existing directions.

Текст научной работы на тему «Питание молодежи как интегральный показатель качества жизни в условиях реализации доктрины продовольственной безопасности»

Иванова Татьяна Николаевна ПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ ...

УДК 330:316.344.6

DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0031

ПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДОКТРИНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© 2019

Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, доцент кафедры «Социология» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 16В, e-mail: IvanovaT2005@tltsu.ru)

Аннотация. В статье автор рассматривает питание, которое несет как физиологические, так и общественные функции. Данный феномен становится одним из ярчайших проявлений трансформаций общественной системы в целом. В статье автор анализирует структуру и организации питания молодежи в контексте повышения качества жизни как стратегического национального приоритета. В статье проанализирован феномен «качество», который рассматривается как целый комплекс многоаспектных категорий, являющийся объектом исследования не только экономики, но и таких наук как квалиметрия, философия, социология и др. На взгляд автора, потребление продуктов питания с момента появления общества представляет собой важнейший элемент социальной жизни, играющий также огромную роль в процессе социализации. Особый интерес вызывают у индивидов и различных социальных групп конструирование социальных различий, создание социальной идентичности через личные потребительские практики. Стилизация потребления в наше время является не таким уж уникальным явлением и соответственно не единичным случаем. Сегодня данный феномен становится одним из ярчайших проявлений трансформаций общественной системы в целом. В статье автор отмечает, что прогресс в области социальных движений имеет основную роль в усилении значимости питания в процессах формирования различных стилей жизни. Социальные движения не только обеспечивают благоприятные условия для формирования нестандартных субкультур, идей, но и создают атмосферу для образования ранее не существующих направлений.

Ключевые слова: молодежь, питание, качество жизни, интервью, трансформация, интегральный показатель, риски и угрозы продовольственной безопасности.

YOUTH FOOD AS AN INTEGRAL INDICATOR OF QUALITY OF LIFE UNDER THE IMPLEMENTATION OF THE FOOD SECURITY DOCTRINE

© 2019

Ivanova Tatyana Nikolaevna, Doctor of Sociology, Associate Professor of the Department "Sociology" Tolyatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya str., 16B, e-mail: IvanovaT2005@tltsu.ru)

Abstract. In the article, the authors consider nutrition, which carries both physiological and social functions. This phenomenon is becoming one of the brightest manifestations of transformations of the social system as a whole. In the article, the authors analyze the structure and organization of nutrition for young people in the context of improving the quality of life as a strategic national priority. The article analyzes the "quality" phenomenon, which is considered as a whole complex of multidimensional categories, which is the object of study not only of economics, but also of such sciences as qualimetry, philosophy, sociology, etc. element of social life, which also plays a huge role in the process of socialization. Of particular interest among individuals and various social groups is the construction of social differences, the creation of social identity through personal consumer practices. In our time, the stylization of consumption is not such a unique phenomenon and, accordingly, not an isolated case. Today, this phenomenon is becoming one of the brightest manifestations of transformations of the social system as a whole. In the article, the authors note that progress in the field of social movements has a major role in enhancing the importance of nutrition in the formation of various lifestyles. Social movements not only provide favorable conditions for the formation of non-standard subcultures, ideas, but also create an atmosphere for the formation of previously non-existing directions.

Keywords: youth, nutrition, quality of life, interviews, transformation, integral indicator, risks and threats to food security.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Одной из важнейших основ жизнедеятельности человека и всего общества является питание, которое несет как физиологические, так и общественные функции. Потребление продуктов питания - с момента появления общества представляет собой важнейший элемент социальной жизни, играющий также огромную роль в процессе социализации.

Особый интерес вызывают у индивидов и различных социальных групп конструирование социальных различий, создание социальной идентичности через личные потребительские практики. Стилизация потребления в наше время является не таким уж уникальным явлением и соответственно не единичным случаем. Сегодня данный феномен становится одним из ярчайших проявлений трансформаций общественной системы в целом.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы.

