Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ'

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КРУПНЕЙШИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИИ / TAX CONTROL / MAJOR TAXPAYERS / FEDERAL TAX SERVICE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мергенов Дамир Асхарович

В статье рассматриваются актуальные проблемы понятия налогового контроля в Российской Федерации. Правовые преобразования в налоговом законодательстве и налоговом регулировании, предложено регламентирование порядка проведения взаимосогласительных процедур в ФНС России в рамках налогового мониторинга. Рассмотрены три критерия необоснованности налоговой выгоды: предоставление недостоверных данных, совершение умышленных действий, совершение операций с лицом, которое не является стороной в договоре. А также изложены выводы в виде конкретных предложений по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности налоговых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES OF TAX AUTHORITIES

The article deals with the actual problems of the concept of tax control in the Russian Federation. Legal transformations in the tax legislation and tax regulation, the regulation of the procedure for conducting mutual agreement procedures in the Federal tax service of Russia within the framework of tax monitoring is proposed. Three criteria for unjustified tax benefits are considered: providing false data, committing intentional actions, and performing transactions with a person who is not a party to the contract. The conclusions are also presented in the form of concrete proposals for improving the control and Supervisory activities of tax authorities.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ»

УДК 343

РО! 10.23672/д 1971 -3023-2590-2

Мергенов Дамир Асхарович

студент 4 курса юридического факультета, Саратовская государственная юридическая академия, Астраханский филиал mergenov-damir@yandex.ru

Damir A. Mergenov

Student 4 courses Law of Department, Saratov State Legal Academy, Astrakhan branch mergenov-damir@yandex.ru

К вопросу

о совершенствовании контрольно-надзорной деятельности налоговых органов

On the issue

of improving the control and supervisory activities of tax authorities

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы понятия налогового контроля в Российской Федерации. Правовые преобразования в налоговом законодательстве и налоговом регулировании, предложено регламентирование порядка проведения взаимосогласительных процедур в ФНС России в рамках налогового мониторинга. Рассмотрены три критерия необоснованности налоговой выгоды: предоставление недостоверных данных, совершение умышленных действий, совершение операций с лицом, которое не является стороной в договоре. А также изложены выводы в виде конкретных предложений по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности налоговых органов.

Ключевые слова: налоговый контроль, крупнейшие налогоплательщики, Федеральная налоговая служба России.

Annotation. The article deals with the actual problems of the concept of tax control in the Russian Federation. Legal transformations in the tax legislation and tax regulation, the regulation of the procedure for conducting mutual agreement procedures in the Federal tax service of Russia within the framework of tax monitoring is proposed. Three criteria for unjustified tax benefits are considered: providing false data, committing intentional actions, and performing transactions with a person who is not a party to the contract. The conclusions are also presented in the form of concrete proposals for improving the control and Supervisory activities of tax authorities.

Keywords: tax control, major taxpayers, Federal tax service of Russia.

Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», внесший в Налоговый кодекс Российской Федерации ст. 54.1 и дополнивший ст. 82 новым пунктом, также не определил понятие необоснованной налоговой выгоды, но именно данный закон завершил, по мнению А.В. Волкова, создание налогового института противодействия злоупотреблению правами в налоговых правоотношениях [1, с. 3-28]. Необходимо отметить, что новая норма содержит оценочные формулировки, которые будут трактоваться по-разному каждой из сторон. Так, например, установлено, что налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу или сумму подлежащего уплате налога только в том случае, если основной целью совершения сделки (операции) не является неуплата (неполная уплата) суммы налога. Но каким образом определить, какая цель была основной при налоговой оптимизации: снижение налоговой нагрузки или экономическая выгода, законом не установлено. Достаточно широким и многогранным

является понятие «искажения налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной жизни». Нечеткость этого понятия тоже может повлиять на дальнейшую судебную практику.

