Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРУПП В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И КОНЦЕПЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРУПП В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И КОНЦЕПЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ГРУППА / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / FOREIGN RELIGIOUS ORGANIZATION / RELIGIOUS GROUP / RELIGIOUS EXTREMISM / FOREIGN RELIGIOUS ORGANIZATION REPRESENTATION / CIVIL SOCIETY / LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вихляев Александр Александрович

Рассмотрены правовые основы деятельности религиозных объединений на территории Российской Федерации; особенности функционирования иностранных религиозных организаций и их взаимодействие с российскими религиозными организациями и группами; опасности, с которыми может столкнуться современное российское общество в свете деятельности религиозных объединений, и пути решения наиболее актуальных вопросов деятельности иностранных религиозных организаций в контексте Стратегии национальной безопасности и противодействия экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вихляев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF IMPROVEMENT OF THE STATE-LEGAL REGULATION OF THE FOREIGN RELIGIOUS ASSOCIATIONS AND GROUPS ACTIVITY IN CONTEXT OF REALIZATION OF THE NATIONAL SECURITY STRATEGY AND CONTRACTING EXTREMISM CONCEPT IN THE RUSSIAN FEDERATION

There are legal basis of foreign religious associations on Russian Federation territory; features of the functioning of foreign religious organizations and interaction of them with Russian religious organizations and groups; dangers modern Russian society may face ahead with in activity of religious organizations, and the ways of solving most topical issues of foreign religious organizations activity in national safety of Russian Federation context in this article.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРУПП В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И КОНЦЕПЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.922 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10220

ББК 67.4 © А.А. Вихляев, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРУПП В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И КОНЦЕПЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Александр Александрович Вихляев, преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: vih.alexander2011@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены правовые основы деятельности религиозных объединений на территории Российской Федерации; особенности функционирования иностранных религиозных организаций и их взаимодействие с российскими религиозными организациями и группами; опасности, с которыми может столкнуться современное российское общество в свете деятельности религиозных объединений, и пути решения наиболее актуальных вопросов деятельности иностранных религиозных организаций в контексте Стратегии национальной безопасности и противодействия экстремизму.

Ключевые слова: иностранная религиозная организация, религиозная группа, религиозный экстремизм, представительство иностранной религиозной организации, гражданское общество, правоохранительные органы.

TO THE QUESTION OF IMPROVEMENT OF THE STATE-LEGAL REGULATION OF THE FOREIGN RELIGIOUS ASSOCIATIONS AND GROUPS ACTIVITY IN CONTEXT OF REALIZATION OF THE NATIONAL SECURITY STRATEGY AND CONTERACTING EXTREMISM

CONCEPT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Aleksander A. Vikhlyaev, Teacher of the Department of Administrative Activity of Internal Affairs Agencies

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika

Volgina, d. 12)

E-mail: vih.alexander2011@mail.ru

Abstract. There are legal basis of foreign religious associations on Russian Federation territory; features of the functioning of foreign religious organizations and interaction of them with Russian religious organizations and groups; dangers modern Russian society may face ahead with in activity of religious organizations, and the ways of solving most topical issues of foreign religious organizations activity in national safety of Russian Federation context in this article.

Keywords: foreign religious organization, religious group, religious extremism, foreign religious organization representation, civil society, law enforcement agencies.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Вихляев А.А. К вопросу о совершенствовании государственно-правового регулирования деятельности иностранных религиозных организаций и групп в контексте реализации Стратегии национальной безопасности и Концепции по противодействию экстремизму в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2020(4):163-6.

Активная внешнеполитическая, международно-правовая, социокультурная деятельность, непосредственная вовлеченность в международные миграционные процессы, и, как результат, глобализацию,

исключительная позиция в области противодействия и искоренения негативных проявлений экстремистской и террористической деятельности на мировом уровне, оставляют неизгладимый отпечаток на функ-

№ 4/2020

Вестник Московского университета МВД России

163

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ционировании нашего государства.

Российская Федерация — многонациональное, светское государство, где одинаково уважаются права и свободы, как коренного населения, так и иностранных граждан. Каждый может беспрепятственно перемещаться по ее территории, выезжать за пределы Российской Федерации, а граждане Российской Федерации — возвращаться в ее пределы1.

Миграционная политика России, ставя перед собой в качестве одной из основных задач обеспечение свободной интеграции иностранных граждан в российское сообщество, осуществляет систематический мониторинг действующего законодательства, и, в соответствии с имеющимися трендами, — модернизирует и адаптирует его под современные реалии и нужды.

Упрощение и социализация действующего миграционного законодательства, с одной стороны, приводит к положительным результатам: повышению демографии населения; развитию внутренней миграции, рынка труда и распределению трудовых ресурсов в соответствии с потребностями различных сегментов экономики, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации; способствует привлечению в отечественную экономику высококвалифицированных иностранных специалистов; реализует государственные программы по возвращению русскоязычного населения, проживающего за рубежом, его интеграции, а также развитию межнациональных связей и интересов в различных сферах социально-культурной жизни современного общества.

С другой стороны, постоянно меняющееся законодательство в сфере миграции создает определенные трудности в его толковании, реализации и правоприменении; социальные гарантии, предоставляемые иностранным гражданам, упрощение получения российского гражданства для некоторых категорий иностранных граждан вызывают недовольство со стороны российского общества; открытость России для мирового сообщества делает ее уязвимой для радикальных религиозных, националистических и шовинистских группировок, в том числе и проповедующих террористические и нигилистски-акцентированные способы воздействия на общество.