Социологией питания занимались Г. Зиммель, М. Монтанари, Дж. Ритцер, П. Сорокин. Г. Зиммель изучал организацию процесса потребления еды в рамках формальной социологии. Он был первый в рамках классиче-

ской школы, кто устремил свой взгляд на социализирующую функция потребления продуктов питания.

Изложение основного материала.

Важнейшим элементом социальной жизни с момента возникновения общества является потребление еды. Организацию питания и его структуру можно рассматривать как фактор формирования социальной структуры, социального порядка. А. Каплан считает, что в настоящее время значимость традиционной семейной еды утрачена и питание становится неструктурированным и индивидуализированным, А. Уорд предполагает, что поведение людей характеризуется нерегулярными, случайными и менее детерминированными семейными правилами в настоящем времени. По мнению К. Фишлера на сегодняшний день в жизни потребителей заложен процесс разрушения сложившихся правил питания, тем самым «аномичные» изменения могут быть результатом процесса трансформации системы трудовых и семейных отношений и интерпретироваться в контексте современной культуры потребления, которая неотделима от общества постмодерна с его стремлением к индивидуализации и смягчению правил поведения.

Социологическая литература на сегодняшний день

Ivanova Tatyana Nikolaevna YOUTH FOOD AS AN INTEGRAL ..

economic sceinces

выделяет две основные модели питания:

1. Традиционную модель, которая предполагает потребление приготовленной в домашних условиях пищи;

2. Современную модель, которая ассоциируется с фаст-фудом, перекусами, использованием готовых блюд, питанием в учреждениях общественного питания.

Вопросы изменения структуры и организации питания широко обсуждаются зарубежными социологами, однако в российской социологии, напротив, повседневные практики питания мало изучены. Число эмпирических исследований, посвященных потреблению еды весьма ограниченно.

Для того чтобы более подробно рассмотреть данную проблему, на кафедре «Социология» Тольяттинского государственного университета был проведен опрос юношей и девушек в возрасте от 18 лет до 24 лет о структуре и организации питания. Гипотезы исследования были построены на основе сравнения мнений юношей и девушек, поэтому выборочная совокупность представлена в пропорции 50/50.

Соответственно по половому признаку респонденты разделились следующим образом: 50 % - мужчины, 50 % - женщины.

Согласно возрасту респондентов, выборочная совокупность была представлена следующим образом: 3% -18 лет (соотношение между юношами и девушками одинаково - 3%), 12% - 19 лет (среди них, юношей 14% от общего количества юношей, девушек 10% от общего количества девушек), 19% - 20 лет (среди них, юношей 11% от общего количества юношей, девушек 26% от общего количества девушек), 17% - 21 год (среди них, юношей 12% от общего количества юношей, девушек 21% от общего количества девушек), 18% - 22 года (среди них, юношей 17% от общего количества юношей, девушек 19% от общего количества девушек), 15% - 23 года (среди них, юношей 14% от общего количества юношей, девушек 16% от общего количества девушек), 17% - 24 года (среди них, юношей 20% от общего количества юношей, девушек 13% от общего количества девушек).

По уровню дохода респонденты разделились на следующие группы: респондентов с доходом от 3 501 рублей до 5 000 рублей составляют 7%, от 5001 рублей до 10 000 рублей - 17%, от 10 001 рублей до 15 000 рублей - 21%, от 15 001 рублей до 20 000 рублей - 30%, от 20 001 рублей до 30 000 рублей - 19%, и доход более 30 000 рублей имеют 5% опрошенных.

Можно сказать, что более половины респондентов (51%) имеют средний месячный доход от 15 001 рублей до 30 000 рублей. Распределение среди юношей показало, что четверть (24%) имеют доход от 15 001 рублей до 20 000 рублей. Среди девушек треть (35%) имеют такой же месячный доход, 24% от 10 001 рублей до 15 000 рублей.

