Вестник Института экономики Российской академии наук
5/2013
М. ЛЕВ
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МОНИТОРИНГА ЦЕН
Анализируются современные проблемы сбора и систематизации ценовой информации в рамках оценки инфляционной ситуации в стране. Рассматриваются особенности сбора ценовой информации в России и в промышленно развитых странах. Намечены ориентиры совершенствования мониторинга цен и создания единой базы индикативных показателей темпов инфляции.
Ключевые слова; инфляция, ценовая информация, мониторинг цен, мониторинг инфляции. Классификация Е310, Е370, Е390.
Характеристика действующего мониторинга цен
Правила мониторинга инфляции в Российской Федерации регламентируются Основными положениями о Порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен (утверждены Постановлением Госкомстата России от 25 марта 2002 г. № 23). В соответствии с п. III. 1 этого Порядка, наблюдение за ценами и тарифами на товары и платные услуги на потребительском рынке и расчет индекса потребительских цен включают в себя следующие этапы работы: отбор населенных пунктов; отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг; определение товаров-представителей или услуг-представителей; регистрацию цен и тарифов; формирование системы весов для расчета индекса потребительских цен; расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги; расчет индекса потребительских цен. После получения средних цен и индекса инфляции данные используются для расчета других показателей официальной статистики, межрегиональных сопоставлений и т.д.
В каждом из регионов России выбираются, как правило, два-четыре города или населенных пункта, удовлетворяющие следующим критериям:
- города (населенные пункты) должны располагаться в различных частях региона и отражать его географические особенности;
- в выборку не должны включаться города, расположенные в непосредственной близости друг от друга и от территориального центра, если уровни и динамика цен в городах не имеют принципиальных различий;
- потребительский рынок в городах (пунктах) должен устойчиво наполняться товарами и услугами, по которым ведется наблюдение;
- численность населения в выбранных городах суммарно должна составлять не менее 35% городского населения региона.
Следующий этап - отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг, в которых будут отслеживаться цены. В выборку должны быть включены предприятия и организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность в розничной торговле.
Однако из официальной методологии нельзя определить, насколько репрезентативными оказываются итоговые выборки. Между тем от количества организаций, представленных в выборке, зависит достоверность итогового результата. Товары-представители определяются Росстатом в соответствии с утвержденным «потребительским набором» - перечнем наиболее часто потребляемых населением товаров и услуг, который остается неизменным в течение определенного времени (не менее года).
В набор включаются товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, алкогольные напитки и т.д.). Позиции отбираются с учетом их относительной важности для потребления населения, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия в продаже.
Критерием для включения в набор новых товаров и услуг является их доля в общих потребительских расходах населения: лишь когда эта доля составляет 0,1%, товары и услуги могут быть включены в число отслеживаемых. Набор состоит из трех крупных групп: продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги населению.
Специалисты статистических органов в буквальном смысле отбирают товары и записывают их реальную стоимость, причем методология рекомендует делать это втайне от продавца. В противном случае очень вероятны искажения цены. Когда все данные собраны, их обобщают и взвешивают, получая индекс потребительских цен и средний уровень цен по каждому из товаров. Веса для получения индекса потребительских цен определяются исходя из данных о доли товара в потребительских расходах населения. Источником информации
о таких расходах являются ежегодные данные, полученные в результате обследований бюджетов домашних хозяйств.
Метод общепринятый, но в российских условиях не вполне надежный. Для определения удельного веса отдельных статей потребительского набора применяются экспертные оценки, а также используется дополнительная информация: данные о структуре розничного товарооборота, производстве отдельных видов продукции. Итогом этого процесса являются средние цены на товары и услуги и индексы потребительских цен в том виде, в каком их можно увидеть в официальных сообщениях и публикациях.
Недостатки действующей системы мониторинга цен
При расчете индекса потребительских цен по действующей методике можно обратить внимание на следующие моменты:
Во-первых, это недостаточно корректная выборка. Это может быть ошибка, связанная с некорректным определением числа обследуемых предприятий торговли и т.д.
Во-вторых, это включение в выборку с нечетким определением границ обследования. Например, население, проживающее в Московской области, приобретает товары в Москве (правда, в последнее время с расширением сети торговых центров по периметру МКАД все чаще встречается обратная ситуация), однако структура их расходов при обследовании цен учитывается в областных показателях.