Подобные группировки находят последователей среди социально неустроенных слоев населения, лиц, подверженных повышенной внушаемости по вопросам религиозной, расовой и национальной нетерпимости. Для дестабилизации психофизиологического состояния последователей, примыкающих к указанным группировкам, их лидеры используют широкий арсенал запрещенных методов и средств подавления

воли, психологических способов манипулирования сознанием, религиозными воззрениями.

За последние 20 лет проблемы терроризма и экстремизма наиболее актуально стоят перед современным российским обществом. Большинство совершенных на территории Российской Федерации с 1999 года террористических актов, преследуя цели дестабилизации политической ситуации в стране, подрыв деятельности государственной власти и социальной устроенности общества, формально прикрывалось шовинистическими или радикально-религиозными воззрениями, ставя их в приоритет для исполнителей терактов, или превознося их в качестве догм. При этом широкое распространение получили радикальные течения ислама, в особенности, ваххабизма, и иностранные псевдохристианские и языческие секты. Активному распространению подобных течений способствует иностранное сообщество, в частности, запрещенные в России радикально-настроенные террористические и религиозные группировки («Исламское государство» (ДАИШ), Джебхат-ан-Нусра, Свидетели Иеговы, Алеф, Круг Света (бывшая — «Аум Синрикё»)).

Проблема экстремизма, в том числе и религиозного, в России продолжает оставаться злободневной. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в России отмечается значительный уровень преступности экстремисткой направленности. В 2017 году он составил 1109 уголовных дел, в 2018 г. — 958. Самыми подверженными проявлениям религиозного экстремизма остаются субъекты Российской Федерации: Дагестан, Москва, Московская область и Татарстан2. Представленная правовая статистика указывает на то, что тенденций к уменьшению экстремистских правонарушений ожидать в ближайшее время, к сожалению, не стоит.

Таким образом, актуальность административно-правового регулирования сферы деятельности иностранных религиозных организаций, как одного из сегментов, оказывающего существенное влияние на взгляды современного многонационального российского общества, остается открытой.

В соответствии с действующим законодатель-ством3 государство не вмешивается в определение гражданами исповедуемой религии и религиозной принадлежности; не возлагает на религиозные объединения исполнение функций государственной власти и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность таких объединений (если эта деятельность не противоречит положениям Федерального законодательства); обеспечивает светский харак-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ), ст. 27.

2 Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации (подвкладка «Правовая статистика»). Ссылка на источник: http://crimestat.ru/

3 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ, ст. 4.

164

Вестник Московского университета МВД России

№ 4 / 2020

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

тер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, при этом, каждый гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства имеет право на получение религиозного образования по своему выбору, как индивидуально, так и совместно с другими.

Под религиозными объединениями в Российской Федерации понимаются объединения на добровольной основе граждан Российской Федерации и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории государства, которые образуются для совместного исповедания и распространения веры.

Религиозные объединения обладают следующими признаками:

• вероисповедание;

• совершение богослужений или иных религиозных обрядов и церемоний;

• обучение религии, осуществления религиозного воспитания своих последователей1.

Законодательство дает возможность создавать религиозные объединения в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Под религиозной организацией понимается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном порядке, зарегистрированное в качестве юридического лица2.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, создаваемое в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее свою деятельность, в отличие от религиозных организаций, без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица3.

Государственную регистрацию религиозных организаций осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. Порядок регистрации религиозных объединений осуществляется в порядке и в соответствии с административными регламентами4,

1 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ, ст. 6.

2 Там же, ст. 8.

3 Там же, ст. 7.

4 Приказ Минюста России от 28.06.2012 № 122 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о регистрации представительств иностранных религиозных организаций и внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в Реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2012 № 24761); Приказ Минюста России от 03.03.2009 № 62 «Об утверждении Порядка регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2009 № 13470).

№ 4 / 2020 - Вестник Московского VI

установленными и утвержденными действующим законодательством.

Федеральным законодательством обозначен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к учредителям при создании религиозных организаций на территории Российской Федерации.

Так, в частности, иностранные граждане или лица без гражданства, могут выступать учредителями религиозной организаций, за исключением случаев, если в отношении них было принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, или вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской дея-тельности5.

Иностранные религиозные организации вправе открывать представительства на территории Российской Федерации.

Иностранной религиозной организацией признается организация, которая была создана за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства6. При этом, любая религиозная организация, зарегистрированная в соответствии с российским законодательством, вправе иметь при себе представительство иностранной религиозной организации. Порядок регистрации, открытия и закрытия таких представительств также регулируется Министерством юстиции Российской Федерации.

Для представительств иностранных религиозных организаций российское законодательство предусматривает ряд существенных ограничений. Так, представительством иностранной религиозной организации не может осуществляться миссионерская деятельность и на него не распространяется статус религиозного объединения в соответствии с российским законодательством. Это существенно осложняет возможности деятельности иностранных религиозных организаций по реализации своих основных целей: осуществлению вероисповедания, привлечению и обучению их последователей.

Реализация целевых программ иностранными организациями осуществляется путем образования религиозных организаций в соответствии с действующим российским законодательством, а также путем реализации своих основных направлений деятельности через различные религиозные группы.

Религиозным организациям, функционирующим в соответствии с российским законодательством, не запрещается устанавливать и поддерживать международные связи при осуществлении миссионерской и па-

5 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ, ст. 9.

6 Там же, ст. 13.

верситета МВД России- 165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.