По сумме затрат на покупку еды в учреждениях общественного питания в день респонденты разделились следующим образом: не питаются в учреждениях общественного питания - 19%, при этом данный вариант ответа чаще выбирают девушки (22%), чем юноши (15%). От 100 рублей до 200 рублей тратят 43% респондентов, а распределение по полу оказалось следующим образом: юноши - 37% и девушки - 49%. От 201 рублей до 300 рублей тратят 25% респондентов, при этом распределение между девушками и юношами разделились следующим образом: 23% юношей и 21% девушек. От 301 рублей до 400 рублей тратят 9% опрошенных (среди них, юношей 13% и девушек 6%). От 500 рублей до 600 рублей - 4%, при этом юноши составляют 2%, а девушки 6%. От 750 рублей до 800 тратят - 3% среди респондентов (девушки 4 %). По 1% суммы чека составляют 1450 рублей (юноши 1%) и 3500 рублей (девушки 1%), соответственно.

Следовательно, большинство девушек и юношей тратят на покупку еды в учреждениях общественного питания в день 200-300 рублей (соотношения между

юношами и девушками примерно равны - 48% и 44%, соответственно).

Для начала мы хотели выяснить количество приемов пищи в день. Равное количество респондентов (34%) питаются 3-4 раза в день, 2 раза в день питаются 11% респондентов, 5 раз в день - 12% респондентов, 6 раз в день 6% респондентов, 7 раз 1% опрашиваемых, и 8 раз в день 2% всех респондентов. 40 % девушек отмечают 3 приема пищи, 2 раза отмечают 11% девушек. Юноши же едят чаще: 4 раза отмечают 37% и 3 раза отмечают 26% респондентов. 5 раз в день питаются больше девушек (19%), чем юношей (5%).

Средний показатель количества приемов пищи по общему количеству ответов респондентов составляет 3,8 раза, что подтверждается расчетами среднего показателя количества приемов пищи среди юношей 3,8 раза и среди девушек 3,8 раза.

При этом, важно отметить, что в качестве главного приема пищи почти равное количество респондентов (36% ,39%) отмечают завтрак и обед, 16% выделяют в качестве важного приема пищи ужин, а оставшиеся 9% выделяют: полдник (5%), ланч (2%), перекус (2%).

Среди юношей и девушек ответы распределились следующим образом. В качестве главного приема пиши выделяют обед 42% девушек и 30% юношей. Завтрак выделяют 34% юношей и 43% девушек. Ужин является главным приемом пищи у 20% юношей и 12% девушек. Уже довольно устоявшееся понятие «ланч» по своему содержанию идентифицируется респондентами со вторым завтраком, его выделяют в качестве главного приема пищи только 1% юношей и 3% девушек. На полднике акцентируют внимание 4% юношей и 1% девушек.

Далее мы хотели выяснить, является ли кто-нибудь из респондентов приверженцем определенного направления в питании. В результате установлено, что 28% респондентов придерживаются принципов здорового питания, при чем чаще, чем юноши (24%), этот вариант выбирали девушки (33%).

26% участников опроса - приверженцы раздельного питания. Распределение по полу оказалось таковым: 23% - юноши, 28% - девушки.

24% респондентов не относят себя к какому-либо направлению (соотношение между юношами и девушками показало, что результаты существенно различаются между собой - 31% и 17% соответственно). Всего 6% респондентов относятся к вегетарианцам, защитникам животных (9%), приверженцам диетического рациона (7%).

Интересно отметить, что чаще, чем юноши (4%), относят себя к приверженцам диетического питания девушки (10%), стараются придерживаться вегетарианству равное количество юношей и девушек: юноши -5%, против 7% у девушек. защитниками животных также являются чаще девушки - 6% (юноши - 3%).

Затем мы хотели узнать, есть ли у респондентов хронические заболевания, которые требуют особого рациона и режима питания. Треть респондентов (36%) отметили, что имеют хронические заболевания, требующие особого рациона и режима питания, 23% затруднились ответить, и радует, что 41% отрицательно ответили на данный вопрос.