В-третьих, неизбежными также являются ошибки сопоставимости. При внесении вынужденных изменений в выборку торговых предприятий, в набор потребительских товаров, при регистрации цен, в различные моменты времени нарушается сопоставимость рассчитываемых индексов, а именно:
- регистрация показателей и расчетов на основе этих показателей, что связано с ошибками неполученных и (или) искаженных ответов. Первые вызваны отсутствием информации о ценах в тех или иных обследуемых предприятиях, отсутствием товара на день регистрации цен и т.д. Вторые возникают, когда информация о ценах не соответствует фактической цене продажи. Например, на рынках можно «торговаться», сбивая цену. Это могут быть также и искажения «временного лага» - теоретически цена за два дня может измениться;
- недостоверная регистрация. Сотрудники статистических служб не застрахованы от неправильно записанной цены на товар, да и (как любые другие работники) не всегда добросовестно выполняют свои должностные обязанности. Среди ошибок расчетов, помимо «операторских» ошибок в вычислениях, можно выделить
и недостатки применяемой системы весов. Имеются ошибки, связанные с регистрацией цен по телефону, вместо фактического регистрирования цен на предприятиях.
Так или иначе, источников ошибок более чем достаточно, и от них никуда не деться. Однако возникает естественное желание перепроверить официальные статистические данные, даже учитывая, что существуют, как было сказано выше, объективные причины некоторого искажения информации. Такое желание еще больше усиливается, когда анализ того, как обеспечивается достоверность официальной статистической информации, дает следующую картину.
В настоящее время внешний контроль достоверности официальной статистической информации отсутствует. Аудит эффективности бюджетных расходов, выделяемых на ведение статистического учета, мог бы стать прекрасным механизмом внешнего контроля, однако он по-прежнему остается только желаемым в планах высшего органа государственного финансового контроля страны - Счетной палаты Российской Федерации.
Негосударственным же организациям перепроверить официальные статистические данные весьма затруднительно. Работы по статистическому учету очень трудоемкие и капиталоемкие. Одно дело, когда такую работу заказывают государственные ведомства (как, например, в некоторых промышленно развитых странах), другое дело - делать то же самое за свой счет. Получается, что за неимением никакой другой статистической информации приходится довольствоваться официальной. Тем не менее ревизия того, что есть, необходима.
Предмет деятельности организаций, осуществляющих мониторинг цен
Между тем, помимо официально уполномоченного органа за ценами наблюдают маркетинговые агентства, которые проводят методичный ценовой мониторинг и используют собранную информацию для анализа и прогнозирования ценовой конъюнктуры. Международные организации исключены из рассмотрения: хотя и Всемирный банк, и МВФ, и ОЭСР регулярно публикуют статистику цен, они опираются на данные национальных статистических служб и самостоятельно сбор первичных данных не проводят.
Маркетинговые агентства
Анализ ценовой конъюнктуры - важнейшая составляющая маркетинга. Мониторинг цен, производимый маркетологами, как правило, один из наиболее оперативных и точных. Однако его недостаток в том, что анализируются цены на отдельных локальных рынках или же только по нескольким наименованиям товаров или услуг. Ни одна
маркетинговая компания не в состоянии провести работу, сравнимую с работой Росстата, да это и не входит в ее задачи. Объединить же данные различных компаний практически невозможно, тем более что информация, как правило, «закрытая» и нигде не публикуется.
Статистику цен можно найти и в материалах некоммерческих организаций и объединений. Впрочем, как показал анализ функций более чем ста российских ассоциаций, союзов и объединений, очень немногие из них ведут публичный мониторинг своих отраслей и рынков, и уж совсем редко кто-либо из них предоставляет ценовую информацию, что вполне логично: задачей отраслевых объединений в России является в первую очередь, лоббирование интересов своих членов в органах государственной власти и только во вторую - оказание консультационных услуг и стимулирование развития отрасли. К тому же в большинстве случаев статистика, приводимая этими организациями, опирается опять же на данные Росстата и не может рассматриваться как альтернативный источник информации.
Министерства и ведомства
Деятельность многих государственных органов так или иначе связана с регулированием товарных рынков и рынков услуг. Между тем регулирование экономической системы невозможно без наличия данных о ее состоянии, и именно этим определяется потребность государственных органов в получении информации о ценах и тарифах. Использование же этой информации может быть различным - от нормативного регулирования динамики цен и тарифов до товарных интервенций на соответствующих рынках.
Казалось бы, статистика цен должна размещаться на интернет-сайтах большинства министерств. Однако анализ электронных ресурсов Правительства РФ показал обратное. Лишь немногие из министерств и ведомств публикуют данные мониторинга цен и тарифов, и, более того, подавляющая часть публикуемой информации представляется со ссылкой на Росстат.
