УДК 347.191.11
Ю.Н. Полянская
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введение: в статье рассматривается правовой статус иностранных религиозных организаций на территории Российской Федерации. В связи с закреплением в Конституции РФ принципа светскости государства, а также принципа свободы совести и вероисповедания особое значение приобретает вопрос обеспечения государством, с одной стороны, реализации указанных принципов, с другой — общественной безопасности. Анализируются нормативные акты, регулирующие порядок регистрации на территории Российской Федерации иностранных религиозных организаций и их представительств. Цель: сформировать научное представление о гражданско-правовом статусе иностранных религиозных организаций и порядке их деятельности на территории Российской Федерации. Методы: системный, метод сравнения, описания, интерпретации, теоретические методы формальной и диалектической логики, а также частнонаучные методы: сравнительно-правовой и метод толкования правовых норм. Результаты: анализ действующего законодательства показал, что иностранные религиозные организации на территории Российской Федерации имеют статус, отличный от статуса религиозных организаций, зарегистрированных в соответствии с действующим российским законодательством. На них не распространяется законодательство о религиозных организациях, и они не вправе заниматься культовой и религиозной деятельностью. Выводы: деятельность иностранных религиозных организаций на территории Российской Федерации регулируется законодательством о некоммерческих организациях. Для представления своих интересов указанные организации вправе открывать свои представительства. Следует установить закрытый перечень документов для регистрации данных представительств, а также более четко урегулировать вопрос о сроке их деятельности.
Ключевые слова: религиозная организация, представительство иностранных религиозных организаций, полномочия, регистрация представительств, срок регистрации.
J.N. Polyanskaya
CHARACTERISTIC FEATURES OF FOREIGN RELIGIOUS ORGANIZATIONS ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Introduction: The article is devoted to the analysis of the legal status of foreign religious organizations on the territory of the Russian Federation. In connection with constitutional entrenchment of the principle of secularism of the state in the Constitution of the Russian Federation, as well as the principle of freedom of conscience and religion, the issue of ensuring by the state, on the one side, the implementation of these principles and on the other side of public security obtains special importance. The normative acts regulating
© Полянская Юлия Николаевна, 2017
Аспирант кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия)
© Polyanskaya Julia Nikolaevna, 2017
Post-graduate student of the Civil and family law department (Saratov State Law Academy) 157
the registration of foreign religious organizations and their representations on the territory of the Russian Federation are also analyzed in the article. Purpose: the author of the article supposes to form a scientific comprehension of the civil status of foreign religious organizations and the order of their activities on the territory of the Russian Federation based on the analysis of scientific literature and civil legislation. Methodology: in order to achieve this goal, the following methods were used in the process of research: systematic method, comparison method, descriptions, interpretations, theoretical methods of formal and dialectical logic, as well as private-science methods: comparative legal and method of interpretation of legal norms. Results: the analysis of the current legislation showed that foreign religious organizations on the territory of the Russian Federation have a special status different from the status of religious organizations registered in accordance with the current Russian legislation. They are not subject to legislation concerning religious organizations, and they have no right to be engaged in religious and cultic activities. Conclusions: the activities of foreign religious organizations on the territory of the Russian Federation are regulated by legislation on noncommercial organizations. To represent their interests, these organizations have the right to open their representative offices. It is necessary to establish a classified list of documents for the registration of these offices, as well as more accurately resolve the issue of the term of the missions.
Key-words: religious organization, representation of foreign religious organizations, authorities, registration offices, registration deadline.
В Конституции РФ закреплены принципы светскости государства и свободы совести и вероисповедания (ст. 14, 19, 28). Это означает, во-первых, что всем лицам, проживающим на территории Российской Федерации, гарантируются указанные свободы, а также право иметь религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, исповедовать либо не исповедовать религию, во-вторых, равенство всех религий и исповедующих их религиозных объединений перед законом; в-третьих, недопустимость вмешательства государства, его органов и должностных лиц в законную деятельность религиозных объединений и последних в дела государства. Государство должно гарантировать реализацию данных принципов, обеспечивать воплощение свободы вероисповедания и общественную безопасность путем принятия соответствующих законов. Особому контролю со стороны государства подвергаются попытки экстремистской деятельности под предлогом свободы религиозных убеждений и действий в соответствии с ними. На отграничение названной деятельности от законной деятельности религиозных объединений направлены специальные нормы ст. 10 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 3 марта 2016 г.)1, ст. 9, 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 23 ноября 2015 г.)2, а также ст. 3, 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (в ред. от 23 мая 2015 г.)3. В частности, религиозные объединения, осуществляющие экстремистскую деятельность, подлежат принудительной ликвидации, а деятельность иностранных организаций, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 39, ст. 4465; 2016. № 14, ст. 1906.