Далее мы задавали вопрос респондентам о том, какие продукты питания респонденты употребляют каждый день. Наиболее распространенными продуктами оказались свежие фрукты (яблоки, груши, бананы, апельсины и т.п.) - 66% (соотношения между юношами и девушками примерно равны - 74% и 58%, соответственно), яйца

- 58% (с соотношения между юношами и девушками примерно равны - 57% и 59%, соответственно) и овощи (огурцы, помидоры, перец, капуста, лук, морковь и т.п.)

- 57% (соотношения между юношами и девушками примерно равны - 55% и 58%, соответственно).

Далее по популярности делят место картофель и мясопродукты (карбонат, сосиски, шпикачки, мясные руле-

Иванова Татьяна Николаевна ПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ ...

ты, колбаса и т.п.) - 50% респондентов. Первый продукт в своем рационе отмечают 53% юношей и 45% девушек. Второй продукт выделяют 58% юношей, 43% девушек.

Более 35% респондентов ежедневно потребляют: хлебобулочные изделия - 37%, мясо (говядина, свинина, птица и т.п.) - 38%, курица - 39%. Соотношения между юношами и девушками по представленным продуктам практически равное.

Почти половин респондентов отметили, что употребляют каждый день макаронные изделия - 45% (соотношения между юношами и девушками - 49% и 37%, соответственно), крупы - 49% (соотношения между юношами и девушками - 48% и 50%, соответственно), соки -48% (соотношения между юношами и девушками - 43% и 51% , соответственно), и по 32% респондентов употребляют морепродукты (крабы, креветки, кальмары и т.п.), (соотношения между юношами и девушками - 37% и 28%, соответственно) и рыбу (соотношения между юношами и девушками - 30% и 33%, соответственно).

Сахар и кондитерские изделия (вафли, эклеры, конфеты, тортики и т.п.) в ежедневном рационе состоят у 29% респондентов. Отметим, сахар и кондитерские изделия употребляют больше юноши, чем девушки, так как соотношения между юношами и девушками - 34% и 24%, соответственно.

Куриные изделия (куриная колбаса, куриные крылышки и т.п.) употребляют 24% респондентов, а молоко и молочные продукты (молоко, творог, кефир, сметана и т.п.) - 29% (при этом большинство данный продукт употребляют юноши (33%), чем девушки (26%)).

Рыбопродукты употребляют 23% респондентов. Важно отметить, что данные продукты употребляют преимущественно юноши: 26% (против 14% у девушек) употребляют мясопродукты, 54% (против 17% у девушек) употребляют куриные изделия.

В качестве варианта ответа «другое» были указаны следующие продукты: масло кукурузное, оливковое и подсолнечное (6%), их указывали исключительно девушки.

Далее мы задавали вопрос респондентам о том, считают ли они свое питание дома здоровым и полноценным. Половина респондентов (50%) затруднились ответить на данный вопрос. 43% юношей и девушек положительно ответили на данный вопрос. Соответственно, не считают свое питание дома здоровым и полноценным 7% респондентов. Соотношения между юношами и девушками практически равное - 42% и 44%, соответственно в ответах «да» и 8% и 6%, соответственно, в ответах «нет».

В целях поиска мест общественного питания был задан вопрос о приготовлении пищи. Предпочитают еду, приготовленную из сырых продуктов ровно половина опрошенных (50%), полуфабрикаты предпочитают 33% участников опроса, купленные блюда - 14%, фаст-фуд рассматривают 2% (при этом из респондентов это оказались только юноши). Соответственно, девушки в большинстве случаев готовят блюда из сырых продуктов - 60%, чем юноши - 40%. Почти равное соотношение респондентов между юношами и девушками (355 и 31%, соответственно) стараются готовить из полуфабрикатов.

