Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании института экстрадиции лиц, находящихся в розыске по линии Интерпола'

К вопросу о совершенствовании института экстрадиции лиц, находящихся в розыске по линии Интерпола Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
453
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Прокуратура Российской Федерации / Интерпол / розыск / экстрадиция / выдача лиц / Prosecutor's Office of the Russian Federation / Interpol / search / extradition / surrender of persons

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жасмина Арменовна Искандарян, Сергей Энгельсович Мерзляков

В статье рассмотрен ряд вопросов как теоретического, так и практического характера, связанных с совершенствованием института экстрадиции лиц, находящихся в розыске по линии Интерпола. Отмечается важность рассматриваемого вопроса, выделяется круг вопросов и проблем, возникающих в практической деятельности, а также даются рекомендации, связанные с решением указанных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жасмина Арменовна Искандарян, Сергей Энгельсович Мерзляков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On improving institution of extradition of wanted persons by Interpol

The article deals with a plethora of Issues of both theoretical and practical nature related to the conceptual basis for improving the activities of the Prosecutor's Office of the Russian Federation in the organization of the search of internationally wanted persons by Interpol. It manages to capture the importance of the matter, highlights the complications arising amid practical activities, as well as delivers recommendations pertaining the above-mentioned question.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании института экстрадиции лиц, находящихся в розыске по линии Интерпола»

Закон и право. 2021. № 12. С. 161-164. Law and legislation. 2021;(12):161 —164.

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-161-164

NIION: 1997-0063-12/21-040 MOSURED: 77/27-001-2021-12-240

К вопросу о совершенствовании института экстрадиции лиц, находящихся в розыске по линии Интерпола

Жасмина Арменовна Искандарян1, Сергей Энгельсович Мерзляков2

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Россия

2 Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной

техники» (МИЭТ), Москва, Россия

1 zhasmin.iskand1998@yandex.ru

2 fhistory@miee.ru

Аннотация. В статье рассмотрен ряд вопросов как теоретического, так и практического характера, связанных с совершенствованием института экстрадиции лиц, находящихся в розыске по линии Интерпола. Отмечается важность рассматриваемого вопроса, выделяется круг вопросов и проблем, возникающих в практической деятельности, а также даются рекомендации, связанные с решением указанных проблем.

Ключевые слова: Прокуратура Российской Федерации, Интерпол, розыск, экстрадиция, выдача лиц.

Для цитирования: Искандарян Ж.А., Мерзляков С.Э. К вопросу о совершенствовании института экстрадиции лиц, находящихся в розыске по линии Интерпола // Закон и право. 2021. № 12. С. 161—164. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-161-164.

Original article

On improving institution of extradition of wanted persons by Interpol

Zhasmina A. Iskandaryan1, Sergey E. Merzlyakov2

1 The Russian Presidential academy of national economy and public administration, (RANEPA), Moscow, Russia

2 National Research University «Moscow Institute of Electronic Technology» (MIET), Moscow, Russia

1 zhasmin.iskand1998@yandex.ru

2 fhistory@miee.ru

Abstract. The article deals with a plethora of issues of both theoretical and practical nature related to the conceptual basis for improving the activities of the Prosecutor's Office of the Russian Federation in the organization of the search

of internationally wanted persons by Interpol. It manages to capture the importance of the matter, highlights the complications arising amid practical activities, as well as delivers recommendations pertaining the above-mentioned question.

Keywords: Prosecutor's Office of the Russian Federation, Interpol, search, extradition, surrender of persons.

For citation: Iskandaryan Zh.A., Merzlyakov S.E. On improving institution of extradition of wanted persons by Interpol // Law and legislation. 2021;(12): 161—164. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-161-164.

В современной юридической литературе мы не встретим однозначно понимаемого феномена экстрадиции. Достаточно часто в теории и практике правоохранительной деятельности между понятиями «экстрадиция» и «выдача лиц» различий обнаружить не удается, так

© Искандарян Ж.А., Мерзляков С.Э. М., 2021. ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

как большинство авторов рассматривают их как тождественные.