Например, в Министерстве сельского хозяйства предусматривается собственный, ведомственный мониторинг цен на сельскохозяйственную продукцию и продукты питания. Минсельхоз России отслеживает не только (да и не столько) потребительские цены - его интересует комплексная картина цен реализации и приобретения первичной продукции, сырья и материалов, цен производителей продуктов питания и тех цен, по которым продукция реализуется конечным пользователям - населению. Столь пристальное внимание к ценам объясняется функциями министерства: надо отслеживать ситуацию на товарных рынках, при необходимости выступать с товарными интервенциями, поддерживать прибыльность национального сельскохозяйственного производства.
Мониторинг проводится и Росздравнадзором в отношении лекарственных средств, включенных в Перечень лекарственных средств, подлежащих наблюдению по цене и ассортименту в стационарных лечебно-профилактических и аптечных учреждениях (организациях) Российской Федерации.
Росздравнадзор на основании Перечня формирует список лекарственных средств, подлежащих мониторингу (с указанием конкретного торгового названия лекарственного средства, дозировки, лекарственной формы, организации-производителя лекарственного средства, как отечественной, так и зарубежной).
Мониторинг цен Росстроем организован на строительную продукцию и ресурсы, потребляемые в строительстве в РФ, в разрезе субъектов РФ, в том числе мониторинг стоимости строительства 1 м2 общей площади жилья. Проводится сбор данных о стоимости строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов.
Следует отметить, что и данные Росстата, и результаты исследований Минсельхоза России, Росздравнадзора, Росстроя являются официальной информацией.
Росстат
Росстата - это крупнейший статистический орган, работающий по мировым стандартам статистических исследований. С точки зрения методологической обеспеченности показателей и, по-видимому, размера выборки конкурентов у него нет. Однако есть доводы и не в пользу Росстата. Причина в том, что отраслевая специализация других ведомств позволяет больше времени уделять сбору и обработке статистической информации. Цифрам, представляемым Росстатом, как правило, «верят на слово», статистическая отчетность никем не проверяется.
Кроме того, его данные всегда находятся под пристальным вниманием властнях структур в связи с необходимостбю выполнения прогноза по снижению инфляции. Прогнозы социально-экономического развития и так отличаются низким качеством, первоначальные плановые цифры уточняются по нескольку раз. Однако в условиях, когда даже уточненный прогноз оказывается катастрофически далек от реальной картины, возникает большой соблазн слегка скорректировать статистические показатели.
Зарубежная практика мониторинга цен
Благодаря международному сотрудничеству в области статистики была достигнута определенная схожесть концепций, методологических подходов и методов расчета индексов потребительских цен.
В Соединенных Штатах Америки индекс потребительских цен (Customer Price Index, CPI) рассчитывает независимое Бюро статистики
труда (Bureau of Labor Statistics) для Министерства труда США. Следует обратить особое внимание, что Бюро - это действительно независимая организация: ее руководитель не может быть снят с должности президентом США. Индекс CPI публикуется ежемесячно, отдельно для населения в целом и для работающего городского населения. Показатели уровня цен для обоих индексов используются одни и те же, различие лишь в структуре весовых коэффициентов, применяемых для расчета общего индекса. Мониторинг цен проводится в разрезе выделенных 87 территориальных единиц, специально подобранных для снижения ошибок, связанных с выборкой, и классифицируемых в зависимости от географического размера и численности населения. Большие единицы (например, мегаполисы с пригородами) являются «саморепре-зентативными», малые - в статистической отчетности объединяются в группы, так что в итоге получается 38 географических зон.
Сбор первичной информации вполне обычен - это фиксация фактически действующих в торговле цен. Первым шагом в расчете собственно CPI является расчет индексов для каждого из товаров в каждом из регионов. Затем полученные индексы взвешиваются исходя из доли товара в потребительских расходах, и в итоге публикуются индексы потребительских цен для регионов и для страны в целом.
Индекс потребительских цен во Франции рассчитывает Национальный институт статистики и экономических исследований (INSEE) для Министерства экономики, финансов и промышленности Франции. Расчет производится ежемесячно. Цены на свежие и скоропортящиеся товары отслеживаются с двухнедельной периодичностью. Мониторинг цен ведется в 106 населенных пунктах с численностью населения свыше 2000 чел. Для формирования выборки товаров и услуг используется несколько усовершенствованная (углубленная) классификация Европейского союза (COICOP), включающая 161 группу продуктов. Перечень наблюдаемых товаров (более 1000 позиций) является конфиденциальной информацией. Выборка дополнительно разбивается по «каналам сбыта» для отслеживания колебания цен в организациях розничной торговли, а также ежегодно обновляется для большего соответствия перечню фактически закупаемых товаров и услуг. Индексы цен отдельных товаров и услуг взвешиваются в зависимости от доли, которую данный товар или услуга занимает в бюджете потребителя.