Далее мы задали вопрос о том где именно респонденты приобретают продукты питания. Распределение оказалось следующим: 85% опрошенных предпочитают гипермаркеты, причем юноши - 77%, а девушки - 93%. Супермаркеты предпочитают 83% опрашиваемых. В минимаркеты, предпочитают ходить 31% респондентов. Специализированные продовольственные рынки посещают 27% опрошенных, при этом в основном посещают специализированные продовольственные рынки девушки - 32%. Ярмарки выходного дня практически не пользуются спросом - 13%.

Согласились с утверждением: «Ты - то, что ты ешь?», - 45% респондентов, при этом распределение по полу оказалось следующим: 59% - от числа опрошен-

ных девушек, 43% - среди юношей. Отрицательно ответили 4%. Варианты ответов «скорее да» и «скорее нет» выбрали почти равное количество респондентов (20% и 24%, соответственно), а затруднились ответить - 3%.

Вопрос о качественных признаках, которыми должен обладать продукт при его покупке завершает блок, характеризующий содержание питания. Большинство (92%) отметили в качестве решающего для покупки признака вкус. Цена, согласно результатам опроса, находится на втором месте, ее значение отметили 71%. 67% отметили в качестве решающих факторов при покупке продуктов питания - натуральность продукта (67%), 45% отсутствие химических добавок и 40% специальная акция при покупке продукта. Немаловажную роль для респондентов играют такие качества как марка производителя (20%), сытность (17%), привычность для семьи отмечают 14%. По 10% опрашиваемых респондентов отдали свои голоса таким категориям как привлекательная упаковка и популярность продукта.

Если рассматривать распределение по половому признаку, то девушки выделяют следующий порядок значимости признаков при покупке. На первом месте девушки выделяют вкус (100%), на втором натуральность продукта (78%), далее, значимым признаком выступает цена (77%).

Юноши в качестве важнейших качественных признаков продуктов выделяют: вкус (84%), цену (65%), натуральность продукта (56%).

Специальную акцию при покупке продукта меньше интересует юношей (46%), однако девушек больше интересует отсутствие химических добавок (53%), сытность и привычность для семьи (16%), марка производителя (15%) менее важны для девушек, чем специальные акции на продукт, относительно юношей (25%).

Юноши также в качестве важных характеристик выделяют: отсутствие химических добавок (38%), марку производителя (25%), популярность продукта и привычность для семьи (12%).

Менее важными качественными характеристиками для девушек являются популярность продукта (9%), а для юношей: привлекательная упаковка - 8%.

Далее следовал вопрос об осведомленности респондентов о «Доктрине продовольственной безопасности». Почти половина опрашиваемых (48%) дали отрицательный ответ, важно отметить, что чаще данный вариант ответа выбирали девушки (55%), а не юноши (41%). Утвердительно на этот вопрос ответили 28% респондентов (юношей - 19%, девушек - 29%). Затруднились с ответом на данный вопрос 24% респондентов (юношей

- 31%, девушек - 25%).

Затем следовал блок вопросов, связанный с организацией питания в учреждениях общественного питания. В результате исследования было установлено, что не посещают учреждения общественного питания 18% респондентов, распределение по полу оказалось следующим: 15% - от числа опрошенных юноши, 20% - среди девушек. В кафе предпочитают ходить 52% (соотношения между юношами и девушками 47% и 58%, соответственно). Буфет посещают 49% респондентов (соотношения между юношами и девушками 52% и 47%, соответственно). Столовую предпочитают 48% респондентов (при этом юношей больше (51%), чем девушек (46%)). Фаст-фуд привлекает 37% участников опроса, соотношения между юношами и девушками 34% и 40% соответственно. Рестораны посещают всего 10%, при этом рестораны чаще посещают девушки (13%), чем юноши (7%).

Частота посещений распределилась следующим образом: 1 раз в неделю посещают 17% респондентов, 2-3 раза в неделю - 29% респондентов, более 3 раз в неделю

- 24% респондентов, ежедневно посещают учреждения общественного питания 11% респондентов и не посещают 19% опрошенных.