В частности, Р. Валеев отмечает, что «выдача как форма правовой помощи, состоящей в передаче обвиняемого или осужденного одним государством другому государству, осуществляется по требованию того из них, на территории которого это лицо совершило преступление, или гражданином которого оно является, или

это государство потерпело от преступления значительный урон. Цель выдачи преступника — привлечение его к уголовной ответственности или для приведения к исполнению приговора» [8, с. 91].

И. Лукашук определяет экстрадицию как выдачу лиц, совершивших преступление, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления с целью привлечения их к уголовной ответственности. Кроме того, выдаче подлежат, по мнению данного автора, и лица, осужденные за преступления, но не привлеченные к ответственности в соответствии с действующим законодательством [11, с. 261].

Международно-публичные отношения, по мнению В. Коняхина, позволяют определить экстрадицию как «...совокупность нормативных предписаний, которые регламентируют передачу лица, совершившего преступление, одним (запрашиваемым) государством другому (запрашивающему) государству для привлечения этого лица к уголовной ответственности и (или) отбывания наказания» [10, с. 17—19].

Системный анализ данных отношений позволил сделать вывод о том, что экстрадиция представляет собой нормативно зафиксированную процедуру передачи лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении уголовно наказуемых деяний, а также лиц, в отношении которых был вынесен обвинительный приговор другим государством, гражданином которого данное лицо является, для реализации мер, предусмотренных национальным уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством.

При этом следует отметить и то обстоятельство, что выдача данной категории лиц предполагает учет норм и принципов как национального, так и международного законодательства, и реализуется международными договорами и письменными обязательствами прокуроров соответствующего уровня.

В Российской Федерации институт экстрадиции реализуется Генеральной прокуратурой страны в рамках соответствующих положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [4] и Указа Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 [5].

Анализируя практику реализации институтов экстрадиции в России, можно прийти к определенным выводам. В частности, отмечается, что зарубежными странами в 2020 г. было рассмотрено 461 ходатайство по запросам Генеральной прокуратуры РФ, что незначительно превышает

(на 0,82%) соответствующий показатель 2019 г. При этом количество решений, связанных с отсрочкой в выдаче лиц, возросло на 25%.

Применительно к России динамика данных процессов совершенно иная. В частности, из нашей страны по запросам зарубежных прокуратур было экстрадировано в 2020 г. 3060 лиц, объявленных в международный розыск, что на 27,8% выше, чем соответствующие показатели 2019 г. При этом количество решений об отсрочке выдачи лиц из страны увеличилось за указанный период лишь на 11,8% (85 против 76 в 2019 г.) [6].

Данные цифры лишь частично отражают общую статистическую картину современной практики выдачи лиц по запросам зарубежных стран.

Реализация данного института национальной уголовной политики предполагает необходимость формирования устойчивой модели взаимодействия Генеральной прокуратуры РФ с Интерполом, обладающим необходимыми возможностями по розыску и идентификации ранее обозначенных категорий лиц.

Гарантией обеспечения предусмотренных законодательством прав участников уголовного судопроизводства является системное усовершенствование рассматриваемого института в рамках создания единого свода международных норм, регулирующих материальные и процессуальные аспекты выдачи ранее обозначенных категорий лиц по запросам заинтересованных стран [9, с. 24—32].

Апелляционная практика по делам данной категории свидетельствует о том, что наиболее часто встречающимися жалобами экстрадируе-мых лиц и их защитников являются жалобы, связанные с:

1) необоснованным привлечением их к ответственности;

2) необъективностью проводимого расследования;

3) отсутствием или недостаточностью доказательств, определяющих их виновность;

4) преследованием, связанным с политическими убеждениями или национальностью;

5) применением пыток или возможностью применения после выдачи на родину насилия;

6) вопросами гражданства;

7) сроками давности по инкриминированным деяниям и т.д. [7].

Анализ теории и практики выдачи ранее обозначенных категорий лиц позволил сделать выводы о том, что в действующем уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве имеют-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

ся серьезные пробелы, не позволяющие реали-зовывать институты экстрадиции в строгом соответствии с Конституцией страны и нормами международного права.