Предложения по совершенствованию мониторинга цен
Организация статистического учета, сложившаяся в Российской Федерации требует серьезных изменений, официальный статистический учет, по примеру зарубежных стран, должны вести не сами
органы власти, как это происходит сегодня в России, а специализированные организации по заказу властей. Кроме того, необходимо провести децентрализацию статистического учета. Такой порядок будет в большей степени гарантировать достоверность отслеживаемых показателей.
В условиях замедляющихся темпов роста цен на потребительском рынке повышаются требования к точности расчета индекса потребительских цен, который является одним из важнейших показателей, характеризующих социально-экономическое положение государства и изменение уровня жизни населения (соответствие индекса потребительских цен международным стандартам является важнейшим критерием при его формировании).
Необходима разработка новых концепций и методологий расчетов, таких, как, например, индекса стоимости жизни, который наряду с индексом потребительских цен является важнейшим социально-экономическим показателем. Актуальность его построения на этапе совершенствования статистики определяется кардинальными изменениями в системе обеспечения населения социальными услугами, в том числе жилищно-коммунальными и медицинскими услугами, услугами пассажирского транспорта, и в характере социальных трансфертов для отдельных категорий населения (в части денежных и натуральных социальных льгот). Важнейшим направлением модернизации статистики цен является также реализация международных стандартов.
Требует совершенствования мониторинг цен производителей сельскохозяйственной продукции, цен на промышленные товары, приобретаемые сельскохозяйственными организациями, а также потребительских цен на продовольственные товары, что позволит выявить степень влияния отдельных участников рынка на уровень и динамику цен конечной продукции.
Ценовая информация является важнейшим звеном рыночной инфраструктуры. Все макроэкономические показатели, характеризующие текущее состояние экономики страны и ее динамику, имеют стоимостной характер, т.е. являются производными от цен и физических объемов производства и движения товарно-материальных ценностей. В условиях постоянно изменяющегося уровня цен и их соотношения достоверность и сопоставимость используемой ценовой информации имеет определяющее значения для анализа ситуации, выявления долговременных тенденций и их вектора для организации управления экономическими процессами на всех уровнях управления.
Эффективная система ценовой информации имеет особое значение для предприятий и организаций всех отраслей хозяйства, являясь ядром двигателя рыночной экономики - конкуренции. Без достовер-
ной ценовой информации невозможно оптимизировать хозяйственные связи с поставщиками производственных ресурсов.
Организация системы мониторинга цен должна предусматривать обеспечение пользователей ценовой информацией в объемах, необходимых для решения задач на разных уровнях управления:
На уровне органов государственного управления (федеральных и субъектов Федерации) это следующие задачи:
- оценка достоверности официально определяемой за динамики стоимостных показателей (темпы инфляции, дефляторы и т.п.);
- разработка прогнозов социально-экономического развития;
- экономическая оценка состояния производственной сферы, выбор приоритетных направлений ее развития;
- выработка социальной политики, адекватной изменяющимся условиям жизни населения;
- определение направлений регулирования цен;
- формирование денежно-кредитной политики. Оценка покупательной способности национальной валюты и валют основных партнеров по внешнеэкономической деятельности;
- постановка задач таможенного регулирования;
- использование в практической деятельности антимонопольными и налоговыми органами, а также органами, осуществляющими контроль за ценами.
На уровне предприятия (корпоративного органа управления):
- выбор оптимальных условий снабжения производственными ресурсами и сбыта готовой продукции;
- выработка стратегии расширения рынков сбыта и развития производства на основе информации об условиях деятельности основных конкурентов (определение конкурентных преимуществ на рынке однотипной продукции;
- экономическая проработка инвестиционных проектов;
- внедрение прогрессивных систем учета затрат на производство и упрощение делопроизводства при сбыте продукции в условиях высоких темпов инфляции.
Недостаточная или ошибочная информация о ценах и тарифах при принятии решений на любом уровне порождает самые разные проблемы и может негативно отразиться на процессе постановки задач и их выполнения. Попытки решения информационной проблемы отдельными органами исполнительной власти самостоятельно не дают желаемых результатов. Масштабы и комплексность проблемы требуют системного подхода к ее решению.