Было установлено, что не питаются в учреждениях общественного питания 14% юношей и 24% девушек. А,

Ivanova Tatyana Nikolaevna economic

YOUTH FOOD AS AN INTEGRAL ... sceinces

ежедневно посещают учреждения общественного питания 13% юношей и 8% девушек. 29% юношей посещают учреждения общественного питания 2-3 раза в неделю и более 3 раз в неделю (24%). При этом треть девушек (36%) посещают учреждения общественного питания 2-3 раза в неделю и более 3 раз в неделю (20%). Один раз в неделю посещают только 13% юношей и 21% девушек.

Далее мы узнали у респондентов долю ежедневного рациона, которую составляет питание в учреждениях общественного питания. Оказалось, что 24% респондентов питаются в основном в учреждениях общественного питания, а именно питаются только в учреждениях общественного питания 4% респондентов, 8% респондентов отметили долю ежедневного рациона, которую составляет питание в учреждениях общественного питания, равную 90%, 2% респондентов - 80%, 5% респондентов отметили 70%, а 8% респондентов отметили 60%.

При этом ответы между девушками и юношами распределились следующим образом: питаются в основном в учреждениях общественного питания 22% юношей и 18% девушек, при этом питаются только в учреждениях общественного питания 7% юношей и 3% девушек.

Мало посещают учреждения общественного питания 24% респондентов, при этом 18% юношей и 30% девушек.

Среди тех, кто питается в учреждениях общественного питания были выявлены предпочтения в видах питания. 57% участников опроса предпочитают покупать обеды, 50% респондентов покупают буфетную продукцию, горячие завтраки - 28% опрашиваемых, 25% берут экспресс-завтраки. Распределение по полу показало следующие результаты. Обеды покупают 61% юношей и 53% девушек, экспресс-завтраки чаще предпочитают юноши (32%), чем девушки (18%), горячие завтраки предпочитают почти равное количество юношей и девушек (29% и 28%, соответственно), буфетную продукцию покупают 51% юношей и 49% девушек.

Девушки и юноши (4% и 3%, соответственно) отметили свой вариант ответа, указав в качестве предпочтения «разное».

Далее был задан вопрос, о том, какие факторы препятствуют посещению в учреждения общественного питания. Особенно были важны мотивы тех, кто вообще не посещает учреждения общественного питания.

Большинство респондентов (51%) отмечают плохое качество блюд, при этом распределение по полу показало следующие результаты: 53% юношей выделяют этот недостаток, 50% девушек акцентируют на это внимание.

Интересно, что юноши чаще отмечают суматоху и очереди (53%) в качестве препятствующего фактора (против 50% девушек). Анализ всех ответов показал, что однообразие блюд в качестве сдерживающего фактора отмечают 46% респондентов.

Считают цены завышенными 39% респондентов (соотношение между девушками и юношами составляет 41% и 36%, соответственно). Отсутствие возможности выбора блюд отметили 36% (соотношение между девушками и юношами составляет 38% и 34%, соответственно), отмечают недостаток фруктов и сладких блюд - 29% респондентов (соотношение между девушками и юношами составляет 26% и 31%, соответственно). Почти четверть респондентов (27%) в качестве минуса учреждений общественного питания отметили резкость и невежливость работников и маленькие порции (25%).

Менее половины респондентов выделяют среди недостатков организации питания: неуютные помещения, старую поломанную мебель, посуда - 19% и недостаточно чистые посуду, столы, стулья и полы - 17%.

Удовлетворенность качеством питания в учреждениях общественного питания является также важным аспектом. Удовлетворенность качеством питания оценивалась по шкале «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Во внимание принимались ответы только тех респондентов, кто посещает 154

учреждения общественного питания.