В частности,

1) статья 13 УК РФ не фиксирует положение о том, что не может быть экстрадирован человек, преследуемый на родине по политическим убеждениям [2];

2) имеются известные противоречия между положениями ч. 2 ст. 13 УК РФ и ст. 63 Конституции страны, фиксирующие различные правовые основания реализации рассматриваемого института [1];

3) действующее в стране уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает сроков реализации рассматриваемых отношений [3];

4) нормативно не определен порядок выдачи лиц, имеющих двойное гражданство, а также лиц, в выдаче которых заинтересовано несколько стран.

Соответственно, обозначенные проблемы могут быть разрешены:

■ путем формализации понятия «экстрадиция» с соответствующим закреплением его в международном и национальном законодательстве;

■ приведением в соответствие с нормами международного законодательства и Конституцией РФ положений уголовного и уголовно-процессуального кодексов страны;

■ фиксацией в уголовно-процессуальном законодательстве страны предельных сроков рассмотрения соответствующих запросов (возможно по аналогии с соответствующими институтами уголовно-процессуального обеспечения). Как представляется, наиболее реальным будет срок, предусмотренный ст. 109 УПК РФ (домашний арест), — 18 месяцев;

■ путем определения и соответствующего нормативного закрепления норм о применении к экстрадируемым различных категорий принудительных мер уголовно-процессуального характера;

■ установлением правил по определению приоритетов запросов, поступающих из разных стран в отношении одного лица.

Список источников

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_

4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. 30.12.2020) / / http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_

5. Указ Президента РФ от 30.07.1996 № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола (ред. 27.10.2011) // http:// www.kremlin.ru/acts/bank/9805

6. Генеральная Прокуратура РФ. Портал правовой статистики // URL: http://crimestat.ru/ offenses_chart

7. Генеральная прокуратура РФ. Информационное письмо «О Четвертом дополнительном протоколе к Европейской конвенции о выдаче» от 26.11.2018 № Инф-90-6137-18/11262.

8. Валеев P.M. Выдача преступников в современном международном праве (Некоторые вопросы теории и практики). Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1976.

9. Карапетян С.А. Участие прокуратуры Российской Федерации в международно-правовом сотрудничестве // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2017. № 1.

10. Коняхин В. Институт экстрадиции: уголовно-правовая регламентация // Законность. 2005. № 1.

11. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 1997.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993, with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_

2. The Criminal Code of the Russian Federation № 63-FZ of 13.06.1996 (as amended on 24.02.2021) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_

3. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation № 174-FZ dated 18.12.2001 (as amended on 24.02.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_

4. Federal Law «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» dated 17.01.1992 № 2202-1 (ed. 30.12.2020) / / http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

5. Decree of the President of the Russian Federation № 1113 dated 30.07.1996 «On the participation of the Russian Federation in the activities of the International Criminal Police Organization — Interpol» (ed. 27.10.2011) // http:/ /www.kremlin.ru/acts/bank/9805

6. The Prosecutor General's Office of the Russian Federation. Portal of legal statistics // URL: http:// crimestat.ru/offenses_chart

7. The Prosecutor General's Office of the Russian Federation. Information letter «On the Fourth Additional Protocol to the European Convention on Extradition» dated 26.11.2018 № Inf-90-6137-18/ 11262

8. Valeev R.M. Extradition of criminals in modern international law (Some issues of theory and practice). Kazan: Kazan University Publishing House, 1976.

9. Karapetyan S.A. Participation of the Prosecutor's Office of the Russian Federation in international legal cooperation / / Bulletin of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. 2017. № 1.

10. Konyakhin V. Institute of extradition: criminal law regulation // Legality. 2005. № 1.

11. Lukashuk I.I. International Law. Special part. M., 1997.

Информация об авторах

Искандарян Ж. А. — специалист в области правового обеспечения национальной безопасности Юридического факультета имени М.М. Сперанского ИПНБ

Мерзляков С.Э. — кандидат юридических наук, доцент, Заслуженный юрист РФ Information about the authors

Iskandaryan Zh.A. — Specialist in the field of legal support of national security of the Faculty of Law named after M.M. Speransky

Merzlyakov S.E. — candidate of law, associate professor, Honored lawyer of the Russian Federation

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 27.09.2021; одобрена после рецензирования 08.11.2021; принята к публикации 14.11.2021.

The article was submitted 27.09.2021; approved after reviewing 08.11.2021; accepted for publication 14.11.2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.