В связи с этим, наиболее емким представляется следующее определение необоснованной налоговой выгоды: это неправомерное уменьшение сумм налогов, а также зачет и (или) возврат налогов , в случаях, когда налогоплательщик формально обладает таким правом, но из-за совокупности недостоверных и искаженных фактов и сведений, отраженных в документах, умышленных действий на применение неправомерных способов снижения налоговой нагрузки налоговые органы могут отказать в таком уменьшении сумм налогов, зачете или возврате налогов, а также начислить штрафы и пени.

В качестве критериев необоснованности налоговой выгоды можно выделить следующие:

- необоснованная налоговая выгода достигается путем отражения недостоверных данных в

бухгалтерской, налоговой отчетности, первичных документах о фактах финансово-хозяйственной деятельности, объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика;

- наличие умышленных действий при совершении сделок (операций), направленных на неуплату (неполную уплату) или необоснованный зачет (возврат) суммы налога (такими действиями можно признать наличие сговора, подконтрольности налогоплательщика и его контрагентов, непроявление должной осмотрительности при выборе контрагента и т.д.);

- обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, которое не является стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать следующие выводы:

1. Рассмотренные особенности контрольно-надзорной деятельности налоговых органов в отношении крупнейших налогоплательщиков имеют ряд недостатков, решение которых позволит разрешить существующие споры в теории и практике, а также предупредить создание новых. Так, например, предлагается регламентировать порядок проведения взаимосогласительных процедур в ФНС России в рамках налогового мониторинга, а также определить порядок обжалования актов налоговых органов, как инспекции, проводящей налоговый мониторинг, так и самой фНс России: в разделе V. 2 Налогового кодекса Российской Федерации сделать ссылку на уже существующий порядок обжалования актов налоговых органов либо предусмотреть специальный порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц, ненормативных актов.

Литература:

1. Волков А.В. Признаки необоснованной налоговой выгоды в контексте злоупотребления гражданскими и налоговыми правами // Вестник арбитражной практики. 2017. № 6(73). С. 3-28.

2. Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи: приказ ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.03.2011, регистрационный номер 20303) // СПС КонсультантПлюс.

2. В целях регламентации сложившейся практики взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками в процессе представления документов и информации по телекоммуникационным каналам связи представляется возможным внесение в п. 17 Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ [2] изменений, касающихся возможности формирования квитанции о приеме в течение 6 дней со дня отправки требования о представлении документов налоговым органом.

3. Кроме того, предлагается исключить оценочные понятия в ст. 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации и определить в нем понятие «необоснованной налоговой выгоды», под которой понимается это неправомерное уменьшение сумм налогов, а также зачет и (или) возврат налогов, в случаях, когда налогоплательщик формально обладает таким правом, но из-за совокупности недостоверных и искаженных фактов и сведений, отраженных в документах, бухгалтерской и налоговой отчетности, умышленных действий на применение неправомерных способов снижения налоговой нагрузки налоговые органы могут отказать в таком уменьшении сумм налогов, зачете или возврате налогов, а также начислить штрафы и пени.

4. В ходе осуществления налоговыми органами своих контрольных функций нередко возникают противоречия, некоторые из них устраняются нормативными актами, некоторые - правоприменительными. В обеспечении эффективного контроля заинтересованы и государство, и общество, так как такой контроль обеспечивает увеличение налоговых доходов государства, не ущемляя частных и публичных интересов.

Literature:

1. Volkov A.V. Signs of unjustified tax benefits in the context of abuse of civil and tax rights // Bulletin of arbitration practice. 2017. № 6(73). P. 3-28.

2. About approval of the Procedure for forwarding a demand to present documents (information) and submission of documents (information) at the request of the tax authority in electronic form on telecommunication communication channels: order FNS of Russia from 17.02.2011 № MMV-7-2/168@ registered by Ministry of justice of the Russian Federation, 28.03.2011, registration number 20303) // ATP Con-sultantPlus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.