Оценку «отлично» отметили всего 3% респондентов. Только 43% респондентов отметили качество питания как хорошее. Удовлетворительным его посчитали 30% респондентов. Соотношение между девушками и юношами относительно выше перечисленных баллов показало, что результаты примерно равны между собой. Балл «неудовлетворительно» поставили 4% респондентов. Далее нами были подсчитаны средневзвешенные показатели: «отлично» - 5 баллов, «хорошо» - 4 балла, «удовлетворительно» - 3 балла, «неудовлетворительно» - 2 балла. По общему массиву средневзвешенный балл составил 2,95 балла, среди юношей - 2,8 балла и девушек - 3 балла. Что характеризует качество питания в учреждениях общественного питания как неудовлетворительное.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что данные проведенного нами исследования свидетельствуют о достаточно частом посещении учреждений общественного питания.

В качестве проблем, выявленных в ходе исследования можно обозначить проблемы со здоровьем у трети респондентов, что приводит к определенному направлению в питании. Также в качестве проблемы можно выделить общую неудовлетворенность качеством питания в учреждениях общественного питания.

Большинство потребителей предпочитают рацион и режим питания, проверенный временем. Например, относительно новое, но уже довольно устоявшееся понятие «ланч» по своему содержанию идентифицируется респондентами со вторым завтраком. Безусловно, нельзя не заметить влияния процессов глобализации на сегодняшнее потребление еды. Результаты исследования подтверждают, что блюда, универсальные для современного потребителя, овощи (огурцы, помидоры, перец, капуста, лук, морковь и т.п.), свежие фрукты (яблоки, груши, бананы, апельсины и т.п.) занимают прочные позиции в повседневной жизни. Респонденты отдают предпочтение приготовленной горячей еде. В этом, на наш взгляд, проявляется сохранение традиционных подходов к повседневному потреблению.

Выводы исследования и дальнейшее изучение перспектив в этой области.

Таким образом, на основании изучения отношения молодежи к питанию, можно сказать, что питание является важной составляющей жизни. Некоторые респонденты отмечали зависимость между качественным питанием и финансовыми возможностями, социальным статусом. Все респонденты отмечали в своих ответах, что питание должно быть разнообразным и качественным, и, при покупке респонденты обращают внимание на внешний вид, запах и сроки годности. На некоторые вопросы (например, про стандарты качества) респонденты затруднялись отвечать, но находили ответ в процессе рассуждений и пояснений. В целом, можно заключить, что питание является основополагающей характеристикой качества жизни, что подтверждается мнениями респондентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арисов А.В., Гращенков Д.В., Чугунова О.В. Анализ организации питания детей в россии и за рубежом //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2018. Т. 7. № 3 (43). С. 80-86.

2. Бых Г.М. Исследование рационов питания студентов в возрасте от 19 до 21 года //Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 154-156.

3. Воробьева Е.А. Развитие услуг общественного питания // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 159-163.

4. Захарова И.И., Крылова Р.В. Состояние и перспективы развития рынка услуг общественного питания //Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 169-173.

5. Захарова И.И., Шавандина И.В. Современное состояние и перспектива развития специализированных предприятий общественного питания в России //Вестник НГИЭИ. 2014. № 3 (34). С. 58-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Казакова Т.И. Зарубежный опыт работы организаций общественного питания //Вестник НГИЭИ. 2014. № 1 (32). С. 70-75.

7. Новикова А.В. Образовательные и профессиональные стандарты для общественного питания //XXI век: итоги прошлого и про-

Алия

ВЗАИМОСВЯЗЬ ...

блемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 243-245.

8. Популо Г.М., Сафоненко С.В. Изучение проблемы избыточной массы тела учащейся молодежи //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 195-198.

9. Шеметова Е.В., Фоминых И.Л. Рациональное питание и учеба в вузе: как сохранить здоровье студентов? (на примере структуры питания студентов ВГУЭС) //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 315-318.

Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ 18-411-630001 р_а «Концептуальная модель региональной идентичности населения Самарского региона».

Статья поступила в редакцию 08.01.2019

Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.