158 2См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3031; 2015. № 48, ч. 1, ст. 6680.
страны или безопасности государства, может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации, что влечет за собой прекращение деятельности на территории Российской Федерации их структурных подразделений, а также запрет на открытие новых структурных подразделений.
Признаки иностранной религиозной организации установлены в ст. 13 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». В частности, для того чтобы религиозная организация в Российской Федерации признавалась иностранной, она должна одновременно иметь два признака: а) создана за пределами Российской Федерации, б) учреждена в соответствии с законодательством иностранного государства.
Поскольку иностранная религиозная организация не имеет права осуществлять на территории Российской Федерации культовую и религиозную деятельность, на нее не распространяется статус религиозной организации и ее деятельность будет регулироваться Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 30 марта 2016 г.)4, согласно которому некоммерческие неправительственные зарубежные организации вправе иметь филиалы или представительства в Российской Федерации [1, с. 13].
Для соблюдения защиты своих интересов на территории Российской Федерации иностранная религиозная организация вправе открыть свое представительство, не обладающее правами юридического лица обособленное подразделение религиозной организации, действующее в рамках предоставленных полномочий от ее имени и по ее поручению [2, с. 78]. В наименовании такого обособленного подразделения должно содержаться слово «представительство» и полное наименование открывшей его иностранной религиозной организации. Деятельность представительств иностранных религиозных организаций на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с российским законодательством.
В частности, порядок регистрации, открытия и закрытия представительств иностранных религиозных организаций утвержден Министерством юстиции РФ5.
В литературе справедливо критикуется открытый перечень документов, необходимый для регистрации представительств иностранных религиозных организаций, который, с одной стороны, создает неопределенность для иностранной религиозной организации в понимании перечня предоставляемых на регистрацию своего представительства документов, с другой стороны, способствует затягиванию процедуры регистрации представительств и злоупотреблению со стороны должностных лиц. Следует согласиться с мнением о необходимости установления исчерпывающего перечня документов, предъявляемых для регистрации представительств иностранных религиозных организаций [1, с. 16].
Так же, как и иностранная религиозная организация, ее представительство не вправе заниматься культовой и религиозной деятельностью, не обладает статусом религиозного объединения. Закон предоставляет возможность нескольким
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7597; 2015. № 21, ст. 2981.
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 445; 2016. № 14, ст. 1912.
5 См.: Приказ Минюста России от 3 марта 2009 г. № 62 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 13; Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации религиозных организаций и регистрации представительств иностранных религиозных организаций, утвержденный Приказом Минюста России от 31 марта 2009 г. № 98 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 19. 159
иностранным религиозным организациям на основании совместного решения открыть совместное представительство на территории Российской Федерации. Российская централизованная религиозная организация на основании решения своего уполномоченного органа и по согласованию с иностранной религиозной организацией вправе открыть при себе ее представительство. При этом российская религиозная организация участвует в принятии решений, касающихся статуса такого представительства.
Законом установлен 3-месячный срок для регистрации представительства иностранной религиозной организации, который может быть продлен до 6 мес.
Решение о государственной регистрации представительства иностранной религиозной организации служит основанием для внесения сведений в Реестр представительств иностранных религиозных организаций и выдачи свидетельства о государственной регистрации.
Вызывает интерес вопрос о сроке деятельности представительства. Свидетельство о государственной регистрации представительства выдается сроком на 3 года. В последующем на основании заявления иностранной религиозной организации срок действия свидетельства продлевается каждые 3 года. Означает ли окончание 3-летнего срока автоматическое прекращение полномочий по ведению деятельности представительства иностранной религиозной организации на территории Российской Федерации и внесения соответствующих сведений в Реестр? Представляется, что указанный срок является пресекательным и с момента его истечения представительство иностранной религиозной организации не может осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации.
Библиографический список
1. Авдеев В.В. Подразделения юридических лиц: представительства зарубежных организаций, их учет // Налоги (газета). 2012. № 39. С. 13-19.
2. Козырин А.Н. Представительства иностранных религиозных организаций: комментарий Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Публично-правовые исследования. 2012. № 2. С. 76-85.
References
1. Avdeev V.V. Subdivisions of Legal Entities: Representations of Foreign Organizations, Their Accounting // Taxes (newspaper). 2012. No. 39. P. 13-19.
2. Kozyrin A.N. Representations of Foreign ReligiousOrganizations: the Comment of the Federal Law «On Freedom of Conscience and on Religious Associations» // Public law researches. 2012. No. 2. P. 76-85.